|
Здравствуйте, уважаемые форумчане! Данный сайт является одним из самых любимых мною — я здесь постоянный «клиент». Люблю читать отзывы на автомобили, а также рассказы про автопутешествия, благодаря которым и сам стал активным поклонником такого вида «времяпровождения». В ноябре 2010 года (3-7 числа), совершенно неожиданно для себя съездил в Минск. Поездка оставила неизгладимые впечатления, которыми и хочу поделиться с вами (может, кому-нибудь пригодится…). К рассказу прошу отнестись без ненужной полемики: это мои личные впечатления, поэтому спорить или что-то доказывать не собираюсь. Если кому-то что-то не нравится или кто-то с чем-то не согласен — не возражаю, пусть едет туда сам и пишет о своем восприятии «тамошней» действительности… С удовольствием прочитаю, обещаю!
Итак, предыстория поездки: в Белоруссии живет мой давний товарищ — вместе учились в военном училище, которое благополучно окончили в начале 90-х годов. Во время обучения в училище нас связывала, на мой взгляд, действительно мужская дружба, благо, в тот период случаев показать свое отношение друг к другу у нас было предостаточно. После выпуска (а многие, надеюсь, помнят, что уже было разрешено «разбегаться» по национальным вооруженным силам) я, естественно, остался в российской армии, он, разумеется, уехал к себе в Белоруссию. Ну да не об этом речь… Так вот: поначалу, как принято, созванивались, переписывались, но… время идет — дети, хозяйство, заботы, служба, переезды и т. д. — на какой-то период потеряли друг друга из вида. Но чем хорошо нынешнее время? — Тем, что имеется сайт «Одноклассники»! Ну, «столкнулись»… — то, да се, как дела, за жизнь поговорили… «А че, говорит, увидеться бы как, хотя бы 1 раз в 17 лет…». Решили, что еду я. Вариантов передвижения немного: поезд и автомобиль. Посмотрел карту — до Минска 710 км. Почитал отзывы, тех, кто ранее туда ездил (оказывается, есть такие, и немало) — и… поехал. Автомобиль Mitsubishi Galant, 2006 г. в., объем двигателя 2,4 л., 158 л/с, автомат, передний привод, бензин Аи-92.
Описание того, как «выбирался» из Москвы по маршруту Варшавское шоссе — Минское шоссе по этическим соображениям я опускаю. Потому как даже сейчас, вспоминая эти ТРИ часа на МКАДе (надо же было мне тронуться в путь в будний день в 7:30 утра), кроме соответствующих выражений ничего на ум не приходит (автовладельцы-москвичи меня поймут). Короче, свернул на Минское шоссе в 10:15 утра 3 ноября. Первое впечатление после МКАДа — пустота, машин мало. «Расстраиваться» не стал, впереди, думаю, «встану» где-нибудь (часто езжу во Владимир через Балашиху — знаю, что так бывает). Но нет, еду, еду… еду!!! Спешу, нагонять же надо потерянное время…— а нет, знаете ли, пробок…, да и «гайцев» не видно, но осторожничаю... 100-110 км/час иду. Вроде нагнал время, остановился, прилагаю пару «фоток».
Теперь хоть буду знать, как на Бородинское поле попасть — а то, стыдно… не был до сих пор, а очень хочется! Вот еще несколько пейзажей Минского шоссе из окна автомобиля:
Начали появляться машины с белорусскими номерами — понятно, домой спешат на выходные … Вот что еще — прочитал в Интернете, что при въезде в Белоруссию нужна наклейка на авто с обозначением страны, откуда приехал («RUS»). Перед поездкой перерыл весь Интернет — где ее купить, как цеплять — не нашел. Начитавшись там же про суровость белорусской ГАИ, все-таки распечатал сей знак на обычном листе бумаги (А — 4, 48 шрифт), вложил в пластиковый прозрачный «файл» и бросил в багажник. Мол, если спросят — покажу, авось сойдет... Но наклейка не понадобилась, никто так и не потребовал ее за все время пребывания в Белоруссии. Так что не «парьтесь» с этим, может быть раньше (в 90-х годах) было модно с такой штукой ездить, не знаю.
Еду дальше. Вот, оказывается, где р. Москва начинается — весьма неожиданное (для меня) открытие!
Другой ракурс этого же места. Красиво, ничего не скажешь!
Еще несколько фотографий Минской трассы. Пейзаж вплоть до Смоленска достаточно однообразный, поэтому «фоток» этого отрезка пути много не «выкладываю», да и за рулем таки еду, стараюсь от дороги не отвлекаться…Один все ж…
Вот так и ехал до границы. Прошел 470 км (округляю) за 5,5 часов: с заправками, перекусами, звонками с мобильного (ну, конечно, при этом останавливался!) родным и знакомым. Граница, вот она, впереди за горкой…
Следуя советам из Интернета, заправляюсь на последней «российской» (это, естественно, «Лукойл») заправке до полного бака — бензин в Белоруссии дороже (об этом чуть позже). Но, немного не доезжая до «Лукойла», есть заправки и подешевле. Населенный пункт называется то ли Плешки или Плошки — не записал, и, к сожалению, забыл. Аббревиатура заправок «М-2», наверное, «Магистраль-2». Сразу предупреждаю, тщательный анализ расхода топлива я не проводил (хотя общую стоимость поездки по некоторым позициям я дам в конце своего рассказа). Исхожу из следующих соображений: во-первых, каждый владелец авто знает тактико-технические характеристики своего «железного коня» и сможет сделать самостоятельно расчет денег на бензин по приведенному мною километражу; во-вторых, даже у идентичных моделей автомобиля расход топлива будет отличаться, так как он зависит многих параметров: погодные условия, стиль вождения, время и количество прогревов, работа двигателя на остановках и т.д.; в-третьих, человеку, отправляющемуся в путь на автомобиле, заранее известно, что данный процесс предполагает некие расходы, поэтому, думается, общая их сумма сугубо индивидуальна и ничего не дает другому «товарищу». Скажу так: мой автомобиль «вел себя» в пределах характеристик, заявленных в инструкции по эксплуатации…
Далее. Не нужно забывать, что для проезда по территории Белоруссии необходима дополнительная страховка, но это не наше ОСАГО и не КАСКО. Я поначалу пытался купить ее в Москве, но в страховых компаниях то не совсем знают, что это, то ехать надо в офис... а лень! Поэтому совет: страховку искать не надо, спокойно поезжайте и, начиная от Смоленска до самой границы будут стоять будочки с объявлениями по продаже. Спокойно купил ее за 480 руб., действует в течение двух недель по территории Белоруссии, Украины и, кажется, еще и Молдавии.
При подъезде к границе не пугайтесь длинной очереди из грузовиков — они на весовую стоят ( тоже в Интернете прочитал). Всякие тут есть — Украина, Польша, Прибалтика…
Тихонечко обхожу эту очередь слева и, естественно, пытаюсь кому-нибудь предъявить паспорт гражданина РФ, граница все-таки! Но… безуспешно, интереса мой поступок ни у кого не вызвал, лишь сзади «белорус» недовольно «побибикал»: типа, не задерживай, давай быстрее проезжай… Пришлось «пролететь» границу, не останавливаясь… Вот такая она, российско-белорусская граница:
И вот торжественный момент — въезжаю на территорию государства наших братьев — славян. Все просто и очень буднично:
Не выдерживаю: останавливаюсь, выхожу и фотографируюсь (благо, «фотик» с автоспуском). На улице тепло.
Отсюда до Минска около 250 км. Уже темнеет, еду дальше. Трасса отличная: дорожное покрытие — как стекло, видимость прекрасная, ограничения по скорости для легковых — 120, для грузовых — 100 км/час. Включаю круиз-контроль на 120 км/час и «глазею» по сторонам на природу. Чисто, пустынно, машин мало, населенных пунктов по трассе нет (проблема резкого снижения скорости до 60 км/час отсутствует как таковая), красота! Очень удобный режим передвижения! А у нас что?!
Сразу предупреждаю (и в Интернете пишут), что в Белоруссии мобильная и очень строгая автоинспекция. Пример: меня по левой полосе обходит «БМВ-Х5», смотрю — наш, московский (199 rus), «чешет» где-то 150-160 км/час. Подумал еще: где эта хваленая белорусская ГАИ …? Спустя 15 минут вижу — ба, стоит, бедолага, на обочине, «прижат» экипажем ДПС, что-то объясняет (не успел я фото сделать). Откуда они взялись, непонятно!
По пути следования в Минск имеются два платных участка дороги. Это белорусы так валюту зарабатывают. Цена вопроса 0,5 евро или по курсу в рублях, долларах с одного автомобиля. Берут только с «чужеземных» авто, то есть с тех, что с иностранными номерами. А со своих — нет (вот она, забота о «коренных гражданах» страны — мелочь, а приятно). Похоже это на платные автопарковки в московских аэропортах — дорога перегорожена и шлагбаумы. Только вместо автоматики — люди в будочке сидят. Тянешь деньги, не выходя из машины, чек, сдача — все, как полагается. Занимает сей процесс несколько минут (если очередь маленькая). Обошлось мне это в 19 руб. на каждом участке. Обратно ехал — уже 21 руб. (евро подорожал) за каждый проезд. Честно говоря, даже удивился, что скромно — за такую дорогу и большего не жалко. Кстати, потом решил схитрить — на обратный путь «ихних» денег для оплаты дороги оставил. Подаю в окошко белорусские рубли, даже без сдачи — но не тут-то было, давай, говорит, другие, такого «добра» не надо… Теперь они у меня в коллекции.
Повторюсь — общие впечатления от дороги очень хорошие. Это трасса Москва — Брест, едешь, все спокойно, качественно. Когда стемнело, я даже поворот на Минск проскочил (трасса его обходит левее). Назад вернуться пытался минут 20 (в смысле, ехал, искал разворот) — нет его, и все тут. А уже темно, страшновато, да и товарищ в Минске ждет… Надоело, плюнул на все приличия, развернулся через разделительный газон и две сплошные, вернулся назад (простите, белорусские товарищи…), благо, темень была, хоть глаз выколи. Так что будьте внимательны.
Про телефон и связь. Я в России «сижу» на «Билайне», и перед поездкой телефон, разумеется, «заправил». Как только границу пересек — все, труба: в Минске «… абонент недоступен…». Оказывается, у них этого оператора вообще нет, только что-то местное и, вроде бы, еще «МТС». Заехал в ближайшее кафе, попросил девушку-бармена позвонить. Деньги предлагал — отказалась. Спасибо тебе, добрая душа! Поэтому заранее интересуйтесь, как звонить в Белоруссию или из нее. Код: 8-10-375- …№ телефона (это туда). Из Белоруссии не звонил, не знаю. Брал с собой ноутбук, «втыкал» беспроводной модем и писал в РФ на электронную почту.
Имейте в виду, что заправок в Белоруссии по трассе не очень много, поэтому на путь следования топливо рассчитывайте.
О цене на бензин. Она везде на заправках одинакова — государство регулирует. Каждые 20-30секунд на автозаправках цены высвечиваются в рублях, долларах, евро — прикольно! Меня интересовал 92- ой бензин, на остальные, каюсь, не смотрел. Так вот — эта марка бензина стоит в Белоруссии 29,7 руб., наших российских. Курс их рубля к нашему рублю, примерно, 100:1. Российские рубли на заправках берут официально, проблем нет. А если обменять надо — здесь же есть «обменники», курс практически одинаковый, найти выгоду при обмене трудно — все государственное, разница в копейки. Единственный нюанс — не все заправки берут нашу валюту, видимо, их по категориям делят, или по виду деятельности. Но пугаться не стоит — где-то в нескольких километрах стоит заправка, где российские рубли принимают. Поэтому в РФ перед поездкой деньги менять не нужно. Очень удобно!
До самого Минска от трассы тоже прекрасная дорога, рекламы очень мало, даже непривычно, а освещение типа нашей МКАД. Вот вечерний Минск, что успел сфотографировать, показываю. Да-да, тот самый телевизор «Витязь» — государственное предприятие … и работает!!!
Вечерний проспект Независимости.
Хочу заметить, что стиль езды водителей в Минске меня приятно удивил. Все спокойно, никто никого не подрезает, не наглеет, не хамит. Попросишься на поворот — практически сразу пропускают… Пробок — нет!!! Припаркованных по обочинам автомобилей — ВООБЩЕ нет!!! Пешеходов пропускают — всегда!!! Помните Москву…?! Удивительная страна, удивительные люди, как они без нашего дорожного бардака живут, не понимаю?! Разница по времени — минус 1 час.
Заселился в номер, скрывать не буду, ВЕДОМСТВЕННОЙ гостиницы. Стоит в сутки (сам платил, я ж из Москвы…) 480 руб. «наших», нормально! Проведенные беглый мониторинг и опрос «местных» показал, что, приехав в Минск просто так, можно найти гостиницу за 25-30 долларов в сутки на человека. Причем в пригороде дешевле, но желательно искать по Интернету, звонить заранее, договариваться. Сразу скажу — отношение к нам очень лояльное, мы там, практически, свои, язык в общении только русский. В общественном транспорте остановки объявляют по-белорусски, но все понятно. Мое личное замечание — язык очень мелодичный, ухо не режет, в отличие от украинского… Утро, гуляю по городу, фото:
Не знаю, что за улица — но красиво!
Сажусь в автобус, фото из окна общественного транспорта. Проезд стоит 7 (семь!) «наших» рублей. Был в метро — цена та же — 7 рублей (700 руб. «тамошних»). В метро не увидел ни одного нищего, ни одного с плакатом типа «… умер сын (дочь)…, помогите…». Вспоминайте Москву…
Через дорогу за моей спиной — ГУМ.
Национальный банк республики Беларусь.
Уровень цен: вдвоем с товарищем проехали на автобусе по проспекту Независимости, затем спустились в метро, вернулись обратно… Зашли в гастроном, купил по паре пива, немного закуски — колбаска, сыр, чего-то еще по мелочи (ну, мужики, ведь). За все отдал — внимание! — 326 российских рублей! Отправляю вас в Москву на общественный транспорт вдвоем плюс зайти в «Ашан» за закуской… Сколько потратили?!
«Святая святых» — крыльцо КГБ республики — никто не гнал прочь!!! В руке пакет из того самого магазина (о нем было выше).
Еще фото (с учетом местного фольклора).
Довелось и оперу (представляете!) посетить. Да, был на «Евгении Онегине» — впечатлений масса, но в рамки данного повествования, понимаю, не уложусь. Поэтому только антураж и небольшие комментарии к нему.
Возле Национального академического театра оперы и балета республики Беларусь.
Там же, но уже внутри (пятый ряд, цена билета 300 российских рублей). Да, с опаской посетил в антракте театральный буфет, ждал московских цен — не угадал… Два больших пирожных с кремом плюс два кофе и один чай — 120 руб. на наши. Думаю, можно себе позволить. В Москве в театрах бываю, уровень цен «перекусить» у нас знаю не понаслышке.
Представление закончилось — цветы, аплодисменты… Пели на русском…Молодцы, понравилось!
Государственный гимн республики Беларусь.
Следующий пункт культурной программы моего визита в Белоруссию — посещение Брестской крепости. Святое! Расстояние от Минска до Бреста — около 450 км. Принимающая сторона (товарищ) «выдает» бонус — мою машину оставляем у гостиницы, едем на его «Фольксваген Пассат», дизель. Я сэкономил на бензине. Выехали поздновато, шел (практически лил как из ведра) дождь. Товарищ за рулем.
Справа поворот на Беловежскую пущу, проходим мимо, нам прямо.
Вдоль всей дороги чистенькие кафе, места для стоянок, везде туалеты (бесплатные!) чистые, автосервисы. Кружечка простого растворимого кофе стоит 15-16 российских рублей.
Зашли в магазин, цены относительно российских выглядят «диковато», но отбрасываем две последние цифры — и уже похоже на привычные нам, россиянам, цифры.
По пути в Брест товарищ звонит в агентство по сдаче жилья. Нашлась комната в коттедже на двоих на сутки за 700 российских руб.
Скромный мужской завтрак, в машину — и в крепость. Подъезжаем…
Машина на стоянке. Вход в Брестскую крепость. Волнуюсь…
Громко играет «Вставай страна огромная…», настроение соответствующее. Страшно представить, сколько здесь пролито крови. Общая панорама двора.
Спустился в подземелье. Жутковато.
Памятник павшим, с фамилиями, и очень много «Неизвестных».
Ниже тот же памятник, но… обратите внимание (случайно уже дома обнаружил) на мою стрелочку на списках… Да, да старший сержант Шеварнадзе, родной брат известного всем Шеварнадзе Э. А. (он же «Старый лис», он же бывший министр иностранных дел бывшего СССР, он же, впоследствие, второй Президент независимой Грузии! А брат здесь погиб, защищая великую страну …. Гримасы истории?!
То же монумент, но с обратной стороны…
Внутренне убранство храма на территории Брестской крепости (сфотографировал украдкой…)
Кто помнит, в трофейной (немецкой, естественно) кинохронике есть кадры солдат вермахта, сидящих в резиновых лодках на том берегу р. Буг и ждущих сигнала к атаке. Те самые места… Жутковато…
Практически граница (шучу, но за рекой что-то уже пограничное есть…)
Знаменитые Тереспольские ворота Брестской крепости…
Оказывается, и не шутка вовсе про границу — все очень серьезно… Пограничников не видно… Значит, «граница на замке»…
Экскурсия в музее, несколько фотографий — но надо слышать экскурсовода … Общая панорама крепости.
Всего не пересказать… Поэтому настоятельно рекомендую посетить Брестскую крепость и сходить в музей. Налицо государственная политика по воспитанию патриотизма. Всегда с трепетом относился к истории, но видеть все это, что называется, «вживую»… Выходишь оттуда совершенно другим и понимаешь, что таких людей, которые насмерть стояли бы перед лицом врага, сегодня вряд ли уже найдешь…
Едем обратно… Льет дождь…
Все хорошее когда-то заканчивается, пора и в обратный путь…
Монумент Славы на выезде из Минска.
Поля-то у них, оказывается, все еще пашут… то ли дело у нас…
При подъезде к одному из платных участков дороги, смотрю, «пробка»! Ну, думаю, все — скоро темно, сейчас джипы полезут вперед… Оказывается, из четырех пропускных «окон» одно не работает. Но, стоят бравые белорусские парни в форме ГАИ и … добросовестно регулируют движение, пропуская всех в порядке очереди! Увидишь ли у нас такое? Обратите внимание на номера машин — все сплошь московские. Такое ощущение, что вся Москва отдыхала на праздниках в Белоруссии...
Границу пересек уже затемно, обратная дорога вымотала — темно, дождь… Да и со временем выезда из Минска подзадержался — не хотелось уезжать! Вот и наша РФ…
Подводя итог всему рассказанному, хочу отметить (не вступая в споры), что наши близкие соседи сумели создать на части территории бывшего СССР настоящее государство (в отличие от Украины с ее вечными политическими «дрязгами»). В Белоруссии для туристов созданы очень комфортные условия, поражает чистота, порядок, спокойствие. Не имея практически никаких природных ресурсов, общество развивается, люди выглядят очень хорошо, приветливы, система общественного транспорта прекрасна. Да, сервис и обстановка немного напоминает времена СССР, но, может, нам этого так не хватает сегодня, а? Допускаю, что в провинции, может, и не так все красиво, но, думаю, расхождение в образе жизни там невелико.
Сразу оговорюсь — если вдруг найдутся оппозиционеры — система политического устройства в Белоруссии, а также ее «узкие» места не являются темой моего рассказа! В дальнейшем еще одно автопутешествие в Белоруссию — планирую посещение Мирского и Несвижского замков. Кстати, с собой было привезено некоторое количество белорусских продуктов (хлеб, молоко, сметана, пиво, шоколад и т.д.).
До сих пор восхищаюсь их качеством и жалею, что мало взял с собой. Так, например, хлеб (брал Нарочанский) лежал почти две недели (вспоминаю московскую выпечку…). А шоколадные конфеты фабрики «Коммунарка» так вообще «отдельная песня»… Что касается общих расходов (в наших деньгах): на бензин (туда-обратно) ушло 3 200 руб., на проживание в гостинице 1 920 руб. (четверо суток), ну и, где-то 3 500 руб. на «все-про-все» — сувениры, еда, опера, метро, автобус и т. д. Итого, около 9 000 руб. Считаю, что по современным заработкам деньги эти небольшие, но за них получите незабываемые впечатления. Тем более, что наш «народ» начинает потихоньку открывать для себя эту страну. Одним словом, поезжайте в Белоруссию — и не пожалеете!