|
Во Владивосток
Долго у меня машины не было, вроде и не очень нужна была. А тут только за квартиру рассчитался, черновая отделка, ремонт надо делать, без машины никак. Начал потихоньку машинку присматривать, чтобы мешки можно было возить подешевле, денег на тот момент было тысяч 120.
И вот, в конце апреля 2006 года встречаю на улице знакомого, К., работали в одной смене когда-то, лет за 15 до этого. Разговорились. Он сказал, что у него в мае отпуск, и что он собирается во Владивосток. Ехать ему было не с кем. Я его послушал, сказал, что если найду деньги, и если на работе меня отпустят, то тоже поеду. Поговорил на работе — дали на две недели отпуск, сам удивился. Получил зарплату, отпускные, занял немного, набралась 171 тысяча. В воскресенье, 14.05.06 сели в поезд (билет 6 500) и поехали.
В пятницу утром 19.05.06 были на месте. Встретил нас на «маркушнике» парень знакомый, отвёз на квартиру, где мы и поселились, 250 рублей в сутки за койку, горячей воды нет, до Зелёного угла одна остановка в гору на маршрутке. Вещи бросили и на рынок. Только осмотрелись, слух прошёл, пароходы мол с машинами не разгружают, таможня закрыта, новый закон вышел про евро 2. Покупашки начали хватать всё подряд.
Я мог потратить на машину не больше 5 500 $ при курсе 27 руб. за доллар, тогда у меня на обратную дорогу оставалось около 13 т. р., хватало по всем расчетам. Начал машину выбирать. За эти деньги выбор был такой: «Калдина» или «Королла» рессорные, «Хонда Партнёр», «Ниссан АД», «ММС Либеро», «Сузуки Балено» и всякие мелкие машинки. Нашёл «Калдину» за 5 600, полдня возле неё ходил, хозяин не появился. Посмотрел ещё несколько штук, не по карману. Начал «Короллы» с «Ниссанами» смотреть, и «Хонды» свои любимые. «Партнёры» попадались то 4WD, то 1,3, то на механике, а я хотел купить «полторашник» с автоматом, цены от 4 500 до 5 200, 99-00 года, всего штук 5 было их на рынке, в первый день ничего не выбрал.
На следующий день, 20.05.06, в субботу с утра чуть не купил «Субару Импреза», ещё одна мечта, кстати. Просили за неё 5 500, белая, передний, универсал, 1,5, 2000 год. Я им предложил 5 200, они похихикали и не согласились. В конце дня они за 5 100 мне её отдавали, да денег уже не осталось. «Хондарей» хороших не было. Начал опять смотреть всё подряд. Почти купил было «Сузуки Эскудо» дизельный, пятидверный, вишнёвый металлик, 97 года за 5 500, прекрасное было состояние у машины, хоть и с пробегом, да продавец соседний шепнул, что косяк в движке серьёзный. Поверил, ехать-то далеко.
В середине дня вспомнил, что на стоянке, куда мы в первый день зашли к друзьям К., есть «Партнёр», и я его не смотрел. Зашли. Чё это, говорю, за «покойник» у вас? Рукой махнули как-то безнадёжно. Стоит он в сторонке, колёса полуспущены, слой копоти какой-то липкой на нём, не мыли несколько месяцев. Ценник стоит – 5 800. 2001 год, конец июля. 74 112 пробег. Реально. Взял ключи, открыл – новая машина. Прикуриватель новый, пепельница новая, чехольчики белые на сиденьях, на кнопках плёнки заводские, дуга сзади тоже в плёнке, запаска новая, домкрат новый, палец засунул в выхлопную трубу – следов копоти нет, все наклейки под капотом на месте, все жидкости в норме, книжки все, мотор шепчет. Таможня – октябрь 2005. Странно. Полгода стоит. Но сильно понравилась машинка. Думаю – скажу 5 400, потом, может, 100 добавлю, больше нет. Дождались начальника, он мне рассказал, что машину купили по осени, в момент очередной паники на рынке в связи с очередной попыткой запретить правый руль. Что обошлась она в 5 800, и он не может продавать машины в убыток. Я сказал, что понимаю, но денег у меня только 5 400. Он подумал и говорит: я эту разницу взыщу с того, кто в Японии её так дорого купил. Договорились, в общем. Наколки у него были не детские. Такой взыщет.
Доллар в этот день стоил 27,1, отдал за машину 146 340 рублей. Оставил её на стоянке. Тогда же, с утра, в субботу купили одну машину для К., осталось ему ещё три приобрести.
В воскресенье 21.05.06 ничего не купили. 29.05.06 утром мне надо было выходить на работу.
В понедельник утром проснулись – на улице ливень. Я начал собираться на рынок, смотрю – а К. что-то не торопится. Я у него спрашиваю: «Почему не собираешься?» Он говорит: «В такую погоду там никого нет, завтра пойдём». Я ему говорю: «А если мы завтра тебе три машины не купим, что тогда?» Он говорит: «Послезавтра купим». Я говорю: «Мы не успеем до понедельника вернуться домой, я на работу опоздаю».
— Позвони, договорись, что попозже приедешь.
— Мы с тобой договаривались, что за три дня купим машины и домой поедем?
Он говорит: «Договаривались, но машин мало, я такими деньгами рисковать не могу, что попало брать не буду». Тут я ему говорю: «Тогда я один поеду». Кинул тапочки в сумку, ружьё на плечо повесил, попрощались мирно, и дороги наши разошлись. Он приехал домой через две недели после меня. И «сайга» у него тоже с собой была.
Обратная дорога. Понедельник. 22.05.06
Приехал на рынок, застраховал машину на год в ВСК (2 500), спросил, как из города выезжать (забыл за 10 лет), записал показания спидометра и поехал под горочку в сторону дома. Уссурийск прошёл без приключений. Дождь прекратился, мотор пел, и я даже подумал, что жизнь удалась, но не долго музыка играла.
Сначала в салоне появился лёгкий запах кислоты. Потом заморгала лампочка генератора. Потом она загорелась и уже не гасла. Тут я и понял, почему её полгода не покупали.
Остановился на заправке. Открыл капот, всё в электролите. Аккумулятор кипит. Нашёл бутылку пластиковую на помойке, обрезал, отсоединил от пожарного крана шланг, открыл воду и хорошо помыл двигатель. Включил все лампочки, какие в машине есть, и поехал. Запах скоро снова появился. Спросил у гаишников, где найти электрика. Сказали, в селе Спасском. В шесть вечера приехал в мастерскую. Электрик уже ушёл, но ему позвонили, вызвали, часов в семь вечера начали ремонт. Оказалось, что сгорела шоколадка, и хондовской шоколадки в селе Спасском нет, и заменить её другой нельзя, т.к. у всех 3 провода, а у «Хонды» 4. Решили на общем собрании, что надо мне ехать завтра на поезде во Владивосток, искать запчасть. Позвонил К., обрисовал ситуацию. Он обещал найти. Ночевал в мастерской.
Вторник. 23.05.06
В 6 утра сел в поезд. Через пару часов позвонил К., сказал, на каком разборе есть похожий генератор. Вышел на Первой речке, договорился с таксистом, что за 500 руб. он меня свозит на авторазбор за городом и вернёт на это место. Приехали на разбор, оказалось, генератор там от Д16Б, на мою машину не подойдёт, больше по размеру, а мы родной еле вытащили. И год другой, и фирма-производитель другая, на мой вообще не похож. Больше вариантов на этом разборе не было. Поговорил с таксистом, пообещал ему денег сколько скажет, и поехали мы искать генератор или шоколадку по всему городу. Ездили до 15-00, не нашли.
Под конец где-то увидели от Д13Б генератор, купил за 900 руб., дал таксисту 1 000, взял билет на поезд за 250. Сидел час на перроне, поезда ждал. А если не подойдёт, думал, что делать-то? В 17-00 поехал назад в Спасское. Приехал, дошёл до мастерской. Все уже ушли домой. Лёг спать.
Среда. 24.05.06
Часам к 12 машину мою сделали. С того дня до этой минуты ведёт она себя хорошо, не ломается, даже аккумулятор ещё больше года отработал. Рассчитался за ремонт – 220 рублей. Давал больше – не берут. Водки хотел купить им – кассирша сказала, что лучше благодарность в специальной книге написать. Всем эту мастерскую рекомендую. Хорошие люди. Хозяин Баранов Владимир. Его в Спасском все знают. Стоил мне генератор всего: 220 + (2 * 250) + 900 + 1 000 = 100 $. Найти только эту мастерскую не просто. Она за железной дорогой, на горе, около санатория.
До Хабаровска быстро доехал. Часов в 6 вечера переехал Амур по мосту. На озере перед Биробиджаном обклеился и поехал дальше. Раньше не обклеивались. Сразу бамперы снимали. Вечером произошла смешная история. Еду. Впереди меня два мужика выносят длиннющую, всю кривую трубу и кладут её поперёк дороги. Я останавливаюсь в 100 метрах, начинаю собирать ружьё. Они берут трубу и уносят её с дороги. Я к ним быстренько подъезжаю и спрашиваю: вы зачем трубу на дорогу выносили? Они говорят: «Несём в металлолом, устали, отдохнуть решили». Ехал потом ещё долго, где-то под Архарой ночевал, не помню, но утром, на следующий день, я пытался дозвониться до дома с моста через Зею, ни МТСа, ни БИЛАЙНа там не было.
Четверг. 25.05.06
Началась «федералка». Раньше такого названия не было, а асфальт от Свободного до Шимановска был отличный. После Шимановска из-за аварии час простоял, здоровый четырёхосный японский грузовик с помидорами съехал с дороги и перевернулся. Водила дал грузчику порулить. Позади меня в пробке этой стояли четыре якутских «перегона», я с ними немного поговорил. Тут краны дорогу освободили, и поехали мы дальше. Ехали-ехали, дело к вечеру, смотрю – около одного кафе машин стоит штук 50, перегоны водку пьют, расслабляются. Знал бы я, что меня дальше ждёт, купил бы бутылку, выпил бы её тут же и спал бы до пятницы. И поехал я дальше.
В деревне Ковали решил бензина налить. Работала одна колонка, около неё заправлялась белая суперовая «Королла», года 88-90. Затонированная. С номерами. Рядом с машиной стояли 4 человека. Судя по их рожам, сидели они часто, подолгу, и освободились недавно по ошибке. Когда я подъехал, один из них что-то мне сказал, типа не лезь без очереди, я не расслышал, дорога пыльная, окна закрыты, короче, задирался он. А я дуракам всегда дорогу уступаю. Когда они заправились и уже собрались отъезжать, тот же самый мне сказал что-то вроде: теперь можешь заправляться, и уехали они. Я бензина налил, давление в колёсах проверил на шиномонтажке и выехал на дорогу в сторону Невера. Перед первым мостиком, в 200 метрах от края деревни, стояла знакомая мне «Королла». Проезжаю мимо, разглядываю её спокойно, и понимаю, что не такая она какая-то стала. Смотрю – номеров-то на ней уже нет. Остановился я метров через 300, на горе, на виду у деревни. Думаю, чего они в машине-то сидят, может, ждут кого. Может, меня пасут? Раз были на заправке с номерами, значит не готовились, увидели, лох один едет, решили заработать на пиво. Ствола, наверно, нет в машине. А у меня с собой. Достаю ружьё, собираю его медленно, оно на солнце блестит, далеко видно, заряжаю, кладу на заднее сиденье. Стоим. Сделал пару бутербродов (хлеб с кетчупом, денег уже было только на бензин), поел не спеша, водички попил, сходил по маленькому. Прошло минут 20. Хотят они, чтобы я от деревни уехал. Если ГТ-шная «Королла», могут догнать или впереди что-то такое есть, что я сам остановлюсь… Одному ехать нельзя. Перегоны как вымерли все, ни одной машины за полчаса. А может, эти уголовники просто выехали на природу, сидят там в машине, траву курят? Проверю, думаю. Машинку завёл и рванул вперёд. «Тойота» тоже поехала. Я сразу остановился, открыл окна слева, ружьё на колени положил. Проехали они мимо и скрылись за поворотом. Я постоял ещё минут 20. Попутчиков не было. Поехал потихоньку. Километра через 3 смотрю, стоят. Опять сделал пару бутербродов, водички попил, сходил по большому. Прошло полчаса. Чуть не заснул, не заметил, как «Королла» уехала. Ещё немного постоял, ни одной машины на «федералке» за полтора часа. Поехал. Через пару километров вижу мостик, стоят перед ним. Они меня заметили, переехали мостик по объезду и встали за ним. Я подъехал и встал на их место перед мостом. Ещё полчаса простояли. Потемнело немного. Я уже хотел было рвануть назад, в деревню, прибиться к какой-нибудь колонне да проехать это место спокойно, но в это время подъехали четыре якутских перегона, с которыми утром разговаривал, по машинам их узнал. У одного «Сузуки» универсал был, я к такому тоже приценивался на базаре. Пока стояли утром в пробке, интересовался я у этого якута, что за машина. В итоге, встал я впереди колонны и поехал. «Тойота» сразу тронулась, свернула на просёлочную дорогу и уехала в сторону Невера. Доехал я с перегонами до Т-образного перекрёстка, они свернули направо и остановились. Я им говорю: «Ребята, проеду с вами немного, а то эти жулики на «Тойоте» достали уже». Они мне говорят: «Пожалуйста, но мы в Якутск едем, а тебе в другую сторону». Совсем я географию забыл. Попрощался с ними и поехал на Невер. По пути поплутал немного по недостроенной развязке, среди насыпей циклопических дорогу нашёл только с помощью местного шофёра, встречный ГАЗ-53 остановил, спросил, как на Иркутск проехать. Заехал в Невер, смотрю, «Тойота» моя на боковую улицу шмыгнула, а сзади белый «Эксперт» пристроился. Доехал я почти до выезда из Невера на Сковордино и остановился напротив шиномонтажа. Перегонов не было. Назад дорогу короткую я не знал, вперёд по незнакомой дороге я от них мог и не уехать. Стрелять в деревне в местного жителя, при свидетелях с его стороны? Скажут, он просто закурить хотел попросить. Почему они в деревне-то деньги не вымогают? Ведь проще всего… Грохнуть, что ли, хотят? Прошло минут 40. Стемнело совсем. Тут появилась колонна из 5 или 6 грузовиков с легковушками в кузовах, я встал к ним в хвост и выехал из Невера. На первом же от деревни крутом подъёме «Тойота» меня догнала и стала отжимать на обочину. Я быстрее ехать не мог, т.к. почти упёрся в грузовик. Дальше у меня в голове какие-то обрывки воспоминаний. Кончилось всё тем, что грузовики увидели мои манёвры. Может, они решили, что я хочу их обогнать, может, они поняли, что на самом деле происходит, но они на этой горе встали, причём на встречной полосе, и открыли мне дорогу. Я проехал мимо последнего грузовика, он сразу тронулся и закрыл за мной калитку. «Тойота» осталась позади колонны. Больше я её не видел.
Грузовик последний был маленький белый «Исудзу Эльф», а в кузове у него стоял «Марчик» лупоглазый, мокрый асфальт вроде. До смерти вспоминать буду с благодарностью. Поморгал я грузовикам аварийкой и как притопил…
Часа в 2 ночи стал засыпать. Остановиться негде, ни заправок, ни деревень, ничего нет. Я ехал за двумя какими-то машинами. Думаю – если через 5 минут не найду, где остановиться, прямо на дороге встану. Если не встану – разобьюсь. Тут попутчики остановились, вышли мы отлить, и они меня спрашивают, как будто сто лет знают: «Дальше поедем или заночуем?» Я говорю: «Засыпаю, дальше не поеду». Они говорят: «Тут через 100 метров харчевня». Подъехали, вагончик стоит, я между какими-то машинами ткнулся, кроссовки снял, в полиэтиленовый пакет положил, шерстяные носки одел, пледом укрылся и выключился.
Пятница. 26.05.06
Проснулся от холода. На улице мороз. Спал часа полтора. Завёл машину, одел кроссовки и поехал потихоньку. Через час подъезжаю к мосту, мост заасфальтирован, на нём стоит «ММС Делика» тонированная. Остановился, машину заглушил. Ночь ещё была. Слышу, дизель у неё работает, стучит. Может, думаю, опять жульё какое? Открываю стекло водительской двери, кладу на дверь полотенце в несколько раз свёрнутое, на него ружьё, подъезжаю к «Делике», останавливаюсь так, что стволы почти упираются в стекло передней двери. Стою. Если, думаю, сейчас окно откроют — сразу стреляю. Такой был мандраж. Не открыли, поехал дальше.
Весь день ехал. Дорога нормальная. Как раньше по зимнику ездили, нельзя сравнивать. Бензин везде есть. Красоту природы и нищету местного населения описывать не буду, видеть надо. После обеда камушек приличный в заднюю левую дверь прилетел, за всю дорогу один. В Чернышевске был под вечер. На заправке дверь пятую открыл, смотрю – все кнопки, которыми бампер к кузову крепится, повылазили от тряски, на место их пальцем вернул. Раньше через Нерчинск ездили, там был асфальт, а тут ещё километров 200 по камням ехать пришлось. Где-то, уже на асфальте, на закате, остановился на обочине, ехать дальше нельзя было, солнце садилось, ослепляло. Постою, думаю, минут 10, отдохну заодно в тишине, машину заглушил и отключился незаметно, а габариты и ближний свет (в ямках между сопками уже темнело) забыл выключить. Просыпаюсь минут через 20, солнце село, стемнело, а у меня панель еле светится. Быстро свет выключил, посидел ещё минут 10, думаю, если она сейчас не заведётся, до утра здесь простою, никто ночью не остановится. Завелась. Поехал. Ночевал где-то в Бурятии.
Суббота. 27.05.06
Утром позавтракал в колхозной столовой, «позы» бурятские ел, вкусно и почти бесплатно. Через некоторое время приехал на пост ГАИ перед Байкалом, около Селенги. Останавливают. Я перед постом ехал за какими-то двумя машинами, они вместе ехали, нас всех троих и остановили. Проверили у нас документы и их сразу отпустили, а до меня доколупались. Говорят, три нарушения: превышение скорости, просрочена справка-счёт и нет знака аварийной остановки. Пройдёмте, говорят. Объясняет мне, что знак перед постом – 5 километров в час, а я ехал 25. А как вы скорость меряли, спрашиваю. У нас, говорит, есть устройство такое, оно на компьютер скорость выводит, и показывает мне картинку с игрушечной машинкой и цифрой 25. Я ему говорю: «Я таких картинок за 5 минут 100 штук нарисую, для меня это не доказательство». Он говорит: «А для меня доказательство, я у тебя сейчас права заберу». Я ему: «Забирай, только к протоколу своё доказательство приложи, над вами вся томская ГАИ ржать будет, анекдоты будут рассказывать про ваш пост, а мне права отдадут». Задумался он. Потом говорит: «А почему справка-счёт просрочена?» И показывает, а на ней мелкими буквами написано – 5 дней. Тут я вовремя про транзитные номера не вспомнил, а достал квитанцию из мастерской, где мне генератор делали. Вот, говорю, уважительная причина, три дня ремонтировался. А сам думаю, как раньше-то по две недели на поезде ехали и вопросов не было потом? Развёл меня, короче, волчара. Давно я правила не читал. Он мне даёт бумагу чистую и говорит: «Пишите объяснительную по всем трём фактам нарушения». И ушёл. Я написал всё коротко, сижу, жду. Минут через 20 пришёл, прочитал. В стол убрал бумаги. Постоял у окна, покурил, как в кино следователей изображают. Даёт мне опять бумагу, пишите, говорит, снова. Я говорю: «Уже один раз написал, добавить нечего, ничего больше писать не буду». Он зовёт начальника поста, рассказ о моих преступлениях по новой повторяется, потом начальник говорит: «Ну, вы решайте что-нибудь», — и уходит. Он опять рассказывает мне, что я нарушил и потом говорит: «Ну, мы будем решать что-нибудь или нет?» Я говорю: «Права забирайте, и я поехал, на работу в понедельник». Где работаете, спрашивает. На нефтехиме, говорю, аппаратчиком. Пишет он три протокола, я пишу подробно, почему не согласен. Он их в стол убирает. Остаётся один, там где знак, знака аварийного у меня не было. Пишу согласен. 50 рублей штраф. Он говорит: «На месте рассчитаемся?» Я говорю: «Денег нет, права забирайте, дома рассчитаюсь». Он мне права отдал и говорит: «Что вы за человек такой…» Обиделся, козёл.
В Иркутске был под вечер, первый раз в жизни заблудился, раньше проще проезжали город. Понравилось, что есть там такси частное, называется «Партнёр», на «Партнёрах» таксисты ездят. Разбираются люди в технике.
Спать лёг рано, где-то после Тулуна.
Воскресенье. 28.05.06
Проснулся часа в два. Поехал. Перед Тайшетом ещё поспал часок. На границе Иркутской области и Красноярского края дорогу интересно построили, асфальт, похоже, в болото кинули и раскатали тонким слоем, видел, как фуру из асфальта вытаскивали, на мосты села.
Часов в 6 по красноярскому был в Боготоле, с братьями двоюродными пообщался полчаса и домой поехал.
В 10 вечера по томскому остановили меня на въезде в Северск гаишники и спрашивают как всегда: «За сколько взял?»
Утром на работу поехал на автобусе.
Несколько цифр
Проехал всего 5 842 километра по спидометру.
Сжёг 410 литров бензина.
По асфальту ехал 100-110, редко 130-140 километров в час.
Резина родная стоит, ЛТ-шная.
Средний расход 7,02 литра на 100 километров.
Средняя цена бензина по дороге была 19,5 рублей за литр.
На бензин ушло ровно 8 тысяч рублей.
Всего потратил на поездку 170 тысяч рублей.
Как приехал, давали за машину 205 тысяч.
Эпилог
Сейчас пробег 102 292, цифра не скоро изменится, права забрали на 4 месяца, за обгон. Машина никаких расходов, кроме бензина, не требует. Масло не ест. Лью разливное «Равинол» 10W40, 3 литра заливаю, и летом, и зимой, зимой мало езжу, да и гараж тёплый, меняю масло через 5,5-6 тысяч километров. Фильтры покупаю обычные, рублей по 130-140. Свечи ещё с Японии стоят, родные. В 2007 году поменял воздушный (200 рублей) и топливный фильтр (250 рублей), аккумулятор новый купил (1 950 рублей). Четыре диска чёрных ниссановских купил на зиму по 100 рублей, резина наша, «наст», липучка, отличная, по 950 рублей с монтажом (осень 2006). Брызговики сразу сзади поставил, по сто рублей. Ключ сделал запасной (100 рублей). Подставки под номера купил (150 рублей). Всё. Есть один недостаток у машины. Пол металлический в багажнике впереди на шарнире, а сзади никак не закреплён, подпрыгивает на кочках, стучит. Положил на запасное колесо телогрейку, так и езжу. Стёкла крепкие, мотор отличный, но любит обороты, кузов не ржавеет, тормоза и автомат отличные, ходовка исключительная. Средний расход бензина с первого дня, как купил, и до сегодняшнего 7,46. Зимой становится больше — 7,5, в конце лета опять снижается.
P.S. Ремонт квартиры закончил, скоро буду это чудо продавать.