|
Предыстория… Мы с верными друзьями регулярно выезжаем в Чарышский район и Горный Алтай летом на внедорожниках и не очень :).
А конкретно по порядку: Toyota Tercel 1993 г. 4wd, Toyota Town Ace 2001 и 2002 г. 4wd, Mitsubishi Delica 1998 г., ГАЗ 69 1957 г.И наконец: два Toyota Hilux Pick Up 1989 и 1991 г. Первый мой, полностью заряженный и второй — моего друга в полном стоке, не считая новых рессор IRONMAN.
Цель нашей, не побоюсь этого слова, экспедиции — посещение сакральных и труднодоступных мест АЛТАЯ! И очень хотелось проникнуться духом Алтайских гор и зарядиться позитивной энергией на весь последующий год. Маршрут составлен был очень примерный в основном на основании отзывов и путешествий с этого сайта. Маршрут: старт из Барнаула и через Кош-Агач с заездом в Джазатор (Беляши) и на зимник Аргут, непосредственно на плато Укок. На обратном пути при удачном стечении обстоятельств очень хотели заскочить на Чулышман и отдохнуть там несколько дней. Мы там бывали в 2011 году на Delice с членами клуба mikrob. И очень уж там понравилось… Но конкретного маршрута у нас не было, так как мы всегда считали, что самые интересные места и встречи нельзя запланировать. И, как правило, всё происходит по ходу поездки!!
Изначальный состав участников на двух машинах: Андрей (это я), Алексей (Кузьма) и Андрей. Как три танкиста мы всегда были вместе во всех поездках. В Барнауле мы кидали клич всем друзьям и знакомым, но в итоге добавилось ещё два человека: Денис (мой друг) и Лёха (мой двоюродный брат), который живёт в Старом Осколе и приехал к нашей сестре на свадьбу. Эти люди явно не знали, на что я их уговорил :). Денис ни разу не выезжал в горы. Ну а Лёха только отслужил в Дагестане и в принципе был готов на всё, кроме двухнедельного проживания вдали от цивилизации. Да, да — мы действительно планировали двухнедельную поездку в горы! Старт был назначен на начало августа, так как у Андрея начинался отпуск.
Итак — поехали…
Команда из пяти человек стартовала из Барнаула 3-го и 4-го августа в разное время. Основной причиной было моё нетерпение скорее рвануть в горы, так как я знал, что чем дольше остаёшься в городе, тем дольше есть шанс вообще не уехать из-за непредвиденных обстоятельств (Ну а официальная версия озвученная мной была такой: «У меня на грязевой резине машина больше 90км/ч не едет». Что впрочем было правдой : )). Мы выехали после обеда 3-го августа и должны были остановиться за перевалом Семинский и дождаться второй машины к обеду 4 августа. Солярка была залита под горлышко и дополнительно 100 литров в канистрах (на всякий случай).
Первая большая остановка у нас была на Семинском перевале в 8 часов вечера. По дороге мы менялись с Андреем за рулём, так как скорость была не более 80-90 км/ч и от шума грязевой резины тянуло в сон. После непродолжительной остановки и перекуса мы двинулись дальше.
Далее мы начали искать место для ночлега подальше от людей и поближе к трассе и реке. Это, как вы понимаете, оказалось непростой задачей и в итоге разбивали лагерь в полной темноте где-то под трассой. Так как утром делать было нечего, мы принялись испытывать советский гидрокостюм, подаренный мне тестем Николаем Николаевичем и впоследствии нам очень пригодившийся в холодных горных реках! Ну и подопытным кроликом, конечно, оказался Лёха.
Ещё побродив по берегу, я нашёл толстую и, конечно же, полезную проволоку.
А Лёха тем временем пытался добыть нам свежее местное суслячье мясо.
Алексей и Денис, как и планировалось, приехали к обеду. И, пообедав, мы отправились в дальнейший путь.
Пограничный контроль в Акташе мы прошли без проблем, так как заказывали пропуск за неделю до поездки. Проблемы были только у нашего друга Бориса Бритвы, который являясь гражданином дружественного нам Казахстана не смог получит пропуск из-за пограничных правил (оказалось, что надо заказывать за 60 дней!). И именно поэтому изначально мы не смогли его с собой взять, а жаль :(. Мы повернули за Ортолыком направо и поехали по короткой дороге в сторону приграничной зоны.
На посту прошло всё на отлично и мы уже в сумерках начали искать место для ночёвки. Съезда к реке нормального не было, но он нам и не особо требовался. Но и деревьев на этом берегу тоже не было, а дрова нужны. Было принято простое решение проехать по болоту на тот берег к лиственницам. В итоге после получаса скакания по болотным кочкам на пониженной нам удалось найти более или менее ровное место под палатки. Быстренько сварганив ужин и немного отметив наш приезд, мы увалились спать с надеждой на простую дорогу завтра. А путь нам предстоял неблизкий — ведь мы не ищем лёгких путей! И конечно, не собирались въезжать на Укок через перевал Тёплый Ключ.
Кстати, с утра увидели вокруг множество вбитых в землю деревянных и металлических кольев — это всеми любимый «газмяс» размечает путь будущего газопровода в Китай через плато Укок! Торопитесь посетить эти края до акта вандализма который хочет устроить «газмяс» :(.
Окончательно обсудив планы и позавтракав мы двинулись в сторону Джазатора (Беляши). Немного отъехав от поворота на Тёплый Ключ нам встретились парни из Барнаула на 105 «Крузаках» (но номера у них были другого региона). У одной из машин лопнул передний мост и они занимались сварочными работами. Они уже доехали до Кош-Агача на рабочей машине, оставили своих женщин в гостинице и нашли сварочник. Из полуразборчивого мата одного из поломавшихся я понял (хотя так раньше и думал), что Укок таких просчётов не прощает. А именно: он плохо отзывался о «принцессе укока» (даже сложно написать как), явно пил, курил и матерился. Кстати, я свои друзьям всю дорогу говорил, что на плато я их высажу из машины, если они будут делать что-то подобное. И это не шутка!
Подробнее расспросив про дорогу и пожелав парням удачи, мы отправились дальше.
По дороге тут и там стали попадаться разрушенные могильники и ещё уцелевшие каменные воины. И тут стоит рассказать о экологическом аспекте нашей экспедиции — СОБРАТЬ И ВЫВЕЗТИ МУСОР с плато! Читая неоднократно отзывы на Drom.ru я постоянно удивлялся людям, которые пишут примерно так: «Ой –ой-ой, как много мусора на природе и мы такие молодцы, что закапываем или вывозим свой мусор с собой». И мало кто думает, что можно захватить с собой ещё парочку мешков с мусором и увезти на свалку. И тем более НЕЛЬЗЯ ЗАКАПЫВАТЬ МУСОР! Ну в крайнем случае — только прогоревшие! в костре консервные банки. Для тех, кто думает, как и МЫ — необходим простой набор инструментов: полипропиленовые б/у мешки, х/б перчатки и кувалда (плющить банки). Я не «зелёный». Я просто хочу оставить немого чистой природы своим потомкам!
Кто-то намусорил и осквернил воина!
Навели порядок и ищем петроглифы.
После решили сделать остановку на обед, не доезжая 15 км до деревни Джазатора. И надо было изучить брод через реку Жасатер, так как нам предстояло её позже переезжать. Конечно, очередной сбор мусора…
Далее наш путь следовал на зимник Аргут через перевал, который называют «Карагемский прорыв» (но об этом мы узнали только в Барнауле)и реку Карагем. Мы узнали об этих местах случайно, когда стояли на базе «Вечный странник» у Мультинских озёр в июне этого года. Хозяин базы Алексей рассказывал нам, как бывал в этих краях на коне и воочию видел много воинов. До этих мест мало кто добирается, и нам не терпелось там побывать.
По приезду в Джазатор мы принялись искать дизтопливо, о котором нам говорил пограничник на КПП. Но ДТ закончилось несколько дней назад. Разговорившись с хозяином АЗС, мы договорились с ним на 40-50литров по возвращении с зимника Аргут. Ещё решено было заскочить в местный магазинчик за хлебушком и нас здесь ждало непредвиденное знакомство с местными жителями. Ещё не успев остановить машину возле магазина, я краем глаза заметил стремглав бегущего к нам алтайца с ребёнком на руках. Подойдя ко мне, он начал жаловаться на судьбу…, мол, как у него всё плохо: «жена бросила с ребёнком, работы нет» (хотя брат строит рядом базу) и т.д.
Попросил денег на сладкое дочке. Тут, конечно, мы не смогли ему отказать, и я полез в наши запасы и отдал девочке пакет со сгущёнкой. Она принялась её сразу уплетать, а её папа всё равно хотел получить денег :((, явно на выпивку. На что получил наш отказ.
Итак, купив хлебушка и накормив девочку, мы двинулись дальше в сторону реки Карагем. Преодолев очень разбитую и каменистую дорогу, идущую по правому берегу реки, мы начали подниматься выше и выше. На фото сложно передать крутизну подъёма, но достаточно сказать, что мы ехали на 1-2 пониженной! Мне даже страшно было представить, как будем спускаться если пойдёт дождь… И как всегда мы преодолели и этот перевал без названия. На самом верху сложили обо из камней. Обернувшись назад мы увидели прекрасный вид на степь Самаха и реку Аргут. Далее начался ещё боле крутой спуск! Машина разгонялась даже на второй пониженной. Справа была отвесная скала, а слева крутой и ОЧЕНЬ глубокий обрыв. Внизу виднелись ржавые остовы техники. Всего один раз я смог остановится и передал второй машине по рации, что они могут двигаться за нами.
В этот момент я увидел далеко внизу машины, которые мы видели ранее. Видимо, они пересекли Аргут по мосту и двинулись более лёгким путём. Не знаю, цели их поездки, но по тому берегу нельзя доехать до Карагема, так как нет дороги дальше. Пока мы ждали вторую машину, Денису удалось сделать пару кадров.
Два Протрирота, два Паджеро и Делика вроде.
После спуска мы заметили по обе стороны от дороги круглые камни правильной формы, разложенные ровными кругами. Не знаю точно, что это, но выглядит очень мистически. Возможно, места для жертвоприношений, костровищ или захоронения? Есть, конечно, и космическая теория, но вряд ли. И снова дорога с её бесконечными подъёмами и спусками. Сквозь лес и ручьи. В некоторые моменты я реально думал, что машина завалится на бок и покатится кубарем в пропасть. Ведь у неё центр тяжести становился всё выше и выше, благодаря собираемому по дороге мусору (мусор в мешках на тенте).
Алексей пытается медитировать.
Вот эти мистические круги. А на заднем плане выгоревшая вековая тайга. Ещё на одном из перевалов заметили внизу руины древнего «Замка».
Вдалеке слияние Аргута и Карагема. Обратите внимание — справа вьётся наша дорога!
Поехали прямо по накатанной дороге и упёрлись в сам Карагем. Проверять глубину не хотелось. Тем более, что все приметы (навигатор и карта) указывали на мост выше по течению. И действительно километров через 10 мы его нашли — ветхий, но вполне проходимый для нашей техники.
Но на всякий случай пассажиры вышли из машин и перешли его. При подъезде мы увидели странного чёрного зверька, пробежавшего по мосту, и решили заняться фотоохотой, так как он спрятался под брёвнами. Но он никак не хотел в кадр и в итоге выскочил и почти напал :) на Дениса, караулившего его с фотоаппаратом на мосту. Даже и не знаю, кто из них больше испугался :). С виду всем показалось, что это просто чёрная белка. После пересечения моста нашей основной целью было найти каменных воинов, о которых нам рассказывали. Мы проехали пару оазисов с сочной зелёной травой и деревьями, где стояли кошары. Снова ручей и крутой подъём в гору, и мы выехали на ровное плато, где пасся скот. Здесь мы увидели первых лучников и разрушенные курганы. Здесь же нам повстречались пешие туристы — бородатый парень с девушкой. Они решили пройти через горы к Белухе. От них мы узнали, что возле моста, который мы недавно переехали, есть наскальные рисунки метров в 50-ти вверх.
Лучники и курганы на плато над Аргутом.
Ещё несколько километров и наконец мы у цели. Вот они большие воины, к которым мы стремились.
Кузьма ищет петроглифы. Вроде…
Вокруг было три больших кургана. И множество небольших камней, находящихся на расстоянии от могильников. Что это — можно только догадываться.
Вид сверху. Камни выложены правильно правее от могильников.
МЫ провели какое-то время в этом месте, но пора и вставать на ночлег.
Дорога шла всё дальше и дальше петляя между сопок и скал. То поднимаясь почти вертикально вниз, то срываясь в пропасть почти вертикально вниз. Мы никак не могли подъехать близко к реке, из-за крутизны берега. И вот, преодолев очередной крутой подъём, мы увидели летнюю переправу (паром) на зимник Аргут. В наши планы не входило посещение деревни. Мы не любим беспокоить местных и стараемся, чтобы наше присутствие было максимально незаметным для людей и природы. Проехав ещё пару километров, мы нашли замечательное место возле реки среди деревьев немного ниже зимника по течению. И встали лагерем, а так же решили поставить баню и хорошенько попариться с дальней дороги. Тем более что в этих местах оказалась очень тёплая погода и мы никуда не торопились. Кстати, здесь почти все реки с мутной (известковой) водой и собираясь, берите с собой запас чистой воды. Проверили, как всегда, тех/жидкости в машинах и разбили палатки. Ночь выдалась очень тёплой и, несмотря на усталость и посещение бани, никто не хотел спать…
Проверка дорожного просвета :).
За рекой ручей с ледника, питающий поселение Аргут.
Наутро мы не спеша позавтракали и отправились в обратную дорогу. Ведь нас ещё ждал Укок и мы хотели заехать на петроглифы у моста. Ещё по дороге на зимник мы заметили ОБО на вершине небольшой горы и решили туда обязательно подняться. В итоге всё это мероприятие заняло не больше 30 минут и мы отправились дальше.
У моста мы принялись карабкаться вверх в поисках петроглифов, так как точное месторасположение нам было неизвестно. Тем не менее наши поиски увенчались успехом и в нескольких местах нам удалось разглядеть знаки. Конкретно на вершине было что-то вроде алтаря. И вокруг были разбросаны кости и рога животных. Сами камни имели странный красноватый (бронзовый) отлив и выглядели будто отполированными.
На некоторых фото отчётливо видны свежие следы современных «авторов». Особенно отличились некие: «ввв» и «анастас со снежаной». Стыд и позор им а также остальным «художникам», которые портят исторические памятники. Просто мы не стали фотографировать весь размер бедствия, а он просто ОГРОМЕН. Лишь редкие места в наскальной живописи не коснулись рук этих мерзавцев. Постараюсь показать вам самые удачные фото…
Интересно, что при подготовке к экспедиции мы сделали футболки с изображением оленя, найденного на Укоке (информация была взята с интернета). Но уж больно он похож на этого!
С новым годом!
Хищная птица заходит на добычу.
Стадо козлов или туров (судя по длине рогов).
Вообще, при посещении этого места не покидала мысль, что здесь какая-то мистика происходила. Ну уж точно шаманы проводили свои обряды, а возможно проводят до сих пор. Ведь цель должна быть для нанесения подобных росписей. Тем более что площадь их достаточно большая, ну примерно квадратов 30. А это вам не кисточкой рисовать.
А здесь явно нарисован краской, а не выбит.
Спустившись к машинам мы быстренько отправились в обратный путь. А план наш был такой: заправиться в Джазаторе и пересечь в брод реку. К тому же времени было уже около 15 часов. Дорога назад казалось ещё «веселее», так как нас нагонял дождь, шедший со стороны нашей ночной стоянки.
Так близко к краю проходит дорога (снимок из окна) и так далеко внизу река…
До заправки мы добрались без приключений и начали заливать странную жидкость, похожую то ли на коньяк, то ли на чай, в баки наших неубиваемых авто :(. Но здесь нам только показалось, что капец, а капец был ещё впереди!
Хозяина заправки зовут Сергей. И когда мы ему говорили, что поедем до Аргута — он очень сильно сомневался и не верил, что мы обернёмся за один день. А сейчас он очень нам был рад и сдержал своё слово по поводу солярки. На всякий случай мы поинтересовались, нет ли ещё переправы на тот берег. Но получили отрицательный ответ. Хотя Сергей уже и не сомневался, что мы сможем пройти вброд реку Жасатер и доберёмся на Укок, как и планировали через перевал Бугымуиз.
Окрылённые и уверенные в себе на заправленных непонятной жидкостью машинах мы отправились на 15-й километр от Джазатора, где и планировали пересечь реку. Подъехав к реке, мы заметили следы на песке от грязевой резины, уходящие прямиком в бурные воды Жасатера. Видимо, здесь и был брод. Поэтому, не мешкая и включив пониженную, я отправил свой пароход с боцманом Денисом и юнгой Лёхой прямиком в воду! Примерно на середине реки, а может и раньше, когда машину стало сносить по течению, я засомневался, что это именно тот брод. Но отступать было поздно! Преодолев самое бурное место, машина с трудом начала двигаться дальше. В этот момент мой брат заорал, что мы наматываем на колёса какую-то проволоку! Но останавливаться я на глубине не хотел, потому что боялся попадания воды в мосты и коробку.
Выехав на берег мы увидели толстенную проволоку, намотанную на колёса и к ней ещё было привязано небольшое дерево. И именно поэтому машина еле ехала! Кузьма и Андрей, наблюдавшие эту картину с другого берега, видимо пребывали в некоторой эйфории от увиденного. Потому что не меняя траектории движения, они поехали по моему следу. Но их агония продолжалась недолго… Самое важное отличие наших Hiluxов — это шноркель! И как раз Лёхе он здесь мог пригодиться. Ровно на середине реки на самом бурном месте его монстр заглох :( И ведь воздухозаборник как назло с левой стороны!
Немой сцены не было. Мы как по команде бросились к моему ДИНОЗАВРУ и стали быстро отпутывать проволоку с колёс. Минут через пять с этим было покончено, но обнаружилась ещё одна проблемка — проволокой пережало тормозные шланги и один из них оторвался. Соответственно, мой монстр остался без тормозов. Но ведь тормоза придумали трусы! Быстро сообразив, что силой двигателя на мокрых камнях нам не удастся вызволить друзей из водного плена — решили лебёдиться. Подъехав строго параллельно и уперев машину передним бампером в сосну, я начал разматывать лебёдку. Тем временем брат Лёха надевал гидрокостюм, а Денис рубил кустарник, не забывая при этом делать снимки. И благодаря ему мы сможем насладиться этим моментом вновь и вновь :). Наши друзья на середине реки тем временем мирно покачиваясь на волнах наблюдая за этим действом. Для них время тянулось вечно… Машина тем временем набрала воды, сколько ей было нужно и волны разбивались об её борта как о волнорез. Рация, телефоны, гитара и все вещи к тому времени уже были спасены и находились в верхней точке салона, то есть на заднем сиденье. Совет — возите с собой всегда длинную и крепкую верёвку. Кто знает, когда она вам сможет пригодится. Нам она пригодилась за поездку несколько раз.
Далее пошагово спасение в картинках…
Бросок спасательного верёвки с привязанным тросом.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!
Несколько раз приходилось перецеплять лебёдку. Обратите внимание — на заднем плане лежит то самое дерево, которое мы пёрли через всю реку.
Мойка салона, а заодно и обуви.
Продолжение следует…