|
Маршрут движения: Новосибирск — Ишим — Курган — Уфа — Самара — Тольятти — Волгоград — Ростов — Мелитополь - Симферополь - Ялта — Николаев — Кировоград — Киев — Чернигов — Брянск — Козельск — Оптина Пустынь — Москва — Владимир — Суздаль — Муром — Дивеево — Ижевск — Пермь — Верхотурье — Екатеринбург — Тюмень — Тобольск — Новосибирск.
Пройдено 12 037 км за три недели, сожжено 785 л АИ-92, средняя скорость составила 62 км/час, средний расход бензина 6,5 л/100 км. На бензин, ночёвки, штрафы и гринкарту потрачено около 40 000 руб.
Такая уж моя судьба — летом трудиться без выходных, а зимой — отдыхать. Турция, Таиланд и т.п. — имею возможность, но не имею желания. Австралия, Канада — имею желание, но не имею возможности. Всё сходится, и не в первый раз, на автопутешествии. Любим мы с женой дальние дороги. В экипаж также включили моего отца, чтобы он смог посетить святые места. Маршрут сначала планировали на Питер и Карелию, но аппетит приходит во время еды — Питер (там были год назад) заменили на Крым. У жены острый приступ ностальгии по этим местам, а мне всё равно — лишь бы порулить (люблю я это дело).
И вот, 25 декабря 2009 года в 8:30 новосибирского времени, мы отдали швартовы и нырнули в морозный туман. -35 показывал наш термометр, но в машине тепло, дорога знакомая, фур немного. От некоторых выхлоп на морозе осложняет обгон, приходится заранее, не заезжая в облако, вылазить на встречку, осматриваться и рвать вперёд. Штурманское обеспечение состоит из жены, двух атласов, двух GPS («Навител» и «Мегаполис»). Кстати, моё общение с этими умными приборами наводит на мысль, что часть акций производителей картографии и программ для них принадлежит фирме «Сусанин и потомки», это и относится к «Гармину», которому всё равно, автобан перед вами или просека в лесу, и «Мегаполису», который многих дорог вообще не знает. По городам они водят неплохо, но карту города советую изучить заранее. А главное — надо доверять собственной интуиции.
В 16:00 проходим Омск. Значительно потеплело, -5. Пошёл снег. Сразу за Омском заехали в знакомый лесок, где не раз уже устраивали привал, глубина снега небольшая, да мы здесь уже не первые. Походный обед, и через 30 минут мы снова на трассе. Курс — на Ишим.
Ночевали в Крутинке, в мотеле «Уют». Тесный трёхместный номер без удобств — 1 100 р. с охраной машины.
26.12. Выехали затемно, в 9:30 (нск), прошли Ишим, попутно изучив треть его улиц, благодаря безграничному доверию навигаторам. А ведь есть объездная! Далее — отличная дорога на Бердюжье, но километров через 30 она переходит в старую кочковатую и колейную. После Частоозёрного немного улучшается и становится хорошей при выходе на М-51. Далее — по объездной мимо Кургана и Челябинска. Дорога особо ничем не запомнилась, есть хорошие и плохие покрытия, как и везде. Тепло, -6, небольшой снег, дорожники ситуацию контролируют, дорога чистая. В сумерках после Челябинска впереди замаячили Уральские горы. Здесь мы их ни разу не пересекали, хотелось полюбоваться, но в темноте красот не было видно.
Запомнились многочисленные спуски — подъёмы, еле ползущие вверх грузовики и запах горелых тормозных колодок на спусках. Серьёзное испытание для тягачей: некоторые не смогли забраться на перевал и стоят на обочине, попался КамАЗ, изрыгающий столько дыма от горящего масла, что, думаю, это последний его перевал перед капремонтом. Кое-кто улетел в сугроб — четыре легковушки и пара фур не вписались в поворот, благо сугробы смягчили удар. Около 20:00 остановились в хорошем мотеле в Юрюзани: просторный номер без удобств (но они легкодоступны в коридоре), чистое бельё (что бывает не всегда), охрана машины — за всё 1 100 руб.
27.12. Традиционно, выезжаем по Новосибирскому времени в 7:00. Ночью повалил снег, дорога стала скользкая и рыхлая, горы продолжаются, ещё пара легковушек улетает с дороги. Но если не выпендриваться, ехать можно. Кстати, приходит мысль, что горные дороги возбуждают водителей легковушек, хочется идти на пределе, почувствовать перегрузки на изгибах и изломах дорог, хапнуть дозу адреналина. Ну-ка, почувствуй перегрузку на трассе Новосибирск — Омск! Правильно, перегружается только зевающая челюсть.
Гор мы так и не увидели. К рассвету мы были на объездной Уфы. Циклон, заваливший снегом Москву, шёл нам навстречу. Порывистый ветер раскачивал машины, языки снега с полей ползли на дорогу, в некоторых местах от фур колея была настолько глубокой, что возникала вполне разумная мысль, не переждать ли стихию в мотеле? На всякий случай заправился до предела. Ветер был такой, что к машине пришлось идти практически на четырёх. В конце концов, возникла пробка. Фуры забуксовали. Спасло резкое потепление, снег перешёл в дождь, потихоньку поехали. Много аварий, перевёрнутые прицепы, разбитые тягачи, заметаемые снегом обломки кораблекрушений.
Около 17:00 местного въехали в Тольятти. Первый раз нас остановил гаишник. Ходил-ходил, лоб морщил, вдруг как встрепенётся, кинется, как кот за мышью, к заднему моему пассажиру, ремень, говорит, не пристёгнут, повёл меня в свою будку, дорылся до микроскопической царапины на ламинированном ПТС, типа косяк, подделка. Не дождавшись взятки, вздохнув, начал царапать протокол. Козёл, одним словом. Сколько народу погибло в этот день на этой трассе, а он, типа, трудится.
Я с уважением отношусь к тяжёлому и нужному труду инспекторов ДПС, но проблема в том, что в России основной свой труд — предупреждение ДТП, оформление ДТП, регулирование движения — ГАИ выполняет из рук вон плохо. Зато прятаться в кустах и, буквально, вымогать деньги — это норма. Они процветают на бессистемной, провоцирующей ДТП, расстановке дорожных знаков. Если знак населённого пункта мелкий, находится в стороне от дороги — жди засаду, в луче фар этот знак не появится. Или может не быть вообще знака «Конец населённого пункта», едешь и не знаешь, то ли добавить, то ли дальше тащиться. Примеров множество. Очень часто знаки бывают просто убийцами. Типичный пример, особенно на Урале, знак «Конец зоны запрещения обгона» тупо поставлен в таком месте, где здравый водитель обгонять не рискнёт, разве что трактор. А не здравый — рванёт, а впереди - закрытый поворот, и оттуда вылетает очередной Шумахер, а обгоняемая фура жутко длинная и быстро едет… А ведь в темноте поворота не видно и хочется поверить знаку.
Поздно вечером добрались до Сызрани и остановились в мотеле с олимпийским мишкой на стене. Цена 300 руб. за человека, не евроремонт, но когда спишь с закрытыми глазами, это не напрягает.
28.12. Выехали в 4:30 по местному. Дороги свободные, вчерашняя пробка рассосалась. Около -3. Осадков не заметно, но ветер сильный. По воле навигатора покатались по Сызрани, нашли указатель на Саратов, выехали из города, и по пустынной ночной дороге стали навёрстывать упущенное вчера время. Саратов прошли по объездной, ближе к Волгограду на дороге стали появляться облака тумана. На въезде в город он сгустился окончательно.
В плане у нас — посещение Мамаева Кургана. Но вот незадача: главный ориентир — статую «Родины-матери», видимую обычно за десятки километров, не разглядеть и в упор, а GPS-ки позорно поджали хвосты. «Вон военные карту развернули, сейчас у бабок дорогу будут спрашивать» (из армейского анекдота). Так же и мы, опросив местных жителей, благополучно добрались до искомой цели.
В годы войны здесь, на этих улицах, происходили одни из самых ожесточённых боёв. Здесь наши деды повернули немцев на запад, а сами тут и остались, навечно… Великая Отечественная война, впрочем, как и другие войны последних 200 лет, искусственно разожженная известными банкирами для решения своих амбициозных интересов, огнём прошла по нашему народу, и памятники, возведённые в память погибших, нужны, ведь здесь покоятся действительно лучшие люди. Спасибо им, что не стали разглагольствовать: «нужно-не нужно», а просто через жесточайшие страдания освободили свою землю от врага. Будете в Волгограде, взойдите на Мамаев Курган, вы обязаны поклониться самопожертвованию этих людей.
В торжественной смене караула вместе с чеканившими шаг солдатами, приняла участие местная кошка, торжественно шагая, задравши хвост и громко мяукая.
После посещения Мамаева Кургана, уже в сумерках, подъехали к берегу Волги. Что здесь творилось в военные годы, словами не передать, только при переправе погибли тысячи… На этой изрытой разрывами водной глади совершали свои каждодневные подвиги мои коллеги — речники.
В завершение короткой экскурсии по Волгограду решили прокатиться на метротраме. Это обычный трамвай, который, вдруг заезжает под землю, мгновенно перерождается, и, ощущая себя поездом метрополитена, набирает бешеную скорость, даря пассажирам ощущения настоящего метро. Как настоящий поезд он въезжает на красивые станции, а когда покидает подземное царство, становится обычным домашним трамвайчиком.
Найдя в тумане машину, двинулись по треку навигатора на выезд из города. Переночевали где-то на окраине города в мотеле с тесным трёхместным номером, оборудованном полноценным санузлом и горячей водой. Всё вместе с охраной машины 1 050 руб.
29.12. Выехали, как обычно, по Новосибирскому времени, в 7:00 (4:00 — мск). +3, туман настолько плотный, что от дальнего света пришлось совсем отказаться, а ближний корректором опустить в нижнее положение, иначе — перед машиной молоко. Временами налетавший ливень немного разбавлял его, искажая реальность настолько, что управление машиной становилось похоже на управление луноходом на неизвестной планете. Отдались воле «Навитела», который, стремясь оправдаться за вчерашние прегрешения, быстро нас вывел из города в направлении на Ростов. С рассветом видимость улучшилась, выглянуло солнце, а появление зелёных человечков с радарами окончательно вернуло нас с небес на землю. На участке этой трассы до поворота на М-4 концентрация камер была наибольшая, я сильно не торопился, тупо соблюдая тупо расставленные знаки, поэтому обошлось без финансовых и временных потерь. Сквозь снег на полях стали проглядывать зеленеющие озимые, радуя наш непривычный к таким картинам взгляд.
М-4 оказалась хорошей четырёхполосной с разделительным барьером, трассой, если бы не редкие, но неприятные язвы в асфальте, появившиеся после недавних морозов, дорога была бы отличной. Тёплая солнечная погода радовала нас весь день, расцвечивая живописный пейзаж в летние краски.
В Ростове мы планировали купить «гринкарту», а так же заехать на святой источник Иверской иконы Божией Матери, благо, время позволяло. Зарядив в «Навител» адрес монастыря, мы въехали в город и сразу упёрлись в пробку. Кругом царила предновогодняя торговля, народ тащил желтоватые сосёнки, изнывая от почти летнего солнца. После барахолки дороги стали свободными, и мы смогли полюбоваться городом. Заметив указатель известной страховой компании, мы припарковались и за 15 минут и 570 рублей оформили 15-дневную страховку.
«Навител» продолжал нас звать к монастырю, поэтому послушно двинулись вперёд. Неожиданное предложение повернуть в грязный грунтовый переулок проигнорировали, вызвав сперва раздражительное, а затем истеричное замечание «Вы ушли с маршрута» и предложение повернуть в следующий. Трудно было не поверить столь уверенному предложению свернуть в частный сектор, в итоге сдались и, поблудив по узким грязным улочкам, никогда не знавшим асфальта, вернулись на исходную. Полистав карту в навигаторе, мало-мало разобрались и поехали по нормальным улицам, держа примерное направление и имея горячее желание задушить раздражённо-тупо ворчащую вредную бабу, сидящую в GPS-ке. Монастырь мы нашли, воду из святого источника набрали, немного отдохнули душой и телом, а затем рванули на Таганрог.
Чистый асфальт, хорошее солнечное настроение и появившееся вдалеке сверкающее зеркало Азовского моря сделало дорогу лёгкой и приятной. Мы планировали переночевать недалеко от границы, а рано утром отдаться в руки незалежных таможенников. Для интереса завернули в деревеньку, находящуюся на живописном берегу какого-то залива, проскакали по кочковатым улицам мимо домов, вроде и похожих на обычные российские деревенские дома, но всё же чем-то незримо отличавшихся, несущих в своём облике бывалую зажиточность этих мест. Как и по всей нашей стране, крестьяне живут очень бедно, по привычке из последних душевных сил обрабатывая землю, получая или не получая за это мизерную плату и минимум морального удовлетворения, потаскивая с работы в своё хозяйство всё, что ещё не унесли другие…
Случайно замеченный слева от трассы указатель на мотель «Лесная сказка» привёл нас, и правда, к сказочному скверику, заселенному скульптурами различных лесных зверей. В отдельно стоящем здании нам отвели отличную комнату со всеми удобствами за 1 400 руб. Тёплая, ароматная, звёздная южная ночь оживляла сказочные фигуры зверей, спать совсем не хотелось, но нас ждали дальнейшие приключения, и надо было отдыхать.
30.12. Подъём традиционно по родному времени в 7:00. Для движения на запад удобно сохранять домашние привычки, с каждым часовым поясом выезжая всё раньше. Вечером же полезно забыть о доме и завалиться спать по местному времени. Так легче переносить дальнюю дорогу. При движении на восток сложнее, приходится заставлять себя, уже привыкшего к московскому времени, с каждым днём вставать всё раньше.
За час мы собрались и поехали сдаваться на таможню. По пути нам попался пост ДПС, где положено всем останавливаться, а инспектор, оценив взглядом, решает, что с тобой делать, проверить или отпустить с миром. Нас лениво проверил и отпустил. Тут же из придорожной темноты выскочил сонный амбал и настойчиво поинтересовался, не нужна ли нам страховка? Нужна, не отдадим! И мы покатили дальше. В такую рань на таможне машин было мало, штуки три, как раз столько, чтобы копируя их действия, понять, как же пройти эту придуманную властными недоумками невидимую черту. Нам помогла информация от Антона Дыбова http://www.adybov.ru/auto/ruua-jot.htm, большое ему спасибо!
В темноте заполняли какие-то бумажки, пару раз открывал багажник, таможенники без энтузиазма смотрели на наши сумки, да задавали стандартные вопросы про оружие и наркотики. В общем, на таможне работают нормальные улыбчивые парни, которые без излишнего формализма впустили нас на Украину (или выпустили в Украину — не знаю, как политкорректней).
Только начинало светать, мы шустро продвигались по тёмным дорогам чужого государства, чувствуя себя то ли разведчиками, то ли шпионами, опасаясь провокаций от каждого куста. Шутка. Просто я решил не нарушать ПДД. Кто знает, как эти дояры доят? (Кто не знает, здесь ГАИ называется ДАI, то есть от слова дай или дои). Навигатор «JJ-connect» с «Мегаполисом» оказался патриотом и забугорье не знал вообще. В «Навител» я успел скачать карту Украины, что нам здорово помогло.
Когда совсем рассвело, мы въехали в Мариуполь, малолюдный в это время дня город. Первые проснувшиеся жители тянулись к остановкам трамвая. Город в лучах восходящего солнца показался серым, грязноватым и бедным: 30-летние трамваи, ржавая «Газель» швыдкой медичной допомоги, дымящая так, что на швыдкость можно не рассчитывать, большой процент ещё советской техники.
Ярко в городе цвела только политическая реклама, призывающая голосовать за кандидата в президенты, причём на каждом столбе разного. Тоже шутка. Но ощущение такое было. Я пытался посчитать количество кандидатов, путешествуя по Украине, но досчитав до 30, сбился. Потом выяснилось, что их было 18. Вот бы на эти деньги купить новые трамваи в Мариуполь, троллейбусы в Симферополь, заасфальтировать дороги в Мелитополе! Впрочем, о чём я? Дома под моим окном гремят такие же древние трамваи, а троллейбусы и дороги не намного лучше.
Увидев мойку, решил смыть незаконно ввезённую из России грязь, тем более, что цена в 25 гривен (менее 100 руб.) была смешной. 40 минут машину тщательно мыли на вполне современном оборудовании, затем долго продували и бесконечно тёрли. Такая тщательность за смешные деньги объясняется просто: в большом, некогда промышленном городе нет работы, люди держатся за свои места, получая копейки, потому и цены низкие на всё, за исключением бензина (6,30– 7,20 грн за литр 92-го, умножьте на 4, в среднем 27 р.). Заехавший на мойку таксист на «Сенсе» («Ланосе» по-нашему) оказался почти земляком — бывал и в Новосибе, и в Якутске с Иркутском. Порассказал нам про жизнь местную, про неработающие предприятия, всеобщую безнадёгу и почти единственную возможность честно заработать — поехать трудиться в Россию. Помывшись, наговорившись, мы выехали из Мариуполя, хорошего тёплого города, пожелав мысленно счастья его жителям, а заодно и жителям всей Украины.
Курс на Мелитополь, город, в котором делают двигатели для «Запорожцев» и «Сенсов — Шансов». По дороге случилась первая (к счастью и последняя) «дойка». Подъезжаю к перекрёстку с кольцевым движением. Надо проехать прямо. Налево — Бердянск, направо — Токмак, движения никакого, зато за кольцом маячат даишники. Со второго ряда въезжаю на кольцо, перед правым поворотом перестраиваюсь в правый ряд и поворачиваю направо, за что и получаю взмах полосатой палки. Невнимательная проверка документов и радостное сообщение, что я пересёк сплошную и мне грозит штраф через повешенье. Оказывается, поворачивать надо было с левого ряда, т.к. в сплошной не было разрыва. Дурдом.
За это время мимо пролетает три местных машины, грубо топча яркую сплошную разметку. На мой немой вопрос дояр отвечает: «А, местные всё равно ничего не понимают!». То ли ПДД у них писаны на мове, а местные читать не научились, то ли денег у них просто нет, что вероятнее. По его словам, российские водители всё хорошо понимают и ездят правильно. А я, дурак, мовой пренебрёг! Денег, говорю, у меня украинских нет, обменники ещё закрыты. А он: «У нас и русские хорошо ходят». На тысяче и расстались. Да, понимаю, им там тяжело живётся. Но жадность мучила ещё целый час, до Мелитополя. Там возникло другое чувство — погружения в год 1993. Непроходимо разбитые узкие улочки, бедно одетая масса народа, мелкая торговля на каждом углу. Купив гривны, местную симкарту, быстренько ретировались в чисто поле, чтобы сбросить с себя груз мрачных воспоминаний.
Погода продолжала баловать, светило солнце, зеленели поля, правда, дул холодный ветерок, на градуснике +6. В кустах прятались многочисленные засады ДАИ, но встречные водители по-братски сигналили фарами, да я и не собирался нарушать. Интересное наблюдение: местные машины делятся на две основные группы — старые «Москвичи», «копейки», «Запорожцы», «Таврии», новые «Сенсы», ВАЗы и некоторые недорогие иномарки — составляют основную, народную группу, которая ездит спокойно, экономно, боится ДПС. Вторая группа — владельцы дорогих «меринов», «бэх» и т.п. мощной радости — на знаки совсем не обращает внимания, скорость ограничивают только формулой: мощность машины, помноженная на качество дороги и делённая на количество мозгов у водителя. ДПС они не боятся. Думаю, тут обратная ситуация.
Видимо, после известной истории с роспуском местной ДПС, даишники с горя поснимали все знаки ограничения скорости себе на сувениры, а потом, после возвращения на работу, поставили оставшиеся в действительно нужных местах. Но в навигаторе остались метки от старых ограничений, которые предупреждали о приближении к бывшему ограничению, установленному типично по-российски: ровная дорога, знак 40, радар в кустах. В целом, расстановка знаков мне понравилась, она не имела целью насобирать штрафов, а просто обеспечивала безопасность в меру своих возможностей. Ещё мне понравились информационные табло, сообщающие об основных причинах ДТП на очередном опасном участке. Правда, надписи по-украински, но догадаться можно.
Где-то в районе перешейка, соединяющего Крым с материком, стали попадаться продавцы рыбных деликатесов: копчёной кефали, осетровых, икры чёрной и красной. Взяли мы к новогоднему столу кефаль за 200 р. и баночку (0,5 л) чёрной икры за 400 р.
Так, наслаждаясь местными видами, мы около 17:00 местного въехали в Симферополь. Одна из целей нашего путешествия — посетить Свято-Троицкий храм и помолиться у мощей святителя Луки, великого учёного и врача 20 века, спасшего телесно и духовно огромное количество людей, заложившего основы современной гнойной хирургии. Движение в городе оказалось по предновогоднему плотным, поблукав по узким улочкам, нашли нужный храм.
В вечерней темноте двинулись дальше. Мы толком не знали, где остановиться на ночёвку, но предполагали, что особых проблем быть не должно, туристов зимой очень мало, места должны быть. Опять мы горы проходим в темноте. Затяжные подъёмы, спуски, крутые повороты, заложенные от перепада высот уши, отличная, хорошо размеченная дорога — всё это бодрит, вбрасывает в кровь адреналин, хочется идти на пределе, но осторожность, и ещё раз осторожность, мы тут гости, нам ещё домой возвращаться. Сколько дорог мы уже намотали на колёса, ведь их надо будет размотать обратно!
На дорожных указателях такие культовые названия: Алушта, Гурзуф, Ялта! Неужели мы, и правда, в Крыму? Может это сон? Утром проснёмся — увидим. А пока ищем указатель на Партенит, поворачиваем, и ныряем с трассы к морю и кипарисам, долгожданному отдыху и новым приключениям. Поплутав по непривычно крутым улицам посёлка, находим очень неплохую частную гостиницу с комфортабельным номером за 250 грн на троих в сутки, с недорогим кафе и другими радостями курортной жизни. Правда, в отеле кроме нас нет больше никого, потому и цены низкие. Ставим во дворик машину, разгружаемся, накрываем скромный стол с кефалью, икрой и массандровским вином, купленным в соседнем магазине. Первый этап нашего путешествия завершён. Впереди — два дня крымской радости, а затем дорога в Киев.
31.12. Как ни хотели мы отоспаться вволю, подскочили, всё равно, рано. И не пожалели. В густой предрассветной темноте отчётливо слышался шум прибоя, крик каких-то диковинных птиц, яркая луна в ореоле лёгких, быстро скользящих облаков, гладила своими лучами спину спящего медведя — знаменитой Медведь-горы. Воздух, отяжелевший от морской соли и испарений тропических растений, можно было пить вместо кофе. А самое главное для нас, ещё не забывших морозы - было тепло. Точнее, лёгкая прохлада, бодрящая сонное тело. Весь этот романтический коктейль мы вкушали на просторной гостиничной лоджии, и никуда больше ехать не хотелось!
Но вот уже рассвет, съедена очередная пара столовых ложек чёрной икры, пора начинать отдыхать! Честно скажу, для меня отдых — завалиться на диван и сладко поспать или почитать-посмотреть что-то интересное. Но жена думает иначе, поэтому с раннего утра гоняет нас в хвост и гриву, чтобы получить этого «отдыха» по максимуму.
Первое, куда мы двинулись — парк при санатории, являющийся филиалом Никитского ботсада. Мы долго гуляли под пальмами, туями, кипарисами и т.п. неувядающей тропической растительностью, любовались непривычной для нас многоликой зеленью парка. Бродили по берегу моря, успокаивая свой ещё разгорячённый гонкой взгляд, слушали рёв прибоя, пытались рукой пощупать воду, в результате — вода пощупала меня за ноги, не удалось убежать от «девятого» вала.
Далее в плане — посещение Массандры, точнее дегустационного зала знаменитого винзавода. Винцо-то вчера оказалось волшебным! 30 минут — и мы, взобравшись по небольшому крутому серпантину, оставляем машину, чтобы посетить эту легенду виноделия. Экскурсию мы решили не брать, а ограничиться выборочной дегустацией. Я говорю «мы», но в дегустационный процесс я включался только как сугубо теоретический специалист и фотограф — за рулём-с. Стоимость 50-ти граммовой рюмки 1,5-4 грн. Стоимость бутылки 28-100 и более грн. В результате, в багажнике машины до самого Новосибирска тряслась, любовно обмотанная туалетной бумагой, батарея бутылок. Некоторые экземпляры до сих пор ждут своего часа, чтобы в нужный момент вещественно напомнить о том, что всё это было с нами не во сне.
Далее, звеня шипами по асфальту, поехали в Ливадию, где мы полюбовались видами моря, погуляли вокруг дворца, а главное — зашли в Крестоводвиженский храм, дворцовую церковь Царской Семьи. Здесь закончилась эпоха великого Александра III, здесь началась трагическая судьба царствования Николая II.
На высоком утёсе скалы, возвышающейся над Ливадией, в лучах неяркого солнца, сиял белокаменный, с золотыми куполами, православный собор. Снизу казалось, что дорога к нему доступна только отчаянным альпинистам, но, двинувшись на машине по серпантинам в сторону Фороса, мы, поднимаясь всё выше и выше, оказались на живописнейшем утёсе, с которого открывался вид на десятки километров вокруг: синее на глубине и светло-зеленое, окаймлённое белым, у берега море; виднеющаяся вдали набережная Ялты; штормующие в бухте сухогрузы («чебурашки», как мы их называем, работал я когда-то на таких). На этом утёсе и стоит храм Архистратига Михаила.
Далее дорога шла по красивейшим местам в сторону Фороса и Севастополя. Мы же, посетив храм, поехали обратно. Дело шло к вечеру, голод уже мучил нещадно, надо было ещё побывать на Ялтинской набережной, затем встретиться с представителями украинского «Лада-Калина Клуба», собирающихся коллективно отмечать праздник. А вечером мы планировали под пальмой ждать Деда Мороза.
В Ялте на набережной было многолюдно, горели разноцветные огни, работали фонтаны, у пирса сильно раскачивались яхты и катера, приглашая желающих зачистить желудок в штормящем море для лучшего усвоения новогоднего стола. И только высокая сверкающая ёлка пыталась напомнить о самом главном зимнем празднике. Может, местным жителям этого достаточно, но нас новогоднее настроение без снега и мороза никак не хотело посещать. К тому же пошёл дождь, и мы поехали домой. Вот уже и поворот на Партенит, но вдруг у нас воникает жуткая мысль — ведь мы забыли поменять деньги. А ведь нам надо расплатиться за жильё, за заказанный новогодний ужин. В Партените уже всё закрылось, надо ехать обратно в Ялту. Тут нам звонят наши коллеги — калиноводы из Симферополя, проезжающие мимо. Встречаемся, знакомимся, и летим под проливным дождём в Ялту.К сожалению, мы не можем включиться в программу их праздника — шашлыков, гонок, путешествий и конкурсов. У нас своя программа. Немного пообщавшись, меняем деньги и едем к своему новогоднему столу.
В нашей гостинице, по-прежнему, постояльцев больше нет. Стол нам накрывают к Новому году по Новосибирску. К слову сказать, обильный ужин с горячим блюдом в горшочке и кучей салатов обошёлся для троих примерно в 1 300 рублей. Вино, икру и фрукты принесли сами. В кафе больше никого, накрывают ещё стол для хозяев и обслуги. Мы в полночь по нск-времени стреляем массандровским шампанским, неспешно ужинаем, но до местного Нового года дотянуть не можем, отправляемся в номер, где нас и сваливает здоровый сон.
1.01. Утром снова прогулка по парку, затем мы решили во что бы то ни стало искупаться. Нет-нет, не в море, слишком мало накануне выпили. В бассейне. Для этого снова едем в Ялту, находим одноимённый отель, в котором есть отличный бассейн под открытым небом с подогретой морской водой. Цена удовольствия — 50 грн с человека, по времени не ограничивается. Нас хватило на три часа, ещё бы минут 15, и у меня бы выросли плавники. Хорошего — в меру. День закончили в Никитском ботсаду, нагулялись под реликтовыми деревьями да поехали домой, готовиться к завтрашнему отъезду.
Отдых в Крыму зимой — вполне реальная вещь. Вспомните летние толпы, пробки, жару, постоянную жажду, тепловые удары, солнечные ожоги, удары по кошельку, истерики жены, капризы дочери. Зимой этого кошмара нет! А Крым есть, не менее красивый, чем летом. И люди, живущие там, так же гостеприимны и отзывчивы. Если доживём, следующий Новый год отметим здесь же, только побудем в Крыму не два дня, а неделю-другую, ещё и друзей прихватим.
2.01. Ну вот, снова в путь, последние фото Медведя, спящего под облачным одеялом, и по пустынной трассе вперёд — в Симферополь.
Приветливый даишник остановил нас, проверил документы, пожелал счастливого пути и отпустил нас с миром. Вот и Симферополь, красивейшие места остались позади. На объездной нас снова останавливает не менее приветливый инспектор, проблем нет, и мы летим дальше, на Херсон, Николаев. Солнечная погода остаётся в Крыму, материк нас встречает моросью, холодает. «Навител» для нас выбрал самую короткую дорогу на Киев, немного подумав, мы соглашаемся с ним и поворачиваем от Николаева на Кировоград. Дорога в Херсонской области никудышная, кочки, волны, выбоины. Машин мало. Погода всё портится, появился нерастаявший снег. Иногда навстречу попадаются покрытые льдом машины, везущие на себе примёрзший к крыше сугроб. Что там впереди за стихия? Из новостей мы знаем, что в новогоднюю ночь Украину завалило небывалым снегом, оборвало ЛЭП, народ бедствует без света.
При стоянке на каком-то переезде, из впереди стоящего микроавтобуса вышел водитель, оказалось, земляк, из Новосиба. Всё удивлялся и спрашивал, как мы на «Калине» в такую даль не боимся? А чего ей сделается? Надёжная машина, проверена дорогами.
Едем дальше, в Кировоградской области дорога улучшается, погода ещё портится, пробрасывает снег, -8. Да, здесь прошёл хороший снежный буран, домики по пояс в снегу, народ чистит дорожки. Для нашего взгляда всё очень органично, как в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки». Ну а для местных жителей это непривычно: «Перший раз!».
На дороге всё толще снежный, кочками, накат, машин совсем мало, на шипах здесь почти не ездят. К Черкасам начинает темнеть, а мы вдруг вспоминаем, что опять денег не поменяли. Срочно надо искать обменник. Впереди город Смела. Въезжаем, на заправке интересуемся, где вокзал, там обменник должен ещё работать. Заправщик на смеси украинского и южно-русского языков вполне понятно объяснил нам дорогу: «Едэте, едэте…». Нашли вокзал, в справочной на чистом русском нам объяснили, где есть заветное окошечко. Но там всё было закрыто, зато хмурый бородатый дядька, хищно сверкнув глазами, предложил нам поменять рубли на украинские цветные бумажки по нерадостному для нас курсу. Куда деваться? Поменяли. По треку нашли обратную дорогу и двинулись дальше. Надо искать ночёвку. Вскоре в небе засверкали всполохи, и из-за поворота показалась богато расцвеченная харчевня с мотелем, банями, саунами и т.п. радостью. Цена 350 грн., дороговато, но спать больно хочется. На улице морозец -15, глубокие сугробы, хрустальный воздух. Хорошо. А ведь утром в Крыму было солнечно, +15! Гостеприимная горничная показала нам комфортабельный номер. Горячий душ, вкусный ужин и крепкий сон — что может быть лучше после трудового дня!
3.01. Посёлок, в котором мы ночевали, назывался Корсунь-Шевченковский. До Киева оставалось около 100 км, мы их преодолели за два часа, вовремя не расчищенная дорога превратилась в стиральную доску.
Основная наша цель — Киево-Печерская Лавра. «Навител», как ни странно, знал дорогу и безошибочно привёл нас к центральному входу. День был воскресный, в храме Феодосия и Антония Печерских шла литургия, было многолюдно, причашались сотни людей, проникновенно пел клирос. Проповедь, произнесённая священником, била не в бровь, а в глаз: современные потуги продажных политиков, норовящие разделить два, поистине братских народа. Действительно, мне Россия напоминает большое дерево, поливаемое ядовитыми удобрениями, пожираемое вредителями. Украина же — оторванная от этого дерева большая ветвь, воткнутая в землю и тихо засыхающая, потому что никак не решат, кто и чем её будет поливать, а вредителям уже и пожирать нечего. Но это моё личное мнение.
Верхняя часть Киево-Печерской Лавры представляет собой в большей степени музей, чем монастырь. Мы взяли экскурсию и прослушали историю возникновения Лавры, историю строительства, разрушения и восстановления храмов, прошлись по музейной экспозиции. Экскурсоводша, представляющая официальную версию истории Украины, постоянно путалась, пытаясь в глубине веков найти антагонизм между русскими и украинцами, продажный Мазепа у неё оказался национальным героем. Дальше слушать её мы не стали, так как на очереди был Голодомор.
Вообще, официальная, политизированная точка зрения экскурсоводов — как раз одно из тех ядовитых удобрений. В Якутском краеведческом музее экскурсовод так же твердит, что пришлые русские огнём и мечом покорили гордый якутский народ, забывая о том, что пришлый с Алтая якутский народ вытеснил исконных эвенков и эвенов из богатых и относительно тёплых районов далеко на север и северо-восток, это заложено в историческую память этих народов. Но кто теперь про них вспоминает? И русский, и украинский, и якутский народы находятся под прессингом мировых финансовых воротил, которым ни один этот народ не нужен, разве, что в зоопарк. Нас просто стравливают, чтобы избавиться. Мы нужны друг другу.
В нижней части Лавры находятся знаменитые пещеры, в которых этот монастырь и начинался. Первые христиане в пещерах строили себе храмы, кельи, совершали великие монашеские подвиги. Сейчас здесь покоятся мощи святых, в подземных храмах проходят службы. Мы, присоединившись к экскурсии, прошли по пещерам, приложились к святыням.
Пообедав в монастырской трапезной, сели в машину и стали планировать дальнейший маршрут. По плану мы должны сегодня переночевать перед границей, а утром, пораньше, пройти её. Ехать планировали по Е-101 до Калуги, точнее, Козельска. Сильно не замудряясь, закладываю Козельск в «Навител», получаю маршрут, думая, что насчёт Е-101 GPS-ка всё поняла. Время ещё есть. Оставляем машину и пешком гуляем по Киеву. Улица Мазепы. По логике, где-то рядом должна быть улица Иуды. Традиционная советская мода называть улицы именами предателей. Политика в виде кандидатов в президенты прёт с каждого столба. А в целом, город понравился, особенно его приветливые жители.
Прокатились на метро, поразил бесконечный эскалатор. Станция «Арсенальная» оказалась тесной, бедненько отделанной белым совковым кафелем, закопчённый старый поезд не поразил чистотой. Зато Крещатик, будучи в этот вечер в пешеходном варианте, порадовал яркими красками огней.
Ну вот, мы снова в пути. Держимся указателей на Чернигов, чтобы, не доезжая его, повернуть на восток. Дорога обильно полита химией, более-менее чистая, зато обочина и съезды заметены снегом, многие знаки тоже залеплены, что и сыграло с нами шутку. Навигатор вдруг попросился направо, в занесённый снегом съезд с сидящей на брюхе легковушкой. Указатель был забит снегом, желания лезть в сугроб не возникло, посчитали предложение повернуть очередной провокацией GPS-ки. Едем дальше. Вдруг относительно чистый асфальт резко заканчивается, прямо за указателем «Черниговская область» начинаются такие кочки, что двигаться можно только 30-40 км/час, убивая машину. Толстый слой снежного наката испещрён бесконечными ямами и кочками. Машины, пытаясь хоть как-то сохранить скорость, виляют и скачут, как зайцы перед охотником. Видно, у местных дорожников ни машин, ни химии, а у властей нет желания мобилизовать всю тракторную технику.
Так я и проскакал мимо поворота. «Навител» тоже успокоился, пересчитав маршрут, и повёл нас куда-то через Чернигов. Остановились на обочине. Посовещались, полистали карты, сходил в Интернет за советом. Уж больно неохота было возвращаться по этой луноходной трассе. Поняли, куда метит навигатор, решили снова ему довериться. Время позднее, дорога плохая, скорость черепашья, куда едем — не знаем. Долго ли, коротко ли, вывела нас дорога в какой-то посёлок перед границей трёх стран, Украины, Белоруссии и России. В мотеле с нас содрали 1 400 руб. и 15 грн. за охрану машины. Нам было уже всё равно. Быстрее бы прижаться к подушке.
4.01. Опять ранний подъём, старт. На выезде из Украины очереди нет, формальности занимают пять минут, и мы едем по нейтральной территории. Дорога упирается в кольцо со стелой посередине, не разглядел, чему посвящённой, наверное, это тот самый камень, у которого в раздумье стоял добрый молодец. Дорога расходится надвое. Слева — Беларусь, справа — Россия. Интересно, если ДТП произойдёт на этом перекрёстке, чьи гаишники приедут? На российской таможне нарушителей покоя кроме нас больше нет, заполняем бумажки, поднимается шлагбаум, и вот они — родные берёзки!
Дорога стала лучше, видимо, снег здесь имеет другие физические свойства и покрывает дорогу ровным слоем. Всё-таки значит, не зря границу провели именно в этом месте. Интересно, какой снег в Белоруссии?
Вообще, Украина оставила сложные воспоминания. Государство здесь не любят, налоги не платят (мы оставили здесь более 2 000 грн без чеков и квитанций). В отличие от России, поля вспаханы, крестьяне не так бедны и не настолько спились. Промышленность, как и у нас, еле дышит. Все ресурсы исчерпаны, хочется жить хорошо, да не на что. И все ждут: чем же закончатся выборы? Когда власть прекратит распри да начнёт работать? А куда повернёт, в сторону России или Запада, уже безразлично, устали все, надоело всё. Что и требовалось.
Наконец-то вышли на трассу М-13 и бодро рванули по своевременно очищенному асфальту в сторону Брянска. Пройдя город по объездной, свернули на М-3. К вечеру добрались до поворота на Сухиничи — Козельск, нашли указатель на Оптину пустынь, быстро сориентировавшись, остановились в гостинице для паломников при монастыре, 200 руб. с человека. Успели ещё сходить на вечернюю службу, прогуляться при двадцатиградусном морозце по территории обители.
5.01. Первую половину дня мы так же провели в монастыре, одном из древнейших в России. Здесь особая атмосфера сосредоточенности и тишины, здесь многие могут получить ответы на свои вопросы…
Фото: http://www.oz-blago.ru/photo_img/1976/
Мы долго не могли решить, куда ехать дальше, Рождество мы хотели встретить в Дивеево, Нижегородской области, кроме того надо было посетить Москву и Муром. На всё — чуть больше суток. Чтобы не делать лишний крюк, решили рискнуть, поехать сначала в Москву, Бог даст — успеем. В Москве нам обязательно надо было посетить книжный магазин издательства «Русский вестник», расположенный на Садовом кольце и работающий до 17:00. Теоретически должны были успеть.
Рванули через Калугу в сторону Москвы, без особых задержек миновали МКАД, без единой пробки прошли всю Профсоюзную, Ленинский проспект и вышли на Садовое кольцо. Успели за 15 минут до закрытия магазина. Машина потяжелела ещё килограмм на пять. Теперь следующий пункт — Покровский монастырь на Таганке. 20 минут, и мы на месте. Чудеса! Никогда так быстро по Москве не перемещался! Здесь мы отстояли на морозе двухчасовую очередь к святой Матроне Московской. Удивительно, как много людей почитает эту бедную, слепую старушку, скольким она помогла. По легенде, сам Сталин тайно посетил её, выполнил её волю, возродил церковь, с тех пор и погнали немцев.
Удивительно, но так мы в Москве пробок и не увидели, практически без остановок добрались до Одинцово, к родственникам. Как всегда хочется покритиковать московские власти за «коктейль Лужкова», говорят, что это просто соль, но почему машина после этой соли чёрная и жирная, почему на стекле образуется плохо смываемая плёнка, ухудшающая видимость, какая радость от созерцания безлико-грязных машин, какая польза от постоянно мокрой обуви и от вечно сырого воздуха? Ведь в других регионах от химии на машине разводы белые, похожие на соль. Тоже гадость, но не такая вонючая, легче смывается со стёкол. А лучше вообще не обрабатывать, как в Тюмени и Новосибирске. Пусть лёд, пусть колея, зато аварий меньше, народ едет спокойно, стёкла не забрызгивает, машина чистая! Господин Лужков осенью громогласно обещал, что отгонит снежные тучи зимой от города. Ребята, я вам сочувствую, не дай Бог, маразм и до нас доберётся!
6.01. Гостили мы недолго, и в 8:30 были уже в пути. Без проблем миновали МКАД-юг с запада на восток, вышли на трассу М-7 на Владимир. Движение стало довольно плотным, в предпраздничный день москвичи спешили на отдых. Где-то на подходе к Владимиру нас остановил гаишник, проверил документы, отпустил. Ну, думаю, удивил его 54 регион, вот и махнул палкой. Своего региона на номерах мы с Урала не встречали. Только обсудив эту тему, поднимаю взгляд — перед нами «Королла»-универсал с 54 регионом, обогнали, погудели, помахали — но молодой человек с девушкой как-то испуганно среагировали на наше приветствие, видимо не поняли.
Во Владимире мы посетили Успенский собор, в котором находятся мощи святого Андрея Боголюбского.
Фото: http://vladsuzd.narod.ru/uspensy.html
Это чудо 12 века видело столько неурядиц на Руси, но молитвами праведных людей, Русь преодолевала самые тяжёлые испытания. В наше время надеяться остаётся только на Бога, смешно рассчитывать на демократию. Есть такой бородатый анекдот: Существует только два варианта спасения России: фантастический — мы соберёмся, возьмёмся за ум и всё сделаем сами; и реалистический — прилетят инопланетяне и всё сделают за нас.
Далее решили прокатиться до Суздаля. Времени оставалось мало, просто поездили по городу, полюбовались старинными храмами, крепостными стенами, купили сувениров и взяли курс на Муром, где хотели поклониться древним русским святым — Петру и Февронье, супругам, прожившим всю жизнь в любви, много доброго сделавшим людям, в один день отошедшим к Богу. Самому Илье Муромцу мы поклонились ещё в Киево-Печерской Лавре. Дорога на Муром нам уже знакома, третий раз едем, уже и названия деревень узнаются. В город въехали в темноте, тормознулись у какого-то прохожего, чтобы расспросить о дороге, о только что построенном мосте через Оку. Каково было наше удивление, когда попрощавшись, он сказал: «Привет Новосибирску!». Приятно, спасибо! В монастыре шла служба, покровители счастливой семейной жизни лежали в своей раке. Мы помолились у мощей, попросили терпения и любви для своей семьи. Вчера у нас было 19-летие совместной жизни, всё ещё впереди…
Сегодня осталось доехать до Дивеево, это вторая после Крыма длительная наша остановка. Теперь через Оку есть мост, поэтому без паромной нервотрёпки, мимо старинных сёл, по хорошей дороге, спокойно доехали до пункта назначения. Ещё утром заранее созвонились с хозяйкой частной гостиницы, где уже была приготовлена комната (350 руб. с человека). Ровно год назад мы так же приехали в Дивеево, правда, со стороны Арзамаса, из Мурома пришлось ехать через Н. Новгород. Немного отдохнув, пошли на рождественскую службу в знаменитый Серафимо-Дивеевский монастырь, одну из величайших святынь России. Ночная служба далась легко, придя под утро домой, разговелись местным кагором, закусили, да спать вволю, мы завтра не торопимся!
7.01. Провалявшись почти до 12-ти, мы снова посетили монастырь, помолились у мощей преподобного Серафима Саровского, прошли по Канавке Пресвятой Богородицы, посетили другие святыни.
Фото: http://fotki.yandex.ru/users/avtodeevoo/view/225009/?page=15
Погода стала портиться: солнечная и морозная уступала место ветреной и снежной. Промёрзнув до костей, через магазин вернулись в гостиницу и продолжили праздник Рождества.
8.01. На улице пурга. Замело выезд с нашей стоянки. Пришлось размяться с лопатой. Нам сегодня много ездить по окрестностям. Первый пункт — село Тёплово в 50 км в сторону Мурома. На дорогах сугробы, колея. Снегоочистительная техника уже трудится, иначе даже улицы посёлка были бы непроезжими. Машина, сбивая бампером верхушки сугробов, меся колёсами рыхлый снег, всё же довозит нас до церкви в Тёплове. Этот деревенский храм, представляющий собой целый архитектурный ансамбль с белокаменной колокольней, построен в 1840 году и живописно украшает берег реки Тёша.
Идёт литургия, прихожане — одни пожилые женщины, даже в алтаре прислуживает бабушка. В этих краях в людях ещё не угасла вера, во многих сёлах стоят такие же большие храмы, почти везде действующие и очень бедные. Но молодёжь и, особенно, поколение 70-80-х церкви предпочитают телевизор, эту «икону Ротшильда». Но надежды на возрождение духовности есть. В дореволюционной России народ, продолжая истово креститься, ходить в церковь и соблюдать посты, душой отошёл от веры. Ему, конечно, в этом помогли жрецы Мамоны. Сейчас же, испытывая страдания, потерявшая смысл жизни на земле, душа народная начала тернистый путь к Богу. По окончании литургии, отец Николай, единственный священник этого храма, рассказал нам историю его постройки, рассказал, как в годы гонений местные жители сберегали у себя в домах святыни.
Фото: http://www.nne.ru/news_pr.php?id=342
Далее наш путь лежал в село Гремячево, славящееся большим количеством родников. Сам Иван Грозный, проезжая мимо, указал место для постройки церкви.
Фото: http://www.nne.ru/news_pr.php?id=342
Она стоит до сих пор, белокаменная и величественная, намоленная многими поколениями русских людей. А рядом, под горой, бьёт святой источник, устроена купальня. Набрав воды, мы случайно попадаем в дом к одной благочестивой старушке, которая, похоже, знает о нас больше, чем мы сами о себе знаем. В беседах проходит полдня.
Возвращаемся в Дивеево, обедаем, и уже в сумерках выезжаем в соседнюю Мордовию, в Санаксарский монастырь, где покоятся мощи святого непобедимого флотоводца Фёдора Ушакова. Расстояние около 150 км по среднего качества заснеженной дороге, видимость из-за пурги местами метров 30. Навигаторы по деревенским дорогам путаются, идём по указателям от села к селу. У одного указателя на пару секунд останавливаемся, чтобы получше разглядеть, тут же, через 10 метров, из сугроба выскакивает гаишник, неумело машет палкой, заявляет, что остановка там запрещена. Но его молодость и неопытность в деле разводки на деньги не устояла перед моими доводами, отдаёт документы и скрывается в своём сугробе. Видимо, это был стационарный пост на въезде в 13-й регион. Мы неплохо ориентируемся в снежном месиве, находим нужный поворот и подъезжаем к красивейшему Санаксарскому монастырю. Отстояв службу, поклонившись святым мощам, возвращаемся по треку в Дивеево. Пурга продолжается, несмотря на позднее время, продолжают трудиться дорожники. Обратная дорога всегда кажется короче. Уставшие и голодные, пытаемся проанализировать сегодняшний насыщенный день, строим планы на завтра.
9.01. Сегодня в плане — прощание с Серафимо-Дивеевским монастырём и купание в святых источниках. В Дивеево и окрестностях имеется несколько таких источников, оборудованных деревянными срубами — купальнями. Обычно мы ездим на источник батюшки Серафима, расположенный в 30 км от посёлка, рядом с городом Саров.
Фото: http://foto.mail.ru/mail/sergetru/700/784.html
В прошлую зиму у меня хватило духа искупаться на морозе в ледяной воде. Хватит ли сейчас? В обледеневшей купальне заходить в воду страшнее, чем на улице, но оставлять одежду в общей раздевалке не хочется, деньги и документы приходится таскать с собой. В принципе, в купании зимой нет ничего страшного, летом бывает холоднее на жаре заходить в не очень прогретую речную воду. В общем, я, как и положено, трижды окунулся. После такой процедуры целый день в теле необыкновенная лёгкость, а на душе праздник. Все члены нашего экипажа выдержали это испытание и в приподнятом настроении поехали домой готовиться к завтрашнему отъезду.
10.1. Снова ранний подъём, посёлок ещё спит, морозец -25, звёзды. Двигаемся на Арзамас. Сегодня задача — добраться до Ижевска, там, у родственников, переночевать. Наконец-то мы двинулись в сторону дома, теперь только короткие остановки, главное — дорога. Миновали ещё не проснувшийся Арзамас, вышли на 1Р-158. Первоначально мы с GPS-ками планировали маршрут через Вад — Княгинино — Лысково, но заметённый снегом поворот не вдохновил. Повернул на Дальнее Константиново в сторону Кстово.
Перед Чернухой надо было повернуть на Слободское, но и эта дорога была заметена, пришлось ехать на Кстово. В этом городе меня поразил запах, исходящий от местного нефтеперегонного завода под маркой «Лукойла». Дышать было не просто нечем, концентрация газа была такая, что рвануть могло. Этот газ, припадая к земле, растекался по оврагам на многие километры. Уже при движении по М-7 при пересечении низин запах снова напоминал о себе. Федералка в этих краях не блещет стабильностью, откровенно плохие участки перемежаются хорошими, трёх-, иногда четырёхполосными. Много ограничений, большое движение. Обгонять на плохом участке в сплошном потоке бессмысленно, проще дождаться расширения дороги. Дорожники здесь что-то заленились, поэтому даже при наличии трёх полос, фактически было две колеи. Обгонять приходилось по встречной колее, в которую можно было попасть только через полосу глубокого рыхлого снега. Малейшая ошибка может быть очень печальной. Совершивших такую ошибку было предостаточно, в основном это кончалось пируэтами на дороге и уходом в сугроб.
Инфраструктура М-7 в зачаточном состоянии: мелкие, неопрятные, заметённые снегом кафешки. Даже на модных лукойловских заправках нет тёплых туалетов, а если есть, то не пускают, отправляя в загаженные сортиры на улице. Гаишникам тоже тяжело, спрятаться негде, кругом сугробы, все едут медленно, без обгонов, зато аварий много.
Так мы, миновав Нижегородскую область и Чувашию, въехали в Татарстан, пересекли Волгу. Дорога расширилась и улучшилась, снег здесь убрали вовремя. Как обычно, здесь самый дешёвый бензин. Дорога во многих местах в состоянии ремонта, ограничение 50. Приходится терпеть. Обедаем на ходу, вскипятив в чайнике воду — времени на остановку не остаётся. Вот и место рыботорговли. Который раз здесь еду, а название этого рынка не знаю. Покупаем копчёных жереха, стерлядей, судачков. Не с пустыми же руками в гости заезжать!
За Елабугой поворот на развязку. Теперь до Ижевска всего 180 км. В Удмуртии, видимо, живёт очень весёлый народ. Развлекает в долгой дороге читать названия деревень: Алнаши, Лудзи-Шудзи, Бобья Уча, Муки-Какси, ну и т.п. Места здесь красивые, жаль уже стемнело, видно только заснеженные ели, мелькающие в свете фар. В 20:00 въезжаем в Ижевск, не обращая внимания на вопли навигаторов, сами находим дорогу к родственникам, допоздна с ними тепло общаемся.
11.01. Сильно рано встать не удалось, выехали только в 8:00 по местному. До Воткинска дорога знакомая. Далее мы каждый раз прокладываем новый маршрут. Теперь идём на Пермь, затем на Горнозаводск, Тёплую Гору. «Мегаполис» этой трассы не знает, зато «Навител» уверенно предлагает свои услуги. Погода ясная, морозная, -30-35. Дорога взбирается на холмы, резко спускается вниз, петляет между сопок. Подсвеченные красно-жёлтым восходящим солнцем заснеженные леса затихли в морозном тумане. Пермский край снова побеждает в номинации «Самая красивая природа»! Машин мало, дорога была бы неплохая, если бы её вовремя почистили. На одном из перекрёстков замёрзшие гаишники пытаются прикурить от джипа свою заглохшую «Самару».
В небольших деревеньках, утонувших в сияющих сугробах, народ уже проснулся. Люди на автобусных остановках, щурясь от яркого солнца, в снежной дали пытаются разглядеть вожделенный силуэт. Школьный автобус уже прошёл, бережно везя свой неспокойный груз.
Так, любуясь на суровую морозную красоту из тёплой машины, мы влились в поток машин перед Пермью. Решили довериться «Навителу», уверенно нас ведущему. Каму пересекли по плотине ГЭС, немного повиляли по узким улочкам города и вышли на отличную трассу, в наших атласах внятно не обозначенную. Это самый северный переход Уральских гор, по крайней мере, в карте севернее я не нашёл. Прошедший несколько дней назад снегопад оставил после себя местами неровный снежный накат, колею, иногда исчезающую в кочках. Снегоуборочные машины, как безмозглые роботы, тупо елозят отвалом по накату, ничего не счищая, жгут драгоценную солярку. Зато окружающая природа завораживает, с перевалов открывается даль бесконечных лесов, спящих под ярким солнцем на белоснежной постели. На придорожных кромках леса встречаются переплетения звериных следов, в глубоких распадках дорога пересекает речушки, которым весной предстоит пропустить через себя весь растаявший снег. Только редкие машины нарушают звенящую тишину уральской тайги.
Вот и указатель «Европа — Азия», мы снова чувствуем себя азиатами. Рядом — граница Свердловской области, дороги здесь почищены лучше. На одной из развилок останавливают гаишники, проверка документов, «откройте багажник, а есть ли аптечка и огнет…». Вдруг торжественно называет меня по имени-отчеству, вызывая у меня тревожное недоумение, и говорит: «Вы сегодня у нас самый нужный человек на трассе», — ещё больше озадачивая меня, может, я миллионный нарушитель и мне полагается суперприз? «Поделитесь, пожалуйста, газовым баллончиком, а то мы чай ни разу сегодня не пили, замерзаем!» Я нахожу самый полный баллон, и, с радостью его отдаю, почему бы не помочь людям, пока гаишники пьют чай, дорога свободна!
Вот мы и на трассе Екатеринбург — Серов, движемся на Верхотурье. На путепроводе попадался весёленький лозунг « Да здравствует еди - соси». С трудом догадываемся, что это «Единую Россию» немного подкорректировали. Можно подумать, что без дурацких лозунгов типа «Слава КПСС» мы совсем в этом мире запутаемся. Очередной властный маразм. Зато дорога хорошая. Уже в сумерках заезжаем в Верхотурье, планируя посетить Свято-Никольский мужской монастырь и помолиться у мощей святого праведного Симеона Верхотурского, чудотворца. Вечерней службы сегодня нет, в храме пустынно, монах дозволяет нам приложиться к святыне. Серов, движемся на Верхотурье. На путепроводе попадался весёленький лозунг
Фото: http://book.uraic.ru/oblast/cms/pict.php?img=files/picture_190.jpg
Теперь остаётся найти ночлег. Возвращаемся на трассу и решаем ехать в сторону Екатеринбурга до первого мотеля. Километры слагаются в десятки, а затем сотни, мотели не попадаются, Где-то позади остаётся Нижний Тагил. Перед Екатеринбургом начинается односторонняя двухполосная дорога, петляющая по лесу. Навигаторам дан курс на Тюмень. Где-то уже на выезде из Ектеринбурга попадается трёхэтажное здание с огромной надписью «Гостиница». Пробираемся к нему по узенькой нечищеной дороге. Совковый трёхместный номер без удобств с охраной машины обошёлся где-то в 1 200 руб.
12.01. Рано утром рванули дальше. Мороз за ночь упал с -25 до -15, но задул ветер. Первоначально маршрут я прокладывал по второстепенным дорогам, но со снегопадом эффективно боролись только на основных трассах, поэтому срезать дорогу через Н.Тагил — Алапаевск — Ирбит я не стал. Автодорога 1Р-351 на своём протяжении имеет и отличные участки, и аварийные, с ограничением 50 на многих километрах. Много ограничений — много засад. Водители дружно предупреждают встречных об очередной. Гаишники разочарованно смотрят на вызывающе медленно ползущие мимо машины.
За Тюменью мы планируем двигаться на Тобольск. Объездной туда нет. Приходится ехать по городу под чутким руководством навигаторов. Движение по городу достаточно плотное, но сильно там не задержались. Обратили внимание на очень длинные фазы переключения светофоров. Если загорелся красный, можно успеть выпить кружку чая, чем, кстати, я и занимался, благо чайник уже был наготове.
В сторону Тобольска ведёт отличная дорога, 250 км пролетели незаметно. По пути заехали в село Покровское, посмотрели на дом-музей Распутина, закрытый в рабочие дни для посещений.
В Тобольске без труда нашли Кремль, оставив машину у безлюдного ледяного городка, пошли знакомиться с исторической столицей сибирского православия. -25 с ветром, поэтому город, будто вымер. Совершили экскурсию по Кремлю, в Покровском храме приложились к мощам святителей Иоанна и Гермогена Тобольских.
Фото: http://www.ruschudo.ru/miracles/88/photos/?p=0
Первоначально по нашему плану мы должны были сегодня же выехать из Тобольска, чтобы, переночевав где-нибудь в придорожном мотеле, к завтрашнему вечеру вернуться в Новосибирск. Но решили ещё немного задержаться в городе, побывать в комнате-музее бывшего губернаторского дома, в котором большевики содержали Царскую Семью. Именно из окон этой комнаты царские мученики получили последнее благословление святителя Гермогена. Трагична их судьба на земле.
Переночевали мы в гостинице «Новый Тобол» в трёхместном двухкомнатном номере. Отдали около 1 600 руб. за номер, охрану машины и завтрак.
13.01. Подъём в 5:00 по нск-времени, оплаченного завтрака, естественно, ждать не стали. Время дороже. 1 550 км надо было пройти за день. Сначала я хотел свернуть на Вагай — Голышманово, чтобы срезать около 180 км. Но где-то в темноте не заметил указатель, предварительно допросить с пристрастием навигаторы я поленился. Возвращаться и искать поворот тоже не хотелось. А самое главное — отличная дорога на Тюмень, можно гнать. В Тюмень мы въехали в самое неудачное время — люди спешили на работу. По плохо очищенным колеястым улицам машины упорно, толкаясь плечами, лезли вперёд. Что ж, нам это знакомо. Приняли участие в общей коллективной игре «Кто круче», из трёх рядов медленно перестроившись в один, въехали на какой-то мост. Дальше, без особых затруднений, выехали из города. Пусть в городе скользко, пусть вместо разметки колея, пусть дороги из-за сугробов стали вдвое уже! Зато нет московской слякоти, чистые красивые машины аккуратно едут, не суетясь. Аварий всё равно меньше, чем в «химической» Москве.
Теперь у нас впереди только дорога, уже не раз нами езженная, но бесконечно длинная. 650 до Омска, столько же затем до Новосибирска. Омск проходим уже в сумерках по объездной. Далее до Новосибирска неплохая, но скучная длинная дорога. Настолько длинная, что даже дорожники путаются и, уже много лет, не могут навести порядок с указателями расстояний. До Новосибирска 485, через километр — 550. Указатели иногда меняют, а точности не добавляется. Всегда на свете всему приходит конец, пришёл он и нашему путешествию. В 1:00 14 января мы подрулили к своему подъезду. Быстренько разгрузили машину и оставили её во дворе пообщаться с сонными японскими горожанками.
Путешествие прошло на удивление гладко, ни единой поломки, все уровни на месте, масло только почернело. При пересечении трамвайных путей стали немного побрякивать передние стойки, а в остальном — никаких проблем. На следующий день, смыв с себя грязь двух стран, «Калинка» превратилась в скромную городскую машинку.
P.S. Для «правильных» водителей. Прошу простить, что влез на сайт со своей «Калиной», комментарии типа «вот прокатился бы на нормальной тачке…» не актуальны. Катался, много. Мне без разницы, какая машина подо мной, я её не вижу, лишь бы послушно отвечала на мои команды, да не ломалась. «Калина» пока этим требованиям удовлетворяет. Завод за рекламу мне не приплачивает, хотя я бы не отказался ;-). Исключительно уважаю японский автопром. Но, благодаря спекулянтам-мошенникам, выдающим битые, топляки, перевёртыши, собранные из китайских деталей машины за «без пробега по СНГ», отдам лучше свои кровные за новую машину с заводской гарантией. ИМХО.
Приношу извинения, если кого обидел, прошу простить за неточности, как смог — так написал.
Спасибо!