|
За сутки началась «ломка» от предвкушения поездки. Выехали 26 марта в пятницу в семь часов утра. Встретились на АЗС «Роснефть» на Ивановской. Поехали на двух машинах шесть человек. С Гламурным три человека и со мной Михаил. Четверо из компании собрались только на рыбалку, причем не более, чем на три дня. Поскольку больше никто в поездку не собрался, вариант разведки проезда в Баргузинскую долину отпадал сразу. Не поедут же в такую поездку два пенсионера, которые были в нашей компании!
Асфальт до границы с Бурятией. Романовка по субъективным впечатлениям по размерам как Телемба. Перед Романовкой 10 км асфальта. Дорога за Романовкой прямая, как стрела, никогда таких не видел. Выезжаешь с очередного поворота и видишь, как вверх-вниз по сопкам до горизонта тянется дорога. 58 км перед Багдарином тоже асфальт, пьяный (волнами). Сильно разгоняться здесь не стоит.
Не думали, но Багдарин оказался больше Романовки. Дорога грунтовка, за Багдарином она стала обледенелой. Настрой был на очень трудную дорогу, наверное, поэтому она не показалась слишком сложной. В такой период времени уже мало снега и при этом почти ещё нет грязи.
На ближайшей остановке за Багдарином коллектив немного выпил. Кстати, не стоит питать иллюзий, что за Багдарином на гаишников уже не нарвешься. Как рассказывали мужики с заправщиков, есть у них один, который любит далеко заезжать и права отбирать. Советую принять к сведению.
Пока стояли, один из наших товарищей решил отойти в сторонку по серьезному делу. Не придумал ничего более умного, как перейти дорогу и пристроиться на обочине. Только он пристроился, как из поворота с подъемом выезжает «Уазик». Нужно было видеть конвульсивные движения юмориста по надеванию штанов. Хохот стоял громкий!
Никто из нас никогда не бывал на Баунте. Поэтому заранее было принято решение ехать в начале на курорт Баунт, а там решать по обстановке, где останавливаться и что делать дальше.
В Романовке увидели, что одна канистра у меня протекает, перелили её в бак. Это обстоятельство в дальнейшем чуть не вылилось в проблему. Надо было попробовать замазать её холодной сваркой. В Багдарине заправились до полной. Расход на 350 км до Багдарина составил 48 литров, т.е. около 14 литров на 100 км.
Дорога интересная. Крутые подъемы, спуски, повороты. Но, как уже говорил, несложная. В одном месте машину Гламурному развернуло, при этом отвинтился с одной стороны рулевой демпфер. Это остановка стала предлогом для очередного «сугревания». Ехали не сильно быстро, по дороге остановились в лесочке, поели.
Навигация в дороге до Баунта сильно не нужна была, но в дальнейшем хорошо помогала и выручала не раз. Вообще считаю, что навигация это то же самое, что как ты в любой момент можешь спросить: «Не подскажете, как проехать туда-то». Только в таких достаточно диких местах человека не часто встретишь, особенно по пути на горячий источник за Бусани.
В одном месте пропустили два джипа стандартных, спускавшихся с сопки. С интересом узнали, что про нашу поездку они читали в интернете. О желании проехать в Баргузинскую долину. Ну что же, жаль, что покататься в этом направлении желающих не нашлось. Вообще, вся поездка была под большим вопросом до самого последнего момента. Такого количества отказавшихся ехать в последний момент ещё не было.
Ближе к вечеру доехали до озера Баунт, проехали на курорт. Первое, что нам встретилось — это лошадь попрошайка, как мы её тут же прозвали. Очень настырно она выпрашивала у нас еду. От яблока и «Сникерса» отказалась. Вначале мы её гладили, стояли рядом. Но после того как лошадь легким движением копыта лягнула собаку, а та забилась с визгом куда-то и долго там скорбно выла, мы стали относиться к ней с опаской. Когда она ходила кругами возле нас, мы все дружно отходили от её задних копыт. Александр сказал: «Да пошла она, она мне не нравится, она собак обижает!».
Мы уже знали, что проживание в домиках стоит 430 рублей с носа в сутки. Такой расклад нам был не интересен. Попытались узнать в администрации о расположенных зимовьях, но получили туманные ответы об их отсутствии в ближайшей округе. Мне как-то не очень в это поверилось и мы поехали на разведку. Проехав по Верхней Ципе до озера Баунт, проехали по нему и в районе мыса Трехстенка нашли зимовьё. К сожалению, уже занято. Второе рядом, большое, ещё только строится. Там узнали о близлежащих зимовьях. Одно нашли. Уже стемнело, и Гламурный не разглядел его как следует внутри. После того как к нему наконец пробились, выяснилось, что размером оно на трех человек, да ещё и коптит безбожно. Здесь мы поели, выпили. В этом месте была моя первая ночевка в машине. Всего в машине ночевать пришлось три раза.
Первое зимовье. На дальнем фоне гор Большой Хаптон.
Гора Большой Хаптон, как мы поняли, это и есть известный застывший вулкан. Вид красивый. В нашей компании он немедленно был назван Пыхтун (потому что для того, чтобы забраться на него, надо очень сильно попыхтеть). Так же красив и Южно-Муйский хребет, расположенный далеко на горизонте, в стороне озера Бусани и горячего источника.
На следующее утро быстро нашли новое зимовьё, хорошее. В нем легко размещается четыре человека, но можно разместиться и впятером. А нас шесть, пришлось опять ночевать в машине. По ночам было до –20, не очень комфортно, машина обычно работала на холостых оборотах всю ночь. Небо по ночам, мне кажется, никогда такого не видел — всё в звездах, и их огромное количество. Скараулил пару падающих звезд. После ночевок моё слабенькое горло всё пыталось болеть. У нас была керосинка, керосин. Хорошо помогало.
Недалеко от зимовья решили пробовать рыбачить. На следующий день было очень тепло, до + 2. По незнанию не взял темных очков. Лучше их брать — солнце, снег, глаза очень сильно слепит. Лица у нас у всех загорели, у самых заядлых рыбаков — сгорели. Периодически ходил без шапки, что никогда не делаю зимой.
Перед поездкой приобрел ледоруб, сверлил им лунки. Толщина льда 130-140 см. Рыбалка в нашем месте была слабая. Рыбаки два дня собирались съездить в другое место.
Мы же с Михаилом решили на одной машине ехать на горячий источник за Бусани. Дорогу нам объяснили, дали координаты. Но мы решили поехать не как нам посоветовали, а более коротким путем — по карте. На карте нарисована дорога, зимник. Вначале ехали по речке Нижняя Ципа, потом свернули на зимник. Дорога постепенно из «не очень», стала превращаться в очень «не очень». Проехать можно, хоть и видно по следам, что давно по ней не ездили. И ездят в основном, судя по колее, 66-тые и «Уралы». Если б не клубные выезды, плюнул бы давно, развернулся и поехал назад. Часа за полтора проехали около 10 км. По навигации осталось до Бусани ещё километров 15.
Сгорел предохранитель на зарядке на ноутбук. Подумав, решили возвращаться назад, искать более легкий путь. Проехав в течение минут 20 метров 200 на лебедке, стало понятно, что дорога назад не пускает. Было принято решение ехать по речке Буча назад, до Нижней Ципы. Хоть и ехали на одной машине, вдвоем, но переживаний как-то не было.
Пока я спиливал перекрывавшее дорогу по речке дерево, Михаил поставил жучок на зарядку. Назад по речке дорога была уже не столь сложной. Следы только зверей. Только выехали на Нижнюю Ципу, началась сильная пурга, практически с нулевой видимостью. Вовремя выехали. Вернулись в зимовьё во второй половине дня, ещё порыбачить успели.
На третий день с Михаилом поехали опять на горячий ключ. Почти по той дороге, как нам показали. Дорога в некоторых местах только для джипов. Можно проехать и не на подготовленных, но на легковых — если только местами на руках переносить. Проехали Третьяковские озера, озеро и деревню Бусани, всё в сторону Южно-Муйского хребта. В мае, когда всё растает, проехать здесь смогут только экстремалы, да «Уралы». Уже к вечеру добрались до горячего источника. Всё время дороги напрягало ограниченное количество топлива. Были опасения, что может не хватить вернуться до Баунта. Три ночевки в машине сожгли большое количество топлива и залитая от Гламурного канистра не очень вселяла уверенность, что топлива хватит.
Поели, выпили, заготовили дрова, пошли купаться. Попробовал рукой воду, решил искупаться в этом месте. Раз шаг, два и упс — я уже на берегу с обожженной правой ногой.
Ошибка была в том, что вода до дна более прохладная, а дальше идет ил, ещё сантиметров 20, а он, как угли раскаленные. Спустился немного ниже и, стоя левой ногой в воде, пообливался.
Пурга. Видимость почти нулевая.
Далее, более часа не могли разжечь сырые дрова. Для этого у нас много чего было, так что всё равно разожгли. Здесь же на источнике прикупили летней солярки 60 литров за 1 000 рублей. Переночевали. Первый раз нормально поспал. Утром встали и, не завтракав, поехали назад на Баунт. Расстояние около 100 км, проехали за три часа. Приехали к зимовью в 12 часов дня, там никого — с зимовья съехали. Понятно, не дождались, уехали домой. Хорошо, что с топливом теперь проблем нет, а то бы пришлось Гламурному с Багдарина за нами назад возвращаться (вызвали бы через спутниковый телефон).
Решили ехать дальше до тех пор, пока не захотим есть. За 8 часов доехали до дома, были в восемь вечера. Останавливались каждый раз не больше, чем на пять минут. Возле Телембы раздался звонок Гламурного. Оказывается он только в Багдарине. Потерял нас, не знает, что делать. Они приехали в Читу в три ночи.
Потом выяснилось, что выехали они за полчаса до нас, проверили лунки и поехали домой через деревню Баунт. Ехали, потом дорога пошла вся заваленная снегом, поели в каком-то зимовье и поехали назад. Мимо нашего зимовья проехали около трех часов дня, мою записку не прочитали. Ещё останавливались в Багдарине поесть.
Когда мы уезжали, начинался снег. Гламурный ехал уже по заснеженной и обледенелой дороге. В результате один раз с середины сопки задом скатился, и ещё один раз пришлось ему скатываться, чтобы уступить дорогу «Ниве». Она остановиться на спуске не могла.
Из всех поломок — оторвало на веткоотбойнике пружину и заскрипело внизу (оторвалась защита на кардане — кольцо. Уже приварили — 300 рублей, пружина — 20 рублей, ну и заменил воздушный фильтр — 400 рублей).
Итого: Общий пробег 1 100 км. Около 540 км — расстояние от горячего источника до Читы. Расход топлива — около 220 литров (литров 40, не меньше, сожгли за три ночи + плохая дорога до источника). Финансовые затраты на питание и топливо у меня и Михаила около 3 500 рублей на человека. Плюс расходы на спиртное.
Впечатления. Сказать, что я задохнулся от восторга, не могу. Нормально. Красиво. Классно. Но нет восторга не от того, что зелени нет или ещё что не достает. Просто мы живем в Забайкальском крае, Бурятии. У нас не Швейцария, у нас расстояния большие. И красоты расположены на больших расстояниях. Поэтому, чтобы осмотреть многое, надо приезжать не раз и не два и ездить много. Тогда и удастся проникнуться, многое увидеть и понять, если хотите полюбить. В общем, такая же история как с Байкалом — чтобы его узнать, разглядеть, надо побывать не один раз.
Какие выводы:
Путник.