|
Маршрут: Новосибирск — Акташ — Чулышман — ЮБТО (Южный берег Телецкого озера) — Акташ — Курай — Актру — Новосибирск, июнь 2011 г.
Машина: Subaru Legacy Lancaster, 3 л, 220 л. с., 02 г., постоянный полный привод, автомат.
Вступление
На работе удалось вырваться на неделю, окончательно разгреб все дела в четверг. Быстро посмотрел в инете, куда можно рвануть. Решение пришло быстро — едем на южный берег Телецкого озера (ЮБТО) на машине. Обзвонил знакомых — никто не может. В итоге поехали с девушкой вдвоем. Скачал карты из инета в пятницу, так как мои валялись неизвестно где, распечатал (лучше купить двухкилометровую карту Республики Алтай в магазине, и для пешей прогулки сгодится, и в дороге легко ориентироваться). В субботу (09.07.2011) закупка продуктов, передача дел, закончил часов в 7. Хотели выехать в воскресенье утром, но решили — зачем спать в городе, можно и где-нибудь уже на Алтае. Быстро кидаем все в машину, чай на дорогу и смотрим на время — 11 часов вечера — в ПУТЬ.
День первый (10. 07)
Заправляем бензобак на «Газпроме» под горлышко (выезд из Бердска), плюс канистру 30 л.
Первая остановка где-то за Барнаулом в кафе отдохнуть, размяться, попить кофе. Дорога почти пустая. И снова в путь. Бийск — мойка машины, т. к. мечтал об этом с неделю (мойка справа, первая перед поворотом влево и вниз в самом городе) — очень здорово помыли, химию не жалели (машина прям вся в пене была), стекла протерли даже изнутри — за 220 руб. За городом опять закупаем покушать пару чебуреков, сок взяли просроченный — пришлось потом выкинуть в Майме в помойку :).
Туман стоит — не выходя из машины пара фоток.
Перевал Семенский — уже утро, почти никого нет.
Чеке-Таман. Остановка размять ноги и в путь.
По пути где-то заправляемся на «Роснефти» — сколько общался, все рекомендуют именно там, нареканий особых не было уже пару лет.
И вот село Иня и мост через Катунь. Постепенно начинает рубить в сон, но еще держусь. Подъезжаем к стрелке Чуя—Катунь. Стоит жара — +26, облаков почти нет, проезжаю еще пару км и все понимаю, надо поспать — спал не более пяти часов всю неделю — сворачиваю с дороги к Чуе, заезжаю за пригорок, машину закрываю, прячу ключи, открываем окна и спим, прямо, в машине). Вроде в теньке стояли — просыпаюсь от того, что солнце, прямо, жарит, вроде выспался немного, прошло 2,5 часа. Встаем, перекусываем, умываемся и снова в дорогу. Посмотрели порог Турбина, хотели заехать на пор. Бегемот, но пролетел, возвращаться не стали. Остановка, кажется, в Белом Боме, набираем воды. И вот Акташ, заправляемся опять под пробку на въезде в деревню.
Расстояние не привожу — лучше по карте (более или менее там не ошибаются, минимум на этом участке).
Ищем картошку — нет ни в одном магазине, но возле рынка находим киоск и, чудо, там есть. На будущее там проще купить арбуз, чем картошку и хлеб. В хозяйственном магазине закупка фонариков и прочей мелочевки, что забыли в городе :). И тут обнаруживается самое главное: я забыл карты на работе :))). Ну и ладно, вроде помню путь, едем в сторону Былыктуля.
Дорога от п. Акташ. Дальше будет намного лучше. Иногда будет ровный асфальт.
И вот они — Красные ворота, которые видел только по фото, сразу после Акташа, дорога гравийная, но хорошая.
Фотаемся и в машину. После ворот слева начинается мертвое озеро — и надпись возле него: «Частная территория. Лов рыбы запрещен. Стоянка платная», — ВОПРОС: а там же вроде рыбы нет?!)))
Едем дальше: иногда появляются участки асфальта и довольно длинные.
Дорога до Балыктуля извилистая с чередованием асфальта и грунтовки. Был какой-то перевал, но незаметный — виды красивые. При спуске с перевала на одном из резких поворотов (~90 град.) на встречу вылетел «Чероки» на нашу полосу — дорога — грунтовка с пылью и камнями, уворачиваемся по краю дороги (ограждений на перевале не помню), никуда не слетели — спасибо «Субару». Больше таких инцидентов не было. В Балыктуле заправляемся под пробку — дальше заправок не будет.
По дороге видим местную свадьбу. Но почему-то жених в костюме, а остальные в народных костюмах.
В Балыктуле, когда будете ехать по главной, как закончится асфальт, смотрите справа мост и дорога уходит плавно вверх (под 90 к основной дороге). Мы его не заметили и поехали прямо, купили мороженого, доехали до статуи кому-то и дальше дорога как-то не сильно напоминает, что по ней часто ездят. Разворачиваемся, останавливаемся у «копейки», которую чинят, чтоб уточнить дорогу — парня четыре — запах алкоголя доходит и до меня — просят помочь что-то там надавить или еще, едем дальше :))). Видим мост и нормальную дорогу. Сворачиваем. Едет «Нива» с алтайскими номерами — моргаем — останавливается мужик — и вежливо все объясняет — прощаемся и в путь дальше.
Дорога до него, кстати, хорошая гравийная: до 90 км/час можно идти. Но только аккуратнее, когда проезжает встречка или кого догоняете, пыль стоит столбом (ветра нет, +30), по дороге иногда валяются камни, способные пробить картер или еще что (пару камней объезжаем — дорожного просвета не хватает). Перед одним таким успели тормознуть и объехать, но они такие неприметные… Так что по сторонам больше не сильно смотрю.
Красивое озеро, только если кто знает, подскажите, можно к нему спуститься или подъехать?
После озера дорога немного портиться, но зато красивее.
И вот Кату-Ярык — 15 часов езды позади…
Внизу очень маленькие деревья, и дорога серпантином уходит по склону к самому Чулышману, перепад не маленький.
Дорога гравийная, камни валяются и по центру дороги, ухабы — ехать постоянно на тормозах. Разъехаться в две машины между поворотами иногда можно, но редко. Проезжая по краю дороги, видя уклон обочин, — дух подзахватывает, осыпь… Проехать можно на любой машине кроме спортивки, ну и иногда приходиться крутить рулем :).
Водопад на противоположной стороне р. Чулышман.
Все, мы снизу… Смотришь вверх — и неохота думать, как ехать наверх :).
При нас работала техника по расчистке. Дальше сперва дорога виляет, и на дороге валяются камни и выбоины, между которых маневрируешь, дорога узкая разъехаться в две машины не везде можно. Через пару км, по которым еле едешь — до 20-30 км, начинаются участки полей. На них до 90 нормально, но иногда по центру дороги или в траве лежат здоровые и острые камни, кто поедет, аккуратнее. Читал о бродах — встретил всего два штуки и то, так, колеса помочить. Но у нас было мало воды и стояла жара. Дорога каменистая. Один участок по камням переползали очень медленно. Но дорогу хорошо видно. До самой деревни на ЮБТО встречали разные машины, начиная от джипов и заканчивая «Ниссан-Санни». Так что проехать можно, но видели одну легковушку без переднего бампера :). По дороге к берегу с перевала стоят двое ворот на цепи — открывайте и проезжайте, это для лошадей. Дорога до самой деревни одна, гравийная, не заблудитесь. При нас на ней работала техника, вытаскивали с проезжей части большие валуны и ровняли бульдозером, после засыпали щебенкой!
В основном дорога от перевала до ЮБТО представляет собой вибростенд (каменистая грунтовка после бульдозеров) — но ехать можно до 100 км/ч, притормаживая перед высокой травой (порой в ней прячутся камни достаточных размеров для сноса чего-нибудь у авто или пробивки дыр). Лучше медленно не ехать и чуть смещаться колесами к траве.
На ЮБТО есть две базы, с банями — по ценам вроде от 600 р. Чтоб попасть на косу, держитесь левой дороги после деревни. И вот уже и берег Телецкого. Время около 19. Зашли на базу (которую строят возле косы) — часть домиков в прошлом году смыло. Но баня и верхний этаж остались. Баня стоит на берегу теплой заводи. Но решили стать на косе.
Дров было море по всему берегу. Поставили палатку, достали вещи, шезлонг и, все, сели отдыхать, ощущения обалденные, с бутылкой пива (не реклама, я за здоровый образ жизни, ну или коньяк, водку :)), смотришь на чистейшую воду, рядом горы, не передать… Ну да ладно, посидел 20 мин. и за костер, время как-никак 21). Быстро сготовили на мангале мясо и расслабились… Ночью дул ветер, не слабый — такое там часто бывает. Проснулись, жара, град 30. Погуляли, отдохнули. Искупался в Телецком — как в прорубь, выходишь и просто кайф. С другой стороны чистая заводь с температурой воды град 23, но не поплаваешь — водоросли мешают, но окунуться и полежать на воде можно. И уважаемые люди, человеке и все прочие:
ПОЖАЛУСТА НЕ КИДАЙТЕ ВЕЗДЕ БАНКИ, БУТЫЛКИ И ПРОЧИЙ МУСОР (в том числе и воду)!!! ЗАБЕРИТЕ С СОБОЙ ИЛИ СОЖГИТЕ, ИЛИ В ПАКЕТЕ ХОТЬ ОСТАВЬТЕ на крайний случай.
Потратил время, чтоб собрать мусор и часть сжечь, часть в мешки. Раньше за въезд на косу брали по 100 руб. с машины (за уборку мусора), щас некогда из-за строительства. Ребята вроде вывозят мусор. Хозяин алтаец, хороший мужик, кстати. По берегу курсировал весь день чуть бухой алтаец на коне, выпрашивая нитки и иголки, после водку и сигареты, но делал это очень культурно :))). Дали немного сигарет. Так что никому неприятностей особо не доставил.
На берегу есть связь — «МТС», но не лучшая, порой пропадает.
День второй (11.07)
Отдых на берегу. Я просто выключил телефон — о работе тут легко забываешь. Ловить рыбу не пробовали, говорят, надо с лодки. Местный поймал здорового тайменя см 60. Рыбу ловят возле Чулышмана и на нем. Есть экскурсии со второй базы на катерах, туда пешком идти десять мин. по косе. По ценам 4 тыс. за катер (около шести мест) — по малому кругу и около 6-8 тыс. — по большому.
Перед следующей ночью пришлось нарубить здоровых колышков (см по 30 минимум) и заменить все. Ветер гнул палатку достаточно сильно и менял направление, но она у нас и высокая чересчур — выходил ночью, проверял пару раз — часть соседей перебрались в машину и свернули палатки.
День третий (12.07)
Утром сильный ветер продолжился — в лицо прям бьет песок с силой. Решили дергать — удовольствие уже не то, но ветер теплый, дует в основном с долины Чулышмана. Пока собрались, поели, ветер начал стихать. Когда чуть уже отъехали, вроде вообще слабый стал, думаю, это только с утра такая ситуация. Но мы уже в пути.
След. остановка — база Учар, напротив водопада. Мы стояли на второй базе, если ехать от перевала и от места впадения реки Чульча. База отличная, особенно, баня, доброжелательные хозяева (Татьяна и Валера) — там, правда, нет домиков, кому интересно в них, но нам и в палатке здорово. Плюс там в деревьях есть уже оборудованное костровище, бревна для сидушек (хватит и десятерым сесть). Время — 12 часов. Поставили машину и пешком к водопаду.
Про водопад Учар…
Переправа — 500 руб., лодка туда и обратно (т.е. для нас обошлась 250 с чел. туда и обратно, так как все уже переправились, кто хотел). Потом просто по приходу им кричишь, и они забирают с другого берега. Идти до водопада четыре часа, с собой надо брать минимум по литру на чел. Есть всего четыре ручейка, в которых можно набрать воду (первый — час ходьбы, второй — 1,5 часа, третий — 30 мин., четвертый — 30 минут ). Тропинка идет вдоль реки, и она одна. Сперва после переправы пешком идете к долине реки Чульча (по равнине к сужению гор) и встречаете тропинку. Как подойдете к первому притоку реки, по тропинке чуть ниже, и там будет мост. На базе что как, вам Валера расскажет.
По идее, как нам рассказали уже в Акташе, — этот водопад находится в заповеднике, вход платный — 100 руб. (и даже дают билет), но с нас никто не взял, может, забыли). И не слушайте, что идти 2-3 часа, ну, или мы просто по жаре +35 в тени шли :))). Хотя обратно тоже четыре часа шли.
Высота водопада вроде 160 метров, падает каскадом, вот бы по большой воде его увидеть. Посмотреть стоит. Фото и осмотр водопада с острова по центру реки, там же есть костровище с лавочками в виде бревен. Проход на остров по здоровому бревну-мосту.
Покупались и пошли обратно. Вернулись уже вечером. Заказали пельмени, так как устали и готовить не хотелось — офигенно вкусные пельмени (лепят сами и внутри МЯСО), и в баню — 500 руб./час (включают диз. генератор).
Про каменные грибы…
Они находятся на правой стороне Чулышмана, так же переправа на лодке только в соседней долине (ниже по течению) и идти до них часа 1,5. Мы не пошли — лень матушка и расслабон взяли свое, а жаль. Если есть бинокль, то можно и издалека их увидеть — подняться на горку, не сильно высоко.
Вот в той долине они находятся.
День четвертый (13.07)
Рядом с нами остановились новосибирцы на двух машинах — привет вам.
Весь день отдыхали, загорали, забрался на гору немножко.
Пытались рыбачить на хариуса — ничего не поймали, но сам процесс, тоже хорошая вещь :). Можно на базе заказать хариуса — 300 руб./кг.
Вечером — Баня :). Баня — не люкс в городе, но именно как баня на природе просто отличная.
Спасибо Валере и Татьяне — хорошие и гостеприимные хозяева, вкусная еда, отличная баня. На соседней базе видели: продавали йогурты без холодильника — их аж пучило). Совет: не берите скоропортящиеся товары на базах, возят их по паре часов на жаре, условия хранения отсутствуют.
День пятый (14.07)
Соседи новосибирцы поделились картами — зафотали, отдали — спасибо им большое. Заодно рассмотрели, как ехать до Актру. Пообедали и рванули до Актру.
Снова дорога. В долине Чулышмана много водопадов.
Дорога порой сужается до одной машины.
Остановились перед пер. Кату-Ярык, зафотали и наверх, температура за бортом — +30.
Первая скорость, и мы легко подымаемся, к середине перевала температура немного выросла, но не критично, просто отошла от своего обычного значения на 2 мм (и так держалась до самого верха). Наверху уже догнали несколько машин. Сверху вышли, глянули и в дорогу.
Спасибо всем, кто давал обогнать, прижимаясь к обочине и пропуская. Радует, что есть вежливые водители.
По дороге на перевале (название не помню) есть вкусное и недорогое кафе в виде юрты возле озера. Вид отличный. Там же можно купить вкусные лепешки (жарят при вас), травяные чаи, варенье из черники.
Дороги нормальные, только на обратном пути вид лучше :).
Доехали до Акташа, заправились под горлышко и в сторону монгольской границы до Курая, как въезжаете, сразу поворот направо и по щебеночной дороге до Кызыл-Таша. В самом поселке пока дорога не делает поворот на 90 град. вправо (после поворота слева магазины стоят), а вам надо ввлево вдоль Чуи до моста.
От Акташа до Курая приятно ехать, справа ледники, асфальт…
Курайская степь…
Фото ребят из Павловска — по ссылке еще отличные фотки..
Дорог много, мы ехали по центру. Потом возле домика алтайца, типа, базы :))), начинаются броды, три штуки подряд. Уже темнело. Стоянка стоит 100 руб. с машины, что-то там с палатки, и плюс еще дрова платные. Стоять в степи желания не было. Решили ехать до «перевалки». Брода неглубокие, дно — мелкие камни, только последний по верха фар (брызги на капот), ехал медленно — не спеша, чтоб волну большую не делать, нигде даже пробуксовки не было. Дальше по полям, как проедете, бетонный открытый канал, сворачивайте за ним направо и вдоль него. Мы сперва прямо — типа, дорога больше укатана и подъехали к перевалу Кардон. Рядом стоял автобус — спросили, туда ли едем — на что услышали, лучше не тут, а после канала направо. А тут, типа, много кто картер и прочее оставили. Когда ехали по степи, тащили «опелька» на буксире УАЗом — может, и там. :) Направо, так направо — едем и видим еще один брод через речку, уже достаточно бурную — спасибо ребятам, стоящим перед первыми бродами, сказали, что больше бродов не будет :))), рвем чуть обратно и в лес. Подъем несложный, просто надо между камнями маневрировать, девушка смотрела с фонариком, чтоб камни не собрал нечаянно, а я рулил. Проехали легко. Только когда подъехали к базе «перевалка» и въехали на пригорок, забылся и немного цепанул порогом камень, но это мелочи.
Стоимость стоянки — 100 руб. с машины и 150 руб. с палатки (или наоборот), сперва хотели в машине поспать (приехали в 11 часу, темно и немного устали), но там был домик, решили пусть будет домик. Там же познакомились с замечательными ребятами из Павловска (рядом с Барнаулом) на двух машинах — «99» и «8-ке». Они как раз проехали через перевал Кордон (примерно так) и отзывы были не лучшие. Темно, посидели у костра и спать, завтра договорились все вместе идти к ледникам.
День шестой (15.07)
Утро. Не сильно жарко, но это здорово, когда идешь пешком — поняли по водп. Учар. После «перевалки» есть мост через р. Атру, но в конце нет метров 5, и, похоже, специально его не делают. Машины проезжают вброд. На своей одной было страшно ехать. А ценники за вытягивания явно не будут братские… Стоимость до верхнего альп. лагеря «Актру» на машине — 4-8 тыс. Так что решили пройтись пешком, мы же за активный отдых :), к тому же всего четыре часа вдоль дороги не торопясь (8 км). Вышли около 10-11, в два уже были в лагере. Расспросили про тропинки и двинулись дальше. Поднялись до ледника (малый Актру), и чуточку выше, зафотались и все вместе пошли вниз.
На сам ледник подниматься без спец снаряжения опасно (летят камни и можно провалиться). На свой страх и риск поднялись вдоль ледника и побродили на нем (благо, опыт ходьбы по горам есть).
После спуска с ледника пошли умыться к истоку реки.
Виды обалденные, пока не побудешь там — не понимаешь, что хоть раз в жизни надо побывать на леднике. Надо иметь каски, камни регулярно летают, и смотреть вверх — это если вы собираетесь подыматься выше подножья ледника. Но снизу тоже постоянно смотрите вверх — при нас камень по леднику до низа долетел размером с маленький рюкзак. Вернулись на базу за четыре часа, уставшие, но счастливые. Подороге назад наткнулись на базу МЧС, расположенную прям на тропинке — обход по буеракам в лесу — тоже, кстати, алтайцы...
На обратном пути фото на мосту:
Придя на базу, спросили про баню, местный сказал, что надо заказывать с утра… Спросили, если нужна вода — натаскаем, дрова — наколем, сами. На что услышали в ответ, что все уже готово. А алтаец просто лежит и смотрит в потолок… Стоимость — 500 руб. час. Но в итоге после вопроса, почему нельзя затопить, он все же согласился. Через два часа, как раз мы сготовили, поели, баня была готова. Первая двойка пошла помыться быстро. Через 15-20 минут и наша очередь подошла. Первое, на что обращаешь внимание: нет предбанника, одна лампочка на входе в баню, вода набрана из Актру, т. е мутная и частично с травой, печь топиться изнутри и стоит почти по центру бани, обжечься легко. Но это мелочи, хоть тепло и хотелось помыться… Через десять минут вырубилась единственная лампочка, а мы в мыле.. Благо фонарик был — быстро домываемся и иду узнавать, что со светом. В ответ: генератор выключился или просто закончилась солярка. Но алтаец не пойдет ничего делать: темно и ему неохота смотреть, и вообще баню закрываю — его слова... На вопрос: а как остальным помыться? Ответ: не хотел ее топить и вы мне теперь должны за 3 часа… Забираем полотенца и прочее, оставляю деньги в бане за час и плату за проживание, и идем спать…
День седьмой (16.07)
Погода утром замечательная: облаков мало, солнце :). Ребята из Павловска решили ехать домой. Решаем прокатиться и заодно проводить.
Там всего один серьезный подъем — первый, это выезд из лагеря (пригорок небольшой). Крутой, с ямами и камнями — траектория по подъему влево, вправо и опять влево. Только все надо делать на небольшой скорости, чтоб не промахнуться. Причем, основная яма с камнями в самом верху подъема — колеса срывались в букс. Но понял после пары минут, что надо просто наверху поднять ручник и медленно тронуться или газом аккуратнее — все просто оказалось. «99-я» с помощью рук, ног толкающих, разгона и нескольких попыток заскочила. «8-ку» пришлось затягивать. Российский автопром — хорошая штука (просвет+механика).
Только начинаем ехать на спуск, вылетают алтайцы на УАЗе с ружьями, передергивают курки и орут, что убьют, пытаемся не дать стрелять (буквально отводим ствол руками). Орут, что мы им должны. Сразу отдаем тысячу (какая купюра под руку подвернулась) и спрашиваем, в чем дело, за что и сколько (причем выяснили, что мы что-то должны, только через пять минут, через 15 минут узнаем, что за два неиспользуемых часа бани). По виду зрачков и движениям понятно, что пьяные и/или укуренные. Долгие разборки с алтайцами, в наш адрес угрозы, маты и прочее. Сразу скажу, никто за все время пребывания на базе ни разу не повел себя неуважительно или как-то оскорбляющее. По-прежнему ходят с ружьем и охотьничими ножами. Говорим с час. Вроде пропускают меня, но потом не пропускают «8-ку» (опять бред, что им должны и деньги при этом им не нужны, так как наши они порвали). И еще полчаса общения, чтоб отпустили. Потом по степи встречаем алтайца на старом убитом УАЗе (который топил баню). Опять, типа, вы все должны — на ответ, что вроде уже решили все со старшими, в ответ, что всех вас щас побью — коль все решено (это я культурно), достает здоровый нож, сантимеров так 30, и со словами, ща хоть колеса проколю, пытается это сделать, уезжаем. Вопрос о возвращении на базу отпал сам собой. До трассы ехали не останавливаясь. Номер УАЗа с алтайцами — х085ам 04, он же, типа, хозяин базы. Вроде, конечно, никто не пострадал и все нормально, но было на грани, особенно, когда затвор передернули и приклад к плечу и с ножами бегали… Ну да ладно, судьи, надеюсь, найдутся им…
Связь «МТС» есть только на «перевалке» и уже возле бродов. Проехали броды без происшествий. Доехали до Акташа, дальше каждый своим ходом поехал.
След. остановка была на стрелке Чуя—Катунь.
Что примечательно, на обратной дороге опять увидели странные знаки, замотанные мусорными пакетами, где-то в районе с. Топучая). Дорогу участками делали, причем техника с номерами региона 54 и 55. В Онгудае единственный раз за весь Алтай тормознули гайцы, но после проверки отпустили. Что заметил, возрождается традиция о предупреждении водителей о них, но не у всех. Дальше в Н-ск. Пару раз останавливались, разминали тело, заправлялись и перекусывали. В город въехали около 12 часов ночи и сразу на мойку. Все — дома.
Выводы/Итоги
Дороги приемлемые. Поедете к пер. Кату-Ярык от Акташа — оборачивайтесь назад иногда, увидите ледники. Трос, топор, лопата и полноразмерная запаска необходимы — нам, слава богу, не понадобилось это. На грунтовке быть чуть внимательнее, порой валяются в разных неожиданных местах крупные камни, способные отломать чего-либо или пробить поддон.
Хотелось бы заехать на Актру еще раз, попасть на озера и забраться наверх ледника, но без нескольких машин и оружия в каждой туда ехать не хочу (пока трезвые, алтайцы — нормальные ребята, но вот пьяные или укуренные там, именно там, чрезмерно агрессивные). Если заедете туда, на нижней базе («перевалке») лучше ничем не пользуйтесь и палатки ставьте в верхнем лагере — верхний альп. лагерь принадлежит русским и хозяева нормальные ребята.
После п. Акташ следующая заправка в п. Балыктуль. Лучше заправиться в Акташе, а там только дозаправиться — так как остальные заправки вызывают сомнение и по разговорам подходят только для нашего карбюраторного автопрома (с чисткой насосом последнего в процессе :)). После п. Балыктуль заправок НЕТ. Сам канистрой за все время езды так и не воспользовался, но хороший бензин там на вес золота. Заправка под «горлышко» только в п. Акташ — заправка слева на въезде (со стороны Н-ска).
Знаки «Обгон запрещен», стоят в нужных местах. Доехать до Каты-Ярык можно на любой машине даже на «Мазде RX-8» — встретили ребят на мраморном карьере (НСО), которые это смогли сделать — фото тоже видел :) — главное, аккуратно ехать и вопрос времени.
После подъема на Кату-Ярык не глушите машину, дайте остыть. Тормоза и ручник проверьте перед тем, как вообще соберетесь ехать на Алтай, а перед перевалом отдельно.
Дорогу до п. Акташ, Балыктуль и п. Карай легко найти по обычным картам.
Отличный отдых. Настроение всю поездку было офигенное. Компания замечательная. Погода радовала. Места изумительно красивые. Еще раз привет ребятам из Новосибирска, Павловска, Валере и Татьяне с водп. Учар.
Огромное спасибо «Subaru» — поломок не было, ходовка (в меру жесткая, но и приятная езда — до ЮБТО устал только сидеть), управляемость и устойчивость, двигатель (при подъеме на перевалы и подъемы вез легко и без напруги; хорошая тяга с низов) и коробка (возможность выбора передач самому) — отличные.
Теперь цель — поехать на плато Укок или окрестности Байкала. Если есть неточности и ошибки уж простите…
Видео:
Кату-Ярык.
Водопад Учар.