|
Маршрут: Воронеж — Шлиссельбург — Сестрорецк — Белоостров — Выборг — Воронеж с 30.04 по 02.05 на Kia Picanto, 1.1, АКПП
У нормальных людей Первомай — это три выходных, но у меня — только два :(. Но не проводить же их дома на диване! Раз уж мы с женой на 8 Марта и на Новый Год уезжали из зимы на юг, если не в лето, то в добротную весну, то на майские было бы очень логично уехать на Север, в зиму :).
Так мы и решили сделать. В два выходных дня нам надо было втиснуть следующий маршрут: выезд после работы 30 апреля из Воронежа в Шлиссельбург, чтобы увидеть крепость Орешек на острове в устье Невы, затем осмотр части Карельского укрепрайона так называемой «линии Сталина». Потом мы планировали проехать по району самых ожесточенных боев на линии Маннергейма в период финской войны и заночевать в Выборге вечером 1 мая. С утра 2 мая по нашему плану — осмотр многочисленных выборгских достопримечательностей и гонка со временем по дороге домой — на работу нам с женой к 9 утра следующего дня, 3 мая.
Попахивало все это авантюризмом, учитывая, что от Воронежа до Выборга 1 400 км, но куда деваться — ехать-то надо, а то уже ломка мучает после такого давнего мартовского путешествия в Крым :). Вот только обширная экскурсионная программа нашего короткого прострела по Карельскому перешейку почти не предусматривала время на сон :). Но это нам не страшно, когда-нибудь потом выспимся :).
Итак, 30 апреля. С утра — я на работу, жена собирает еду в дорогу. Выехали в 13:30. В Воронеже — весна полным ходом, все в зелени, солнце, +20, цветут плодовые деревья, даже рядом с нашим домом то ли вишня, то ли абрикос зацвел. Дорога М-4 радует!
Вот только мы сильно удивились нескольким многокилометровым пробкам на встречке — масса московских легковушек рванула на юга, да и фур было очень много. Стояли они в пробках по 10-12 км длиной начиная с нашей области, в Ельце в Липецкой, и под самой Москвой — то есть везде, где были сужения дороги из-за ремонтов.
Народ там выходил из машин в поисках туалетов и заодно повыглядывать вдаль. Видно, что давно стояли. Москвичи могут привычную им пробку устроить где угодно — хоть в Ельце, хоть в Галкино Рамонского района. Не обижайтесь, жители столицы, это всего лишь шутка! Тогда мы еще не знали, что в этой поездке сами настоимся в пробках до тошноты. В Тульской области были удивлены снегом на обочине дороги, кинулись его фотографировать. Тоже не знали еще, что на майский снег изрядно насмотримся. Попали мы в Тульской области два раза под град с сильнейшим ливнем, но в Москве были строго по графику — в 19 с минутами. После Москвы ночью пару раз останавливались подремать, пару часов в общей сложности, и к 9 утра мы прибыли в Шлиссельбург.
По дороге с удивлением глазели на плывущий по Неве лед. У нас-то дома хоть купальный сезон открывай!
Наша цель — посмотреть крепость Орешек, расположенную на острове Ореховый в устье Невы в том месте, где Нева вытекает из Ладожского озера. Крепость построили новгородцы, затем ее захватили шведы. Петр 1 выбил шведов из Шлиссельбурга, и, поскольку крепость сразу оказалась в тылу и потеряла оборонное значение, устроил там тюрьму для государственных преступников. Тюрьма просуществовала до 1917 года. Там содержались и были казнены многие противники царской власти, в том числе брат Ленина Александр Ульянов и известный террорист Каляев, убивший губернатора Москвы и покушавшийся на министра внутренних дел. А во время блокады Ленинграда гарнизон крепости прикрывал проложенную неподалеку прямо по льду железную дорогу.
Мы быстро договариваемся с капитаном теплоходика, доставляющего на остров реставраторов и служащих крепости-музея, и всего за 100 рублей оказываемся на острове.
Нас немного смущает обратный путь на «большую землю», но капитан уверяет, что с 10 утра начнут курсировать катера-такси. Мы с интересом осматриваем крепость.
Крепостные сооружения сильно пострадали во время Великой Отечественной, реставрация в основном идет по внешнему периметру.
Разрушенную во время Великой Отечественной войны крепостную церковь не стали восстанавливать, оставив ее в качестве мемориала.
Главный тюремный корпус полностью разрушен.
Но небольшое здание внутренней тюрьмы для особо важных преступников сохранилось.
Рядом с этим зданием был казнен Александр Ульянов.
На острове сохранились остатки укреплений периода блокады Ленинграда.
К 10 часам мы подошли к пристани, но никаких катеров не увидели. Более того, на видневшейся вдали пристани Шлиссельбурга тоже не было никакого движения! Стали опасаться, что в связи с Первомаем у всех выходной, и музей посетителей официально принимать не будет. А деваться некуда — только ждать, ведь куда денешься с острова-то… Замерзли жутко — температура +2, кругом снег и лед, с Ладоги дует пронизывающий ветер.
Только в 11 появился наш спаситель — первый катер-такси. Катерам там надо голосовать, как и обычному такси.
Рядом с пристанью осмотрели небольшую коллекцию морских зенитных установок…
и поехали в городок Сестрорецк, чуть севернее Питера. Но по пути остановились у музея прорыва блокады Ленинграда, осмотрели небольшую выставку техники перед музеем.
Наша следующая цель — ДОТы Карельского укрепрайона (КаУР), один из участков так называемой «Линии Сталина». Эти ДОТы были построены в 1930-е годы вдоль старой границы СССР. К началу войны с Финляндией в 1939-1940 они были в основном вооружены и достроены. В результате войны СССР захватил Выборг и граница отодвинулась от КаУРа на 150 км. В 1941 финны к сентябрю отвоевали эту территорию назад, но пройти через КаУР не смогли — сил для штурма мощных укрепрайонов у них не было. В результате на Карельском перешейке они остановились по линии старой границы. А вот севернее Ладоги, где укреплений не было, финские войска благополучно прошли дальше старой границы и легко захватили Петрозаводск.
КаУР — единственный укрепрайон «Линии Сталина», полностью выполнивший свою боевую задачу. На Карельском перешейке линия фронта оставалась стабильной вплоть до наступления Советской армии в 1944 году. Эта стабильность линии фронта вдоль ДОТов КАУРа позволила в 1942-1943 годах укомплектовать гарнизоны ДОТов ополченцами или зачастую — женскими подразделениями, высвободив боеспособные части для защиты Ленинграда на более опасных участках. После войны в 1945 граница опять отодвинулась за Выборг, но на всякий случай КаУР модернизировали и поддерживали боеспособность еще до 1960-х. Потом его законсервировали, а в 1990-е просто бросили.
Причем ДОТы КаУРа были оставлены с основным внутренним оборудованием, только частично разобранным. Остались системы жизнеобеспечения, пулеметные станки без самих пулеметов, бронедвери, электропроводка и даже пушки. За все это активно взялся местный народец, к нынешним дням успешно срезавший на чермет все, что только можно и нельзя. Но в окрестностях Сестрорецка местные поисковики и ветераны — «афганцы-чеченцы» сумели найти не до конца разграбленный ДОТ и сделали там музей, потихоньку восстанавливая внутреннее оборудование и свозя к нему разные интересные фортификационные советские и финские сооружения со всего Карельского перешейка, пока их тоже не порезали в чермет. Этот музей — уникален, практически нигде в России ничего подобного в таком состоянии не сохранилось. Его название — АПК-1 «Слон» (АПК — Артиллерийский Полукапонир, «Слон» — бывший позывной ДОТа). Мы отправились туда на экскурсию, позвонив за день до нашего приезда, чтобы уточнить расписание. Директор, энергичный и известный организатор поисковой деятельности, был крайне удивлен тем, что музей известен даже в Воронеже :).
ДОТ огромен — в нем 16 (!!!) внутренних помещений, два уровня (нижний — не жилой), свой водопровод, электросеть и даже обычный стационарный туалет. Вооружен ДОТ двумя пушками и пулеметом, все оборудование заменено при модернизации 1950-х годов. Он участвовал в боях, на нем видны следы попаданий снарядов.
Внутренне оборудование в основном в рабочем состоянии, пушки наводятся, рычаги-маховички двигаются.
Рядом с ДОТом «Слон» много интересных фортификационных устройств. Например — установка для кривоствольного пулемета БУК 1950-х годов. Это башенка, очень маленькая, куда выходил только самый конец специального кривого пулеметного ствола. Она сильно смахивает на нечто инопланетное, наподобие гравицапов и пепелацей из «Кин-Дза-Дза».
Сам пулемет располагался под башенкой в колодце под землей. Там сидел и стрелок, наводивший его по перископу, как подводную лодку. Если на наружную башенку наезжал танк, то под его весом она опускалась в колодец, а потом опять поднималась. Очень оригинальная конструкция! Вход в колодец для стрелка делали метрах в 30 сбоку, чтобы не заметно было. Вот только когда КаУР забросили, то территорию вокруг многих его объектов, особо не задумываясь, стали нарезать на садовые участки. При этом башня кривоствольного пулемета оказалась метрах в 20 от забора садовода, а вход в тоннель, ведущий к месту стрелка, оказался на садовом участке.
На каких-то садовых участках оказались ряды противотанковых надолбов, на других — ДОТы, причем с оборудованием, вплоть до пушек. Некоторые ДОТы, в том числе и известные, участвовавшие в боях, стали фундаментами садовых домов, которые народец строил прямо на крышах ДОТов, некоторые стали складами и подсобками. В других жили бомжи, во многих мародеры специально устраивали пожары, чтобы затем вырвать оставшийся не сгоревшим металл электропроводки и внутреннего оборудования. Увозили в чермет даже танковые башни, установленные в лесах стационарно на спецфундаментах. Но кое-что, вот как этот финский бронеколпак, поисковики от переплавки сохранили.
На заднем плане — передняя бетонная стенка пушечного финского ДЗОТа. Тоже интересная конструкция — вся пушка была спрятана в ДЗОТ полностью, в амбразуре был только срез ствола. Вот как это выглядит сбоку: Бетонная стена с амбразурой устанавливалась в окоп и прикрывалась сверху и с боков бревнами и землей.
Недалеко от «Слона» в линиях старых советских окопов сохранилась похожая бетонная стена с амбразурой, только уже от нашего старого ДЗОТа.
От Сестрорецка мы проехали к соседнему городку Белоостров, по которому в годы Великой Отечественной проходила линия фронта. Там мы осмотрели еще два ДОТа. Один из них, пушечный, произвел огромное впечатление. Заболоченный северный лес, а в его глубине просматривается какой-то холм.
Идешь, пробираясь через канавы с водой, деревья и кусты... И вот перед тобой — 100-мм пушка, торчащая из склона этого холма, видны бетонные стены. И тишина… Грозное зрелище.
Чуть дальше от него — прямо у дороги пулеметный ДОТ передовой линии обороны, весь в отметинах от пуль и осколков снарядов. Ну и от современных вандалов ему тоже досталось….
От Белоострова мы поехали к Медному озеру возле поселка Черная Речка.
Это зона отдыха и коттеджной застройки под Питером, красивая природа.
К нашему удивлению, в лесу везде лежали сугробы снега, и временами начиналась настоящая зимняя метель. Дикое и несуразное зрелище для воронежцев 1-го мая! Но проселочная дорога через лес оказалась для «Пиканто» вполне проходимой.
А на кромке лесного песчаного карьера…
стоят несколько ДОТов.
Один из них — огромный двухпушечный «Алмаз».
Мародеры отрезали у пушек стволы на чермет. Как будто лилипуты кастрировали Гулливера…
В «Алмаз», как и во многие ДОТы КаУРа, можно легко зайти, но надо быть крайне осторожным — освещения нет, тьма кромешная, колодцы, пороги, проемы…
Вокруг — линии старых советских окопов, советские противотанковые надолбы и колючая проволока.
Посмотрев эту часть КаУРа, мы поехали на Линию Маннергейма.
Во время Финской войны зимой 1939-1940 Красная Армия наносила основной удар вдоль старой дороги от Питера на Выборг. Командование не знало (а должно было бы знать!), что здесь находятся самые мощные сооружения Линии Маннергейма. Их остатки я и хотел посмотреть. Все финские ДОТы были взорваны во время штурма или после, на каждый ДОТ саперы затаскивали не меньше 1-2 тонн взрывчатки.
Участок основных боев расположен на территории действующего танкового полигона, куда мы и поехали.
Проникли мы туда, просто руками подняв казавшийся на вид тяжелым шлагбаум. А старые советские противотанковые надолбы обрели здесь вторую полноценную жизнь.
К многокилометровым линиям финских гранитных надолбов (в отличие от советских бетонных) полигонный грейдер, вполне проходимый для «Picanto», подходит вплотную.
Советские войска наступали вдоль этой лощины. Линии надолбов начинаются по правому краю фото.
Памятный крест стоит на месте взорванного ДОТа «Форт Поппиус», названного так по фамилии его первого коменданта.
Я встал рядом с ним для масштаба. Уцелевшая часть ДОТа составляет не больше 1/10 всего сооружения.
Огромный полигон был почти пуст — только в сторонке возилась пара «копателей» да мелькнула машина таких же туристов. Но раздававшиеся поодаль редкие выстрелы и специфические артефакты не давали нам забыть, где мы находимся.
Затем мы, выехав с полигона, направились по старой выборгской дороге в сторону Выборга, собираясь попутно осмотреть несколько ДОТов соседнего финского УРа. Вдоль дороги много братских могил, наших и финских.
Почему-то местные власти выделили под садоводство именно участок прорыва, где велись тяжелейшие бои, и земля буквально нашпигована всем тем, что остается после войны. Хотя вокруг — многие километры таких же пустошей.
И очень жаль, что такой подход к нашему прошлому многим людям нравится — ставят свои домики на костях, ковыряются в земле рядом с окопами...
Ну тогда и стволы у пушек отрезать — вполне уважаемое занятие!
Ко многим сооружениям на этом участке вполне можно подъехать на легковушке.
Взрыв у этого ДОТа забросил часть крыши на остатки сооружения, вскрыв его, как консервную банку.
Ну и наконец-то, уже вечером этого, такого длинного дня, мы двинулись в Выборг.
Выборг — совсем не русский город, старая архитектура — шведско-финская.
Но, к сожалению, многие красивые старые здания выглядят запущенными, «напомажены» только фасады, да и то не все.
Мусора на улицах хватает даже в историческом центре. Увы…
Но, несмотря на это, старый Выборг очень красив.
В центре много памятников времен средневековья, главный из которых — шведский замок 13 века на острове.
Много остатков укреплений разных эпох, таких, как этот бастион Панцерлакс (Защита залива). Когда-то он был выстроен у среза воды, но море с годами отошло от берега.
Мы разместились в забронированной заранее через интернет гостинице в историческом центре. Зданию больше 350 лет, это бывшая резиденция лютеранского епископа.
Поужинав в пивном ресторанчике напротив (дорого, но вкусно), до 22 гуляли и фоткали без вспышки — ведь стояли «белые вечера».
Проснулись — и не поверили глазам! Выпал такой густой снег, что хоть зимнюю резину ставь!
Но зато стало очень красиво — снег как бы подчистил город, в общем-то по-русски неухоженный и запущенный.
С утра мы поехали в ландшафтный заповедник — парк Монрепо, ему 200 лет. Умудрились заблудиться и чуть не уехали в Финляндию, спохватились на таможенном посту. По дороге любовались местными красотами — даже старые крепостные стены и обычная железная дорога там выглядели очень непривычно.
Ну и наконец-то подъехали к парку.
Час гуляли по парку, восхищаясь величественной северной природой. Красно-серый гранит, ели, мох и море…
Уезжать не хотелось, но время поджимало — ведь на следующее утро в 9 нам надо быть на работе в 1 400 км отсюда! Весь парк обойти не смогли, но и увиденного хватило.
Густая метель сделала пейзажи совсем нереальными.
Северная природа очень величественна.
Ну а после отправились в замок на острове…
и поднялись там на смотровую площадку на 50-ти метровой башне св. Олафа.
Площадка с символическим ограждением, и жена почему-то испугалась, еле ходила там. Но вид оттуда на Финский залив и старый город просто замечательный!
Затем обошли вокруг замка,...
и, купив сувениров (магниты, чашка, тарелочка и питерская водка), в 13 часов выехали домой.
Дорога от Выборга до Питера — более-менее, вот только узкая, всего две полосы. Питерская кольцевая — замечательна, похожа на МКАД, но трафик куда проще.
А вот трасса от Питера до Москвы — это сплошной апокалипсис! Фур — невероятное количество, дорога, как правило, однополосная с редкими расширениями, качество — так себе, как будто не между столицами богатейшей ресурсами страны, а между райцентрами не самой процветающей дотационной области. Каждого расширения дороги ждали, как манны небесной, чтоб объехать хоть пару грузовиков. Общий темп движения выбрал так, чтобы не вылезти из 300-рублевого штрафа. То есть там, где ограничение «90», ехали 120-125. В Вышнем Волочке полтора часа стояли в пробке всего лишь потому, что федеральная трасса Москва—Питер, мало того, что идет через несусветное количество городков и деревень, так еще имеет и светофоры!
А грузовиков на ней столько, что одного светофора и однополосной дороги оказалось достаточно для многокилометровой очереди из фур и бедолаг типа нас. Хорошо хоть фуры стояли аккуратно, друг за другом, и их иногда удавалось объехать по обочине или по редким расширениям дороги.
Поскольку ехали с постоянными не очень большими скоростными нарушениями, есть шансы получить «письма счастья» от придорожных камер. В Тверской области впервые после Шлиссельбурга увидели солнце, и, обрадовавшись хорошей погоде, сразу кинулись фотографировать.
Под Москвой, как оказалось, не зря объявляли штормовое предупреждение. Пришлось погонять всех пикантовских пони под сильным ливнем. Поспали на обратном пути два раза по 20-30 минут на заправках после Москвы. На въезде в Воронеж опять попали в пробку на час, и на работу все-таки именно на этот час и опоздали. Но в целом все запланированное сделали! Хотя и устали, но получили огромное удовольствие.
Замерял расход топлива на разных 95-х бензинах, оказался от 5,8 («Лукойл», «Экто-плюс»), спокойная езда по Карельскому перешейку, до 7,3 (финский «Несте» и московский «Бритиш Петролеум»), режим почти «тапка в пол». Самый приятный бензин оказался «Шелл» — в том же темпе расход был на литр меньше, чем на «Несте» или «БП». Гаишники ни разу не остановили, как и обычно.
Бюджет всей поездки, включая топливо, билеты, проживание, питание и скромную выпивку — около 9 500 рублей. А удовольствие и впечатления измерить невозможно!
Предыдущие отчеты:
На Новый Год к черному морю на Киа Пиканто
Крым горный и военный на Киа Пиканто
«Классика жанра» — Золотое Кольцо России на БМВ-732 1984 года
Военно-историческое путешествие (монастыри и крепости Северо-Запада, и не только)