|
Часть 6 (30.04.2010 г.—08.05.2010 г.)
Предыдущие отчеты автора:
Майских праздников ждали долго и с нетерпением...
Еще зимой было решено, что на рабочие дни между Первомаем и Днем Победы будут взяты отгулы, а ребенка отпросим из школы «по семейным обстоятельствам». Машина после зимней экспедиции пережила очередную модернизацию в виде силового заднего бампера с калиткой под вторую запаску и дополнительную канистру для топлива и прочих мелких ремонтов. Поездка обещала быть обширной и интересной... Кату-Ярык — Юг Телецкого... а дальше по обстоятельствам в зависимости от погодных условий и настроения.
30 апреля 2010 года.
И вот они — эти долгожданные дни настали. Машина была укомплектована накануне, и 30 апреля в 15:00 мы с сыном, едва дождавшись окончания рабочего дня Люды, забрали её с работы и сразу поехали в сторону выезда из города. Нам предстояло до вечера нагнать еще одну машину, выехавшую из города на час раньше нас. Чуть больше четырех часов пробега, и вот мы уже на Сёме встречаемся с УАЗиком-Буханочной Таежников. И так вся компания оказалась в сборе — я с женой Людмилой и сыном Сережей, «Таежники» Саша и Лена с дочерью Светой и собакой Тимоном, и Марина с сыном Ильёй.
Быстрый ужин, и снова в путь. Коротенькая остановка на Семинском перевале — как всегда холод, ветер, и всё ещё лежит снег:
Решив, что хоть перевал Чике-Таман уже пройден не раз, он все равно заслуживает того, чтобы наслаждаться его красотой при свете дня, поэтому ночевку было решено сделать до него, несмотря на то, что с Семинского веет холодом. К 23:30 добрались до Онгудая, где и заночевали в машинах.
1 мая 2010 года
Ранним утром подъем, быстрые сборы и снова в путь.
Коротенькая остановка на перевале для фотки на память:
И снова в путь, наслаждаясь красотами зачикетаманских пейзажей.
Слияние Чуя и Катуни.
Там всё просто усыпано первоцветами.
По дороге не устаёшь наслаждаться величием и красотой природы.
«Красные ворота» ещё в снегу.
Коротенькая остановка на очередную фотосессию этой красоты.
И дальше в дорогу. Мертвое озеро все во льду.
В Улагане скупили весь хлеб — все восемь булок в пяти магазинах :).
И вот первое небольшое препятствие — на въезд в Балыктуюль размыт и обвалился мостик.
За проезд через два положенных через речку бревна предприимчивые жители собирают по 50 рублей с машины :).
Сын в недоумении рассуждал о политике ценообразования, сравнивая проезд по большому новому мосту в Барнауле за 10 рублей и проезд по этим бревнам за 50 :).
За Балыктуюлем тоже размыты все направления.
Озеро Горных духов тоже все во льду, но это не уменьшает его красоты. Красивая девушка на красивом фоне — одно дополняет другое :).
Вокруг все тоже завораживает своей красотой.
Так не спеша докатились до Кату-Ярыка.
Дальше стало веселее. Я начал спускаться с перевала первым, прошел почти три зигзага, как вдруг Лена по рации передала, что у них сломалась машина. Пришлось разворачиваться на перевале и возвращаться к ним. Выяснилось, что в УАЗе накрылось сцепление и стартер. Развернув с помощью троса Буханку так, чтобы её можно было завести с толкача, мы, включив на УАЗе первую скорость, столкнули его под уклон. Буханочка проехала ползигзага, завелась но, попав в промоину, снова заглохла. Пришлось поднимать её лебедкой и начинать заниматься ремонтом.
Благо у Саши был с собой запасной стартер. Через полчаса стартер был заменен, и машину можно было заводить. Сцепления не было, поэтому я ехал сзади, чтобы в случае чего оттягивать УАЗ назад.
Спустились без происшествий. Хотя перевал в очень плохом состоянии, прошлый раз я даже не уделял внимание спуску по нему, теперь приходится двигаться с осторожностью, да и Лена, которая каждый год сюда ездит, а иногда и по несколько раз, говорит, что в таком состоянии перевал она видит впервые. Забегая вперед, скажу, что каждый день наблюдали садившиеся на перевале не пузотерки (как обычно), а вполне серьезные машины — «Паджеро», УАЗ, «Террано»... Что ждет туристов, когда наступит летний сезон?...
Разбили лагерь у Салавата под перевалом напротив водопада и устроили праздничный ужин с шашлыками.
2 мая 2010 года
На следующее утро можно было выспаться и отдохнуть. Ребятишкам сделали качели…
…и натянули гамаки.
А мы принялись коптить рыбку.
После чего поехали на заготовку дров на всё время стоянки.
После обеда я, Люда, Марина и Лена решили попробовать добраться до озер у водопада возле базы «Эзем».
Водопад оказался еще замерзшим, лишь тоненький ручеек стекал куда-то за гору. По кустарникам и камням пробрались к нижнему озеру.
На горе над озером виднелись заросли бадана, и мы с Леной, решив обеспечить себя заваркой на время отдыха, полезли наверх. Люда с Мариной остались внизу.
Набрав полные карманы сухих листьев бадана, мы с Леной решили добраться до следующего озера, его чаша располагалась выше, и по размерам оно оказалось больше первого.
Выше без снаряжения подняться было нельзя, поэтому мы не стали рисковать. Остаток дня и вечер был посвящен отдыху, посиделкам у костра с печеной картошкой и разглядываниям НЛО в небе над долиной.
3 мая 2010 года
На следующий день было решено переправиться через Чулышман и сходить на водопад Куркуре. Переправлялись на своей лодке. В поход двинулись я, Люда, Лена, Марина и наш Сережка, который как заяц с энерджайзером был полон энергии и не знал усталости :). Саша остался под предлогом, что нужно ремонтировать сцепление на УАЗе, а остальным ребятишкам было лень идти :).
Перебравшись на другой берег, двинулись в путь.
Сначала пришлось идти по снегу.
Потом по заливным лугам.
Дальше обычная каменистая дорожка.
А вокруг простор, красота и первоцветы.
И остатки древних сооружений.
И вот он — Куркуре. Очень полноводный в это время года.
Перебираемся на другую сторону реки.
Постояв несколько секунд там, куда летом даже не долетают капли воды, одежда становится насквозь мокрой :).
Коротенький привал и можно возвращаться назад.
4 мая 2010 года
Накануне было принято решение посвятить этот день походу на каменную грибницу, разведке дороги на водопад Учар и поездке на юг Телецкого озера. Планов на день много, путь дальний, поэтому подъем был ранний. Завтрак, по машинам и в путь.
По дороге коротенькие фотосессии.
Как и перевал Кату-Ярык, дорога до Телецкого в этом году в очень плохом состоянии. Постоянно встречающиеся завалы на пути, размытости и т.д. наводят на вопрос — как сюда будут добираться люди в период массового турсезона на менее подготовленных машинах?
Хотя вокруг несравненная красота и поездка того стоит.
Вот и место переправы на грибницу.
Достаем лодку и группой — я, Люда и Лена переправляемся на другой берег.
Тропинка петляет по горной речке и уходит на подъем в гору.
Немного поднявшись, понимаем, что одеты мы чересчур тяжело, да еще и вчерашние вечерние «посиделки» дают о себе знать :). Поэтому оставляем часть вещей внизу.
Чем выше поднимаешься, тем красивее открываются виды перед тобой.
Подъем дается тяжело, но Люда самая первая взбегает на гору... я начинаю задумываться — что пить надо меньше, или хотя бы не каждый день :).
И вот уже виднеется грибница. Вид вокруг просто обалденный.
Поднимаемся по тропе вверх, и открывшийся взору вид просто зачаровывает.
Почему всё это не занесено в список чудес света?
Зрелище на всю жизнь запечетляется в память.
Спуск дается намного легче чем подъем :). Переправляемся обратно к машинам и дальше в путь. Не доезжая села Коо нам неоднократно встречаются серые журавли.
Водопад в Коо замерзший и даже еще не собирается таять.
Дорога до Телецкого местами явно не асфальт :).
Само Телецкое в это время года очень разочаровало. Северный ветер сдувающий с ног, мрачный серый пейзаж, путь по косе, как по кладбищу животных — когда едешь по топляку, ощущение, что едешь по костям.
Спасаясь от пронизывающего ветра, возвращаемся на причал и устраиваем коротенькую остановку на обед.
Двигаем в обратный путь. Саша немного ошибается с выбором дорожки и садит УАЗик на мосты в такой обманчивой лужице.
Моя попытка выдернуть УАЗ тросом не увенчалась успехом — УАЗ слишком тяжел и «Сурф» тоже начал закапываться. Лебедка тоже ничего не дала — меня стягивало к УАЗу.
Пришлось сходу сдавать назад в топь, чтобы заякорить Сурф за дерево, и потом вытягивать УАЗ лебедкой.
Буханка вытянута. Теперь нужно самому вылазить из топи.
Колеса замарались, ну ничего — на обратном пути помоем в бродах :).
По дороге назад встречаемся с группой путешественников, возвращающихся со стороны Учара. Расспросив их о тропе, делаем вывод, что нам туда соваться бессмысленно — веревок нет, тропа еще заледеневшая. Жаль, но жизнь одна и рисковать ею впустую не хочется — едем назад.
5 мая 2010 года
Проснулся поздно — часов в 11. Народ уже распланировал меню на несколько дней вперед, только моя Люда всех предупреждала, что со мной планировать ничего нельзя — решения принимаются моментально и непредсказуемо. Итак, проснувшись, потянувшись и позавтракав, я всех убедил, что надо двигать в Усть-Кан, а дальше по дороге придумаем… :) На сборы потребовалось два часа :).
Люда, Марина и ребятишки решили подниматься на Кату-Ярык пешком по боковой тропе. Кто-то им сказал, что это можно сделать за 30 минут.... :) наивные и доверчивые девушки :). Я вывел «Сурфа» на вершину перевала за 15 минут, еще минут через 15 выехал УАЗ Таежников... далее мы ждали девчонок и ребятишек около полутора часов. Начался дождь... Хорошо, что я додумался дать им рацию — иначе сошел бы с ума, пока ждал, а так хоть связь была.
Стою в середине облака, даже машины рядом не видно было.
А это — облако только ушло, и появилась машина.
Немного развеялось, но ветер был пронизывающий.
Девчонки и дети поднялись промокшие до нитки. Благо печка в машине работает прекрасно, но пуховик у Люды сох еще два дня.
По дороге назад пошел снег.
При подъеме на Улаганский перевал вообще началась настоящая зима... как мы соскучились по снегу... :))
Даже спуск с перевала был уже усыпан снегом, до самого Акташа.
Выехав из Акташа, мы как будто попали в другой мир — зелень, ни снежинки... только мелко моросящий дождик.
Залив в Акташе полные баки, мы решили успеть до ночи добежать до Чике-Тамана.
У меня еще была цель проехать по отрезку старой дороги «Шелкового пути». Я пробовал соваться туда год назад на «CR-V», но клиренс не позволял пройти его полностью, и мне тогда пришлось возвращаться назад. Сейчас я осуществил свою мечту и проехал по нему.
По дороге в УАЗе начала барахлить проводка, и все время гасли фары... с горем пополам по темноте мы добрались до подножия Чике-Тамана. Там и заночевали.
6 мая 2010 года
Встали рано. Решили, что поедем в гости к общему другу — Алексею в Елиново (Солонешенский район Алтайского края, посмотреть о прошлых поездках в эти места можно в предыдущих частях — Часть 3 и Часть 5) с заездом в Усть-Кан. После похода на Куркуре мне очень хотелось посмотреть на полноводный Шинок.
К 11 часам добрались до Усть-Кана, где заправились под завязку и повернули в сторону Алтайского края.
И уже через час пересекли границу Горного Алтая.
Проезжая мимо турбазы Шинка, выяснил, что тропа с нижнего водопада непроходима, т.к. Шинок очень полноводен. Замаячила идея заехать через Каракол ко второму водопаду.
А пока, по дороге закупив пива, поехали в Елиново в долгожданную баню...
На полпути от Топольного до Елиново наткнулись на плотно засевший «Москвич»... Парнишка-водитель был уже на грани истерики — засесть в такой глухомани, да к тому же еще подмять поддон картера двигателя... ох сколько он «добрых» слов высказал в адрес своей жены, которая уговорила его туда ехать... :) Да сих пор вспоминается его слова, произнесенные захлебывающимся от волнения голосом: «Мне говорили, что здесь ТАК, но я не думал, что здесь именно так — ТАК!!!» :))).
Привязав трос за заднюю балку «Москвича», я вытащил его на свет божий и пошел разведывать дорогу дальше.
Вроде все проезжабельно, если аккуратно. Я проехал. Саня опять посадил свою буханку на мосты. Пришлось разворачиваться и лебедить его. Дальше вроде проехали без проблем... ну если не считать, что я немного подорвал выхлопную и замял задний номер, который был закреплен на бампере... надо куда-то переносить его.
И вот в 14:30 мы в Елиново. Девчонки начали сооружать праздничный стол, а мы таскать воду в баню и помогать Алексею укладывать какие-то бревна.
Банька удалась. За одно открыли купальный сезон в горных речках :).
7 мая 2010 года
Утром решено было двинуть на поиски пещеры, в которой был кто-то из местных лет 10-20 назад. Узнав примерное направление, мы двинулись в путь. Ориентировочно она должна была находиться где-то на вершине, на дальней сопке на этом фото.
Детей с собой не брали, Саня тоже остался, под предлогом ремонта УАЗика :). Поблуждать пришлось прилично.
Красивая природа.
Очень много некрасивых «жучков» :)))).
Через 2,5 часа блужданий по склонам, Лена обнаружила вход в пещеру. Вход был весь исписан автографами, последний из которых был датирован 1995 годом (вряд ли кто-то был здесь после этого).
Старейший из обнаруженных автографов был с датой — 1953 год.
Пещера оказалась огромна. С потолка свисали огромные сосульки.
Вид довольно впечатляющий.
На стенах и сводах висели летучие мыши, находящиеся в зимней спячке.
Растут сталактиты.
Некоторые сосульки, растущие из земли, имеют очень причудливые формы — в виде фужеров.
Некоторый даже слишком причудливой формы :).
Размер и фасон оценили все — и женщины и мужчины :).
Был даже замерзший водопадик.
Бродили по пещере долго — посмотреть было на что.
Нашли даже рог косули.
Нагуляли аппетит :), перекусили.
И довольные двинулись назад, наслаждаясь красотой природы.
Дома радостно встречали дети :).
И их «послали в баню» :).
8 мая 2010 года
Накануне были планы посвятить этот день пробивке на два водопад Шинка через Каракол, или походу в Музейную пещеру, но лень-матушка уже обуяла всех :). Поэтому было решено просто покататься по окрестностям.
Но сунувшись сначала в одну сторону, потом в другую, мне стало жалко времени на бесцельные покатушки — все же сказывались долгие дни путешествий и общая усталость. И мы начали собираться домой, чтобы успеть доехать до темноты.
Остальные на «буханке» поехали бродить дальше. Только мы с Людой сложили вещи в машину и приготовились к выезду, как Саша сообщил по рации неприятную новость — в УАЗе в неизвестном направлении ушло масло из движка. Пришлось искать всякие остатки по сусекам и двигать в горы, чтобы отвезти найденное. Через час по переданным координатам я нашел, где стоял УАЗ.
Найденного масла хватило тика-в-тику, чтобы долить до уровня критического минимума, но хоть что-то. Спускавшись вниз, мы снова поражались красоте нашей природы.
В результате выезд пришлось перенести аж на 18:00. И вечером мы двинулись в сторону Барнаула.
В Барнаул въехали примерно в 23:30. Так закончилось еще одно небольшое путешествие :).
Продолжение следует ;). Оно обязательно должно быть :).
Дмитрий Коробов (Kor73).
12 мая 2010 года.