|
|
Маршрут: Кемерово — Новосибирск — Пекин — Гонконг — Макао — Сингапур — Бали (Индонезия) — Куала-Лумпур (Малайзия) — Сиемреап (Камбоджа) — Паттайя (Таиланд) — Бангкок (Таиланд) — Пекин ч/з Гуанчжоу — Новосибирск — Кемерово
С началом этого путешествия и первыми 10 днями всей поездки вы можете ознакомиться вот тут. Напомню, что в ней мы начали с перелетов Новосибирск — Пекин — Гонконг. Провели 2 дня в Гонконге, а затем, переплыв 70 км на пароме, пару суток знакомились с Макао. Далее на 2 ночи отправились в город-государство Сингапур. После чего, в течение 5 дней, на арендованной Тойоте Agya, катались по индонезийскому острову Бали.
День 11-й (20 мая 2025, вторник). Перелет Бали — Куала-Лумпур (Малайзия)
И вот на 11-й день нашего путешествия мы вылетаем из международного аэропорта Денпасара. Время на Бали 12:25, а уже индонезийский лоукостер Batik Air, за 3 с небольшим часа, доставляет нас в крупнейший хаб Юго-Восточной Азии — малазийский Куала-Лумпур. Кстати, на этом рейсе отпускается самое дешевое, за всю поездку, питание. Горячие блюда идут по 6-8 USD, по 100+ рублей выдается местная питьевая вода (0,5 л).
На выходе из лайнера неожиданно попадаем в зону вылетов. Магазины Duty Free лучше посетить здесь, так как в мусульманской Малайзии напитки с градусами продаются не повсеместно. Обменный аэропортовский курс традиционно самый не гуманный, поэтому снимаю местные ринггиты снова с рублевой дебетовки РСХБ. Курс обмена на май 2025 — 20,53. То есть, для ориентира, все местные цены просто умножаем на 20.
Для посещения Малайзии сроком до 30 дней виза россиянам не нужна. А паспортный контроль проходим через автоматические стойки регистрации. Уже на выходе предъявляем цифровые карты прибытия (MDAC). Заполняли мы их online и получали за 72 часа до въезда в страну.
Вызвать такси к терминалу аэропорта Grab не дает. Нужно немного отойти от зоны прилетов, например, до входа в отель Sasa. За поездку на 35 км отдаем 68 ринггитов. Еще, по договоренности с водителем, оплачиваем 7 дополнительных монет, чтобы быстрее добраться до центра Куалы по платному автобану. На дорогу тратим около часа времени и 1500 рублей.
В 19 часов мы в отеле My Citi Hotel. Размещение на пару ночей в нем обходится в 8800 руб. А завтраки (шведский стол) включены в стоимость проживания. Ваучер от Trip.com актуален. В качестве защиты от курения оставляем залоговый депозит в 50 ринггитов (1000 руб.) Сама же гостиница в 400 метрах от центральной площади города.
Понятное дело, что мест для ужина в центре столицы полно, главное не забуриться в вегетарианскую столовую. На ужин набиваем животы, не тратя и 100 MYR (2000 руб.) Как-то с порога Малайзия радует ловкими ценами, особенно на фоне состоятельного Сингапура.
Пару вечерних часов проводим на площади Независимости (Merdeka Square) и километровом от нее радиусе. Прямо по периметру площади несколько знаковых сооружений столицы, построенных более века назад. Здание султана Абдул Самада (Sultan Abdul Samad Building) сейчас на реконструкции и частично закрыто строительной сеткой. Красивый Национальный музей текстиля (National Textile Museum), Верховный суд (Supreme Court), королевский Клуб Селангор (The Selangor Club) — все они переливаются в пестрых ночных подсветках. Кафедральный собор Святой Марии (Cathedral of St. Mary) здесь же, и он через дорогу. А стометровый флагшток (The flagpole in Independence Square) — один из самых высоких в мире.
Приходится немного отойти от площади, чтобы открылись взору известные на весь мир башни Петронас. Они с высотой 451,9 м и 88 этажами — самые высокие близнецы в мире. В общем рейтинге высоток небоскребы на 21-м месте. Зато достраиваемая в 2025 году Мердека 118 (Merdeka 118) с высотой 678,9 метров взлетела аж на 2-ю строчку этого же хит-парада. Она — новая визитка карточка столицы Малайзии, готовая уже в этом году заменить офисные Петронасы.
Под мелким и моросящим южным дождем мы перемещаемся в номер. Стартовый вечерний блок фиксируем тремя километрами ознакомительный прогулки.

My Citi Hotel Kuala Lumpur. Цена 4-местного размещения — 8800 рублей на 2 ночи с завтраками.
Можно назвать его среднестатистическим номером за всю поездку

Около площади независимости (Merdeka Square) в Куала-Лумпуре

Флаг Малайзии похож на флаги Либерии и США
Пробежимся по основным данным Малайзии
Малайзия — федеративная парламентская монархия с 13 штатами и 3 федеральными территориями, разделенными Южно-Китайским морем на 2 большие части.
С населением 34,5 млн. страна занимает 40-е место в мире, по площади она на 66-й позиции. А по ВВП (по ППС) замыкает 30-ку самых богатых стран планеты.
Независимость Малайзия обрела в 1957 году, избавившись от гнета английской империи. Поэтому к малайскому языку добавляется еще и английский, играющий роль второго способа общения как в бизнесе, в образовании, так и в туризме.
Основанная религия — ислам (61,9%), а почти пятая часть населения страны относят себя к буддистам. На христианство и индуизм приходятся в общей сложности 16% веры.
В Малайзии использование, хранение и продажа наркотиков карается максимально строго — удел грешников смертная казнь.
Расположение с 1-го по 6-й градус северной широты гарантирует Малайзии круглогодичное лето. А курорты Лангкави, Пенанга и Тиомана на слуху у любителей пляжного отдыха.
Удивительно, но по качеству дорог Малайзия стоит на высоком 19-м месте.
Страна обладает значительными запасами нефти, газа, меди и бокситов. Несильно известно, но Малайзия также — один из крупнейших в мире экспортёров полупроводниковых приборов, электротоваров и бытовой техники.
Спорт номер 1 — это бадминтон. Лучший игрок мира — Ли Чонг Вей родом из Джорджтауна (Пенанг).
Граница между Малайзией и Сингапуром — одна из самых загруженных в мире. Ежедневно ее пересекает безумные полмиллиона человек, большинство из которых ездит в соседний Сингапур на денежные заработки.
Малайцы — трудоголики, и средняя продолжительность отпуска в стране составляет всего 16 дней (при стаже от 5 лет). При меньшем сроке работы полагается 12 или даже 8 дней отдыха в году.
День 12-й (21 мая 2025, среда). Катаемся и гуляем по Куала-Лумпуру
Утро начинается с рассветом, который на этих широтах не сильно меняется день ото дня, и в 7 часов, как правило, уже светит солнце. Да и муэдзин к этому времени уже пару раз призывал на утреннюю молитву. Я же в начале каждого дня обычно просматриваю список мест для их дневного посещения. А бодрящий крепкий кофеек дает дню энергичный старт.
Завтрак начинается в 7:30, и мы его первые посетители. Шведский стол позволяет пополнить калории даже с избытком. Растущие парни с большим отрывом слывут тут абсолютными едальными чемпионами.
В 8 выезд из отеля. Такси Grab на 13 км до пещер Бату (Batu Caves) обходится в 15 ринггитов (300 руб.) Бату — комплекс пещер в известняковом холме. Место паломничества тамильских индуистов входит в тройку популярных туристических достопримечательностей страны. По 15 монет отдаем за входные билеты. Точнее платим только за посещение пещеры Рамаяны. А за вход в главную, Светлую (Храмовую) пещеру, возвышающуюся над землёй почти на 100 метров, денег оставлять не нужно. Поднимаемся по скользкой лестнице, преодолевая 272 ступеньки. Вокруг десятки ловких и целеустремленных макак. Сердобольные туристы от всей души балуют бананами и так закормленных обезьян.

Комплекс пещер Бату (Batu Caves)

Статуя Муругана с высотой 42,7 м является самой высокой статуей индуистского божества в Малайзии и второй по высоте статуей Муругана в мире

На ее изготовление было потрачено 350 тонн стали и 1550 м3 бетона, после чего она была покрыта золотой краской

Светлая (Храмовая) пещера сверху без закрытого свода

Открытая в 1920 году пещера Бату в тройке самых посещаемых достопримечательностей Малайзии

Ну, а обезьянки всегда максимально фотогеничны

Статуя Ханумана (15 метров), индуистского божества в образе обезьяны

Внутри пещеры сцены из древнеиндийского эпоса «Рамаяна»

Тем временем ловкие макаки уже что-то подрезали
После пещер возвращаемся в центр города. Даже с проездом по участку с платной дорогой отдаем всего 18,3 ринггитов (380 руб.) В приложении Grab можно выбрать оплату карточкой, но здесь, да и в прочих странах, плачу я всегда наличкой. Первым делом посещаем башни Петронас. Пока не открылась Merdeka 118, они — топ всех достопримечательностей страны.
Строительство близнецов велось двумя различными консорциумами: одна башня — японскими компаниями, другая возводилась — южнокорейцами. А мощный фундамент, уходит в землю более чем на 100 метров. Неудивительно, что большинство помещений в небоскребе принадлежит ведущим мировым холдингам на правах аренды или собственности, среди которых Boeing, Microsoft и Huawei.

Башни близнецы Петронас, 88 этажей, 451,9 метров. Внутри двухэтажные лифты: один останавливается на чётных этажах, другой — на нечётных

Рядом фонтаны и штаб-квартира Public Bank Berhad

А на выходе из Петронасов в другую сторону — парк KLCC (Kuala Lumpur City Centre.)
Именно здесь вечером проходит свето-музыкальное шоу фонтанов.

А на каждом дереве в Куала-Лумпуре висит табличка с его номером и QR-кодом
Знаем, что лучше посещать не саму смотровую в Петронасах, а смотреть на близнецов с Menara Kuala-Lumpur Tower. Поэтому прогуливаемся до телевышки пешком, до которой менее 2 км.
Билеты на обзорную площадку KL Menara стоят по 60 ринггитов (1200 руб.) Оплата проходит и по АТБ-шной кредитке UP. Сама вышка высотой в 421 метр на 7-м месте среди подобных сооружений. Отечественная Останкинская телебашня с 540 метрами на 4-й позиции. Кстати, двадцатка самых высоких телекоммуникационных сооружений мира здесь красуется на стенах кругового обзорного помещения. Алма-Ата, Киев, Рига, и Ташкент — в 15-ке этого списка.

Лужайка перед телекоммуникационной башней Менара (Menara Kuala-Lumpur)

Menara KL — наверное, лучшая видовка города

В том числе и на Merdeka 118 (2-е по высоте здание мира)
Из-за пробок таксисты Граба до Менары доехать не могут и пару раз заказы отменяют. То есть к Мердеке 118 мы пока не едем, а гуляем по столице пешком, посещая другие отмеченные туристические места. Следующая достопримечательность — мечеть Масджид Джамек (Masjid Jamek Sultan Abdul Samad). С возрастом в 115 лет — она самая старая мечеть в Куала-Лумпуре. Внутрь, правда, зайти не удается, поэтому любуемся на старину с пешеходного моста в месте слияния рек Кланг и Гомбак.

Masjid Jamek Sultan Abdul Samad

Здание султана Абдул Самада (Sultan Abdul Samad Building) на площади Независимости

Именно в этом месте в 1957 году была провозглашена независимость Малайзии. А сам флагшток имеет высоту 100 метров. Для сравнения — самый высокий в Баку 191 метр
Обед в своей отельной локации. А пару часов дневной жары пережидаем в кондиционированном 28-метровом номере. Подсевшие гаджеты вместе с нами восстанавливают свой энергетический баланс.
Ботанический сад сыновьям не сильно интересен, да и Интернет сегодня максимально засасывает тинейджеров, поэтому растительные красоты отправляемся смотреть с супругой вдвоем.
Сад скульптур «АСЕАН» (Asean Sculpture Garden), хотя ухоженный и бесплатный, но особо не вдохновляет. Можно было бы и пропустить.
Зато расположенный напротив ботанический сад Perdana Botanical Gardens утопает в зелени с сотнями представителей растительного мира этой экваториальной локации. Оазис тишины и покоя раскинулся на 91 гектаре. Понятное дело, обойти его даже за день невозможно, а вот часок-полтора расслабиться на красивых и безлюдных аллеях самое то.

Монумент (Tugu Negara) памяти борцов, погибшим за независимость Малайзии в парке скульптур Asean Sculpture Garden

Ботанический сад Пердана (Perdana Botanical Gardens)

Это первый крупный рекреационный парк в Куала-Лумпуре, основанный в 1888 году

С ландшафтным дизайном в Пердане — полный порядок
Гуляя дальше, проходим Музей Королевской полиции Малайзии (Royal Malaysian Police Museum). Внутрь не заходим, а самые крупные экспонаты видны и снаружи музея.
Буквально рядом Национальная мечеть Masjid Negara с уникальной складчатой крышей, напоминающей раскрытый зонтик. А 16-конечная звезда символизируют 13 + 3 штатов Малайзии и пять столпов ислама.
В сотне метров — красивое здание старого железнодорожного вокзала Куала-Лумпура (Kuala Lumpur railway station). Открытая в 1910 году, проработала станция менее века, закрывшись в 2001 году. А уже напротив раскинулся новый современный транспортный ж/д хаб KL Sentral.

Легендарная Cessna 206 в музее Королевской полиции Малайзии (Royal Malaysian Police Museum)

Национальная мечеть Малайзии (Masjid Negara) с вместимостью до 15000 верующих

Бывший главный железнодорожный вокзал столицы Малайзии

Не понятно, что это такое. Пальмы? Ирисы?

Малазийский Proton X50 — субкомпактный кроссовер является клоном китайской модели Geely Binyue с ценником от 1,8 млн. рублей и автокредитом под 5%

Merdeka 118 видна, наверное, с любой городской точки. Отсюда до нее 1,5 км

Старейший индуистский храм Шри Махамариамман с яркой архитектурой
Время около 18 часов, поэтому на ужин наинтернетившиеся бойцы идут с удовольствием. Традиционно едален вокруг очень много, но выбрать достойную удается лишь с 3-й попытки. Вечерняя трапеза сильно разорительной не становится, мы снова не тратим и 150 ринггитов (3000 руб.)
Тем временем уже стемнело, поэтому повторно двигаем к Петронасам. За «профессиональное» ночное фото, на фоне башен с освещением и анимацией, отдаем 10 местных монет (200 руб.) Пара удачных дублей тут же попадают к нам в смартфоны по каналам WhatsApp-а.

Рекламный ролик транслируется сразу на 2 сторонах грузовичка

Цена посещения 41-42 этажей Петронасов и мостика Sky Bridge — 127 MYR (2600 руб.)
В 20:00 около башен Петронас начинается шоу-фонтанов. Живенькое представление, состоящее из 2 частей разного музыкального такта, нравится. После Дубайских фонтанов (у Бурдж-Халифы) можно поместить его на 2-ю строчку свето-водо-музыкального чарта.
Граб снова «грабит» водителей, доставляя нас до площади Мердеки всего за 8 местных монет (160 руб.) Еще раз гуляем по центральной площади страны, дегустируя малазийское жирное мороженое с ценой за яство под 90 рублей.
За час до полуночи, наконец, возвращаемся и оседаем в номере. А трекер фиксирует 14 км дневного пешеходного пробега. С мыслями, что Малайзия страна точно не на один раз, мы и погружаемся в восстанавливающий сон.
День 13-й (22 мая 2025, четверг). Перелет Куала-Лумпур — Сиемреап (Камбоджа). Гуляем уже по Сиемреапу
До аэропорта почти 60 км, но мы, с вылетом в 13:05, сильно не спешим. Вчерашние две попытки добраться до 2-й высотки мира, успеха не имели, поэтому закрываем гештальт с утра. По пути в воздушную гавань столицы подъезжаем, наконец, и к Мердеке 118 (Merdeka 118). Напомню, что это 118-этажный небоскрёб с высотой здания в безумные 678,9 метров. Но само здание, хотя и открыто официально в январе 2024 года, по состоянию на май 2025 еще закупорено. Заканчиваются отделочные работы, а вокруг до сих пор благоустраивается территория.
Водитель такси с улыбкой запечатлевает нас в групповом фото. Кстати, после общения с 6 автомалайцами фиксирую следующий ценовой срез: зарплата таксистов — 5000-6000 ринггитов (100-120 тысяч рублей). Средняя стоимость 1 м2 столичного жилья — около 150 тыс. рублей. Коммунальные платежи, оплата сотовой связи и расходы за Интернет — в 2 дороже раза, чем у нас. Зато бензин дешевле (52 рубля), впрочем, как и вся местная продуктовая корзина. А в соседний более богатый Сингапур, действительно, многие малайцы ездят на заработки.

Приходится наклониться, чтобы Мердека 118 полностью вошла в кадр
Какие выводы по Малайзии?
Страна понравилась. Она точно попадает в список держав для повторного посещения, коих там набралось не более десятка. Не дорого, тепло, прекрасный логистический столичный авиахаб. Плюс в стране куча пляжей, есть горы, да и отличного качества региональные дороги. Из-за дешевизны такси, да и всего 2 ночей в столице, я изначально не рассматривал аренду автомобиля в Малайзии. Но сейчас бы почти наверняка поменял решение, взяв в прокат недорогую легковушку.
Итак, в 11:00 мы в 2-м терминале KLIA. Талономат от AirAsia выдает 4 посадочных квитка, размещая нас в одном ряду, естественно, на соседних креслах. Оставшиеся монеты тратятся на бисквитно-шоколадную продукцию. А паспортный контроль проходим без контакта с силовиками.
Аэробус-320 взлетает минута в минуту, а спустя два с небольшим часа мы касаемся уже ВПП камбоджийского Сиемреапа. Для нас, сибиряков, привыкшим к полетам в 4+, а то и 6-8 часов, вот такие короткие авиаперелеты в диковинку. Не успел запустить сериал, как уже снова, «пристегните ремни… начинаем снижение».
Итак, чем нас порадует Камбоджа?
Камбоджа одно из 29 королевств в мире. С 1993 года в стране конституционная монархия, соответственно, с главой государства — королем.
Только в 20-м веке Камбоджа меняла своё название шесть раз. Еще со школьных времен на слуху одно из прежних ее названий — Кампучия (1975-1989). Страна же провозгласила свою независимость от Франции в 1953 году.
В ходе Вьетнамской войны 1965-1973 годов американские бомбардировщики сбросили на Камбоджу в общей сложности около миллиона тонн бомб, причем вылеты осуществлялись с территории соседнего Таиланда. Трагические события той войны певица Kim Wilde и отразила в своем печальном треке Cambodia. Уже более тысячи лет кхмеры терпеть не могут тайцев, впрочем, как и наоборот.
Также из курса школьной истории известно, что в конце 1970-х годов под руководством Пол Пота была предпринята попытка построения здесь коммунизма, что сопровождалось массовыми репрессиями, этническими чистками и повсеместным голодом. По разным оценкам, от 1,5 до 3 миллионов человек погибли в результате политических преследований. Что, конечно, очень сильно отразилось на демографической ситуации современной Камбоджи.
На данный момент население страны почти 18 млн., что является 71-м показателем в мире. По площади она расположилась на 88-м месте, по ВВП (по ППС) на 97-м. Так сказать, обычный середнячок всех мировых рейтингов. По данным 2025 года, средний возраст жителей Камбоджи — 27,9 года (154 место). В России этот показатель хуже, и с 41,9 годами мы на 48-й мировой позиции.
Государственная религия — буддизм, а больше 97 % жителей страны — кхмеры.
Флаг Камбоджи уникален — он единственный в мире с изображением здания, естественно, там красуется — Ангкор Ват.
Столица Камбоджи 2,2-миллионый и 650-летний Пномпень. А самое высокое здание страны — 188-метровый небоскреб Vattanac Capital Tower. С аналогичной высотой «произрастает», например, в Екатеринбурге «Высоцкий».
ВВП страны держится на текстильной промышленности. Доходы от туризма — на втором месте.
Камбоджа, одна из немногих стран в мире (наряду с Россией ), где нет «Макдональдса». А на счету камбоджийских спортсменов нет ни одной олимпийской медали. Лишь игрок в петанк Ке Ленг выиграл четыре титула чемпиона мира, отличившись почему-то в стрельбе.
Кхмерский алфавит, состоящий из 72 букв, вошел в Книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире. Слово «Да» для женщин и мужчин в Камбодже произносится по-разному.
А вся Камбоджа — это огромный, ещё не расшифрованный тысячелетний архив цивилизации, похороненный под землёй, деревьями и временем.
Мы же в 14:20 (время сдвинулось на 1 час назад) на паспортном контроле компактного аэропорта Сиемреапа. Визы и электронные разрешения на въезд мы даже не достаем, паспортисты прекрасно видят все наши данные у себя в базах. Пара минут на проштамповку загранов, и мы на выходе из небольшого здания, больше похожего на провинциальный автовокзал.
От нового аэропорта SAI до самого Сиемреапа 52 км. Знаю, что до города ходит автобус-шаттл с ценой 8 USD. Но когда пассажиров четверо, выгоднее, конечно, добираться на такси. Grab ориентирует на 34 бакса. А первый попавшийся таксист, хотя и озвучивает цену доставки в 45 долларов, но с моим предложением в 35 монет, без торга, соглашается. Причем сразу выдает какую-то распечатку, демонстрируя для серьезности, еще и лицензию на автоперевозки. О, как, все по-модному.
Водитель Ким везет нас на Лексусе первого поколения 2001 года выпуска, коими и забита вся аэропортовская парковка. Скоростной режим в 80 км/ч 46-летний многодетный отец не нарушает. А его доход в 500 баксов, позволяет жене не работать, воспитывая 4-х разнополых тинэйджеров. Хотя он и буддист, входить с контакт с алкоголем, ему не запрещается. Я же сразу договариваюсь с Кимом, что еще и завтра он повозит нас по храмам Ангкор Вата. Но сделает это не на банальном Лексусе, а для разнообразия покатает на 4-местном тук-туке. Цену перемещения по Ангору определяем в 20$. А еще за 45 долларов его товарищ, также завтра, доставит нас до таиландской границы (150 км). Как изначально и планировал, оставим на покатушках по Камбодже ровно 100$.

Заходим на посадку в камбоджийском Сиемреапе

Купил Lexus RX 300, и жизнь в Камбодже удалась

Двухполосная дорога новый аэропорт SAI — Сиемреап
Менее чем через час мы на рецепшене отеля Punleu Raksmey Boutique. Ночь размещения в котором обходится в 1230 рублей за четверых с завтраками. Кстати, он еще не самый дешевый вариант, предложенный китайским Trip.com-ом. Несмотря на это, я до последнего не верил в существование отеля. Но нет, все оказывается реально. Да, гостиница в 1,5-х километрах от центра 200-тысячного города, зато в самом пекле камбоджийского дистрикта. В 50 метрах обменник (где я и меняю 100 долларов), в 100 метрах местный продуктовый рынок. Первым делом отправляемся туда, набирая фруктов, а после уговоров, соглашаемся на так обожаемый детьми фастфуд. За 2 пакета с едой и напитками отдаем чуть больше 60000 риэлей (KHR) (1200 руб.) Обменный курс к рублю идет с коэффициентом 0,021. Тот редкий случай, когда все местные цены мы не умножаем, а делим на 50.
Освежающий бассейн, душ и перекус, после чего выдвигаемся на ознакомительную прогулку. Тук-тук не берем, гуляем по Сиему ножками. Жарковато, правда, в +32С, но необычно и интересно.

Внутренний отельный дворик с бассейном

Не понимаю, почему так дешево? Можно смело продавать такой номер в 3-4 раза дороже. Наполнение же стандартное и добротное. Кондиционер, телек, холодос, Wi-Fi, просторный душ — все в наличии

С такой же деревянной и очень тяжелой, расставленной по всему отелю, мебелью

Из отельного холодильника (2$)
Военный мемориал Сиемреапа — первая локация. Дальше супермаркет для иностранцев, где все продуктовые цены указаны сразу в долларах и от местного прайса помножены на 3.

Мемориал воинам Pancham Towers at Warrior Memorial

Комплекс c традиционной кхмерской архитектурой

Angkor Market — думаю, самый дорогой супермаркет в Сиемреапе

Заходим магазин кожаных товаров. Ремни от 5000 рублей, сумочки от 12 тысяч

Цены, на новые мотоциклы Honda Dream, начинаются от 2500$ (200000 руб.)

Четверть века назад я тоже был счастливым обладателем аналогичной Camry
Попадаем на какой-то футбольный турнир-праздник, спонсором которого является Сигнапурский пивной брэнд Tiger. Такой популярный во всех странах Юго-Восточной Азии, здесь он вкладывается еще и в местный спорт.
Одна из королевских вилл (Khmer Royal Resident's) закрыта, поэтому на богатство смотрим через забор. Зато в соседнем парке радуются жизни камбоджийцы. Кто-то танцует, кто-то играет в бадминтон, многие бегают, остальные, как мы, чилят на деревянных скамейках.

Все грамотно — медики на футбольном турнире

Резиденция короля Khmer Royal Resident's
В главный храм города — Wat Preah Prom Rath попадаем уже на закате. Он прекрасен и, как все предыдущие локации, бесплатен.
Но главный движ города, конечно, на оживленных дорогах, рядом со старым рынком. Известный бар Red Paino, где были сняты сцены из фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц», тут туристическая звезда №1. На неоновых улочках этого района и происходит главная тусовка Сиемреапа. Европейские бары, рестораны, шум, веселье — все это здесь.

Основанный в 1915 году, считается главным духовным центром Сиемреапа

На территории храма — безмятежная атмосфера, красивые сады и замысловатая кхмерская архитектура
С первой названной тук-тукером суммой в 12000 KHR (240 руб.) я соглашаюсь, и через 12 минут мы у ворот своего отеля. Пакеты с едой сыновья занулили, а ехать опять в центр города на вечернюю трапезу не сильно-то и охота. Поэтому двигаем на работающий до ночи колоритный рынок. Где я снова удивляюсь суммам, которые мы отдаем за экзотические фрукты. Фрэшики по 70 руб., шашлычки по 10-ке, вязанка бананов по 40 рублей, вампи вообще отдают в подарок.

Кожаные сидения, деревянные поручни, но главное, чтобы Lexus
Уютный, заполненный наполовину, отель тоже островок свободы. После 20 часов, как и после 22:00, бассейн покинуть никто не просит. Купайтесь, гости дорогие, хоть всю ночь напролет.
Снова за час до полуночи заканчиваем такой длинный 13-й день в поездке. Начавшийся еще в 2-миллионном малазийском мегаполисе, финалим мы его здесь, в месте хоть и популярном, но не сильно избалованном туристами. В такой спокойной и душевной Камбодже. Пешком нагуливаем около 6 км.
День 14-й (23 мая 2025, пятница). Гуляем по Ангкор Вату. На такси добираемся до границы с Таиландом, а потом также такси переезжаем и в Паттайю
Не надо говорить, что все удобства в камбоджийской гостинице на высоте. Кондиционер всю ночь работает даже с запасом, Wi-Fi прекрасно ловит и в номере, а горячая, как и холодная, вода присутствует в душе постоянно.
В 6:40 мы на завтраке. Чай-кофе, тосты с маслом или джемом, плюс подаются даже жареные яйца. С таким ценником камбоджийские отельеры работают стабильно в минус?
А ровно в 7:00 товарищ Ким на 4-местном тук-туке ждет нас у отельных ворот. Билеты в Ангкор Ват продаются в офисе, который почему-то не у входа в сами храмы, а в 6 километрах от него. Цена прохода на достопримечательность №1 Камбоджи оценивается в 37$ (3 дня 62 USD). Причем оплата с кредитки АТБ UP списывается именно в американской валюте. А сами дневные билеты выдаются уже с нашими распечатанными фотографиями. От касс до парковки и входа в первый храм еще минут 10 неспешной езды на моторикше.
Что нужно знать про Ангкор Ват (Angkor Wat)?
Ангкор Ват — визитная карточка Королевства Камбоджа. Храмовый комплекс был построен около 900 лет назад, а спустя два столетия его история обрывается. Реинкарнация и вторая жизнь начинается в 1861 году, когда французский ботаник Анри Муо и обнаружил на левом берегу реки Сиемреап затерянный город.
Наряду с афинским Парфеноном, индийским Тадж-Махалом, Ангкор Ват относится к самым грандиозным и монументальным сооружениям на Земле, считаясь самой большой культовой постройкой на планете. Трудно поверить, но на его строительстве работали более 300000 человек и 6000 слонов.
Ангкор Ват — ещё и инженерный шедевр. Под храмом целая система дренажных каналов, резервуаров и подземных водостоков. Причем все это было сделано без единого гвоздя, подъемного крана и электричества. А весь комплекс состоит из десятков храмов, расположенных на приличном расстоянии друг от друга.
Кроме того, храм обращён на запад, что крайне редко для индуистских сооружений (обычно — на восток). А в настоящее время Ангкор — место ежегодного паломничества 2 миллионов туристов со всех уголков света.
Не буду нагружать отчет, подробно описывая каждый храм, просто укажу нитку нашего маршрута:
— Сам Ангкор Ват (Angkor Wat)
— Южные ворота (Southern Gate) в Ангкор Том (Angkor Thom)
— Байон (Bayon Temple)
— Бапуон (Baphuon)
— Терраса слонов (Terrace of the Elephants)
— Терраса Прокаженного короля (Terrace of the Leper King)
— Prasat Ta Keo
— Ta Prohm Temple
и далее еще несколько храмов, с непроизносимыми названиями, в рамках малого туристического круга.
Всего за полдня на тук-туке мы проезжаем 38 км. По 30-градусной жаре пешком нагуливаем еще около 6 верст. В смартфоны отправляем сотни фотографий, сохраняя параллельно десятки гигабайт видео. А за 4 прогулочных часа восстанавливаем водный баланс, распределяя по желудкам две холодные полторашки жидкости, любезно подаренные Кимом. В общем, яркими впечатлениями напитываемся по полной, ну а теперь с чистой душой можно и покидать дружелюбную Камбоджу.

Сам храм Ангкор Ват (Angkor Wat)

Он самое большое религиозное сооружение в мире с площадью более 160 гектаров

Ангкор Ват включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Резные колонны окон храмового комплекса

Окружён прямоугольной стеной и искусственным прудом 1,5 на 1,3 км

Все фотографии выше — Ангкор Ват (Angkor Wat)

Храм Байон (Bayon Temple) с отличительной особенностью — множеством безмятежных и массивных каменных лиц на башнях

Барельефы апсар (небесных танцовщиц) в храме Байон

Одна из 12 башен в комплексе Ангкор Тхом (Angkor Thom)

Дождевое дерево с массивной зонтикообразной кроной

Искусные резные фигурки на Террасе Прокаженного короля (Terrace of the Leper King) в Ангкор-Тхоме
В отеле мы пополняем потраченные калории, благо за едой не нужно ходить даже и ста метров. В 12:00 друг товарища Кима — товарищ Тха уже ждет нас у отельных ворот. В этот раз железный конь — 22-летняя Toyota Highlander, также привезенная из американских штатов, с безумным пробегом под 400 тысяч миль.
После дневной трапезы выдвигаемся на запад Камбоджи. До города Пойпет и, соответственно, до границы с Таиландом ровно 150 км. Дорога хотя и двух полосная, но камбоджиец едет резво, иногда чуть нарушая местные ПДД. В итоге через 2,5 часа мы в точке пересечения двух государств. Как и договаривались, отдаю Тхе 100 долларов, в которые и выливают все наши авто-тук-туковые камбоджийские покатушки (аэропорт 35, Ангкор 20 и до границы 45). Ну и оставшиеся риели также оставляю улыбающемуся Тхе.

В Камбодже 20-летняя Тойота — это целое состояние. На ней едем до границы с Таиландом

Пограничный переход в городе Пойпет (Poipet). В арке виднеется уже Таиланд
В Интернете полно историй вымогательства денег с камбоджийскими погранцами в главной роли. Но обычно поборы взимаются при пересечении границы Камбоджи со стороны Таиланда. Мы же, двигая ее в обратном направлении, проходим кордон спокойно минут за 5, получая выездные штампы без какого-либо интереса со стороны силовиков.
Впереди метров 100 нейтральной территории, после чего поднимаемся на 2-й этаж. Это уже КПП королевства Таиланд. Здесь ажиотаж и очередь человек на 40. Напомню, что в мае 2025 Таиланд, при пересечении любых своих границ, ввел обязательное заполнение электронной карты прибытия — Thailand Digital Arrival Card (TDAC). Понятное дело, что половина людей из очереди слышит такую комбинацию слов впервые. Тем самым поток редеет. Людей отправляют заполнять форму и получать QR-кода наружу. Мы же проходим границу минут за 15-20. Четыре разрешения паспортисты уже видят у себя в базах. Туда же для коллекции отправляются и отпечатки трех наших пальцев. Дальше таможенная зона, которую мы, естественно, проходим по ее зеленому коридору.
А начавшийся мощный, но теплый дождь приветствует нас уже на тайской стороне. Время 15:00, и на прохождение 2 границ не потрачено и получаса. Очень быстро.
Какие выводы по Камбодже?
Люди здесь улыбаются, дети смеются, старцы танцуют. Камбоджийцы по меркам Всемирного банка — бедны, но очень счастливы. Находиться 2 дня на территории королевства нам было легко, приятно и очень душевно. Не хочется лишний раз напоминать про бюджетность отдыха, но за все время мы не потратили и 100 баксов, покупая десятки продуктовых позиций. Каких-либо напрягов и сложностей в общении у нас не было. Известный факт, что 95% туристов, посетивших Камбоджу, отметились в Ангкор Вате. Но в стране есть также и курортный Сиануквиль и столичный Пномпень. Если подвернется возможность, то я, конечно, с большим удовольствием посещу несильно заезженную туристами, а поэтому неизбалованную и пока еще «настоящую» Камбоджу.
Таиландские же бомбилы встречают нас с деловым предложением сразу на пограничном выходе. К счастью, бегать и искать транспортников здесь не нужно. Таксо-ценник до Паттайи обозначается в 2500 бат. На май 2025 г., когда курс доллара опустился до 80 рублей (32 бата), 1 бат сравнялся с 2,5 российскими рублями. Поэтому все цены и умножаем на это, удобное для расчетов, значение. Дождь не сильно способствует торгам, поэтому на озвученную сумму в 2500 бат (6250 руб.) соглашаемся без лишних дебатов. Тем более что на дорогу изначально заложены 10000 руб. Заморачиваться с автобусами или минибасами, стараясь выгадать пару тысяч рублей, при 4 пассажирах, конечно же, не стоит.
До отеля 271 км, что по прогнозу Органика 4 часа езды. По факту почти столько и выходит. А вот наличные баты с карты РСХБ UP лучше не снимать. С каждой транзакции придется оплатить две комиссии: 220 бат Таиланду и еще 199 рублей отдать банку РФ. То есть в тайские баты выгоднее превращать новые синие американские доллары.
Дорога, в основном проходящая по четырехполосному, а то и более автобану, сильно утомительной не становится, поэтому в начале 8-го вечера мы в отеле. Изначально мне виделось удачей добраться до Паттайи часов до 22-23, а тут вот как шустро получается. Гостинице Grand Bella 4* за 2 номера в качестве залога оставляю скан паспорта и 30 депозитных долларов.
На просторах Интернета часто предлагается из Ангкора лететь в Таиланд на самолете. По мне, так спорный и не самый дешевый вариант. У нас дорога заняла 7 часов. При перелете через Бангкок добраться до Паттайи быстрее 6 часов вряд ли удастся. Да и расходы составят только 400+ долларов за авиабилеты, плюс также 2 раза придется брать такси (до аэропорта Сиема и из Бангкока), что в итоге составит гораздо больше наших 123$ (45+78).

Таиланд сразу встречает 4 полосами движения прекрасного асфальта

Отель Grand Bella 4*. Индийцы составляют 80% (а может и 90) его постояльцев
Чем заполняется дальнейший вечер, наверное, говорить не стоит. Обменник, ресторан, 7-Eleven, прогулка по набережной и, естественно, пробы теплейшего моря. Даже остаются силы на первый шопинг в Фестивале (Central Festival), а у детей еще и на заплыв в отельном бассейне.
Очередной наш 14-й день снова становится длинным и традиционно насыщенным. За 16 часов по двум королевствам проходим пешком около 10 км, на тук-туке накатываем 38 км, плюс одометры двух Тойот увеличиваем суммарно на 422 км (151+271). В итоге: две транспортные задач решены, обе границы пройдены, местные деньги наменяны, в отель мы заселены, плюс Интернет продолжает работать, не требуя дополнительных телодвижений. Старт очередному сегменту пляжного отдыха дан успешно.
Кстати, что нам известно про Таиланд?
Таиланд, в отличие от своих соседей по ЮВА, никогда не был ни чьей колонией. Форма правления в стране — конституционная монархия с главой государства королем из династии Чакри.
С населением 66,4 млн. страна занимает 20-е место в мире, по площади она на 50-й позиции. А по ВВП (по ППС) на 23-й строчке самых богатых территорий планеты.
Таиланд, растянутый с 20-го по 5-й градус северной широты, имеет самый разнообразный климат в Юго-Восточной Азии. Понятное дело, что зиму и снег большинство тайцев видели только на картинках. А королевство подразделяется на 77 региональных провинций.
Не удивительно, что благодаря климату и теплым водам двух омываемых морей, туризм в стране приносит бОльшую часть ВВП (16-18%). Доля сельскохозяйственной продукции в экономике Таиланда составляет около 10 %. Король экспорта здесь рис с миллионами тонн его заграничных поставок.
Несмотря на высокую коррупцию, инфляция в стране уже какой год держится в районе 1%.
Таиланд — страна с самым большим процентом буддистского населения в мире (95%).
А столичный 5,5-миллионный Бангкок — с официальным названием, состоящим из 168 символов, внесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самое длинное название города на планете. Он же главный мировой центр пластической хирургии по смене пола. Москва и Санкт-Петербург его города побратимы.
Многие, конечно, знают, что Новый Год в Таиланде отмечается три раза: европейский (1 января), китайский (дата празднования зависит от лунного календаря) и тайский (13-16 апреля).
Королевство — родина энергетиков (Red Bull, 1976 г.), а орхидея — национальный цветок.
Тайский алфавит — второй по величине в мире, уступая лишь соседям из Камбоджи (кхмерскому).
А национальный гимн исполняется в стране по два раза на дню, в 8:00 и 18:00 часов.
Что касается Паттайи, то она стала курортом достаточно случайно. Когда в 1959 году, во время войны в Индокитае, неподалеку от нынешнего города появилась военная база США (U-Tapao). После чего рыбацкая деревушка стала трансформироваться в очаг мирового туризма, а про Walking Street слышали, наверное, даже на Марсе. Не сильно ошибусь, если назову Паттайю — курортом-недоразумением. Когда здесь, мягко говоря, не самые лучшие пляжи с грязной водой, сотнями лодок и гидроциклов в бухте города, сброс отходов идет прямо в море, да и «река вонючка» в самом центре мегаполиса... Но, несмотря на все это, миллионы туристов все равно продолжают выбирать (как и мы сами ) именно бюджетную и легкодоступную Паттайю.
Существует расхожее мнение, что по классике туризма — в Турцию мы ездим летом, в Таиланд летаем зимой. Что они две самые посещаемые россиянами страны. Но если Турция с 6,7 млн. действительно на 1-м месте, то Таиланд, с 1,3 млн. туристами в 2024 году занимает лишь 5-ю строчку, пропуская вперед Эмираты, Египет и Китай (Абхазию и Казахстан мы не учитываем). Несмотря на 3600 прибывающих ежедневно в королевство россиян с вылетами из 21 города РФ, мы лишь на 8-й позиции списка самых туристических наций в этой стране улыбок. А десятки пляжей Пхукета, Краби, Самуи и Чанга ежегодно посещают свыше 35 миллионов иностранных отпускников.
День 15-й (24 мая 2025, суббота). Берем в аренду Тойоту. Посещаем основные достопримечательности Паттайи
«Утро начинается с плотного и безлимитного завтрака, который включен в стоимость нашего проживания» — должен был я написать в этом месте. Но, увы, это не так. Не знаю, как так получилось, что отель мы забронировали без утреннего питания. Дольше всего выбирали, именно Паттайю, чтобы близко в морю, чтобы район центральный, с автопарковкой в наличии, и самое главное — с достойным выбором блюд на утренних трапезах. В общем, навыбирались, насравнивались и обмишурились, заплатив, с какими-то промокодами, за 5 ночей 23,4 тысячи рублей. Но, к счастью, 300 утренних бат (750 руб.), с каждого гостя, легко решают эту проблему, превращая скучные RO в приятные BB.
А сегодня наша главная задача — получить автомобиль. Напомню, что еще из России я забронировал его, внеся Discover-у предоплату в 0,51 Евро. В Паттайе же за 4 рентных надо будет доплатить 49,53 Евро. Точка проката авто забита в Органик, и до нее около 3 км неспешной прогулки вдоль берега моря по Beach road.

Торговый центр Terminal 21 в Паттайе

Товарищ Халк из вселенной Marvelа

Боец тайского бокса (муай-тай) около отеля Fairtex
Прокатная контора с незатейливым названием Drive Car Rental (12.950892, 100.89104) находится на одной улице с Северным автовокзалом, и в 9:00 мы у ее входа.
Паспорт, номер телефона, отечественное водительское удостоверение; МВУ не надо, также не нужно для договора и названия гостиницы. Стоимость аренды — 2289,19 бат (5700 рублей) списывается с казахстанского пластика Freedom. А в залоговый депозит тем же «макаром» отправляется еще 10000 бат (25000 руб.) Принимать к оплате обе отечественные именные карточки UP (АТБ и РСХБ) тайцы не хотят.
Тщательная видеосъемка Тойоты обязательна. Именно она при сдаче авто позволяет доказать свою правоту и нашу непричастность к кузовным царапинам на переднем бампере авто.
Через 10 минут бумажной волокиты мы получаем в свое распоряжение на 4 рентных дня праворульный японский автомобиль Toyota Veloz, серого цвета, 2567 таиландского года выпуска (2024) с автоматической коробкой передач, двигателем 1,5 литра (106 л. с.) и пробегом на начало аренды в 30556 км. Бак заполнен процентов на 60. А летние шины английского брэнда Dunlop с моделью Enasave EC300+ 195/60 R16, произведены, естественно, где-то рядом, в одной из соседних стран. Состояние автомобиля можно было назвать идеальным, если бы не пара черных царапин, уже образовавшихся на переднем бампере минивэна. Изначально я заказывал более скромную Toyota Altis, но, видимо, родственника Короллы не оказалось в наличии. Хотя на чем передвигаться по широким местным дорогам — в принципе без разницы.
Салон чистый, все системы работают исправно, радиобубнеж отключаем, а климат-контроль выставляем на +22С комфортных градуса. Суточного ограничения по пробегу нет.
Toyota Veloz — семиместный минивэн, совместно выпускаемый компаниями Toyota и Daihatsu. Запущен он в производство в ноябре 2021 года, изначально называясь Avanza top Verots. А в настоящее время подобные автомобили выпускаются на заводах японского автогиганта в Индонезии, Малайзии или во Вьетнаме. Продаются они, соответственно, тоже во всех странах Юго-Восточной Азии.
После битком забитых балийских улочек, на широких таиландских магистралях, конечно, есть, где разгуляться. Привыкания к дружелюбной Тойоте не требуется, адаптация к левостороннему движению тоже не нужна.

Прекрасные городские дороги Паттайи
Дальше классика Паттайских стартовых локаций. Большой Будда — 12-метровая позолоченная статуя и храм Phra Yai Hill. Рядом еще один даосский храм Wat Wang Sam Sien. После чего переезжаем до смотровой площадки на холме Пратамнак (Phra Tamnak Mountain Viewpoint) и, естественно, спускаемся до самой надписи Pattaya (Pattaya City Sign), которую видно и днем и ночью со всех пляжей района Na Kluea.

Большой Будда (Биг Будда) на холме Пратамак (Phra Tamnak)

Лестница к храму Большого Будды (Wat Phra Yai)

Башня Pattaya Park Tower, высотой 240 метров. Спуск с 56-го этажа на тарзанке обойдется в 400 бат (1000 руб.)

Даосский храм Wat Wang Sam Sien. В этой же локации

Длина минивэна Toyota Veloz — 4475 мм. На 8 мм длиннее, чем Opel Zafira B

Недостроенный 53-этажный дом The Waterfront Suites and Residence — уже 11 лет всем мозолит глаза

Кондоминиум Unixx South Pattaya

Король Таиланда Маха Вачиралонгкорн (Рама X), на престоле с 2016 года

Визитная карточка города. Высота букв 3 метра
Для купания сегодня выбираем район Джомтьен, точнее локацию между пляжами Dongtan Beach и самим Jomtien Beach. Соответственно, здесь же и обедаем, проводя пару ленивых часов в этой городской локации.

Пальмировая или винная пальма на пляже Джомтьен (Jomtien Beach)

Классика стрит-фуда. Рыба плюс 2 шашлычка — 90 бат (225 руб.)

Фрэшики по 65 бат (163 рублей)
Немного почилив, продолжаем объезжать список туристических точек, проставленных заранее в приложении Органика. Спускаемся дальше на юг Паттайи. Местный плавучий рынок впускает туристов по 200 бат (500 руб.) Военный лагерь War Camping (12.834011, 100.91347), отмеченный во многих путеводителях, отсутствует. Он переехал в другое место (его мы посетим завтра). А пока снова перебираемся к воде. Самый южный пляж города North Na Jomtien Beach — второе место дневного купания. Если на Джомтьене отдыхающих было мало, то тут люди вообще отсутствуют. А временной интервал с 14-17, когда алкоголь не продается уже лет 50, продолжает действовать и в 2025 году отменен в декабре 2025 г.

Плавучий рынок Паттайи (Pattaya Floating Market)

Пляж North Na Jomtien Beach безлюден

Днем одна подложка продается по 60 бат (150 руб.), вечером она уже идет по сотке (250 руб.)

Голодным, конечно, не останешься. Цены невысоки. А когда-то было 1 бат = 1 рубль
Ужин снова разорительным не становится, и около 1000 бат (2500 руб.) отправляются хозяину приятного заведения. После чего меняем прогулочный трек на его культурную программу. Покупать самые дорогие билеты с местами близко к сцене в шоу «Тиффани» смысла нет. На 20-часовое представление не заполнено и трети зала. Оплату по 1000 бат (2500 руб.), отечественными карточками театр не принимает, поэтому берем билеты за наличку. При минимальном тарифе самые ловкие места занимаем в середине зала. А бестолковым китайцам хоть 10 раз свети лазерной указкой, снимать девочек-мальчиков они будут до талого. Такси Grab, на 3 возвратных до отеля километра, обходится в 90 бат (225 руб.)

Шоу «Тиффани» (Tiffany’s Show Pattaya) — кабаре трансвеститов

Основанное в 1974 году, входит в топ-10 лучших шоу мира

С десятком номеров, посвященным культурам разных стран
Наверное, нет другой страны мира, где максимально подробно не была бы описана каждая городская локации. Миллионами фото и видео Паттайи заполнены просторы Интернета. Когда каждый турист или блогер оставил свое видение и описание этого 100-тысячного курорта.
Мы же с пробегом в 44 км открываем первый автодень в Таиланде.
День 16-й (25 мая 2025, воскресенье). Посещаем сад Нонг Нуч. Купаемся на военном пляже
Подъем в 8, плотный завтрак и выезд в 9 часов. В это время, да еще в выходной день, дороги пусты, а большинство питейных и едальных заведений даже еще не открылись.
Наша первая утренняя точка — храм Wat Yansangwararam. От отеля до него выходит 22 км или полчаса неспешной езды. Левостороннее движение по Таиланду при широких 2-3-4 полосных дорогах проблем не доставляет. После Бали возвращается такое подзабытое чувство, как кайф от езды. Когда банальное перемещение в пространстве доставляет удовольствие от необычных пейзажей за окном легковушки.
Сам же храмовый комплекс, открытый почти полвека назад, является действующим королевским монастырём первого класса. Если снять обувь и закрыть колени, то можно зайти и внутрь помещения. Около часа гуляем по территории комплекса, обходя с десяток религиозных построек. Душевное место, находиться приятно, особенно в одиночестве, без сопутствующих туристических потоков.

Въезд в храм Wat Yansangwararam

Сам храмовый комплекс Wat Yansangwararam

Памятник тайским буддийским монахам

Главный храм буддийского комплекса Wat Yansangwararam

Водяная (голубая) лилия в буддизме олицетворяет чистоту тела, речи и ума
Следующая наша локация — сад Нонг Нуч (Nong Nooch Tropical Garden), место из тройки всех хит-парадов Паттайи, если не его вершина. И, действительно, еще одно классное место. За пару часов блужданий не уверен, что мы проходим и половину из десятка тематических садов с тысячами экзотических растений. А забавные терракотовые инсталляции расставлены на каждом пустующем пятачке огромной территории. Электрокары не сильно спасают ситуацию, долго ходить по аллеям при 30-градусной жаре, конечно, утомительно. Каждый входной билет идет по 600 бат (1500 руб.), карточка Union Pay срабатывает. От Паттайи до Нонг Нуча 18 км.

Сад Нонг Нуч (Nong Nooch Tropical Garden)

В 1954 году мистер Писит и миссис Нонг Нуч Тансача приобрели около 600 акров земли…

А уже в 1980 году парк открылся для всех желающих

Нонг Нуч занесён в Книгу рекордов Гиннеса, как обладатель самой большой частной коллекции растений в мире

Более 2000 человек посещают парк ежедневно

Сад занимает площадь около 600 акров (2,4 км²) и является крупнейшим ботаническим садом в Юго-Восточной Азии

На входе в парк магазин растений. Диффенбахия по 1200 бат (3000 руб.)

Хозяином парка с 2001 года является сын мадам Нонг Нуч — Кампон Тансача. Автогонки его страсть, поэтому тут выставлено около 40 гоночных экземпляров

С 2022 года Нонг Нуч включен в десятку самых красивых садов мира

И сколько времени выкладывалось это панно из камушков? Год, два?

Для сохранения тепла фламинго и стоят на одной ноге

Статуя индуистского бога Ганеши

Цена слоновьих покатушек — 400 бат (1000 руб.)
Еще 7 асфальтированных километров, и мы около следующей достопримечательности — горы с Золотым Буддой (Khao Chi Chan). Высота изображения Будды, вырезанного лазером — 130 метров, ширина — 70 метров. Чтобы сделать групповое фото приходится отстоять небольшую очередь к правильному фотоместу. А если времени с запасом, то можно еще и погулять по ухоженным аллеям соседнего парка.

Гора Золотого Будды (Khao Chi Chan). Территория горы находится под покровительством королевской семьи и охраняется тайскими военными
Дальше еще одна точка из путеводителей, которой уже нет. Это озеро с виноградниками Silver Lake Wineyard (12.760391, 100.96383). Когда-то красивое место с плантациями винограда и частной винодельней, сейчас заброшено и пустует. Мы же просто гуляем по забвенной территории с дикорастущими растениями внизу.

Silver Lake для любителей заброшек

Двухэтажный туристический автобус Narumit Inter

Рядом с заброшенной винодельней Silver Lake (12.760391, 100.96383)
Уже на обратном пути случайно подмечаем расположенное около дороги скопление самолетов. Разворачиваемся… и мы около музея военной техники War Coffer (12.757363, 100.990760). Я так понимаю, это новое место старого War Camping (это не точно). Вход по 100 наличных бат (250 руб.) За эти деньги получаешь молочный коктейль, испить который предлагается в салоне военного лайнера, переоборудованного сейчас в кафе. На территории лагеря десятки экспонатов, в основном американской техники времен войны в Индокитае (1955-1975 гг.) Хватает и отечественных миллитари-атрибутов, часть из которых можно и прикупить. В любом случае, место необычное, чтобы подразнообразить пляжи-сады-храмы сгодится вполне.

Трехдвигательный пассажирский широкофюзеляжный самолет L-1011 TriStar от компании Lockheed Corporation и служит входом в War Coffer.

Старые военные автомобили Jeep Willys MB

Очень много и отечественных экспонатов

Boeing 737-4D7, принадлежавший ранее авиакомпании Thai Airways International
Но туристические обломы на сегодня не заканчиваются. Авианосец (12.62472, 100.91408), который якобы можно посетить и даже подняться на его борт, на пирсе присутствует. Но сделать это могут лишь граждане Таиланда. На военный объект обладателям других паспортов доступа нет.

HTMS Chakri Naruebet — флагманский корабль и единственный авианосец Королевских ВМС Таиланда.
«Туристическое» судно стоит справа в сотне метров от него
Дневные покатушки пора разбавить и морем. Для этого выбираем так называемый «военный пляж» Sai Kaew Beach, рядом с которым мы и проезжаем. Он в 30 км к югу от Паттайи. Расположен на территории военного городка, для въезда на который в будке КПП я и оставляю свой загранпаспорт. Посещение, если не ошибаюсь, стоит 100 бат с автомобиля, по 50 бат берется с каждого пассажира. За автопарковку уже у самого пляжа, просят еще столько-то монет. В самой бухте людей не мало, а вода, визуально чище, чем в самой Паттайе. Лежаки, как и кафе в наличии, цены стандартные. Но мотаться сюда каждый день по 30 км, то еще удовольствие. Зато ох…шие обезьяны гарцуют здесь повсеместно, в том числе и по крышам легковых авто.

«Военный пляж» (Sai Kaew Beach). Вода немного чище, чем в Паттайе

Макаки с ограничениями не знакомы
Вечернее времяпровождение не сильно меняется день ото дня. Ресторан-маааасаз-шопинг, а также прогулки вдоль моря или по его глади. Когда идешь семьей или с дамой, то местные девочки на тебя как бы и не реагируют. Но стоит только остаться одному, как через минуту-другую становишься героем Юрия Никулина из комедии «Бриллиантовая рука». Без разницы, вечернее время или утренняя 8-часовая пробежка, белый одинокий мужик для таек — денежный мешок и клиент из всех сразу списков Forbes.
А сегодня за 8 часов (с 9 до 17) мы проезжаем 135 км, что становится нашим таиландским авто-рекордом.

Набережная Паттайи и центральный пляж (Pattaya Beach)
День 17-й (26 мая 2025, понедельник). Посещаем сад камней и шоу-крокодилов. Полдня купаемся на разных пляжах
Продолжаем кататься по близлежащим к Паттайе локациям. Долгие и длинные стокилометровые вояжи делать не хотим, а превращаем тайский отдых в легкий, приятный и восстанавливающий сегмент нашего путешествия. Автомобиль в данном случае просто инструмент временной экономии и недорогой элемент свободы перемещений.
Можно ли взять автомобиль в аренду в Паттайе без забугорных карточек и за наличку? Да, без проблем. По два раза на дню проходили около подобной точки. Где выставленная Honda City шла по 900 бат в сутки (2750 руб.), а Mazda CX-3 по 1700 бат (4250 руб.). В залоговый депозит просилось кажется 15000 бат (37500 руб.), можно было вместо бат оставить и доллары. Дороговато, конечно, есть конторы и подешевле.
А отельный завтрак сегодня меняем на понравившуюся кафешку, что в 200 метрах от апартаментов. При ценнике в 170 бат (425 руб.) также плотно наедаемся на полдня вперед. Причем блюда, как утром, так и вечером, подаются с какой-то невероятной скоростью, через 5 минут стол уже полностью заполнен тарелками с едой.

Комплексный завтрак за 170 бат (426 руб.)
Парни уже наелись впечатлениями и посещать сад камней не хотят. Кейс, провести полдня в отеле с бассейном и Интернетом, им нравится больше.
Мы же с супругой с утра заезжаем на автовокзал Северный, чтобы на 28 мая прикупить билеты до аэропорта Бангкока. Но из двух перевозчиков билеты доступны только у одного с более высокой ценой, да еще с неудобным временем выезда. Его же конкурент начнет все продажи только завтра, то есть за сутки до отправления.
В 9:30 мы у входа в Сад камней (парк миллионолетних камней) The Million Years Stone Park & Pattaya Crocodile Farm. От отеля до него около 8 километров, а за вход на территорию просят 500 бат (1250 руб.) Кредитка UP срабатывает. Честно, не ожидал, что камни могут быть такими красивыми и изящными. Реально удивлен. Да и факт, что местный бизнесмен, колеся по всему миру, в течение 30 лет собирал (покупал) сотни валунов, конечно, вызывает уважение. Мини-зоопарк со слонами, тиграми, жирафами, да и сотнями голодных крокодилов — не сильно-то и мини. А вишенкой на торте становится проходящее каждый час шоу крокодилов, которое снова не дает ответа на вопрос: «Ну как кладется голова в пасть аллигатору?» Видно, что из-за неоправданно малого количество посетителей финансовые дела у парка, к сожалению, идут не очень. А так вполне достойное место для смены активностей и внесения новизны в распорядок отпускного дня.

Вход в парк миллионолетних камней и крокодиловую ферму (The Million Years Stone Park & Pattaya Crocodile Farm)

Король Таиланда Маха Вачиралонгкорн (Рама X) с 4-й женой Сутхидой

Тайский бизнесмен и коллекционер Хун Суаном Фаномваттанакулом более 30 лет собирал редкие камни и окаменелости

Одной из главных особенностей парка являются окаменелые деревья, возраст которых исчисляется миллионами лет

Азиатский слон — второе по величине наземное животное после его африканского собрата

Белые тигры — это, оказывается, бенгальские особи с генетической мутацией

Считается, что находящаяся здесь крокодиловая ферма — крупнейшая в Таиланде
После камней возвращаемся в Паттайю, где сначала отдыхаем на пляже Won Prachan Beach с видом на красивейший храм Истины (Sanctuary of Truth). После чего переезжаем на более людный Wong Amat Beach. На нем же обедаем, купаемся и загораем, проводя пару дневных часов тут. А подуставшие лежаки традиционно выдаются по 100 бат (250 руб.)

На территории отеля Garden Sea View Resort пляжа Won Prachan Beach

Храм Истины в Паттайе (Sanctuary of Truth). В одном строении объединены религиозные и мифологические сюжеты Таиланда, Индии, Китая и Камбоджи
Больше ничем особо примечательным сегодняшний день не отмечается. С той лишь разницей, что его темную и вечернюю часть проводим в локации Walking street…

Цены умножаем на 2,5. Не космос
А со скромным пробегом в 28 км заканчиваем наш 4-й день в Паттайе. Кстати, автомобиль все это время ночует на подземной просторной парковке 3-го отельного корпуса Grand Bella.
Интернет
Я, конечно, несильно активный пользователь мобильного Интернета. Круглосуточный доступ в сеть мне не нужен. Но при 5-6 выходах за день связь была всегда, значок 4G горел постоянно. К какому конкретно сотовому оператору подключался e-sim-чная Airalo, сказать не могу. Но проблем с Интернетом, в разных локациях Таиланда, у нас не было.
Ну и с гостиничным выходом во всемирную сеть тоже все хорошо. В обоих номерах Wi-Fi ловил достойно, выдавая стабильный и уверенный сигнал. Оба ходовых мессенджера работали в штатном режиме, VPNы для них не требовались, а видео ролики прогружались без фризов и лаганий. С блокировкой Ютуба и прочих фан-приложений в Таиланде, к счастью, не знакомы.
Про язык
Тут все плохо, точнее не хорошо. Для меня до сих пор загадка, почему при таком огромном потоке туристов местные торговцы, да и не только они, не могут мало-мальски подтянуть свой английский? Хотя в школах он изучается. Слабые учителя, трудный язык, отсутствие мотивации? Нет у меня ответа на этот банальный вопрос. Но, в любом случае, Таиланд прочно обосновался на последней строчке азиатского лингвистического хит-парада.
День 18-й (27 мая 2025, вторник). Остров Ко Лан. Возврат автомобиля
Сегодняшние наши планы просты и понятны: с утра посещаем остров Ко Лан (Ko Lan), где купаемся и загораем, а уже вечером, после 18:00, возвращаем арендованный автомобиль.
Утренняя пробежка в северную часть Паттайи, купание в море, плотный завтрак и в 10-м часу мы покидаем отель. Наземная автопарковка около пирса Бали Хай (Bali Hai Pier) сегодня идет по 150 бат (375 руб.) А за паром до Ко Лана отдаем еще по 30 наличных монет (75 руб.)

Pattaya Beach на утреннем отливе

Картинг-центр EasyKart. Это крупнейший картинг-комплекс с двумя трассами: для новичков на 350 метров и гоночной 800-метровой для профессионалов
Обычно идущий по ночам дождь сегодня льет все утро, делая лишь кратковременные получасовые перерывы. При сильном ветре половина пассажиров начинают купальный день уже здесь, на старенького пароме, изрядно промокая за 45 водных минут.
На Ко Лановском пирсе байки отдают сначала по 300 бат (750 руб.), а чуть дальше уже и по 250 (625 руб.) Солнца сегодня никто не обещал, а при эпизодическом дожде мото вариант сегодня совсем не вариант. Нас же хватает часа на 3, в течение которых мы перемещаемся между кафе, лежаками и морем. Факт, что самая чистая вода в окрестностях Паттайи именно здесь, на Ко Лане, остается неизменным. Скоростные лодки (speedboat) с ценником в 300 бат (750 руб.) сегодня забиты китайцами, преодолевающими 11 км за четверть часа. А на обратном пароме рядом с нами «тошнят» три 60-летних англичанина. Компанию им, как принято здесь, составляют 3 молоденькие тайские сезонные «женушки».

Выбрали «лучшую» погоду для поездки на Ко Лан (Ko Lan)

Загрузка китайской делегации на спидбоат

Вода на Ко Лане, конечно, чистая, с пляжами Паттайи не сравнить

Цена парома 30 бат (75 руб.), время в пути 45 минут
Перед возвратом автомобиль мыть не нужно, ограничиваемся лишь пополнением его бензобака. Я как чувствовал, поэтому еще утром перезалил видео изначального осмотра и приемки Велоза со смартфона на 12-дюймовый планшет. И, как оказывается, совершенно не зря. Автомобиль принимает уже другая сотрудница. Если предыдущей девушке я указывал на черные царапины на переднем бампере, то новой приходится показывать кино 4-дневной давности. Хотя в договоре и помечены все коцки, но именно видео является железобетонным доказательством нашей правоты.
Автомобиль мы сдаем 27.05.2025 года, а залоговые 10000 бат возвращаются на казахстанский пластик только 23.06.2025, то есть спустя 27 календарных дней. При заявленных в договоре 3-х неделях пунктуальностью здесь и не пахнет.
Заключительный пробег фиксируем скромными и минимальными 17 километрами. А пару финальных, вечерних часов проводим у теплого моря. Радуясь и грустя одновременно при мысли, что уже завтра надо выдвигаться в обратную дорогу. Что отдых заканчивается и вновь на горизонте виднеются наши трудовые сибирские будни.
Цифровые итоги поездки
— По дорогам Таиланда за 4 дня мы проезжаем всего 224 километра.
— Заливая 25,74 литров бензина в общей сложности на 829 бат (2213 рублей).
— При его стоимости в 32,2 бата, один литр марки АИ-92 обходится в 80,5 рублей.
— А средний расход этого же топлива выходит равным 11,49 л на 100 км пути. На самом деле немного меньше, так как ГСМа я плеснул чуть больше начальной отметки.
— Общие траты по аренде авто составляют скромные 8325 российских рублей (~104$). Таким образом, день тайской свободы приравнивается к 2080 рублям.
Годовалая и очень просторная 7-местная Тойота нас, естественно, не подвела. Вся электроника Велоза, включая зарядки, мультимедийную систему и кондиционер, отработали достойно. К автомобилю вопросов не возникало. Также все прекрасно и с таиландскими дорогами. Если исключить поездки по вечерней Паттайе, то пробок, по сути, нигде и не было. Скоростные и широкие магистрали, проложенные между городами, все превосходного качества. Машинами они не забиты, а тайцы управляют транспортными средствами вполне адекватно. С полицейскими и прочими людьми в форме мы не сталкивались, скоростной режим я не нарушал, а для заметности всегда ездил с включенными фарами. В общем, если вы не планируете быть 24 часа под градусами, перемещаясь от гостиницы до пляжа, то автомобиль здесь брать, конечно, можно. Низкие рентные цены, отличные дороги, выбор транспорта нормальный, да и процесс получения «железного коня» прост и понятен.

Трек наших перемещений по Таиланду
День 19-й (28 мая 2025, среда). Дорога Паттайя — Бангкок. Перелет Бангкок — Гуанчжоу. Отмена рейса в Гуанчжоу
Ну вот, наконец настает тот радостный момент, когда мы отправляемся хотя и в обратную, но все же не быструю дорогу. Вспоминаются доковидные времена, когда чартерный рейс Паттайя — Кемерово, напрямую соединял страны, курсируя каждую неделю. Сейчас же весь камбэк состоит из 5 сегментов. Автобус Паттайя — Бангкок, перелет Бангкок — Гуанчжоу, дальше авиарейс до Пекина. Потом еще один перелет Пекин — Новосибирск. И уже 270-километрый финальный авторывок до Кемерово.
Подъем в 6, завтрак в 7, выезд с автовокзала Паттайя-Северная ровно в 8:00. Перед отправлением обмениваем в кассах купленные накануне по 123 бата (308 руб.) билеты на 4 посадочных талона. До аэропорта Суварнабхуми (ВКК) кроме нас добираются еще 4 пассажира. Как-то не сильно рационально гонять 40-местный бас с пустыми 32-мя сидушками. Остановок в пути нет, поэтому при скорости под 100 км/ч 120 км по 4-полосному автобану пролетаем за бодрые полтора часа.
В битком забитом Суварнабхуми автоматов по выдаче посадочных талонов для авиакомпании China Southern Air нет, поэтому отстаиваем получасовую очередь. Регистрация на рейс традиционно начинается за 3 часа, а при стыковке через китайский Гуанчжоу нам приходится предъявить еще копии дальнейших перелетов (в мае 2025 Китай пока не отменил визы для россиян). Понятное дело, на нашем рейсе 99% пассажиров азиатской внешности, а к размеру и весу ручной клади никто и не прикапывается. Все 4 места получаем мы в одном ряду 321-го Аэробуса.
Уголок с мягкими диванами скрашивает 1,5-часовалое ожидание перед вылетом. А последние баты тратим на сладости, расставаясь с монетами уже по ценам с 200%, а то и 300% накруткой.
Аэропорт Бангкока по пассажиропотоку занимает 20 место в мире (62 млн.), отправляя-принимая по тысяче рейсов ежедневно. Но, несмотря на дикую движуху в воздушной гавани столицы, вылетаем мы четко по расписанию. На часах 13:45 местного времени. Расстояние между креслами человеческое, целовать впереди стоящие сидушки нам не приходится. А за 3 полетных часа традиционно безлимитно подаются напитки, дополняясь парой бесплатных алкогольных позиций. Ну, и горячее питание тоже, оказывается, включено в китайский рацион питания.

Тот самый лайнер рейса Бангкок — Гуанчжоу (фото с Flightradar24)
В 18:00 (время сдвигается на час вперед) мы в аэропорту, 10-го по населению города мира и в 27-миллионном Гуанчжоу. Следующий рейс у нас по Китаю внутренний, поэтому получаем 24-часовую транзитную визу. После заполнения миграционных карточек серьезный офицер отправляет в наши паспорта 4 разрешительных стика.
Время 18:50, а так как посадочные талоны у нас на руках (их выдали еще в Бангкоке), то со временем вылета на Пекин в 21:00 неспешно двигаем по громадному аэропорту.
Но на информационных табло Departure, правда рейс с нашим номером отсутствует. Сотрудник воздушной гавани сканирует посадочные и, вселяя надежду, направляет нас к гейту 273. То есть идти, точнее, ехать на травелаторах нам предстоит больше 100 выходов. Чтобы понимать размер аэропорта — это больше 2 километров витиеватого пути. Но вот мы у гейта 273, где на табло высвечивается 1:10. Это новое время нашего вылета до Пекина. Никаких, исходных 21:00 на экране нет.
Девушка со стойки Information с улыбкой сообщает, что наш 21-часовалый рейс отменен, а полетим мы до столицы Китая действительно только в час ночи. Бля. «It’s too late». У нас следующий рейс из Пекина в 6:05, при длительности перелета в 3:20 можем и не успеть… Китаянка шуршит клавишами компа… «Вот, есть вылет прямо сейчас, в 20:00, но на него уже заканчивается посадка, берете?» Второго варианта ответа тут быть не может. Пара минут работы принтера, и новые посадочные у нас на руках. Время 19:30, до вылета еще 30 минут. С посадкой, заканчивающейся за 20 минут до взлета, теоретически должны успеть. В общем, 60 гейтов, что чуть больше километра, мы бежим летим, обновляя аэропортовские легкоатлетические рекорды.
В салон Аэробуса залетаем уже на ленточке, аккурат перед закрывающейся дверью, попадая на борт естественно, самыми последними. Ну, а 330-й без лишних сантиментов тоже вылетает до невозможности пунктуально. Мультимедийная система и снова плотный ужин, вкупе с удобными сидушками, погружают нас в 3-часовую дремоту. Золотое правило: «Не брать стыковочных рейсов у разных авиакомпаний» отрабатывает идеально.
В 23:20 мы в воздушной гавани Пекина (PKX). Проход через зал International transfer в это ночное время закрыт. Приходится выйти из зоны местного прилета и снова зайти в аэропорт Дасина, чтобы попасть в сектор уже его международных отправлений. На изучение карты и перемещения по аэропорту тратим около часа. Хорошо, что прибыли заранее, а то тупили бы здесь, бегая в ночной спешке, прилетев за 100 минут до вылета.
День 20-й (29 мая 2025, четверг). Перелет Пекин — Новосибирск. Возвращение домой
После двух перелетов на China Southern Air потребности в пополнении калорий нет. Часовое ожидание до следующей регистрации коротаем, болтаясь по громадному аэропорту. Лежать, точнее сидеть, на креслах с перегородками желания нет.
После получения посадочных талонов снова жесткий китайский досмотр. Они мировые лидеры по тщательности и дотошности пропуска пассажиров на свои рейсы. Дальше уже зона Duty Free с закрытыми на ночь сувенирными и едальными лавками. Понятно дело, что ночные рейсы самые дурацкие, точнее, когда ночь перед вылетом коротаешь в аэропорту. Поэтому каждый занимает себя как может. Кто-то под фильмец уже задремал, кто-то скролит в Интернете с прекрасно работающем Wi-Fi, кто-то лунаходит по полупустому зданию, закидавшись до этого крепкого кофе.
Регулярный рейс Пекин — Новосибирск вылетает с 15-минутной задержкой. От отечественной S7 праздника живота ожидать не приходится. Из радостей на борту присутствуют только напитки, да все тот же треугольный сэндвич. Горячее питание заказывать надо отдельно, и за 800+ рублей будет оно выдано в течение полета. Все хотят домой быстрее, поэтому при запланированных 5 часах Боинг 737-й, 2999 км пролетает за четыре с половиной.
Столица Сибири радует солнечным небом с бодрыми +6С градусами. За такси, аэропорт — ЖК товарища, отдаем 570 рублей. Отдых и сон не требуется, поэтому сразу двигаем домой. Точнее, на полчаса заезжаем в одно из отделений федерального банка, филиал которого в Новосибирске есть, а Кемерово еще нет. Ну а 280 км обратной дороги пролетают незаметно. В 16:30 мы, радостные, переступаем порог родного дома. На этом наша очередная мощная поездка успешно заканчивается.

В Сибири, хоть и солнце, но днем всего +11С
Цифровые итоги всей поездки
Резюме по техническим средствам:
1 eSim-карта оператора Airalo отработала на «ура». Интернет отсутствовал лишь в авиаперелетах. На земле пропаданий сигнала замечено не было, индикатор 4G горел постоянно. Оценка 10/10.
2.1 Отечественные карточки Union Pay от банков РСХБ (дебетовка) и АТБ (кредитка) достойно справились с заграничной задачей. Первая выдавала наличные местные купюры, вторая использовалась для прочих расчетов и трат. Стопроцентной проходимости оплат, конечно, не было, поэтому 7/10 (но тут не вина российских банков).
2.2 Казахстанская дебетовка банка Freedom вообще проблем не знала. Без нее я бы, конечно, взял в аренду автомобили, но приложив при этом больше усилий, потратив больше времени, да и денег тоже, 10/10.
3 По-прежнему, американские доллары — обменное средство номер один. Можно везти с собой уже и юани, но баксы пока выгоднее, да и распространеннее.
4 Страховки в поездке, к счастью, не пригодились.
5 Такси Grab, конечно, решало наши транспортные задачи, но его работу безупречной назвать никак не могу, поэтому 8/10. Ставить еще дополнительное таксо-приложения большого смысла, пожалуй, нет.
6.1 Навигация через Органик (Organic). До идеальный работы приложению еще далеко, но 95% маршрутов были проложены безошибочно. Оценка 9/10.
6.2 Гугл-карты были вторым и запасным средством навигации. Пользовались им пару раз при городских автобусных перемещениях. Оба маршрута карты, конечно, проложили нормально.
7 Моего не сильно продвинутого английского языка вполне хватало для решения несложных отельных, транспортных и закупочных задач. Понятное дело, что в режиме общения на нем пару отпускных слотов в год язык требует постоянного улучшения. Хорошо, что разговорные навыки детей уже вытягивают мои лингвистические провалы.
Выводы
В общем, поездка удалась, путешествие получилось. Большинство желаемых мест посещены, а десятки хотелок закрыты. Моя традиционная рубрика «чтобы я изменил в путешествии» почти пуста. Возможно, стоило бы взять в аренду автомобиль в Малайзии. А менять, для первого посещения, количество дней в Сингапуре, Гонконге или Камбодже я бы не стал. Сделав для этих стран уже отдельный и полноценный бон-вояж. Знаю, что идеальная длина отпуска дней 12-14, но точно не в данном случае. Понятное дело, что пакетный тур на 8-10 дней по энергозатратам будет и проще, и легче, да и дешевле, но и впечатления от него будут скуднее. В общем, счастливыми, яркими и радостными моментами были наполнены все дни нашей поездки. Хотя порой было и непросто. Но достойная физическая форма позволяла преодолевать эти периодически возникающие нагрузки.
Спасибо, что дочитали до конца. Так или иначе, путешествуйте больше и помните, что самое лучшее время для путешествий — это сейчас!