|
В этом году 2012 решил, еду на Алтай. Оставалось выбрать дату, взять отпуск, найти единомышленников, разработать маршрут. Времени было около четырех месяцев, т. е. предостаточно. Первым единомышленником был брат Дмитрий, вторым — товарищ, тоже Дмитрий, в общем, решено было ехать на Toyota Land Cruiser 80, принадлежащем товарищу, на плато Укок.
Начались приготовления. В июне назначили дату отправления: 24.06.12 г. Взяли отпуска, запаслись инвентарем. За неделю до выезда товарищ сообщает, что с «Крузаком» беда, но не отменять же путешествие решили поехать на моём «Хундай-Тусане», подкорректировали маршрут, т.к на Укок нам уже было нереально поехать. Решили добраться до с. Беляши (с. Джазотор).
Маршрут: Тюмень—Омск—Новосибирск—Горно-Алтайск—п.Кош-Агач—с. Беляши (дальше куда проедем до реки), на обратном пути в планах было заехать на юг Телецкого озера.
Красным обозначен Чуйский Тракт, черным — куда съезжали, где были стоянки.
24.06.12 погрузились, закупились, выдвинулись в сторону Алтайских гор.
День первый, ночь, половина второго дня
Тупо гнали в три руки, меняясь через 200-400 км. Пройдено расстояние Тюмень—Омск—Новосибирск—Горноалтайск— перевал Семинский—Онгудай—перевал Чике-Таман, расстояние примерно в 2 000 км.
Сразу за Чике-Таманом, высота 1 400 м над уровнем моря (около 4-5 часов вечера), встали на ночлег. Было жарко, градусов так 30 по Цельсию (практически все время путешествия была солнечная и жаркая погода около 30 градусов). Искупались в холодной воде горной речки. Искупались — это сильно сказано, т.к глубина около 50-40 см. Сварили ужин из тушенки и гречки (в общем, все последующие приемы пищи были небогаты на разнообразие: тушёнка с какой-нибудь крупой или макаронами + иногда рыбные консервы, за исключением когда кушали в кафе). Приняли расслабляющего напитка, началось неспешное созерцание красот горного Алтая.
День третий: перевал Чике-Таман—Акташ—Кош-Агач—Х знает куда заехали—возвращение в Кош-Агач: пройдено 240 км по асфальту, 60 км по степи
Утро третьего дня было тяжелым, спасла горная речка, как приятно окунуть больную голову в холодную воду, напиться студеной воды (в общем, последующие 8 дней пьяная яма нас преследовала). Встали на трассу часов в 9 утра, за час-полтора доехали до Акташа, во время дороги прилетел камень в ветровое стекло, пошла трещина 30 см. Заполнили заявления на пропуска в погранчасти Акташа, сказали погулять час-полтора, за это время в Акташе мы посетили: кафе, магазин. В общем, в сторону Кош-Агача поехали в час дня, уже с пропусками. По дороге вставали пейзажи, достойные пера Рериха:
При подъезде к Кош-Агачу встречались нереальные лунные пейзажи.
Достигнув Кош-Агача, высота 1 500 м над уровнем моря, заправив полный бак, руководствуясь навигатором, выдвинулись в с. Беляши. Не верьте отчетам, что пишут: «Все дороги в степи сходятся в одну, которая ведет в Беляши», мы нашли такую, что не ведет, а привела она нас далеко в горы. Я еще поражался, как же люди на Toyota Prius сюда ездят. Итог: завёл навигатор к горному озеру, дальше дороги нет, передний левый привод неисправен (немного погнуло сам привод, не знаю уж, чем, и выдавило стопорное кольцо у внутреннего шруса, в итоге крестовина (я ее так назвал) слезла с приводного вала). У меня есть задний недопривод (вискомуфта, мостом у меня не поворачивается язык назвать) вот на нем то и преодолели 30 км обратного пути в Кош-Агач. Причем на заднем приводе проехали и подъёмы, и спуски, и каменистые тропы, главное было, не допускать превышение скорости в 30-40 км, иначе вискомуфта выключала задний привод. Загнали на ремонт в СТО, парни попались хорошие, но безрукие, кольцо, которое выдавило, они не поставили, первое время привод работал, но об этом дальше. Заночевали в гостинице. Ввиду поломки фотографировали мало, настроение упало.
День четвертый: Кош-Агач—почти доехали до с. Беляши, пробег 120 км
Утром встали с надеждой все-таки достигнуть намеченной цели путешествия. Выехали из Кош-Агача в 10 утра, предварительно узнав дорогу у местных, действительно ничего сложного не было: выехать по главной на щебеночную дорогу, минуя погранпост (поставив отметку о въезде в погран. зону), переть 140-150 км до села.
Максимальная скорость у меня была на этой дороге 60 км, уж очень жалко машинку, забрались на высоту 2 400 м над уровнем моря. Ехали долго, много фотогравировали. Встречались в степи каменные образования, как впоследствии рассказали, это типа древнего календаря или часов, по древности больше лет, чем Стоунхенджу.
Проехав 120 км, выпадает опять крестовина привода, т.к умельцы на СТО не поставили стопорное кольцо, но это почти не испортило настроения, т.к знали диагноз. Остановились у реки Джазатор с бирюзовой и чистой водой. Принято было решение ехать завтра на заднем приводе до с. Беляши, а там самим отремонтировать. В этот день у брата Дмитрия был день рождения, решили руки не марать. Пытались ловить хариуса, но, т.к. у нас опыта ловли этой рыбы не было, и улова не было. Навигатор показал 6 км до монгольской границы.
День пятый: место стоянки—с Беляши—турбаза «Кабарга», пробег 35 км
Добрались до с. Беляши. Нашли Хозяина базы Альберта Каменова. Альберт работает в Джазаторе ветеринаром, держит коров, овец и лошадей, и при этом на протяжении 16 лет развивает туризм в районе, оказывает конные услуги. Альберт поможет найти проводников, лошадей или организовать заброску внедорожниками. Он нас отправил на базу, стоящую на реке Аргут, стоимость 50 руб. с палатки, дрова бесплатно. Прибыли и сразу поняли, здесь мы пробудем долго, очень живописное место, да еще Альберт предложил несколько экскурсий. Местные, оказавшиеся на реке, ловили хариуса, подсмотрели снасти, мушки какие у них, технику ловли, и дело с рыбой пошло на лад. Починили автомобиль, поставили стопорное кольцо (езжу до сих пор). Сходили в баню — 450 руб. на троих. После парилки да в горную речку — а-а-а-а-а.
День шестой: Турбаза «Кабарга», пробег 0
Так как у нас с собой денег было немного, а тут столько предложений, мне пришлось смотаться в Кош-Агач, снять деньги с карты. Поехал с местными «Шумахерами» на УАЗе-«буханке», чтобы лишний раз не убивать Тусана. Сказать, что местные ездят быстро — вообще ничего не сказать, они низко летают, скорость иной раз больше 100 км. Поездка обошлась туда обратно 1 000 руб. Были закуплены большие мушки, спиннинг, леска, поплавки. Обратная дорога была еще интересней: в «буханке» было девять сидячих мест на 16 человек пассажиров. Добрались благополучно. С большими мушками хариус стал ловиться большего размера на 200-400 граммов.
День седьмой: Турбаза «Кабарга», пробег 0
С утра в 7 часов Альберт организовал конную прогулку: стоимость лошади 500 руб. за день, проводнику 1 000 руб. Мне лошали не досталось, т.к. вес большой, 140 кг, жалко лошадку стало. Я остался на базе, прогулялся по окрестностям, порыбачил, сварил обед. В три дня ковбои вернулись с прогулки, после 8 часов непривычной езды в седле походка у них была как в штаны нас…
День восьмой: Турбаза «Кабарга», пробег 0
С утра в 7 часов организована прогулка на а/м УАЗ, стоимость 4 000 руб., на Карагемский прорыв, здесь река Аргут зажата между двух скал, очень красивые пейзажи, интересная дорога с крутыми спусками и подъёмами.
Здесь чувствуешь себя песчинкой.
День девятый: Турбаза «Кабарга», пробег 0
Отдых, ловля хариуса, прогулка по окрестностям.
Ночные посиделки у костра.
День десятый: с. Беляши—Кош-Агач—Онгудай, пробег 150 по грунтовке, 260 км по трассе
Выехали в 9 утра, ехали не спеша, наслаждались природой. Заехать на юг Телецкого озера не решились из-за проблем с приводом, а впоследствии выяснилось, что и пружина задняя лопнула. У нас еще оставалось три дня отдыха, принято решение заехать на север Телецкого озера, в туристический район Алтая, посмотреть, как там. По дороге заночевали в гостинице в Онгудае.
День одинадцатый: Онгудай—Горноалтайск— с Артыбаш, пробег 338 км
Выехали в 10 с Онгудая, двинулись в сторону Артыбаша, природа почти полностью поменялась после Горно-Алтайска, стала напоминать привычный и родной Урал. В Артыбаше сняли домик у озера, 600 руб. с человека. В этот день на озере был туман, что добавило харизмы этому месту. Я думаю, туман и спас ситуацию, а вообще после горного Алтая там скучновато. Хотя любители потратить деньги могут позволить себе квадроциклы — 2 500- 5 000 руб. за экскурсию на два-четыречаса. Катер — 5 000 руб. за экскурсию на два часа.
День двенадцатый, ночь, день тринадцатый: Артыбаш—Горноалтайск—Новосибирск—Омск—Тюмень, пробег 2 030 км
Тупо гнали в три руки, меняясь через 200-400 км. В с. Сростках заехали на рынок за медом, продаваны запросили 700-900 руб. за литр, были благополучно и учтиво посланы. Примерно на 377 км возле с. Полеводка мед был взят свежий у женщины, торговавшей на дороге за 300 руб/литр, оказалось, хозяйка пасеки, со всеми нужными документами, кроме того мед, только налитый из выжимной машины, еще пузырьки не отстоялись. Впоследствии дома, пробуя мед со свежим хлебом и молоком, я очень пожалел, что взял всего три литра, надо было брать девять, очень вкусный, спасибо.
Прибыли в Тюмень 6.07.2012 в двенадцать дня.
Итоги:
P.S.
Укок остался мечтой, чтобы мечта осуществилась, два выхода:
Еще несколько фото с Алтая:
Вот такую рыбку ловили вначале, потом гораздо больше:
Ледник реальный, лед в конце июня, температура на улице +30:
Вы думаете, древние алтайцы сложили множество дольменов? Фигушки, это туристы сделали:
Я на хозяйстве, готовлю мясо для шашлыка.
Собственно, сам шашлык — не ужуешь.
Вот таких домов в Алтае много, живут местные жители.