|
Доброго всем здоровья! Часто прочитываю отчёты, набираюсь опыта — и вот по прибытии из отпуска (два месяца прошло) сам решил написать отчет.
Итак, первый опыт длительного перемещения по дорогам России был ровно год назад при переезде к новому месту жительства. В тот год мы проехали что-то около 5 800 км, на двух машинах. Я на Toyota Harrier 2000 г. в. с дочкой, жена на Toyota Vitz 2003 г. в. с собакой (после переезда машины проданы). Нам понравилось автомобильное путешествие, решили повторить при возможности.
Итак, на «носу» отпуск. Куда ехать? Особых сомнений не было, т.к. в 2008 году отдыхали в санатории с женой в Сухуме, удостоверились в безопасности, и теперь я решил показать Абхазию и море дочке.
И вот отпускные получены, машину подготовил — можно в путь. Дилижанс, который возит мою семью — Toyota Corolla 2004 г. Европейка, 1,6 объем. Больше всего боялся за автомобиль — его готовность к совершению такого марша, и аварийных ситуаций вдали от дома. При диагностике автомобиля выяснилось — подлежит замене, или восстановлению рулевая рейка (5 000 — восстановление, 12 000 — новая, руль левый, напоминаю — реек в городе нет, только под заказ). Дополнительно я решил заменить все масла, фильтра, дозаправить кондиционер. Диагностику проходил в СТО «Резиновая подкова». Спустя пару дней выдают отпускные — еду делать машину, на станции очередь, говорят, подъехать через неделю — еду на другое СТО. Там мужики долго смотрели машину, диагностический лист, создали консилиум — неисправности рулевой рейки не нашли, долго материли мастеров с «Резиновой подковы». Меняю масла и машина готова! С вечера загрузили почти все вещи. Не спалось. Маршрут с распечаткой пробивал по интернету, «считалок» там полно различных. Планировал проводить отпуск с заездом в Башкирию, и ко всем родственникам по дороге.
Маршрут: Новосибирск — Омск — Тюмень — Екатеринбург — Янаул (Башкирия, мама) — Самара — Волгоград — Краснодар — Джубга — Адлер — граница — Сухум. И обратно также, только с заездами в Башкирии — в Уфу, и Чишмы к дядям-тётям.
Наличных денег: 30 т. р. + на карте 40 т. р., надо экономить…. Навигатор был — но я им не пользовался — прикуриватель был занят через разветвитель МР3-модулятором, и радар-детектором. На большее количество гнезд побоялся ставить разветвитель — боялся за предохранители. Ехал в основном по указателям, и по карте (редко).
Выезжали с Новосибирска в 2:00, в составе трех машин (товарищи до Екатеринбурга — потом дороги расходились). Немного проспали — получилось 3:00. В составе колонны — мой начальник, я, и помощник начальника. Машины: — Toyota Land Cruiser Prado, Toyota Corolla 2009 г.в.; Corolla 2004 г. в. Итак — едем! На улице ночь — жена и дочь за городом быстро засыпают. Скорость держим 100 -110. На улицах, и потом трассе — практически никого нет.
Вперед! В отпуск!
Езда в колонне быстро утомляет — я еду в середине. Пытался пообщаться по рации — но начальник осадил, дескать, не засорять эфир! Едем молча… На завтраке спрашиваю? где будем ночевать, ответ — сегодня приедем. Я тихо офигеваю! До Екатеринбурга около 2 100 км! Ранее я за один день столько никогда не проходил — и Вам, кстати, не советую! Итак, езда в колонне мне не понравилась, приходиться подстраиваться под всех — когда в туалет, когда покушать, где остановиться, как ехать. Постоянно догонять (ехать быстро), или ждать (ехать медленно) — в основном после обгона дальнобойщиков. Где-то после обеда клонит в сон, попа болит — но колонна едет! Я стараюсь…
Средняя скорость после Омска увеличилась ощутимо — около 130 км/ч. ДПС почти нет, когда появляются: радар- детекторы выручают. Я перестраиваюсь в хвост колонны.
Терплю — не засыпаю!
Вечереет, около 22 часов — подходим к Екатеринбургу — в населённых пунктах на подъезде дикие пробки. Какой великий ум придумал проводить трассу через населённые пункты? Людей, в них живущих, жалко. А еще если в этих городках ж/д переезды — вечная пробка! Я безнадежно отстал от колонны — догоняю на въезде в Екатеринбург. Стоят на обочине — ждут! Прощаемся, желаем друг другу приятного отпуска — и разъезжаемся!
Ура — я один! По объездной выезжаю за город. Желание одно — спать! Глаза слипаются, встречки слепят. Вижу стационарный пост ДПС — останавливаюсь, чтобы спросить, можно ли здесь переночевать в машине. Меня просят пройти в будку к врачам — у них мониторинг усталости (медицина катастроф). Проверяют водителей на усталость. Вывод компьютера — самочувствие прекрасное, можно продолжать движение! Решаю обследовать и жену тоже (интересно!), ответ компьютера: чрезмерное утомление, срочно отдыхать! Но она почти весь день спала в машине! Засыпаем на площадке рядом с постом — 50 руб. платить надо дворнику (чеки не дает). Где искать дворника? Он сам подойдет. А дворник один, или ещё кто потом подойдет? Дворник один. Это разговор с инспекторами на посту. Просыпаюсь к 4:00 своих не бужу, потихоньку еду дальше. Еду не спеша — ок. 90-100 км/ч наслаждаюсь.
Красота вдоль дороги! Не приседал, мой рост 178 см. Ребёнок на ручках.
Заезжаем в Пермский край, заправки помойные. В основном «ЛУКОЙЛ», с допотопными агрегатами для заправки. Цены на бензин растут…
Минута отдыха — семья разминает конечности…
На подъезде к Куедам тормозит мент за превышение, я отвлекся — не услышал радар из-за музыки. Немного поговорили, мент зауважал за дальнюю дорогу — решает отпустить просто так, но только когда его напарник отпустит другого водилу — чтобы тот не видел, что меня не штрафуют. В это время мимо проноситься жигулятор, на жест ДПС остановиться не реагирует. Он другому: ты видел, вообще офигел — не остановился! А тот лениво махнул рукой, дескать, а ладно — поздно уже, они далеко. Видимо, от жары разленились лишние телодвижения совершать. На дворе около 35 по Цельсию. Кстати, подспускайте колеса по жаркой погоде во избежание их взрыва. Едем дальше.
В прошлом году ездил — вроде так же было…
Пропустил поворот — делаю крюк. Через Бураево на Янаул. Дороги в Башкирии отличные, заправки — «древние» и дорогие. Вроде бы и нефть здесь добывают, почему бензин дорогой? Непонятно.
У мамы всегда хорошо!
Погостили дома, едем дальше на море. На улице — жара! По компу в машине — 38! Без кондиционера мы бы не доехали! Рассказываю моим ужасы про то, как сейчас плохо, наверное, в поезде и на вокзалах людям. ДПС на дорогах стоят, но редко и лениво… машин на юг в два раза больше, чем обратно. Везде поля подсолнуха.
Бескрайние поля подсолнечного масла…
Заезжаем в Татарстан (захватили кусочек по трассе «Урал»), вот где самый дешевый бензин! И качество неплохое — заправки достойные и по обслуживанию и по внешнему виду.
Много по трассе машин с 86, 96- 66 регионом. Развлекались тем, что отгадывали регионы впереди идущих машин, потом мои играли в города, морской бой, и т.д. часто останавливались на — почаевничать, ноги размять. А так в основном ехали — я рулил, они смотрели по сторонам, когда не спали. Шутили, пели песни. Заезжали во все крупные города, не потому что хотели, потому что проезжали повороты на объезд! ДПС присутствует — но разомлевшие от жары, на компе +38 стабильно. В 6-7 утра уже 23-25 градусов! Спали в машине, на стоянках стоимость машино-места 50 руб. на побережье — 250 руб.
Вот так мы ночевали.
Один раз отдыхали в гостинице — уж очень хотелось ноги вытянуть… ну и еще иногда на лужайке отдыхали неподалеку от трассы, заезжали покупаться в Волге. Почему ночевали в машине? Значит так: ночевку я искал с 22-23:00 где-то, находил к 24 часам — в это время мои уже спали, я их не будил и мирно засыпал на стоянке. Душу грела экономия! Кровать в гостиницах от 250 руб. с человека до 800 руб. Ночевок с Новосиба до Сухума — три, обратно четыре.
Много красивых памятников на трассе «Дон» в основном на казацкую, мне кажется, тему. Близ Волгограда в основном на тему ВОВ. Фотографировать не всегда успевали — супруга или не успевала отреагировать, или спала.
Советую заезжать в Волгоград на Мамаев курган. Красота! От самого мемориала дух захватывает. Дочка прониклась — перестала баловаться. Понравилось все: и мемориал, и Вечный огонь. Родина-мать поразила величием. Там должен побывать каждый россиянин — так написал какой-то мужик в костюме среди таких же, как он, в галстуках (оказалось, министр туризма и как-то там ещё), я рядом стоял, тоже придумывал текст, но книгу сразу забрали — только для VIPов, дескать, быстро книга заканчивается. Тогда кому они пишут? Если прочитать нельзя — книгу отзывов уносят.
Отдельно хочу написать про населённый пункт Морозовск! Между Волгоградом и Ростовской областью, это нечто! Короче — на посту тормозят всех подряд. Проверяют документы, сверяют номера кузова и вежливо просят пройти на пост. Там уже порядка 6-8 человек ждут своёй очереди. Общаемся про жару, строим предположения, что от нас хотят там внутри. Оттуда выходят хмурые водители. Доходит очередь до меня. Разговор с инспектором: Вы на нашей (!) трассе уже нарушали? — Нет, вообще здесь в первый раз еду, — Куда едем? — Из Новосибирска на море отдыхать (куда же ещё?), — Далеко! — Да, далеко, — Это ваша машина? (показывает на компьютере фото моей машины) — Да, моя, (на фото видно даже меня и супругу). Скорость 110. Он: а там ограничение «40»! И радуется! Знак стоит 20 км назад, с его слов. И дальше радуется! Ну что будем делать, — спрашивает он. Я говорю: давай решать без протокола. Он: давай, знаешь сколько? Денег нет. Он: как на море без денег едешь? Я: всё посчитано, и т.д. В итоге, в процессе торга останавливаемся на 500 руб. (потом узнал — меньше 2 500 не берут, видимо, «добрый» дядька). Едем дальше, проезжаем около 50 км от «Морозовского поста» (соблюдаю все знаки) — снова пост (н. п. не помню, как называется — уже Ростовская обл). опять пост, опять тормозят. Добрый дядька просит пройти в будку. Ба! Знакомые все лица! Те же мужики, с кем общался на 1-м посту. Все матерятся. Опять вымогалово! Один поехал обратно смотреть знак. Инспекторы всем говорят, что был еще один знак ограничения, и тоже 20 км. назад. Никто его не видел — но ехать обратно не хочется никому. Выходящие мужики говорят только одну фразу: штука.
Я захожу — мент пытается показать мне фото, смотрит, потом увеличивает… Оп-па! Номер размыт! Видимо, машину качнуло! Ответ мента — со злостью в голосе — езжай. И кидая документы, поворачивается спиной. Вот урод! Настроение падает… еду очень медленно, матерю ментов, если есть знак ограничения — соблюдаю его предельно аккуратно до окончания зоны действия знака. Понимаю, что с такой скоростью приеду к месту через неделю наверное… меня обгоняют веселые «окушки», и убитые «помойки-Жигули», в основном из местных, все иногородние плетутся со скоростью бешеной черепахи… В кафешках люди передают информацию про ментов, и как они прячутся. Вывод: соблюдай до конца разметку, и все знаки ограничения очень внимательно! Где стоят знаки (особенно временные) — прячутся менты с камерами. Что характерно — антирадар почти не отслеживает, может, у них новая аппаратура какая?
Ласточка под потолком в туалете рядом заправкой!
Остерегайтесь нарушать ПДД!
И вот трасса «Дон»! 2-3 полосы в каждую сторону! Асфальт — взлетка! Дальнобойщики не помеха!
Трасса «Дон».
На одном дыхании прохожу до Краснодара — мои спят.
Решаю: пока темно, и нет ментов, доехать до моря. И моим сюрприз будет… Перевал на Джубгу — это что-то! Местные летят с бешеной скоростью! Машин полно! Много поворотов почти на 180 градусов. Короче — не до сна. И остановиться, впрочем, негде. Заезжаю в Джубгу — обочины забиты ночующими машинами. Прикорнул и я. Еду дальше. Адреналина — полно. Вот это опыт я получил в езде по перевалам! Как там местные постоянно ездят? Сплошная аварийная обстановка. Но море в окне — красота! Везде бродят в отдыхающие — видимо, снимают жильё подальше от моря, чтобы дешевле было, и поэтому им бедным приходиться рано вставать и спускаться с гор к морю… потом, соответственно, обратно. Не хочу так! Кстати, ночью тоже народу полно шатается!
Туннель объездной между Адлером и Сочи.
Везде вдоль обочины предложения по жилью на любой вкус и кошелёк. Но мы едем дальше. Искупались в море у Адлера. Едем на Псоу — переход границы. Как её переходить? Я не знаю. Нас двое в очереди (еще один подъехал с Ярославля). Кстати, нам очень повезло — обычно очередь на 2-3 км. Подходит таможенник: что, спрашивает, стоим? Хотим проехать… Он торопит — туда езжай. Куда? Туда. А там что? Езжай, говорю! Короче, еду. По-быстрому подходит мужик в форме — проверяет багажник — визуально, не вникая в детали. Стандартные вопросы — стандартные ответы — про оружие, наркотики. Потом через два метра смотрят документы на машину, и паспорт (мои пошли на пеший переход). Выгоняют с зоны таможенного контроля (на все 10-15 мин.) еду дальше. Таможенник (очень злой!) цепляется по-серьезному ко всем абхазским машинам, и, как потом узнал, к адыгейским тоже. Наши — по барабану… проезжаю на абхазскую сторону — плачу за страховку около 200 руб. еще за что-то, короче, общее около 500 ру., плюс куча чеков на руках… еду дальше. Стоит мент, я ему на автомате: а тебе что показать? Он шарахается от меня: ничего, брат! Езжай, отдыхай, пожалуйста, дорогой! Тут и мои стоят меня ждут. Они вроде не платили ничего — только документы показывали. Пишу по пыли на заднем стекле — НОВОСИБИРСК!
Продолжаем движение — догоняет джиппяра «Лексус» — сигналит. Выхожу. Оказывается, это местный абхаз заностальгировал по Новосибирску, когда-то он там жил. Давай расспрашивать, предлагать помощь и т.д. обменялись телефонами. Едем дальше. Дороги основные более-менее. Местный кавказский колорит — лошади, коровы, люди в черном.
Буйвол домашний…
Природа — красота! Менты — боятся наших машин! Им местный президент сказал: кто безосновательно остановит машины с российскими номерами, будет отдельное разбирательство, с последующим увольнением, и фигушки этот мент потом работу себе в Абхазии найдет! Короче, они лениво на тебя смотрят, а ты делай, что хочешь в пределах разумного — не остановят!
Дорога от оз. Рица.
Голубое озеро.
Водопад «Девичьи слёзы», ещё есть «Мужские слезы»!
Кондиционера нет, в салоне не курить…
Очень много в Сухуме лежачих полицейских, знаков приоритета нет, или их не видно. Все друг другу сигналят — здоровываются, значит! Могут позволить себе остановку в любом месте на дороге, или на перекрестке для того, чтобы поговорить с друзьями, или по телефону. Бензин только 95, похож на наш 86, или еще хуже. Стоит в среднем 23-25 руб. Лично неоднократно видел машины ДПС — на капоте полотенце, вино, закусь, менты, друзья ментов. Все менты очень дружелюбные (езжай, отдыхай, дорогой!). Жилье можно снять в любом месте в любом доме, в любом населенном пункте. Цены: от 200 руб. с человека и выше. С питанием или без — по договоренности. Кафе, рестораны от 600-700 руб. и выше за стол на троих. По сравнению с 2008 годом — цены необоснованно задрали. Море на порядок чище, чем в России, отдыхающих не так много, как на нашем побережье.
Балдеж….
Красот, впечатлений и экскурсий — ежедневно куда-нибудь ездили.
Пещеры….холодно, одевайтесь потеплее. Мы простыли.
Опасно оставлять машины без присмотра, — угоны, взломы — со слов местных жителей — дело обычное. Не ставьте машины под виноградом, инжиром и т.д. — не отмоете потом, от капающего сока остаются тяжело смывающиеся пятнышки. Не покупайте вино, мед и т.д. у случайных продавцов, на пляжах, на экскурсиях. Берите такие продукты у кого снимаете жилье, или через них.
Не ставьте машины под виноградом!
Отдых в Абхазии — это отдельная тема для разговора! Море, чистый воздух, горы, пещеры, различные источники… Отдыхая на своей машине — можно позволить себе отдыхать, не завися от навязчивых дорогих экскурсий, ж/д, и авиа-билетов, различной сутолоки, нервотрепки, переноски неподъемных вещей и т.д.
Мишка мучается в придорожном кафе.
Экскурсии планировал исходя из стоек с объявлениями, и советов хозяина дома. Провожатый — хозяин дома, где мы жили. Кстати очень удобно — он по-своему договаривался со стоимостью билетов и мест стоянок: где-то бесплатно, где-то за полцены.
На даче Сталина.
Горшок на даче Сталина.
Телефон на даче Сталина.
Выезд из республики — надо пораньше выезжать из дома т.к. очень длинная очередь на границе. Мы стояли где-то около 1,5 часов. Та же процедура, как и на въезд, только всё быстрее немного. При выезде с границы в Адлер надо сразу останавливаться у таблички «Посадка пассажиров», я её проехал и всё! — далее около 3-4 км нигде не припарковаться, всё забито, + через каждые 50 метров ДПС.
Выезжать советую без заезда в Сочи — если пропустили поворот на объездную, лучше развернуться. А еще лучше ехать медленно чтоб не пропустить. В Сочи переделывают разметку и организацию движения, поэтому не местным очень сложно разобраться в этом. Остановили меня за пересечение сплошной правым передним колесом, поговорили — дпсники оказались адекватными — ограничились замечанием, сами говорят, дескать, очень аккуратно езжай — тут у нас к олимпиаде всё переделывают, даже мы ни фига не можем разобраться, у нас на каждом перекрестке такие «заманухи». Все дороги в старых белых и противоречащих им желтых линиях. Знаки, кстати, дублируются рисунком на асфальте. Поначалу не понятно, что это такое — потом привык.
Вот такой «пепелац» где-то возле Туапсе…
На Волгоград — Самару советую ехать не через Джубгу, а через Туапсе — уходим вправо от центра города по указателям на Майкоп, там намного меньше плотность движения, один перевал. Правда, есть участок плохой дороги около 10 км.
Одинокий ничейный верблюд вдоль дороги на перевале…
Далее за перевалом едем на Майкоп, не доезжая до города — по указателям (карте, навигатору) на трассу «Дон». Потом опять Морозовск (едем очень медленно!) Ни в коем случае не советую выходить на левый берег Волги (разберитесь, где какой берег!). Дороги убитые, сервиса нет, сплошняком дальнобойщики. Надо выходить от Волгограда в общем направлении на Саратов — Тольятти, это будет правильно. Ну, далее вам всё понятно — также как и туда.
Арбузы с полей не очень вкусные, на рынке — они же.
Трасса «Дон» обратно.
На выезде из Самары встретили «Рено» светлую с 54 регионом — радости было! Как будто родню близкую увидал! Какое-то время вместе ехали — перемигивались — сигналили! Еще раз видел дальнобоя — 54 регион. Тоже радовались, мигались фарами, как дети.
В Башкирии на обратном пути к дому — штрафанули на 300 руб. уговоры-разговоры ни к чему не привели. Дело было так: навстречу ехал экипаж с включенным аппаратом для определения скорости. Потом развернулись, догнали с мигалкой. Якобы палкой мне махали., Почему не выполнили требования сотрудника? Я им в ответ, что вперед смотрю вообще-то, а как говорю, вы попутный транспорт можете фиксировать в движении навстречу? — они документ показали, да, действительно, может это делать прибор.
Ещё один интересный случай. Едем к Екатеринбургу, на трассе стоит три машины, рядом умоляющая толпа мужиков с детьми на руках. Кто-то умоляет на коленях. Все просят остановиться. Внешний вид, вроде, нормальный — короче останавливаюсь. Что тут стало! Крик, шум, гам — все о чем-то упрашивают. Короче, один мне поясняет со слезами на глазах: они с Румынии, туристы (номера, вроде, болгарские были), наличка кончилась, банкоматов нет, бензина нет, кушать (сует в окно маленькую девочку) нет… Я ему говорю, давай съезжу за бензином, а он только денег просит, бросает на торпеду печатку здоровенную, с его слов 25 грамм, говорит, типа сувенир от него. Я не знаю, как отмазаться. Про себя думаю вообще-то 25 гр. печатка —это хорошо. Какой я лошара! Короче, даю я ему штуку, он еще просит (в кошельке увидел, собака!) ну ладно, я ему еще 500 докинул и поехал, а он еще с обиженной мордой остался. Далее я еду, с женой их жалеем, дескать, какие все уроды, и никто ведь не остановиться — а на дворе ночь наступает, там дети. Вижу ДПС, остановился — говорю там такие дела, ребята без денег, иностранцы, за бабло печатки раздают (сам кстати, сомневался всю дорогу, но подвох не мог найти — на печатке клеймо, и люди вроде приличные). Приезжаем домой — я в золотой магазин на переплавку золото сдавать — они долго улыбались! Потом в интернете нашел, я не первый такой оказывается! И не последний наверное! Обидно! Урок теперь на всю жизнь.
Кстати, еще одно разводилово, на заправках «газпромовских» выдают буклет — если у них заправляешься, тебе туда печать ставят (если заправка больше 30 литров), надо ещё семь раз заправиться по 30 литров, и, дескать, ПРИЗ ОФИГИТЕЛЬНЫЙ! Мне досталось «попробуйте ещё раз»!
В связи с приездом — шашлычок!
Ну, вот вроде бы и все! Как-то вот так, одним словом.
Расходы на поездку составили:
На ГИБДД — 800 руб.
Средний расход бензина: 8 литров/ 100 км — по трассе (что-то много).
На ночлег: 1 200.
На техобслуживание в дороге: не потребовалось.
Средняя стоимость бензина по России «92» — 22,0 за литр.
По дорогам Краснодарского края «92» — 25,0 за литр, дешевле не найти.
Расходы на жилье в Абхазии: 0,00 руб (а мы по приглашению, у знакомых отдыхали).
Прошел километров общее: 13 650.
Впечатления: положительные эмоции, лично мы довольны! Будем и дальше путешествовать, но не каждый год…