|
Итак, как все начиналось? Так получилось, что у меня две родины: город Новороссийск, где я родился и прожил (по словам мамы и папы) пару первых месяцев; и город Усть-Каменогорск, где я провел следующие 18 лет своей жизни и где у меня до сих пор живут родители и сестра. Путешествуя на машине, свою вторую родину я навещал уже три раза, вот ссылки на эти поездки:
В прошлом году по причине раздробленности отпуска поехать в Казахстан у меня не получилось. Зато два раза по неделе провел на Черном море: https://www.drom.ru/info/adventures/travel/11514/
https://www.drom.ru/info/adventures/travel/11781/
Два раза — это из-за того, что у меня четверо детей и дом в деревне, который без присмотра не оставишь, а море увидеть хотелось всем. Так вот, в прошлом году доехать до моей первой родины немного не получилось. Зато в этом году я побывал везде. Хотя, честно говоря, прошедший год у меня прошел под знаком лопуха, если такой бы был на небосклоне. Неудачи сыпались лично на меня и мою семью, начиная с осени 2008 года, и не кончились до сих пор. Что обидно, все проблемы были связаны не с кризисом, на который все сейчас взваливают ответственность, а с моей собственной невезухой или неумением. Может быть, поэтому рассказ об интересном лете получился суховат и монотонен. Но, кто бывал в тех местах, которые я упоминаю, или проехал по тем же дорогам, прочитают всю эту писанину не без пользы для себя. Впрочем, как я понял из комментариев к своим предыдущим отчетам, большинство рассматривают фотки, не обращая внимания на текст в промежутках. Ну а фоток будет много.
Началось все с плановой поездки в Восточный Казахстан в город Усть-Каменогорск. Поначалу ехать собирались в количестве пяти человек: я, жена Татьяна, старшая дочь Маша, сыновья Сережа и Саша; то есть вся семья кроме младшенькой Поли, которой предстояло жить одной около четырех недель. В последний момент по неизвестной мне причине решил остаться в деревне и Саша.
Подготовка к такому путешествию с каждым годом стала занимать у нас все меньше времени: закупка продуктов в дорогу, смена масла и воздушного фильтра, ну и отмыть стекла получше, так как ночью мы тоже едем. В термосумку перед самым отъездом укладывается хорошо промороженная газвода, копченая курица, сырокопченая колбаса, сыр и сок. Отдельно соленый арахис, вафли, много яблок, бананы, помидоры и огурцы. Ну и немного хлеба.
Машина Honda Odyssey, RA7, 4WD, 7 мест, 2001 год, правый руль, пробег к этому моменту 60 000 км. В ксеноновые фары почти сразу после покупки (год назад) установлены шторки, чтобы не слепить встречку левой галкой. Зимой установлена камера обгона и мультимедийный центр JVC AVX-KW810. Камера дает изображение на экран при включении левого поворота. За прошедший год эксплуатации менялось моторное масло (пять раз), масло в АКПП, масло в системе полного привода, тормозная жидкость, охлаждающая жидкость, жидкость в ГУР. Немного подрегулированы зазоры клапанов и прочищен дроссель с помощью баллончика. Летняя резина «Бриджстоун» на литых 16-ти дюймовых дисках, новые свечи ZFR6F-11. Весной, по старой привычке, самостоятельно отмыта и продиагностирована подвеска и сделан развал-схождение на сервисе. На мойке отмыт двигатель. Перед самой поездкой было только заменено моторное масло и добавлен очиститель стекол в омыватель. Да, еще обработаны передние стекла антидождем, всем рекомендую. Как видно, машина за год эксплуатации кроме замены расходников внимания не потребовала, и я с трудом хоть какой-то отзыв сочинил https://reviews.drom.ru/honda/odyssey/34991/
О предыдущем «Одиссее» у меня целых два отзыва.
В машине разложен второй и третий ряд сидений, чтобы неучаствующие в процессе управления машиной могли спать. Права есть у всех четверых, страховка тоже на всех.
Хочу отдельно отметить еще одного члена нашего экипажа — навигатор «Prestigio Geovision 100» c установленной на нем программой «Навител Навигатор» версии 3.2.6. В принципе, если бы я сам все время был за рулем, как в первых двух поездках, то навигатор бы и не понадобился. Но при путешествии с кучей желающих покрутить руль, постоянно возникают ситуации, когда меня будят и спрашивают, куда дальше ехать. Причем не могут объяснить, где мы сейчас находимся. Также не очень получается ночью узнавать дорогу в незнакомом городе. Все эти проблемы я надеялся решить с помощью навигатора. Зимой я смог посмотреть один из таких приборов в действии, а конкретно «Garmin». Ездили мы из Рязани в Обнинск, а в «Garmin» была только карта Москвы и области. Так что ехали по моему атласу, дорогу в Обнинске спрашивали у прохожих.
Так я понял, что перед покупкой самого девайса надо выбрать программу, имеющую приемлемый набор карт. Для меня это была западная половина России от Черного моря до Омска и Казахстан. Был выбран «Навител Навигатор, имеющему к тому моменту наибольшее покрытие официальными картами и наличием неофициальных карт отсутствующих регионов. Был куплен сам навигатор с бесплатным обновлением программы и карт до 2010 года и сделаны пробные ездки. В этих поездках и при попытке построить предполагаемые маршруты по уже пройденным дорогам обнаружил изрядное количество ошибок в картах. На официальном сайте Навитела мои замечания были оперативно приняты и в майской версии почти все исправлены. Чего не скажешь о замечаниях, отправленных в конце лета 2009 года. К этому моменту фирма Навител, по-моему мнению, сосредоточилась на приделывании разных рюшечек к программе. Но об итогах использовании навигатора напишу в конце отчета.
Версия программы Навител Навигатор»: 3.2.6.3714.
Карты в порядке проезда:
Прогноз погоды давал безоблачное небо до самого Омска. А дальше — дожди и не очень жарко. Хотя перед нашим приездом в Восточном Казахстане стояла жара. Забегая вперед, скажу, что в этом году, куда бы наша семья не приезжала, всюду летняя жара сменялась дождем и прохладой. Так как едем четвертый раз, то дорога уже не кажется ни длинной, ни сложной. Единственные тревоги вызывают только прохождение таможни — не люблю очередей и заполнения бумажек, и участок ремонта после таможни — жалко машину.
Выезд в 2:50 утра понедельника 13 июля. Обнуляется одометр машины, обнуляется путевой компьютер навигатора, ставится неофициальная карта Рязанской области, на которой есть окружная Шацка. Цель столь раннего выезда — пройти кусок М-5 до Мордовии, пока еще не проснулись дальнобои; и попасть до обеда на мост в Ульяновске, дабы не стоять там в пробке. Мы с Машей пытаемся уснуть, Таня рулит, Сережа штурманит, навигатор перед каждой заправкой канючит: «Внимание, через 1 км контроль скорости 30 км/час». Очень раздражает, буду ругаться, бяка то ли в картах, то ли в файле, где указаны посты ДПС и ямы.
Этот кусок дороги нам хорошо знаком за исключением окружной Шацка. Чтобы на нее попасть, надо ехать по указателю на Касимов. Окружная оказалась отличного качества, совсем немного длиннее, чем проезд через город. Зато нет светофоров и ограничения скорости. Заправляемся до полного бака недалеко от границы с Мордовией. В прошлые поездки разница в ценах на бензин по регионам была весьма приличная, и в Мордовии бензин — один из самых дорогих. В этом году, исходя из опыта двух поездок: в Казахстан и к Черному морю, разница в цене почти исчезла.
После Зарубкино, перед съездом с М-5, меняемся. Сережа с Таней идут смотреть цветные сны, а мы с Машей пересекаем Мордовию по трассе Р-180, за рулем Маша. Дорога в большей своей части отличного качества, плохая только в районе Торбеево. Навигатор показывает, что мы едем совсем не по дороге, а по чистому полю, хотя стоит притяжка к дороге до 200 метров. Мордовия для «Навитела» это полностью неизвестная земля — Терра Инкогнита. Это подтверждается и на развязках окружной Саранска, где меня тормознули на посту ДПС при выезде на трассу Р-176 Саранск —Ульяновск. Я там неправильно повернул. Долго спорил с инспектором, что я вообще ничего не нарушил. Под конец он понял, что наличных не будет, а писать протокол, который вряд ли дойдет до Рязани, ему не хотелось. В итоге мы попрощались, я — жалея о потерянном времени и подпорченном настроении, он — от потери заработка.
Дальше сажаю за руль Сережу, пусть едет до Ульяновска. Дорога похуже, есть небольшой участок ремонта с объездом по гравийке. Машин на дороге уже побольше, чем до Саранска. Перед Ульяновском снова сел за руль я, посмотрим, как навигатор поведет через город. Оказалось — нормально, только мы все же вляпались в пробку на 40 минут перед мостом, надо было бы еще на часик пораньше выезжать. Увидели уже достроенный мост слева и покатили до Димитровграда. Его навигатор тоже осилил, а поворотов там — туча. После Димитровграда заправились и стали искать место для отдыха, чтобы пообедать. Нашли при выезде из Мулловки. Во время обеда услышали странные звуки, источник которых обнаружили, вертя головой во все стороны. Это была мечеть, это из нее разносились леденящие (с непривычки, простите, если затронул чьи-то религиозные чувства) кровь звуки. Вот почему этот поселок называется Мулловкой.
Поев, двигаем дальше. Следующая точка маршрута — выезд на М-5 в районе Сергиевска. Сделаем отступление-обсуждение навигатора, программы и его карт. Просто построить маршрут Рязань — Омск не получается. Программа строит его не совсем так, как хочется. Норовит заставить тебя ехать по перегруженной М-5 через Пензу и Самару. Вот и приходится ставить промежуточные точки маршрута, чтобы проложить его более целесообразно. Ну а там уже дело его, по какой дороге он тебя к этой точке приведет. Наш навигатор привел нас на пешеходную зону города Сергиевска, прямо под знак «движение запрещено». За рулем был Сережа, и он лихо прокатил мимо этого знака и испуганных прохожих, попав-таки в конце концов в точку назначения. В этот раз пронесло, не было там представителей ДПС. После случая в Саранске и Сергиевске я стал уже с большей настороженностью относиться к проложенному маршруту.
Вот и выехали на сильно нелюбимую нами трассу М-5, фуры, засады ДПС, ремонты дороги. Средняя скорость снижается со 100 км/час до 75 км/час. Наконец доезжаем до четырехполоски, начинающийся за 80 км до Уфы. Останавливаемся поужинать остатками курицы, колбасы и сыра.
Маша отказывается есть, говорит, что нет аппетита и плохо себя чувствует. Это сильно тревожит, она у нас любит болеть в дороге. Перед отъездом они с одногруппниками отмечали сдачу сессии, ездили с палатками на озеро, купались. А погода была холодной, наверное, простудилась. Мы на середине дороги, что домой, что в Усть-Каменогорск ехать — все равно.
Готовимся к броску через Урал. Урал на этот раз дался удивительно легко, в эту ночь была отличная погода без дождя, фур на дороге мало, ремонты с ограничениями скорости и обгона нечасты. Немного постояли при проезде двух мостов, где было реверсивное движение, управляемое маленькими светофорами. Я весь Урал не прошел, потянуло спать. Разбудил Таню, передал ей управление с просьбой разбудить при подъезде к Челябинску. Хотел попробовать объехать его по южной окружной, как читал на форуме и как прокладывал навигатор. Все прошло без проблем, программа четко провела по всем развязкам, кроме последней — в Вахрушево, где еще шло строительство. Хотя я, наученный предыдущими ошибками, смотрел в оба за всеми указателями. После выезда на М-51 опять лег спать, отдав руль Сереже. Трасса тут спокойная, фур немного, дорога равнинная, да и раннее утро опять же.
В этот раз у нас было запланировано небольшое изменение привычного маршрута. Вместо Курган — Исетское — Ялуторовск — Ишим я хотел проехать Курган — Макушино — Ишим, сократив путь на 60 км. Раньше мне такой вариант не улыбался, так как там участок гравийки. Но по сообщениям с форума дорогу доделали, и мы решили попробовать. Таким образом, весь путь от Гавердово до Усть-Каменогорска сокращался с 3 740 км до 3 650 км. 30 км мы выиграли, объехав Челябинск с юга, и 60 км сэкономим, срезав через Макушино. Где-то на этом участке опять пришлось постоять из-за ремонта моста с реверсивным движением. Как оказалось, участок гравийки действительно доделали, зато перед Ишимом разбили 30 км дороги, о чем честно предупреждала большая надпись на щите. Ехали мы там 20-30 км/час, не больше, очень много ям и довольно много встречных. Зато сразу после этого участка пошла великолепная трасса, машина шла, даже не шелохнувшись. Каждый раз, когда попадается такая дорога, особенно если это четырехполоска, мечтаешь, что когда-нибудь можно будет проехать все страну, не налетев на яму, не попав в пробку за КамАЗом или перед ремонтом дороги, и не снижая скорости. Мечты, мечты…
После Ишима Маша просится за руль, говорит, что ей стало получше. Но, проехав сотню километров, просит ее сменить, опять нездоровится. Ищем, где остановиться. Прошел небольшой дождь, и я боюсь выезжать на обочину. Насколько я помню по предыдущим поездкам, в этих местах на обочине под тонким слоем щебенки просто глина. Видим фуру в кювете и несколько легковушек, почти сползших вниз. Наконец находим асфальтированный съезд и останавливаемся.
Маша пытается выпить таблетку аспирина, но ее сразу тошнит. Укладываем ее спать, а сами гоним вперед. Уже не до заполнения штурманского журнала, поскорее бы доехать и уложить ее в нормальную кровать.
Въезжаем в Омскую область, заправляемся, загружаем карту Омской и Павлодарской областей от Караваева. Карта изумительно подробная и точная, навигатор предупреждает о мобильных засадах, лежачих полицейских, участках плохой дороги. Где-то перед Омском заправляемся, следующая заправка уже будет в Казахстане. Смотрим ожидаемое время прибытия на таможню, навигатор считает, что это случится в 20:30 по омскому времени. Омск проходим без проблем, дальше трасса М-38 до границы с Казахстаном в отличном состоянии, пролетели не заметив. Получаем талончик в будке за 10 км до границы, потом на российскую часть перехода. Заполняю декларацию, отдаю вместе с документами на машину, талоном и паспортом. Потом таможенники смотрят машину, лениво так смотрят, ничего не ворошат. Проходим пограничный контроль, и можно въезжать в Казахстан.
Миграционные карточки заполнили быстро, привыкли уже, погранконтроль тоже без задержек. Заполнив декларацию, долго жду, пока уже знакомый казах оформит временный ввоз автомобиля. Он, как и в прошлый раз, постоянно ошибается и перепечатывает. Наконец, через 10 минут, мне можно на таможенный контроль. Там почему-то дети хохочут, а жена присмирела. Оказывается, пока мне не могли распечатать временный ввоз, таможня простаивала. Таня не смогла с этим смириться и попыталась заставить таможенников проверить нашу машину, чтобы зря время не терять. Те сначала вежливо ей объясняли, что сначала бумаги, потом проверка. А потом, видя, что она не угомонится, пригрозили до винтика машину просмотреть. Слава богу, пошутили, проверка была символическая, за пару минут.
Все прохождение границы заняло у нас не более трех часов, точно не засекали. Покупаем на выезде страховку за 420 рублей, в Усть-Каменогорске она бы нам обошлась в 1 100 тенге, но до него еще ехать и ехать. Все, кроме меня ложатся спать, я должен доехать до Павлодара, там заправиться, желательно найти круглосуточный обменник, у меня с собой только 1 500 тенге. После можно передавать вахту.
Приличный асфальт кончился быстро, потом кончился просто асфальт, пошла дорога со снятым асфальтом, очень неприятная. К тому же стемнело и пошел дождь, вовсю сверкают молнии. Знак объезда, свернул на разбитый грейдер, еду 10-20 км/час, машину трясет немилосердно, щебенка собралась в гребенку. Пытаюсь лавировать, подобрать скорость, чтобы не было такой вибрации — бесполезно. А тут еще ямы с водой, на некоторых чиркаю глушаком. Слава богу, встречных почти нет, можно включить и дальний свет дополнительно к ближнему и противотуманкам.
Проезжаю Железинку по отвратительному асфальту, потом снова объезд. Догоняю попутную машину, включена аварийка, мужики волокут ветки. Спрашиваю, чем могу помочь. Говорят, езжай осторожней, они еле вылезли из глубокой ямы, хотят ее обозначить ветками. Казалось в темноте, что эта дорога никогда не кончится. Но вот и асфальт, сначала без разметки, потом и с разметкой. Новый, хороший, целовать хочется. Полосы торможения, полосы разгона, полосы для автобусов перед остановками, куча указателей. Автобан, блин. Все равно ведь по дороге судишь не по нему, а по тем километрам, где сильнее всего матерился.
Качиры (Каширы) теперь можно объехать по окружной, удобно. Навигатор показывает, сколько осталось до Павлодара в километрах и минутах, тоже неплохо, особенно ночью, когда ослабевает чувство пространственной ориентации. Спать охота, ем яблоки, чтобы взбодриться. В Павлодаре останавливаюсь на нескольких заправках, пытаясь заправиться по «Visa Classic», не работает. Не понимаю почему, в Усть-Каменогорске по ней деньги в банкомате снимал, было все нормально. За рубли никто не заправляет, ни по какому курсу. Отдаю свои 1 500 тенге, до Семска хватит, искать круглосуточный обменник в ночном Павлодаре не хочется. Выезжаю из города, бужу Таню, ее очередь рулить. А сам спать, под дождь так хорошо спиться.
Проснулся от того, что стоим, а не едем. Таня тормознули в одном из немногочисленных населенных пунктов на участке Павлодар — Семск, кажется в Семеновке. Ей повезло, попалась встречная машина, которых тут немного, мигнула. Потом она увидела табличку населенного пункта и начала тормозить. Далее уже тормозил ее с помощью жезла молодой казах — сотрудник ДП. Показал на фоторадаре ее машину и скорость — 71 км/час. Ну и попросил права: «Обратно поедете, заберете…». Жена стала с ним спорить, что он засек ее скорость до знака населенного пункта, которого на фотке не видно, он вяло с ней пререкался, видно было, что ему некомфортно спорить с женщиной. Тут ему подвернулась «Газель», которая лихо вылетела из-под знака прямо ему в руки. Отдал права и попросил ехать внимательнее и не нарушать.
Дальше поехал я, пошла неважная дорога с ямами, вспучинами и выдавленной колеей. Перед самым Семском навигатор начал заговариваться: «Поверните налево, потом снова поверните налево». А так без конца, пока я не проехал дугу дороги длиной в несколько километров. На экране была нормальная дорога, безо всяких поворотов и разрывов. Кстати, ехали обратно, все повторилось, только уже с поворотом направо. Раннее утро, город прошли по навигатору без проблем. Опять пробовал заправиться по карточке, опять не получилось. Однако, на одной заправке девушка сжалилась и налила мне бензина на 500 рублей по курсу 1:3,5. Большое ей спасибо, одной проблемой стало меньше. Осталось только больную Машку довезти до дома и вылечить. Осталось всего 200 км, по словам сестры, практически всю дорогу закатали в асфальт. Так и оказалось, есть только небольшой кусочек объезда в районе Привольного, где спрямляют дорогу. Добрались до дома, встреча с мамой, укладка Маши в постель, горячий чай. Приехали в 7:30 московского времени, выезжали в 3:50 дня назад. Итого 51 час 40 минут на всю дорогу.
У Маши температура 39°С, встреча с родственниками была скомкана. Таблетки и спать, завтра утром должно полегчать. Мы же, посидев немного с ней, начали разгружать машину, поели и помылись. Потом, по традиции пошли на рынок купить себе домашние тапочки. Машину в этот приезд уже не придется ставить на стоянку, у отца освободился гараж. Правда, его гараж именно для нашей машины оказался больше похож на футляр. После въезда в него с боков по 30 см остается, сзади 40 см. Хорошо я человек не упитанный, иначе бы из машины не вылез. Вечером все пораньше легли спать, надеясь, что Маше утром полегчает, и мы все вместе съездим оформить временную регистрацию.
К сожалению, утром Маше лучше не стало, температура держится около 38°С . Она рассказывает, что ночью к ней приходили маленькие зеленые чертики и развлекали ее. Мы накачиваем ее таблетками и чаем, а сами все-таки едем в миграционную службу. Сегодня четверг, завтра пятница — день массового приезда отдыхающих на многие базы отдыха Голубого залива, будет не протолкнуться. Надеемся, что сумеем без Маши получить регистрацию, разжалобив сотрудников миграционной службы (телефон 8 (3232) 23-28-28). Едем туда утречком пораньше занять очередь. Занимаем очередь, покупаем в магазине напротив скверно отксерокопированные бланки заявлений — один бланк на двух человек. Все заполняем и ждем своей очереди. Пока стоим, наблюдаем, что с проблемой отсутствия одного из регистрируемых мы не одиноки. Во всех случаях требуют привезти человека или справку от врача. Так и оказалось, девушка записывает нас всех, но на Машиной миграционной карте не ставит штамп.
Звоню домой, прошу приготовить Марию к дороге, и еду за ней. Обернулись мы за полчаса, на обратном пути больная даже улыбалась на наши шутки. Потом снова в постель. Высокая температура у нее держалась еще 2 дня, и все это время мы видели любопытную картину. Бабушка суетится вокруг Маши, обкладывает ее капустными листьями, делает разные настойки, поит таблетками. А родная мама — врач-реаниматолог по профессии — свысока наблюдает за всеми этими стараниями со словами: «Простуда, лечи ее или не лечи, пройдет сама». Профессионал…
В субботу к вечеру Маша наконец поправилась, и мы большой компанией отправились в парк Кирова, являющийся ботаническим садом города Усть-Каменогорска. Капал небольшой дождик, но было довольно тепло. Женщины увлеченно рассматривали клумбы, мужская часть просто бродила по парку.
То и дело приезжала очередная свадьба, жених нес невесту по живописному мостику, все это снималось с нескольких точек. Машка тоже сфоталась на фоне рекламы принтера, ей там казахский перевод очень понравился: «Кiшкентай болса да ептi!».
Опять обратил внимание на автопарк Усть-Каменогорска. Если несколько лет назад он преимущественно состоял из праворулек и отечественных авто, то сейчас уже очень много европеек, особенно «Мерседесов» с «БМВ». А вот «Ford Focus» и «Renault Logan» почти отсутствуют. У нас их — как собак нерезаных.
На следующий день поехали к отцу на дачу набрать картошки и червей.
Это лето в Усть-Каменогорске выдалось очень холодным и дождливым, поэтому ни помидор, ни огурцов на грядках еще не было.
Все это мы закупали на рынке после обеда. Естественно, плюс арбузы и яблоки на все время отдыха. Вечером, во время прогулки по Студгородку нас окликает компания из четырех человек. Это семья Тарасовых, на этот раз в полном составе, с дочкой Надей. Андрей Тарасов — мой одноклассник и лучший друг, живет сейчас в Барнауле, то есть совсем недалеко по местным меркам. Жену его зовут Лена, сына —Ваня, мы с ними знакомы по Аюде. А вот Надю до этого не видели ни разу. Пообщались немного, они обещали на днях также приехать в Голубой залив, а сейчас у них были неотложные дела.
И вот долгожданный день отъезда, 20 июля 2009 года, понедельник. К 8 утра закидали в машину свои вещи и поехали к сестре, все продукты у них. Загрузились за 10 минут, больше всего проблем было с девятью большими арбузами, кое-как их распихали. И под небольшой дождик проезжаем через город. Дальше, до Северного, идет отличная дорога, ям почти нет, горных участков совсем мало. От Северного в сторону Бухтармы идет ремонт дороги, несколько километров едем по грунтовке, в это время начинается хороший дождь. Настроение потихоньку падает. Потом начинаются горные участки с серпантинами, Володя уезжает далеко вперед, мы же плетемся, как мне подсказывает моя интуиция.
Машина груженая, дорога мокрая, скользкая, и эта самая — моя интуиция, говорит мне, что лучше на десять минут попозже приехать, чем ухнуть с обрыва. Пока мы осторожничаем, Володя уже где-то остановился и купил червей, у отца мы накопали немного и мелковатых. Уже все вместе мы остановились на рынке в Новой Бухтарме, закупили пелядь и лепешки, традиция у нас такая. Потом немного асфальта и последние 5 400 метров по горной дороге. Местами идут глубокие лужи, где страшно ехать, потому что не знаешь, что там под водой. Местами опасные камни, где тоже при желании можно сесть на брюхо. Но в целом, внимательному водителю проблем с проездом нет. Это не дорога в Аюду, вот там было действительно тяжело.
Вот уже виден Голубой залив, ворота на въезде на базу отдыха «Простор». Наш домик, по-моему, № 30, расположен на самой границе нашей базы и базы «Отделочник». Он стоит на отшибе от остальных домиков, построен совсем недавно и выглядит превосходно. Все новенькое, чистенькое, большая крытая веранда, где так здорово будет сидеть вечером дружной компанией.
Рядом, в 30 метрах свой маленький пляж. В этом году уровень воды в Бухтарминском водохранилище упал на 2 метра, при старом уровне вода была совсем рядом с домом.
Зато волейбольный мячик намного реже будет попадать в воду. Три года назад нам приходилось его постоянно сушить. Теперь же волейбольная площадка на значительном удалении от воды.
Ставим машины около домика и ждем, пока уедут предыдущие постояльцы.
Они ждут машину, шофер которой заблудился в многочисленных разветвлениях на разные базы и уехал куда-то далеко. Все дают ему по телефону советы куда поворачивать, даже не представляя, где он сейчас находится. Мы же, чтобы не терять времени, начинаем разбирать машины, благо, что дождик совсем закончился и временами проглядывает солнце. Маша на правах «хозяйки», бывшей тут аж два раза, ведет Таню в экскурсию по базе. Возвращаются они с неприятным известием, что в столовой нет теннисных столов, на которых мы в предыдущие поездки играли. Столы в разбитом виде стоят под открытым небом. Опять мы зря провозили туда-сюда ракетки и шарики.
Мы с Володей надуваем матрасы и накачиваем лодки, их у нас две. Наша старая (лет 15, не меньше) каркасная лодка «Ока», и новая Володькина «Atemi»с электромотором. Начинаем готовить удочки, и тут наконец приезжает машина за уезжающей семьей. Садимся обедать салатом, пелядью и лепешками. На десерт — арбуз. Потом окончательная укладка вещей — в основном провизии, ее у нас недели на две. Дети уже лезут купаться, вода, несмотря на пасмурную погоду, довольно теплая. Володя сразу же садится прямо под домиком с удочкой, и уже вытащил несколько подлещиков.
У меня все чешется от самых разных «хочу». Хочу как следует поплавать, хочу порыбачить с берега, хочу порыбачить с лодки, хочу вбежать на Змеиную горку и много чего еще. Но времени до вечера не так много, и женщины засаживают меня мариновать шашлык на ужин. Решили отметить день приезда и немного разгрузить морозилку.
А Володька с берега все таскает и таскает. Как только количество пойманной им рыбы перевалило за десяток, не выдерживаем и мы. Спускаем лодку и плывем ставить якоря. Ставим их в незнакомом месте, на нашем старом месте сейчас слишком маленькая глубина, да и далековато туда от нас плыть. Глубина оказывается больше 9 метров, еле хватило приготовленных веревок.
Решили, что пока сойдет так, может, на большой глубине будет ходить и большая рыба. Потом купаемся, вода действительно теплая, и готовим удочки. Варим перловку и плывем с Таней на первую рыбалку, Сережка пробует ловить с берега, вместе с Володей и Максимом. Клюет, но вытаскивать получается редко. Очень часто рыба сходит в самом начале подъема. Только вес почувствовал, и вот уже пустая леска. Списываем это на потерю навыков и реакции, два года так не рыбачили. Поймали в мучениях десяток подлещиков и решили порыбачить поближе к берегу. Нашли небольшой камень, сделав из него мобильный якорь, и стали недалеко от Володькиного поплавка. Дело пошло получше, видно этот участок был прикормлен с берега предыдущими рыбаками. Но все равно, было очень много безрезультативных поклевок. В самый разгар веселья на берегу появилась семья Тарасовых в полном составе. Мы тут же причалили, все-таки два года не виделись, короткая встреча день назад не в счет.
Как выяснилось, они сняли комнату в базе отдыха «Отделочник», в 100 метрах от нашего домика. Сняли до четверга, в четверг им нужно было уже уезжать в Усть-Каменогорск. На берегу они появились не с удочками, а с волейбольным мячом, что было странно. Я было заволновался, но Андрей меня успокоил, что лодку и удочки он привез, а с мячиком они не расстаются после таможни, где они простояли несколько часов.
За разговорами стемнело. Мы вынесли мангал поближе к воде и развели огонь.
Время за приготовлением шашлыка пролетело быстро, и вот мы уже сидим на веранде, за длиннющим столом с кучей еды, шашлыками и большим арбузом, отмечаем приезд и встречу. Уже за полночь укладываемся, гости идут к себе, я в свой «Одиссей», остальные — в дом.
Вторник, 21 июля
Утро встретило безоблачным небом и отсутствием ветра. Вода — как зеркало. Тишина, слышно только чаек и скрип весел немногочисленных рыбаков. Отлично слышно, как они переговариваются вполголоса далеко от нас. Мы плывем с Таней на Володькиной лодке, сам он остался рыбачить на берегу. Вчера вечером он обловил нас обоих, и решил, что от добра добра не ищут. Кстати, у него тоже было много пустых поклевок, и он считает, что это раки, которых тут по слухам развелось немеряно. Мы с недоверием отнеслись к его словам, тем более что ни одного рака пока не видели.
Решили сначала порыбачить на поставленных якорях, на большой глубине. Поймали несколько подлещиков, потом клев как обрезало. Зато меня под правый глаз укусила оса, неизвестно как оказавшаяся так далеко от берега. Щека тут же раздулась. Володя тем временем результативно рыбачил. Андрей на лодке тоже что-то вытаскивал. И мы решили, что тут слишком глубоко, и надо переставлять якоря. Большой камень мы так и не смогли даже сдернуть со дна, а маленький перевезли на глубину около 5 метров. И сразу поймали рака, материализовав слухи об их наличии на Бухтарме. Мормышка вонзилась ему в клешню, и по дороге наверх он оказывал такое бурное сопротивление, что мы радостно предвкушали килограммового леща. Теперь стало понятно, кто постоянно снимает у нас червей с мормышек. Поймав еще немного рыбки, плывем к берегу. Подчаливает и Андрей, он с сыном наловил больше, чем мы втроем. Ловил он на очень тонкую лесу — 0,08 мм, и на перловку.
Выловленную рыбу Тарасовы отдают нам, и мы решаем зажарить насколько килограмм самой крупной.
Идем завтракать, потом чистить рыбу.
Щека у меня все опухает, фотографироваться теперь крайне не желательно, поэтому на всех следующих фотках почти до отъезда меня нет.
Погодка стоит отличная, опровергая прогноз, который мы смотрели перед отъездом, и который сильно испортил нам настроение. После чистки рыбы все дружно купаемся, Максим с Володей пробуют нырять с маской и наблюдают раков на дне в нескольких метрах от берега. Я тоже привез маску с трубкой, на Черном море в прошлом году я с ней плавал очень много. Здесь же опухшая щека не дает возможности нормально нырять. Вода быстро попадает в маску и потом в нос. Приходится бросить это дело. Володя ставит мотор с аккумулятором на свою лодку, и Максим везет Сусанну, Таню, Машу и Женьку на экскурсию в Голубой залив. Через час они возвращаются с кучей впечатлений и фотографий.
Вечером опять шашлык, на этот раз по поводу приезда к Андрею его институтского друга Сергея с семьей. После шашлыка рыбаки идут спать, а наши дети уже в количестве восьми человек играют до полуночи в карты на желания. Как я заметил на следующий день, эти игры их очень сильно сблизили, что дало родителям повод для многочисленных шуток.
Среда, 22 июля
С утра поймали мы немного, еще меньше, чем в предыдущий день. Да и погода уже не шептала, временами начинался небольшой дождик.
Несмотря на это, все Тарасовы упорно лезли в воду, им завтра нужно было уже уезжать. Мы же надеялись на улучшение погоды. Перед обедом жена Андрея Лена предложила нам прогуляться пешком через горы до Новой Бухтармы. У них был повод — захотелось пряников, которых не было в местных магазинах. Что же, для бешеной собаки семь верст не крюк, и мы большой компанией, в теплой одежде (по причине прохладного дождика с ветром) направились на восток.
Мои дети благоразумно отказались, они уже ходили туда пешочком, Женька не пошел по юности лет, Володя с Сусанной остались приглядывать за ним и за домом.
Дорога по горам сразу выявило слабое звено в нашей компании — это жены. Таня и две Лены шли в самом конце и беседовали, конечная цель похода их мало интересовала.
Основная группа была в середине, две девушки — Надя и Катя возглавляли колонну. Потихоньку погода разошлась, теплую одежду пришлось снять и тащить в руках.
По дороге собирали дождевики, которые полезли после дождей. Я, найдя горный лук, попытался им перекусить. Но он оказался очень сухим и старым. По дороге нас обогнал джип с алма-атинскими номерами. Временами он останавливался, из него выходила девушка и собирала дождевики. Вот грибники пошли, аж из Алма-Аты приезжают, конкуренты.
Часа за полтора мы дотопали до рынка в Новой Бухтарме, купили всего понемногу, много купили только воды. На обратном пути помарадерничали у кустов малины, перекинувшей свои ветки через заборы частных огородов. Также набрали немного дров для шашлыка на заключительном отрезке до базы.
Пока нас не было, на нашу территорию заползла змея погреться на солнышке. Володя ее прикончил на всяк случай. Тело ее, уже без головы, шевелилось еще несколько часов.
После такой прогулки все с аппетитом пообедали и дружно полезли в воду. Во время купания к нам подошел какой-то молодой человек, сын известного лица в городе Усть-Каменогорске и стал упорно ухаживать за Надей. Она в купальнике и вправду отлично смотрелась. Мама Лена не стала мешать процессу, сказав, что дочь сама должна уметь отшивать нежелательных кавалеров, не маленькая. Слава богу, больше мы этого ухажера не видели.
Наконец-то выбрались поиграть в волейбол. До этого на площадке были эпизодически и не всей компанией. А тут решили поиграть серьезно, сначала дети против родителей. Младшее поколение было посрамлено, как и два года назад. Потом домик на домик, это уже с переменным успехом. Вокруг пустой обычно площадки собрались болельщики. Через пару часов Сусанне намекнули, что не только мы любим играть в волейбол, и нам пришлось покинуть поле и пойти ужинать.
Естественно, никто больше играть не пришел ни в этот вечер, ни в следующие.
Вечером, после ужина начался ураган. Пришлось снять тент с наших машин и выдернуть занавески с веранды, иначе все это было бы порвано. Поднялась приличная волна, и резко похолодало. Все забились в комнаты и легли спать, так как электричество пропало сразу после начала ветра.
Четверг, 23 июля
Ночью был дубняк, +5°С. Утром рыба не ловилась совсем. Немного посидели в лодке, и на берег — спать. Мне поспать не получилось, услышал шум машины Сергея, вышел посмотреть. Оказывается, они собрались уезжать. Проводили их до ворот базы, помахали руками. Потом снова спать. Солнышко, изредка проглядывая, немного нагрело машину. Часика два подремал, потом вылез завтракать. К завтраку решили купить свежие булочки, которые утром привозят в местный магазинчик и тут же разбирают. В этот день мы были первые. В последующие дни — тоже, поход за булочками стал традицией.
Тарасовы в этом году неудержимы, опять всей семьей купаются. Я тоже было залез, через 5 минут вылез, холодно. Вчера ураган перемешал всю воду, теперь ей надо долго греться, а тепла все нет. Андрей собирается в обед уезжать, грустно. Живем друг от друга за 4 000 км, видимся раз в два года по паре дней. Незаметно дети наши выросли, наверное уже засматриваются друг на друга. Время летит ужасно быстро, и только на пятом десятке начинаешь его ценить.
Отправили детей покататься на лодках по заливу и заодно попрощаться.
Сами прогулялись по берегу, потом посидели, попили чайку, поговорили. Снова проводы, вторые за этот день. Вечером детям было как никогда скучно, половина компании уехала. Зато начался клев, а вечером на свет фонарика на берег ломились раки.
Пятница, 24 июля
С утра был клев! Кроме рыбы поймали на удочки три рака. Они то в основном и объедали всю наживку с крючков. Мы уже уверенно определяли по поклевке, рыба берет или рак.
После рыбалки вывесили всю просолившуюся рыбу сушиться под пол веранды, закрыв от мух мелкой сеткой. Володя с Максимом, ныряя с маской, натаскали полтора ведра раков, которых у нашего берега стало ну очень много. Иногда за один прием Максим вытаскивал сразу четыре крупных экземпляра. Раков сварили, сфотографировали и съели. С этого дня они у нас на столе не переводились.
Перед обедом сходили с женой до базы «Икар». Убили трех зайцев, совершили пешую прогулку — раз; поглазели на дачи вдоль берега — два; накопали червей вдоль ручейка, протекающего там — три.
Много купались, хотя вода, перемешанная ветром, все еще холодная. Вечером, перед ужином на двух лодках поплыли на выход из Голубого залива, потом немного на юг по водохранилищу. Хорошо прокатились, погребли все по очереди, покачались на волнах от проходящих катеров. Да и окрестные пейзажи с воды смотрятся совсем по-другому. Вечером волейбол, у детей опять карты, у нас — просто посидеть, посмотреть с веранды на вечерний залив, море огней по его берегу, музыка со всех сторон и запах шашлыка.
Суббота, 25 июля
Утренний клев неожиданностей не принес, наловили пару килограмм, сразу пожарили, давно уже не ели жареной рыбы. Потом решили сплавать на противоположный берег залива, к так называемым дачам Голубого залива.
Опять поплыли на двух лодках, проплыли вдоль всего берега, посмотрели дачи. Есть скромные домики, есть коттеджи в несколько этажей с пристройками. Но купаться на том, северном берегу не стоит. Вода пахнет бензином, даже визуально видны радужные разводы. Регулярно шныряют водные мотоциклы, моторные лодки, катера и пароходики. Чувствуешь себя как на московской улице в час пик на велосипеде. Вот-вот собьют и воздух такой же.
С удовольствием вернулись домой, отдышались. У нас тоже пролетают водные мотоциклы, но не в таком количестве. Все-таки надо завязывать отдыхать по путевкам на базах. Если хочется тишины и незагаженной природы, то надо ехать с палаткой. Конечно, во весь рост встанут проблемы с питьевой водой, воду из Бухтармы уже не попьешь, как раньше, надо кипятить. Но это мелочи.
Вечером немного рыбачили, на ужин опять ели раков. Пытаемся съесть все привезенные арбузы. В прохладную погоду это не так просто.
Воскресенье, 26 июля
Последний полный день перед отъездом. Утром маринуем шашлык на вечер, потом пытаемся накупаться и назагораться, водичка в море потихоньку теплеет. Идем еще раз на Змеиную горку полюбоваться видом залива с высоты птичьего полета.
Вечером жарим и едим шашлык, погода — как на заказ, тепло и тихо.
Многие наши соседи уже собрались и уехали. Мы тоже потихоньку собираем те вещи, которые уже не понадобятся. Грустно.
Понедельник, 27 июля, день отъезда
Встал рано, до восхода солнца. Поднялся на Змеиную горку, дождался солнышка, пофотал горы и море.
Потом спустился вниз, сфотографировал наш дом, вид на залив, кусочки пляжа. Ощущение, что в Голубой залив я теперь попаду не скоро. Сдул свой матрас, на котором спал в машине, и начал собирать вещи. Потихоньку проснулись и все остальные спутники.
Началась самая неприятная часть поездки — сборы вещей и отмывка домика. Управились к 10 часам утра. Несмотря на спешку, нашли время подойти к воде и бросили монетки в залив. Володе звонили с работы, просили срочно подъехать. Мы не стали их задерживать, решили сами поедем потихоньку, никуда не торопясь.
Осторожно проехали несколько километров грунтовки, остановились на рынке в Новой Бухтарме. Купили 4 кг пеляди по 350 тенге и несколько копченых судаков с прозрачным мясом. Местных лепешек, которые нам так понравились, еще не было. Потом также неспешно доехали до города. В отсутствии дождя участок ремонта в районе Северного уже не показался таким страшным.
Разгрузились и пообедали у мамы, потом поехали к отцу на дачу развешивать рыбу на сушку.
Кстати, пора подвести итого рыбалки «Бухтарма-2009». В сумме на трех постоянных рыбаков наловили около 30 кг рыбы, в основном мелкой. Это очень мало, и скорее всего из-за постоянно меняющейся погоды. Хотя свою роль сыграло и обилие раков. Мало того, что они постоянно срывали наживку с крючков, так еще наверняка уменьшают рыбное племя, съедая икру и малька. Говорят, что основная причина небывалого взрыва численности раков — неконтролируемая ловля рыбы сетями.
Запутавшаяся в сетях рыба — легкая добыча раков. А одноразовая сеть-китайка (25 метров) продается на рынках Усть-Каменогорска за 500 тенге (100 рублей). Так что скоро, приезжая на рынок в Новой Бухтарме, мы будем покупать не копченную пелядь (которой просто не станет), а вареных раков.
Во вторник погода была неважная, в среду мы выбрались в новый зоопарк, который построили на левом берегу Иртыша. На карте навигатора его еще не было, но на словах мне достаточно подробно объяснили, как туда попасть. Я отвез Таню и Сусанну с детьми, а сам вернулся немного назад на пункт замены масла «Shell».
Работник этого пункта вытащил мой масляный щуп и спросил, сколько я проехал на этом масле. Его смутил светлый вид масла на щупе. Я ответил, что около 4 000 км. Дальше он долго рассказывал, какое хорошее масло «Shell», на нем можно спокойно ездить 7-8 тысяч. Пришлось буквально уговаривать его поменять мне масло, объясняя, что далеко ехать и по дороге — О, УЖАС — не будет таких хороших пунктов замены масла. После этого он слил мне старое масло, откачал остатки из поддона и залил четыре литра свежего. Я опять начал его уговаривать долить еще 300 мл, показывая мануал, где черным по белому указаны 4 300 мл., но тщетно. Он сказал — на щупе масло ровно посередине — это хорошо и больше не надо. Пришлось уехать смотреть зверей.
В зоопарке нам понравилось. Он еще строится, плата за вход — очень символическая — 30 тенге. В наличии из крупных животных: бурые медведи, верблюды, волки, кабаны, олени, лисы, козы. Много птиц, в том числе и моих любимых сов.
Погуляв по зоопарку, поехали закупать продукты на завтра.
На четверг прогноз погоды обещал безоблачное небо и жару. Так как мы совсем не загорели и не накупались, то решили съездить на Сибинские озера. Володя поехать не смог, но «Одиссей» вместил обе семьи, и нашу урезанную из четырех человек, и Сусанну с детьми. Доехали по навигатору до четвертого озера, того самого, на котором купались два года назад. Термометр показывал +28 °С. Поставили машину, надули матрасы, натянули тент от палящего солнца. Вода была холодновата, но мы все равно доплыли до противоположного берега и полазили по камням.
На обед у нас была курица-гриль, арбуз и много всякой всячины. Только мы расположились поесть, только порезали курицу, как налетел ледяной ветер с дождем и градом. Наш тент тут же промок и потек, матрасы чуть не унесло. Пришлось засунуть детей и женщин в машину и собирать шмотки. Кое-как сдули матрасы, сложили тент, убрали за собой уже несъедобную смесь из курицы, хлеба и овощей. Залезли в машину, в которой стало уже сильно мокро и грязно. Печка работали на полную мощность, термометр показывал +13 °С за бортом. Немного согрелись, высушили стекла и потихоньку поехали домой. Дождь лил стеной, ехать быстрее 60 км/час не хотелось. Через 20 км над нами снова чистое небо, окна настежь, включена музыка и все поют. Не верится, что совсем недавно мы тряслись от холода. Да, не судьба нам в этом 2009 году прожариться под восточно-казахстанским солнышком.
Приехали к маме и начали приводить в порядок машину и сушить мокрые вещи.
На следующий день, 1 августа нас пригласили к Володе на день рождения. Отмечали в кафе «Пицца-Блюз», недалеко от моста через Иртыш. Нам всем понравилось, нормально готовят, есть детская комната, куда сразу убежал Женька. В кафе много молодежи, с папой многие здоровались — он преподает в ВКГТУ, бывшем СДИ.
После трапезы пошли в бильярдную. Я до этого никогда не держал кия в руке и был удивлен, обнаружив, что так непросто оказалось загнать шар в лузу.
Потом все отправились погулять на набережную Иртыша.
Там с нами случилось очередное несчастье. Наша Маша-растеряша оставила на несколько минут на лавочке свою косметичку. Косметичка тут же пропала, а в ней был сотовый телефон, Motorola L9. Попытались дозвониться, сначала были гудки, потом телефон выключили. Маша вся в слезах оббегала всю набережную в поисках телефона, но все бесполезно. Она так долго копила на него деньги, подрабатывала, экономила. В общем — трагедия. Это уже второй потерянный телефон на ее счету. Ну да ладно, дело прошлое. На ее день рождения мы все подарки сделали деньгами, и Маша купила себе новый телефон.
А на следующий день — 2 августа — мы уже собирались в обратный путь.
Папа с мамой ходят грустные, теперь мы с ними год или два не увидимся. Набили за день машину вещами, загрузили морозилку газводой. Одиссея заправили под завязку и поставили у подъезда, чтобы не идти рано утром — вернее ночью — на стоянку. Я лег спать в нем, на всякий случай. В 3:00 подъем, короткий завтрак, последние сборы и вперед, курс на север. Дорога пустая, за бортом прохладно — хорошо для дороги. В Семске заправился и разбудил жену, пусть порулит. Разбудили меня уже перед Павлодаром, за рулем был Сережа. Переключил атлас на навигаторе на карты Павлодара и Омска от Караваева и въехали в город.
Навигатор показывает все заправки с названиями, ищем «Helios» по нашей стороне. На заправках «КазМунайГаз» (мог ошибиться с названием) висят объявления, что заправляют только по карточкам. А кроме этих заправок ничего не попадается, или попадается, но нет 92 и 95 бензина. Что-то в У-ка таких проблем не было, а ведь в Павлодаре свой НПЗ. Короче, выехали мы из города не заправившись.
Я особо не волнуюсь, впереди еще куча заправок по карте. Начинаю волноваться, когда обнаруживается, что на них либо карточки нужны, либо просто нет бензина. И вот так, нервно посматривая на стрелку указателя топлива, мы доехали до Железинки. А там — вот чудо — сразу четыре заправки. С перепугу заправились на первой попавшейся, хотя дальше была «Helios» и еще какая-то совсем новая заправка. А дальше был ремонт дороги, пыль, камни и скорость 20-40 км/час.
Еле доползли до таможни. Очереди почти не было, мы успели проскочить перед автобусом, который шел из Омска. Нас заставили тащить просвечивать на рентген лодку и надувные матрасы. Дальше все как обычно, и вот мы в России. Немного отъезжаем, отправляем СМС-ки родным и садимся ужинать. Копченая курица из сумки-холодильника, дыня и сок.
До Омска ведет жена, город по окружной прохожу я, дальше сажаем Машу.
В Ишиме поворачиваем на Макушино, немного наслаждаемся идеальной трассой, потом знакомая табличка — «Дорога в аварийном состоянии, рекомендуемая скорость 40». И тут у нас снова начинает кончаться бензин. Заправки попадаются, но они почему-то все закрыты. Второй раз за дорогу у нас загорается лампочка. Головой понимаю, что волноваться рано, на лампочке в «Одике» можно проехать до 100 км. Но это головой, а нервы не железные, просят заправки. Наконец попадаются сразу две заправки, заливаюсь до полного бака, бужу жену и ложусь спать.
Жена будит меня на фоне автомобильных клаксонов. С трудом понимаю, что мы на мосту с односторонним движением. По навигатору — где-то между Курганом и Макушино. Перед нами фура ожесточенно сигналит, справа-слева — бетонные блоки, сзади вдалеке фары. Как я понимаю, Таня не заметила маленького светофора, который организует движение на ремонтируемом мосту, и въехала на мост. Развернуться просто нереально. Спросонья лезу на водительское сиденье, даю задний ход, открываю свое окно, высовываю в него голову и гоню назад, молясь, чтобы не включился зеленый у попутных со мной машин. На счастье, через сотню метров появляется небольшое расширение дороги, влезаю в него и жду, пока не проедут встречные и не тронуться машины сзади меня.
Сон как рукой сняло. Чтобы снова глаза начали слипаться, пришлось проехать еще часок. Потом опять ложусь спать, прошу разбудить перед Челябинском, там надо попасть на южную окружную. На этот раз вахта Тани прошла без происшествий. После смены водителя пытаюсь попасть на требуемую дорогу. В отличие от дороги на восток, пришлось проехать гораздо больше по щебенке. Но вот снова хороший асфальт, раннее утро, и почти никого на дороге.
Правда, как подъезжаем к горам, движение становится все более интенсивным. Опять еле ползущие КамАЗы, и ДПС за каждым знаком. Все уже привычно, ползем потихоньку. Иногда получается обогнать разом длинную колонну и потом десяток км ехать в одиночестве в свое удовольствие, любуясь красотой вокруг.
Горы закончились, проехали Уфу, и я опять лег спать. Просыпаюсь от остановки, Сережа говорит, что остановили за обгон. Все, как в том году. Возвращается Таня, сообщает, что просят 3 000 рублей. Прошу ее рассказать, как было дело. Говорит, что обгоняла через прерывистую, знака не видела. Возвращалась через сплошную. Оставляю ей Машу для моральной поддержки и еду смотреть дорогу. Сережка все снимает. После большого перекрестка с названием «Октябрьский» идет прерывистая.
Потом знак «Обгон запрещен» и начинается сплошная. Реконструируем события: знака Таня не видела из-за колбасы фур, когда началась сплошная, вернулась на свою полосу. Пошли к машинам ДПС, там их три штуки стояли и очередь из десятка легковушек. Садимся, объясняем этим вымогателям, как было дело. Хотят, пусть пишут протокол и изымают права, мы свою версию там укажем. Фотки и видео мы сняли, координаты записали. Посмотрели на нас башкиры и молча отдали документы. А люди все вприпрыжку деньги тащат. Только еще пару человек пытаются спорить. Мы подошли к ним, описали ситуацию и поехали дальше.
Тяжело там ехать, местами разметки нет, встречаются ответвления дороги без предшествующих знаков перекрестка. То есть не всегда понимаешь, закончилось действие знака «Обгон запрещен»или нет. Местами давно закончившийся ремонт со знаками ограничения «40». Пуганая ворона и куста боится, едешь перестраховываясь. Явно все сделано для удобства отъема денег у граждан.
Наконец добираемся до Сергиевска, съезжаем с М-5 и останавливаемся пообедать.
Собирается дождь, и мы торопимся. Проезжая Борму, видим новый указатель на Ульяновск, но едем, как мы ездим всегда. А зря, тут глобальный ремонт, приходится возвращаться. Едем по новому указателю через какой-то поселок, на крутом повороте авария, долго стоим. Потом едем по асфальтированной дороге, которую специально построили параллельно ремонтируемой трассе. Да, не Казахстан, там мы уже четыре года по грунтовке шпарим.
Проезжаем Димитровград, покупаем там мороженное и сок. Навигатор ведет нас в объезд, Сережка ему не верит и едет по старой памяти. Уже дома разбираемся, что этот участок дороги «Навител» почему-то считает односторонним. Кстати, до сих пор не поправили. Не в первый раз в этом году убедились, что любительские карты в нашей стране гораздо точнее и подробнее официальных, которые продают за деньги.
Ульяновск проходим быстро, по навигатору и без пробок. Идет мелкий дождь. Сережке достается проехать напоследок участок ремонта перед Саранском, когда уже вовсю хлещет ливень. Меняю его, без приключений едем до Торбеево. Там серьезная авария, несколько «скорых», легковушки всмятку и помятые фуры. Стоим полчаса, дождь не кончается.
Проезжаю аварию, мои все спят и ничего не видят. Поворачиваю на М-5, ночь, но трасса живет. Бесконечная череда населенных пунктов с неспящими гаишниками. Когда же здесь сделают нормальную четырехполоску с разделительной полосой в обход деревень? Наконец пошли просветы между белыми табличками, разбудил Таню, набрали скорость. При подъезде к родной деревне с дорогой опять что-то непонятное. Ремонт, знаки. Кое-как попали на свой участок, доехали по родным ухабам. Саша с Полей уже нас ждали, открыли гараж. У них дождей последние дни не было. Всем спать, завтра, вернее уже сегодня на работу не пойду, подождут.
Итак, позади 7 940 км, средний расход по трассе получился 8,22 литра на 100 км по пути за восток и 8,28 по пути на запад. Поломок не было, царапин и сколов — тоже, повезло на этот раз. Без штрафов, хотя два раза могли оштрафовать, было за что. Правила стараемся соблюдать, но есть места, где с первого раза сложно понять, как проехать не нарушая.
Так как каждый раз мне не верят, что «Одиссей» может кушать так мало, то приведу таблицу заправок со всеми расчетами. Если верить слухам о том, что на наших заправках скорее недоливают, чем заправляют больше, то реальный расход еще ниже.
Время в пути по дороге на восток: выезд 3:50 мск, приезд 7:30 мск, время в пути 51 час 40 минут. Время в пути по дороге на запад: выезд 2:50 мск, приезд 5:20 мск, время в пути 50 часов 30 минут.
Теперь, как и обещал, о моих впечатлениях использовании GPS-навигатора и программы «Навител». Повторюсь, я проехал по этой дороге уже четыре раза, с учетом обратного пути — восемь раз. Поэтому неплохо ее помню, за исключением проезда городов. Надеялся, что навигатор поможет детям и жене правильно пройти их часть маршрута. К сожалению, в существующих официальных картах «Навител» достаточно много ошибок, а часть территории России карт почти не имеет. Например, Рязанская область. Поэтому слепое доверие навигатору может заставить вас сделать большой крюк (например, в Ульяновской области), вывести под знак «кирпич» (Сергиевск Самарской области) или в глухой тупик (это было уже по дороге к Черному морю в Чаплыгине Липецкой области ночью). Что обидно, на форуме официального сайта Навител все эти ошибки озвучивают многие, но после майского релиза карт реально ничего до сих пор не поправлено.
Хочется выразить свое уважение и благодарность самодеятельным «картописателям». Для этих людей создание карт — хобби, но делают это они очень хорошо. Как я уже писал, ехать по Омской и Павлодарской области по навигатору было в удовольствие. Очень подробные карты с минимальным количеством ошибок. В Восточно-Казахстанской области на карту нанесены многие грунтовки к базам отдыха Бухтарминского водохранилища. Просматривая форумы сайтов http://gpsclub.tomsk.ru, http://www.gps-club.kz, вижу, что постоянно ведутся работы по уточнению и стыковке карт между собой. При поездке следующий раз постараюсь найти «неофициальные»карты всех проезжаемых регионов.
В итоге, если вы много путешествуете, то навигатор Вам купить стоит. Есть модели, которые стоят в районе 3-4 тысяч. Не стоит покупать дорогие модели с большим экраном. Функциональные возможности этого прибора мало зависят от его цены и почти целиком определяются подробностью и точностью карт. Навигатор поможет Вам понять, где вы находитесь, особенно ночью, когда вас будит жена и говорит, что не знает, куда заехала. Поможет в большинстве случаев пройти незнакомый город или найти в нем, скажем, автомагазин. На черноморском побережье на карте показаны практически все автокемпинги, кафе, магазины и дороги. Но надо помнить, что существующие карты России еще очень несовершенны.
Через три дня мы опять были в пути. На этот раз в машине с нами были младшие дети — Поля и Саша. Лодки в багажнике уже не было, зато была палатка и куча всякой всячины для дикого отдыха. И ехали мы не на восток, а строго на юг, к Черному морю, с напрасной надеждой все-таки загореть. Но об этом немного попозже.
Продолжение следует…