|
7 июля 2010 года двое больных на всю голову, управляя легковым автомобилем Toyota Corolla Fielder 2WD, преодолели за 10 часов 120 км тяжелой горной дороги, форсировали вброд реку Талой и доехали до деревни Курорт Баунт (Горячий Ключ).
Здравствуйте, уважаемые автолюбители!
Забегая вперед, сразу пишу: если вы соберетесь на Баунт на легковом автомобиле, в эти красивые, но дикие и безлюдные места, то вас ждет в сумме около 250 километров горной дороги в аварийном состоянии — это сплошные валуны, карьеры, острый, как нож, скальник, бесконечные и крутые 20% подъемы и спуски по хребтам, и, конечно же, переправа вброд через реку Талой и еще около 10 речек и ручьев с дном из камней размером с футбольный мяч… Короче говоря, засада полнейшая.
Ходит много слухов и мнений о дороге на Баунт. Кто-то говорит, что туда даже рейсовые автобусы ездят, а кто-то считает, что туда на только на гусеничном АТСе (артиллерийский тягач средний) можно доехать. Большинство из них сами туда никогда не ездили. Предлагаю свое видение, как человека, ездившего туда:
Но если у вас нет джипа, а ехать очень сильно хочется, если вы сильны телом и духом, а так же возьмете себе в руководство типа «Правила и приемы вождения автомобиля в трудных дорожных условиях. Военное изд-во МО СССР, 1973 г.», то удача окажется на вашей стороне.
По легковушкам:
Вот на таких машинах на Баунт ехать точно не надо:
Все вышеописанное относится к сухому сезону, когда в реках низкая вода (это примерно середина мая — середина июля). Когда идут дожди, то вы не доедете ни на чем. Более того, если вы приедете на Баунт, погода резко испортится, то вы там останетесь очень надолго. Примерно в пяти километрах от Горячего Ключа дорогу пересекает очень маленькая, но быстрая речка Кинавка, берущая свое начало всего в 10 километрах выше, она течет с вершины горы Большой Хаптон. Когда дождей нет, ее русло сухое. В дождь Кинавка — бурный поток шириной метров 20 и глубиной около 2 метров. Местные золотари рассказывают легенды, что даже «Урал» может запросто смыть этим потоком и лучше туда вообще не лезть.
Теперь опишу наше путешествие… (Фотки идут вперемешку с первого и второго дня).
Идея поехать на Баунт созрела давно. Решили посмотреть те красивые места, порыбачить, отдохнуть вдали от цивилизации. Со мной вызвался ехать двоюродный брат Саша, человек, с которым можно идти хоть в разведку. Он вырос в далекой деревне Олентуй, недавно перебрался в Читу, и его тело и душа закалены, как сталь.
Опросили людей, в общих чертах узнали, что нас ждет на пути к Баунту. Однозначно нужен хороший джип, а все что у нас есть — это стоковый «Филдер». К сожалению, джип мы так и не смогли найти, хотя сразу говорили, что бензин наш и ремонт, если что, естественно, тоже за наш счет. Обзвонили много знакомых, но желающих туда ехать так и не нашли... Либо люди туда уже ездили и знают, что это за дорога, либо, узнав, куда хотим ехать, тут же сливали. Жалеют свои машинки. Зачем тогда покупать джипы? Чтобы парковаться, залезая на бордюры?
Короче, мы все это плюнули, и решили использовать то, что есть. Одновременно с поиском достойной машины шестым чувством я понял, что на Баунт можно доехать и на «Филдере». Логика была простая: раз туда есть дорога, значит туда ездит много машин. Значит, дорога туда не похожа на лесовозную колею по болотной жиже, как в трофи-рейдах, и туда все-таки можно доехать на «Филдере».
Маршрут нас ждал следующий: Читаго — Романовка — Багдарин — Ципикан — Курорт Баунт (Горячий Ключ).
Итак, решено. Едем на «Филдере». Машина 2001 года, 2WD, с пробегом в 206 000 км. Техническое состояние хорошее. Говорят, что «Тойота Королла»— это японский автомат Калашникова. Вообще уважаю японский автопром, и очень больно видеть, что творится в последние годы со ввозом наших любимых машин и осознавать, что ничего нельзя сделать…
Все обдумав, изучив топокарты — километровки той местности (скачал в Интернете), пообщавшись с людьми, кто туда ездил (все как один сказали, что на Филдере не доедем), решили все-таки рубиться на Баунт до упора.
Машину для необычного ей маршрута несколько подготовили.
Далее по вещам: взяли матрац, два одеяла, подушки, теплые вещи и прочную обувь, чулки ОЗК (промерять броды), палатку, газовую плитку и баллоны, треногу под котелок, большую кастрюлю и чайник.
Еда: два литра водки, ящик пива, четыре булки хлеба, коробку консервов, полведра картошки, макароны, огурцы, сухари, конфеток чуток, сахар, чай и т. п.
Взяли две аптечки + разные таблетки и давленометр.
Разложили задние сидения. Когда мы весь этот шмурдяк загрузили, машина упала нафиг… Это при пустом баке и пустой канистре. Решили убавить вес, хотя бы чуток. Прикинув дорогу, убрали канистру, палатку (решили спать в машине), доски, выкинули цепи (пожалели потом), ящик пива (оставили банок шесть) и маловажную мелочевку.
Выехали 17.07.10, в 6 утра, заправив полный бак дорогого читинского бензина. Машина шла тяжело, как переполненный керосином и бомбами дальний бомбардировщик… Погода непонятная. Туман в низинах, тучи на горизонте.
После отворота на Романовку, километров через 15, в районе деревни Отто-Кондуй асфальт закончился и началась разбитая лесовозами грунтовка. Колея, кочки, ямы. Наша скорость — 5-20 км/ч, не более. Едем очень аккуратно, материмся. Иногда чиркаем днищем. В дожди, судя по колее, дорога становится труднопроходимой. Километров через 30 характер дороги меняется: появляются большие участки хорошей грунтовки, чередующиеся с отдельными гиганскими ямами, заполненными черной жижей и размешанными лесовозами. Некоторые ямы берем с разгона.
На одном из таких участков помогаем испуганной девушке на «Аллионе» (плюс в машине два ребенка и, походу, теща) переехать, садясь за руль. Наконец, ямы исчезают и идет грунтовка, на которой участками есть крупная грузовая гребенка. Такое ощущение, что сейчас лобовуха на капот вывалится от тряски…
Преодолев 160 км, в 11 часов дня (средняя скорость получилась около 30 км/ч) приехали в Романовку. Это — большая деревня, стоит на реке Витим, через которую в 2009 году построили мост. До этого была паромная переправа. Коровы лежат на дороге, аккуратно их объезжаем. Вперед, на Багдарин!
До Багдада тоже 160 км, но их мы проходим гораздо быстрее. Идет ровная сухая грунтовка, изредка мелкая гребенка, шагаем местами под 100 км/ч. На полпути делаем короткую остановку, и снова шпарим. На одном из перевалов, кидая копейку бурятскому богу, собачку бездомную повстречали, с разноцветными глазами… Хаска, кстати, дорогая порода…. Всю колбасу ей с хлеба поснимали… Ужасно жалко собачку… Она за нами долго бежала… Наверное, это было знамение нам, что типа, доедете до Баунта…
Незаметно сопки стали гораздо выше и круче, превращаясь в полноценные горы. Примерно за 50 километров до Багдада вообще пошел белый, как бетон, асфальт. Но разогнаться по нему не получилось, идем около 60, так как дорога сильно ухабистая, в ямах и местами в асфальтовых шишках, расшибленных чьими-то картерами… За 20 километров до Багдада проехали маленький аэродром, на котором стоял самолет АН-2.
Перед Багдарином — поселок золотарей Маловский. Багдарин — переводится с эвенкийского как Белая гора.
Сразу на въезде стоит единственная заправка, заливаем бак под пробку. Говорят, что бензин там очень качественный. Спрашиваем у местного мужичка, заправлявшего пожилой ВАЗ 2101:
— До Баунта доедем?
— На чем? На этой!? Нет конечно… Чо, больные что-ли? Машину угробите… До Талоя может доедите… Но изредка на Горячий Ключ сосед ездит… Попробуйте…
— А что за машина у него?
— Ну как у меня…
— Спасибо, уже хоть что-то.
Прыгаем в «Филдер», и, не светясь особо местному населению, быстренько проезжаем Багдад насквозь, не заходя в магазины, позные и не занимаясь прочей ерундой. Время — около 14:00.
И сразу за селом — крутой подъем и спуск. Хоть и асфальт, но стало как-то не по себе. Зимой там весело будет. Так же топокарта показала, что через 500 м брод через реку Багдарин: ширина 12 м , глубина 0,2 м, тип дна — каменистый.
Подъехали. Так и есть. Небольшая речка с шириной брода метров 20, глубина с полколеса, но вот камушки… Встали перед бродом, разулись, и в воду. Выкинув с десяток больших камней, решили ехать. Автомат в «L», и вперед! Филдер, гоня перед собой бампером волну, легко проехал это неприятное место. Ура, маленькая победа! Вдохновившись, мы двинулись дальше. Километра через два проверяем, ловит ли мобила сеть — не-а.
Дорога — узкая и извилистая, отсыпана мелким скальничком. Но скорость 40 держим. Километров через пять ручей через дорогу — глубокая лужа, но с хорошим дном, проезжаем. Опять держим 40. Снова, километров через десять ручей, воды вброд всего метров десять, но глубина почти по фары. Глушим мотор, выходим из машины. На дне брода лежит несколько валунов с арбуз и остальное, из чего состоит дно — камни размером с небольшую дыню. Выкидываем камни покрупнее. Вода — лед, ноги ломит. Пока бродились, открыли капот, даем остыть двигателю чуть-чуть, минут 20. Алюминиевый движок или автомат может запросто расколоться или покоробиться от резкого перепада температуры… Автомат в «L», и вперед! Скорость в таких местах на таких машинах надо выбирать оптимальную: если ехать аккуратно и медленно, то машина забуксует на валунах и упадет на днище, а если ехать быстро, с разгона, то вода может залить двигатель и попасть в салон через вентиляционные щели. В общем ехать надо поувереннее, скорость держать чуть побольше, используя кинетическую энергию движения.. И руль ровно держать, крепче — его здорово выбивает на валунах.
…Запрыгав на камнях, груженый «Филдер» с шумом погрузился всем своим кузовом в ледяную воду и через мгновение с небольшой пробуксовкой выбрался опять на сушу… Из под капота повалил густой пар, запахло утюгом — вода попала на куда-то на горячее…. Прислушиваемся к его работе двигателя — вроде урчит ровно.
Горит лес.
Опать держим 40. Впереди по карте — Усойский хребет. Его крутые подъемы и спуски Филдер согласился заезжать только на первой передаче. Следующее серьезное препятствие по карте — река Талой. На топокарте через него был обозначен брод: глубина — 1 метр, ширина — 70 метров, течение 0,8 м/с, тип дна — твердый…
И вот, забравшись в очередной хребет, вдали показалась долина. Самой реки не видать, она течет внизу. Последний спуск, и вот он, Талой! Недостроенный советский мост ровно до середины реки.
Подъехали к самой воде. Вышли из машины. Ну что можно сказать… Течет полноценная широкая река, шумит, течение хорошее. По виду глубина в броде по пояс, где-то 1 метр, ширина метров 100. Здесь я сразу почувствовал, что эту реку мы не переедем. Это полный гон. Либо «Филдер» найдут где-нибудь под пролетом моста через Ципикан в 30 км ниже по течению. Здесь нужен грузовик или джип лифтованный. Что бы окончательно поставить точку, Саша одевает чулки ОЗК и идет в Талой.
Так и есть, ровно по пояс, и дно очень каменистое. Рядом с основным бродом видим еще брод — дорога в другом месте выходит на берег. Измеряем глубину — по пояс, но дно из гальки. Нам от этого не лучше, так как Филдер в метровой глубине просто поплывет, вывесив колеса. Думаю, что же делать? Последний вариант — грузится проходящему «Уралу» в кузов меня не устраивал по моральным соображениям. Хотелось самому проехать. Да и «Уралов» что-то не видно… 60 км до Багдада…
Никого вокруг, глушь, только Талой шумит. И тут Саша кричит мне, стоя на холме: «Все, я понял как ОНИ ездят! Иди сюда!». Поднявшись к нему, вдали я увидел широкий серпообразный перекат, который тянулся с одного берега на другой. Начинался он в полукилометре от основного брода и был совершенно не виден с нашего места из-за кустов и холмов. До него вела дорога, если так можно назвать немного укатанную джипами колею от лесовозов, проложенную прямо по целине. Чтобы забраться на эту дорогу, надо было преодолеть короткий крутой подъем из чернозема, градусов под 45. Все осложнялось тем, что этот подъем был весь в земляных шишках. Наивно полагая, что, может, повезет, и мы заедем в него плавно внатяг, мы двинулись вперед. Тут же забуксовали, более того, чуть не свалились набок, сползая назад, успели рулем поймать машину. Короче говоря, этот подъем мы взяли с небольшого разгона, дабы не оторвать бампер и предварительно срезав шишки саперной лопатой. Далее начался триал по гиганским колеям, кочкам и ямам до выхода к перекату. Ехали мы по гребням, пропуская колею между колесами. Хрустя кузовом от диагонального вывешивания на ямах, Филдер медленно, метр за метром продвигался к заветной цели. Наконец, достигнут высокий каменистый обрыв, внизу которого — заветный брод.
Глушим мотор, и Саша опять идет измерять брод. Замер показал, что везде по колено и даже меньше, и лишь в одном месте, есть участок шириной метров 10, сразу у нашего берега, с глубиной между коленом и поясом. По глубине это на грани предела, и можно рискнуть. Единственный момент, который нас реально беспокоил — это гиганские камни на дне. На то он и перекат… Обдумав, решили брать Талой в этом месте, больше никак его не нам взять.
…Ровно 2 часа мы таскали крупные камни с брода и выкладывали из них направляющие ориентиры (братишка отдал мне ОЗК, а сам в ледяной воде в кроссовках бродился). Наконец, инженерное обеспечение брода было закончено. Последние приготовления: спускаем шины до 1 атм (так на больших скользких валунах и гальке вероятность забуксовать хоть ненамного, но уменьшается), одеваем шноркеля на впуск и выпуск.
Саша захотел сесть за руль, но я сказал: «Не обижайся, но поеду я. Если машину утопим, то пусть это будет даже юридически моя вина. Лучше иди в воду и если что, хватай машину или как… Не знаю, сделай что-нибудь, если что…» Сажусь за руль, документы, деньги ложу в карманы…Завожу мотор. Завелся, как всегда, легко. В тот момент стало реально жалко Филдер…
Автомат в «L», и вперед, в Талой. Филдер шумно погрузился по фары в воду в глубоком участке, гоня перед собой большую волну. Идет, как танк, плавно и уверенно. Помогало то, что сильное течение толкало машину в зад. Я никогда не видел воду в машине на уровне чуть ниже своего лица, это очень стремно… Но вот, Филдер начинает скакать по здоровым валунам. Они бъют по защите и днищу, но глубина снизилась — там по колено. Поддавливаю на газ, ибо чувствую, что если ехать медленнее, забуксую. И вот он, берег Баунта! Все это сумашествие длилось минуту, не более, но показалось, что прошел час...
…Беглый осмотр показал, что Филдер целым выбрался на ту сторону. Единственный момент, который нас напряг, это неглубокий боковой порез переднего колеса; он не доставал до корда, но бросался в глаза. Решили колесо не менять, а наблюдать за ним по ходу движения. Накачали шины до двух очков. Я взглянул на часы — уже 7 вечера. Переправа через Талой заняла ровно 3 часа… Тут я первый раз за год ощутил реальную усталость. К тому же выяснилось, что мы ничего не ели с самого утра — надо ужинать, а есть неохота, сказывается нервное напряжение. Мне уже поскорей хотелось доехать до Баунта, у Саши подскочило давление, короче, мы немного поклевали, попили чайку (Саша с таблетками от давки) и снова прыгнули в машину. Карта говорила нам, что на пути к Баунту, за исключением аварийного моста через Ципикан и нескольких ручьев, серьезных препятствий не будет… Как же мы ошибались!
После Талоя характер грунтовки изменился. Появилась четко выраженная колейность, хоть и неглубокая, но говорящяя о том, что здесь ездят только с нормальным дорожным просветом, а не с дорожной щелью, как у многих современных машин. Время от времени мы чиркали днищем отдельные камушки центрального гребня, незаметные глазу и постоянно объезжали крупные, но скорость поддерживали в районе 30.
Километров через пять дорогу преградил старый карьер с почти отвесными спусками о подьемами, весь в крупных валунах и ямах. Филдеру он был не под силу 100%. К счастью, рядом был организован объезд, им мы и воспользовались. Метров через 200 опять вышли на трассу. Далее на нашем пути возник очень крутой подъем, сменившийся таким же крутым спуском. Заезжали в него на «L-ке». И вот, показалась река Ципикан. Высокие скалистые берега чем-то напоминали каньоны Колорадо…
И опять карьер, только с мелким ручьем и большими валунами на дне. Уже по стандартной схеме выходим из машины, раскидываем все, что больше дорожного просвета и аккуратно лезем вперед. Подъезжаем к мосту через Ципикан, осматриваем его.
Бревна прибиты огромными железными скобами кое-как, с гиганскими щелями в пол-колеса — надо ехать аккуратно. Пара бревен стремилась встать на дыбы, на них наезжать не будем… В нескольких местах скобы торчат остриями вверх — загибаем их топором… В целом не все так плохо, как мы думали. Осторожно проезжаем мост и едем дальше.
Сгоревший АТС:
Вскоре начинается страшно крутой спуск — не видно подножия. Говорю брату: «Мы обратно на заедем в него…». Ползем вниз на тормозах и «L-ке». Впереди показался крутой поворот на 180 градусов... И опять круто вниз. Типичный горный серпантин.
Спустившись с горы, въехали в деревню Ципикан. Стоит около 10 дворов, «Нива» в огороде, какая-то радиомачта, автоцистерна с топливом. Тишина. Людей нет, собаки не лают. Странно. Сразу за деревней дорога опять уходит дико круто вверх! И тут наблюдаем забавную картину — первый за весь день встречный автомобиль с Баунта: с горы осторожно, зажатый тормозами, спускался старый советский «УАЗ» на военных мостах (как потом мы узнали, это была единственная встретившаяся нам машина за тот день). За рулем сидел пожилой эвенк. Когда он нас заметил, его глаза округлились от удивления — такую машинку здесь он давно не видал… Но теперь наша очередь взбираться в крутую гору ( это начался Ципиканский хребет, или, по-другому, горная система Бабанты).
Подъем на всем своем протяжении был щедро усеян крупным скальником. Включив «L-ку», мы медленно, без разгона, двинулись в подъем. Как только проехали подошву и началась самая крутизна, машина стала пробуксовывать на камнях то одним, то другим колесом, и наконец, опасно встала. Включив заднюю передачу, медленно и осторожно откатываемся на исходную позицию. Нервно думаем, что же делать с этой бедой. Я сразу вспомнил про цепи, которые мы тупо выложили из машины… Осталась последнее испытанное средство (…альтернативный источник энергии…). Опять спускаем передние шины до 1 очка. Повторяем штурм горы, опять на «L-ке», но теперь немного поувереннее — даю побольше газа. Филдер, сердито урча мотором, идет вверх, изредка сбуксовывая колесами. Впереди, на продолжающейся крутизне показался серпантинный поворот малого радиуса — газую сильнее — и опять ползем вверх. Наконец, тяжелый подъем взят. Зимой без полного привода здесь делать нечего.
Едем дальше. Через пару сотен метров ровная дорога идет опять круто вниз. И вдали, из подножия горы — опять круто вверх, просто по горам, уже без серпантинов! Осторожно спускаемся, начинаем заезжать. Подъемы эти настолько крутые, что буквально лежишь на спинке сидения и думаешь — только бы назад не поползти. А еще кажется, что мотор вот-вот вырвет подушки с креплений и начнет сам бешено вращаться под капотом или думаешь, что вот-вот шлицы приводов срежутся… Берем и эту гору, круче прежней — начинается спуск в бездну, и вдали видим очередной гиганский, просто крутейший подъем. Саша нервно расхохотался. Лично я ничего подобного до этого не встречал.
Из-за оптического обмана издали кажется, что дорога идет отвесно вверх. По мере подъезда дорога постепенно опускается, но все равно остается нереально крутой. Все это безобразие осложнялось крупными камнями и небольшими овражками, образованными от бегущих прямо по дороге в дождь ручьев — приходилось много раз останавливаться перед штурмом очередного подъема и идти на разведку оптимальной траектории, выкидывая большие камни с пути бедного Филдера. На такого рода подъемах нам останавливаться категорически запрещалось. Заехали мы и в эту гору — и опять такая же хрень повторяется…
Тут я ощутил страшную усталость, захотелось просто лечь спать и утром решить, что же делать дальше. В тот день я в общей сложности прошел пешком километров 15-20 и выкинул камней общим весом несколько тонн. Так же нам встретилось вперемешку с горами несколько карьеров, горных речек и ручьев и ни одного моста. На каждом таком препятствии мы выходили из машины, обсуждали маршрут, как ехать; раскидывали камни, брали мелкие броды, на объездах какого-то очередного карьера с разгона проехали несколько глубоких ям, заполненных жидкой черной субстанцией. Участок пути Ципикан — Баунт остался в памяти как просто ужас, я плохо помню его в подробностях. Буквально каждый километр давался нам с большим трудом.
Стало темнеть, одометр показывал около 120 км. Наконец, на вершине очередной горы показалось озеро Баунт. Усталые, вылезаем из машины пофоткаться…
Окончательно нас добил переезд подсохшего русла реки Кинавки примерно за 5 километров от Горячего Ключа, к которому мы подъехали в 11 вечера, уже почти стемнело. В сумраке, внизу по течению, вырисовывался силуэт смытого бешеным потоком лет 40 назад моста…
Во первых, короткий и крутой спуск дороги в русло был ровно на 2/3 дороги размыт ручьем, получился овраг глубиной по колено. Во вторых, само русло было все завалено самыми гиганскими валунами за всю дорогу от Багдарина, за что это место мы прозвали Долиной Яиц Динозавров. В третьих — крутой подъем наверх, опять в валунах. Минут 30 мы ехали эти 50 метров: овраг мы еле-еле объехали, вырубив себе топором полдороги в обочине, благо там росли только кусты; растаскали большие валуны, причем некоторые из них я не смог поднять с земли, а катил их. Кое-как проехали русло. А подъем с первого раза взять не удалось, забуксовали. Изменив немного направление и убрав большие камни, заскочили с небольшого разгона, подпихивая машину сзади.
…На очередном крутом спуске, вдали, между толстых стволов лиственниц, блеснул тусклый огонек. На одометре ровно 130 км от Багдада. Это был Баунт. Мы так и вкатились со спуска по скальнику в эту деревушку. Время ровно 24:00. Медленно катимся по центральной улице. Никого нет, собаки не лают. Тарахтит ДЭС. Мелькнула тень — на автопилоте бесшумно шел местный дедушка…
Проехав деревню, выехали на берег реки Ципы. Вылезя из машины, мы были поражены спящим вулканом Большой Хаптон. Ночью он выглядел совершенно зловеще… Его склоны были немного подсвечены луной, а в центре зияла огромная черная дыра… Казалось, что Хаптон хочет вот-вот взорваться, и моментально накрыв весь Баунт раскаленным облаком пепла и лавы, уничтожить все живое… А гиганское цунами смоет всех рыбаков, пытающихся спастись в озере…
Решили заночевать на опушке леса около Ципы. Сразу хлопнули по 100 капель, чтобы настроение поднять. Саша наварил огромную кастрюлю бухлера и под водку он пошел на «отлично». Догнавшись пивом, около 3 часов ночи легли спать.
Утром я проснулся от звона посуды. Подняв голову и сфокусировав взгляд, увидел, что звон издают удары собачьей головы о нашу кастрюлю, в которой с ночи оставалась еще ровно половина супа. А теперь это тело долизывало прилипшие изнутри макаронины. Стало жалко ее, она была худая и мокрая, скорее всего, бездомная… Кинул ей еще кусок колбасы, она его моментально проглотила… Посмотрел на брата: опухший Саша лежал дровами… Ладно, пойду прогуляюсь по окрестностям и пофоткаю пока... Днем Хаптон выглядел очень даже ничего, высокий (2 300 метров по топокарте) и примерно наполовину без растительности.
Наконец братан пришел в сознание и мы пошли на берег Ципы половить рыбку. Там к нам подъехали трое местных жителей Баунти на мотоцикле, за ними еще здоровенный дядя с предплечьями размером с бейсбольную биту и спиной шириною в парту. Далее состоялся примерно такой разговор:
— Здравствуйте!
— Здравствуйте!
— Это вы на белой машине приехали? У нас такие машины никогда не ездили.
— Ну да.
— Как доехали?
— Ну так и доехали… Да, тяжеловато было…
— Xy*я. А как вы Талой переехали? Там 3,14здец глубина!
— По перекату. Два часа валуны растаскивали.
— Xy*я себе.
Короче говоря, своим визитом мы повергли в шок местное население.
После этого здоровенный дядя с предплечьями размером с бейсбольную биту садится в лодку, заводит мотор и уходит на мыс Трехстенку, на озере Баунт. Я успеваю заметить, что в лодке нет весел (а если мотор скиснет? До озера по реке около 5 км, плюс километров 5 до этого мыса). Оставшиеся мужики сказали, что за 1 000 руб. они нас туда увезут, на что я не согласился. (Чтобы обратно еще 1000 срубить с нас, как пить дать). Да еще машину разграбят. Ну нафиг. Коррупированный народ в этой деревушке оказался. На туристов они смотрят, как на кошелек с ногами.
Тут меня еще стал беспокоить один момент. Уже с самого утра начали собираться высокие грозовые тучи. Внутренний голос подсказывал мне, что нужно сваливать отсюда поскорее, иначе мы тут останемся надолго. Очень тревожно на душе стало. Забежав на горячие ключи (ужасно воняют тухлыми яйцами, температура от теплой до почти кипятка), пускаемся в долгий и опасный обратный путь.
Как будто там есть гостиница №2…
Подробно обратный путь описывать не буду, остановлюсь на отдельных моментах, но в целом все прошло полегче. Перед Талоем разъехались с бешено несущимся навстречу армейским «Уралом». Успели заметить, что дяди в кабине хохотали, смотря на нас. Талой мы форсировали уже где-то после обеда. Опять таскали валуны, их намыло течением. Единственный момент, который меня беспокоил — обратно придется ехать почти против течения. На самом глубоком месте, уже почти у берега, машина задрожала всем кузовом и я почувствовал, что еще чуть-чуть — и мы поплывем. Но все обошлось. При прохождении брода потеряли заглушку из бампера (под противотуманку ) — ее высосало наружу разницей давления воды и моментально унесло по реке, походу она сейчас плавает в Баунте. Как всегда, по закону подлости, самые ценные видеокадры, где Филдер едет по глубине, не получились — у братана руки тряслись от волнения, по ходу, и он сразу два раза на кнопку нажал — увидели это только в Чите…
После всего этого безобразия мы решили отдохнуть и заночевать на берегу, за недостроенным мостом.
Только разложились — подъезжает к нам непонятная группа, все бухие (вы что, не знаете, что 18 июля — День металлурга?!) на «УРАЛе» и «Ниве». Сначала мы мальца растерялись, подумали, что сейчас нас будут зарывать живыми в каменистый берег Талоя, а Филдер сожгут в лесу. Но парни оказались бригадой золотодобытчиков, простыми сибирскими парнями. Передаю большой респект Роме и его бригаде!
Дальше возникла неуправляемая пъянка. В ходе общения мы узнали от них следующие интересные факты:
…В оконцове водка, как всегда, закончилась, и золотари решили ехать за добавкой в Ципикан. Я подсел к ним в кабину, т.к. было интересно посмотреть на ходовые качества армейского вездехода, что называется, во всей красе. Тронулись — водила, молодой паренек, поволок как бешеный! На дворе ночь, хоть глаз коли. Через минуту спрашиваю:
— А когда Талой будем проезжать?
— Так мы его уже давно проехали…
— ???
Парнишка на прямых жарил под 80, в крутых поворотах — 60 где-то. Наверное, насмотрелся ралли «Париж — Дакар», где наши «Камазы» их джипы обгоняют… Карьеры, речки, ручьи, ямы, валуны — все это пролеталось, практически не сбрасывая скорости, и только крутые подъемы заставляли «Урал» немного сбросить скорость. Вот это аппарат! На очередном крутом повороте водитель протяжно сигналит. Спрашиваю:
— Зачем?
— В прошлом году здесь разбился парень на топливозаправщике… Был трезвый… Причина неизвестна… Так и ушел прямо с горы в лес…
Долетев до Ципикана, увидели, что одно заднее колесо на ободе, и немного дымится. Меняли его в кромешной тьме, при свете фотоаппарата, почти полтора часа…
Вернувшись обратно к Филдеру уже в пять утра, вижу следующую картину: все раскидано со стола и затоптано в песок… Брат спит в машине…Золотари: «Это приходила дикая лошадь, аккуратнее с ней, она неадекватная». Потом золотари уехали к себе на прииск, а я пошел спать в машину. Утром, когда рассвело, следствие установило:
Пока мы размышляли, как нам теперь жить дальше с этой бедой, появилась эта самая лошадь (похожа на гиганского осла: большие уши, тонкие короткие ноги и пузатое тело, глаза навыпучку). Она переплыла Талой и направилась к нам, но была отогнана камнями. Ушла крайне неохотно. Как мы потом выяснили, в этих краях пасутся целые стада диких мустангов!
Собрав вещи, двинулись на Читу. За 20 км до Багдарина мы расслабились и не стали выходить из машины перед очередным мелким ручьем. Заехав на середину, Филдер, коротко пробукснув, мгновенно зарылся колесами в камни… Открываем двери — воды на спичечный коробок ниже пола. Вылезаем — вода лед, ноги ломит. Осмотр показал, что нам не дал проехать большой валун, он уперся в нижний рычаг. С трудом вытаскиваем его, откапываем колеса от других камней. Выехали.
Когда я заехал в Багдарин, то до первой встречной машины ехал по середине дороги… Забыл ПДД за три дня.
Итак, это был полностью нереальный экстрим, засада и вилы. Многие тяжелые моменты я не стал описывать, а многое просто уже не помню. Если бы все это видели дяди из Комитета внедорожных соревнований, то наверное они бы нам медаль дали «За волю к победе». Позднее осмотр на яме показал, что в целом «Филдер» благополучно перенес это испытание (посекли фанерную защиту, появилась большая вмятина на выпускной трубе, между катализатором и глушителем, покрышки в мелких порезах, ну и заглушка противотуманки).
На Баунте мы еще обязательно отдохнем, но теперь поедем минимум на двух нормальных джипах (осталось их только найти), вдесятером, с оружием, навигатором, палатками, лодкой с мотором и т.п. вещами. Всем удачи на дорогах!