|
Здравствуйте!
Раньше мне доводилась совершать автомобильные путешествия, в том числе ездил в Хакасию (оз. Шира), был автоперегон из Уссурийска. Однако записывать впечатления не приходилось. К поездке по Горному Алтаю готовились заранее (точнее выбирали маршрут). Однозначно было решено доехать до перевала Кату-Ярык, а далее как получится, может быть доехать до южного берега Телецкого озера.
Итак состав бригады путешественников:
С собой взяли две палатки, надувные матрасы, всё, что необходимо для походной жизни, продукты питания закупили заранее.
Автомобилям перед поездкой проведено ТО. Поменяли масло ДВС. На «Тойоте» поменяны передние стойки, пружины задние, масло в коробке. На «Паджеро» поменян рулевой наконечник.
День первый
Итак 19 июня 2012 года в 10 часов заправка ― полный бак и выезд из Полысаево по трассе Алтай―Кузбасс. Состояние дороги ― отличное. Как обычно, при выезде на отдых, состояние погоды начало стремительно портиться. Когда заехали на территорию Алтайского края постепенно пошел дождь, который скоро стал ― как «из ведра».
Под Барнаулом первый раз дозаправились на заправке «Роснефть». Здесь же был первый приятный для меня сюрприз ― расход бензина меньше 6 литров на 100 км. Далее всю дорогу старались придерживаться известных брэндов заправок (в основном «Роснефть»), лишь пару раз заправлялись на каких-то местных АЗС, но без последствий для качества. Цены на бензин (92-й) поднялись с наших кузбассовских 23,20 до почти до 25 в Алтайском крае и до 27 рублей ― в Горном Алтае.
Первая остановка, на обед, сделана под Бийском возле памятника разбившегося губернатора Михаила Евдокимова. Монумент ― грандиозный. Туристов и цветов ― много.
Дальше, в этот день было решено добраться как минимум до горно-алтайского ботанического сада. Описаний данного туристического объекта достаточно много, например тут или здесь. На меня особого впечатления не произвёл. Женщины и дети были в восторге.
Местная администрация любезно предложила место для ночевки на территории сада. При осмотре это оказалась поляна в лесу с дощатым навесом (беседкой) за 500 рублей. Вежливо отказались и поехали дальше. Ночлег нашли на своротке на старый Чуйский тракт на берегу реки Сема. Так как дождь в этот день то начинался, то заканчивался ― палатку пришлось ставить с его участием. Но это был не повод, чтобы испортить настроение.
День второй
… Начался несколько неожиданно. Проснулся в палатке от странного звука снаружи. Как будто кто-то слегка стучит по железной кастрюле. Открыв глаза, увидел испуганные глаза жены, готовой бежать куда угодно и кажется, даже не выходя из палатки и вместе с ней. Но всё-таки я раньше читал отчеты о поездках по Горному Алтаю и быстро вспомнил, что здесь развито скотоводство, а алтайцы любят вешать на свой скот различного вида сигнализацию. Так и было. Два алтайца перегоняли группу коней почти прямо через наш лагерь. На конях и были «колокольчики», которые разбудили своим странным звуком.
На улице шёл небольшой дождь, поэтому после легкого завтрака без проволочек двинулись вперед, на штурм перевалов…
Первым, конечно, был не безызвестный Сёминский. Под дождём здесь долго не задержались. Заехал наверх легко, скорость ниже 3-й не включалась.
Сразу после Сёминского перевала погода стала улучшаться, а пейзажи за окном всё красивее и красивее…
До перевала Чике-Таман остановились на горной речке помыть посуду. Главное было― её не упустить, потому, что напор воды страшный…
Сам перевал Чике-Таман и подъём на него…
Наверху смотровая площадка, где торгуют сувенирами, есть кафе, а также плакат с информацией по перевалу и его историей.
После спуска с перевала неожиданно для себя попали в пробку, где простояли целый час. Дорога была перекрыта, т.к. альпинисты очищали от камней прилегающие скалы.
А это местная обитательница, уже неживая:
Пока стояли, скопилось достаточно много машин. В основном туристы, причём со всех регионов России. Видели номера от Владивостока до Архангельска.
Пообщались с местным жителем. Узнали много подробностей о предстоящем маршруте, а также о быте аборигенов. С его слов, прошедшая зима была малоснежная, поэтому многие водопады пересохли. В частности не удалось посмотреть на знаменитые «Девичьи слёзы» ― высохли.
Вот дорогу очистили, и дальше в путь…
«Каменный воин» ― памятник старины на обочине (отмечен на навигаторе).
В посёлке Акташ последняя заправка на нашем пути и самая высокая цена на бензин. Далее налево в горы. Дорога сразу стала хуже. Асфальт чередуется с гравийкой. После Улагана сплошь одна гравийка с постоянно ухудшающимся качеством.
«Красные ворота»:
Показался снег…
Улаганский перевал ― самая высокая точка нашего путешествия. Температура за бортом упала до 12 градусов, а было 27.
Ощущения после подъёма в горы ― грандиозные. Сама атмосфера и вид… К сожалению, вдали отчётливо слышен шум моторов ― пилят деревья. Судя по следам заготовка ведется в больших объёмах.
Дождь временами нагонял нас. Один раз даже поймали радугу:
Постепенно приближаемся к перевалу Кату-Ярык.
И вот наконец сам Перевал…
Скажу честно, было жутко. Фотография не передает глубины и перспективы происходящего. Но ещё на подъезде к перевалу возникало желание прижаться к скале и дальше не ехать. А когда зашли на смотровую площадку и увидели домики внизу размером со спичечную коробку и маленькие машины, дух захватило… Было сомнение ― выдержит ли техника (по крайней мере моя «Корона»). Но неужели, проехав столько, остановиться на самом интересном. После короткого совещания было решено ехать дальше. Передачу на «L», ногу на тормоз, про себя перекрестился, двумя руками и зубами за руль и вперед…
Спуск, хотя и крутой, в основном неплох, кроме самого последнего участка. Он самый крутой и самый разбитый. Если его отремонтировать, да еще поставить светофор (или регулировщика), чтобы разъезжаться встречным машинам, то добираться до подножия Кату-Ярыка можно без проблем.
Сверху со смотровой площадки видно, что слева пытались начать делать дорогу в объезд перевала. По слухам она вообще решила бы проблему спуска с перевала. Однако, как узнали из общения с местными жителями, куда-то испарились деньги, выделенные на строительство дороги (800 миллионов рублей), после чего стройка прекратилась.
На турбазе у основания перевала было решено остановиться. Место живописное, берег Чулышмана. День был будний, и народу почти никого не было. Берут 350 рублей с человека в сутки, если ночуешь в домике, 50 рублей с человека, ― если ставишь палатку. Баня ― 500 рублей в час. Охапка дров ― 100 рублей (можно со своими).
Дров набрали на халяву на соседнем острове.
День был трудный и пыльный, поэтому решили попариться в баньке. Баня хорошая, жаркая. Но есть небольшой подвох. Горячей воды много, а холодная бежит тонкой струйкой (может, специально, чтобы времени больше тратить?).
Ну и, конечно же, шашлык…
День третий
Начался, как обычно, пасмурно. Даже капал дождик.
С этого дня собственно начался непосредственно отдых, т.к. до этого в основном ехали. Решено было начать с осмотра близлежащих достопримечательностей.
Вид на турбазу:
Все постройки имеют красноватый оттенок, потому что сделаны из лиственницы. Хитрые горные алтайцы, причем не только здесь, а везде, где мы были, делают из неё все: от домов до заборов, туалетов и даже ящиков для мусора. С одной стороны удобно, долговечно. Но обрабатывать её морока же.
Местные обитатели:
Очень хитрая собака. Не лает, ничего не хватает, даёт себя погладить. Ест только то, что дадут и если понравится. Хлеб есть не стала, мясо ― с удовольствием.
Муравьи по сравнению с нашими ― просто монстры.
Недалеко от турбазы находится каскадный водопад Кур-Куре. Разузнав туда дорогу, решили сделать экскурсию.
Рядом так же имеется небольшой водопад напротив турбазы:
К нему протянута труба, вода самотеком идет в баню.
Чтобы попасть на водопад Кур-Куре, нужно переправиться через Чулышман. Местные переправляют на лодке по пять человек за 500 рублей туда-обратно.
Идти нужно вверх по долине Чулышмана, примерно, километра три. Дорога достаточно простая, поэтому можно идти с маленькими детьми.
Поспорили, кто здесь живёт. То ли продвинутый грызун, увлекающийся росписью на камне, или просто местные прикалываются.
Наконец, сам водопад. Вид грандиозный. Первый каскад высотой метров тридцать, остальные меньше…
Представляю напор воды…
Больше у основания Кату-Ярыка достопримечательностей нет. Поэтому двинулись дальше.
Дорога сразу неприятно удивила. Стиральная доска в крупном исполнении, да еще усыпанная камнями. Серьёзное испытание для пузотёрки, ухо нужно держать востро. 40 км/ч ― это максимальная скорость на хороших участках. А так 20 и даже 10, а иногда навигатор показывал, что я стою.
Качество дороги компенсируется видом за окном. Горы становятся всё выше и выше.
Где-то в этих горах встретили того, кого меньше всего ожидал в данной местности ― автостопщик. Девушка с рюкзаком совершенно одна путешествовала в этих горах. Естественно, согласились подвезти.
Познакомились. Зовут Инна. Живет в Киеве, оканчивает аспирантуру по кинематографии там же. Путешествует по странам СНГ и Закавказью и снимает документальный фильм. Вышла из Киева 17 мая (а было 21 июня), передвигается пешком и автостопом. В настоящее время цель путешествия ― добраться до Телецкого озера и переправиться на северный берег, там где-то какой-то этнографический фестиваль проходить будет.
Рассказывала много интересного о нравах и обычаях тех мест, где проходила, а также о себе. Некоторые её высказывания просто не могу не привести:
Про Россию так просто отдельным абзацем не напишешь, всякое бывает. Говорит, что очень пугали местными в Улагане, однако, на удивление, первая встречная женщина встретила гостеприимно и помогла с ночлегом, а также дали пояснения по местным достопримечательностям.
Спросили, а как в горах обходишься с едой. Ответила, что на ближайшие три дня проблему с едой она решила ― не ест. А что в рюкзаке ― в основном камни.
Подвезли девушку Инну почти 40 километров, до места нашей следующей ночёвки. Позже в долине Чулышмана встречали еще разных чудаков, группами и поодиночке, пешком и на мотоцикле. Еще я заметил, что если идёт группа туристов, то самый большой рюкзак несёт девушка…
Место ночёвки выбрали на берегу Чулышмана напротив известных Каменных Грибов.
Это я пошёл за дровами и обалдел. Журавли гуляли прямо рядом с палатками. Наутро на этом поле этих журавлей было штук десять, людей особо не боятся, подпускают достаточно близко.
День четвертый
По навигатору расстояние до Каменных Грибов от места нашей стоянки получалось всего 450 метров. Но гора была достаточно крутая, поэтому женщин и детей оставили в лагере, пошли с братом вдвоём.
Переправа через Чулышман в ближайшей турбазе, цена стандартная ― 500 рублей. И дальше сразу подъём. Первая треть его идет по лесу, идти достаточно легко. Потом подъём еще круче…
Погода стояла жаркая, пока долез до этих грибов решил, что в жизни больше никогда пешком на гору не полезу, подожду, пока алтайцы канатную дорогу построят. Но зато грандиозный вид был в награду…
Расстояние по земле значительно отличалось от расстояния по навигатору. В конце подъёма ноги тряслись, пот застилал глаза. Спуск оказался ничуть не легче. Один раз камень из-под ног сорвался вниз и…. Хорошо, что у моего брата оказалась хорошая реакция и прыгучесть.
В общем, нужно на спуске быть очень аккуратным, чтобы не угробиться и никого не угробить.
Дальше двинулись к южному берегу Телецкого озера. Дорога всё такая же отвратительная, но виды кругом грандиозные…
В районе населённого пункта Коо пришлось пересечь несколько ручьев в брод. Думаю, что при значительных дождях для низких машин, как моя, это составило бы проблему. Однако в нашем случае всё обошлось благополучно.
Недалеко от села Балыкча встретили родник (на навигаторе обозначен ― Серебряный источник), чистота воды изумительная:
Балыкча ― довольно цивилизованное село. Есть несколько приличных продуктовых магазинов, вышка МТС. Однако встречаются и такие виды:
Последний рывок и мы приехали на берег Телецкого озера. Мыс Кырсай.
Последние метров двести ехать пришлось по песку, но ничего ― не завязли, на «L» проскочили, хотя было страшновато.
Места красивые, но все портят следы пребывания туристов. Не просто кучи ― горы мусора. На выбранном месте для стоянки пришлось сначала делать субботник. Неужели так трудно взять с собой мешки для мусора и не оставлять за собой позорных следов?... Господа, здесь же и иностранцы бывают. Как же престиж страны.
Почти сразу нарисовались местные. Сначала молодежь:
Покататься на лошади стоит 350 рублей в час с человека. Договорились за полчаса по 200 рублей.
Потом появились и взрослые, но не совсем трезвые. Предлагали рыбу ― налима, по 300 рублей за килограмм. Но были ненавязчивы.
Вода в Телецком очень холодная. Думал, искупаться, зашел по колено и передумал ― ноги ломит от холода. Хотя в свое время в Байкал нырнул из принципа.
Зато вечером настала настоящая красота:
День пятый
Этот день был полон приключений.
Началось все с нашествия собак. За ночь очистили стол, разворошили мусор. Остатки шашлыка брат спас поставив на крышу джипа. Очень невоспитанные животные. Мусор пришлось собирать заново.
Двинулись в обратный путь. Опять насладились отличными видами долины Чулышмана и отвратительными дорогами.
Известный вид, есть во многих отчетах:
Недалеко от Кату-Ярыка очередной сюрприз. Колесо. Правое переднее. Думал, что от местных камней пострадал, оказалась ,какая-то железяка размером с ноготь Неизвестно, где я её нашёл, то ли здесь, то ли из дома привёз. В общем, прокол удачный, даже колесо снимать не пришлось. Вывернул руль, поставили жгут. На всё ушло минут десять.
Возле Кату-Ярыка короткая остановка. И попытка на штурм…
Со стороны выглядит неубедительно, но доехать на «L» удалось только примерно до этой машины. Оба колеса забуксовали и машина встала. Как раз в этом месте ямы, которые никак не объехать, пришлось сбросить скорость.
Вторую самостоятельную попытку делать не стал, зацепили за джип:
В принципе, тянул он меня только один раз, как раз в том самом месте, где ямки. На первом повороте отцепился и до верха доехал без проблем.
Ещё раз добавлю, если первый подъём привести в порядок, то заезжать можно хоть на «Жигулях» первой модели.
Ещё раз насладились видами окрестностей Кату-Ярыка и двинулись дальше.
Возле Красных Ворот очередной сюрприз. На дороге лежала скала размером с двухэтажный дом, работал экскаватор. Когда ехали туда, её точно не было. Не хотел бы я оказаться там в момент, когда она падала. Здесь я получил последний чувствительный удар камнем в днище, как выяснилось позднее ― самый роковой.
Место слияния двух рек ― Катунь и Чуя:
На ночлег остановились на берегу горной речки.
День шестой
Чёрный день в нашем путешествии.
Утром встали, позавтракали. Впереди лежал перевал Чике-Таман. Двинулись дальше, проехал метров 200, лампочка давления масла моргнула два раза и загорелась постоянно. Сразу остановился, проверил уровень масла ― щуп сухой. Брат вернулся на место стоянки, нашел масляную лужу. Да, дела. Впереди перевал не из низких, запасов масла ― нет, что, собственно, делать, сразу и не сообразишь. В голову лезут печальные мысли: «Б…дь, угробил ласточку…». Сразу вспомнил удар снизу возле Красных Ворот…
Внешний осмотр ничего не дал. Поддон в масле, на вид целый.
Сверились по навигатору, до ближайшей заправки ― 29 километров. Делать нечего, достали буксир, зацепились и вперед на перевал. Благо, «Мицубиси-Паджеро» подходящая для этого машина, наверх поднялись довольно легко. А там я сам скатился, почти до самой заправки. Километра три дотаскивать пришлось.
Ну ладно. Доехали до заправки, купили масла, а что делать дальше, пока не ясно. Ни эстакады, ничего нет. Сначала подобрали место подходящее, было, правда, жарко, но не до удобств…
Открутили пробку, слилось примерно со стакан масла. Но непонятно, вроде где-то сбоку пробки сочится. Вообще, пробка слегка сплющенная, пришлось головкой на 15 откручивать. Видно, что удар прямо в неё пришёлся.
Сначала попробовали просто пробку герметиком обмазать ― не вышло. Течь прям рядом со сливной горловиной, а не замажешь ― масло сочиться. Пробовали даже машину набок наклонять, чтоб масло не сочилось. Но как ни не хотелось, всё равно пришлось поддон снимать. В принципе на этой машине ничего сложного, только к двум болтам неудобно подлазить.,
Сняли поддон, настроение сразу улучшилось. Внутри ничего не повреждено. Изнутри сливная горловина закреплена точечной сваркой. От удара одна точка отлетела. Образовалось отверстие размером меньше миллиметра. Из него всё масло за ночь и вышло.
Ни холодной сварки, ничего, чем можно было заделать отверстие, при себе, конечно, не было. Но тут на помощь пришло местное население. Остановился парень на битой 8-ке. Сначала напряглись. Рожа местная. Номера на машине, цифры не помню, а буквы Х…АМ. Ну, думаем, сейчас проблемы начнутся. Наоборот помог. Предложил проводить до автосервиса, а когда отказались, помог приобрести холодную сварку.
После чего быстро заделали отверстие, залили новое масло и поехали дальше. До сих пор езжу с такой заплатой, хотя к зиме заварить надо будет.
От всех этих приключений на жаре решили, что нужно где-то искупаться. По навигатору ближайшее тёплое озеро было Манжерок. Туда и направились.
Приехали туда в самую жару, часов в шестнадцать. Сразу стало понятно, что идея не очень. Вокруг озера машин наставлено в три ряда со всех регионов. Дошли до воды ― вода мутная. Народу, как на базаре.
Поездили вокруг, купили пива, купаться не решились. Решили попробовать искупаться на озере Ая. Но туда даже подъехать не смогли. На въезде шлагбаум, вереница машин. Кругом всё огорожено. Брат сходил пешком узнать. Вернулся и говорит, там пешком подойти к озеру 50 рублей берут, а сколько подъехать стоит, он даже узнавать не стал. И народу как селёдки в бочке.
Поэтому останавливаться не стали, а поехали дальше, уже искать место для ночёвки. Нашли его уже за Горно-Алтайском на берегу горной речки, но уже не такой прозрачной, как это было вдоль Чуйского тракта.
День седьмой (последний)
Чтобы не возвращаться домой той же дорогой, решили ехать по трассе Горно-Алтайск―Турочак―Таштагол.
До Турачака дорога асфальтированная. Участок Турочак―Таштагол гравийный. Но качество хорошее. Можно держать скорость под 80, а как въезжаешь в Кемеровскую область, даже под 90 км/ч.
Горная Шория виды имеет, конечно, красивые, но после Горного Алтая не то, все кажется маловато. Зато наконец-то реально стала видна линия горизонта. А то после нескольких дней в горах нам, как равнинным жителям, горизонта стала не хватать:
В Таштаголе наконец вернулись привычные нам кузбасские цены на бензин. Вообще, первая заправка, по-моему «Татнефть», встретилась в селе Алтамаш Таштагольского района. Но там цена все же еще высокая по сравнению с нашей.
В районе Кузедеево наконец-то искупались в Кондоме. Вода тёплая, правда, место досталось мелкое. Всю реку можно перейти по колено.
Дальше по Новокузнецкой трассе ― домой. За неделю путешествий, честно говоря, соскучились по дому, да и устали от дороги.
Некоторые выводы:
В общем, считаю, что поездка обошлась недорого, а впечатления самые благоприятные. Рекомендую всем. Есть желание проехать ещё раз, только режим передвижения выбрать другой. Тяжело менять каждый день место ночёвки, надо было где-то хоть на пару дней задержаться.
Спасибо за внимание.
zvu2006Пошел на "грибы" - Не, надо чтобы туда канатная дорога была... Ага. И пятизвездчный отель у подножия Кату-Ярыка. Дорога неприятно удивила. Действительно странно, что где то в горах в дикой долине нет асфальта... Вы зачем в эту глушь то поехали? Нравится комфорт - Турция, Египет, что там еще... Там все включено. Алтай оставьте искателям приключений и любителям нетронутой природы. Нехрен там делать ни канатным дорогам, ни отелям...Я думаю, что пяти звездночный отель смотрелся бы лучше чем те "турбазы" с сомнительным сервисом что понастроили местные. Не каждому понравится жить в дощатом сарае по 350-500 р. с человека в сутки с удобствами во дворе. Хорошие асфальтированные и канатные дороги также подняли бы имидж края (как и доход его обитателей). В какой-нибудь Швейцарии или Франции тоже не идиоты живут, но как-то умудряются сохранять природу и привлекать туристов, как простых, так и экстремальных. :)