Знакомство с Хакасией

15.07.2010 | 19191 просмотр

Мой рассказ о небольшом путешествии из Новосибирска в Хакасию, на выходные. Ездили вдвоем с товарищем, заранее не планировали ни саму поездку, ни маршрут уже после старта. В понедельник спонтанно решили съездить, а в четверг в ночь уже выехали. Расстояние от Н-ска до Хакасии чуть больше 1000 км, плюс по самой Хакасии. Маршрута не было, мы всего лишь распечатали список достопримечательностей (на самом деле, для того чтобы осмотреть все достопримечательности, не хватит и года, наверное, поэтому наш список занял всего три страницы и больше походил на первое знакомство). Утром мы смотрели в этот список и решали, куда же поедем сегодня. Это было какое-то ощущение безграничной свободы — едем куда хотим, без заранее плана, указателей и прочего. Вокруг сопки, за спиной остаются километры дороги, заправки и небольшие передышки в пути. Мы даже как-то на обеды не останавливались, не хватало времени. :-) Завтракали утром и ужинали уже вечером. Площадь республики очень большая, и поэтому расстояние между интересными объектами, которые мы намеревались посмотреть, составляло более 200 км. Несмотря на это, мы не проводили все время в машине, когда добирались до чего-то интересного, осматривали и исследовали пока не надоедало.

Итак, день первый. В этот день мы приехали в Абакан. В пути немного заплутали, поэтому приехали только после обеда (хотя предполагали, что приедем утром). Оставили машину на стоянке и пошли осматривать город. В списке достопримечательностей был Парк ландшафтного дизайна. Место просто потрясающее! Это небольшой парк, площадь примерно 1 Га, на котором причудливо расположены небольшие парки разных стилей: Буддистский Дацан, Париж с Эйфелевой башней, японский сад, крестьянский дворик, грот с лавочками, чайный столик на открытом воздухе, редкие растения (включая березу с черными листьями), пруд с живыми рыбами и многое, многое другое. Причем четкой границы между этими «секциями» нет, один стиль плавно переходит в другой, и все смотрится очень органично и красиво! Нам повезло, мы были в начале осени, когда уже на улице было +5..+10 градусов, поэтому посетителей на весь парк было человек десять максимум :-). У нас даже денег за входной билет никто не спросил, хотя мы несколько минут стояли около кассы и ждали, когда же у нас возьмут деньги. В парке, кстати, есть кресло-качалка, на берегу прудика — небольшой помост с двумя креслами, причем кресла не муляжи, а настоящие деревянные, в них можно сидеть. Так же можно пить чай за столиком, зайти в грот или выпить кофе рядом с Эйфелевой башней. Если будете в Абакане, не упустите возможность побывать в этом чудесном и необычном месте!

Первый день подходил к завершению, и нам необходимо было искать, где переночевать. Мы не хотели останавливаться в гостинице, поэтому взяли с собой палатку и спальники, оставалось только выбрать место для ночлега. Удобнее всего, конечно же, было остановиться около водоема. Озер на территории Хакасии множество, мы выбрали озеро Шира, находящееся примерно в 160 км от города. Говорят, летом на этом озере не протолкнуться, когда же мы приехали, на всем берегу оказались одни. Целое озеро! И никого! :-) Свобода продолжалась. Ночь поездки была тяжеловатой (шел дождь со снегом, дорога проходила в горах), поэтому сил хватило только поставить палатку и приготовить ужин. Даже выпить 100 грамм сил уже не было, только 70 :-). Озеро довольно-таки большое, и на вкус какое-то горько-соленое, т.е. воду пить нельзя. Ночью, когда мы уже спали, приехали местные жители, включили музыку на всю катушку, поорали час и укатили. Думал, подойдут к нам знакомиться, но не подошли. Утром спросил у товарища, слышал ли он, он ответил, что нет. Я поразился, как можно не услышать магнитофон рядом с ухом? :-) Озеро в целом понравилось, думаю, летом большое количество отдыхающих оставит менее приятное впечатление.

На второй день (была суббота) из списка мы выбрали Туимский провал и Сундуки. Провал находился совсем недалеко от места остановки, а Сундуки надо было поискать.

Провал...

«Это место называют ещё Медной горой. Она находится недалеко от посёлка Туим, на месте шахты, которая начала функционировать в 1953 г. Тогда здесь добывали медь, свинец, золото, вольфрам и железо. В 1974 г., после того, как были выработаны основные запасы руды, шахту закрыли из-за нарушения техники безопасности. Поначалу опустошённая изнутри гора не представляла с виду никакой опасности, пока не стали проваливаться под землю животные. На вершине появилось отверстие диаметром 6 м, и гору пришлось взорвать. После этого образовался огромный провал, который со временем частично заполнился водой: так образовалось озеро. В 1991 г. провал расширился, теперь его диаметр достигает 200 м. От вершины горы до поверхности воды около 80 м. Глубина озера — около 40 м. Вода в нём имеет бирюзовый цвет, что определяется растворёнными в ней солями меди». (с)

Когда увидели это чудо, только рты раскрыли от удивления. Я такого поражающего зрелища еще ни разу не видел! Не менее двух часов мы молча ходили вокруг провала, произнося только: «Ух ты!!!» и «Ого!!!». Словами это не описать, это надо видеть. :-) Фото, разумеется, прикладываю, но даже они не передают всего масштаба картины. Конечно, это не самый большой провал в мире, да и в России, однако это первый провал, который мы увидели :-). В сети есть видеоролики с погружением дайверов в озеро на дне провала, если заинтересует, советую посмотреть.

Поселок Туим, кстати, вымирает, работы нет, местным жителям делать нечего. Местные говорят, что в поселок не рискуют ездить даже таксисты. Около провала есть смотровая площадка (даже заходить на нее не стали), потому что гораздо интереснее обойти искусственное ограждение в виде забора, и пойти осматривать провал по окружности. Сторож, который продает билеты, после нашего с ним знакомства и общения, и подсказал, как обойти этот забор :-). И еще сказал: «Зачем вам платить за вход». На наш вопрос, сколько стоит билет, он ответил: «Целых 30 рублей!». Это тоже о многом говорит — 30 рублей для жителя представляют ценность.

Описание Сундуков честно взял из интернета :-). Потому что столько чудес и тайн в одном месте — видеть сложно, это надо знать.

Сундуки... «Массив из пяти отдельно стоящих гор-останцев, высотой до 200 м. Название гряда получила от самой северной горы — Сундука, на вершине которой находится скала в виде куба, после чего останцы получили порядковые номера. Первый Сундук. Наиболее красивый и значимый в гряде в обрядовом и астрологическом смысле. По мнению академика В. Е. Ларичева, изучающего Сундуки около 30 лет, именно здесь располагалась «мировая гора» — астрологическое святилище, включающее жреческий храм и древнейшую обсерваторию. О мифической мировой горе, расположенной якобы на Северном полюсе, учёные знают давно. По преданию, это некая изначальная земля, где жили самые великие боги и где появились первые люди. У каждого народа была своя мировая гора, точнее — её образ. Получается, Первый Сундук — мировая гора для данного региона. Четвёртый Сундук. У подножия этой горы, на каменной стене, находятся наскальные рисунки, выбитые жрецом-художником более двух тысяч лет назад. Петроглифы являются своеобразным героическим эпосом в картинах. В них показан не только нелегкий земной путь героя, но и потусторонний мир, куда он попадает после гибели от рук притаившегося в засаде врага (нижняя часть каменной плиты). Подробнее об их трактовке может рассказать экспозиция Ширинского краеведческого музея. Самым загадочным является петроглиф Белая Лошадь. Учёные предполагают, что рисунок появился примерно 16 тысяч лет назад, в ледниковую эпоху. В образе этой Лошади предкам виделось обновлённое Время. Пятый Сундук — самый южный из всех. Перед ним расположена большая группа могильников. У его подножия находится оросительный канал, один из тех, что сохранился с давних времён (уже в I тыс. до н.э. Хакасско-Минусинская котловина была центром орошаемого земледелия).» (с)

Нам удалось забраться только на две горы, было не очень много времени, и уже немного сил :-). Вид с горы открывается потрясающий! Видно реку Белый Июс (на протяжении нескольких десятков километров река имеет постоянную ширину), видно окрестные горы, леса. Как обычно — вокруг ни души! На вершине горы хорошо ловит интернет через GPRS, вышли в сеть, посмотрели, куда ехать дальше. Дико смотрится человек с ноутбуком на вершине горы, с которой начиналась цивилизация.

К сожалению, наши планы изменила работа. Мы планировали возвращаться в воскресенье вечером, ехать ночь и рано утром вернуться в Новосибирск. Однако еще в пятницу (когда мы еще были в Абакане) сначала позвонили товарищу и сказали, что в понедельник утром ему надо лететь в командировку в Москву. А потом позвонили мне и сказали, что во вторник утром туда же надо лететь и мне (мы коллеги, но работаем в разных фирмах). Поэтому, к большому нашему сожалению, пришлось возвращаться домой в субботу вечером. Так как времени оставалось всего несколько часов, сразу после Сундуков мы решили посмотреть крепость Тарпиг.

Даже и не знаю, почему у меня отложилось, что крепость это обязательно сооружение. Все, что удалось найти об этой крепости в интернете, это: «Памятник находится в Орджоникидзевском районе на вершине одноименной горы правого берега реки Белый Июс в 4 км к юго-востоку от поселка Кобкова в Хакасии». Мы нашли поселок, определили юго-восток, проехали четыре километра — нет крепости. Мы нашли дружелюбных пастухов, которые при подъезде к нам сняли с плеч ружья, но даже они не подсказали нам, где крепость. Кстати, с пстухами вышла интересная история…

— (Мы) Здравствуйте, где-то тут неподалеку находится крепость Тарпиг. Подскажите, как можно к ней проехать?
— (Пастухи) Ой.. Какое у вас такси белое. Быстро ездит? Как ракета?
— (Мы) Да не жалуемся, когда надо, может и быстро.
— (Пастухи) Ну тогда вы до крепости очень быстро доедете, точно вам говорю.
— (Мы) А куда ехать, в какую сторону?
— (Пастухи) На такой ракете тут и ехать не надо, можно почти пешком пойти.

Все это сопровождалось доброжелательными улыбками :-). В итоге минут через пять такой болтовни один из них махнул рукой в сторону какого-то поля и сказал, что ехать минут пять, не более. Мы и поехали, сначала по асфальтированной дороге, потом по наезженной колее в поле, и только когда колея исчезла, и трава стала выше машины (машина легковая), нас стали терзать «смутные сомнения». Покружили, кое-как выехали на трассу, остановили трактор, асфальтоукладчик, грузовик — никто не знал, где эта крепость. Решили вернуться в село и узнать там. В селе зашли в магазин — не знают, зашли на почту (кстати, местный почтальон обзвонила всех родственников, но никто не знал, как выглядит эта крепость), тоже не знают, и опрос местных жителей так же ничего не дал. Время поджимало, на поиски уже ушло не менее трех часов, и мы почти решили возвращаться. Напоследок захотели глянуть, как же выглядит эта крепость: открыли фото из интернета и увидели подозрительно знакомые очертания горы.

В общем, вот что представляет из себя крепость Тарпиг: «Крепость занимает весь участок крутого склона вершины горы. Всего укрепление имеет три линии стен. Первая внешняя стена, протяженностью 90 м, имеет оборонительное назначение. Вторая линия стен, параллельная первой, находится внутри укрепления. Стенка сооружена в иной технике. Массивные плиты песчаника поставлены длинной плоскостью наружу, а с внутренней стороны их подпирают плиты-контфорсы. Третья линия стен расположена в юго-восточной части крепости. Общий размер крепости 90 м х 85 м и характерно для эпохи средневековья (IX-XII вв.), характеризующейся феодальной раздробленностью и военными конфликтами». То есть это гора! И эта гора была за спинами пастухов, когда мы с ними общались, и они это знали! Вот такие местные шутки :-).

У подножия Тарпига на берегу Белого Июса находится великолепный раннетагарский могильник и таштыкские склепы с несколькими поминальными рядами вертикально вкопанных стел. Строительство и функционирование крепости приходится на IX-XII в. н.э. Памятник находится в Ширинском районе Хакасии на вершине горы Тарпиг.

Маленькая белая точка — это наша машина :-)

Крепость нас тоже поразила. Во-первых, видом с вершины (видно окрестности на много километров вокруг), во-вторых, как же люди затаскивали такие тяжелые камни на вершину! В-третьих, у подножия очень большое количество могильников (их по всей Хакасии тысячи), и поэтому само место навевает уважение к павшим войнам. После осмотра крепости оставался только ужин на берегу реки и обратная дорога.

Краткий итог: за двое с половиной суток проехали почти три тысячи километров, набрались впечатлений на всю зиму, отдохнули (хотя и подустали в дороге), познакомились с Хакасией. Весной хотелось бы еще раз съездить, на несколько дней. Очень хочется найти Храм Времени и Драконов. И еще обсерваторию — выемки в горе, увидеть самую большую буддистскую мантру, Ергаки и еще многое другое :-). Надеюсь, получится.

Бердск
Отличные выходные!

Молодцы! Ставлю зачёт!

ПРОВАЛ это что-то!))) думаю он скрывает много тайн.
был человек-к ногам гирю-и нет человека............
Все хорошо, все отлично написано, но люди, дайте цифры, затраты, на чем ездили???

Сибирь-Алтай
Alex_3k:
Ага, тоже интересно.
Регистрация товарных знаков, патентов, НМПТ и всё, что с этим связано.

Красивые фото!

aegii:
ПРОВАЛ это что-то!))) думаю он скрывает много тайн. был человек-к ногам гирю-и нет человека............
Ну а что смеятся, так и есть. Местные жители так избавляются от надоедливых туристов ))
Мой отзыв: Nissan Primera 1998

Шутка конечно, приезжайте к нам в гости в Хакасию

Молодцы! Просто взяли и поехали!

Здорово! Когда то я жил и учился в школе в Шира,замечательные места,надо как то с Иркутска туда рвануть!

Где-то там
Сообщений: 19250
Красотищаааааа!!!
если незнакомые люди вам уделяют много внимания, значит вас хотят либо нае@ать, либо вые@ать.

Lena-Omsk
Безгранична и разнообразна наша Родина....

Красота! Летом наверное отбоя от туристов нет.
Просто на выходные 1000 км.... Молодцы, ребята!

Snowcap
только вчера приехал с СШ водохранилища

Молодцы. Был там три года назад. Провал тоже поразил. А что самое интересное это местный прикол " добросить камень до озера на дне провала" У нас не получилось, камни не долетали, падали на берег у озера. Обман зрения.

Пермь-Иркутск
Свобода действий, независимость - Хакасия, красота! Молодцы! А у меня пока что мечты. Надеюсь, что мечты сбываются и я когда-нибудь окажусь в Хакасии!!!

и ни слова о "маленькой белой точке"...)
Костлявый Слоник:
и ни слова о "маленькой белой точке"...)
+пятьсот :))

там классно
http://lobovoe.com/katalog/SNOW - лобовое стёкло для снегоходов!

тоже недавно там побывал

Просто Петя
Да, парни, вы правы. Чтобы увидеть, почувствовать Хакасию, нужно путешествовать по ней долго, вы действительно видели лишь мизерную её часть. Природа необыкновенная: я думаю, мало где ещё на земле можно за один день путешествия лицезреть пейзажи словно из американских фильмов-вестернов, потом какие-то вообще инопланетные, а потом ещё и горы с заснеженными вершинами. Хакасия есть ещё и горная, где высоты превышают 2,5 км. И везде памятники древности, чувствуется какая-то особая энергетика. Много нищих деревень, правда. Короче, впечатлиться есть чем на каждом шагу, особенно для того, кто оказывается тут впервые в жизни. Хотя зимой всё выглядит поскучнее, поэтому, если поедите, уже будет не так интересно.
Всем рекомендую и желаю проехать в южную часть Хакасии, в Таштыпский район, город Абазу и дальше в горы, в сторону Тувы.

Молодцы! Фотки красивые, отчет отличный +5

Всем привет!
Ездили на Nissan Sunny, 2002 г.в., передний привод. Проехали везде где могли, но не везде, где хотели :-) Где не могли проехать - шли пешком.
Затраты: бензин около 4500р., продукты - минимум. Мы особо не считали сколько уходит, ехали и ехали, куда хотели. Расход смотрели уже по факту.

Хакассия-для хакасов!
Если ваши факты противоречат моей теории, тем хуже для ваших фактов.

Алтайский край
Красивейшие места! Автор, спасибо за познавательный экскурс! Завидую людям, которые могут быть так легки на подъем. Словно за огороды по-ягоду сгоняли :)

Удмуртия
скоро еду туда на Дромфест-2010!
Растения очень полезны, они вырабатывают кислород, жизненно необходимый автомобилям!

омск
зачетно

Минiн тоорем чıрем!!!

КУЗБАСС
Молодцы! Хоть и совсем мало, но с толком! Хакасия и Алтай - одни из немногих мест, где природа так гармонирует с человеком. Древние тюрки и скифы знали толк в выборе мест проживания.

красноярск
молодца

Зачет )))

Усть-Илимск
Сообщений: 2033
Хакасия... Красота.... Сколько раз там был и буду))
Митя70:
скоро еду туда на Дромфест-2010!
И я еду! ))))
Там увидимся))
Были Avenir 11, Serena 24, Stagea 34
Есть Elgrand Е50 QD32
Skyline GT HR30 82г. и GTR
Мой отзыв: Nissan Serena 2002

молодцы!

KEMEROVO - столица KUZBASSа!!!
Даааа, Хакасия - это потрясающе!
Ездим туда уже пятый год. Энегретики там набираешься как раз на год!
Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще. (С) Mlle Coco

Красота!!!!

тоже понравилось

Да, места у нас красивейшие.Трудно поверить наверно, но в 80-90 км от Сундуков(степь), уже глухая,непроходимая кемеровская тайга:)В общем мест завораживающих и останавливающих на мгновение кровь полно.

А ещё стоит посетить посёлок Приисковый,Ивановские озёра,водопады и покататься на лыжах с гор, числа 20 июня...
Toyota carina 1992г.Nissan pulsar 4wd.1999г. Nissan Tino 2002г.QG18

ganesha007

Да, интересно, на каком автомобиляе ездили то? А то маленькой белой точке и не поймёшь:) А так,- хороший рассказ!

Rastabarabasta:
Приветствую! Ездили на Ниссан Санни 2002г.в., передний привод. В комментариях уже написал :-)

ganesha007:
Сам неделю назад побывал первый раз в Хакасии. Жил неделю. За это время на своем авто объездил почти все достопримечательности - туимский провал, сундуки, пещера крест, пещера археологическая и т.д., короче куда возят народ на экскурсии за большие деньги. Жаль что не был на ивановских озерах, далековато в от ширы, почти две сотни только в одну сторону. Также объездил несколько озер - шира, киприно, тус и д.р. Сам с Томской области. Наших в тех краях встречается как собак нерезаных, очень много. Наверное наш регион на третьем месте после местных и красноярска.
Отличное путешествие! Как обычно - не хватило на все времени? :-)

pip

Ново$ибирск
Кезя:
Отличное путешествие!
+ стотыщщмильёнов!!!
Выходные - супер!
Когда споришь с дебилом, подумай, может он делает то же самое.

Бийск, где то на Алтае
Замечательный отчет. Я в конце прошлой недели вернулся из Хакасии.
Я сам живу на Алтае, а жена родом из тех мест. Ездили тоже на машине с женой и сыном. Конечным пунктом был Саяногорск. По дороге останавливались и ночевали на оз.Шира, Малое Беле, смотрели Туимский провал. Красота непередаваемая словами. Брали с собой цифровую зеркалку CANON EOS 450D, нафотали больше тысячи снимков.
Летом степь другая, преобладает зелень, а на твоих фотографиях буйство красок.
Хакасия, можно сказать, моя вторая любовь после Алтая, но сравнивать с Горным Алтаем не буду, это другое.
— Нет подписи.

Минусинск
Aleks999:
тоже недавно там побывал
ну это уже Красноярский край, гора Тепсей
Toyota Caldina AT211 2000 7A-FE
Коли доктор сыт, то и больному легче (с)

Я родом из Хакассии - такое написание было раньше. Планирую поездку туда тоже. С интересом прочитал Вашу заметку. Неплохо для двух дней. Рекомендую на будущее (чтобы не плутать и от дэпэсников уберечься) навигатор «Navitel» c навигационной программой «Navitel» и радар-детектор фирмы «Whistler PRO-68». Опробовал лично. Приятных отдыхов!

ganesha007:
Сам неделю назад побывал первый раз в Хакасии. Жил неделю. За это время на своем авто объездил почти все достопримечательности - туимский провал, сундуки, пещера крест, пещера археологическая и т.д., короче куда возят народ на экскурсии за большие деньги. Жаль что не был на ивановских озерах, далековато в от ширы, почти две сотни только в одну сторону. Также объездил несколько озер - шира, киприно, тус и д.р.Сам с Томской области. Наших в тех краях встречается как собак нерезаных, очень много. Наверное наш регион на третьем месте после местных и красноярска.
Это достопримечательности не Хакасии, а Ширинского района р.Хакасии и то небольшой части района.)))))
Молодцы, очень хороший отчёт. Только аккуратней будте, Хакасия затягивает, как наркотик. Я уже года четыре из Томска туда летом стараюсь каждые выходные смотаться, вот на эти не получилось(приболел), теперь ломает, но 25-ого там обязательно буду.
P.S. Моё мнение, сугубо личное: пока не увидели Ивановские озёра и р.Коммунар с телевизионной башни - ни чего не видели)))

Rastabarabasta:
Авто было honda fit. На многочисленных подъемах хакасии себя чувствовала отлично

Проехал по всем проселочным дорогам, где только ездил

ganesha007
Кезя:
Отличное путешествие! Как обычно - не хватило на все времени? :-)
Время и погода малость подвела

рпг-7
Отличная прогулка на выходные. Немного необычный маршрут выбрали. Мне больше нравится ездить на юг от столицы. Разместил фото. Это тоже Хакасия.

В Хакасии хорошо, но немного скучновато.
Civic 1994
Civic 2000
Accord Wagon 2003
Civic 5D 2007 MT
Peugeot 407 2007
Xtrail 2008
Мой отзыв: Honda Civic 1994
Ребята, Народ, Пацаны, Люди!!!!!
Жду Вас всех в наших краях!!!
Я рад что Мой Край Интересен Вам.
Добро Пожаловать!!!

Сообщений: 1990
Эх, оказывается, как мало видел. Значит, придется еще раз приехать, так же на 3-4 дня (больше не вырвусь) :-(
Через месяц поеду, теперь уже на Legacy Wagon.

Z. R. W.
[quote=Чеслав74]Спасибо за отчет! Прочитал с удовольствием! Очень грамотно изложено, даже, я бы сказал, профессионально. Все же надеялся, что включите в план мероприятий посещение общины Виссариона. Там же где-то недалеко от Абакана они проживают, но никакой свежей информации нет...Может кто поедет, поделитесь...[/Виссарионовская секта находится в Красноярском крае

Черногорск
Автору спасибо!всегда приятно слышать хорошие отзывы о родном крае) молодцы!так держать!)))

рпг-7
"ganesha007 позволю с вами маленько не согласиться) в шира летом 19 региона меньше,чем 24,70 и 42 )))естественно 24 региона больше всего)"
Ну это нормально. Летом 19 регион отдыхает на юге Красноярского края... Я сам планирую в августе на выходные в Новосиб прокатиться. На то и колёса, чтоб новые земли осваивать...

Esculap:
ну это уже Красноярский край, гора Тепсей
Абсолютно в дырочку.
Ездил по краю фотал,
потом в магазине покупаю лимонад.
На этикетке фото этой горы и напиток называется Тепсей.

в своё время долго не могли найти "Сулекскую писаницу" и ни один из опрошенных местных не мог подсказать.
первя картинка - ориентир по карте, вторая - вид на стенку с дороги. очень жаль, что её загадили надписями типо "...здесь был..."(((
ENU-14 & GX-71

Познавательно. Спасибо!

СПб
Хакасия класноее место, когда жил там не замечал красоты. Хороший отчет!
Верю: В ПВ, Автомат Калашникова и мир во всем мире!!!

www.nevres.ru

Местные - из тех, кто вменяем - возмущаются. Туристы зас.рали всё...
RA-6 Absolute 2002 г.
Хорошо сформулированный вопрос отпадает сам собой.

Электросталь - атомный город

Вдвоем с товарищем?
А чё без девчёнок?...
Или щас так модно?
Ты что гомофоб? Это их личный выбор!

с Владика
А кто чё говорит? Конечно это их личное дело, то что они отдыхают вдвоём. Это их личный сексуальный выбор.

Здорово)

Yumka
Второе название отзыва..."ГОРБАТАЯ ГОРА"

38 регион
Да Хакассия - поистине здравница, отдыхать там клёво!
NISSAN DUALIS-20G Four. 2007г дв.MR20DE-V2.0.