|
Суббота, 27 июля 2012 года. Вернулись с Алтая. Чулышманская долина, Телецкое озеро.
Всего времени в поездке ушло 45 часов.
Пройденное расстояние ― 2 150 км.
Израсходовано 204 литра бензина.
Опишу кратенько, будет время ― напишу подробнее. Тем более что записей путевых под рукой сейчас нет. Может, и фильм наконец-то смонтирую. Хотя я это уже четвертый год хочу сделать.
Вообще первое знакомство с Телецким озером произошло в 2000 году, тогда мы втроем на «Ниве» ездили на Артыбаш. Про это озеро тогда мало кто знал, поэтому в тех местах оно было еще чистое и было где отдохнуть. Причем «отдохнуть», это не всякие аттракционы, дискотеки и прочая массовая возня, а тишина, спокойствие и отсутствие (ну или минимальное присутствие) т.н. туристов. Ездили туда каждый год, там же провели и наше свадебное путешествие. Потом постепенно Артыбаш начал загаживаться, мест, где можно остановиться «дикарем», почти не осталось, и сейчас нам там делать нечего.
Телецкое озеро со стороны Артыбаша. Закат.
Позже мы открыли маршрут на южный берег Телецкого озера. Ездили туда два года подряд. В 2009, 2010, тогда у меня была еще старенькая карбюраторная «нивка» 88 года, отец к тому времени поменял свою «Ниву» на Suzuki Vitara. Но, к сожалению, сейчас уже, как и с Артыбашем, не мы одни туда ездим, но об этом позже. Поскольку природа за несколько лет мало в чем изменилась, в отчете будут присутствовать фото разных годов, с соответствующими пояснениями, по необходимости.
Итак, выехали 14 июля на двух машинах ― отец и семья моего брата на Land Cruiser Prado, и мы с женой и восьмимесячным сыном на своей уже новой (куплена в 2011, модернизированная эМка) «Ниве». Поскольку и без того небольшой багажник «Нивы» почти полностью заняла детская коляска, на крышу был сварен багажник, на который было уложено солидное количество скарба. Вообще в подобных дальних поездках к техсостоянию машин нужно подходить с особой тщательностью вне зависимости от марки и страны производителя.
В частности, у «Прадика» выявился неработоспособный «ручник», которым вроде как никто и не пользовался никогда, но в горах без дублирующей тормозной системы ездить некомфортно ― мало ли что. У «Нивы», даром что новая, также проведена ревизия и поменяно по сроку масло в двигателе, да заменен порванный пыльник шруса. Да еще прошлый опыт показал, что грунтовки на Алтае обычно пыльные, установлен салонный фильтр, плюс дополнительный вентилятор на присоске. Который, как и все китайское, был доработан напильником, иначе издавал рев громче всей машины.
Единственное, что не потребовало техосмотра ― это коляска. Заранее брали ее с учетом «работы в тяжелых условиях» ― живем в частном секторе, поэтому брали ее с большими пневматическими колесами и пружинами, плюс должна складываться и свободно входить в небольшой нивовский багажник. Прекрасно показала себя на песке, на камнях ― с приспущенными колесами, как и подобает внедорожнику, малыша не трясло, как в эпилепсии, что зачастую наблюдается во многих колясках, особенно с маленькими литыми колесиками.
Много охов и ахов услышали, когда люди узнавали, что с нами едет восьмимесячный ребенок. В основном, это были люди, никогда не выезжавшие за пределы асфальта. Некоторые, впрочем, не понимали, зачем мы вообще туда едем. Мы же не чувствовали особой опасности ― ребенок так же ест, спит, бодрствует, так же меняются памперсы и прочее. Плюс сестра брата не первый год работает медсестрой. Более того ― чистый горный воздух ребенку куда полезнее городских выхлопов. В общем, если подходить к делу с головой, никакой опасности нет. Тем не менее людям, впервые собравшихся в подобное путешествие, мы брать маленьких детей не рекомендуем ― сложно предугадать все тонкости «с нуля» и больше вымотаетесь, чем отдохнете.
Дорога по асфальту в Кузбассе в сторону Алтая скучна и однообразна ― пилишь, пилишь… Взгляду не за что зацепиться, начинается борьба организма со сном. Довольно опасное занятие, поэтому делаем частые остановки ― через полтора-два часа. Скорость держим 90-95, превышать не стоит даже не столько из-за соблюдения ПДД, сколько из-за банальной той же безопасности ― дороги извилистые и никогда не знаешь, где окажется яма и насколько крутой будет поворот, особенно это касается Алтая. (Позже сами видели там две машины, улетевших с дороги, водители которых, видимо, посчитали себя умнее дорожников, расставлявших знаки) Но кого-то и это не останавливает, и несущиеся по трассе иномарки мелькают, как метеоры. Да и повышенный расход бензина нам как-то не особо нужен.
Впрочем, все меняется, когда начинается горная местность. Тут просто физически не погоняешь, несмотря на хорошее покрытие ― дороги узкие и извилистые. Впрочем, алтайцам это пофиг ― они могут обгонять и в повороте, и через сплошную. Кстати, обе машины в кювете были именно с алтайскими номерами.
Однако благодаря гористой местности, сразу куда-то улетучивается и усталость. Ну и чистый воздух тоже способствует заряду бодрости.
Перед Сростками проезжаем часовню, построенную на месте гибели губернатора Михаила Евдокимова. Каким он был губернатором, мы не знаем ― много ходит слухов, как хороших, так и плохих. И как-то с трудом верится в случайность аварии. Но мы прекрасно помним, каким он был артистом, как он любил свой край, с какой теплотой он говорил о нем, будь то его песни или юморески. Обидно, что такие люди так рано уходят.
Фото двугодичной давности. Но природа все та же.
В первый день заехали в музей космонавтики с. Полковниково. Не ожидал. Довольно большое здание, прекрасно отделано и есть что посмотреть, начиная с картин отца Титова и заканчивая моделями космических кораблей и, видимо, настоящего, скафандра. За фото и видеосъемку внутри музея брали плату, поэтому ограничились одним фотоаппаратом и видеокамерой, которые были у брата.
Леонид изучает реактивный самолет в музее.
Остановились на ночлег через 500 с хвостиком км, съехав с трассы к какой-то речушке. Поставили палатку, попутно привычным уже образом собрали мусор, оставленный предыдущими горе-туристами, разложили сидения в спальные места, приготовили ужин, поели и вырубились. Восьмимесячный Леонид, несмотря на то, что всю дорогу стойко переносил в детском кресле без особых капризов, всю ночь проспал, как положили ― «солдатиком», хотя обычно «курсирует» во сне по всей кровати.
На фото слева внизу ― «небольшая» кучка мусора от предыдущих туристов, впоследствии подвергшаяся закапыванию.
Утро. Завтрак. Едем дальше. Преодолеваем Семинский перевал, кстати, подъем не такой уж хороший ― дорога неважная. Однако ремонтируется ― пришлось немного постоять, пока дорожники с рациями пропустили нас ― на нашей полосе укладывали асфальт. Кстати, это наблюдалось по всему пути ― дорогу стараются поддерживать в хорошем состоянии.
Вообще описать дорогу, а именно Чуйский тракт, невозможно. Это нужно видеть. Причем наяву.
Следующий перевал ― Чике-Таман. Немного постояли на смотровой площадке. Еще года три назад там стояли пара ларьков с сувенирами, теперь же эти ларьки там чуть ли не вдоль всей смотровой площадки.
Остановились на второй ночлег на реке Чуя. Как раз перед этим прошли дожди, что для нас оказалось проблематично ― вода в реке была пополам с глиной, а поскольку все предыдущие поездки мы брали воду для питья и пищи из рек, то тут пришлось сооружать примитивные фильтры, которые, впрочем, не очень-то помогали. Благо мелкому детскую воду взяли на все время поездки с большим запасом ― использовали одну пятилитровую бутылку хотя бы для чая-кофе. Позднее купили на всякий случай еще литр. Хм. Дома мы купили пятилитровую бутыль за 60 рублей, а тут ― два литра за 50. Однако…
Стояли на Чуе три дня, за это время уровень воды опустился более чем на метр.
Такого цвета вода, вместо бирюзовой, стала после проливных дождей.
Место довольно интересное, хотя не каждому, возможно, понравится. Лично мне нравится. Особенно хорошо после дождя ― камни моментально просыхают и под ногами нет грязи. Впрочем, на Алтае в принципе в горах очень мало грязи.
Так было два года назад до сезона дождей.
Другой вопрос, что спуститься к этому месту, а тем более потом подняться обратно к Чуйскому тракту, может далеко не каждая машина, даже полноприводная. Во всяком случае, отцовский «Крузер» на самом верху встал, гребя передними колесами ― пришлось заблокировать межосевой дифференциал, как-то раньше в этом месте в нем не было необходимости. После этого свободно выехал.
Ну и наконец движемся дальше. Нам нужно добраться до села Акташ, это последняя точка хорошей дороги. Потом все ― грунтовка, правда, иногда встречаются участки асфальта, порой свежеположенного.
По пути останавливаемся на водопаде Ширлак, памятуя о глинистой Чуе, набираем воду.
Кстати, некоторые продукты в Акташе даже немного дешевле, чем у нас в Белово. В Акташе перекусили в кафешке, кое-чего прикупили и поехали в места уже только отдаленно напоминавшие цивилизацию. Попутно поражался потокам машин, причем не только с алтайскими номерами. Встречались и наши земляки, и Москва, и СП, несколько машин из Германии. Попутно нас обогнала колонна внедорожников с Красноярского края, видимо, какой-то оффроад-клуб организовал пробег. Позже видели несколько машин, едущих обратно. Как потом оказалось, это была «Енисейская Одиссея ― 2012». Завидую я таким ребятам! Сам бы хотел принять участие в подобных пробегах, но это совершенно другой уровень, начиная с подготовки автомобиля, для меня пока недосягаемый…
Но внедорожники ― это понятно. Зачем туда едут люди на обычном недоприводе? Как им не жаль свои машины? На что они надеются, если вдруг пройдет дождь и грунтовки расползутся? Да и дороги там, мягко говоря, далеки от идеальных. Мне сей «экстрим» непонятен, тем более что многие едут без элементарного набора инструмента и знаний матчасти, уповая на «это ж Япония!». В позапрошлом году дал одним таким трос, чтобы грузовик их вытянул на перевал ― даже этого не было! Ну, тяга к приключениям, наверное, есть у всех, но вот реализовывать ее на городских автомобилях… Хм…
В целом мне же больше нравится ездить именно по таким дорогам, где нет асфальта, где деревья нависают над дорогой, или на повороте открываются прекрасные виды тайги. Асфальт есть асфальт ― давишь тапку и смотришь на дорогу, ибо на скорости особо по сторонам не поглазеешь.
Доезжаем до знаменитых Красных ворот. Здесь фото позапрошлогоднее, в этом году что-то как-то быстро мы их проехали. Но ничего не изменилось. Только что прибавилось «наскальных надписей» пришлых дикарей.
Ну, а дальше ― последний рывок. Впереди перевал Кату-Ярык. Самый опасный на всем маршруте. Дорога петляет по лесам и полям, вот уже на подъезде к перевалу виднеется просвет и видны горы.
Ну... А вот, собственно и сам перевал. Я спускался и поднимался три раза. Однако никак не могу согласиться с людьми, которые говорят, что ничего опасного в нем нет. Да нет, ребята... Говорить, что перевал не опасен, когда ты фактически лежишь на руле (ну или на сидении, если подъем) и при этом до края пропасти всего метр, мягко говоря, неразумно. При этом сама дорога далека от идеала вообще ― вся в ямах, ухабах, очень часто встречаются большие камни прямо посреди дороги, которые запросто могут пробить картер или зацепить глушитель ― а останавливаться не всегда удобно, особенно если ты на недоприводе и тебя тащит тросом наверх трехмостовый ЗИЛ. Ну и перегрев двигателя или тормозов тоже не редкость. Кстати, в этом году перевал был особенно разбит. То ли дожди делают свое черное дело, то ли перестали за ним следить. А может, просто не успели расчистить после ливней.
Говорят, эту дорогу сделали всего два человека на одном бульдозере. Вот это я понимаю ― люди оставили о себе память! Ведь до этого в Чулышманскую долину можно было попасть только вертолетом или черт-те какой лошадиной тропой.
Спустились. Основное правило при таких спусках ― не пользоваться тормозами, ехать на первой пониженной. Это медленно, но верно, иначе тормоза перегреются и машина в экстренный момент может просто стать неуправляемой ― вырулить в «кармане» без тормозов на ускоряющейся машине вы точно не успеете, а лететь далеко. Тем не менее случаи перегрева тормозов нередки, вплоть до запаха паленой резины от сальников.
Остановились на Чулышмане прямо у подножия перевала, рядом с кемпингом. Решили постоять тут пару деньков, а уже потом ехать на Телецкое.
Место неплохое. Отдали 100 рублей за палатку (за машины не взяли). Правда, не уточнили ― это за сутки или на все время. Но на вторые сутки к нам никто не подходил. С одной стороны было непонятно ― почему мы должны платить за место ЗА пределами кемпинга. Но с другой стороны ― там стояли туалеты, на берегу вкопаны какие-никакие столики… Не, все-таки нормально. За 100 рублей можно купить чурку на дрова. Правда, полусырую и колоть будь любезен сам. За 500 рублей вас переправят на другой берег, где можно пройти до водопада. Мы с женой, естественно, переправляться не стали из-за младшего, а брат с отцом сплавали, посмотрели.
Попутно наблюдали представление, когда, несмотря на заверения других людей и неоднократные тщетные попытки других недоприводов взобраться на перевал, его пытались покорить все новые и новые машины. У полноприводников особых проблем не возникало, а вот недоприводу подъем давался нелегко. Точнее ― они просто вставали после первых 200-300 метров. Пыль, дым, рев двигателя ― шоу! В итоге машина скатывается к подножию и ЗИЛ за отдельную плату тащит ее на веревке. Сколько стоило в этом году, не знаю, но в прошлом году сие удовольствие стоило тысячу рублей. Кто-то на квадроцикле предложил одной легковушке помощь ― но тоже без толку. Теперь пыль и сизый дым из-под колес, шлифующих камни, просто удвоились. Кто поразумнее ― просто останавливались у подножия и ждали ЗИЛа или просили кого-нибудь из проезжавших попутно полноразмерных внедорожников поднять их. Впрочем, одной иномарке удалось подняться задним ходом. Хм. Сомнительное удовольствие, но хоть какой-то выход.
Ну что... едем дальше. По пути деревушки Балыкча, Коо... До сих пор не могу понять ― чем там народ занимается. Ну, у кого-то магазинчики... Там хлеб по 60 рублей булка ― для туристов, видимо... Пиво, опять же, кто хочет, рублей по 70 баночка... Ну а еще? Предприятий нет, колхозов-совхозов нет... Иногда к стоящим машинам туристов подходят алтайцы и просят сотню. Иногда дорогу преграждает забор с воротами, огораживающий чьи-то пастбища, и пацаны просят плату за то, что они открывают ворота. Когда ехали туда ― отдали по 50 рублей за машину. Обратно ― сторговались на 13 рублей за обе. Кто-то просто так открывает, без мзды. Помнится, года два-три назад эти ворота открывали и закрывали сами. Только на них было написано что-то типа «Закрывайте ворота! Не пускайте коров!». Видимо, не все туристы умели читать и ворота не закрывали, вот и дежурят теперь пацаны.
Дорога жутковатая ― то гребенка, то камни. Но интересно. Всегда в этой долине жалел об отсутствии видеорегистратора. Можно в любой момент выходить и фотографировать ― места прекрасные!
По этой красоте нужно проехать всего километров 70. Но КАКИХ километров. Тряска, пыль, жара. Едем небыстро ― бережем подвеску. К слову, подвеску обновленной «Нивы» здорово модернизировали ― теперь ее не разворачивает на гребенке и не раскачивает даже со стокилограммовым багажником на крыше. Превосходно! Но все равно тряско. Дитям асфальта там делать нечего. Даже если очень хочется похвастаться потом: «А я был...» ― не... не надо. Если, как в песне, вам все равно, «что шум приемника, что утренний прибой» ― потратьтесь на Египет, Турцию, Китай там... В Чулышманской долине вам делать нечего. Это место, которое оценят только настоящие искатели приключений и любители активного отдыха.
Почему так резко? Да как-то задели слова двух молодых людей, которые шли как-то мимо нас у подножия Кату-Ярыка. Говорили на русском матерном, но я переведу:
«Ну и зачем я сюда приперся? Сижу, как дурак, смотрю на эту гору, заняться нечем...».
Послушал я это и подумал... А действительно ― вот ЗАЧЕМ ты сюда приперся? Сидел бы дома, пил пиво, ходил на дискотеки... О чем ты думал, мальчик? О том, что в глухом, Богом забытом крае стоят водные аттракционы и многоэтажные отели с развлечениями? Возьми путевку, сядь на самолет, на поезд, тебя отвезут, накормят, напоят, спать уложат, повозят по каким-нибудь местам, можешь даже из автобуса не выходить, прямо из окна фотографировать, запивая коменты экскурсовода баночным пивом…
Эм... о чем это я? Ах, да...
Итак, вот он, долгожданный просвет меж гор, вот они, последние деревья, закрывающие берег озера... И вот оно ― глубочайшее разочарование в моей жизни. Песчаная коса, на которой мы когда-то стояли, густо усыпана палатками, машинами, шатрами... И горами мусора. Проехали по косе дальше, думали, может, там никого ― какое там! Приткнулись в просвет между деревьями... С одной стороны внедорожники с палатками, с другой ― большая вонючая гора банок и пакетов. Зашибись, отдых! Вот не думал я, что это красивейшее место так быстро станет помойкой. Разочарование, какая-то обида и мысли о прошедшем впустую отпуске. Стоило ли ехать более тысячи километров, чтобы увидеть следы пребывания «типа туристов»… Даже фотоаппарат не стал доставать.
ЛЮДИ!!! Даже кошки, сходив в туалет, закапывают свои «дела»! Ну почему у вас мозг меньше кошачьего??? Почему у моего брата сын-первоклассник знает, что мусор нужно либо забрать с собой, либо сжечь, либо закопать, а вы ― нет?
Разбивать лагерь в окружении кучи народа и гор мусора не хочется. На Чулышмане у нас есть несколько запасных стоянок, но до них засветло уже не доедем. Принимаем решение послать меня на «Ниве» посмотреть кемпинги ― может, хоть там мусор убран, встать можно. С братом возвращаюсь до поворота, указывающего направление на кемпинг и минут пять едем по накатанной дороге. Про себя отмечаю, что если брызнет дождь, даже мелкий, многим машинам тут будет несладко. В сторонке от грунтовки видим новый, только недавно начавшийся строиться кемпинг «Золотой Телец». Подъезжаем. За домиками вполне себе приличное место, договариваемся о стоянке за 200 рублей (100 за палатку и по 50 за машину), брат остается там, я еду за остальными. Доезжаю до остальных, оговариваю ситуацию. Оказывается, недалеко от нас стоит еще одна турбаза, до которой ― рукой подать. Садимся в машину, проезжаем протоку и тут же ― вот они, ворота! Заходим за ограждение, осматриваемся. Турбаза капитальная, видимо, не первый год тут стоит, довольно благоустроена. Но мест под палатки нет вообще ― только домики, различного рода беседки, лежаки и прочее. Выходим на берег и малость остолбеваем ― стоят три могилки… Или просто огороженных памятника, вокруг отдыхающие, белье сушится… Что-то в голове не укладывается… Не. Едем к «Золотому Тельцу».
Поворачиваем назад и по накатанной песчаной дороге на косе возвращаемся. И тут свинство на каждом шагу. Дорога накатана, полметра влево-вправо означает зарыться в сухой песок. И какое-то «чудо» догадывается бревнами проложить «границу» своего лагеря, выставив бревно на полметра на дорогу. При этом ближайшая палатка до дороги находится дальше трех метров. Не выдерживаю и в открытое окно, не снижая скорости (ибо на сухом песке тяжелой машине тронуться весьма проблематично) по-русски в двух словах объясняю, кто они. Настроение падает до нуля.
Встаем за домиками, перед этим хозяева пробежались с пакетом и убрали всякий «случайный» мусор. Потом мы видели кучки немного поодаль, оказалось, что местные собаки таскают пакеты с мусором и спокойно потрошат их в сторонке. Впрочем, хозяин об этом предупредил. Собаки соседские, а ссориться с соседями тут, я так понял, не принято. Зато тут бесплатно куча сухих дров, что после Кату-Ярыка весьма кстати. Разбили палатку, приготовили ужин. Поели. В принципе, и место уже не такое плохое. Надули лодку ближе к вечеру, чтобы покатать детей по Чулышману ― течение тут несильное. Оказалось, к своему стыду, что забыли весла. Впервые в жизни взяли лодку без весел! Вышли из положения, срезав длинный шест ― дети в восторге!
Ночью начался сильный ветер ― явление, в общем-то, нередкое для долины, даже нормальное. Нам-то, спящим в машинах, нормально, а вот брату с семьей в палатке, видимо, было не по себе. Но палатка прекрасно выдержала ― даром, что ли, перед покупкой брат прошерстил в инете все, что можно, по их выбору.
Утром все-таки пешком сходили до Телецкого озера. Разразившийся ночью ветер, видимо, напугал туристов, и на косе осталось совсем мало машин. Но решение встать лагерем на Чулышмане уже принято, и поэтому просто малость искупались, дали похлюпаться мелкому в теплой протоке и пошли собираться.
В 2009 году вода была кристально чистой. В нынешнем году так босиком не походишь ― вдоль берега много «туристического» мусора.
До этого места можно добраться только на лодке.
Вернулись на Чулышман, у нас там припасено красивое место на изгибе реки и спокойно простояли там четыре дня. Остыли от негодования, лазили по камням, фотографировали интересные места и уже как-то не вспоминали про Телецкое озеро. Лишь потом, когда уже собирались домой, с какой-то тоской вспомнили о нем. Есть в нем какая-то сила, энергетика, которая все равно тянет к себе. И хорошо, что мы все-таки вернулись к нему, прошлись по берегу, поплескались в его водах. Теперь этой энергии хватит надолго. И несмотря на то, что в будущем нам придется искать новые маршруты, о которых я вряд ли буду писать, мы все равно найдем время, чтобы хотя бы на часок приехать на этот берег.
Ну что… Собираемся выехать с утра пораньше ― все-таки на Кату-Ярык лучше подниматься по холодку. От места стоянки до перевала ― семь километров. Поутру быстро сворачиваемся, запариваем полуфабрикаты типа быстрорастворимой лапши и пюре, перекусываем и едем. Подъезжаем к подножию, останавливаемся. Брат идет наверх, чтобы снять подъем. Ждем его позывного по рации. Рядом стоят две легковушки-иномарки, ждут ЗИЛ ― разумные люди, не хотят гробить технику.
Связываемся с братом. Начинаем подъем. По холодку не получается ― на улице уже +25.
Кадр с видеозаписи подъема. Слева четко видны ямы, на которых высокая машина начинает раскачиваться.
На первой пониженной, с заблокированным межосевым дифференциалом, «Нивка» бодро карабкается вверх, но при попытке прибавить газ ее начинает сильно раскачивать на ямах и колдобинах ― все-таки более ста килограммов на крыше требуют осторожности на пересеченке. Останавливаемся на середине первого подъема, чтобы подобрать брата и движемся дальше. «Прадо» берет пассажиров и быстро убегает вперед ― ему-то на широченных колесах и низким центром тяжести проще, чем мне с багажником. Хотя иногда переключался на вторую пониженную. Температура двигателя, несмотря на то, что я заранее принудительно включил перед подъемом один вентилятор из двух, начинает подниматься, на 105 штатно срабатывает второй вентилятор и температура падает до 92. Нормально. Заканчиваем подъем ― «Прадо» уже ждет нас наверху. Недалеко стоит синий Honda HR-V, водитель спрашивает:
― А чего вы на середине подъема останавливались?
― Да видео снимали, оператора подбирали…
― Э… Ну, вы даете…
Видимо, по доброй воле при подъеме на перевал никто не останавливается.
Долго не стоим ― нужно проехать 250 километров до родника перед Чике-Таманом, где можно остановиться на ночлег. Но даже дорога, которую проезжали уже не первый раз, не прекращала поражать своими красотами. Не могли не подъехать к кафешке, у которой за ограждением была т.н. «зона отдыха», где стояли скульптуры животных, качели ― то есть что-то вроде детской площадки. Вход взрослым 50 рублей, детям бесплатно. Ну, нашему парню такое понять еще рано, а вот брат со своими детьми пошел, пофотографировал их. Кстати, порадовал рекламный слоган «Шашлык от производителя!» возле кафе.
Пофотографировали, поехали дальше. Подъехали к роднику и, не доезжая до него метров 300, свернули с дороги, в низину. Там течет горная речушка, быстрая, чистая. Вокруг деревья, сосняк. Стоят туалеты ― раньше их не было ― стоял один у дороги. В общем, место хорошее, плюс лагерь с дороги не видно. Останавливаемся. Завтра еще двести с лишним километров, стоянка на Катуни перед Сростками, и потом самый длинный отрезок пути ― уже до дома. Стоим, варим лапшу с сардельками. Вдруг подъезжает лифтованый УАЗ с алтайцами. Выходят ― собирают мусор вокруг (точнее, там его мало было. Мы даже сперва удивились этому, а оказывается ― вон оно что :) и… озвучивают цены стоянки ― 250 рублей за палатку и по 50 ― за машину. Мы в маленьком шоке ― раньше тут всегда стояли бесплатно. Но платим, просим квитанцию ― мало ли, может, самоуправство какое, но нет ― вполне официальная бумага, с печатью. С другой стороны ― если место убирают, создают какие-никакие удобства ― почему бы нет? Но 250 рэ за палатку… Хм… В кемпинге было дешевле.
Переночевали, позавтракали, поехали. Преодолели без проблем Чике-Таман, поднялись на Семинский перевал. Кстати, почему-то в обратную сторону о нем нет указателя. Узнали, что мы на нем, только по стеле, да двух рядах ларьков с сувенирами. Немного постояли, пока брат с семьей ходили вдоль стеллажей ― мы-то все это видели, все сувениры те же самые, не меняются за редкими исключениями. Но не запечатлеть на память Леонида возле «центра направлений» не могли.
Все. Едем до стоянки на Катуни перед Сростками. Съезжаем с дороги, по грунтовке с километр проезжаем до берега. Место, конечно, по сравнению с предыдущими, весьма такое «не айс», но нам только переночевать, не до изысков уже. Даже стропы у палатки не стали привязывать. Переночевали, едем. Заезжаем в Сростки ― брат с семьей хотели подняться к памятнику Шукшину. Мы ранее были и у памятника, и в доме-музее, поэтому остаемся в машине, да и с Леонидом особо по горам не побегаешь. Кстати, кто хочет получить хорошие фотографии памятника ― подгадывайте время после обеда. До обеда, как у нас постоянно получалось, солнце светит «в спину» и хороших фотографий не добьешься ― приходиться «играть» с точками съемки, жертвовать компоновкой кадра и прочие ухищрения.
Вспомнился эпизод в 2009 году, когда ходили в дом-музей матери Шукшина. Ходим, рассматриваем фотографии, обстановку тех лет… И заходит одна парочка. Женщина, вроде уже не молоденькая блондиночка, но тем не менее выдает в эфир некую фразу: «Че-та для деревенского дома слишком чисто». Эм… Вот что такой ответить? Но как-то обстановка в музее не позволила ответить ей, как положено, просто промолчали и прошли мимо.
Ну что… Посмотрели, пофотографировали, взяли знаменитых сросткинских беляшей, которыми одним на полдня наесться можно, чтобы не тратить время на обед на кафе и вышли уже на финишную прямую ― до дома. Последние два часа пути Леонид начал капризничать. И капризничать не на шутку, чего не было ни разу за всю поездку ― жена еле его успокаивала. Возможно, сказывался переход в другой климат. Наконец он уснул, а нам оставалось всего километров 60. Приехали засветло, нас уже ждала банька. Посидели за столом, посмотрели видео. Брату оставался один день ― «завтрашнее» воскресение перед выходом на работу, мне ― еще неделя.
Итог поездки: необходимо искать новые места. Впрочем, на Алтае вроде еще не все загажено. И дай Бог, чтобы до них добирались только достойные, которые оставят место таким, какое оно было до их приезда. Однако это не значит, что мы больше не поедем на Телецкое. Как я уже писал, оно дает особенный заряд энергии. И пусть на день, на час, пусть не на три-четыре дня, как мы ездили раньше, но мы будем туда ездить. Возможно, и местные наведут там порядок.
Такие мероприятия с маленьким ребенком возможны. Да. Это создает определенные неудобства родителям, но не больше, чем в обычных домашних условиях.
Техника не подвела. До этого старая «Нива» преподносила сюрпризы, причем такие, что даже не предугадаешь, мелкие, ремонтировалось в чистом поле, но тем не менее время отнимало. В такую жару в пыли с закрытыми окнами часто вспоминал, что на «Ниву» довольно давно выпускается кондиционер, и что за сумму, немногим меньше 30 тысяч, его можно установить. Наверное, это станет очередным пунктом модернизации машины.
Ну и обращение к тем, кто будет там в будущем ― ну, не гадьте вы на стоянках! В отзывах то и дело хаятся алтайцы, какие они нехорошие, но пока я бОльший дискомфорт испытываю от туристов, начиная от гор мусора на бивуаках, и заканчивая долбежной музыкой из какой-нибудь навороченной иномарки. Будьте людьми, не думайте только о себе. Возможно, завтра на это место приедут ваши же дети или внуки ― и что они там увидят?