|
Предыстория
За рулем японских иномарок уже 17 лет. Поднимался постепенно: от простенького деревянного универсала Nissan AD белого цвета на 12-тидюймовых колесиках через минивены типа Nissan Prairie до средних джипов типа Suzuki Escudo. Джипообразные также развивались от короткого квадратного Escudo с двигателем G16А через круглого с рядным J20, сейчас Suzuki Grand Vitara c V-образным H27A. К рамным авто пришел сознательно, поскольку люблю выезды на рыбалку-охоту, где асфальт не всегда ровен и где его нет вовсе, а есть направление, где, возможно, можно проехать. Также важно принудительное подключение передка. Почему Suzuki? Не такие большие, не такие тяжелые, не такие дорогие, но надежные и ремонтопригодные, а также поддающиеся тюнингу.
Настоящее время минус пять месяцев
С определенного времени решил, что психоз с правым рулем не должен меня касаться, хотя до сих пор отношусь к нему благосклонно. Более того, есть ряд его (правого руля) преимуществ или удобств и в России. Но поскольку живем как раз в России, где права человека не касаются рядовых граждан, а только чиновников определенного уровня и выше, решил, что надо, к сожалению, отказаться от правого и пересаживаться на левый руль. И без этого геморроя жизнь непроста. Решил и сделал. Об этом поподробнее ниже.
Настоящее время минус четыре месяца
Как-то в разговоре с товарищем (занимается в наших краях бизнесом) за рюмкой чая он обронил, что в октябре собирается на машине ехать в Нижний Новгород, домой, поменять резину и восстановить украденный (регион 52) регистрационный номер. Упала мне в голову информация, началась ее разработка. Поскольку на товарища можно было положиться, быстренько продал своего «Эскудо» кругленького. Продал неплохо, заинтересованному человеку, как говорят, надеюсь, в хорошие руки. Поскольку машинка была отличная, отлифтованная и нашпигованная, все работало, немного жаль было расставаться, но — 1997 г.в., без АБС и подушек безопасности, пробег больше 150 тык, и поэтому — надо! Забросил деньги на карту Виза Сбербанка, собрал дорожную сумку и поехали! А ехали на Mitsubishi Lancer 2007 г.в., практически новой, с вариатором и движком 1,8 л. Надо сказать, что для трассы машинка замечательная!
Железный конь до Нижнего Новгорода.
Летели хорошо (по омским дорогам давил 190 км/ч), вдвоем чего ж не рулить? Один отдыхает на правом переднем, второй рулит. Тепло, музычка воркует, движка почти не слышно, рядом бутылка водички, печенюшки, за окном пейзажи проплывают.
Останавливались только перекусить, немного подремать, один раз колесо делали и для диалогов с гаишниками. А диалоги эти стоили нам на двоих 5 000 наших заработанных. Где? Знамо дело, где! Опытные перегонщики знают: Татария, Башкирия, Чувашия. За что? Превышения скорости или обгоны с перспективой лишения прав. Все старо как мир — когда-то делали ремонт дороги, поставили знак ограничения скорости до 30 км/ч, дорогу сделали, знак остался, да и еще травой немного зарос. Затяжной подъем и за бугром — полосатая палка! «Нарушаем? Будем изымать права…» — «Послушай, капитан, ты же не прав, у вас же нет видеофиксации, докажите, что это скорость моей машины!» — «Я ничего не собираюсь доказывать. Права забираю, если я не прав, обращайтесь в суд». С обгоном тоже красота! Ремонт дороги, работает одна полоса реверсивная (туда-сюда), растянута на много километров. Пыль столбом! Впереди вереница фур. Знак «Обгон запрещен» где-то сзади на обочине и не виден. Кто-то не выдерживает, стартует и обгоняет, а впереди останавливают и дают «телевизор» посмотреть. Да еще сидит целый майор! Разводят как последних лохов.
Ладно еще, откусались небольшими суммами. Дорога есть дорога, разного насмотришься. Под Новосибирском две фуры ночью в дождь — лоб в лоб. Еще одна отворачивала и завалилась на обочину. Итог понятен — водитель остывает на асфальте, хорошо, что всего один. (Как-то читал о перегоне двух авто из столицы на Алтай, там автор живописно описывал трупы на обочинах, прикрытые БЕЛЫМИ ПРОСТЫНЯМИ. Ага, каждый водитель на такой случай простынки возит… Ну и фантазии…). А в остальном ехали хорошо. Придорожный сервис растет на глазах. Прекрасные кафе, душ, сауны, гостиницы, магазины, СТО. С девочками, наверное, тоже не проблема. Доехали до Нижнего за 74 часа. Это с остановками, гаишниками, двумя крюками (навигатор сдох, поэтому в Канске поперлись не туда, взяли севернее, а после Омска рванули на Екатеринбург вместо Челябинска через Курган). Чистого времени в пути, думаю, не более 62-65 часов. Дороги в основном неплохие, которые даже в разряд магистралей давно пора переводить, чтобы не кормить дорожную мафию в погонах за штрафами за превышение скорости, однако все портят ремонтные работы.
Впрочем, никто сильно не нервничает, ведь для нас же делают! Пока ехали, висел на телефоне, проводил маркетинговые исследования рынка. Потом в Нижнем потолкался, потом в столице и Подмосковье. Искал Suzuki Grand Vitara или XL-7 до 2005 г. в., поскольку нужна рама, подключаемый передок + понижайка, левый руль, автомат (обленился уже!), минимальный пробег, фарш, близкий к полному и пр. и пр.
Конечно, мысли о левых «авто» тоже не отпускали. Перебитые номера, битый хлам, в угоне, с дохлым движком, на котором только сто метров проедешь, в залоге, под арестом — вариантов много, и один лучше другого! Налететь на фуфло в Москве — запросто! Интернет атаковывал везде, где только можно. Больше смотрел в салонах, в которых пробежные продаются, ведь там гарантия юридической чистоты выше, чем у частника. Облазил АТЦ «Москва», «СИМ», «Blue fish» (почему голубая рыба, непонятно…), «Автомир» и многие другие.
Иронично «понравился» автосалон (!!!) «Автолидер» (!!!) — огороженная штакетником площадка на каком-то комбинате, деревянный вагончик с небритыми кавказцами, машины дрянь, даже немытые, прокатился на одной XL-7, горит «чек» — все по барабану! Вежливо попрощался и руки в ноги! Были неплохие варианты, но либо бедная комплектация, либо пробег дикий, либо цена высокая, либо еще чего-нибудь. И — внимание — в цене не отступают! Москвичи… Потом в Раменском, в Подмосковье, нашел вариант — продают молодые ребята, не так давно выехавшие из Узбекистана, еще не зажравшиеся, готовые к диалогу (в итоге, цену скинул на 35 тыр), с которыми в итоге и поладили. Оставил залог, пробил историю автомобиля по Карфаксу, на завтра оформили договор купли-продажи (в простой форме договоры уже не принимаются при постановке на учет, либо необходимо личное присутствие продавца с паспортом), оформил страховку на перегон. Произвели процедуру товарно-денежных отношений. «Пожалуйста, деньги. Спасибо». «Пожалуйста, ключи. Спасибо.» Навигатор в работу и поехал в Карачарово.
Первые минуты за рулем «Витары».
Темно, дождь, но навигатор привел в нужную точку. И каков итог? На рынке два…, ну, вы помните, либо два умных. Надеюсь, что это тот самый (второй) вариант. Итак, какого же порося я купил? SGV XL-7, 2002 (август) г. в., пробег 65 360 миль (105 164 км), серебристый металлик, семь мест, кожа, подогревы, люк, литье, летняя низкопрофильная резина с небольшим износом, железо не ржавое, без люфта дверей, без течей масла и иных жидкостей, двигатель работает ровно, цепи не бренчат, на ходу ничего не стучит, динамика похвальная, кузовщина без следов ремонта, на всех элементах кузова натуральные шильдики с VINом, установлены фаркоп, защита бензобака, 4ВД работает, штатная магнитола.
История авто: изготовлен 14.08.2002 г., в этом же году продан в штат Пенсильвания в США, там находился как третья машина в семье, ремонтных работ не было, только замены жидкостей, продан на аукционе 23.03.2007 г. с пробегом 54,619 тым. (кстати, для Америки пробег менее 15 000 миль в год считается маленьким), потом через Финляндию 24.04.2007 г. пришел в Россию, в которой был три года и прошел по Подмосковью 17,28 тык. Итоговая цена вопроса — 450 тыр. За что скинул цену? Небольшая трещина в заднем бампере, нет антенны, скол краски на капоте, небольшая трещина в лобовом стекле по правой стойке, трещина в одной противотуманке, не работает обогрев правого зеркала. Подумал, что все устранимо (уже многое устранил сейчас), и решился. Конечно, хотелось СГВ с 2003 года, рестайлинговую, но цены, собаки, слишком кусучие, не нашел варианта. Короче, вот так состоялось мое знакомство с нынешней «Витарой».
Настоящее время минус три с половиной месяца
Из Москвы выехал около пяти часов утра, чтобы не попасть в пробки. Шел по навигатору, без проблем доехал до мамы в Рязанской области.
Часовня на месте моего рождения.
Поездил по родственникам, у отца на могиле побывал, потом поехал к сестре в Тамбов.
Там подготовил машинку для перегона: заменил масло, проверил развал-схождение, давление в колесах, подвеску, прикупил необходимого (трос, ключи, знак аварийной остановки, огнетушитель, аптечку), перетянул кожу на рулевом колесе, поставил CD-чейнджер на шесть дисков и остальное по мелочам. Загрузился домашними заготовками, яблок тамбовских ящик прикупил, заправился под завязку и — вперед, на восток. Поскольку одиночество переношу хорошо, не сильно заморачивался, что еду один. Опасения? Конечно, были, и всякие, но куда деваться? Надо себя испытывать. В 14:40 мск 26 октября стартовал…
Режим перегона был таким. Поднимаюсь часов в пять-шесть утра. Кофе. Начинаю движение. Еду часов до 9-ти. Останавливаюсь на завтрак. Пока были продукты, перекусывал своими (кстати говоря, отварное мясо очень неплохой энергетик и долго держится в пути), потом в кафешках. Затем еду столько, пока сил хватит, после обеда останавливался поспать на часик.
Потом снова в путь! Отбой — часов в 12-2 ночи. Спал в машине возле постов ГАИ или больших заежек рядом с фурами. Пока было сухо, прекрасно летел (по навигатору максимальная скорость была 169 км/ч, это, скорее всего, по Кемеровской области), а при продвижении на восток погода стала портиться, попадал и в дождь, и снег. А резина летняя. Самая паршивая дорога была по Красноярскому краю ближе к Иркутской области.
Плюс дождь со снегом. Видимость минимальная, впереди вереница фур, встречные слепят. Потихоньку полз по этим местам, отрывался по скорости на пустынных перегонах. По дороге успевал фотографировать.
Гайцы практически не донимали, уважительно качали головами и желали доброй дороги, видя транзитные номера с 50-м регионом. Страховку не спросили ни разу. В Нижнеудинске остановил в дождь, говорю, не мочи документы, услышал, внял, не стал даже смотреть. Правда, все равно «на сухую», без штрафа, по трассе не прошел, 1,5 тыр. отдал. Превышение скорости.
Небольшие наблюдения с трассы
Навигатор
Хорошая вещь, однако, если нет обновления карт, становишься слепым. Например, под Ишимом он повел меня по дороге, которая уже давно не эксплуатируется, даже в одном месте перекопана. Переехал эту канаву и порулил в сам город. Чувствую — не туда. Остановился, поговорил с местными, как оказалось, рыбачками (сети мыли и сушили). Развернулся и выехал на трассу. Позвонил в Новосибирск знакомой даме, забил ее адрес, и навигатор (зову его ласково Дуся) прекрасно довел вплоть до подъезда. И еще одно. Перед самым отъездом из Тамбова заказал самый короткий маршрут, а из мозгов вылетело, что в этом случае часть пути придется через Казахстан рулить. Понял это только тогда, когда рано утром в шлагбаум уперся. Поговорил с пограничницей (рыжая, прямо огонь!), она посоветовала не терять время на четырех досмотрах, а двинуть через Бердюжье. Перепрограммировал Дусю. Крюк, конечно, но досмотры меня не сильно привлекали, могли кое-что изъять. Да и какие-то тенге за проезд по территории Казахстана надо было платить. Оно мне надо?
Фуры
Это огромное препятствие в дальнем перегоне, особенно в западной части страны. Идут бесконечным потоком, обогнать тяжело. Справедливости ради хочу сказать, что многие водители фур это понимают, и если не видят встречного, правым поворотом показывают, что можно обгонять. Но и самому надо уважительно поступать — обогнал, скажи «спасибо» кратковременным включением аварийки. Так и ехали…Кроме того, скопление фур около кафешки говорит о том, что здесь кормят хорошо и недорого. А еще возле фур более-менее безопасно ночевать.
Бандиты
Конечно, сейчас не лихие девяностые, однако нарваться тоже можно. Особенно, если едешь один, особенно, если на транзитах, особенно если на старых транзитах, которые маячат в окне, как флаги белые. Это был как раз мой вариант. На дороге не надо дерзить — это как минимум. Не задирайся. И, может быть, проскочишь. Был момент, когда очко сыграло у меня по-серьезному. Не доезжая Уфы обгоняет меня «БМВ-525» малинового цвета, тонированная вкруг, с характерным номером 002 регион 02, встает впереди и замедляет ход. Чувствую — наблюдают за мной. А у меня тонировка заводская боковин и заднего стекла, не просвечивается насквозь. Едем. Надо что-то делать. Достаю сотовый телефон, показываю в ветровое стекло, топом достаю ствол и тоже демонстрирую. Через несколько минут оторвались и улетели вперед. Почему телефон? По единому телефону МЧС, например, 110, можно выйти на ментов и дать приметы машины, на каком километре вяжутся и пр. и пр. Почему ствол — понятно. И не важно какой, хотя Калаш, безусловно, самый весомый аргумент. Просто надо дать понять, что человек будет биться за свою собственность. Понятно также, что если бы был настоящий коммерческий бандитский интерес к машине, все равно бы зажали. Видимо, пронесло.
Придорожная торговля
Интересная тема, ведь по этой торговле можно Россию почувствовать и немного изучить. Что предлагают? Пройдусь немного с запада на восток. Рязанская, Тамбовская области — предлагают яблоки, консервированные грибы, соленые огурцы, мед. Отдельным образом предлагаются изделия местных предприятий, например скопинская керамика, что в Рязанской области. Ближе к Волге появляется рыба. В Башкирии башкирский же мед. На Урале много металлических изделий, почему-то рации, велосипеды. В Новосибирской области рыба, рыба, рыба. В Красноярском крае изделия из бересты, и такие замечательные! Под Иркутском кедровые орехи, веники для бани из березы и пихты. Возле Байкала много разной рыбы и ягоды. Везде картошка, мелочи в дорогу — питьевая вода, хлеб, шоколад, батарейки, лезвия, презервативы. Можно купить ножи и оружие, а также наркоту, если постараться. Понятно, что от сезона к сезону немного меняется ассортимент на обочине. Если указал не все, в комментариях можете добавить.
Разная Россия
Очень разная, и чем ближе к столице, тем контрастней. В Подмосковье огромные коттеджи, но такие затрапезные деревни, просто халупы какие-то, неухоженные и некрасивые. Самые крепкие дворовые хозяйства в Башкирии и Татарии. Большие дома, почему-то больше одноэтажные, но широкие — будто объединены несколько домов под общую крышу. Экзотике этим местам придают нефтяные скважины, где стоят качающие насосы, трубы под землей, кругом зелено и красиво. А еще где- то там стоят ветряки огромные целыми рядами, как в Голландии или Америке. На Урале и в Сибири все деревенские дома без изысков, но крепкие, другого слова не подобрать. Ну а жилища новых русских везде примерно одинаковые, хоть и построенные из принципа «моё круче», но этим и похожие. Местный колорит тоже присутствует — национальные юрты, дацаны, караван-сараи. И везде прекрасные религиозные здания: православные храмы, мечети, костелы на Волге, еврейские синагоги.
Топливо
Заправлялся всегда, если в баке оставалось бензина менее его четверти, чтобы не остаться в пути без горючего в самом неподходящем месте. В основном заправок много, но очень отличающиеся по оформлению, сервису, ценам и качеству. Отличный бензин на Роснефти. Не так дорог бензин в Татарии. Цены в дороге скакали от 17,5 до 25,0 руб. за литр.
Деньги
Были на карте «Виза» «Сбербанка». Когда договорились о купле-продаже машины, пошел в местное отделение этого банка в Москве, в районе Карачарово, заказал 500 тыр. (молоденькая кассирша округлила глаза — пятьсот тысяч??? Что удивительного — непонятно) купюрами по 5 000 руб. Прихожу назавтра, мне говорят, что лимит получения денег с этой карты по 150 тыр. в день, даже в сутки. Пришлось немного побраниться. «Хорошо, выдадим вам все деньги, но будет банковская комиссия — Какая? — Триста тысяч без комиссии, на остатки 0,03% (по-моему, точно не помню) — Хорошо! — Ладно, получите!» Никакой бронированной кабинки, никакой кулуарности, рядом стоит толпа, делает платежи по коммуналке, на меня вылупилась. Беру пачку, считаю, кладу деньги в карман, разворачиваюсь, ухожу. Забавная картина. Вот такое оснащение банков в столице.
И еще запомнилось. Продавцы получили деньги от меня и захотели проверить подлинность купюр тоже в одном из отделений «Сбербанка». За проверку 440 тыр. (пятитысячными купюрами) банк взял комиссию 1 324 рубля! Неслабо!
Итоги перегона
Прошел 3 511,5 миль (5 650 км). В пути 100 часов, включая сон, перекусы, пописать и ГАИ. Соответственно среднесуточная скорость 56,5 км/час. Если принять на сон 25 часов, то средняя скорость на трассе 75,3 км/час. Сжег 600 литров топлива. Расход 10,62 л/100 км., включая ночные прогревы, что очень неплохо, считаю. Потрачено за дорогу на топливо 12 160 руб., средняя цена литра 92-го бензина составила 20,27 руб. Колеса не пробивал, камней не словил, масло почти не доливал (пол-литра болталось в канистрочке — залил), добавлял только воду в омыватель. Все работало, машинка не подвела! Для дальней дороги очень хороши автосвет, подогрев сидений и зеркал, удобное кресло с боковой поддержкой и подлокотниками, удобный кожаный руль, хорошая акустика, люк, хороший свет, низкопрофильная качественная резина (на сухой дороге).
Настоящее время
Витара дома уже три месяца. Что сказать? Дорожные и природные условия были разные — и теплая осень, и морозная зима (часть зимы). Немного впечатлений о разности моделей Suzuki. Помню ощущения от динамики разгона квадратного малыша с двигателем G16A, чувствовалось, что мощности не хватало, мотор визжал, как поросенок. Круглый «Эскудо» с рядным J20 хорош, но мощи при разгоне также немного не хватало, мотор истерил, голосил, как мартовский кот. «Витара», конечно, совсем иной автомобиль, кузов тяжелее, но и двигатель другой, объем 2,7 литра куда деть? Давишь газульку, двигатель только немного заурчит, как львица, но за этим рыком — мощность. А машина устремляется вперед, как торпеда. Динамика хороша. И еще одно. Видимо, из-за особенностей подачи топлива двигатель на «Витаре» заводится с пол-оборота (проверено при морозе -36 после ночной стоянки), на круглом «Эскудо» с J20 его надо определенное время покрутить, при этом есть опасность залить свечи или посадить аккумулятор. Несколько раз в прошлую зиму так замораживал тачку и потом больших трудов стоило ее запустить! Кардинальное средство — это поставить авто в теплый бокс на полсуток, что не всегда возможно…
Не могу не расписать впечатления о машине, смотри ниже.
Плюсы
Большой и жесткий кузов, хорошая обзорность, про динамику говорил, отличная курсовая устойчивость (не могу представить, чтобы на предыдущих «Эсках» мог выйти на скорость 150 км/ч, не говоря уж о большей! Болтало в стороны солидно и машинка становилась неуправляемой. На квадратише как-то крутило на дороге и только чудом удержались на кромке обочины, чуть не опрокинулись. На круглом лучше, но также как-то непредсказуемо крутануло на повороте и расколотил бампер, влетев в металлическое ограждение.) Комплектация XL-7 Limited достаточно богатая, об этом уже писал, повторяться не буду. Посадка очень удобная! (Как-то прокатился на 200-м «крузаке». Прекрасная тачка, не сравнить с «Витарой», это очевидно, но посадка мне показалась неудобной, над головой места нет и садиться неудобно, хотя это дело привычки.) Круиз-контроль — хорошая штука на перегонах. Фаркоп и защита бензобака неплохая добавка. Редкость авто дает больший шанс к неугоняемости, а левый руль — хорошо продать машину.
Минусы
Чаще всего «недостатки — это продолжение достоинств». Так и здесь. Кузов вместительный и длинный, поэтому клиренс меньше, проходимость ниже, подножки создают некий зрительный цельный образ, но, мое мнение, практически не нужны и только мешают. Снять можно, но останется «верблюд без горбов». Нет указателя минимального остатка топлива, не закрывается на замок крышка заливной горловины. К чему такая экономия? В городе, особенно зимой, расход большой, от 17 л/100 км и больше. (Хотя, справедливости ради, замечу, что и на пятидверном круглом «Эскудо» расход был в районе 15 л/100 км, а то и больше). Ситуацию можно разрешить установкой газового оборудования. Магнитола американская старорежимная, кассетник почти сейчас не используется, проигрыватель CD тоже уже в прошлом (немного вылечил ситуацию установкой чейнджера), радио работает, но только на волнах с нечетными частотами. Например, «Авторадио» на 106,0 FM не принимает, «Русское радио» на 107,5 FM пожалуйста! Нет таких современных примочек, как датчик дождя, света, температуры инсайд и аутсайд, расходомера, парктроника, современного мультимедиа и многого другого. А что хотел от авто такого года и за такую цену, ведь правда? Редкость автомашины может привести к проблемам при ремонте.
Резюме
Susuki Grand Vitara XL-7 Limited — отличный семейный, вместительный, динамичный, комфортный автомобиль для дальних загородных поездок, возможно, с прицепом, способный при опытном водителе и по бездорожью пройти (для чего его лучше отлифтовать, что и собираюсь сделать!). Кстати говоря, поставил недавно резину 225/75R16, только за счет этого поднял кузов на 33 мм!
Еще резюме
Проехался по части России… Какая же она большая! Но какая неухоженная! Наверное, не догнать нам Америку никогда… Просто не хватит людских ресурсов, чтобы «обустроить Россию». Вымирающая родина. Жаль. Пессимистично? Наверное, хотя по жизни я оптимист, однако не люблю смотреть на мир через розовые очки…
И напоследок совет братьям-водителям: лучше снизить скорость и опоздать, чем влететь в передний автомобиль и уже никуда не торопиться. Ровных дорог!
Февраль 2011 г.