|
Это краткий отчет о поездке летом 2013 года в рыбацкий поселок Бусани, северная Бурятия. Цель поездки — сам процесс, общение с местными жителями, природой, рыбалка без фанатизма. Зимой действует зимник и до Бусаней можно попытаться доехать на обычной легковушке. Летом картина кардинально меняется. Автодорога до Бусаней отсутствует, и достижение деревушки проблематично. Свой смартфон придется оставить дома, как бесполезную там вещь.
Поселок стоит на островах посреди Большого Бусанского озера, вокруг тайга, болота в падях (в 2013 году все эти болота превратились в сплошные озера из-за дождливого лета и наводнения), да и озеро с трех сторон закрыто подковообразно хребтом, а вот с четвертой стороны есть хитрый подход по воде. Зайти в Бусани можно двумя способами:
Короткий путь по большой воде — из Нижней Ципы по Богдановской протоке и далее по лабиринту из «китайских рисовых полей». Для его успешного прохождения желательно иметь местного проводника. Расстояние по воде 130 км в одну сторону (от Горячего Ключа по Верхней Ципе, по центру озера Баунт и далее по Нижней Ципе). Запас хода по воде необходимо иметь минимум на 300 км.
Длинный путь — по большому кругу, из Нижней Ципы в речку Уакит, далее в протоку Могойчик и далее — опять же по лабиринту озер, опять же желателен проводник. Расстояние около 180 км, запас хода надо иметь на 400 км.
В данной поездке я использовал надувную лодку «Ротан-380К» вкупе с экономичным четырехтактным мотором «Меркурий-9,9» с расходом на максимальном газу около 2,5 л/час. Общий путь воде составил 270 км, было потрачено около 40 литров бензина.
Как всегда, из-за нехватки времени, был обкатанный только наполовину мотор, и поэтому реального расхода бензина перед поездкой я не знал. К тому же было непонятно, по какому маршруту мы пойдем, поэтому в итоге со страху было взято 120 литров. Кроме лодки с мотором всплыли еще такие важные моменты: команда для поездки, связь на маршруте, оружие и дорога от Багдарина до Горячего ключа.
Казалось бы, чего проще собрать народ летом на недельку на рыбалку? Но не тут-то было, лично я команду для поездки так и не смог собрать, хотя точную дату поездки проявившим желание ехать людям сказал почти за год. Но по мере подготовки число кандидатов постепенно уменьшалось по разным, объективным и субъективным причинам, а новых не прибавлялось... В итоге мы поехали только вдвоем с Максом... Макс, спасибо, что не подвел — один бы я не поехал!
Пара запланированных участников на поездку имели свое оружие. Но, к сожалению, они не смогли принять участие (у меня ствола нет, т.к. я не охотник). А в этих местах хорошо бы иметь СВД или на хотя бы надежный многозарядный 12 калибр.
Желательно иметь спутниковый телефон, если не дай бог случится ЧП на маршруте, будет можно как-то дальше жить. Пройти с Баунтовской котловины на дорогу до Багдарина будет очень трудно. В обязательном порядке надо иметь подробную топокарту (лучше 500-метровку) района поездки и компас.
Следующий момент — дорога Багдарин—Баунт. Это 120 км горной дороги в аварийном состоянии (подробно о ней написал в «Дорогу осилит едущий, или экстремальная поездка из Читы на Баунт на Toyota Corolla Fielder 2WD»).
Лучше туда забрасываться местным транспортом и назначать дату, когда обратно. Так как если пойдут дожди, то на Drom.ru может появится отчет «Как я выезжал на (модель авто) с Баунта». А так, по низкой воде — легко на «Уаз», «ТЛК», «Паджеро-Спорт» и т.п. Любой паркетник под туристической нагрузкой неприлично просядет — а валуны в многочисленных ручьях и речках там хорошие. Ну и нельзя сбрасывать со счетов вариант не обнаружить свой любимый авто после возвращения обратно на берег — за неделю отсутствия он может с легкостью уйти на разборки Читы и Улан-Уде.
Ну а мы до Багдарина опять ехали на «Филдере», а от Багдада нас по плану должен был везти местный УАЗ. Конечно же, этот «Филдер» был тоже подготовлен к бездорожью (на всякий случай) и был способен дойти до Горячего ключа в случае полного облома по местным машинам. Но и просто провезти в сохранности все снаряжение на небольшом легковом автомобиле на 600 км от Читы и обратно по ямам, в том числе лодочный мотор с торчащими во все стороны острыми деталями и надувную лодку весом 50 кг представляло собой определенную задачу. В итоге на крышу был установлен багажник, в котором для перевозки сосредоточенной массы в виде 40-килограммового мотора был закреплен защитный пол и ложементы. Двигатель крепился путем затягивания его штатных транцевых струбцин на специальную фанерно-досочную конструкцию и плотной примотки «ноги» мотора резиновыми шнурами на передний ложемент. Получилось весьма прочное и безопасное закрепление, однако суммарный вес груза на крыше достиг около 90 кг (дуги — 7 кг, багажник — 21 кг, пол и ложементы — 10 кг, мотор — 40 кг, бензобак, весла, удочки и т.п. — еще 10 кг), что немного пугало.
В самой машине разложили задние сиденья в ровный пол, и получившийся объем плотно забили практически под крышу: лодка, два больших рюкзака плюс рюкзак с едой, сумка с кастрюлями, сковородками и чайником, сумка с рыболовными приблудами, палатка, тренога, якорь с дректовым, инструмент, насосы, ящик с ЗИП для лодки и еще куча всякого нужного в дороге хлама, и, конечно же, четыре штуки 20-литровых грязных вонючих канистры из-под соляры и 40-литровый алюминиевый танк. Еле запихали! Суммарный вес этого добра по моим прикидкам около 200 кг. В планах была еще бензопила и аккумулятор для накачки лодки, но из-за перегруза решили не брать.
Таким образом, нагрузка на машину составила около 450 кг плюс полный бак бензина. И это только с двумя небольшими человеками внутри и пустыми канистрами!
Пожалуй, напишу еще об одном невидимом, но серьезном препятствии на пути к Бусаням, с которым столкнулся я. Это довольно длительное психологическое давление (…не всех, но многих окружающих и близких мне людей). Вместо того, чтобы чем-то помочь, они словно сговорились и твердили: не езди, опасно, не дойдешь, пропадешь, медведи, волки, бандиты, энцефалитные клещи, инопланетяне и т.п. Здесь выделю также подгруппу, кто считал эту поездку начисто лишенной смысла и жаждущих донести эту мысль до меня, таким образом тоже косвенно препятствуя задуманным планам. Я так и не смог толково защититься от этого давления — это надо иметь стальные нервы — и переживал. Подготовительный период длился почти год, за это время во мне практически дыру проели. Естественно, я все равно поехал, но настроение тогда было здорово испорчено, словно своеобразная плата за то, что сделал по-своему — в результате получился этакий злой турист. Опять же, это чисто мое видение данной ситуации. Кто-то скажет, что проблема высосана из пальца, но я точно знаю, что многие имеют аналогичные ситуации.
... Из Читы выехали в 7 часов утра 10 июля 2013, а в 12 часов уже подлетали к Багдарину. Дорога Чита—Багдарин: 330 км, из них около 200 км — грунтовка, остальное старый деградировавший асфальт.
В Багдарине перегрузились в УАЗ-Фермер, который нам любезно предоставил бригадир местного прииска Роман Бельков. Рома, привет! Спасибо огромное за всю канитель!
На Багдаринской заправке залили 200 литров бензина (120 л себе и 60 л в УАЗ).
УАЗ — труженик северной Бурятии. Спидометр в тайге не нужен. Оригинальное решение — бачок сцепления выведен на приборную панель, чтобы было удобнее заливать постоянно уходящую наружу из контура жидкость.
Оказывается, крышку горловины бензобака с успехом заменяет простая тряпка. Немного бежит задний мост по стыку полуосей, но своевременная, раз где-то в 100 км, подливка масла полностью решает и эту проблему. Постоянно отходящий центральный высоковольтный провод трамблера и иногда вылетающие четные передачи…
Талой пересох, форсировали брод без проблем.
На берегу Талоя стоял утонувший китайский грузовик с разобранным движком — его постигла смерть от гидроудара. Полезли в воду, когда наводнение было. Везде по дороге были видны следы недавней большой воды: берега ручьев сильно размыты, пару раз бампером утыкались в них. В некоторых местах размыта и сама дорога, объезды их — это стихия как раз нашего УАЗа. Под Ципиканом, на обочине — еще один мертвый китайский грузовик: не смог взять тяжелый подъем, и в трансмиссии что-то порвалось.
Поселок Ципикан...
К вечеру, медленно забравшись на второй пониженной на очередной хребет, вдали увидели озеро Баунт... Красота!
Подлив масло в мост, успешно доехали до Горячего Ключа.
Подъехать к Верхней Ципе не смогли — река вышла из берегов и дорога ушла под воду.
Выгрузились в километре от поселка, за лечебными грязями, надули лодку от аккумулятора УАЗа и после немой минутной паузы распрощались с водителем Саней, назначив дату возврата через шесть дней, 17 июля.
До наступления темноты мы едва успели поужинать и натаскать лапника из леса. В лесу постоянно что-то трещало и шевелилось. Спали по одному, дежурили у костра. Было ощущение, что из ночи на нас кто-то смотрит, а так же почему-то вспомнилась темная история «Перевал Дятлова»...
Наконец рассвело, сварили чай, стали спускать лодку на воду и готовиться к походу.
Надо было поторапливаться, потому что в этот день вечером на Нижней Ципе, около Богдановской протоки неделю назад (!) была назначена встреча с местным жителем, Николаем из Уакита. С ним познакомился мой дядя на рыбалке зимой. По воде 100 км от нашей стоянки до этого места.
Канистры с бензином уложили плашмя на дно, дабы понизить центр тяжести лодки, а на них навалили остальные более легкие вещи, упакованные в непромокаемые пакеты, все сверху зафиксировали веревками. Я переживал, что если на Баунте будет большая волна, то будут проблемы, в том числе может сорваться встреча с Николаем.
При закреплении на транце Меркурия выяснилось, что разбит в дребезги главный, он же аварийный выключатель — это произошло, пока его везли в УАЗе по кочкарям, хотя мотор укладывали долго, обложили его тряпками и спасжилетами — все равно не помогло. Пришлось развинчивать ручку и вытаскивать провода, мутить скрутки…
В Верхнюю Ципу вышли прямо по залитому полю, на малом газу, объезжая подводные кочки.
На реке добавили газ до отказа, и Ротан с двумя тушками, плюс около 300 кг груза очень тяжело, но все-таки вышел на глиссер (после переползания Макса на нос лодки). Думаю, в этом нам помог грузовой винт с шагом 7 дюймов и плоское надувное днище Ротана. При уборке газа до ¾ от максимального тут же сваливались в водоизмещающий режим.
Через пару минут движения сильно запахло бензином — у одной из двух канистр, которые лежали плашмя в корме, от вибрации отошла крышка. В итоге около 5 литров бензина вылилось в лодку и ушло в нос, так как у нас был туда дифферент. Встали на воде, давай все отвязывать, канистры из-под вещей выдирать, ставить крышками вверх. В лодке образовался бардак. Бензин частично впитался в вещи, продукты. Образовались предпосылки к пожару. Хорошо, что мы не курим!
Вышли в Баунт. Озеро — зеркальная гладь! Максимальная скорость составила 20 км/ч по GPS.
Баунт прошли строго по центру, примерно за 1 час, и вошли в Нижнюю Ципу. Ципа сильно разлилась — дожди капитально накачали Баунт водой, и теперь всю эту массу давило в реку. С картой — ничего общего, родных берегов не видать, только макушки кустов торчат. Старицы затопило, они слились с рекой и мелкими изолированными озерами. Поэтому на маршруте три раза по ошибке заезжали совсем не туда, куда надо — если бы не навигатор, пришлось бы туго.
Местность эта тяжелая для ориентации — по реке постоянно крутит, солнце то сзади, то спереди, то сбоку. Ориентиров толком не взять. Вокруг много вершин и они постоянно изменяются, плюс к обеду всю Баунтовскую котловину заволокло грозовыми облаками и пошел дождь, горизонт исчез. Короче, шли по навигатору. Когда вокруг начали бить молнии, стало не по себе, так как мы в первом приближении представляли собой маленький железный предмет высотой 1 метр, плывущий по открытой воде и обложенный 100 литрами бензина. Успели пристать к берегу в районе Шуринды и пережидали грозу.
Несколько раз на безлюдных берегах Ципы видели то ли могилы, то ли памятники. Надгробные плиты с фотографиями…
Прибавил газку — вечереет, а до Богдановской протоки еще с пяток километров!
С Николаем и его женой встретились в девятом часу вечера. Лодка — старая Казанка, склепанная из советского авиационного дюраля, немножко текущая, боевой дымящий Вихрь-30 с зазубренным винтом. Весла, спасжилеты и т.п. отсутствуют в принципе. Более 30 лет Николай ходит на моторе без весел, вместо них — шест.
Перекинули почти все вещи в казанку, поставили скоростные винты и полетели по Богдановской протоке.
Прошли около 20 км, и в том месте, где протока заканчивается и начинаются лабиринты из «рисовых полей», у меня на полном газу глохнет Меркурий, намертво. И это — практически новый японский мотор! Попытки реанимации (замена свеч на новые, продувка цилиндров и т.п.) к успеху не приводят. Он даже чуть-чуть не хочет схватывать.
Тем временем темнеет, Николай с женой начали беспокоится — ориентиры скоро пропадут, а ехать еще около 15 км… Делать нечего, берут на буксир городских оленей.
СССР из последних сил тащит современную Россию...
Опять пошел дождь. Было решено идти до талого, по максимуму спрямить траекторию. Медленно прорываемся через залитую луговину, помогаем веслами. Николай снова и снова поднимает свой верный Вихрь и снимает с винта килограммы травы. Мне казалось, что эта засада никогда не закончится.
…Уже ночью вдали показались два или три маячивших крохотных огонька. Это местные жители Бусаней, услышав чей-то мотор, помогали взять правильный курс.
Расположились в доме матери Николая. Дом этот пустовал с весны, так как мама его приболела, и он забрал ее к себе под крыло в Уакит.
Утром в три пары рук давай заводить злополучный Меркурий, было реально не смешно. А он не хочет заводится, и все тут. Опять вывинтили свечи — искра есть, но слабая по сравнению с Вихрем. Бензин в цилиндры подается. Фильтр топливный — чистый. Поотвинчивали с карбюратора какие-то винты, пробки сливные, все трубки топливные посдергивали и прокачали бензин через них. Все поставили на место, давай снова заводить. Где-то с десятого рывка мотор схватил, но тут же заглох. Еще дернули, подгазовали — мотор прочихался, и начал работать, как ни в чем не бывало. Заглушили, опять дерг — завелся.
В общем, проявилась какая-то плавающая неисправность, очень поганая вещь. Всю обратную дорогу я мотор не глушил, так как боялся, что он не заведется. Есть большое желание его продать, так как к технике отношусь, как к живому существу и даже неприятно вспоминать о нем, не то что на лодку ставить. Хотя скорее всего он в целом исправен и дело было в каком-нибудь засоре карбюратора (канистры дали мне старые, из-под соляры, неизвестно, что в них еще внутри).
В таких местах для техники очень важна надежность и ремонтопригодность в полевых условиях. Пожалуй, ремонтопригодность на первом месте, так как любая техника может подвести. В этом плане нашим УАЗам и Вихрям в тайге конкурентов нет. Например, на Бусанях запчасти на Вихри в каждой избе в сенях валяются — катушки зажигания, поршни, шатуны и прочее. Да и чинится наша техника гораздо легче в полевых условиях, там все грубое, легко разбирается и собирается простыми ключами и молотком.
Наконец я узнал, как должна ловиться рыба! Могу ответственно заявить, что в тех водоемах нашей страны, где я рыбачил, рыбалки практически нет. Все эти танцы с бубном вокруг цвета наживки, толщины лески, погоды и т.п. — это от того, что рыбы или нет, или ее очень мало, или она приспособилась к местным условиям и не идет на крючок.
А на Бусанях рыба ловится методом обмакивания в воду крючка с чем-нибудь блестящим. Хватает жадно, без разбора, все подряд, утром днем и вечером, в дождь и когда ясно. Окунь, сорога, щука, карась, сырок (порода сиговых, деликатес) — это основные обитатели. В основном пойманную рыбу отпускали.
Все мои большие блесны с поводками в первый же день оборвало нечто, живущее в глубине, вытащить так и не смог. Большую рыбу я ловить не умею (как-то не приходилось), да и снасти там надо серьезные иметь. Это надежный спининг с качественной катушкой, длинные поводки, леска — плетенка...
А Николаю в лодку вообще сам большой карась запрыгнул! Чувствует хозяина!
Местные рыбу ловят сетями, не заморачиваются. Ставят сеточку длиной метров десять, сразу от берега — через час в ней сидит ведро рыбы. Такая ленивая рыбалка.
Одна из главных вещей здесь — это соль, ее надо брать с запасом, чтобы солить рыбу.
Вода в Бусанях чистейшая, без привкуса, несколько маслянистая на ощупь, напоминает некий бульон, в котором и балдеет рыба. Что характерно, окунь имеет прослойку жира между мясом и шкурой, почти как лещ. Там вообще вся рыба жирует — все ловится крупное, толстое. И при этом жадно хватает и крючок. Парадокс.
Николай проводит «экскурсию» по местным достопримечательностям. Красота там нереальная!
Следы Миши...
Орлиное гнездо...
Каждый день приходил местный Николай №2, становилось веселее.
Много чего интересного нам оба Николая рассказали. Бусани возникли как спецпоселение политических, где-то в 30-е годы. В настоящее время на Бусанях проживает около 20 человек, из них половина в ближайшее время собирается уезжать. Тем не менее, в поселке есть спутниковый телефон РосСвязь! Лично звонил родне, и сообщал, что жив-здоров. Все-таки 21 век дает о себе знать. Есть дизель, и вечером часа на 2 в розетках появляется неустойчивое напряжение вольт на 180, лампочки горят тускло и мерцают...
На Бусанях лучше ничем не болеть. Говорят, у всех местных аппендициты заранее вырезаны. Это, конечно, шутка, но, находясь здесь, реально понимаешь, что если что-то серьезное случится, то до квалифицированной медицинской помощи минимум два дня, если повезет с погодой.
Нано-санки для перевозки рыбы зимой!
От Бусаней до Уакита по прямой километров 20, но реально по воде гораздо дальше, через лабиринты проток и озер... От затяжных дождей раскисла взлетная полоса, и теперь авиасообщение идет вертолетом, нерегулярно. Билет Уакит—Багдарин стоит 4 500 руб. на лето 2013 года. Есть начальная школа с двумя или тремя учителями. Продукты питания плохие, просроченные и в тридорога. Недавно медведь днем вышел в село... В общем, сурово там.
В избе вздыбило пол, от морозов, видимо, подвижки грунта идут...
Лоскутная простыня...
Фирменное бусанское блюдо — «окуни на рожнях»! Состав: окунь, соль, прутик, костер.
Это не какой-нибудь биойогурт, домик в деревне и т.п. отрава с пальмовым маслом, каррагинаном и ГМО. Это реально натуральный и полезный продукт!
Пока были на Бусанях, вода стала заметно падать. Николай сказал, что могут быть проблемы с выходом через Богдановскую протоку, а ему — с возвращением в Уакит. Плюс могли возникнуть трудности на Ципе, Баунте. Было решено выдвигаться на день раньше, чем планировали.
Обратно Николай нас проводил опять через лабиринт до Нижней Ципы, где мы и распрощались. Оставили ему 30 литров бензина, так как выяснилось, что наш двиг бензин нюхает. Хочу сказать огромное спасибо Николаю, настоящему местному «крокодилу Данди», вы оказали нам неоценимую помощь!
Обратно выходили против течения, шарашили на глиссере на полном газу, всю дорогу. Опять повезло с волной на озере — ее почти не было. Дошли до Горячего где-то к 16:00. Вода в Верхней Ципе сильно упала, лодку волокли по траве, как бурлаки. Обосновались там же, откуда уходили.
...А ночью погода внезапно испортилась — поднялся сильный ветер, зашумел, затрещал лес. Пошел моросящий дождь, похолодало. На Баунте начался шторм, дверца для желающих попасть на Бусани и обратно на наш берег закрылась на неопределенный срок… Хорошо, что мы выехали на день раньше и успели проскочить!
Весь следующий день был сплошной тупняк. Спали в палатке. Ничего не хотелось. Точнее, хотелось побыстрее оказаться в цивилизации. Ждали Саню. Тайга современного городского жителя выматывает очень быстро, и физически, и психологически.
Лечебные грязи! Велком ту Баунт-2014… Зимой шиферная крыша навеса под снегом по ходу обвалится… Главное, чтобы под ней никого не было…
Наконец, вечером из леса вылетел внезапный Саня на УАЗе, и вот мы едем обратно. Вокруг дождь. По дороге текут ручейки жижи, наполняя горные речки.
Благополучно приехали в Багдад уже под ночь, перегрузились в Филдер и заночевали в гостинице.
ГПС — гусеничный паром самоходный. Стоял на базе золотодобытчиков, недалеко от брода через Талой. Гибрид лодки с танком. Скорость по воде, — 14 км/ч, — обеспечивают два здоровенных винта, расположенных в корме. В этой местности незаменимая вещь!
Утром был легкий офф-роад до Читы, грунтовка раскисла от дождей на глубину ладони. Машину уделали в хлам и потом еще долго керхером на мойке вышибали глину из подвески.
Спустя где-то недели две этой после поездки, когда прошла усталость, стал отмечать какой-то аномальный прилив сил в организме. Ложусь поздно, встаю рано — и спать не охота. Днем бодряк плюс ясность мыслей. По ночам иногда просыпался от необъяснимого жара по всему телу. Это состояние продолжалось месяца три, потом постепенно все вернулось в обычное русло.
…Когда вечером сидели в избе на Бусанях и кушали свежепосоленного сига, я спросил Николая:
— В Читу потом поедете жить?
— Нет, не поеду. Я всю жизнь живу в Уаките. Когда приезжаю по делам в город, у меня голова начинает кружится и болеть. Я там не смогу. А здесь я как рыба в воде.