|
Приветствую всех читателей! Предлагаю вашему вниманию рассказ о нашей поездке на Алтай 6—9 мая 2012 года. Постараюсь придерживаться формата «минимум букв, максимум пикселей».
Узнав об удачном совпадении четырех выходных дней, захотелось провести их интересно и как можно дальше от Новосибирска. Конечно, в первую очередь в голову приходит Алтай. Легкодоступные попсовые места типа Аи, Чемала и соседних поселков многократно посещались в студенческие годы и уже порядком надоели. Два года назад довелось доехать до Чике-Тамана — понравилось, но, начитавшись рассказов на Drom.ru, узнал, что самое интересное находится дальше. Захотелось увидеть это собственными глазами.
Созрел примерно такой план: доехать до Акташа, остановится в том районе на базе — ночевать там, а днем ездить по интересным местам в округе: Красные ворота, Кату-Ярык, Ак-Тру, Курайская степь — места эти знал по фоткам и рассказам, а их расположение представлял только примерно. Здесь же на Drom.ru в одном из рассказов была найдена база «Мёны» в 6 км от Акташа.
Минимальный состав компании для поездки был известен сразу, как только она начала планироваться: я (Алексей), моя будущая жена Наталья, а также пара наших хороших друзей Саня и Аня. Собственно, в такой компании под пивко эта идея и родилась. Затем предложили идею большому количеству друзей, многие интересовались, соглашались, потом отказывались, но в итоге нас набралось восемь человек на трех машинах:
Для полного разнообразия только электромобиля не хватало! :)
Выезжать из Новосибирска планировали в четыре утра по отдельности, а встречаться в Майме (пригород Горно-Алтайска) в какой-нибудь кафешке, там обедать и ехать дальше вместе. Закупки вечером за день до отъезда затянулись, поэтому перенесли выезд на пять часов.
1 день — 6 мая 2012
Пока встали, пока собрались, пока забрали друзей…, в шесть утра из города выехали. :) Две другие машины выехали немного раньше.
Дорога до Маймы понятна и всем известна — главное, не пропустить поворот на Бийск и не уехать в Барнаул. Каждый, кто ездит на машине на Алтай, должен хотя бы раз допустить эту ошибку — у меня была давно, у экипажа «Калдины» случилась в этот раз, поэтому они от нас немного отстали.
Сразу за тем самым поворотом по левой стороне газовая заправка с самой низкой за всю поездку ценой — 12,90 руб. за литр.
По мере продвижения на юг бросается в глаза увеличивающееся количество зелени в пейзажах за окном. В Новосибирске еще только трава и почки на деревьях, по области — поля с сухой серо-желтой травой и лысые березы вдоль дороги, ближе к Барнаулу уже какие-то листья, а в Бийске — цветущие яблони.
Эту часть пути из четырех человек в машине не спал только я — водитель, поэтому фоток нет, да и не на что там смотреть… В Бийске встретились с экипажем «Марча» и зашли в супермаркет, чтобы докупить немного продуктов. Отпустили «Марч» вперед с заданием «найти после Маймы нормальную кафешку и занять на всех место», а сами заехали еще в пару магазинов в поисках свежего пенного.
Дорога от Бийска до Маймы ничем особо не примечательна. Проезжаем стелу на въезде в Республику Алтай, пост ГАИ и сразу же за ним заезжаем на газовую заправку.
Бокс на крыше позаимствовал специально для поездки — в нем разместилось большое количество грязного груза, в том числе запаска, на законном месте которой живет круглый газовый баллон.
Именно отсюда — с въезда в Республику начинают появляться первые горы. Вернее, тогда они кажутся горами, а на обратном пути понимаешь, что это всего лишь холмики.
После Маймы одна за другой идут деревеньки, а между ними обочины утыканы указателями на различные турбазы, отели, коттеджи… Движение на этом участке очень оживленное, много магазинов, кафешек и передвижных точек по продаже разного местного товара: от меда и черемши до национальных шмоток и поделок из дерева. Местные жители вполне адекватные и приветливо относятся к туристам. Короче, цивилизация.
После Маймы начинается грандиозный ремонт — строится широкая четырехполосная дорога, а пока приходится километров 10-15 плестись по временной в плотном потоке машин.
Ах да, мы же собирались остановиться в кафешке! Но экипаж Марча свою задачу провалил, поев придорожного шашлыка. Доехав до деревни Манжерок, мы остановились у кафе «Чайная "Синюха"» (рекомендуем — отменный лагман). Мы остались, чтобы нормально поесть и дождаться Калдину, а нетерпеливый рыжий автомобильчик укатил вперед.
На стене в кафе висит карта Республики Алтай. Проходящий мимо народ в основном смотрит на верхнюю ее часть, мы же опускаем свои взгляды сверху вниз и вправо.
Подкрепившись, уже двумя экипажами продолжаем свой путь.
Перед деревней Усть-Сема появляется развилка: направо — новый мост через Катунь и продолжение М-52 в сторону Семинского перевала, налево — Усть-Сема и дорога на Чемал.
Едем налево для того чтобы заехать на заправку РосНефть и не испытывать на себе качество бензина с местных заправок. Заливаем полный бак 92-го, зная, что газа на всю дорогу не хватит точно. После заправки через старый мост через Катунь попадаем на М-52.
Здесь заканчиваются самые попсовые места, деревень и турбаз становится меньше, в пейзаже зеленый цвет постепенно сменяется серым, а ближе к Семинском перевалу — желтым.
Семинский перевал начинается незаметно, даже не сразу понимаешь, что это уже перевал, а не очередная горка. Подъем преодолеваем довольно-таки легко без экстремальных ощущений.
Забравшись наверх, наконец-то видим первые снежные вершины гор. В тот момент этот снег вызывает восторг — не удивительно, ведь всю дорогу температура около +15 и мы еще не знаем, какие погодные сюрпризы нас ждут дальше…
Заснеженные горы вдали. Немного снега здесь лежит и у обочины.
Ограждение, видимо, призвано сдерживать снег зимой… и не только зимой, но обо всем по порядку…
Вот такие деревья массово растут на перевале. Кедр?
Спускаемся с Семинского перевала и двигаем дальше.
Чуть не забыл! Обещал же: «меньше букв — больше пикселей».
На спуске попали в небольшую полосу дождя…
…который очень быстро закончился.
Погода здесь вообще очень переменчива.
А вот и горы посерьезней вдалеке.
На всем пути встречалось большое количество самостоятельной скотины, невозмутимо гуляющей по дороге: коровы, кони, бараны, козы…
Эта группа оказалась на редкость дисциплинированной — переходят по правилам.
На этой самой Калдине ребята недавно скатались до Питера и обратно — на Drom.ru есть рассказ об их путешествии.
Сделали короткую остановку. Пора уже и представиться: Автор и его вторая половина.
Следующей остановкой был районный центр Онгудай. В нем по заверению нескольких сайтов находилась газовая заправка.
В Онгудае живописный обрыв над рекой.
На выезде из Онгудая с левой стороны газовая заправка. Оборудование допотопное, но главное топливо нормальное.
Саня позавидовал цене на газ — почти в два раза дешевле дизеля :). Зато у вас расход меньше: ).
Продолжаем наш путь в сторону Чике-Тамана — горы становятся все выше, растительности на них все меньше.
И вот наконец мы добрались до перевала Чике-Таман. Подъем достаточно крутой и извилистый. Коробка местами переходит на вторую передачу, ближе к концу начинает немного подниматься стрелка температуры охлаждающей жидкости — включаю печку и стрелка возвращается на место.
Водитель только успевает, что крутить рулем, а пассажиры — головами, поэтому хорошие снимки не получаются.
Дорога на перевале буквально вырублена в горе.
Если верить новостям НГСа, на этих скалах серой краской закрашены надписи быдло-туристов в стиле «Здесь был Вася» и «Новосиб рулит!».
В верхней точке перевала находится стоянка, на которой можно охладить двигатели, перевести дух и пофотографировать виды. Здесь мы наконец-то собираемся тремя экипажами.
Спуск с перевала тоже достаточно экстремальный: сильный уклон, крутые повороты — главное, не разгоняться сильно, но и не перегреть тормоза.
Дальше начинаются места, где я раньше никогда не был.
Появляется еще один цвет — сиреневый. На склонах гор цветет багульник.
Сделали остановку у быстрой речки, текущей вдоль дороги, — умыться свежей прохладной водой.
Кто сказал, что это чисто городская машинка?
Пройдя еще некоторое количество километров, дорога снова встречается с Катунью, что вызывает всеобщий восторг, потому как дорога начинает петлять вдоль обрыва, вертикально уходящего вниз с левой стороны и вверх — с правой.
Многие считают, что гаишников в этих местах нет, и пренебрегают правилами — вот они, пожалуйста! Мы старались соблюдать ПДД везде, ну, разве что скорость местами немного превышали.
Через некоторое время мы доехали до знаменитого места слияния двух рек Катуни и Чуи. Спустили с дороги к берегу, чтобы поближе рассмотреть это удивительное зрелище.
Прозрачный темный поток Чуи впадает в мутные воды Катуни.
И дальше снова скалы, обрывы, спуски, подъемы и повороты-повороты-повороты. Истинное удовольствие от вождения.
Горы становились все круче и величественней.
Так, наслаждаясь видами, мы незаметно часам к 18-19 докатились до Акташа и до нашей базы «Мёны». Вся дорога с остановками заняла примерно 12-13 часов.
База представляет собой четыре домика, каждый домик — это одна комната 4х4 метра, рассчитанная на четырех человек. Вот такая магия чисел. В комнате два двуспальных дивана, стол, табуретки и печка. С помощью надувных матрасов мы разместились ввосьмером в четырехместном домике (остальные были заняты). Стоимость домика 1 500р в сутки + по 200 руб. за каждого дополнительного человека.
Вот такой красивый вид над базой.
Неподалеку протекает небольшая горная речка.
Разместились в домике, сообразили что-то поесть и попить, сходили в баньку, затопили печку в доме и завалились спать. На этом первый день закончился.
Вечером на базе нам предложили экскурсии на завтра: поездки на УАЗе-«таблетке» на каскады и на водопады — по 2 000 руб. каждая на всех. Договорились на обе сразу за 4 000 руб. с толпы — в УАЗик как раз входит восемь пассажиров.
2 день — 7 мая 2012
Проснулся от крика «Подъем!», оповещающего о том, что уже 9 утра, а значит через час за нами приедет УАЗик. Всю ночь дул сильный ветер и, казалось, что домики сдует вместе с нами, но благодаря печке внутри было тепло. От этого внутреннего ощущения представлялось, что и на улице должно быть по-летнему солнечно и тепло. Но тех, кто выглянул в окно, ожидал сюрприз: за ночь все вокруг накрыло слоем снега.
А рядом с нами кто-то провел всю ночь в палатках.
Вот так выглядели утром наши домики.
…вот только лед растопить сначала.
Только Калдина была на зимней резине, остальные — на летней.
Щетку для снега я выложил в гараже с месяц назад.
Белый — очередной цвет пейзажа.
Пока мы фотографировались на фоне неожиданного пейзажа, как-то умывались и что-то завтракали, прибыл наш сегодняшний транспорт и водитель — он же экскурсовод — Игорь.
В районе 11 часов мы загрузились в УАЗик и выехали от базы по трассе в обратную сторону до поселка Чибит. Свернули с трассы, проехали через мостик, сквозь поселок и начали подъем в гору.
Дальнейший наш маршрут точно описать не могу, так как проходил он по горам, где нет конкретных ориентиров и слово «дорога» весьма условно. Наслаждайтесь фотками.
«Дорога» представляет собой постоянные крутые спуски и подъемы по грунту, перемешанному с камнями — даже УАЗику иногда тяжело проехать.
Относительно ровный участок «дороги». Вид за окном местами напоминает альпийские луга.
Дорога порой проходит вдоль обрыва. УАЗик прилично раскачивается и становится страшновато.
А вот собственно и каскады. Чуя бурлит между скалами.
Поскакав еще на УАЗике по горам, спустились к реке. В этом месте стояли несколько джипов и народ готовился к сплаву.
Здесь же пешеходный мостик, ведущий непонятно куда — на другой стороне гора и лес.
Вид с мостика вверх по течению…
Пройдя немного вдоль берега, попадаем на возвышенность над рекой.
Погуляв какое-то время в районе моста, загружаемся в УАЗик и двигаем в обратную сторону. Нам навстречу между гор надвигается снежная туча.
Остановились еще раз у обрыва над рекой. Здесь же стоят джипы, которые привезли сплавщиков — друзья высматривают их сверху.
Туча настигает, сопровождаемая сильным ветром и снегом, летящим почти горизонтально.
Возвращаемся до Чибита — на этом первая часть экскурсии заканчивается. От таких впечатлений проснулся голод, да еще протряслись по горам как следует. В поселке остановились у магазина — передохнуть и взять что-нибудь пожевать.
Здесь уже местные жители смотрят на туристов с любопытством, как на иностранцев. Разговаривают между собой на своем языке, а с туристами — на ломаном русском. Пока стояли у магазина, встретили несколько персонажей:
Настало время второй части экскурсии. Дорога до водопадов проходит параллельно трассе по другой стороне реки и вполне проезжабельна для обычных машин.
Выйдя из УАЗика, попадаем сначала к речке, спускающейся по камням.
Чтобы попасть к водопаду, ее нужно перейти. Сделать это проще всего по снегу.
Плотный слой снега толщиной примерно полметра. Местами под него можно заглянуть и увидеть бегущую воду. Из-за отражающейся воды снег кажется бирюзовым, правда на фото этого не видно.
Путь от первого водопада до второго занимает не больше 20 минут.
Если подойти ближе, попадаешь под дождь из брызг — на фото вода бликует.
Над головой козырек из скал (вид вертикально вверх).
Прогулка получилась очень насыщенной и отняла много сил, многие даже умудрились уснуть в трясущейся «таблетке» на обратном пути. Изначально был план после экскурсии прокатиться еще куда-нибудь на своих машинах, но по возвращению на базу ни у кого не осталось ни сил, ни желания.
Женская половина компании порадовала нас походным супчиком из картошки с тушенкой и остаток вечера мы провели в расслабленном состоянии с пивом, баней и посиделками у костра...
3 день. 8 мая 2012
На третий день у нас была запланирована поездка на своих машинах на перевал Кату-Ярык. Проснувшись в 9 утра, снова обнаружили за окном снег и холод, поэтому так и провалялись часов до 11. Наконец придав своим сонным телам вертикальные положения и совершив все необходимые утренние ритуалы, стали собираться в дорогу.
Никто из нас раньше не был в тех местах, поэтому расспросили нашего вчерашнего экскурсовода о дороге до Кату-Ярыка. Он рассказал нам, что ехать около 100 км, но проходится этот путь небыстро и надо бы нам поторопиться, если не хотим наблюдать ночной Кату-Ярык.
Марча испытывать на прочность не стали и поехали на двух машинах: Аккорде и Калдине.
При написании рассказа попытался проложить наш маршрут на картах Яндекса и Гугла — бесполезно, такой дороги они не знают, поэтому буду описывать словами.
Выезжаем с базы на трассу, возвращаемся до Акташа, поворачиваем направо по указателю «Улаган» и проезжаем сквозь поселок. В самом поселке и первое время после него неплохой асфальт, далее он сменяется грунтовкой с камнями, дорога постоянно идет вверх.
Выезд из Акташа в сторону Улагана.
Местами приходится аккуратно объезжать камни.
Вдоль дороги бурлит речка Чибитка.
Буквально через несколько минут доехали до знаменитых «Красных ворот». Честно говоря, не впечатлило, ожидал чего-то большего. Кстати, это было единственное место за этот день, где снег лежал на дороге.
Почти полный состав, кроме фотографа.
В машине из-за солнца достаточно тепло, а на улице чувствуется холод.
Сделав дежурные фотографии на фоне известной достопримечательности, поехали дальше. Через несколько километров дорога вышла к озеру — замерзшему и покрытому снегом. Если я не ошибаюсь, это было то самое «мертвое озеро», которое называется так из-за содержащихся в воде соединений ртути. После этого озера по дороге встретилось еще несколько — меньшего размера.
Дорога проходит прямо по краю.
Ограждения есть не везде. Если зазеваешься, можно и нырнуть.
А дорога, тем временем, снова стала асфальтовой.
Очередное озеро по левой стороне.
Еще немного асфальта и дорога уходит вверх.
По асфальтированной дороге поднимаемся на Улаганский перевал — «чтимое и священное место, где проводится ритуал поклонения Алтаю» — так написано на стенде. Среди нас суеверных не нашлось, поэтому ритуалами заниматься не стали, вместо этого прошли по тропинке, уходящей вверх от стоянки, для фотографирования на фоне снежных вершин.
Видимо, многие соблюдают обряд — все вокруг увешано ленточками.
Уходим по тропинке в поисках лучших видов.
Такие пирамидки мы встречали еще во многих местах — видимо, тоже часть ритуала.
Нагулявшись, спускаемся с перевала и попадаем в поселок Улаган. За время спуска пейзаж меняется от белого к рыжему и потом к зеленому.
После Улагана зеленые горы и последний участок асфальта.
После Улагана асфальт заканчивается и начинается грунтовка — довольно ровная, но вся покрытая мелкой гребенкой. На мягкой Калдине ехать по такой дороге комфортно и она уезжает вперед, а жесткая хондовская подвеска, доставляющая удовольствие на извилистых асфальтовых дорогах, здесь передает все неровности на кузов и в салон.
Стуча зубами, доезжаем до очередного поселка — Балыктуюль (территория поселка заасфальтирована), проезжаем его насквозь и катим дальше.
Несмотря на тряску получаются четкие кадры.
Довольно-таки крутой и разбитый спуск.
Ехали мы, ехали, пока после очередного поворота перед нами не предстала такая картина: ручей, сугроб и табличка с названием населенного пункта «Паспарта». Появились сомнения в правильности нашего пути. Пошли искать, у кого бы спросить дорогу. На берегу ручья наткнулись на адекватного местного, который объяснил нам, что надо возвращаться до Балыктуюля и там сворачивать по указателю «Балыкча». Пришлось возвращаться. Лишнего пути проделали километров 25 плюс столько же обратно.
Кстати, карты Гугла и Яндекса прокладывают дорогу от Акташа до Балыкчи именно через Паспарта, а дорогу через Кату-Ярык не знают.
Вернулись назад в Балыктуюль. В поселке остановились у магазина. Здесь произошла примечательная встреча с представителем местного населения. Подошло к нам пьяное шатающееся тело с мутными глазами, в которых почти не видно было зрачков, и сквозь три оставшихся гнилых зубах попыталось что-то сказать на непонятном языке, поливая все вокруг слюнями. Не получив ответа, повторило свой «месседж» еще несколько раз.
В ответ пришлось также несколько раз предложить ему продолжить движение своей дорогой.
Немного подкрепившись, доезжаем до заветного поворота с указателем «Балыкча», переезжаем через мостик и поднимаемся по дороге в гору. Далее до самого Кату-Ярыка идет грунтовая дорога с постоянными поворотами, подъемами и спусками протяженностью километров 40.
В одном месте дорога проходит по крутому обрыву.
Его опасность я оценил на обратно пути — руль-то справа :).
А вот и озеро, мимо которого мы проезжали по пути до Паспарта. Только теперь мы видим его сверху.
И вот наконец-то мы добрались до цели — великий и ужасный перевал Кату-Ярык!
Перевал представляет собой затяжной спуск с несколькими поворотами в Чулышманскую долину — ущелье, в котором течет река Чулышман, впадающая с юга в Телецкое озеро.
Много страшных рассказов читал про этот перевал. Во всех из них писалось, что редкой пузотерке удается самостоятельно забраться наверх. Спускаться и проверять не стали, хотя при нас самостоятельно поднялся «Хендай-Акцент» — самая обычная городская пузотерка.
Сверху открываются великолепные виды на сам перевал, долину и окружающие горы. Машины и строения внизу у реки кажутся совсем крошечными. Что еще поражает в этом месте — это тишина. Кажется, что слышишь даже, как работают собственные мозги :)).
На Кату-Ярыке мы провели часа два. Нагулялись, нафотографировались, пожарили куриных ножек на мангале. Насытившись впечатлениями и мясом, закопали недогоревшие угли, забрали пакет с мусором и поехали обратно на базу.
4 день. 9 мая 2012
Последний день был полностью посвящен дороге домой. Встать решили пораньше, чтобы не сильно поздно вернуться домой и успеть приготовиться к рабочему дню. Первые будильники начали подавать голос в 6 часов.
Утро встретило нас уже привычным снегом и холодом. Часть вещей было упаковано в машины с вечера, поэтому от нас требовалось только собрать оставшиеся и позавтракать. Экипажам Калдины и Марча удалось сделать это быстрее нас и они стартовали раньше.
В районе 7:30 мы наконец-то загрузились в еще плохо прогретую машину и потихоньку выехали с заснеженной стоянки на мокрую трассу. Первым делом проверил сцепление летних шин с дорогой — признаков гололеда не обнаружено. Дорога мокрая, но не скользкая, хотя все вокруг покрыто снегом. Видимо, асфальт хорошо прогревается днем или снег с него просто сдувает…
Местами, где дорога проходила вдоль реки, деревья были покрыты зимним инеем.
Со временем снега по обочинам стало меньше.
…далее снег был виден только на горах.
...потом и вообще от него не осталось следа.
Постепенно мы добрались до Чике-Тамана. С набором высоты снега около дороги становилось все больше и появились опасения, что можем нарваться и на гололед. К счастью, этого не случилось и лишь на самом верху нам попалось несколько метров дороги, покрытой снегом.
Наверху достаточно холодно — греемся кофе…
Почувствуйте разницу: слева — днем 6 мая, справа — утром 9 мая.
Спустились с перевала и снова оказались в зоне достаточно сухого и теплого климата. В Онгудае наконец-то заправил давно опустевший газовый баллон и перешел с бензина на более экономичное топливо.
Ближе к Семинскому перевалу стали попадаться навстречу машины со снегом на крышах. Тогда я подумал, что они просто недавно выехали с ночной стоянки, не отряхнувшись. Но с началом подъема стало понятно, откуда они таки едут.
Начало подъема: на дороге вода, на обочинах снег.
Выше: на дороге вода с песком.
Еще выше снежно-песочная каша.
В верхней точке перевала мы попали уже в настоящую зиму. На подъеме за счет песка и полного привода проблем не возникло, а наверху даже при плавной остановке во всю трещала АБСка. Назрел вопрос: как по такой дороге спускаться на летней резине?!
Рядом с нами остановились еще несколько машин с номерами разных регионов, явно озадаченные таким же вопросом. И лишь местные машины с регионом 04 продолжали движение вниз, как ни в чем не бывало.
Позвонив Сане, шедшему впереди нас на липучке, узнали, что на спуске очень скользко, машины сносит, некоторые тормозят об обочины. Снег при этом продолжал интенсивно валить и желания ждать, пока он закончится или пока его навалит еще больше, не было.
Начали спускаться с черепашьей скоростью. К нашей большой радости внизу показалась поднимающаяся нам навстречу машина, разбрасывающая песок.
По песку спускаться было намного спокойней, напрягали только местные машины, лихо обгоняющие плетущуюся колонну.
Вообще о местных водителях хочется рассказать отдельно. У меня сложилось впечатление, что они специально обгоняют только там, где это делать нельзя, и летают намного быстрее установленных ограничений, как будто показывая таким образом, что они здесь хозяева. Я считаю наоборот: кто, как не хозяева, должны своим примером показывать, как надо вести себя гостям?..
Остановились на обед в ранее понравившейся чайной «Синюха». Когда мы рассматривали висящую на стене карту и перечисляли вслух места, в которых мы побывали, произошел интересный диалог с мужиком, случайно услышавшем одно из названий:
— Паспарта? Вы там были?
— Ну да.
— И вас там не съели? :)
— Как видите.
— А раньше там был п..ц!..
Дальнейшая дорога прошла без особых приключений, не считая нескольких камикадзе на трассе (теперь уже чаще отличался родной 54 регион). Домой приехали в районе 19 часов. Успел даже машину помыть вечером и выспаться перед работой.
Поездка получилась динамичной и оставила массу впечатлений. Конечно, если б у нас было больше времени, то можно было посетить еще массу интересных мест. Ну что ж — будет повод вернуться, тем более, что есть места, куда можно попасть только летом.
Итоги в цифрах:
Спасибо всем, кто дочитал до конца!