|
Здравствуйте всем посетителям сайта! Цель рассказа — максимально подробно описать дорогу и возникающие в пути ситуации, а достопримечательности побережья подробно расписывать не стал, т.к. много информации и в других отзывах. Мой отзыв ориентирован скорее на тех, кто не определился с целесообразностью такого путешествия, думаю, рассказ поможет оценить необходимые для поездки ресурсы и сделать выбор. Те же, кто уже совершил подобное путешествие, вряд ли найдут здесь что-то новое, хотя буду рад, если и они сочтут информацию полезной и интересной. Кому читать лень — можно просто посмотреть фотки, хотя все, что хотел, снять не удалось по техническим причинам.
Средство передвижения: Toyota Caldina, 2004, V — 1,8 л.
Навигационное оборудование:
Атлас автодорог европейской части России;
Атлас мира (вдруг пригодится);
Toyota Navi (из полезностей — только компас).
Экипаж:
Пилот-водитель 35 лет;
1-й навигатор(ша) 25 лет;
2-й навигатор(ша) 39 лет;
Заслуженный почетный пассажир 10 лет.
Ура, все-таки отпуск! Куда? На юг! Где бы взять билеты на завтра-послезавтра? А-а-а… таких уже давно нет :(. Ладно, завтра день на сборы и послезавтра едем! Как? Да на ма-ши-не! Решено было двигаться в Краснодар (там родственники), а после на Черное море.
Подготовка:
замена свечей (пробег подошел);
осмотр, мойка;
масло и фильтр с собой, т.к. после предыдущей замены прошло 4 тыс. км,
набор инструмента (175 предметов) — пригодились только молоток и плоскогубцы для колки орехов,
на всякий случай приводной ремень навесных агрегатов.
С собой в дорогу: «набор туриста» — портативная газовая плита, два баллона к ней, посуда, столовые приборы, чай, кофе, консервы, сухпаек, водка, коньяк, питьевая вода 6*2л.
Время везде по Новокузнецку (+4 к Москве), т.к. переводить часы в каждом поясе — лень.
День 1. Новокузнецк — Ленинск-Кузнецкий — Новосибирск — Омск — Красный Яр — Тюкалинск — Крутинка
Выезд в 6:00, направление на Новосибирск, трасса пустая, гаишников нет — красота, но иногда моросит дождь. В Журавлево завтракаем (вкусно и недорого) и в 10:00 въезжаем в Новосибирск. На Гусинобродском обычный дурдом с пробкой и тележками-камикадзе, наверное без этого аттракциона было бы скучно, ну да ладно, торговля — двигатель прогресса. На Станционной заправляюсь на «Лукойле» (22,5 руб.), на всякий случай проверка давления в шинах, и, итого, на проезд по городу тратим час и выходим на омскую трассу. Километрах в 300-х от Новосибирска навстречу попалась колонна ретро-автомобилей, вроде «Ситроены», разукрашены все, номера импортные, жаль, сфотать не удалось.
Первый пикник.
В 15:00 останавливаемся на обед и отдых возле озера, но не повезло — ветер холодный, порывистый, да такой, что даже газовая плитка гореть не хочет, а когда чуть стихает, появляются тучи злющих комаров. В общем, полчаса в таких условиях на отдых — за глаза, вместо обеда легкий перекус, но в машине тепло и нет комаров, видимо, горячее питание теперь только на ужин. В 17:00 пересекаем границу Омской области, заправляюсь на «Сибнефти» (21 руб.), решаем без остановок ехать до Омска — все-таки первый незнакомый город, а там видно будет.
Омск, 18:20. Несмотря на мелкий моросящий дождик, проезжаем город за полчаса благодаря грамотным указателям и развязкам. По Тюкалинскому тракту идем на Ишим, до него по указателю 300 км с небольшим, вроде реально сегодня доехать. Знак «Красный Яр» на белом фоне, понятно, сбрасываю скорость, впереди бортовой «Газик», плетется километров 30, за ним пара легковушек, встречка пустая, обгоняю всех оптом, но на «Газике» прерывистая разметка переходит в сплошную, точнее, прерывистая сверху не очень ровно закрашена сплошной… Ну и..? «Завершаю маневр» с нехорошим чувством… Не подвело чувство. «Здравствуйте! ИДПС такой- то! Нарушаем, пройдемте в машину!» и лицо довольное у него такое, как будто друга старого встретил. В машине старшой показывает картинки на тему «я и сплошная», «завершал маневр» на него не действует, тупо тычет в экран — вот ты, вот сплошная, протокол, права изымаю, знаешь, сколько народу тут у нас бьется? Короче, потерял полчаса и 1 500 руб.
На этом неприятности не кончаются, километров за 50 до Тюкалинска спускает заднее колесо, запаску ставить — все из багажника доставать, думать даже страшно о таком, подкачиваю колесо и еду до монтажки, там, как назло, переобувают машину, да еще плюс балансировка, ждать минут 40, но дальше, говорят, недалеко есть еще шиномонтаж, еду туда — там две фуры колеса лечат, подкачиваю и еду дальше.
Так к 21:00 докандёхали до Крутинки, на шиномонтажке фура, но рядом есть мотель, решаем здесь лечить колесо, ужинать и ночевать. Еда оказалась вполне приличная, на одного человека 150 — 180 руб., номера с удобствами на этаже, но т.к. кроме нашего был занят только один номер, это вполне устраивало. А колесо было заколото то ли шпилькой, то ли шплинтом в мизинец размером, как сказал шиномонтажник: «ГАЗ — детали машин».
Ночлег обошелся в 1 050, стоянка бесплатно. Дневной пробег — 1 234 км, время в пути — 15 часов, состояние пилота — удовлетворительное, состояние навигаторов — пока затрудняются в оценках, пассажиру все нравится.
День 2. Крутинка — Ишим — Макушино — Курган — Челябинск — Уфа — Октябрьский
Утром подъем, завтрак и в 7:00 выезд. Туман лежит плотный, но трасса в это время свободна, покрытие нормальное, ехать можно довольно быстро. Где то тут в тумане въехали в Тюменскую область. В Ишиме заправляюсь на «Сибнефти» (21,5 руб.) и вперед, но километров через 50 дорога закончилась. Дальше передвигаемся со скоростью 30-40 км\ч и баранка постоянно вполоборота вправо-влево, на обочине сначала попался чей-то глушак, а километров через 5 нижняя половинка бампера — видимо, не все успевают увернуться от таких колдобин. Длился этот автодром 30 км, но дорожники ковыряются, может и сделают чего. Дальше дорога сносная, и минуя Бердюжье и Частоозерье возле Макушино выходим на М-51 в сторону Кургана. Под Курганом останавливаемся в сосновом бору попить чай-кофе. Место отличное, воздух чистый, ароматный, птички чирикают. Курган обходим по объездной — и на Челябинск. Ощущение странное — второй день едем по стране, территория громадная, а населенных пунктов очень мало, попадается много неказистых домишек, хотя вроде с такой территорией и ресурсами все должно быть по-другому.
Челябинск встретил строящейся развязкой, объезды отсыпаны крупняком с острыми краями, машину жалко, того и гляди колесо пробьешь, но местные тут несутся сломя голову — привыкли, наверное, пылища жуткая. На временных указателях написано только «объезд», причем на перекрестках в обе стороны — и направо, и налево, вопрос: куда объезд то? Компас тут тоже путается в сторонах света, куда ехать на Уфу непонятно. Заколдованное место какое-то. Едем наобум, объездная хорошая, едем быстро, хотя и нервничаю. Вскоре попадается мотель с кафе под названием «Ребрышко», кухня хорошая — ребрышки вкусные, хотя несколько дороговато. Во дворе прудик, выложенный камнями, клумбы, в общем 1,5 часа провели там с удовольствием. Пока готовили заказ, полюбопытствовали номера — приличные, был бы вечер — ночевали бы здесь, но солнце еще высоко…
Спросил у официантки дорогу на Уфу. Сказала: едете правильно. 15:30, двигаемся в сторону Уфы, чувство того, что еду не туда, не оставляет, хотя после кафе и был указатель. Бензин кончается, а заправок нет, что на объездной удивляет, вдруг в зеркале заднего вида мелькнул указатель и там точно есть слово «Уфа». Разворачиваюсь, подъезжаю, и точно на указателе «УФА», сильно нервничаю, но понятно, что без местного водилы не разобраться. В итоге выяснилось, что ехать и так, и так правильно, но оказывается самое правильное следовать указателям «на Москву», что мы и сделали, в поисках истины намотал лишних 50-60 км. Кстати, и заправок там, где «на Москву», пруд пруди… С радости, что нашлось верное направление и заправка, заливаю под завязку по привычке 92 на «Газпроме» (20,8 руб.) и спокойно едем на Уфу (или на Москву — как повезет).
В 17:30 начинаются Уральские горы. Слышал про сложные перевалы, длинные тягуны, колонны фур на подъемах… все страшилки, мягко говоря, преувеличены. Да, есть чадящие КамАЗы с арбузами на подъемах, но при двух полосах на подъем и одной на спуск больших сложностей с ними нет. Да, перевалы, повороты, спуски, подъемы, но не сложнее дороги в Шерегеш, кто ездил, тот поймет. Ну а то, что залил 92 — так это сам запарил, машина на подъем больше 80-90 ехать отказывалась, на обратном пути залил перед горами 95 — полет нормальный. На одном перевале попали в ливень с грозой — стихия, красиво. Видимость нулевая, но минут через десять он перешел в обычный дождь. Возле Сима были в 20:20, и движение вдруг остановилось, пробка на несколько километров, думали, авария, но это оказался ремонт моста через реку Сим. Пробка из-за реверсивного светофора, ну и час ждали своей очереди. Проезжаем Сим, скорее бы им мост отремонтировали, а то местным с этой пробкой, наверное, совсем тоскливо, и здравствуй, Башкирия!
Сим. Пробки не видно, но она есть!
На объездной Уфы попали на открытие дороги. Новое покрытие, по три полосы в каждом направлении, посередине газон, издали вижу, что наш поток пускают по встречке, а когда доехал до того места, знаков, запрещающих ехать прямо, нет и нет знаков, предписывающих ехать по встречке, а все именно по ней и едут и это на объездной столицы самых строгих гаишников, бардак. Чуть впереди вроде «10-ка» или «12-ка», ну, видимо, синхронно решили ехать по правилам. Километров пять едем вровень с «10-кой» по пустой дороге, скорость 130, быстрее не еду — боюсь гаишников, «10-ка», видимо, тоже, те кто едет по встречке глядят на нас с недоумением. Там, где все съезжают со встречки на свою полосу, стоят гаишники, ну, думаю, сейчас доколупаются, однако все проходит гладко. В 22:50 проехали объездную и уходим на Самару.
Темнеет, снова пошел дождь, навигаторы волнуются на счет ночлега и в 0:40 останавливаемся на ночевку где-то в районе Октябрьского… или Бавлы, точнее сказать трудно — темно, дождь. Мотель — несколько отдельно стоящих щитовых домиков на огороженной территории, клумбы, деревья, аллеи. В домике два бокса, в боксе две комнаты (2+2) и туалет — по-простому, но чисто. Ужин в кафе: 120 руб. на человека.
Цена за бокс 1 200, плюс 100 стоянка. Дневной пробег 1 311км, время в пути 17:40. Состояние пилота — нормальное (полдела сделано!), у навигаторов — точка возврата пройдена, теперь что туда, что обратно одинаково, у пассажира — на PSP есть еще игры неигранные, фильмы несмотренные.
День 3. Октябрьский — Серноводск — Кинель-Черкасы — Усть-Кинель — Чапаевск — Пугачев— Саратов — Камышин — Оленье
Выехали в 9:00, через час остановка на завтрак. Заправился на «Башнефтегаз» или что-то в этом роде по 19,5 руб., соблазнился на дешевый бензин, да и заправки такие раньше видел — вроде как сеть, наверное, не совсем уж плохой бензин. Оказалось не так — бенз кофно, экспериментировать зарекся — «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «ТНК» несколько дороже, но спокойнее. Опять дождь, за фурами шлейфы брызг, ни фига не видно. В этой борьбе прошляпил поворот на Бугуруслан (обратно ехали через Бугуруслан, покрытие нормальное, трафик небольшой), ползем со скоростью 50-70 до Серноводска (там уже скорость падает до 20-30 с остановками) и сворачиваю на Кинель-Черкасы. И вот оно счастье, покрытие нормальное, трафик нулевой, до Кинель-Черкас долетаем махом. Дальше едем на Усть-Кинель, дорога хорошая и так, но ее еще и ремонтируют!
Здесь на ремонтном участке встретил «тройной дозор». Ситуация такая: отремонтированное новое полотно без разметки и знаки «40» и «Обгон запрещен», сначала все соблюдают, потом нервничают и самые нетерпеливые начинают обгонять и, конечно, попадают на гаишный видеорегистратор, колонна движется дальше и на обгон уходят хитрые и попадают на следующий видеорегистратор, разумные водители начинают обгонять только после второго поста… и тоже попадают на третий видеорегистратор, вот так строго следят за нарушителями в Самарской области. Дальше едем мимо городов из серии ЖЗЛ: Чапаевск, Пугачев, Маркс и перед Энгельсом сворачиваем на Шумейку и вот он, мост через Волгу. Мост модный — широкий, с шумопоглощающими экранами, весь утыкан гаишными камерами, по берегам выстроились радующие глаз архитектурные сооружения… шоб я так жил.
Саратов обходим по объездной, заправляюсь на «Лукойле» (21,25 руб.) и держим путь на Камышин. Изначально было желание искупаться в Волге, но в дождь и +13 С расхотелось, решили это развлечение оставить на обратную дорогу. До Камышина добрались в 23:30, обилие фур и узкая дорога сказываются на скорости, а после Камышина еще и дорога сильно продавлена, между колей попадаются бугры, прочерченные днищем. Навигаторам хочется уже роскоши, ищем ночевку люкс. В 1:00 в Оленьем находим желаемое и останавливаемся на ночлег. Ужин на человека 200-250 руб. с пивом.
Цена за люкс 2 000 (две двуспальные кровати, санузел, евроремонт), плюс 50 стоянка. Дневной пробег 1 138 км, время в пути 16 часов. Состояние пилота — легкая эйфоричная усталость (завтра будем на месте), у навигаторов — радость (желанный люкс, завтра нас выпустят из этой жестянки), у пассажира — скоро кончатся игры-фильмы.
День 4. Оленье — Волгоград — Котельниково — Пролетарск — Сальск — Новопокровская — Кавказская — Усть Лабинск — Краснодар
Выезд в 11:00, и через полчаса стоим на ж\д переезде перед Волгоградом, стоим долго, а веселые железнодорожники флегматично гоняют с черепашьей скоростью туда-обратно цистерны. Целых полчаса такое завораживающее зрелище абсолютно бесплатно. На нас тоже пялятся соседи по ожиданию, сначала не понял, а когда вышел из машины покурить — дошло, у всех машины чистые или с налетом пыли, а у меня из чистого только протертый утром лобовик, ну и на крыше цвет видно, неприлично как-то. После поста ДПС заехали на мойку, девочки тамошние поинтересовались откуда мы такие чумазые, похихикали на предмет «у вас там всегда так?», ага, говорю, специально из Кузни к вам на мойку ехал, старались они потом больше часа, зато и гудрон весь оттерли. Заправиться лучше до города (20,6), в самом городе бензин почему-то 21,9.
Волгоград город длинный, очень длинный, наверное, километров 50 будет, но блудить не пришлось — по указателям на Элисту вышли к Волго-Донскому каналу. Когда едешь через него по мосту, даже видно разницу уровней воды в шлюзах, корабли в них кажутся просто огромными, сын был в восторге.
В 14:30 выехали из города в сторону Котельникова, скорей бы уже до него добраться, а там рыбка, много рыбки…
16:20 — Котельниково, на объездной чего-то рыбы не видно, пришлось заезжать, оказалось, рыба продается только на ж\д вокзале, ну да ладно, не крюк. Кстати, на вокзале рыбой торгуют до 13:00-14:00 по местному времени, а вечером уже только по темноте, когда поезда проходят. Затарившись рыбой, остановились на обед, хорошо, тепло, самолеты летают… и паркуются на обочине, эх, пивка бы еще.
Летчики тоже страдают от жажды.
В 18:00 после рыбного обеда — в путь. Проезжаем Пролетарск, Сальск и в районе Белой Глины обгоняю колонну строительной техники, самосвалы и бетономешалки, дорога пустая, обгону помех нет. Обогнал последнего из колонны, он мне сигналит, обгоняю следующего — опять сигналит, думал залеченное колесо не выдержало нагрузок или еще какая беда случилась, как раз по курсу заправка. Остановился, осмотрел машину, все в порядке, ну и шутники тут на бетономешалках гоняют. Догоняю их снова, обгоняю — сигналят, во придурки думаю, а тут первый навигатор мне и говорит, что у них номера-то 42! Смотрю, и точно 42, ну и тоже бибикать давай, видать, на четвертый день подтормаживать стал. Земляков можно встретить где угодно и на чем угодно.
В Новопокровской заправляюсь на «Лукойле» (21,9), оператор мужчина, вижу отдел с картами — кассир женщина, интересуюсь, есть ли карта Краснодара, да, есть, а вам там куда? Сейчас муж вам подскажет. И все мне подробно объяснили и показали по карте, посоветовали ехать через Усть-Лабинск — там дорога не загружена, предостерегли о строгом посту ДПС перед Кавказской, спасибо им. Итак из Новопокровской на Кавказскую, Кропоткин, на посту поворачиваем направо, проезжаем Усть-Лабинск (арбузы и дыни тут дешевые и вкусные, если едешь сразу на море есть смысл купить здесь) и в 0:00 мы в Краснодаре.
Дневной пробег 787 км, время в пути 13 часов. Состояние экипажа — ура, мы это совершили!
Краснодар
Много достопримечательностей, памятников, парков, торговых и развлекательных центров, есть аквапарки. Очень часто движение одностороннее, что неудобно, когда плохо знаешь город, заторы, но передвигаться вполне можно. В районе ж/д вокзала сохранились улицы с каменными мостовыми — отличный тест для подвески. Город красивый, очень много зелени.
Море
Архипо-Осиповка. В Краснодаре нам порекомендовали ехать в Архипо-Осиповку, там вроде все развлечения есть и ехать недалеко. Два часа пути, и мы на месте. На поиск жилья потратили около 1,5 часа, предложений много, от гостиниц до частного сектора, выбирайте по своим деньгам, торгуйтесь. Мы свой выбор остановили на небольшой частной гостинице. Номер: две комнаты с двуспальными кроватями, санузел, холл с обеденным столом, холодильник, телевизор, кондиционер. Во дворе бассейн, баня, кухня, мангал. Цена 2 400 в сутки.
Ну вот как-то так с проживанием.
Здесь и вовсе бесплатно.
Вообще жилье с удобствами здесь можно найти от 350 руб. с человека, но это в основном 2-3х местное, а в разных номерах жить не хотелось. От пляжа 800 м или 15 минут прогулочным шагом, не очень близко, зато вечером и ночью не шумно, что вполне устраивало. У пляжа существенный рукотворный недостаток: кафе и набережная очень близко придвинуты к морю, сам пляж получился очень узкий, прибавьте аттракционы, получаем теснотищу. Пляж расположен между гор, справа «Крокодил, слева Ёжик, их вид вполне соответствует названиям. На Ёжика мы совершили восхождение, с него вид на море просто супер.
Вид с Ёжика.
Природный бонсай.
Развлечения все присутствуют, сыну очень понравились плавающие шары, которые увидели в первый раз. Суть в следующем: человека засовывают в прозрачный шар, надувают его воздухом (шар, а не человека) и запускают в бассейн. Получается вроде плавающего беличьего колеса. Штурманы были в восторге от полета на парашюте. Ночные пляжные развлечения присутствуют.
Детки в шарах.
Вид с моря.
К старту готовы!
Призем… Приводняемся, девочки, приводняемся!
Абрау-Дюрсо. Совершили набег за шампанским и другими продуктами местного виноделия. Много предложений от частников, но качество у них зачастую не очень, обязательно нужно дегустировать и не поддаваться на уговоры. Если на вкус кажется, что вино сбодяжено водой или отдает дрожжами — так оно и есть, когда торговец говорит, что так и должно быть и что вы не понимаете в вине (видел, как люди на это велись) — не верьте, доверяйте только своим ощущениям. Надежнее покупать алкоголь на заводе «Абрау-Дюрсо», или в магазинах от других заводов.
Парк перед заводом.
В подвалах.
Экскурсия по заводу интересна и познавательна, в подвалах и дегустационном зале прохладно. На экскурсии были ранее (фотки оттуда), поэтому не пошли. Имейте в виду — детей на экскурсию не пускают, для них комната с развлечениями.
Очень понравился пляж, цивилизации минимум. Дорога к нему через перевал, извилистая и узкая, ощущения от вождения шикарные. Пляж небольшой, но так как было пасмурно и прохладно (по южным меркам), оказался безлюдный, а из купающихся — только я! Рядом с пляжем автокемпинг. Сдается жилье в частном секторе, есть гостиницы.
Пляж в Абрау-Дюрсо.
Кемпинг.
Дорога на пляж.
Вид на оз. Абрау.
Бухта Инал. Пляж очень протяженный, если не устраивает теснота, то сюда. Жилье — в основном турбазы. Есть лужа с голубой глиной, вроде она даже целебная. Дети в этой грязюке пищат от восторга, да и многие взрослые тоже, по просьбе сына ездили туда два раза. На входе организован сбор денег (в духе Ильфа и Петрова), из услуг больше ничего нет (вещи — на камыши, отмываться — в море), но желающие набирают эту грязь с собой бесплатно.
Экскурсии. Были на дольменах, занятные сооружения, но надписи ХХ-ХХ1 веков на них кажутся лишними. Совершили прогулку по водопадам, там даже русалки водятся. Рекомендую побывать на страусовой ферме, прикольные они, эти страусы, если разрешат гиды — погладьте их по шее, на ощупь как плюшевая игрушка.
Загадай желание и жди его исполнения.
Рыбалка удалась.
Главное, их не бесить.
Про дорогу обратно и вообще.
День 1 (обратная дорога)
Выезд 16:20. На обратном пути был запланирован Мамаев курган, причем хотели посмотреть его по темноте с подсветкой, поэтому выехали из Архипо-Осиповки к обеду по местному времени, в Волгограде были в 03:00 (23:00 местного). Нас постигло жестокое разочарование — Мамаев курган нас встретил темнотой и холодным ветром. Самая грандиозная скульптура страны окутана тьмой, хорошо хоть вечный огонь горел. Самым ярким местом оказалась гостиница, получается, то, что прибыль не приносит — пусть остается во тьме, хотя бы и Родина-Мать. Служащие гостиницы внятно ничего пояснить не могут, только твердят, что номеров нет, туалет платный 80 руб., и что про мемориал им вообще знать неинтересно. Понятное дело, кризис и воруют, но неприятный осадок остался. Интересно, у американцев Статуя Свободы тоже по ночам скучает в темноте? Неужели в бюджете России не хватает денег на подсветку главного памятника, или это опять «перекосы на местах»?
Газ пока есть.
Луч света.
Несмотря на этот негатив, мемориал впечатлил своим размахом, замыслом скульптора. На фоне темного ветреного вечернего неба светло-серая скульптура Родины выглядит колоссально, временами даже кажется, что ее одеяние действительно развевается на ветру. Ощущение поразительное еще и от полного отсутствия людей. Считаю, что при возможности этот памятник должен увидеть каждый, но на всякий случай постарайтесь попасть туда днем.
При выезде из Волгограда на посту ДПС не заметил знак «стоп контроль», просто впереди ехали три машины, соблюдая перед постом знак «30». Ехали километров 20 в час, перед постом первый не остановился, а остальные тупо за ним. В итоге всех остановили и по очереди сводили на пост, ознакомили с картинками с камеры, мне ночная фотосессия со скидкой обошлась в 400 руб., цена по тарифу 1 500 руб. Хотя виноват сам, внимательнее надо с незнакомыми знаками. На некоторых других постах тоже есть такие знаки, но там все останавливались, поэтому внимания не обращал. Хорошо хоть всем из машины выходить не надо, вытряхивать багажник, одевать ЦАК и КУ делать.
На ночевку встали километрах в 50 от города около 07:00, мотель откровенно плохой, но мои навигаторы наотрез отказывались ехать дальше (темно, плохая дорога, неизвестно будут ли дальше места), хотя как оказалось утром, зря — километров через 20 были приличные с виду мотели.
Ночевка и стоянка 1 100 руб., дневной пробег 914 км, время в пути с посещением Мамаева кургана и супермаркета «Лента» для пополнения «набора туриста» 15:40. Настроение у всех не очень из-за облома на Мамаевом кургане.
День 2 (обратная дорога)
Выезд в 12:00. Из достопримечательностей этого дня только дождь, весь день и довольно сильный. В Волге искупаться так и не удалось из-за погоды. За фурами шлейфы, видимость оставляет желать лучшего, обгоны сильно затруднены, при скорости больше 100 из-за колейности начинается аквапланирование. Короче, весь день прошел в борьбе… в результате дневной пробег — 716 км, время в пути сказать точно не могу, но ехали до темноты, на ночевку встали в районе Чапаевска вроде (записи частично утеряны). Мотель большой, нам достался четырехместный номер, вкруг обшитый пластиковыми панелями, но чистый и просторный, удобства на этаже. Из приятного — после моста через Волгу купили рыбы, и вяленая, и копченая доехала до дома нормально, благодаря прохладной погоде, но в идеале для таких целей надо брать автохолодильник.
Цена за номер 1 000, стоянка 100. Состояние пилота — усталость после ночи в предыдущем плохом мотеле и борьбы с дождем и фурами. Излечился пивом с волжской рыбой в разумных количествах (можно сказать медицинская доза) и последующим крепким сном. Состояние навигаторов и пассажира — усталость средней тяжести.
День 3 (обратная дорога)
Выезд в 11:30. Фуры. Дождь. Сильный, слабый, моросящий и в обратном порядке. И фуры. И ещё фуры. В этот раз поехали через Бугуруслан, фур здесь гораздо меньше, вернулись на федералку через Северное, здесь снова дождь сочетается с фурами, сомнительное развлечение. Татария, Башкирия, дождь, местное радио на национальном языке хорошо поднимает настроение. Ура, после Уфы дождь закончился.
Всегда хотел тут побывать из-за названия.
И у нас есть ветростанции.
Перед горами предусмотрительно заправляюсь 95, и здравствуй, Сим, и знакомая уже пробка, снова час ожидания. Ночуем под Бакалом, подкупил своим видом мотель в виде средневекового замка, горы, сосны, рядом армянское кафе в таком же стиле, официантки приветливые, советуют, что выбрать, еда вкусная, рекомендую попробовать ереванское пиво — мне понравилось. Рядом есть пруд, за ним лестница на обзорную площадку, где можно пожарить шашлык или еще чего, есть беседки и освещение. Впечатление было испорчено очень скрипучими кроватями и отличной слышимостью, но об этих прелестях узнали только ночью. Цена за место в двухместном номере 450 руб., удобства на этаже, дороговато для такого уровня.
Ночлег со стоянкой обошелся 1 850. Дневной пробег — 662 км. Время в пути 12:30. Состояние экипажа — нормальное, сказался приятный вкусный ужин, прогулка на свежем воздухе с сосновым ароматом и необычный облик мотеля.
День 4 (обратная дорога)
Выезд в 10:00. В этот день добрались до Омска. 30 км автодрома с колдобинами перед Ишимом на своем месте, нетронутые заботой дорожников. Из интересностей по пути попались два пятисотых «Гелендвагена» с польскими номерами. Видимо, поляки не понимают их истинного назначения. Черный лаковый кузов, тонированные наглухо стекла, огромное литье с низкопрофильной резиной, хромированные кенгурятники-подножки-рейлинги — всего этого нет. Матовые кузова защитного цвета, штамповки с высокопрофильной резиной, на крыше багажники с комплектом зубастых грязевых колес, о принадлежности к аристократии крутых тачек говорит только шильдик G500 на задней двери. Такова концепция внедорожника у поляков, они на них, наверное, еще и в говны ездють :).
Заночевали в 30км под Омском. Крупный мотель, номер люкс включает двухспальную, полутораспальную кровати, раскладной диван, санузел с душевой кабиной. На каждого человека бутылка питьевой воды, одноразовые мыло и шампунь, ключ-карта. По условиям это был самый лучший мотель на нашем пути.
Цена за номер 2 000, стоянка 100 руб., еда вкусная, примерно 150 руб. на человека. Дневной пробег 1 208 км, время в пути — чуть больше 14 часов. Состояние экипажа — хорошее, завтра будем дома.
День 5 (обратная дорога)
Выезд в 9:00. Просто ехали без интересносностей, да и домой уже хотелось побыстрее. Из длительных остановок: обед, уже не помню где, и ужин с отдыхом в Журавлево. Под конец пути попал на превышении в районе Белово — 147 на регистраторе, разошлись полюбовно — рассказом инспекторам о поездке и протоколом на 100 руб. за грязный номер, кстати, до сих пор не пришел. В 22:00 были дома.
Дневной пробег 1 055км, время в пути 12:45.
Итог дороги
Пройдено 9 702 км, сожжено 705 л топлива на сумму 15 116 р, расход топлива 7,3л/100 км;
Потрачено на ночевки в придорожных мотелях 10 550 руб., в среднем человеконочь обошлась в 377 руб.;
Добровольные пожертвования в фонд ИДПС — 1 900 руб.;
Штрафы за нарушение ПДД — протокол на 100 руб.
Мысли вслух
ПРО ДПС. За Уралом плотность населения, как известно, выше, чем в Сибири, а процентное соотношение гаишников к водителям то же, как и у нас, наверное, поэтому количество их на 1 км дороги получается, естественно, больше, не нужно удивляться, если создается впечатление, что они за каждым знаком.
Есть места, где на прямых, просматриваемых участках дороги стоит знак «обгон запрещен» или нанесена сплошная разметка — это явный признак засады и в 90% случаев она есть. Если видно, что сплошная нанесена поверх прерывистой — 100% засада. Не стоит обгонять, проехав машину ДПС, их, как показала практика, может быть больше одной на таких участках. Справедливости ради отмечу, что таких участков немного, в основном зона действия знака ограничена.
По скоростному режиму — если едешь 120 (или успеваешь оттормозиться), то гаишникам ты безразличен, видно, что превышение фиксируют, но цена вопроса такова, что махать палкой, наверное, нецелесообразно. Встречные водители о засадах предупреждают далеко не всегда, так что нужно надеяться и на свое чутье.
Увидел южное ноу-хау маскировки ДПС: машина с открытой дверью багажника — издалека мигалок не видно, бойся машин с открытым багажником. Уральское ноу-хау маскировки: в верхней точке подъема вне зоны видимости стоит машина ДПС, казалось бы, вы друг друга не видите, но вдоль обочин растут сосны, на одной из которых на высоте метров 7-8 сидит маленький худой стажер с камерой и перед ним весь подъем как на ладони, а внизу ИДПС солидного вида, которого сосна вряд ли выдержит.
Много дистанционных беспроводных камер, они маскируются за дорожными ограждениями, а дальше, вне зоны видимости, машина ДПС, куда и идет сигнал с камеры.
Из собственного опыта и из разговоров с водителями на ночевках следует, что при нарушении права отбирать не спешат, идут на «беседу», в процессе которой можно узнать величину своего материального ущерба. При правильно составленной «беседе» сумму ущерба можно значительно снизить. В общем, нарушать невыгодно, да и времени на «беседу» уходит немало.
Для проверки документов (то есть без причины) останавливали два раза. В Ростовской области с очень недовольным видом проверили документы, страховку, попросили «предъявить багажник», а счастливого пути не пожелали. На выезде из Новороссийска в сторону Геленджика (ехали из Абрау-Дюрсо) остановили, проверили документы, попросили «предъявить багажник», а там ящик шампанского, вино, коньяк, наливки, думал, дышать заставят, однако, ИДПС улыбнулся, сказал: «О-о-о, тут все понятно, счастливого пути!» да еще и календарик подарил.
Про неприятные ситуации
Два раза оттормаживался в пол. Первый раз в лоб вышла фура и так это неспешно обгоняет КамАЗ, у меня и ближний, и туманки горят, не заметить трудно. Разойтись не успеваем, поэтому торможу до АБС, по максимуму сбрасываю скорость и в последний момент ухожу на обочину. Причина такого поведения фуры осталась загадкой. Второй раз было в сумерках ближе к темноте. Обгоняю фуру, встречка свободна, видно далеко и вдруг из ниоткуда передо мной появляется легковушка, ближний у неё, естественно, не горит. Я по тормозам, фура, как назло, тоже, правда, потом поехала, я возле задней тележки, жмусь впритык к фуре, еще немного и мне зеркало снесет ее колесами, большими такими красивыми колесами с протектором в рубчик, встречная машина двумя колесами на обочину, уф, разошлись, завершаю маневр обгона. Плюс штурманам — характер стойкий, нордический, шуму не было ни во время инцидента, ни после. Причина в прогибе дороге, издалека в сумерках кажется, что это ровный участок, но на самом деле там запросто может спрятаться легковушка, ну и ближний весьма желательно всем включать. Главное в таких ситуациях не паниковать, действовать спокойно и аккуратно, понятно для других водителей. В непредсказуемой ситуации на дороге может оказаться каждый, внимание и осторожность помогут избежать таких ситуаций или выйти без потерь.
Про фуры
Понятно, что без них не обойтись, но водители этих монстров бывают разные. Первый тип (большинство) едут равномерно, соблюдая дистанцию, на легковушки внимания не обращают — с ними все понятно и предсказуемо: не помогают, но и не мешают. Второй тип (мало) помогают обгонять, могут и подвинуться, пропустить на дороге, в общем ведут себя вежливо, с ними на дороге проще и безопаснее. Приятно, когда он тебе правым поворотником посигналил «обгоняй, можно!», и ты ему потом аварийкой «спасибо!». Огромное спасибо таким водителям. Третий тип (очень мало, но бывает) едут впритык друг другу, обгонять приходится сразу 2-3 фуры, вклиниться между ними непросто, да и небезопасно, на дороге маневрируют без поворотников, типа, ты маленький и шустрый — успевай уворачиваться.
Про время
При погоде без дождя получалось в среднем 1 100-1 300 км в день, нужно учитывать, что в европейской части скорость передвижения несколько ниже из-за узких и загруженных дорог. В дождь на обратном пути по Европе получалось 600-700 км — погода вносит свои коррективы. Если туда доехали за четыре дня, то не факт, что обратно не будет дольше… или быстрее. Некоторые рекомендуют Урал проезжать ночью, возможно, будет и быстрее, но тогда лишаешься возможности полюбоваться местными красотами, у нас от подножья гор и до Башкирии путь занял около пяти часов (час простояли в Симе), долго это или нет, судить не берусь — опыта мало.
Красоты Урала.
Про навигацию
Ориентировались по атласу и знакам, в спорных ситуациях помогал компас навигации, особых проблем не возникало. В города не заезжали, пользовались объездными (исключение Волгоград). Проблема возникла на объездной Челябинска из-за непонятных знаков на строящейся развязке, а компас навигации там сошел с ума, постоянно путал стороны света. Острой необходимости GPS-навигатора не ощутил, хотя знакомые предрекали неизбежные долгие плутания без этого устройства. В скобках прекрасному полу не читать (мужики, имейте в виду — многие женщины очень плохо ориентируются по карте, хотя на вопрос о знании географических карт говорят о пятерке по географии и т.п., на всякий случай во избежание неожиданностей в дороге нужен предварительный тест).
Про придорожный сервис.
Он существует! Проблем с ночевками не было, правда, не всегда цена соответствует качеству услуг, но всегда есть свобода выбора. Если мотель плох, то дальше наверняка будет нормальный. В кафе заказывали блюда в основном из средней ценовой категории, качество нормальное, животы не обижались ни разу. Ориентироваться можно по количеству фур на стоянке у кафе, чем больше — тем лучше. Недостатка заправок не было, расстояния между ними небольшие, но на всякий случай заправлялся при остатке примерно в 20 литров. Исключение где-то на перегоне Саратов — Волгоград, но там даже плакат был с предупреждением и расстоянием до следующей заправки, точнее не скажу — из Саратова (как и из Волгограда на обратном пути) ехал с полным баком и большого внимания на это не обратил. На сомнительные заправки (окраска в цвета известных брендов и похожее название, но не оно) лучше не заезжать, экономия невелика, а у двигателя, наверняка, будет тремор.
Нормальные тачки на нормальных заправках.
Про остановки
На обед обычно останавливались на природе. Везде много мусора, чтобы найти не загаженное место нужно отъезжать подальше от трассы. Для нас особого труда не составляло свой мусор довозить до контейнера на ближайшей заправке. Водители и пассажиры, пожалуйста, не мусорьте!
Пикники.
Про цены
Овощи-фрукты на побережье были дороже, чем в Кузне, арбузы-дыни раза в полтора дешевле (а на бахче арбузы были аж по 5 руб.). На продукты (вода, соки, мороженое и прочее) в «Магните» (это сеть маркетов такая) цены адекватные, во многих других магазинах «цены просто 0ХY…». На рынках не торгуются, с отдыхающих просто рвут бабло (например, отборный баклажан брали в Краснодаре по 10 руб., а на побережье вялый по 35-40 руб. и так все), туристическая зона, мля… Мясо для шашлыка на рынке в районе 280 руб., вроде нормально. Еда в кафе обходилась примерно 150±50 руб. с человека без алкоголя.
Про машину
Она просто делала то, для чего предназначена, перевозила людей и багаж. Тесно не было, да и багаж чувствовал себя вольготно, сын выуживал из багажника необходимое на ходу — дополнительное преимущество универсала. Мощности двигателя в принципе хватало, но 2 л под капотом было бы лучше (сужу по предыдущей машине — Corona Premio D4 была порезвее), часто при обгонах приходилось переключаться на «3». Правый руль доставлял неудобства только в районе Приволжья, на узких и загруженных дорогах, да еще и в дождь плохо выглядывать из-за фур, а дистанцию держать не всегда удается, хотя леворукие точно так же на полкорпуса высовываются. У нас интенсивность движения на трассах гораздо ниже и этой проблемы почти нет. Фишка — правые повороты на дорогах (а их как известно примерно столько же, как и левых), леворукие стоят за фурами, им не видно ничего, а у тебя все как на ладони, газу и вперед. Из неисправностей — только прокол колеса. Необходимое техобслуживание в пути — замена масла.
Про поездку
Пробный шар брошен, наш экипаж поездкой доволен. Поедем ли еще — однозначно да. Несмотря на некоторые трудности пилот получил огромное удовольствие от самого автопробега, теперь часто ощущается «зов дороги». Машина дает большую свободу выбора посещаемых мест, и если где-то не понравилось — спокойно можно ехать в другое место. Теперь я двумя руками голосую за автотуризм.
ВСЁ! Спасибо осилившим много букв!