|
Ниже написанное является кратким отчётом о проведённом Алтайской федерацией автомобильного спорта традиционном пробеге старинных и редких автомобилей по дорогам и бездорожью Алтайского края и Горного Алтая «Колесо истории 2009». В этот раз он был посвящён 80-летию со дня рождения В.М. Шукшина.
Сквозь стену дождя диковинные машины, словно сошедшие с экрана старинного фильма, рваной цепочкой забираются на скользкий крутой подъем. Справа, чуть не обдирая бока и даже крыши машин, нависают скалы. Слева — пропасть, на дне которой ревёт Катунь. Люди в машинах с замиранием сердца всматриваются в свирепые буруны могучей сибирской реки. Если машина сорвётся вниз, она сначала разобьётся о прибрежные скалы или сразу упадёт в реку? Хорошо, что древние движки пока тянут…
26 июля, 18:46. Короткая остановка на вершине Чакырского перевала и колонна бодро катится вниз. Недолго катится. Снова встал командорский «Москвич». Пятый раз за день! А с начала пробега количество вынужденных остановок и сосчитать невозможно. В машине продули и прочистили всё, от топливозаборника до жиклёров, перебрали всю систему зажигания и питания, заменили всё, что можно заменить, но стоит двигателю выйти на рабочую температуру, как он теряет мощность, а то и вовсе глохнет. Это не езда, а ёрзанье, как пел Высоцкий.
18:51. И ведь все узлы и агрегаты в порядке! Бензин и искра есть. Чертовщина какая-то. Суровые мужчины вновь скрылись под розовым капотом…
18:53. Командор пробега задумчиво крутит в руках топливный шланг:
— Здесь отверстие — вход… Здесь отверстие — выход… А здесь… расслоилось и забилось!
Вот он, подлый дефект, выпивший у нас столько крови. Дело было не в бобине, а в системе питания. Но неисправность на редкость коварная. Топливный шланг, соединяющий магистраль от бака с топливным насосом, внутри расслоился на изгибе и забился грязью. При нагреве шланг перегибался сильнее и почти полностью перекрывал подачу топлива, хотя внешне он выглядел нормально, а после небольшого остывания двигателя восстанавливал свою проходимость, скрывая дефект.
Походный умывальник. Моё, между прочим, изобретение.
Старички пока ещё бодрятся в горах, пока ревматизм и радикулит никого не доконал...
Колонна из десятков ретромашин идёт через Бийск.
Клиньями, во главе с вожаком, летают не только птицы...
Редкий кадр. Ремонт под лучами солнца.
Куда мы вообще едем? Нет, мы знаем, что это должна быть дорога на Тюнгур, вернее, когда-то была дорога на Тюнгур. Но она ли это? Если верить навигатору, мы едем по дну Катуни… Дорожка, в начале пути выглядевшая вполне прилично, становится всё уже, повороты всё круче. «Унимог» в них с трудом вписывается. Как же это здорово, что Голубой бегемот МАЗ-200 и Зелёная крокодилища ЗиЛ-164 сейчас в Барнауле! Огромные, неповоротливые и неполноприводные. Будь они с нами… Колёса Носорога («Унимог-404», бежал в хвосте колонны, как носорог из фильма «Джуманджи») проходят по самому краю обрыва, можно лишь молиться, чтобы у техники ничего крупного не отпало, не отвалилось… Но кто знает, что на уме у машин возрастом до 65 лет?
27 июля. 09:48. Асфальтовое шоссе позволяет колонне быстро пересекать равнину. До селения Туэкта остаётся меньше километра… Кто это?! Кто-то большой чёрный бежит, высоко подпрыгивая, по полю от нашей колонны. Собака? Горная коза?! Да это же… колесо новосибирского 67-го, переднее левое! Сначала оно катилось по левой стороне, обгоняя колонну, потом, подрезав «Победу», свернуло направо, улетев далеко в поле. Колонна встала. За колесом поехал «Виллис». Кто-то ушёл назад на поиски остальных частей.
09:51. Нашли ступичную гайку, остатки сальника. Не нашли шплинт, из-за среза которого вероятно и отвернулась гайка, а также исчезла шпонка. Да, новосибирцам сказочно повезло, лишиться левого переднего и отделаться лишь потерянными деталями да сточенным об асфальт тормозным щитом. Ведь могло и на встречную выбросить… Колесо могло протаранить встречную машину. А если бы оно отлетело на перевале? Можно было бы улететь в пропасть, или, что ещё хуже, в реку в пропасти улетело бы колесо… Как его доставать-то оттуда?
Вымирающий вид: «Голубой бегемот» МАЗ-200.
Почему-то женщин тянет к большим и сильным... машинам.
Почта России?! О, я-я! Руссиш почта!
Воды старички пьют не меньше бензина.
Никогда не любил постановочные фото, но тут даже я не удержался...
Значительную часть пути у «Унимога» кто-то «висел» на хвосте. Отсюда и нескромный аппетит.
Лагерь пробега, пять утра... Автора этого снимка в такую рань разбудил отнюдь не «будильник Кашпировского», а обычный будильник в телефоне. Пробег-пробегом, а десятикилометровую утреннюю пробежку никто не отменял...
Восхождение продолжается. Внезапно головная машина, командорский «Москвич-407» остановился.
— Что случилось?! Почему встал?!
— «Унимог» здесь не пройдёт!
Но ведь нам говорили, что точка непрохождения намного дальше, а здесь ещё можно проехать… Нужно сходить вперёд на разведку, только вот при попытке открыть дверь, она упирается в скалу. Выйти можно через левые двери, держась за жёлоб крыши, бочком пробираясь между машиной и пропастью. А если вперёд нельзя, как же двигаться назад там, где и передом смертельно опасно? Места для разворота на этой «трассе» периодически встречаются, но до них ещё нужно добраться…
— Всё! Идём дальше!
ГАЗ-67 при попытке тронуться в горку по скользкой каменно-глиняной смеси начинает буксовать и сползать к пропасти, ведь наш «Иван-Виллис» (так прозвали эту машину в Великую Отечественную — Д.Т.) со вчерашнего дня — переднеприводный!
Какое это счастье, потерять колесо на равнине, а не на перевале на краю пропасти...
Дождь дождём, а коней на ход ставить надо...
Американский «Виллис» и русский «Иван-Виллис».
С этого моста начинается «дорога» на Тюнгур. Дальше будет намного хуже и страшнее...
Ничего особенного. Просто красивый, как мне кажется, пейзаж.
ЗИЛ-157... Ему бы в музее уже лет ...ндцать стоять, а он всё ещё лес возит!
Нетронутая чистота горного Алтая...
Памятник Ленину вырублен в высокой скале на берегу реки Лебедь. К сожалению, фото не передаёт и доли процента его величия...
…28 июля, 15:29. Большая часть колонны стоит на заправке в Барагаше. Дождь не прекращается, мы уже забыли, когда видели солнце, а с юго-востока из-за гор выходят чёрные тучи, слышны раскаты грома, ближайшие вершины скрываются в дымке. Ну где же наш 67-й?! «Виллис» и новосибирский 67-й уходят на поиски.
16:09. Спасательная команда выходит на связь: «У него заклинило коробку!» Только этого нам и не хватало. У нас уже есть одна машина на буксире…
16.13. «Коробка в порядке, заклинен задний мост!». Час от часу не легче, его ведь даже буксировать нельзя. А вскрывать мост в поле в таких условиях… проще загрузить его в кузов «Унимога».
16:30. Невероятно, 67-й приехал своим ходом! Но теперь это переднеприводный (!) ГАЗ-67 (изначально лёгкий армейский вездеход ГАЗ-67 имеет постоянный привод на задние колёса и подключаемый привод колёс передних — Д.Т.). Его конструкция позволяет вытащить ведущий вал главной передачи без извлечения полуосей. Причина клина — развалившийся подшипник. И вал, и ролики подшипника характерного сизого цвета, жестоко «изгрызены» — поработали «на сухую». Куда же делось масло, залитое накануне пробега? Мост снаружи сухой. Нам очень повезло, что мост заклинило не в движении, тогда бы его водителю любая дорога показалась узкой…
Шестерня главной передачи и её подшипник немножко поработали «на сухую»...
Эка невидаль, мост клинануло. Болгарка и кувалда есть? Починим!
Ночь близка, а места для стоянки пока не видно...
И болотце-то крошечное, но 407-й - это не 410-й...
Несмотря на все тяготы и лишения, чувство юмора осталось...
В этих краях без юмора вообще никак. Это болото-ручеёк здесь гордо зовут «пожарный водоём». Собственность МЧС, надо полагать...
Один из бесчисленных мостиков через горную речку, неплохой мостик.
Одна из бесчисленных вынужденных остановок для ремонта.
Чтобы 67-й не покатился назад, пацаны-штурманы подкладывают под колёса камни, мужики толкают, обеспечивая старт… Кажется, поехали… Подъём продолжается. На площадке возле дорожки стоит УАЗик-«буханка», вокруг которого ходят местные жители, определённо не совсем трезвые, с детьми… Кого они тут ждут? Головную машину местные жители проводили странным оценивающим взглядом… А это ещё что такое?! На пригорке, на пути ретроколонны стоят белые «Жигули» с местными номерами. Из всех распахнувшихся дверей высыпалась толпа пьяных «аборигенов» и облепила командорскую машину, едва не по пояс пролезая в окна:
— Эй, вы на святой земле, деньги нужно оставить!... За проезд платить надо!... Водка есть? Купи барана! Пять тысяч!… Вот чего ждал тот УАЗик, его задача — отсечь путь назад, если жертва начнёт отступление… Неизвестно, есть ли у них оружие, но здесь оно и не нужно. Слева пропасть, справа скалы. На туристов, попавших в эту ловушку, с крутого склона внезапно и совершенно случайно может сойти камнепад. Пираты Катунского моря… Эта дорожка, по которой даже пешком ходить страшно, наверное, единственная их связь «с большой землёй». Но и она ведёт в тупик. Вот они и зарабатывают, как могут.
Пока не подошли основные силы ретропробежцев, в работу включились «переговорщики». А когда одна за другой выстроились все девять машин, боевой пыл «туземцев» упал, как и цена на барана, до полутора тысяч, причём нам предоставили право выбора любого и пообещали его тут же разделать, а также проводить на лучшие места для отдыха. Но в планы пробега ни бараны, ни ночёвка возле селения Инегень, откуда и прибыли наши «пираты», не входили. Трудные переговоры завершились победой гостей. Путь свободен! На вершине остановились.
— Подъем кто снимал?
— У меня флэшка уже забита…
— А у меня питание кончилось…
— И у меня! Да и как-то не до того было…
— Так ведь Димка должен снимать был? Он где?
— А мы думали, что он с вами…
— А мы — что с вами…
— Где Дмитрий Токаренко?! Его когда последний раз видели?...
Так проходил пробег «Колесо истории – 2009», буднично, можно сказать, скучно. 2 000 километров дорог и бездорожья за десять дней. Броды и перевалы. Практически непрерывные дожди. Полсотни поломок на всех, от мелких до смертельно опасных. Бесчисленное количество закипаний. Несколько сот машино-километров на буксирах. Застревания, возгорания, утопления… За все предыдущие пробеги вместе взятые не было и трети бедствий и напастей, выпавших на долю пробега нынешнего… Но, вопреки всему, на финише у стелы «Барнаул» были все машины и все люди, уходившие в этот пробег.
Сроки проведения пробега: с 23 июля по 1 августа 2009 года.
Маршрут: Барнаул — Целинное — Бийск — Красногорское — Сростки — Алтайское — Ильинка — Туекта — Онгудай — Иня — Горно-Алтайск — Турочак — Бийск — Троицк — Барнаул (1 800 км без учёта радиальных вылазок).
Количество экипажей основной группы: 22 человека на семи ретроавтомобилях и два сопровождения. Впервые в пробеге участвовали студенты барнаульских вузов и учащиеся технического лицея, члены кружка «Дедушкин гараж» (в качестве штурманов и механиков).
Автомобили основной группы (ретро): «Унимог-404» (1955 г.), «Виллис МБ» (1943 г.в.), два «ГАЗ-67» (1952 г.в. и 1955 г.в.), «Победа М-72» (1952 г.в.), «Москвич-407» (1962г.в.), «ГАЗ-69» (1960 г.в.). Всего же в пробеге (отдельных этапах) и выставках принимали участие около 50 старинных автомобилей из Барнаула и других городов Алтая и Сибири.
Были проведены выставки в 14 населённых пунктах. Основная, самая масштабная выставка, в которой приняли участие и новосибирские ретровики, прошла в Сростках, во время торжественных мероприятий к 80-летию со дня рождения Василия Шукшина.
Мариинский перевал. В дорожном атласе эта «дорога» обозначена как асфальтовое шоссе...
Снова Мариинский перевал, тот самый, который шоссе...
Да здравствует американо-советская дружба! Фотосессия на Мариинском перевале.
На вершине Мариинского перевала. Навигатор показывает его параметры.
Флагман пробега – «Унимог». А на буксире у него многострадальный «газон» совершает последние сотни километров пробега.
Поднажмём! До Барнаула всего 170 километров...
Судьба строителей Чуйского тракта 30-х годов... Фото из музей Чуйского тракта.
Возможно, единственный в мире самоходный музей. Выставка в Бийске.
Юная водительница «Виллиса». Странно, что ретротехникой девчонки интересуются много больше мальчишек.
Путь был труден, но вернулись все!
Ради чего это всё? Зачем каждое лето с 2005 года из Барнаула выходит колонна старинных машин, чтобы отправиться в нелёгкое и, подчас опасное путешествие? Чтобы помнили. Что ещё не так давно «Волга» получала первые призы на престижных международных выставках. Что европейцы восхищались надежностью и безопасностью «Москвича». А сейчас… на одной из экспресс-выставок два молодых человека студенческой наружности спорили по поводу марки одного из автомобилей участников пробега, пятидесятых годов выпуска. Один из них, рассматривая хромированную надпись на боковине, медленно, по слогам произнес: «Мак-бич»… Второй его тут же поправил: «Ты чё, это же читается «Мак-Коби»! Молодые люди стояли возле автомобиля, на котором, хотя и несколько витиевато, но все же вполне по-русски было написано: «Москвич»...
Кстати, Чуйскому тракту, по которому проходила значительная часть пробега, около трёх тысяч (!) лет. Конечно, автомобили по нему пошли несколько позже. Тот подвесной мост, по которому ретромашины переезжали через Катунь рядом с местом слияния с Чуей (за которым и начались приключения, описанные выше), был построен в 1936 году, по уникальному проекту советского инженера. Строился этот мост, разумеется, заключёнными, которым обещали свободу, если мост будет возведён быстро. Работу они выполнили всего за одну зиму, после чего все вместе погибли в автокатастрофе.
В настоящий момент Алтайская федерация автоспорта ведёт подготовку к пробегу «Колесо истории — 2010».
Дмитрий Токаренко.
Фото автора и участников пробега. Автор благодарит музей Чуйского тракта (г. Бийск) за предоставленные материалы.
P.S. Какое отношение этот пробег имеет к японским автомобилям? Да самое прямое. Но кое-кто из владельцев старинных машин просил не раскрывать их секрет…