|
Однажды вечером звонит мне друг и предлагает на следующих выходных прокатиться на юг Телецкого озера. И все бы ничего, вот только живет он в Москве!
Как все начиналось
Году так в 96-97 мы двумя семьями ездили на «412 Москвичах» по Горному Алтаю. Хоть и самая крайняя точка маршрута находилась в 200 км от родного Бийска, тогда мы поняли, что, повзрослев, обязательно отправимся в поездку самостоятельно.
Итак, июль 2011 года. Из предложения выяснилось следующее — у негодве недели отпуска, у его знакомой — четыре дня. Он приезжает из Москвы на Renault Logan, она прилетает в Барнаул. Садимся по машинам и едем на юг Телецкого озера, на обратном пути сплав по р. Катунь. Мой ответ был утвердительным. Сразу прошарил инет на тему маршрута, остановок, достопримечательностей. Обзвонил друзей, но компанию составить никто не смог.
Итак, к моменту выезда нарисовалась следующая команда:
Первая машина — Toyota Noah 2001 AZR-65, 4 WD, люксовая комплектация.
Я — Саша. Жена — Маша. Дочь — Ксюша. Моя мама — Татьяна Викторовна.
Вторая машина = Renault Logan 1,4.
Друг — Женя (Джон). Отец друга — Игорь Александрович. Подруга друга — Таня.
В каждой машине по любительской рации. У меня навигатор.
Первый день
Команды в сборе, баки полны, настроение отличное, погода супер, вперед. По плану надо было проехать 416 км по М-52 до Акташа и там заночевать на берегу реки Чуя. Несмотря на все приготовления, выехали практически в 11 утра. На границе с Республикой Алтай остановились сфотографироваться.
И не зря, так как выяснилось, что мясо на шашлык никто не замариновал, пришлось это делать прямо в багажнике.
К двум часам дня остановились в Усть-Семе подкрепиться. Там же пересекли Катунь.
Долго ли, коротко ли добрались до Семинского перевала. Затяжной подъем, наверху торговые ряды с сувенирами, стела перевала. В общем ничего особенного. Едем дальше.
Перевал Чике-Таман, горный серпантин, вокруг разбросаны большие камни. Наверху смотровая площадка, место для остановки машин. Такой вид, что проехать не остановившись невозможно, вот и мы расчехлили свои фотоаппараты.
Вид со смотровой площадке Чике-Таман. На фото Джон.
Дорожное покрытие идеальное, пролегает то вдоль гор, то прямые пролеты, скорость можно держать приличную. Дорожные знаки и разметка вполне информативны и не изобилуют ограничением скорости.
На слиянии Чуи и Катуни сделали остановку. Чудное место, каждый построил свою «антенну», чтобы черпать энергию космоса.
Вот такая антенна у меня получилась.
Время к шести вечера. У деревни Акташ пересекаем Чую в поисках места для ночлега. Но все же решили спуститься чуть ниже, чтобы местные не досаждали.
Разместились километрах в пяти от Акташа, прям на берегу реки. В горах темняется быстро, поэтому пришлось поторапливаться с палатками и ужином. Неожиданно поднялся ветер и пригнал тучи, но все обошлось. Дров вокруг в изобилии. Пока раскладывались, пришел какой-то дядька — оказалось, тоже турист. Узнав, что мы собрались штурмовать Кату-Ярык, посмеялся над нами. Говорит — если мой автобус и спуститься, то уж точно не поднимется, чем нас очень удивил. До этого мы опасались за «Логана».
Ночь выдалась не очень теплая, но звездная. Отправив всех спать, мы с Джоном еще долго сидели у костра вспоминая детство, и пели песни молодости.
Второй день
Туманное утро нового дня в горах — что может быть прекрасней. Проснуться от шума воды, вдохнуть чистейший воздух, умыться прямо из реки, чай на костре…
Но время не ждет. К вечеру надо встать лагерем уже на Телецком озере, перевалив «страшный» Кату-Ярык. Навстречу приключениям — 170 км пути, хоть и не много, зато не всегда по горизонтали. В Акташе заправились под завязку, бензин на два рубля дороже, качество — неопределенное. За деревней асфальт кончился, природа начала давить на нас, втиснутых в узкую плоскость между возвышающимися скалами по обе стороны. Горная речушка, появляющаяся то слева, то справа, то вовсе исчезая, дополняла пейзаж.
Очередной перевал. Остановились, размяли ноги, фотосессия…
И, наконец, вот он — перевал Кату-Ярык. Со смотровой площадки такой вид, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Оставлю и я всякие попытки описать неописуемое, смотрите сами, а лучше езжайте — оно того стоит!
Перевал представляет собой зигзагообразный спуск с разным углом наклона. Перемешанный грунт и скальная порода, расчищенная бульдозерами длиной 3,5 км, после каждого участка пути — место для остановки. Спускаться решили шепотом. На всякий случай приоткрыли капоты, держали связь. Я, как ведущий, передавал в эфир все: от дикого восторга, до состояния дорожного полотна. Перед последним спуском понял, что вторая машина вне зоны радиосвязи, остановились. Потрогал бачок тормозной жидкости — холодный, диски колес чуть теплые. Пока фотографировались, появился Джон, точнее его флаг.
Подъехал, выпросил воды, облил колеса — вода зашипела! Минут десять остужали тормоза, и последний спуск, как говорили, самый коварный. И правда, самый затяжной, самый неровный, встречались и большие ямы и торчащая порода. Как назло, именно на этом участке попалась встречка. Разъезжались борт в борт.
Спустились в долину реки Чулышман. Красота.
Вдоль реки укатанная до гребенки гравийная дорога. До Телецкого — 90 км, скорость выше 40 не развить. Дрожь доходит в салон, тут мне стало жалко машину. На полпути я уже был готов развернуться. Настроение упало, природа не радовала, я нервничал, вместо слов остались слюни и то матерные.
Не помню, как, но Джон меня смог убедить, что все идет хорошо. Вроде отлегло, гравийка сменилась огромными полянами, как заливные луга с мелкой травкой, кое-где торчали огромные камни. Плюнув на все, нажал педаль газа в пол…, ощущения непередаваемые…, адреналин захлестывал…, весь экипаж, застонав, закрыл глаза. Несся больше 100 км/час, лавируя между камней, попадая то на гребенку, то на накатанную дорогу, компьютер выдавал заносы, пробуксовку, потрескивал абс, подключился полный привод, пыль за мной стояла такая, что «Логан» пропал.
Нагнали нас только у этой речушки.
Честно говоря, проскочил поворот на мост и оказался у этого брода. Пара выразительных снимков и снова в пути. По дороге попалась пара турбаз, самостоятельно гуляющий скот, машины попадались очень редко, сотовая связь отсутствует.
У озера на развилке повернули налево и оказались на песчаной косе.
Прошлись, присмотрели место для ночевки, приспустили на «Логане» колеса, и Джон начал штурмовать пески. Разбили палатки, разожгли костер. Пошли купаться…, вода ледяная, но Маша никак не могла сделать нужный кадр, пришлось три раза нырять.
Пока сидели у костра, пришла местная пьяная тетка, несла каую-то чушь и пыталась попрошайничать. Но видя, что ее игнорируют — ушла дальше по берегу, до других докапываться. Несмотря на рабочие дни, машин на косе было много. Машины все полноприводные, очень удивлялись видя «Логана», а Джон ощущал себя героем, покорившим Алтай. Сотовая связь приемлемая, «Билайн» ловил лучше «МТС».
Третий день
После завтрака дорога обратно. Было решено разделиться. «Логан» уезжал вперед и должен был штурмовать Кату-Ярык и максимально продвинуться по трассе и разбить лагерь до темноты. «Ноах» делал остановку с посещением «Каменных грибов». Мы просто остановились у турбазы, оттуда нас на лодке переправили на другой берег и показали рукой в какую сторону идти, взяв 500 руб. за четверых. Оказалось, идти туда около часа, и тяжелый подъем в гору. Но это стоит того.
Дочка (семь лет) немного покапризничала, но дошла сама. Вид оттуда офигительный, я очень жалел, что Джон уехал. Вернувшись на базу пообедали, на удивление, хорошее обслуживание. На эту остановку истратили три часа, надо было нагонять. Кату-ярык взяли на одном дыхании, «Логана» у подножья не было, сделали вывод, что и он его взял штурмом. Добравшись до Акташа, подкачали колеса на шиномонтаже, их пришлось спускать на гравийке для комфортной езды. Звоню Джону — а он недоступен, по трассе кое-где связь отсутствует. Где его искать — непонятно, просто поехали вперед, время от времени пытаясь до него дозвониться. Каким-то чудом дозвонились, он тоже был в пути в 100 км впереди, искал место для ночлега, так как темнело. И опять связь оборвалась. Ехали вперед и искали, где он остановился. Он, Джон, в поисках ночлега свернул с трассы к реке и оставил нам знак в виде привязанного к столбу флага ВВС РФ!!! Сняли флаг — и к реке, а там уже костерок разведен.
На следующий день планировали добраться до Катуни на сплав, но так как проехали за день мало, решили встать пораньше…
Четвертый день
Позавтракали кашей из котелка, запили кофейком и тронулись. К 11 утра были на базе «Иволга», там нас уже поджидали рафтеры. Всем было интересно посмотреть на людей, заказавшим самый тяжелый и продолжительный маршрут. Инструктор-проводник Александр (89231644961, 89619850303) провел инструктаж, выдал гидрокостюмы. Погрузились в автобус, закинули нас выше по течению, подкачали рафт и спустили на воду. Наша команда: инструктор, я, Джон и Таня. Я и Таня не разу не были на сплаве, Джон хоть и был на каком-то лоховском, но отзывался очень положительно. Она так как живет в Москве, а мне было это неинтересно. Я прям так и сказал инструктору, что это полный тухляк и никакого экстрима в этом нет. По его глазам стало понятно, что вызов он принял…
К семи вечера, нас, уставших, голодных и замерзших, забрала машина, в Рыбалке, — 30 км от старта. Было все: посещение водопада, грота, порогов не счесть (Капитанская бочка, Гнилая, Доллар — другие не помню), попали под проливной дождь, в пару порогов заходили несколько раз (рафт заносили по себе по берегу), купались и орали отдыхающим на берегу. Кстати, был удивлен, но и на Катуни есть нудистские пляжи! По ощущениям: было интересно, но не на 5 баллов, инструктор сказал, что есть маршруты и покруче, но они на верхней Катуни.
А на турбазе нас ждали злые родственники, никто не ожидал, что все так затянется. Вот и все домой.
Выводы
Мною пройдено 1 300 км, расход не замерял, но, похоже, уложился в 11. И это, смотря на дорогу вдоль реки Чулышман, где километров 40 ехал не выше второй скорости и постоянно работающий кондюк. Машина превзошла все ожидания, это был своеобразный тест-драйв (купил в апреле, поездка — июль), пару раз только шоркнул задней раздаткой. У «Логана» были небольшие проблемы (загорелась лампочка АБС, пробило колесо, машину тянуло в сторону, помяло защиту двигателя и что-то потекло), но в Бийске все устранили в течение суток у официалов. Причем, Джон, еще больше полюбил эту машину, а в октябре поменял его на годовалого, с крутой комплектацией.
Год назад был семьей в Абхазии, и горы Кавказа меня сильно зацепили, но после поездки на юг Телецкого озера, авторитет Алтайских гор восстановлен. Пройденный маршрут оставил массу положительных эмоций, надеюсь, еще не раз там побывать и уже без спешки.
P.S. На чисто переднем приводе покорить перевал Кату-Ярык реально!
Спонсоры Поездки:
МЧС России.
Авиационная группа высшего пилотажа «Русские витязи».
ФНПЦ «Алтай».
ООО «Киррос-котёл».
Еще немного фоток…