|
Думал и мечтал о поездке давно, так как являюсь поклонником металла, а одновременно еще и музыкантом. Слышал о европейский фестивалях Германии, Финляндии, Польше, на которых выступают «отцы» мирового масштаба.
Год назад просматривая фотоотчеты с очередной Tusk'и, что проходит каждый год в г. Хельсинки, решил скалькулировать свою цель, и в рублях мне она показалась вполне реальной.
В Финляндии я был в 2007 г. (по музыкальным делам), но ездил туда на поезде. В этот раз решил на авто. От меня до них 1 350 км, ну не столь пугающая цифра, реально.
Что имеем. Машина Toyota Mark II Wagon Qualis 2.2 (5S-FE), я Александр (автор) за рулем и супруга Анастасия — штурман. По машине: в течение года менял тормозные колодки, антифриз, масло по графику. Машин работает, ездит много и далеко.
Как только на сайте фестиваля www.tuska-festival.fi появилась инфа о билетах — мы их сразу покупаем. Нам высылают PDF-файлы и снимают деньги с карты. Мы в свою очередь распечатываем билет и с ним едем на фест. На билете есть уникальный штрих-код, который считывается при входе. У нас все работало все три дня феста. Туска стоила 75 евро на три дня на одного (в Европе такие билеты — норма).
Как только приобрели билеты, стали смотреть гостиницы. На фестиваль люди летят со всей Европы — поэтому многие недорогие гостиницы быстро бронировались. В итоге резервируем номер на двоих с завтраками на четверо суток в «Eurohostel» на общую сумму в 204 евро.
«Еврохостел» нам выслал подтверждение брони отеля для получения визы на мыло. Оплачивали по приезду. С планированием поездки помогли отзывы с сайтов www.drom.ru и www.suomi.ru. На suomi.ru выяснил вопрос с бесплатной парковкой — она есть!
Сделал в одной крупной страховой компании медицинскую страховку для выезжающих за границу (200 руб.) и гринкарту (заграничное ОСАГО) на авто (1 600 руб.), чтобы ночью на границе не кормить комаров в очереди.
С билетами, подтверждением гостиницы и страховками поехал в посольство Финляндии, где подал ранее распечатанные и заполненные анкеты с фото и через неделю получил финские визы строго на пять дней пребывания. Визы стоили нам 32 евро на двоих.
24 июня старт. Выехали с восточного Подмосковья около десяти утра . Наша цель — быть на границе ночью.
Залил полный бак на BP в Орехово-Зуево 95-го по 20,9 руб. и в путь. Для выхода на Ленинградское шоссе я не поехал через Москву, а двинул по второй «бетонке» А-108 — окружная по Московской области, то есть, выехал на Горьковку (М-7) и через 10 километров поворот на А-108.
По ней до Клина типичная двухполоска со сплошными, и холмистой местностью на севере Московской области. Ползли за фурами.
В Клину проскочил поворот на Питер, он никак не обозначен! Развернулся и повернул за грузовиком с ленинградским номером на большом перекрестке (не ошибся).
Ленинградская дорога начиная с Тверской области это трехполоска с попеременным обгоном. Трасса исторически проходит по деревням. В населенных пунктах нужно снижать до 60, но поток прет около 100 и выше. Так нас в одной из деревень сфотографировали камерой, и за пределами населенного пункта, где-то на 150-ом километре от Москвы сотрудник ДПС показал по ноуту нам фото «Марка» с нашими госномерами и скоростью в 104 км/ч. В общем, штраф — 1 000 руб.
Данное действо оказало на нас воспитательный эффект, отчего средняя скорость передвижения снизилась. На севере Тверской области асфальт портится, появляются участки масштабного ремонта с ограничением скорости до 40 км/ч и запрещенным обгоном.
Все эти участки также секутся гайцами. Я равнялся на среднюю скорость грузовиков, так как у дальнобойщиков есть рации, и они предупреждены о том, что впереди. Объездная Новгорода строится, что, в общем-то, радует.
На границе Новгородской и Ленинградской области большой участок свежего ровного асфальта без разметки с запрещенным обгоном. Дорога проходит через Вышний Волочек, что тоже растягивает удовольствие во времени. В поселке Крестцы легендарные самоварчики с чаем у дороги. Многие дальнобойщики там тормозят на перекур, мы тоже тормознули.
Петербург проходили по объездной (КАД), качество дороги очень хорошее, и уходили на Выборгское шоссе.
После Питера заметил, что заправки встречаются редко, благо, у меня был почти полный бак. В общем, прошли большой мост над Сайменским каналом, потом приграничный блокпост с формальной остановкой и Пограничный пункт Торфяновка. Но «Торфах» заполнил ранее распечатанную в инете таможенную декларацию (о временном вывозе авто), получили штампы в загранпаспорте и без задержек был пропущен дальше. На нейтральной территории в «duty-free» приобрели литровый бутылок ирландского вискаря «Jameson» для согрева души за 14,90 евров и двинули к финнам.
В пограничном пункте Valima проблем не возникло, ночью очередей не было (4-5 авто). Штампы в паспорт, и вот она — заграница. Недалеко от границы перед Хаминой видел несколько стоянок с «Мерседесами», где продавали авто. Но русским такое десятилетнее счастье уже ни к чему, спасибо, январским пошлинам. Сразу после границы на одной из парковок (это карманы с обустроенными мусорными контейнерами и туалетами) мы тормознули на ночлег.
Спали в машине т.к. размеры салона позволяют. Места много. Взяли с собой теплые носки, подушки и одеяло. Трудно было привыкнуть к аномально светлым ночам. На севере так называемые белые ночи: «Сижу, читаю без лампады» — все, как у Пушкина. Короче, ночью светло. Фото было сделано часа в три ночи.
Утром подъем. Трасса №7 прямиком до Хельсинки. После границы расширяется в широкую четырехполоску с ровным покрытием без колейностей, как у нас, и т.п.
Удобно то, что у финнов на дорогах везде все информативно. Знаки скоростного режима. В городе 50, 30. На трассе 70, 80, 100, 120 — предел. Хотя, если бы не было ограничения в 120, можно было бы идти и 180 по ровной глади.
За время поездки не встретил ни одного полицая. Встречал только на концерте. На трассе камеры. Нарушения фиксируются, потом находят своего адресата. Налетев на штраф под дворником, его следует оплатить. Можно на таможне, можно в посольстве в России (правда, уже с процентом). Самое грустное то, что это, как правило, отражается на последующей выдаче визы. В ней могут отказать. Им нарушители не нужны. Поэтому не нарушаем.
Удобные съезды в города. Заезжали в Котку (100 км от границы). Но были удивлены тем, что в городе в 9:00 все заведения закрыты. Даже «Макдак» открывается с 10 утра. Исключением был супермаркет «Euromarket», купили пончиков с начинкой на завтрак, позавтракали — и на Хельснгфорс. К 12 дня мы въехали в столицу.
Навигатором запариваться я не стал. Распечатал на работе с европейского «Гугла» подробных карт тех мест, которые планировал посетить. Получилось как атлас. По карте (спасибки штурману =) ) нашли и «Eurohostel».
В Хельсинках, в тихих районах есть улицы с нерегулируемыми перекрестками, где действует, как я понял, правило правой руки, много одностороннего движения в центре. Но в целом все подробно регламентируется знаками и светофорами с добавочными стрелочками направо и налево. По всему городу между тротуаром и дорогой — велосипедные дорожки. Расход у меня был небольшой, так как ездил я с соблюдением всех правил.
Припарковались у хостела, оплатили стоянку на час в размере 1,6 евро.
Разместились без проблем.
После этого машину поставил на бесплатную парковку (Прим.: в Финляндии все парковки в центре города в будние дни с 9:20 платные, ночью и в выходные бесплатно. Об этом в личку).
Благо, до нее было 20 минут прогулочным шагом по старой части города. Завтраки были включены (скромный шведский стол). В этом же хостеле была кухня и по ценам было дешевле, чем в ресторанах, которые находились рядом в старой части города. В двух мы отобедали. Порадовали большие порции.
В первый же день у хостела увидел шаманящих вокруг ТАЗа 15-го поколения ребят. По номеру 47 — Ленинградская область. Подошел, одолжил им ножной насос. Подкачали колеса разных марок. Пацаны, привет! Из финских правил узнал, что самопал-ремонт на трассе в Финланде запрещен. Боятся создать аварийную ситуацию, только эвакуация. Но я все равно брал с собой помимо набора гайца ключи, ВДэшку, пассатижи, масло на доливку, остатки антифриза и т п.
О фестивале
По организации — супер! Был порядок на столь массовом мероприятии. Не было военизированной охраны, обысков при входе, металлоискателей и ОМОНА с собаками как на «Нашествии» в России. Туалетов много, и они бесплатные. Три сцены. Группы выходили строго по расписанию, что было очень удобно.
В этом году список звезд жидкий. Довольствовались финско-норвежской нарезкой, были три группы из Японии (про них ничего не знаю), но было много попонских фанов. С одной парой из Япии познакомились и долго болтали о яппской культуре, названиях запчастей и «Тойотах-Марк 2». Они удивились, откуда я знаю про стихотворения хокку и танка, сказал, из школы вынес. Ребята средне говорили на английском, но оказались хорошими собеседниками.
У всех, с кем знакомились на Фесте, были глаза с пять копеек от того, что я на машине проделал такой (!) (по их меркам много) путь на машине 1 350 км. На Tusku. Все орали, что это реально круто. Все из Евросоюза без проблем садятся в самолет и без пограничных виз летят в любую точку Европы.
Гоняли в аквапарк «Serena», который располагается в 30 км на северо-запад от Хельсинки по трассе на г. Вихти. Вход стоил 19 евро на весь день. Горки на улице + горки под крышей + сауна и джакузи по одному билету. На парковке у аквапарка встретили Reno Logan, вот тогда я заметил, что в Европе Loganoв нет. Стояли с 47-ми номерами (Ленинградская область). Радуют взгляд американские авто. Их там немало.
Посетили крепость Свеаборг (Suomenlinna), которая располагается на острове. До нее ходит маленький паром стоимостью два евро. Это памятник времен русско-шведских воин.
Заправлялся я там один раз (на всякий случай). Некоторые заправки автоматически оплачиваются по картам, другие с кассой и наличкой. Заехал на шелловскую заправку и залил 13 литров по 1,3 евро, потом оплатил. Там сначала льешь, потом платишь. По мануалу у «Кволисов» бак объемом в 65 литров. Если не отжигать, то хватает прилично, хотя бензин с собой ввозить можно (не более пяти литров и не в пластиковой таре), но я так не стал делать.
Гуляя по улицам, смотрел на тамошний автопарк. Пришел к выводу, что люди не стараются выделиться и не страдают кичем. У них на дорогах 20-летние «Опели» и «Ауди» в очень хорошем состоянии. Много старых европеек «Карин» года 90, «Авенсисов»-универсалов, европеек «Королл», встречались «Пикники» — копии «Ипсумов». Один раз встретил «копеечку» — back in the USSR.
Ну и разумеется «Мерседесы», много «Аудюх». Машин с тюнингом крайне мало, буквально единицы. Встречаются «Крайслеры» и «Доджи» с Америкосии. Не встретил ни одного «Лексуса» и «Инфинити», как в Москве. Но видел почтовый микроавтобус «Форд» с правым рулем (!) один раз в Котке, но сфоткать не успел.
На обратном пути заехали в г. Котку. В тамошнем «Евромаркете» помимо продуктов купили кофеварку марки «Bosch», где оформили чек tax free. Прикупили пару упаковочек пива «Lapen Kulta». Потом на таможне, нам за кофеварку вернули 8 евро (18% возврат при вывозе). По продуктам «такс фри» нам не оформили, так как взяли немного.
Таможню прошли быстро. После Торфяновки стали появляться трещинки и выбоины на асфальте — повеяло родиной. Потом около съезда на Выборг грузовики замигали дальним — вот и первая засада в кустах.
На заправке в районе Выборга встретили отряд немолодых байкеров-финнов на «Днепрах» и «Уралах». Как узнал из разговора, у них что-то вроде автоклуба и тяжелого трофи по северу России. Они возвращались из путешествия по северу Ладоги. Около 30 мотоциклов и ВАЗ третьей модели. Сказали, что на «Днепры» в России запчасти дешевле. Оценили моего «Марковника», обратили внимание на наклейки на фарах и на перископ, один сказал, что смахивает на американскую «Грацию», отчасти, конечно, прав.
На обратном пути свернули с КАДа куда-то не туда и ушли на Сестрорецк. Спасибо тамошнему ДПСнику, который разрешил сдать назад на аварийке и развернуться.
Из Петербурга выезжали в семь вечера и попали в пробку на Московском шоссе. До поворота на Колпино все двигались очень медленно. Тормознули в деревне Мясной бор (Новгородская область). Около дороги привлек наше внимание большой мемориал войскам Волховского фронта, павшим в сражениях за Ленинград.
На трассе 95-й колеблется в районе 22,6 руб.
Обратная дорога была без ночевок. Ехал ночью с большим превышением скорости. «Кволис» радует комфортом, на трассе — крейсер. В Тверской области держался фур. Рано утром был дома.
Как потом оказалось, из-за отжигов на обратной дороге двиг подожрал немного масла. Машина не новая, видимо, сказался интенсивный режим обгонов, да и двигатель далеко не гоночный у меня.
От поездки остались только положительные впечатления. Лимит такого путешествия составил где-то 40-44 тысячи на двоих. Точно не скажу, так как часть денег привез, да и документы делал заранее. Сбербанковской картой пользоваться не пришлось.
P.S. Коротко о главном, остальное в комменты.