|
Как известно большинству населения, из Алматы на Иссык-Куль можно попасть двумя способами. Первый западный путь: Алматы — Кордай —Иссык-Куль. Второй восточный: Алматы — Кегень — Тюп — Иссык-Куль. Обоими путями получается примерно одинаковое расстояние 480-500 км. до Чолпон-Аты и Бостырей (центры отдыха на северном берегу). Но если посмотреть на карту и померить расстояние напрямую через горы, то получается примерно 100 км. Полазив в интернете, поспрашивав у знакомых-джиперов, узнал дорогу, вернее, направление движения.
Решено было выдвигаться в четыре утра, т.к. по рассказам уже ездивших, по этой дороге предстояло переезжать горную реку Чонг-Кемин, и к ней надо было успеть не позднее 8-9 утра, потому что в это время она еще не такая бурная, а днем начинают таять ледники и ее будет сложнее переехать.
Ну вот настал тот день, вернее, ночь выезда.
4:00 утра, пробег 0 км., высота над уровнем моря 800 метров. Перекресток на кольце Аль-Фараби — Навои. Выдвигаемся вверх, в Большое Алматинское Ущелье. На протяжении 10 км. расположены многочисленные кафе, рестораны, сауны и т.д. Асфальт хороший, можно сказать, идеальный.
4:20 утра, пробег 10 км., высота 1 300 м. Экологический пост, обычно здесь собирают деньги за въезд в Иле-Алатауский национальный парк., который занимает почти все горы в окрестностях города. Плата за въезд —200 тенге с человека, но почти всегда берут 200 тг. с машины, просто говоришь , что талон не надо, «агашка» и едешь спокойно.
Нам повезло, в полпятого утра шлагбаум был открыт, но никого не было, видно, спать очень хотелось собирателям народных денег. Проезжаем пост на халяву и двигаемся выше.
После поста асфальт ухудшается, количество ресторанов уменьшается, Держим курс наверх — к Большому Алматинскому Озеру. Асфальт кончается, двигаемся медленно, проезжаем ущелье Аю-Сай (высота 1 500 м.) (по-казахски — Медвежье Ущелье), многие, кто на легковых машинах, предпочитают останавливаться здесь, пожарить шашлычки, выпить пивка. Здесь же находиться небольшой юрточный лагерь, где можно снять юрту, мангал, беседку со скамейками. В выходные здесь просто нереально много народу, будто полгорода приехало именно сюда.
После Аю-Сай дорога ухудшается еще сильнее, уже не видно ни кусочка асфальта, гравийка, но пока не так много камней и ям.
Через 2-3 км. сворачиваем налево, начинаются булыжники посерьезнее, до БАО остается 10 км.
5:30 утра, пробег 25 км. высота 2 500 метров. Заезжаем на Большое Алматинское Озеро (БАО), начинается рассвет. Уже чувствуем, что мы в горах. На улице не теплее + 15, и это в середине июля! Надеваем куртки. С БАО дорога раздваивается: если ехать дальше направо, то через восемь км. доедешь до космостанции на высоте 3 400 м. и все — тупик.
Нам надо было двигаться по левой дороге, но она перегорожена шлагбаумом. Идем будить мужичка, то ли егеря, то ли лесника, стучим-долбим, в избушку. — «Чо хотим, пацаны?» — раздается из-за двери. — Да вот, на Иссык-Куль собрались, откройте шлагбамум, плиз. — Не, нифига не открою, недавно в Чонг-Кеминге такие же как вы искатели приключений на задницу Делику-Булку утопили,. Ну все, думаю, приехали, разворачивать придеться. После недолгих уговоров все же согласился открыть за вознаграждение в 1 000 тенге.
6:00 утра, радостные, продолжаем движение в сторону перевала Озерный, дорога на всем протяжении — гравийка с камнями и частыми промоинами.
Примерно за 40 мин доезжаем до первого перевала Озерного, высота 3 500 метров. С этого места начинается спуск. По пути переезжаем несколько мелких речушек-ручейков. Стало еще холоднее, кое-где по краям ручейков виднеется лед, Отсюда открываются виды на ледники, до которых, кажется, рукой подать. И где-то здесь же проходит граница между Казахстаном и Киргизией, но ни пограничников, ни постов — никого.
В целом, спуск к Чонг-Кемину занял примерно полтора часа, камни, серпантины. Примерно в восемь утра спускаемся к реке — высота 2 800 метров — красивая зеленая долина, бегают то ли бобры, то ли еще–кто-то, вокруг горы с ледниками. Красотища!
Подъехали к речке, нашли брод, в общем, преодолели препятствие.
Дальше дорога идет по прямой вдоль долины примерно километров десять без подъемов и спусков. Затем поворот налево, едем вдоль, пропасти справа, слева скала с нависающими камнями. Дорога узкая, начинается серпантин наверх, очень долгий серпантин, на некоторых участках от колеса до пропасти сантиметров 15-20 остается. В некоторые повороты приходиться поворачивать в 2-3 приема, Всего на этом серпантине где-то 20 поворотов. Конечная точка — перевал Кокайрык, высота 3800 м. — самая высокая точка на нашем пути.
На самом перевале лежит снег, стоит арка, поставленная здесь неизвестно когда, что-то типа «Приветствуем туристов». С этого перевала начинается спуск к Иссык-Кулю. В начале спуска видим трупы бульдозеров, разрушенные вагончики, видимо, когда-то здесь кипело строительство дороги, но постоянные обвалы и погода сделали свое дело: вся дорога усыпана камнями.
Продолжаем спуск, показалось солнце, начинает заметно теплеть, снимаем куртки. Виднеются юрты киргизских чабанов, отары овец, лошадей,. Где-то там должен быть Иссык-Куль. Давим дальше. И вот долгожданный момент — в голубой дымке показалась синяя гладь воды. Дорога становиться значительно лучше — простая гравийка почти без камней до самой объездой Иссык-Кульской трассы.
Итого
Проехали 112 км., от кольца Аль-Фараби-Навои до берега Иссык-Куля.
Перепад высот: старт — 800 м.; перевал Озерный — 3500 м.; Река Чонг-Кемин 2 800 м.; Перевал Кокайрык — 3 900 м.