|
Привожу стенограмму телефонных разговоров, курсивом выделяя свои комментарии.
С.В. — это я, Сергей Васильевич, хозяин Subaru Forester, отец, свекор и дедушка участников путешествия. Иван — хозяин Subaru Legacy Lancaster, мой младший сын. Итак:
26.03.2011, СУББОТА, 12:40
Иван: Василич, мы с женой и сыном решили на следующие выходные съездить на Амут*. Выезжаем в пятницу утром, возвращаемся в воскресенье. Поехали с нами?!
С.В.: Заманчиво. Переговорю с женой, если согласится — то да.
*Амут — озеро и одноименная турбаза в горах, 70 от Комсомольска-на-Амуре, 400 км от Хабаровска.
Тот же день, 16:30
С.В.: Привет. Жена не хочет ехать, тратить день на дорогу туда и день обратно ради одного дня отдыха для нее тяжело. К тому же, что на выходные турбаза* будет забита отдыхающими под завязку, это не наш формат. На Амут мы ездим за тишиной, в рабочие дни, на выходные там не остаёмся. Извини, не судьба.
* Турбаза «Амут» общей вместимостью 145 человек: две гостиницы с удобствами в коридоре, восемь коттеджей разной степени комфортности, столовая, пункт проката, бани и технические сооружения.
30.03.2011, СРЕДА, 13:15
Иван: Василич, напоминаю, что сегодня среда, у Данилы* тренировка. Отвезешь его? Кстати, мы всё-таки едем на Амут. С трудом уговорил администратора забронировать** трехместный номер. Всё занято на выходные! Отдали последнюю комнату в гостинице из резерва.
*Данила — сын Ивана, второклассник.
**Бронируют места только по телефону в пос. Солнечный — 30 км от Комсомольска, 40 км от турбазы.
31.03.2011, ЧЕТВЕРГ, 19:50.
С.В.: Наташа*, смотрел по телевизору прогноз погоды — завтра в Комсомольске снег, который прекратится только после обеда в субботу. Может, отменить поездку, велика вероятность застрять.
* Наташа — жена Ивана.
Тот же день, 20:40
Иван: Василич, ты почему сбиваешь мою жену? Я ей по Интернету показал — снег небольшой. После обеда начнут заезжать на джипах комсомольчане и накатают дорогу. Вечером пустят бульдозер, всё будет нормально. Из-за тебя Наташа теперь сомневается!
С.В.: Ваня, передали ОЧЕНЬ сильный снегопад, который начнётся в Комсомольске утром.
Не пробьёшься через перевал. Если даже и пробьешься, то вернуться в воскресенье будет проблематично.
Иван: Выедем пораньше, в начале снегопада проскочим. А если в воскресенье не смогу выехать с базы, то выдадут СПРАВКУ, в коей будет указано, что администрация не смогла обеспечить беспрепятственный выезд с базы по форс-мажорным обстоятельствам. Дальнейшее пребывание и трёхразовое питание — за счёт заведения. ОТДОХНУ по полной!
Тот же день, 21:30
Иван: Мы в супермаркете затариваемся продуктами на поездку. Заеду к тебе за луноходами*.
С.В.: Луноходы найду, заезжай. Возьми с собой спальники, не помешают.
Иван: Уговорил. Возьму ещё пару снеговых лопат.
*Луноходы — мягкие утепленные полусапожки с тракторным протектором.
01.04.2011, ПЯТНИЦА, 07:30
С.В.: Доброе утро. Ну как, выехали?
Иван: Да. Немного задержались, так как машину подпёрли на стоянке возле дома. Уже проехали 40 км. Температура за бортом — плюс девять. Жара!
С.В.: Счастливой дороги! Звони.
Тот же день, 08:45
Иван: Василич, доехали до Маяка*. Представляешь, «У Степаныча**» по первым числам каждого месяца САНИТАРНЫЙ день!
С.В.: Не повезло. Следующий приличный общепит в районе Лидоги, не доезжая четырех км до развилки на Ванино, там останавливаются междугородние автобусы.
Иван: Знаю, один раз заезжал. Мы так и решили, поскольку Данил уснул в машине.
*Маяк — деревня на трассе в 140 км от Хабаровска.
**В кафе « У Степаныча» великолепно готовят тушеную баранину с овощами и маринованную капусту «А ля Провансаль». Традиционно мы перекусываем там.
Тот же день, 09:30
Иван: Василич, автостоянка с кафе перед поворотом на Ванино или после?
С.В.: Не доезжая!
Иван: Блин, проскочили.
Тот же день, 11:50
Иван: Мы в Комсомольске. Заправляю машину до полного бака. Снега пока нет.
С.В.: Удачи!
Тот же день, 13:00
Иван: Мы на Амуте! На стоянке всего две машины: наш «Ланкастер» и Toyota Funcargo — женщина с ребёнком из Хабаровска. На базе столь раннего заезда не ожидали, поэтому в столовой кормить отказались. По дороге мы так и не поели. Сейчас идём заселяться в гостиницу, заварим лапшу, да колбаской перекусим.
С.В.: Как погода?
Иван: В районе Солнечного шел небольшой снег, за Горным* снег прекратился. У нас пасмурно, минус восемь, ветра нет.
* Горный — полузаброшенный посёлок городского типа, конечный пункт на трассе. До базы ещё 14 км.
Тот же день, 17:45
С.В. Как отдыхается?
Иван: Василич! Почему вам нравится отдыхать на пустой базе? Подъёмник ради нас двоих запускать отказались*, лыжи напрокат мегера-администратор не даёт — ей НЕКОГДА! Бардак! Пожарили шашлыки**, теперь отдыхаем в номере.
С.В.: Не знаю, мы всегда договаривались. И лыжи давали, и время использования под честное слово. Не верю, что ты не смог договорится. Если права качать — то в России это не проходит, это тебе не Турция и не Китай. Как погода?
Иван: Идёт снег, ветер 18 м/сек. Выпало уже сантиметров 30, местами перемёты высотой сантиметров 60-70.
Начало снегопада.
С.В.: В вестернах обычно героям присваивают звучные прозвища, типа: Верная рука — друг индейцев, Чингачук — большой змей. Тебе надо дать имя: Иван — вызывающий снег! Я шесть раз ездил на Амут, всегда была хорошая погода. Как едешь ты — обязательно снегопад.
Иван: А причём тут я? Это всё Наташа! Она в декабре купила новые утепленные штаны для лыж. Зима кончается, а она их ни разу не надела. И начала гундеть: Поехали, НУ ПОЕХАЛИ на Амут!
* Подъемник нужен для тюбинга, при этом тюбинг брать напрокат он не собирался, так как привёз свой
** Мангалы для шашлыков расположены в беседках, труба вытяжки проходит сквозь крышу. Беседку с мангалом, столами и лавками окружают сугробы высотой 2-3 метра. Ветер не задувает, комфортно.
Тот же день, 18:15
Иван: Наташа в панике! Администрация базы отменила все заезды. Закрыли все лыжные трассы. На выезде из Горного поперёк дороги поставили УАЗик-буханку и заворачивают назад всех нерадивых туристов. Думаю, пока снег не слежался и очень рыхлый рвануть назад в Хабаровск.
С.В.: Не вздумай! Это у вас наверху за деревьями* переметы высотой 60 см. Как спустишься к озеру, на участке дороги вдоль озера надувы будут больше метра. Сядешь на днище и никто тебе не поможет. Будете семьёй ночевать в машине. «Успокойтесь, выпейте рюмашку! Посидите чуть. Ну а щас? Ну, правда, хорошо?».** Завтра снег закончится. В воскресенье любители покататься на сноуборде по целине рванут из Комсомольска на Амут. Администрация, чтобы заработать копеечку, почистит для них дорогу. Вы в воскресенье после обеда спокойно уедете. Расслабьтесь и получайте удовольствие.
Иван: Логично. Ляжем пораньше спать, устали с дороги.
* База окружена тридцатиметровыми елями.
** Из песни Тимура Шаова.
02.04.2011, СУББОТА, 10:00
Иван: Василич, сейчас утро или вечер? Проснулись, в комнате темно. Ничего не поймём. Света за окном нет.
С.В.: Ты открой форточку, возьми швабру и пошуруди хорошенько. Если появится свет — значит, день, если нет — ночь.
Тот же день, 10:30
Иван: Сходил на разведку. Снегом замело до середины окон второго этажа. На базе ЕСТЬ бульдозер! Только бульдозерист находится в 40 км, в Солнечном. Обещают привезти его на снегоходе «Буран». Мы пошли завтракать в столовую.
Данила на детской площадке.
Справа окна второго этажа гостиницы, окно номера Ивана под ними.
Тот же день, 12:00
Иван: Буфетчица в столовой рассказывала, что их смена* должна была обслуживать клиентов на новогодние праздники. Под это дело завезли побольше продуктов, фейерверки, увеличенный объём спиртного. Смена вахт была запланирована на 5 января. Но в последних числах декабря их накрыло циклоном. Дорогу засыпало, заезды отменили и стали откапываться. Пробить сугробы, чтобы хотя бы произвести смену бригад при помощи вахтовок смогли только 3 февраля.
С.В.: Я слышал от знакомых, которые ездили на Амут в феврале, что такого количества снега в середине зимы они в тех местах никогда не видели. Настоящий снег выпадает весной.
Иван: На этот раз снега выпало не очень много, он мягкий и пушистый. Снегоход с трактористом пробиться пока не может. В складках местности, где намело больше, «Буран» проваливается так, что из-под снега виднеется только наездник. Технику откапывают, вытаскивают задним ходом. Разгоняются, чтобы «Буран» всплыл на поверхность, но через некоторое время тот снова погружается в пучину. Цикл повторяется.
Машины припорошило снегом. Справа «Ланкастер» Ивана, слева «Фан Карго».
Вчера, пока мы готовили шашлыки, пришло ещё две машины: джип «Лексус» и новенький Suzuki Escudo. Теперь на стоянке четыре машины. Нашу машину засыпало чуть выше капота. Сейчас откопаю и, пока снег рыхлый, попытаюсь разгрести его бампером.
* Турбазу обслуживают вахтовым методом, сменяя бригады через две недели.
Тот же день, 13:30
Иван: Откопал машину. С низкого старта протаранил сугроб. Через пять метров наползающим через капот снегом перекрыло ветровое стекло. Дворники заклинило. Опять откопал машину. Вернулся на исходную позицию.
Новости от администрации: «Буран» не может пройти, пока не осядет снег. Принято решение попробовать привезти механика-водителя бульдозера на автомобиле «Урал», который 6WD. В Горный подошли два лифтованных джипа («Сафари» и «Террано») с любителями покататься на лыжах по целине, на грузовом прицепе привезли с собой канадский снегоход «Полярис». Джипы пристроились вслед за «Уралом». Параллельным курсом, помогая друг другу, бьются «Полярис» и «Буран».
На электростанции кончается солярка, в целях экономии топлива грозятся в ближайшее время отключить электричество. Автомобильную подзарядку телефона я забыл в Хабаровске в служебном автомобиле. Для экономии заряда аккумулятора буду отключать телефон от сети. Если пройдёт «Урал», возможно попытаюсь пройти по его следу.
С.В.: По следу «Урала»?! У него колея шире, и клиренс не чета твоему. В лучшем случае закончится оборванными бамперами. В худшем — сорвёт твою хилую защиту картера и глыбой смерзшегося снега вырвет масляный фильтр.
Иван: Обижаешь. Я же без фанатизма. Сначала оценю обстановку.
С.В.: Что-то мне это не нравится. Если пробьются снегоходы, уговори подбросить вас до Горного. Обратно по своему следу они пройдут нормально. «Ланкастер» свой брось на базе, а в Горном я вас встречу. В следующие выходные, когда всё устаканится, перегоним твою машину в Хабаровск. Решение за тобой. До связи.
Отключили свет. Буфетчица, пока ещё плита горячая, согласилась поджарить яичницу. Иван подсвечивает ей сотовым телефоном.
Тот же день, 17:05
Иван: Включили на час электричество, чтобы приготовить ужин в столовой. Срочно подзаряжаю телефон. Хозяин «Лексуса» откопал свою машину. У него пневмоподвеска с изменяемым клиренсом. Поднял кузов на максимум и попытался бороздить по снегу. За полчаса прошёл 50 метров.
«Урал» не смог дойти даже до перевала. Засел по полной — ни взад, ни вперёд. Снегоходы тоже успеха не имели и вернулись в Горный. Им придется подождать, когда осядет снег. Джипы, следовавшие за Уралом, при помощи лопат и лебёдок развернулись и отправились в Горный. Водитель «Урала» остался ночевать в кабине.
Нервная администраторша говорит, что ради четырёх машин с отдыхающими никто не будет надрываться по очистке дороги. Когда слежится снег, отдыхающих вывезут «Буранами» до Горного. Морально готовься завтра выехать за нами.
С.В.: Ночью подморозит, снег уплотнится, и снегоходы смогут двигаться. Кстати, это сколько ходок «Бурану» надо сделать, чтобы вывезти всех людей с четырёх машин?
Иван: Говорят, есть сани, которые прицепляются к «Бурану». В санях и будут вывозить*.
С.В.: Ну-ну. До связи.
* По опыту знаю — прицеп к «Бурану» — это ящик, обитый металлом и поставленный на лыжи. Пассажира в нем мотает и плющит как сосиску на верёвочке, оставляя синяки по всему телу. При этом в лицо непрерывно летят комья снега из-под гусеницы снегохода.
Прогулка на лыжах.
Появилась надежда на хорошую погоду.
03.04.2011, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 10:30
Иван: К нам пришли два снегохода туристов: американский «Скай До» и какой-то китайский. Привезли бульдозериста. Правда, бульдозер не заводится, так как полетел стартер. Сейчас созваниваются с Солнечным и с Комсомольском, ищут запчасть. Трактор тридцатилетней давности, двенадцать лет назад списан в какой-то организации. С тех пор трудится на базе в авральном режиме: зимой по расчистке пути от снега и вывозе мусора, летом восстанавливает дорогу после ливней.
Радость: на базу приехал снегоход.
Разговаривал с мужиками на снегоходах. Вывозить нас не рвутся — они приехали сюда покататься. Договорились ещё раз перетолковать вечером, если у них останется достаточно бензина.
С.В.: Ваня, о времени выезда сообщи заранее. Мне до Горного ехать часов шесть-семь.
Иван: Почему так долго? Ты поедешь НЕ ОДИН?
С.В. Один. Пока выйду за черту города, в населённых пунктах придётся сбрасывать скорость, пересечь в темноте Комсомольск, да по обледенелой дороге — не меньше шести часов!
Иван: Ладно, до связи. Сейчас собираемся пойти покататься на тюбинге.
Подъёмник в 1 человеческую силу.
Тот же день, 14:00
Иван: Отдыхаем в гостинице. Достал номер телефона хозяина базы. Поговорил по понятиям.
Тон разговора администратора после этого изменился до заискивающего: «Да что вы, ребята?! Обо всём договоримся. Может вам бильярдную открыть?» Остальное без изменений. Экономлю заряд батареи. Пока, до связи.
Попытка добраться до подъёмника.
Вообще-то яма для обслуживания механизмов была вырыта давно, сейчас её только чуть припорошило.
Тот же день, 16:15
Иван: Трактор завели, и он отправился чистить дорогу. Мы идём ещё раз покататься на тюбинге.
С.В.: А что за крики слышны в телефоне?
Иван: Да бульдозер нагрёб большую кучу снега, и Наташа не может перелезть через этот бастион. Бегу выручать, пока!
Тот же день, 17:10
Иван: Василич, готовься выезжать сегодня! Бульдозер прошёл 400 метров и вернулся назад. Тракторист говорит, что барахлит сцепление и не работает правый фрикцион, поэтому машина может поворачивать только налево, вправо не получается.
Администраторша требует сдать бельё и освободить номера. Будут вывозить «Буранами» до Горного.
С.В.: Мы с женой в центре города, в магазине. Документы и ключи от машины с собой. Иду в сторону гаража. В Горный приеду ночью, где тебя найду? Мой оператор сотовой связи может там не принимать. Сними там за 800 руб. комнату, так практикуют студенты из Комсомольска. На ночь набивается в комнатушку несколько человек. Дёшево и есть возможность покататься на близлежащих склонах. На автобусной остановке оставь записку, где тебя искать.
Иван: Василич, машину заводи, но резко не стартуй, у нас ещё идут дебаты. Я перезвоню. До связи.
Тот же день, 17:40
Иван: Василич, на сегодня отбой. Наташа заявила: «Мы, конечно, сделаем так, как ты скажешь, но я отсюда на ночь глядя никуда НЕ ПОЕДУ». Остальные заключенные в снегах встретили её слова одобрительным гулом.
С.В.: Ваня, я завтра рано выехать не смогу, неотложные заботы. Выйду не раньше 10 часов утра. Поэтому места в санях на первом рейсе не занимай, чтобы зря не сидеть в Горном.
Иван: Понятно, завтра созвонимся.
С.В.: По прогнозу, во вторник вечером в Комсомольске снег. Передай Даниле, что ПРОГУЛЬЩИК — название школьника, пропустившего занятия в школе Хабаровска из-за снегопада севернее Комсомольска.
Иван: Знаю, прогноз смотрел в Интернете час назад. Спокойной ночи. Всем привет!
04.04.2011, ПОНЕДЕЛЬНИК, 10:30
С.В.: Какие вести с фронта? Я закончил срочные дела, всех предупредил, что меня вечером может не быть в Хабаровске.
Иван: Только что собирался позвонить тебе — взял трубку в руки, и тут твой звонок. У нас РАДОСТЬ. Привезли другого тракториста, он умеет ездить на этом бульдозере без тормозов и фрикционов! Правда, бульдозер пока не завёлся. Собираемся пойти на склон. Ночью хорошо подморозило, и желоб тюбинга покрылся корочкой льда. Скорость такая, что из глаз выдавливает слёзы. Переводи «Форестер» в режим ожидания. До связи.
Ночью подморозило.
Тот же день, 13:15
С.В.: Привет! Что нового?
Иван: Отдыхаю в номере. По непроверенным данным трактор дошёл до озера. На противоположном берегу озера со склона на дорогу сошла небольшая лавина. Ждём.
Тот же день, 15:00
Иван: Из-за перегиба рельефа рация на тракторе не принимает. Сейчас ЗАПУСКАЕМ ЛЫЖНИКА на разведку по горнолыжке, идущей к озеру. Назад он поднимется по дороге и расскажет о состоянии дел. До связи.
Тот же день, 16:30
Иван: Мы идём пару раз прокатиться с горки, а потом будем собирать вещи. Бульдозер миновал озеро, пробил лавиноопасный участок, и прошёл первый крутой взлёт* на перевал. Пока работает где-то на дороге.
* При подъёме на перевал есть три очень крутых участка
Тот же день, 18:05
С.В.: Ваня, так мне заправлять в дорогу термос? И что за крики «Штанга!» слышны в трубке?
Иван: Автоколонна выдвинулась к озеру. Дальше идти неразумно, так как в случае чего развернуться в этом глубоком рве, именуемом дорогой, НЕРЕАЛЬНО. Пока играем в футбол, ждем сообщения, что бульдозер не разулся*, не поломался и дошёл до Горного.
С.В.: Отзвонишь, когда тронетесь, чтобы можно было произвести расчет по времени.
* «Бульдозер разулся» означает, что слетела гусеница.
Тот же день, 21:10
Иван: Мы в Горном! Пробивались долго и трудно. Первым шёл «Лексус» протаптывать колею, за ним «Эскудо», за тем я на «Ланкастере», замыкал «Фан Карго». Снег мокрый и тяжёлый. После первой машины спрессовывался, чуть ли не до состояния льда. Под снегом натёчный лёд. Если приходилось останавливаться на крутых взлётах, то тронуться с места не могла НИ ОДНА машина. Приходилось сдавать назад до участков, где под снегом нет льда.
«Карго» постоянно грёб снег бампером и цеплял днищем. Через несколько минут активной пробуксовки у него перегревалась вискомуфта, и «Тойота» становилась недоприводным автомобилем. Пару раз она зарывалась по полной. Тяжело откапывали, садили на место водителя мужика с «Эскудо», я выдергивал. Мы одна семья, и любой из нас не против хоть всю жизнь буксовать НА ЧУЖОЙ «Тойоте».
Если застряну на базе, то ОТДОХНУ по полной!
На перевале за руль посадил Наташу. Сказал: Не бойся. У нашей «Субару» ЧЕСТНЫЙ полный привод. ESP отключаешь, селектор автомата в положение «L» и давишь на газ. При этом ABS трещит не переставая, имитируя блокировку дифференциалов. «Ланкастер» прёт, как танк, главное — не останавливаться на крутом обледенелом подъёме.
Сам пересел на «Тойоту»: колёсики маленькие, движок слабенький — не тянет, рулит плохо, траекторию не держит. Постоянно норовит зарыться в сугробе. Пока спустились — весь взмок.
Больше звонить не буду, так как придём в Хабаровск поздно.
05.04.2011, ВТОРНИК, 8:05
С.В.: Ваня, ну как? Доехали?
Иван: В час ночи были у подъезда дома. Немного задержались: в одной деревне я, конечно, видел знак «40», но кто ж в час ночи будет мерять скорость? Однако гаишники не спали, мерили. Откупился суммой 300 руб.* Потерял время. Состояние трассы просто отвратительное. Больше десяти раз влетал в колдобины до пробоя подвески ВСЕХ колёс.
С.В.: Ты постоянно возмущаешься дороговизной ремонта моего «Форестера». У тебя появился шанс сравнить. Успокаивает одно: все равно ремонт ходовой дешевле, чем поездка в Европу.
* Штраф за это нарушение не меньше 800 руб.
Эпилог
07.04.2011, ЧЕТВЕРГ, 19:45
Иван: Василич! Скоро ледоход! Мне, чтобы не потерять гарантию, надо после зимы провести расконсервацию мотора для резиновой лодки ТОЛЬКО на сервисе. Давай загрузим мотор в твою машину и ты отвезешь его на сервис, там ребята разгрузят сами. Через сутки заберешь.
Е-е-е-е! ПРОБОК НЕТУ НА ВОДЕ!