|
13-17 апреля 2011 г.
После поездки на Баунт, Бусани и горячий ключ Францевский (статья на Drom.ru от 20 апреля 2011 г.), осталось чувство неудовлетворенности. Мало. Пяти дней, два из которых ушли на дорогу, оказалось недостаточным.
Через три дня после приезда с Баунта позвонил Гламурный (ездил с нами на Баунт) и рассказал, что знакомые читинцы собираются на рыбалку, на озеро Орон 12 апреля. Вопрос — поеду ли я? 13 апреля у меня день рождения, к тому же поднакопились дела, поэтому задумался, прежде чем ответить. Думал несколько секунд и ответил — поеду.
Теперь оставалось всем встретиться, обговорить все детали, ну и до 12 апреля утрясти дела. Со мной собрался поехать знакомый Андрей, Гламурный же, в конце концов, отказался из-за занятости. За день до поездки все встретились. Организаторы поездки решили ехать в 8 часов вечера. Меня и Андрея такой расклад не устраивал. Выезжать поздно вечером, а потом ночью ехать по реке Ципикан, которая в это время уже начала таять, представлялось не очень привлекательным. Взвесив все за и против, мы решили ехать в одну машину, вдвоем. Если дорога окажется слишком трудной, то мы можем вернуться на основную дорогу и уехать на озеро Баунт. Понимаю, что это не совсем умное решение, мягко говоря. Но и не такое уж и рискованное по сравнению с ночной поездкой по тающей реке.
За несколько дней до поездки решил усовершенствовать свой навигатор, военный ноутбук Panasonic CF-18, со встроенной антенной. Антенна слабо ловит сигнал, периодически теряет спутники. Давно думал, попросить знакомого вынести встроенную антенну через коаксиальный кабель на лобовое стекло машины. Обещал сделать быстро. Но быстро у него не получилось, у него вообще ничего не получилось — навигатор совсем перестал ловить спутники. Завтра надо уже выезжать, а навигатор и вечером всё ещё не был готов. Всё это время мы с Андреем созванивались, и каждый раз он подтверждал своё намерение поехать.
Такая целеустремленность только радовала, побольше бы таких единомышленников! Вечером сообразил, я же на днях купил переносной навигатор Garmin. Посмотрев его карты понял, что мы с помощью двух навигаторов сможем хорошо ориентироваться. Большую карту на ноутбуке будем смотреть, для того чтобы иметь общее представление о маршруте, маленький для того, чтобы определять точное место текущего нахождения. Вывод — не надо заниматься никакими усовершенствованиями перед поездкой, если это только не поломка, которая ставит под вопрос всю поездку!
Утром 13 апреля купили бормышь, заправились и выехали. Дорога теперь знакомая. По дороге видели тетерева, не доезжая Багдарина, — двух коз. В Багдарине дозаправились (израсходовали 49 литров на 350 км). Здесь стали поступать смс-поздравление с днем рождения. Не задерживаясь, поехали дальше. На встрече перед поездкой мы узнали о двух вариантах проезда до озера Орон: через речку Талой, которая впадает в Ципикан, и через отворот налево после моста через Ципикан.
Доехав до Талой, решили попробовать поехать. Немного проехав, решили не рисковать — речка тает. До Ципикана километров 15, как бы не пришлось, потом назад ехать. Здесь увидел, что на правом переднем колесе начал откручиваться хаб. Подтянуть его получилось только вручную, т.е. пальчиками. Чтобы добраться до крепежных болтов, надо снять защитный колпак, а один из болтов не откручивается, сорван. В дороге потом поглядывал за хабом, подкручивал.
Доехали до деревянного моста через Ципикан, стоит табличка «Проезд по Ципикану запрещен», река сильно подтаяла за две недели со времени нашей последней поездки. Значит, решение было принято верное. Начали искать наш отворот налево. Несколько попыток, походили пешком и, увидев уезжающий в интересующем нас направлении ЗИЛ-131, поехали. Дорога почти сразу стала более трудной, лесной. Подъем на первую сопку, спуск, ещё две сопки. Короче, наклоны, спуски, подъемы. На неподготовленных джипах проехать можно, на паркетниках даже пробовать не стоит. Навигация показывает, что едем правильно.
На одной из таких сопок догнали ЗИЛа.
Трое мужиков мирно расположились на поляне, выпивали. Надо сказать, что как раз к этому времени мне уже требовался перерыв. От постоянных кренов появился мандраж. Так что перерыв был как нельзя кстати. Посидели, пообщались. Узнали, что до ночи нам до Орона не успеть доехать (уже со временем я понял, что такие советы надо слушать с большой осторожностью). Решили ехать дальше — возвращаться назад километров 15-20 до основной дороги совсем не хотелось. Мужики сказали, что поедут на зимовьё Горбылёвское.
По следам видно, что по этой дороге ездят очень редко. Если по дороге до Баунта в течение дня проходят машины, только заправщиков несколько, то здесь и за неделю может не пройти ни одна. Богом забытые места, одним словом. Дальше пошли болотины, грязь, лужи. Через 2-3 недели мне на «Сафаре» здесь не проехать. Сразу застряну. Сейчас же пока земля ещё под лужами мерзлая, машина шла достаточно легко. Позже в деревне Окунево мужик рассказал, что в прошлом году по этой дороге 24 мая проезжал на Урале, два раза застревал. Летом же можно проехать только на вездеходах. Те, кто ищет настоящее бездорожье, рекомендую попробовать прокатиться здесь летом.
Поездка на Орон мне интересна была ещё тем, что озеро находится ещё ближе к Баргузинской долине, к Байкалу, чем озеро Баунт. А у меня не так давно возник интерес разведать в том направлении дорогу, чтобы проехать напрямик, не через Улан-Удэ на Байкал. Конечно, если дорога окажется слишком сложной, то рубиться не буду.
На навигаторе недалеко от нас показалось зимовьё. Уже стало вечереть, пока мы туда добрались. Решили попробовать его найти и там заночевать. Неизвестно сколько ещё ехать, а ночевать в машине, — это сжигать топливо. Лучше уж его сэкономить, запас может пригодиться на обратную дорогу, тем более ещё неизвестно, где придется нам ночевать, возможно в машине все четыре ночи. Мы ехали по верхней дороге, зимовье находилось же на нижней, приблизительно в километре от нас. Поехали по полю. Потратив полчаса, зимовьё так и нашли. По всей видимости, оно давно сгорело. Ну что же поехали дальше, если что заночуем в дороге, в машине.
Пока ехали ни раз видели тетеревов, белую полярную куропатку, а один раз, выезжая в пригорок, увидели метрах в ста от нас убегающих пятерых кабанов! До этого кабанов я не разу не видел, а тут сразу пять! Но оружие мы с собой не брали, не браконьерничали. Пока мы ехали, было непонятно, проехали читинцы до озера Орон или нет. Если и поехали, то явно не по той дороге, по которой ехали мы, так как по нашей дороге свежих следов не было видно.
Дорога вывела на реку Ципикан, скорость значительно увеличилась. Петляя по реке, мы сделали быстрый бросок вперед. Тем временем становилось всё темнее. Наконец проехали озеро Окунево, потом озеро Капылюши, впереди озеро Орон.
Деревня Окунево — это 8-12 домов, некоторые полуразвалившиеся.
Стоит между двух озер Капылюши и Орон. Остановились, время 11 часов вечера. Подошли мужики, разговорились. На вопрос, как дела, ответ — плохо, похмелиться не можем. Опохмелил мужиков. Рассказали, что читинские на трех машинах остановились на первом озере, Капылюши. Когда мы его проезжали, то видели фары машины на берегу. Узнали, что на другом берегу Орона есть зимовьё. Решили поехать его поискать, после получаса поиска по темноте нашли отличное зимовьё.
Рядом есть банька. Растопили печку, выпили, поели и легли спать. На этом первый день нашей достаточно авантюрной поездки закончился. Пройдено расстояние приблизительно 480 км, за 15 часов. Расстояние от Ципиканского моста до озера Орон, приблизительно 90 км, было пройдено за 8 часов.
Следующие три дня мы рыбачили. Решили наших знакомых не искать. Захотелось просто побыть в тишине, не в шумной компании, без телефонных звонков и всяких забот. Отупеть, одним словом, от тишины. Надо сказать, что деревенские только один раз на озере подъехали, насчет выпить спрашивали.
Первое утро встретило снегопадом, пока ели, снег прошел, и мы поехали рыбачить. У Андрея мотобур, лунки делать легко. На всякий случай взяли мой, обычный ледоруб, но он не понадобился. Первый день дул ветер, я не поостерегся и застудил почки. На второй и третий день прикрывался от ветра машиной, а так же использовал термогрелки. Начал пропивать антибиотик Ципролет. К сожалению, в моей расширенной аптечке его оказалось мало. Каково же было удивление, когда в зимовье нашел пару таблеток Ципролета. Сразу же принес в благодарность в зимовьё активированный уголь, Фталазол, бинт, Супрастин. На третий день почки перестали болеть.
На удочку ловились окунь, немного чебак. Окунь намного крупней, чем ловился на озере Баунт. Мясистый, такого приятно вытаскивать из лунки. Переехали в другое место, которое посоветовали местные. Я ловил на блесну с якорем, на который нанизывал бормышь. На мормышку вытащили небольшого, килограмма на полтора налима. На самоловы выловили ещё двух налимов — одного килограмма на два, и одного килограмма на три. Надо сказать, что печень и икра налима — это очень вкусно! Под водочку, одно объедение!
Опыт последней поездки на Баунт показал, что про супы в своем рационе забывать не надо, иначе потом может болеть желудок от сухой пищи. Вечером первого дня сварили котелок ухи, ели и на следующий день. На третий день сварили суп из картошки, лука, риса, добавили суп в пачке для наваристости и мясо яка. Как сказал Андрей, вообще мясо яка жесткое, но это было подготовлено уже под тушенку, поэтому никакой жесткости и в помине не было. Что сказать — очень вкусно и сытно.
На третий день решили днем поспать. В зимовье было прохладно, топить не стали. Когда ездил на Баунт, испытывал проблемы с горлом. Три ночи спать пришлось в машине, горло мерзло. Спальник у меня по форме в виде мешка, без капюшона. Тело в тепле, а горло мерзнет. Перед этой поездкой пришил вверху спальника старую наволочку. Если холодно, то накидываешь наволочку на лицо оставляя небольшие щели, сразу же становится тепло. Ночью спал, не накидывая наволочку, так как зимовьё хорошо протапливалось, было очень тепло.
Первую ночь вставали, подкладывали дрова в печь. В остальные ночи я стал хорошо протапливать печку, постепенно подкладывая большие полусырые поленья. Пока они просохнут, пока постепенно начнут гореть, тепла на всю ночь хватает. Освещение по вечерам в зимовье было при помощи газовой лампы и керосинки. Были мысли приобрести небольшой бензогенератор, но пока отложены. Возможно на следующую зиму, когда поедем куда-нибудь в сильный мороз, генератор и понадобится. А пока, чем проще, тем лучше, так больше нравится. Более естественно, ближе к природе.
Зимовьё ухоженное, видно, что следят за ним. В зимовье есть: таблетки, соль, стол, табуретки, топор, чайники, спички, батарейки, наколоты дрова и многое ещё всякого. Думаю, что следующей зимой приеду сюда снова (прим. автора: на следующую зиму поездка состоялась).
С утра не соскакивали, как полагается, на рыбаку. Приехали, и рыбачить и отдыхать. Поэтому наловили вдвоем чуть почти полный мешок. С Багдаринской больницы мужики примыслово здесь ловят рыбу на сети, живут в деревне. Деревня Окунево, как нам рассказали местные, возникла относительно недавно, во время войны.
По ночам озеро «дышит» — начинает всё громко трескаться. Причем треск раздается по всему озеру каждую секунду. Как я понял, это замерзает подтаявший за день верхний слой льда. Стоишь и слушаешь ночью громкий треск. Других звуков нет, тишина. И луна всё освещает. Хорошо.
То, что близко Байкал (около 170 км. напрямик) сказывается на погоде, она быстро меняется. Только было тепло и солнечно, поднялся ветер и очень быстро похолодало.
Еды Андрей закупил слишком много — четыре больших пакета. Причем очень большое количество конфет, ирисок, пряников. Сразу было видно, что столько нам вдвоем не съесть. Запас жизненно необходимой еды у нас был и так достаточным — тушенка, консервы, картошка, крупа. Много еды привезли назад домой.
Дорога назад показалась более легкой. В деревне узнали, что наши знакомые уехали в шесть утра, мы выехали в десять. На озере Капылюши увидели ещё две машины читинцев, подъехали, немного пообщались. Вначале поехали той же дорогой, что приехали, включая участок по Ципикану. Здесь река ещё не тает. Потом решили попробовать не съезжать на берег, а ехать дальше по реке, по следам читинцев. Проехав пару километров по реке убедились, что в одну машину по активно тающей реке слишком опасно ехать. В одном месте по всей ширине реки вода, и такой участок тянется пару сотен метров вниз. В этом месте я почувствовал, что «Сафарь» начинает тонуть. Знакомые проехали на УАЗах, не факт что мой трехтонный «Сафарь», с силовым обвесом сможет там же пройти. Поэтому ехать дальше по реке не стали. Нашли место выезда на берег, и напролом по полю, замершей болотине поехали к дороге. Навигатор показывал, что она где-то рядом. Так и оказалось, метров через триста выехали на неё. Больше сложностей не возникало. Андрей постоянно просил ехать медленнее, в принципе, правильно. Сломаться на этом участке дороги, до Ципиканского моста, совсем не хотелось.
Выехали на Ципиканский мост. Недалеко от Багдарина прокололи колесо, быстро поменяли. Еще останавливались раз залить канистру солярки. В Багдарине, на заправке, догнали наших знакомых. Они наловили шесть мешков, ещё три мешка налимов закупили. Неплохо. Заправились. Попили чая и поехали дальше. По дороге видели опять тетеревов. В Романовке поели. В очередной раз обогнали знакомых. Приехали в Читу в час ночи, уставшие. Таким образом, дорога назад заняла 15 часов.
Понятно ехать в одну машину на Орон было неправильно. Дорога слишком сложная и дикая, в случае поломки могли возникнуть проблемы. Гламурный хоть и сказал, что если что звоните, приеду (с собой был спутниковый телефон), но дорог и развилок там так много, что он мог нас не найти. Единственно, сейчас уже не холодно, поэтому при нашей экипировке не замерзли бы.
Если до Баунта, Бусани я бы посоветовал ехать на зимней резине, то в такие места, как озеро Орон, надо ехать на грязевой. После поездке на Орон на зимней резине, у неё всё боковины поцарапаны, порезаны. На Баунт же, с его затяжными крутыми подъемами и спусками, с поворотами на грязевой резине можно с дороги слететь. Андрей сказал, что ему известно, как минимум, четыре таких случая, когда слетали с сопок на баунтовской дороге «Крузаки» 80-ки. Да и зимней резине по дороге на Баунт ничего не грозит, так как дорога грунтовая, без больших острых камней.
Эта поездка утолила желание путешествий в полном объеме. Конечно же, только на небольшое время. Теперь надо привести в порядок дела, побыть дома, прежде чем собраться поехать, куда-то вновь. Хотя небольшие выезды, видимо, скоро будут, Гламурный зовет на охоту, открылся сезон на птицу.
Поломки. Прокололи колесо, за защитой рулевых тяг немного оторвалась родная защита двигателя, оторвались провода с задних габаритных огней (на них намерз большой кусок льда, я его топором отколол), ну ещё хаб. Т.е. всё по мелочи. Всё уже сделано. Теперь поменять резину на летнюю, сменю масло и всё, машина в принципе готова.
P.S. А через месяц меня ждало настоящее путешествие в Баргузинскую долину, по восточной стороне Байкала до курорта Умхей и поездкой в Иркутск по БайкалМотоШоу. Это была интересная поездка, в одну машину, пробег составил 3 500 км. Впрочем, это уже совсем другая история!
Путник.