На Форестере вдоль бирюзовой Катуни в начале осени с маленькими детьми

08.11.2016 | 18721 просмотр

Здравствуйте, уважаемые форумчане!

Для начала сухие факты:

Команда — 4 человека, я, жена, дочь 4 года и сын 2 года.

Машина — Subaru Forester 2014 года. Подробнее о машине здесь www.drom.ru/reviews/subaru/forester/89788/

Маршрут и посещенные места:

Итого: 8 дней, 2069 км.

Интерактивная карта нашего путешествия.

В точках с фигурками мы побывали, в серых пустых точках не успели. Зеленые точки — понравилось больше всего, затем синие (чем темнее, тем интереснее для нас), затем прочие цвета радуги.

ПОЧЕМУ АЛТАЙ?

Алтай (здесь и далее речь идёт о республике) я полюбил уже давно. В 2009 году ездили отдыхать с друзьями на южный берег Телецкого. До северного берега нас забрасывали на машине, а дальше на теплоходе. Красота неземная (и это я не про северный берег, хотя там тоже хорошо :) ). Естественно ездили в долину Чулышмана, поднимались на грибы, сплавлялись. На Учар не ходили, ибо боязно как-то (за пару месяцев до нас по дороге до водопада разбились несколько человек). Ездили, естественно, летом в надежде покупаться. Надежды не оправдались, так как и в июле на Алтае бывает холодно.

В 2010 году на ноябрьские праздники друзья затащили нас на пару дней на перевалы. Жили на базе «Динамо» на Семинском, ездили до Чике-Тамана.

Осенью Алтай волшебен. Еще волшебнее, чем летом.

Приведу несколько фоток с той поездки. При просмотре фоток прошу учесть, что съемка велась не самым лучшим фотоаппаратом, не самым лучшим по меркам 2010 года :)

После этой поездки я понял, что на Алтае нужно бывать именно осенью. Летом по жаре мариноваться, если все равно купаться практически негде, живешь не в палатке, а вокруг тусуется куча народа — зачем?

КУДА НА АЛТАЙ?

Долго возможности выбраться не предоставлялось. Но вот дети подросли, и было решено этой осенью рвануть в столь желанном для нас направлении. Начался мониторинг, что, где, как, почём? Поскольку предполагался формат семейного отдыха, то хотелось побольше комфорта.

Поскольку предполагалось именно автопутешествие с маленькими детьми, решили поехать на север Алтая. Тем более что осенью там уже не так много народу. Чуйский тракт за перевалами гораздо дальше и сервиса меньше (про долину Чулышмана вообще молчу), на Телецкое как-то не хотелось (там нужно плавать, а не ездить).

Решили поехать во второй декаде сентября, чтобы застать золотую осень. Сразу скажу — не застали. Было лето, и даже совсем не бабье (только по утрам прохладно).

На вопрос куда ехать помогли ответить несколько сайтов. В основном пользовал следующие:

1. welcometoaltai точка ру — замечательный ресурс, удобный поиск, карта, описание как добраться на автомобиле, GPS-координаты, но есть не все места.
  2. turistka точка ру — тоже есть карта, но интерфейс не такой удобный, интересных мест больше.

Кстати, на этих же сайтах можно найти подробную информацию по жилью с примерной стоимостью, контактами, фотографиями, услугами (баня, джакузи, шведский стол…) и пр.

Отчеты на дроме тоже читал, но практически ничего интересного из них не почерпнул. Основная масса отчетов об Алтае — это экспресс пролёт (даже не проезд) по всем самым известным местам.

Хотя нет, вру. Один отчет мне пригодился. В нем товарищи ездили по Чемальскому тракту до водопада Бельтертуюк. Сам водопад на фотках не очень впечатлил, но, прочитав отчет, я как-то загорелся желанием осилить Чемальский тракт. Так что, если автор того отчета меня сейчас читает — спасибо ;) Отчет пригодился.

С пристрастием изучив сайты, выбрал порядка 30 точек, в которые хотелось бы и моглось съездить. Выбирал намеренно с запасом. Я не люблю четкие маршруты, как правило, они приводят к испорченному отдыху (аааа!! что-то пошло не так, мы отдыхаем не по плану, всё летит в @@@@@). Мне больше нравится по-другому. Изучить, так сказать, местность, чтобы ничего интересного мимо не проехать. А уже на месте выбирать из вариантов, куда хочется именно сейчас. В этой поездке мы выбирали маршрут, как правило, утром перед самой дорогой. Обязательной программы у нас вообще не было — что захотим, то и посмотрим. Нам отчеты о просмотренных достопримечательностях не сдавать :))))

Естественно, выбирал с оглядкой на реальные возможности. Хотелось, но не моглось, например, на Каракольские озера по причине их труднодоступности. А точнее необходимости трястись на шишиге. Сомневаюсь, что дети перенесли бы такое путешествие спокойно.

А ГДЕ ЖИТЬ БУДЕМ?

Я люблю путешествовать так: остановиться в одном месте (назовем его «базой») и уже оттуда исследовать окрестности. В крайнем случае, базы может быть две, если окрестностей много и располагаются они далеко. Такая схема, естественно, имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

1. Можно найти и забронировать «базу» заранее, прочитав кучу отзывов и сравнив кучу вариантов. То есть подготовиться ДО поездки и не тратить драгоценное время отдыха на «осмотр» пошатанных кроватей в сомнительной чистоты помещениях.
  2. На базе можно «пустить корни». Вытащить всё из машины, обжить номер, повесить все вещи в шкаф… ну вы поняли :). На эти все телодвижения уходят время и силы — а эти активы в путешествиях на вес золота.
  3. Можно менять планы по ходу, или вообще не строить их (как мы и делаем). Четкий маршрут «сковывает» отдых. Вот запланировал я сегодня, например, пойти в горы — пошел дождь (ливень, снег, град, нужное подчеркнуть). А назавтра я решил поплескаться в крытом аквапарке — на улице прекрасная погода. Живя на «базе», я могу выбирать развлечения по погоде. А что делать, если ты сегодня живешь у подножия горы, а завтра в двух шагах от аквапарка? Правильно — обламываться.
  4. Питаться можно в проверенных местах. Ну, в первый раз их, конечно, нужно «проверить», зато потом уже не волноваться каждый раз какого качества окажется еда.

Недостатки:

На мой взгляд, недостаток один — бОльший пробег на машине. Каждый раз нужно ехать не только «туда», но и «обратно», что увеличивает пройденное расстояние.

На мой взгляд, достоинства значительно перевешивают недостатки :)

Итак, логично, что я занялся поиском базы где-то посередине предполагаемого ареала обитания нас в данной местности. По традиции основной упор сделал на любимый мною booking. Бронируя там жилье знаешь, что не будет распространенного по отзывам на дроме:
— Ой, а ваш номер люкс мы только что сдали вон тем амбалам, но можем вам предложить деревянную палатку с удобствами во дворе (а можем и не предложить).

Кроме того, лично мне импонирует возможность безболезненной и бесплатной отмены брони вплоть до самого выезда. Было один раз, когда доча заболела за 3 дня до начала поездки. Так что для меня это критично.

Итак, сразу мне бросилась в глаза «Алтика», место интересное, дизайн домиков всё такое. Только на букинге мест на интересующее меня время не было. Можно было забронировать на сайте отеля, но со 100% предоплатой и с не очень понятными условиями отмены брони. Забронировал я «номер» в селе Чепош, почти посредине нашего ареала. Но что-то меня «зудило», а нужное ли место я выбрал.

Где-то месяца за 1,5 залез на сайт «Алтики» и о чудо, там был номер с трехместным размещением. На семейном совете решили — надо брать, пусть и предоплата. Тем более что на балконе лежит раскладушка, способная превратить номер в 4-местный (пребывание детей до скольки-то лет без предоставления отдельной кровати не оплачивается). В итоге получилось даже дешевле, чем планировали.

О выборе своем ни капельки не пожалели. Если кратно — место замечательное, соотношение цена / качество отличное.

Если подробно, то продублирую свой отзыв на TripAdvisor:

Действительно отель, а не турбаза и не гостевой дом. По ощущениям соответствует 4* отелям. Каждый день уборка, свежие полотенца. Отличный стабильный WiFi и в номере, и в ресторане (10-20 Mbps). Качал фильмы — без проблем.

Отель располагается между трассой и берегом Катуни, но шум от дороги нам лично не досаждал, хоть и жили с окнами на дорогу. Трафик по трассе ночью небольшой.

На берегу беседки, мангалы, на любой вкус.

Дорожки в тратуарной плитке — можно гулять с колясками.

Есть 2 детские площадки открытая и закрытая возле ресепшена. Открытая площадка крута. Проблема была заманить дочу (4 года) поехать посмотреть достопримечательности. Одна детская тарзанка чего стоит. И еще конструктор, из которого можно построить дом вместимостью несколько детей.

Вообще, обстановка располагает к семейному отдыху. Шумные компании оседают в других местах.

Отличный ресторан. Начитавшись отзывов, в первый день пошли есть на соседнюю турбазу «Орлиное гнездо», а на второй день уже добрались до ресторана в «Алтике» (захотелось поужинать с видом на Катунь). Так в «Алтике» не только вид лучше, но и еда гораздо вкуснее. Если не брать экзотические блюда, то не сильно дороже, чем в «Орлином гнезде». Обслуживание хорошее. Готовят быстро, если мало народу. Если аншлаг, приходится немного подождать. Есть детское и вегетарианское меню. В общем, рекомендую.

Завтраки — шведский стол. Вкусно и для шведского стола разнообразно. Изо дня в день еда не сильно меняется. Опять же, как везде на шведских столах. Наедались так, что до ужина хватало))

Из недостатков уже много раз описанная плохая шумоизоляция. В первую ночь проснулся от будильника в соседнем номере :(( Кроме того, нам не понравился не очень греющий (а значит плохо сушащий) полотенцесушитель. А также теплый пол в ванной, который греет только метр возле входа, а возле умывальника и унитаза плитка остается холодной.

Недостатки общей картины не портят. У нас отдых удался и даже 5 дней не хватило. Но в «Алтике» свободных мест, естественно, не было (кончаются за месяц-два до заселения). Пришлось на 2 дня переселяться в соседнее «Орлиное гнездо». А там дешевле не намного, а сервис уже совсем другой. Ну, это уже другая история.

Парковка для жильцов.

Вид из окна на детскую площадку.

Коттедж.

Берег Катуни.

Вид с берега на ресторан.

Вид с ресторана на берег :)

Главный корпус ночью.

В общем, нам там очень понравилось. Одно плохо — бронировать нужно хорошо заранее.

ПОДГОТОВКА К ПОЕЗДКЕ

Форика к поездке специально не готовил. Где-то за месяц до путешествия сделал ТО 30000. Хотел купить литр масла с собою на всякий случай, но когда вспомнил, что забыл, было уже несколько дней до отъезда. Забил на покупку масла, которое в дороге и не пригодилось.

В машину загодя приобрел сумку-холодильник, куда сложили всякие йогурты-пюрешки-молоко детям и перекус себе, чтобы на новом месте не искать срочно магазины и не брать, что первое попадется. Приобретение оказалось весьма полезным. Очень удачно, что у Форика в багажнике есть розетка 12В, так что девайс поехал в компании с чемоданами и не летал по салону.

Остальные приготовления машины свелись к забиванию в телефон точек на Яндекс.Картах (хвала синхронизации, на головном устройстве они появлялись автоматически) и установке в телефон и на головное устройство машины навигатора Maps.Me, который органично дополнял Яндекс тем, что уже «знал» многие достопримечательности, в том числе козьи тропы к ним. Кроме того, Maps.Me работает офлайн, что в условиях Алтая весьма актуально.

В субботу отпраздновали день рождения сына, в воскресение весь день собирали чемоданы, коих, кстати, оказалось не так много — даже не мешали обзору в зеркало заднего вида.

ПОЕХАЛИ (день первый)

Итак, понедельник 12 сентября. День ХЫ настал. Установили будильники на 6 утра, чтобы выехать в 7. Проснулись в 5:30 (есть у меня такая привычка вставать раньше будильника, особенно, если в дорогу, жену поднял малой:) ), выехали в 7:30. Собирались не торопясь. Мы отдыхаем, и нас никто никуда не гонит.

Из Кемерова выехали без пробок (живем на Южном, до трассы рукой подать). Дорога Кузбасс — Алтай мне знакома очень хорошо. По работе часто мотаюсь в Барнаул. Хоть пассажиром, но все же.

Не поехал через Новокузнецк (точнее мимо), так как по отзывам там дорога намного хуже, а по навигатору ненамного короче.

400 км до поворота на Бийск пролетели незаметно. Дети дремали, точили хлебцы, игрались, смотрели в окно и наслаждались природой. Сделали остановку возле кафе «У Юли» (или «Юлия», ну короче, не на границе регионов, а немного до), чтобы выпить кофе. Кофемашина сломалась, а 3 в 1 я не люблю. Выпили чаю из термоса, дети побегали за жирным кроликом. В общем, поразмялись и дальше в путь.

Перед поворотом на Бийск остановились возле придорожного комплекса «Маяк». Кафе там проверенное. Не сказать, что там мне очень нравится, но остальные места на трассе (а их не так много) еще хуже.

Поели, посетили платный туалет, прошлись по магазинам, поменяли подгузники. Хотелось бы прогуляться на улице, но после въезда в Алтайский край пошел дождь, который сопровождал нас почти до «базы». Рядом на Лукойловской заправке подкормили Форика и свернули на Бийск.

После автобана до Ленинск-Кузнецкого (разрешенная скорость 130 км/час, нештрафуемая 149 км/час), 4-полоски до Белова и «заповедной» трассы Кузбасс — Алтай (трафик там всегда небольшой), трасса до Бийска заставила напрячься. Дорога хорошая, но куча фур, автобусов и прочих тихоходов, причем по дороге постоянные сплошные и плотный встречный поток — сильно не разгонишься.

После Бийска начинаются постоянные сёла, а после въезда из края в республику дорога начинает заметно петлять, зато равнина переходит в горы — и это прекрасно.

В сёлах стоит много камер. Ездить стараюсь по ПДД, скорость не превышать, но всё равно из Алтая привёз один штраф. «Поймали» меня в Чепоше, видать, знак не заметил. Пришлось озолотить казну на 250 руб.

Ещё где-то после Бийска, но до границы с республикой появляется Катунь, сначала далеко, затем всё ближе и ближе. А потом уже в республике дорога идет почти четко вдоль неё.

Я и раньше видел Катунь, но в другое время года. Знал, что ее называют бирюзовой. Ну, вроде видел какой-то оттенок, но в голове у меня было неосознанное убеждение, что это рекламный ход. В этот раз Катунь предстала перед нами во всём своём бирюзовом цвете:

Действительно бирюзовая Катунь.

На «базу» приехали часам к 4 дня. Вторая половина дороги (300 км) заняла примерно столько же времени, как и первая. Сын переключился в режим едем=сплю, доча предвкушала интересное и вела себя, как лапочка.

Остаток дня провели обживаясь. Дети резвились на детской площадке. Прогулялись по берегу Катуни, которая в закатных лучах была не очень-то и бирюзовая. Начитавшись отзывов на TripAdvisor, поужинать сходили в соседнее «Орлиное гнездо» (еда на четверку, цены ресторанские).

Итог за день 672 км.

ДУРНАЯ ГОЛОВА НОГАМ ПОКОЯ НЕ ДАЕТ, А ИНОГДА И ШТАНЫ РВЕТ (день второй)

Вторник, 13 сентября. Утром проснулись, сходили на завтрак. Шведский стол — это зло, а зло, как известно надо уничтожать :) Науничтожались так, что взрослым хватило до вечера. Впрочем, как и во все последующие дни. Плюсы такого завтрака — экономия времени и бюджета. Минусы — боязнь вставать на весы по приезде домой.

Несмотря на вчерашний дождь, погода предвещала отличный солнечный день, чему мы были несказанно рады.

Погода шепчет — надо в путь.

Куда ехать решили просто — что ближе всего от нас? Тавдинские пещеры. Туда и едем.

До пещер всего 15 км, но по платной дороге (мосту) через ОЭЗ Бирюзовая Катунь. Въезд 100 рублей с легковой машины, выезд бесплатно.

Стоянку недалеко от пещер нашли быстро, с утра она была пуста, прошлись вдоль еще закрытых рядов сувенирных лавок прямиком покупать входные билеты.

Кассирша сказала, что экскурсию нужно подождать, пока наберется народ, но можно идти и без экскурсовода. Мы вообще экскурсоводов не очень любим, если есть возможность, обходимся без них. Пусть мы не услышим пару легенд, может быть, пропустим какую-то мелкую деталь, может, свернем не туда, зато мы предоставлены сами себе. Что хотим, то и смотрим, сколько хотим, столько и смотрим, куда хотим, туда и идем. Ну, вы поняли :)

Мы, естественно, ждать никого не стали и пошли одни. Кассирша провела нам заочную экскурсию и вкратце обрисовывала их стандартный маршрут. Поднимаемся по лестнице, попадаем в пещеры, смотрим на монетки и прочие прелести внутри, дальше гусиный переход, по которому пройти можно только в соответствующей позе, выход из пещер в другом месте, подъем к вершине горы, любование окрестными видами, спуск с другой стороны, финиш.

На вопрос, как там с детьми, сказала, что, мол, подъем/спуск дальше пещер тяжеловаты будут, но люди и с младенцами на руках туда ходят. Ой, зря она это сказала.

Готовясь к поездке, я читал, что пещера доступна для людей любого возраста и ее можно посещать с детьми.

Ну что ж, заплатили по 150 рублей со взрослого (вроде) и вперед.

Сама пещера после посещения Новоафонской в Абхазии и Археологической в Хакасии… мелковата :) Вначале красивые «галереи», дальше особенно ничего примечательного, но в целом неплохо. Детям было интересно.

Вход в пещеры в тени скалы.

«Галерея».

Внутри.

Воссозданная стоянка древнего человека.

Когда-нибудь эти пупырышки станут сталактитами.

Выход из пещеры после гусиного перехода.

Выход из пещеры вид с улицы.

В гусиный переход со своими 195 см я гуськом не влез, пришлось вставать на 4 конечности. Хорошо, что сын, до перехода упорно не желавший сходить у папы с рук, решил пройтись по этому переходу своим ходом.

Выбрались мы на свежий воздух, огляделись и решили идти дальше. Тропа, уходящая вверх, выглядела хоть и не лестницей, но вполне себе проходимой, даже с малышом на руках.

Тропа, уходящая вверх. Начало…

Продолжить поход наверх подвигло еще и то, что малой мог не захотеть идти назад по гусиному переходу, а без его желания преодолеть тот путь было бы, мягко говоря, очень весело. Да и кроме того — люди же с грудными детьми поднимаются…

Итак, мы двинулись дальше. Мама с дочей впереди, я с сыном на руках за ними.

И тут началось. А горы всё выше, а горы всё круче, а горы уходят под самые тучи. Нет туч не было — во всём остальном чистейшая правда.

Чем дальше мы забирались, тем становилось круче и сложнее идти. А слева, за жиденькой загородочкой в виде веревочки, всё ближе обрыв — в который не приведи господь.

А я, напомню, с 2-летним детём на руках. И детё это, почуяв неладное, начало нервничать, возникать, пытаться выбраться из папиных рук. Доча держалась молодцом и упорно лезла вверх.

Лезем, несмотря ни на что, и надеемся, что спуск с другой стороны будет положе, потому что спускаться всегда гораздо труднее, чем подниматься. А спускаться здесь… просто страшно про это думать.

И тут жена меня неимоверно радует — они доползли до еще более крутого и неудобного участка, через который наша дружная компания не пролезет.

Делать нечего. Посидели, передохнули и вниз.

Я думаю, всем известно правило 3 точек. Чтобы безопасно перемещаться по горам, пещерам и прочим интересным местам нужно, чтобы одновременно «на земле» находились 3 точки твоего тела. Ну, например, 2 ноги и рука или 2 руки и нога или нога, рука и попа. Думаю, теория понятна.

А теперь представьте, что рук нет, вот совсем нет. Это состояние сопоставимо с тем, что на руках едет малой и постоянно хочет «выйти». Раз рук нет, значит, какие 3 точки у нас остаются? Правильно — 2 ноги и ..опа.

Услышав радостные новости, развернувшись и оценив предстоящий путь вниз… Мне было уже всё равно во что превратятся мои штаны — главное было дойти, точнее доползти.

Перехватив веревку под мышку, скользя на заднице, я «пошел» вниз. Оставалось только надеяться, что жена с дочей будут аккуратными и сконцентрироваться на своём пути.

Всё закончилось хорошо. Где-то на полпути штаны мои таки не выдержали, и острый скальник сделал в них окошко треугольной формы.

Уже внизу был сначала смех, потом слёзы. Когда нервы поуспокоились, полезли назад в пещеры. Естественно, во время всего вышеописанного никто ничего не фотографировал — было не до того. Так что порадовать вас верхом тропы, уходящей в небо, я не смогу.

Гусиный переход сын прошел сам без возражений. После перехода встретили экскурсию. Экскурсоводу кратко рассказали наши приключения, на что он бравурно ответил:
— Зря спустились, на другой стороне дорога гораздо ровнее была.

Какой @@@@@ зря. Я, конечно, понимаю — это он перед туристами выпендривался. Но вот просто интересно, ему было бы вообще наплевать, если бы на его объекте разбилась пара человек? Надеюсь, что нет. Хотя от его слов повеяло именно этим.

Вышли из пещеры. Помыли руки (там предусмотрительно стоят рукомойники). Доче купили свистульку, которую нужно наполнять водой (прикольная штука, кстати).

В память об этом замечательнейнем восхождении я приобрел магнит на холодильник, и побрели к Форику.

Думаю, найдутся люди кто, прочитав про наши приключения, скажет: «Брехня, я там лазил с ребенком, всё легко и просто».

Для таких товарищей отвечу. Если бы мы полезли с детьми хотя бы четырехлетнего возраста, которые могут ползти самостоятельно, или был бы один ребенок на двоих взрослых, пусть даже и грудной — прошли бы без проблем.

А у нас — маленький шилопоп, который не понимает еще опасности, а передавать его из рук в руки, постепенно пробираясь вверх, никак, так как дочу тоже ни на секунду без пригляду не оставишь. В общем, патовая ситуация получилась.

Моё резюме по Тавдинским пещерам: в сами пещеры действительно можно с детьми любого возраста, дальше — с детьми от 4, а лучше 5 лет. Или с одним ребенком меньшего возраста на несколько взрослых. Хотя нужно ли оно? Говорят, с вершины открывается красивый вид, но на Алтае много вершин, откуда открываются, я думаю, не менее замечательные виды, и до которых можно добраться с меньшим экстримом. Для себя на этом месте я крест не поставил. Когда дети подрастут, в принципе, можно будет вернуться и пройти весь путь полностью. Эдак года через 3-4, не раньше.

Поуспокоившись, поехали на обзорную площадку, которая по Maps.Me была совсем рядом. Здесь я «дал порезвиться» Форику. Можно было проехать по объездной более пологой дороге, но это, естественно, не наш путь :). Поехали напрямки под немаленьким углом. Примечательно, что на этой прямой дороге я встретил только одну машину — тоже Форестер 4 поколения, только черного цвета и с красноярскими номерами.

Добрались до обзорной площадки. Полюбовались видами, пофотались и на базу. Дети спать, родители успокаивать нервы :)))

Спускались также по более крутой дороге, когда становилось скучновато «ползти» 10 км/час на ассистенте спуска с горы, я нежно нажимал на педаль газа, и Форь за пару секунд по ощущениям превращался в летящий снаряд. Пару раз попробовав, рассудил, что тише едешь — дальше будешь и больше с педалью не баловался.

Самолюбование.

Альпийские луга.

Горы и небо — обожаю :)

После сна решили скататься в район Аи. Сначала поехали на озеро (40 км от «базы»). Думал почему-то, что оно больше. Озеро вообще не впечатлило, особенно если представить сколько народу на такой территории толчется в сезон.

Прогулялись по VIP зоне пляжа.

Не очень важным персонам вход строго запрещен :)

Дети залипли на детских площадках.

Поскольку уже начинало смеркаться, решили, что на сегодня хватить приключений и Чертов палец посетим как-нибудь в другой раз.

Озеро Айское в лучах заката. Если приглядеться, слева знаменитый змеиный остров, а справа совсем не знаменитая и довольно сильно портящая пейзаж баня на воде.

Вернулись в Алтику уже в потёмках. Поскольку погода была хорошей, решили поужинать на террасе местного ресторана, а не идти в «Орлиное гнездо». Ужин настолько понравился, что в гнездо после этого ходили всего один раз, уже живя там, но об этом позже.

Итог за день: пройдено 110 км. Посетили Тавдинские пещеры, Обзорную площадку, Озеро Айское. Порвали одни штаны :)

А ЗА ОКНОМ ДОЖДЬ ИЛИ АЛТАЙ ПРЕКРАСЕН В ЛЮБУЮ ПОГОДУ (день третий)

Среда 14 сентября. Синоптики обещали в этот день дождь и не ошиблись. С утра небо заволокло тучами, которые цеплялись краями за окрестные горы, еще перед завтраком начал накрапывать дождик.

Утро туманное…

Утро седое.

На случай непогоды у нас была запасена пара мест, а именно Аквапарк на Турсибе и перевернутый дом в Манжероке.

В аквапарках мы были сравнительно недавно, в нашем предыдущем путешествии в Сочи, а перевернутые дома как-то раньше не попадались. Поэтому решили сначала ехать в Манжерок.

Забавно искали дом. У меня Манжерок ассоциируется прежде всего с озером, которое находится в стороне от Чуйского тракта. В моем неосознанном представлении дом должен был быть где-то там. Едем-едем и тут навигатор говорит — вы приехали. И точно, дом стоит прямо на тракте, и мы мимо него уже пару раз проезжали, но даже и не заметили :)

Перевернутый дом Манжерок.

Не знаю, как в других перевернутых домах, но в этом всё было не просто с ног на голову, но еще и под углом, что, несомненно, добавляло пикантности.

Дети расползлись по комнатам, устроили фотосессию, в общем, неплохо провели там время. Уже когда мы собирались выходить, в дом пришли еще люди (до этого мы там были совсем одни). Мы к перевернутости отнеслись стойко, а вот некоторых вновь прибывших реально начало штормить и укачивать :)

Цена билетов, кстати, 200 рублей со взрослого.

Рядом стоял домик Бабы-яги за те же 200 рублей, но мы не очень поняли, в чем прелесть данного аттракциона и туда не пошли.

Домик Бабы-яги рядом с перевернутым домом

Выйдя из дома под усилившимся дождем добежали до машины и встал вопрос, что делать дальше. До сна детям еще долго, но не так долго, чтобы ехать в аквапарк, а ехать больше особо некуда. И тут жена предложила скататься в Горно-Алтайск. Зачем? Да посмотреть просто, как там люди живут.

Ну, если есть желание, почему бы и не поехать, путь до города 30 км.

По дороге любовались туманом, дождем и горами. Сам Горно-Алтайск оказался примерно таким, каким я его и представлял — городом с населением 60 тыс. жителей.

Решили пополнить запасы продовольствия во встретившемся по дороге торговом центре, увидел на другой стороне дороге свободную парковку, развернулся на перекрестке парковаться и только тогда увидел, что это стоянка такси. После приключений в Сочи (https://travel.drom.ru/45853/ ) я очень трепетно отношусь к выбору мест парковки. Поэтому останавливаться не стали и двинули назад из города, так как дождь все равно не позволил бы погулять на свежем воздухе.

По дороге назад дождик утих. Увидели по дороге надпись: «Источник Черемшанский». Поскольку детям поднадоело сидеть в машине, решили набрать воды в источнике и размяться.

Где набрать воду, так и не поняли, поскольку вода ниоткуда не вытекала. Просто рядом с дорогой была лужица, из которой тёк ручеек. Но лужица была довольно живописной, детишки натопались по окрестностям, доча поперепрыгивала через ручеёк. В общем, размялись, как и хотели.

Затоварились в Манжероке в «Мария Ра» и на «базу» баиньки. Кстати, магазины этой марки находятся во всех крупных сёлах, которые мы проезжали.

Источник Черемшанский.

Изначально мы планировали поехать в Алтай на 5 ночей. Соответственно, в «Алтике» забронировали номер с 12 по 17 сентября, чтобы в субботу вернуться домой, воскресение отдохнуть и свежему, как огурчик, мне выйти на работу в понедельник.

Уже ко второму дню пребывания становилось понятно, что отведенных на отдых дней как бы маловато. На ресепшене «Алтики» я, конечно, спросил, нет ли свободных мест (гы-гы). Естественно, их не оказалось.

Решили узнать, есть ли места в соседнем «Орлином гнезде», и искать особо ничего не надо, и ужинать можно также в «Алтику» ходить. Да и играть на так полюбившейся детям площадке.

Свободные места оказались, но их было уже мало, так как планировали к ним переселиться в выходные. Сходили посмотрели «альпийский домик» (больше ничего уже не было). Для турбазы совсем неплохо, со всеми удобствами.

Пока смотрели, бронировали — дети открыли для себя новую площадку на турбазе. После обеда дождь прекратился, но было смурно. Решили никуда больше не ехать, нагулять детей на площадках до полного их изнеможения. С задачей справились частично. Переговоры с дочей типа: «Поехали новое место посмотрим, там интересно. А потом на площадке погуляешь» в дальнейшем проводились, но уже потеряли свой первоначальный накал.

Итог за день: Пройдено 102 км. Посетили Перевернутый дом, Горно-Алтайск, Источник Черемшанский.

ОТКРЫВАЕМ ДЛЯ СЕБЯ ЧЕМАЛЬСКИЙ ТРАКТ (день четвертый)

Четверг 15 сентября. Распогодилось, и до самого нашего отъезда погода стояла ясная и теплая днем. Утром и вечером было уже свежо. Сентябрь все-таки, а не июль.

Уже середина нашего отдыха, даже с учетом двух дней «продленки», а мы всё ещё не добрались до Чемальского тракта, где планировалось посетить больше всего интересных мест. Надо это исправлять. Сегодня решили сделать «интенсив» с дневным спаньём детей в машине и посетить самые «попсовые» места Чемальского тракта — ГЭС и Остров Патмос.

Первой же точкой нашего маршрута решили сделать Палеопарк.

Выехали с «базы» в сторону юга. Заправились на Роснефти в Усть-Семе. Неприятно удивило, что бензин здесь (и дальше) почти на рубль дороже, чем в Манжероке.

Первые впечатления от Чемальского тракта после Чуйского: «А чё так узко-то?».

Поначалу создается такое впечатление, что встречные машины радостно пытаются похлопать друг друга зеркалами заднего вида (типа привет бро :) ). Про разъезд с грузовиками я вообще молчу. Особенно умильно смотрятся знаки «сужение дороги». Но визуально после знаков ширина дороги не сильно изменяется. Полотно дороги не идеально ровное, как на Чуйском тракте, но вполне терпимое, без ям и колдобин.

Палеопарк находится на въезде в село Элекмонар. По поводу парка я не питал особых надежд. Думал, будет пара скелетов и всё. Приятно, когда реальность превосходит ожидания :)

В Палеопарке есть очень интересная комната камней, светящихся в темноте (и ультрафиолете), камни реально собраны со всего мира. Скелет мастодонта стоит под навесом прямо на улице. Много скелетов и прочих окаменелостей древних животных и рыб. Отдельная экспозиция быта и ритуалов племён (уже не помню каких) впечатлила меньше, но и у нее почитатели найдутся.

На улице круг камней, «машина времени», воссозданные захоронения.

При входе работает магазин, где можно купить интересные и редкие штуки. Цены тоже интересные :) Мы ничего не брали (вообще, в путешествиях берем сувениров по-минимуму).

Вход 300 руб. с человека.

На территории есть кафе, но оно не работало.

Скелет мастодонта — размеры впечатляют.

Скелеты и прочие редкости — настоящие и воссозданные.

Ящерка с ирокезом :)

Скелеты мишек.

Череп динозавра.

Окаменелости.

Из экспозиции «Папуасы».

«Машина времени».

Кафе.

Следующая точка — Хребет дракона.

По изученным к поездке материалам я помнил, что «Хребет Дракона», он же «Стрелы Сартакпая» находятся рядом с мостом, ведущим на развлекательный комплекс с говорящим названием «Рублёвка». Поэтому я просто не поверил навигатору, когда он нежным женским голосам сказал мне свернуть с дороги сюда:

Поворот к алтайской Рублевке и к Хребту Дракона на Яндекс.Панорамах

В итоге проехали чуть дальше и припарковались. Перед нами открылся красивый вид на Катунь. Да и кусочек хребта оттуда было видно. Устроили фотосессию. Для себя решили, что на Хребет Дракона мы посмотрели (пусть и не на весь) и возвращаться к пропущенному повороту смысла нет.

Красавица Катунь.

Кусочек Хребта Дракона.

Самолюбование.

Следующая остановка — Остров Патмос. Ведомые указателями и навигатором заехали на парковку на горе. Парковка бесплатная. Спустились с горы под сенью леса. По дороге встретили марала в компании молодого человека. Марал мирно лежал, молодой человек стоял рядом. На просьбу сфотографироваться с маралом парень ответил положительно. Денег не попросил. Что они там делали, я не понял :)

Дальше дорога шла по деревянному настилу, проложенному между берегом Катуни и 2,5 метровым сплошным забором, из которого «торчала» пара ларьков. По навесному мосту я с сыном не пошел. Еще свежи были воспоминания с Тавдинских пещер :)

Девчонки сходили по мосту, пофотались. На самом острове, как я понял, было всё закрыто. Так что мост и вид на остров, по сути и являются основными достопримечательностями.

Вид действительно красивый. Катунь в этом месте какая-то особенно бирюзовая.

Сам же монастырь… ну домики стоят, ну рядом с забором мужики в рясах деловито снуют (я уж в их чинах не разбираюсь), что-то обсуждая, как я понял, об обустройстве нового ларька… Я не противник веры, скорее наоборот. Но когда вера выставляется напоказ, а тем более объект веры превращается в достопримечательность... Мне лично это претит.

Так что остров оставил после себя двоякое впечатление.

На мосту по пути к острову.

Катунь — бирюзовей некуда :)

Высеченный в скале лик Божьей Матери с младенцем.

Далее — Чемальская ГЭС. По козьей тропе между островом и ГЭС мы не пошли. Без детей бы конечно. А так — мы уж как-нибудь в обход на машине.

Въезд на парковку — 100 руб. с машины.

За парковкой колесо обозрения. Доча изъявила желание и девчонки пошли прокатиться. Я с карапузом на плечах побрел дальше в сторону ГЭС. И потерял остальную часть нашего семейства.

Оказалось, что второй круг на колесе — бесплатно. Соответственно катание заняло в два раза больше времени, чем я планировал.

Парковка и колесо обозрения.

Вид с колеса обозрения на запруду и плотину ГЭС.

Дорога от парковки до плотины ГЭС идет вдоль стройных рядов ларьков с сувенирами. В сентябре был открыт где-то только каждый пятый. Судя по такому обилию ларьков — в сезон здесь толчётся просто куча кучная народа.

Особенно умилил меня товарищ, продававший диски и флешки с музыкой, который громко вещал:
— Музыка алтайская, русская, славянская (что а?)…
И после театральной паузы:
— Славянская собственного сочинения.

Кроме того, миленькая девочка в майке «Гражданская оборона» (!) сильно приставала к сыну с предложением покидать дротики в шарики и получить гарантированный приз. То, что пацану тока-тока исполнилось два года, ее совсем не смущало.

Мы же устояли перед всеми соблазнами и прошли к плотине, где дождались нашу женскую половину.

Проход по плотине — 100 рублей со взрослого.

Можно пройти ниже по подвесному мосту, аналогичному с мостом к Патмосу, что мы и сделали.

Полюбовались на плотину. В свое время мы с женой видели Саяно-Шушенскую ГЭС. А на Красноярской ГЭС даже любовались холостыми сбросами. Так что я заранее знал — плотина Чемальской ГЭС меня не впечатлит. Так и произошло :)

Больше мне понравилось впадение Чемала (реки) в Катунь.

Обратно решили идти по плотине. Заплатили по 100 рублей со взрослого грустившей девушке, которая дала нам билеты. Прошлись по плотине и быстрее к машине. Время уже было обеденное, и детям хотелось спать.

Плотина Чемальской ГЭС.

На переднем плане прозрачные воды Чемала, дальше Катунь.

Из-за большого количества туристов даже в сентябре сфотать красивый вид, чтобы никто не попал в кадр, очень проблематично.

Водосброс — вид сверху.

Вид с плотины.

Утомившиеся от насыщенной программы первой половины дня дети уснули, как только мы тронулись с места. И за 50 км до «базы», которые я ехал ну совсем не торопясь, просыпаться не собирались. Решено было направиться дальше. Куда? Мы же до Чертова пальца так и не доехали, да и Маральник в той стороне есть.

Поставили точку на Пальце — еще 40 км. Замечательно. Как раз малыши выспятся.

По уже знакомой дороге поехали в район Айского озера. Согласно указаниям навигатора, свернули с основной дороги в гору, проехали по крупнокалиберной гравийке и, когда дорога выровнялась, упёрлись в шлагбаум, рядом с которым сиротливо стояла семерка.

Сначала я подумал, что сейчас из семёрки выйдет продаван, соберет дань, и мы поедем дальше, но всё оказалось печальнее. Семёрка была пуста, а на шлагбауме висел замок.

При этом не было никаких табличек, в какое время работает этот самопальный контрольно-пропускной пункт, ни телефона, чтобы вызвать открывающего, ни каких-либо иных инструкций, как деньги можно променять на дальнейший путь, в общем, ничего.

Дальше идти пешком совсем не хотелось, так как согласно навигатору, было далековато. Да и нагулялись мы уже сегодня. Без детей бы еще можно, но тащить малого больше км туда, а затем еще и обратно…

Проехали посмотрели несколько отходящих чуть ранее от основной дороги «тропинок» — все они упирались в выкопанные с любовью и знанием дела траншеи глубиной от полуметра и более.

Дальше дороги на машине нет.

Те товарищи, кто организовал этот прибыльный и нехлопотный «бизнес», позаботились, чтобы пипл рекой тёк именно через их КПП, и не смог просочиться не подоенным.

Такое отношение меня слегка бесит. Всё сделано для того, чтобы отнять деньги у туристов, но абсолютно ничего для самих туристов.

Забегая вперед скажу, что понимаю, за что берут по 50 рублей в Чечкыше — там убирают, сделали указатели, построили туалеты, на смотровой площадке, где нет деревьев, сделали лавочку с навесом, куда можно спрятаться в тень или при дожде.

Или в ботаническом саду — если касса закрыта, то весит сотовый телефон, после звонка на который через 3 минуты появляется человек.

Здесь же полное пренебрежение к людям. Я уж молчу про законность установки шлагбаума в чистом поле. Но если сделали себе бизнес — потрудитесь сделать так, что приезжающие посмотреть достопримечательность смогли на нее попасть. Тем более что приехали мы в 4 часа вечера, а не ночью, не в дождь или пургу. Короче, негодую и порицаю.

Делать нечего — развернулись и поехали на Маральник, тем более что он находится на этом же берегу Катуни в 20 км.

Дорога до Маральника: сначала асфальт, если не ошибаюсь, после поворота за Устюбой начинается гравийка. Всегда меня прикалывают такие дороги — всё есть, знаки, указатели, отбойники… только асфальта не хватает :)

Дорога была довольно поганая, так как ее начали ремонтировать — рассыпали по дороге свежий гравий с камушками диаметром до 20 см и не разровняли толком. Ехал, как по минному полю. После съезда с этой «трассы» дорога превратилась в обычную просёлочную.

Ехали мы ехали, пока не доехали до информационной таблички:

Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен.

Пока стояли любовались надписью и проверяли правильно ли установлена точка, подъехала пятнашка. Спросил у водителя, куда он едет — тоже к Маральнику.

Узнал, что он думает по поводу надписи. Водитель ответил, что на такие надписи вообще не нужно обращать внимания.

Ну, правильно говорят, что в России запрещающий знак — это бетонный блок, перегораживающий дорогу. Всё остальное — предупреждающие.

Пятнашка продолжила свой путь, мы за ней. Едем и думаем — либо стрелять начнут, либо маралов посмотрим. Не сбылось ни то, ни другое.

У ворот маральника к нам вышла женщина и объяснила, что маралы все сейчас на выпасах и посмотреть их можно только на конной экскурсии, да и вообще они работают только до пяти (подъехали в 16:55).

Развернулись и поехали назад к знаку. Как раз рядом с ним было место слияния двух речушек. Посидели, полюбовались природой, камушки в воду покидали.

Речушки.

Камушки.

Насладились природой и поехали на «базу».

Можно было поехать либо через ОЭЗ Бирюзовая Катунь 35 км или возвращаться на бесплатный мост — 50 км. Выбрали первый путь, так как уже быстрее хотелось домой.

Я думал сбор денег идет только на мосту. Оказалось, нет. С другой стороны ОЭЗ тоже стоит КПП. Заплатили 100 рублей и поехали дальше.

Едем, а вокруг тишина. Не то, что попутных машин — встречных нет. Потом, правда пара авто всё-таки встретилась, но по сравнению с трафиком по Чуйскому тракту — просто дорога-призрак.

Вечером, как всегда, ужин и баиньки. Отдыхать после столь насыщенного дня.

Итог за день: пройдено 191 км. Посетили Палеопарк, Хребет дракона, Остров Патмос, Чемальскую ГЭС. Попробовали посетить Чертов палец и Маральник.

СКАЗ ПРО ПОСАЖЕННОГО НА БРЮХО ФОРИКА И ЗАБЛУДИВШУЮСЯ БАБУШКУ (день пятый)

Пятница 16 сентября. День должен был быть интересным, особенно для меня. Решили посетить Голубые озёра, которые «открываются» только в августе-сентябре, после того как уровень Катуни снижается. Не замерзают всю зиму. А весной разлившаяся Катунь прячет их в своих водах. Весной и летом озёр нет, на этом месте просто рукава реки.

Озёра эти находятся в нескольких км от села Аскат на другом берегу от Чемальского тракта. Добраться до них можно двумя способами:

1. На лодке с какой-то турбазы;
  2. Со стороны Аската либо пешком, либо на машине.

Причем в описаниях везде указывается, что пузотёрки лучше оставить в селе и идти пешком.

Значит, нас ждёт оф-роад :) Не зря же у нас машина с постоянным полным приводом, внедорожными ассистентами и дорожным просветом в самой низкой точке 22 см.

До окраины села Аскат добрались сначала по асфальту, затем по грунтовке. Переключились с Яндекс.Навигатора на Maps.Me в пешеходный режим, задали конечную точку и вперед в лес.

Дороги как таковой дальше не было. Было два направления, судя по всему более короткое (3-4 км) — через холм, и более длинное (5-6 км) в обход холма. Естественно, это только направления, состоящие из множества пересекающихся и уходящих в стороны дорог, вьющихся вокруг «генерального» направления, «вытоптанного» УАЗиками.

Дорога на Голубые озёра с Аската 1.

Дорога на Голубые озёра с Аската 2.

Карта скопирована из Maps.Me. Штриховая линия — предлагаемый навигатором пешеходный маршрут, Синяя линия — наш примерный путь на автомобиле, Оранжевая линия — наш примерный путь пешком, Бардовая линия — наш спуск к озёрам, фиолетовая линия — более пологий спуск к озёрам.

Поехали через холм, забрались на него легко. Склон холма каменистый и ровный — как будто гравийная дорога. Дальше мне просто повезло — я наткнулся на какую-то волшебную дорожку, которая привела нас без особых рытвин и канав к самому подножью г. Луковка (на рисунках выше г. Суганда).

Хорошая лесная дорога. Дорога слева :)

Гора Луковка.

Самолюбование возле Луковки.

Не очень плохая дорога.

Самое узкое место между горой и рекой — его никак не объедешь.

Припарковались и дальше пешком.

Доехали до узкого места — рядом Гранд Витара припаркованная стоит. Люди дальше пешком пошли. По навигатору до места осталось чуть больше 1 км — решили прогуляться. Уже когда назад пришли, видел, как это узкое место УАЗик проезжал. Если бы по дороге туда это увидал — за УАЗиком бы поехал. А так, когда дети на заднем сидении — нужно двигаться вперед, только когда на 100% уверен. Кстати, когда мы вернулись с озёр — рядом стояли еще несколько машин, в том числе мостовые. Дальше кроме уже упомянутого УАЗика никто ехать не рискнул.

Оставили Форика, не спеша дошли до берега Катуни в районе озёр. Благо дорога ровная, без значительных перепадов высот.

Спускаться не стали, так как трек навигатора шел в сторону, а не вниз. Решили, что дальше спуск должен быть лучше, а зря. Дошли до спуска по треку — а там козья тропа, по которой с детьми никак. Назад возвращаться уже не стали. Решили по очереди спуститься полюбоваться озерами, пока другой караулит детей.

Голубые озёра.

Цвета нереальные и непередаваемые при фотографировании.

Высохшая протока Катуни. Озеро на заднем плане перед деревьями.

Пока добрались назад до машины, было уже за полдень. Двинулись назад и, естественно, я ту волшебную дорожку, по которой приехали, не нашел.

Решил ехать назад через холм. И при подъеме сглупил. Поехал между УАЗиковскими колеями. На вершине подъема понял, что дальше так нельзя — либо в колею, либо в дерево, либо назад. Начал сдавать и всё-таки соскочил в колею. Так бы по ней и выехал, но в колее был холмик из скальника, на который Форик героически сел брюхом. Причем сел так, что двери со стороны водителя не открывались. В итоге пришлось лазить через переднего пассажира.

Помесив немного землю, понял, что без подручных средств не обойтись. Нашел палую сосну. Наломал ветвей и накидал под колеса. Затем в раскачку выехал задним ходом. Хорошо, что под днищем у Форика клиренс (согласно замерам журнала «За рулем», не доверять которым основания у меня нет) 25 см. До хорошего сцепления с дорогой не хватало каких-то пары см.

К тому же мимо проходящая женщина предложила помочь, и они с женой помогли раскачать Форика, чтобы он выбрался из засады. Женщину предложили подвести — она отказалась. Поблагодарили ее и поехали дальше, но уже осторожнее.

Почти сразу после вызволения из плена увидели бабушку, которая махала нам рукой.

Оказалась, что бабушка собирала в лесу грибы и потеряла деда. Белую Ниву деда мы видели довольно далеко, причем она ехала в противоположную от бабушки сторону. Решили, что самым верным способом воссоединения потерявшихся будет встреча на окраине Аската.

По счастью у деда, как и у меня, был мегафон (билайн жены не ловил). У бабушки телефона не было, но она помнила дедов номер. Позвонил, описал ситуацию, сказал, куда направляемся с бабушкой. Жена пересела назад к детям. Грибы и палки бабули сложили в багажник и поехали искать дорогу из леса.

Бабушка оказалась из Чемала, с дедом приехали по грибы. Что рядом есть какие-то озёра, она и не знала. Она лестно отзывалась о внутреннем убранстве Формика (особенно понравилась камера заднего вида). Я отвечал, что Нива — это тоже очень хорошая машина, особенно для жителей сельской местности. В общем, пробираясь сквозь сосновый лес в направлении Аската, мы вели светские беседы :)

После посадки на брюхо я был уже более осмотрителен. В сложных местах выходил из машины и смотрел, как там дальше. Если дефолтовая дорога не устраивала, искал другую. В общем, выбрались мы на окраину села уже ближе к 4 часам вечера. Дети спать в машине, естественно, не стали, хотя очень хотели. Рваный ритм внедорожной езды — это вам не укачивающая монотонность трассы.

Бабушку высадили на окраине села в приметном месте. Деда еще не было, а ждать с ней мы уже не могли. Позвонили еще раз деду, объяснили, где оставили его супругу.

Вечером еще раз его набрали, но он не ответил. Решили, что если бы они не нашлись, то дед обязательно набрал бы нас. Больше ему звонить не стали.

Детей догуляли до «базы», чтобы не перебивали сон. Приехали и спать. Проснулись уже часов в шесть вечера. Ехать куда-то в этот день смысла уже не было. Зато устроили очередной забег по детским площадкам :)

Резюме по Голубым Озёрам: Место замечательное! Если решите ехать туда на машине — без полного привода и хорошей геометрической проходимости не советую, даже в самую сухую погоду.

После приезда уже наткнулся в инстаграме на фотку, где мужик грустит возле уляпанного Цивика, а рядом жена с ребенком. К фотке подпись, что, мол, решили проехать к Голубым озёрам — два часа месили грязь, пока не вытащил случайно проезжавший мимо УАЗик. До озер так и не добрались.

Итог за день — пройдено 62 км, посетили Голубые озера, полюбовались на гору Луковка.

ПРОДОЛЖАЕМ ЛЮБОВАТЬСЯ КРАСОТАМИ ЧЕМАЛЬСКОГО ТРАКТА И МЕНЯЕМ «БАЗУ» (день шестой)

Суббота 17 сентября. По первоначальному плану сегодня нам нужно было ехать домой, а значит пришло время переселяться из «Алтики» (выезд до 12:00) в «Орлиное гнездо» (заселение с 14:00).

Разрыв между выездом и заселением, приходящийся на детский сон, как бы намекал нам, что пора устроить второй «интенсив». Куда ехать? Ну, конечно же, покорять Чемальский тракт за одноименным селом.

Утром выехали попозже, так как нужно было перетащить все вещи в Форика и сдать номер.

Чемальский тракт уже не казался таким узким, как в первый раз — человек зверушка такая, ко всему быстро привыкает.

Первая остановка по плану — Чечкыш или Ущелье духов. Природа за Чемалом несколько меняется. Горы становятся менее лесистые. В интаграмме выкладывал, так некоторые подумали, что мы за перевалы поехали :) И всё так же нас сопровождала красавица Катунь.

Начала тропы на Ущелье духов найти труда не составило, во-первых, по навигатору, во-вторых, по куче припаркованных вдоль дороги машин. Я так оставлять машину не люблю, поэтому заехал в какой-то проулок, который кончился двором с любезно распростёртыми воротами. 50 рублей за парковку — не великие деньги. Зато стоим на зеленой лужайке, рядом не едут машины. Можно и ребенка переодеть и вещи перетрясти и немного перекусить (что мы по возвращении и сделали).

До выхода на основную тропу везде натыканы указатели — заблудиться невозможно.

К КПП подошел с сыном, восседающим у меня на шее.
— Сколько за вход?
— Да проходите бесплатно, у вас вон и так какой груз сидит, — указывает на ребенка.

Неожиданно и, надо сказать, приятно. Не то, чтобы мне 100 рублей с двоих взрослых жалко было заплатить. Слышал уже, что алтайцы к путешествующим с детьми очень положительно относятся. Вот прочувствовали это на себе :)

Дальше тропа шла вдоль горной речушки строго вверх, поэтому привалы делали с завидной регулярностью. И мне карапуза тащить тяжеловато, и доча чтобы сильно не уставала. Пили воду прямо из этой же речушки — очень вкусная вода, кстати.

На привалах узнавали у встречных людей долго ли еще идти, как там вообще. Короче, активно общались.

Речушка.

Отдыхаем и любуемся пейзажем — путь наш идет из расщелины.

Вода чистая и вкусная.

Дошли до указателя, который показывал «справа ближе» — водопад, «слева» — обзорная площадка, «справа дальше» — скалолазанье.

От людей еще до указателя узнали, что от водопада есть тропа на обзорную площадку. Идем сначала на водопад — как назло встречных никого. Видим еще один указатель — скалолазанье. Решили, что на указателе свернули не туда. Проверять и идти дальше не стали. Развернулись и пошли на обзорную площадку.

Уже на подступе к площадке поговорили с людьми и узнали, что шли мы таки правильно и что скалолазание за водопадом, а указатель поставлен не очень адекватно.

Возвращаться уже не стали — солнышко припекало, и идти становилось тяжеловато. К тому же впереди нас ждал Бельтертуюк, так что без водопадов сегодня не останемся, а этот пропущенный оставим на следующий раз.

С обзорной площадки вид открывался просто изумительный:

Вид со смотровой площадки, посмотрите направо…

Взгляните налево…

Восхитились видом, отдохнули и пошли вниз.

Возле машины были уже в обед. Поскольку детям пора было уже на боковую — решили сразу ехать на водопад Бельтертуюк, а оставшиеся по дороге интересности посмотреть на обратном пути.

Бельтертуюк — это конечная точка Чемальского тракта. Справедливости ради нужно отметить, что какая-то дорога дальше всё-таки вела. Насколько далеко я уж не знаю. Проверять не стал.

Асфальт заканчивается за Еландой. Еду-еду, думаю, сейчас сплошная кончится — обгоню машину. Сплошная кончилась вместе с асфальтом :(

Правда, после пары км гравийки асфальт таки вернулся, новенький такой, свежеуложенный, еще км на 3-4 и окончательно пропал.

Несколько раз в местах, где горы вплотную подходили к реке, дорога сжималась с двух полос до одной. На таком сужении разъезжался со встречной машиной один раз… волнительно надо сказать :)

Гора, одна полоса дороги, река. И никаких ограждений.

Хорошая гравийка.

Постепенно дорога превратилась в направление. Параллельно идут несколько дорог — выбирай какая больше нравится и вперед. Чем дальше, тем дорога хуже, но все равно проходима на любой машине. В крайнем случае, машину можно оставить метров за 200 до водопада (особенно расшатанный участок дороги) и пройтись пешком. Если проехали до самого водопада, то за мостом можно развернуться.

Мост через реку Бельтертуюк. Слева в скале одноименный водопад.

«Парковка» рядом с водопадом.

От моста в сторону горы идет деревянный настил метров на пять вглубь, который подходит к «подножью» верхнего яруса водопада. Высота его 29 метров. Нижний ярус соответственно от моста до Катуни. Высота 10 метров.

Водопад классный, красивый, полноводный. Особенный смак заходить в прохладу с яркого палящего солнца. После того, как мы им полюбовались и пофотографировались, сын меня к водопаду назад еще 2 раза таскал :). Пытался и третий раз утащить, но уже не так интенсивно, поэтому я был непреклонен.

Водопад Бельтертуюк. Вид поближе.

Вид подальше.

Из-за освещения фотки даже примерно не передают красоту водопада. Мы ни капельки не пожалели, что до него добрались.

По дороге на водопад дети поспали, но не долго. Гравийка не располагает к размеренному детскому сну. Однако вели они себя хорошо. Новые впечатления не располагают к куксливому настороению :)

Отъехав от водопада на км или два, свернули в лесок на берегу Катуни. Лавочки там уже были засижены. Мы устроились прямо на траве — покормили детей и перекусили сами. Поскольку солнце уже начало клониться к закату, решили не рассиживаться, чтобы еще засветло полюбоваться Ороктойским мостом и порогами. На пещеру за Еландой времени уже не оставалось.

Кстати, по дороге назад произошло интересное «общение» с местными жителями. Летим по степи км 50-60 в час. Естественно, за нами пыль столбом — рядом никого нет. Вижу, на дороге вдали сидят несколько человек, даже с большого расстояния видно, что нетрезвых, и машут в нашу сторону руками. Естественно, я снизил скорость до минимума, чтобы не пылить (вообще, делал так всегда при любых разъездах как с людьми, так и с машинами). Подъезжаем ближе — продолжают махать, типа езжайте отсюда. И машина у них стоит рядом с дорогой, но дверь настежь открыта — короче, по дороге мимо них не проедешь, да и не очень-то хочется.

Свернул метрах в 10 от них в чисто поле и по такому же радиусу объехал. На всякий случай.

Это был единственный подобный случай за всю поездку, всё остальное общение с местными жителями было только позитивным.

К Ороктойскому мосту успели прям на грани. На фото ниже видны длинные тени. Еще бы полчаса и наслаждались бы видами уже в сумерках.

Тельдекпенские пороги, вид с Ороктойского моста в сторону Бельтертуюк.

Тельдекпенские пороги вид с Ороктойского моста в сторону Чемала.

Катунь здесь «зажата» между скал. Ширина реки всего метров 20. Зато глубина по некоторым подсчетам достигает 70 метров и более.

Очень интересное место. Ожидал от него меньшего. Ну мост, ну пороги. Ан нет — стоишь и смотришь на неспешное противоборство двух стихий — воды и камня. Короче, рекомендую :)

Особый писк для тех, кто боится высоты. Мост сделан из железных швеллеров, между которыми имеется расстояние. То есть идешь и видишь, что под ногами у тебя метров 30 высоты, а дальше неспешно бурлящая река, глубиной 70 метров :)

На базу вернулись, когда солнце уже давно спряталось за горы и практически стемнело. А нам еще заселяться на новое место.

Взяли ключи, пошли в наш альпийский домик, зашли, а там… штук 50 ос разной степени дохлости. Кто по полу ползает, кто неспешно летает. А мы такие все уставшие, желающие только добраться до койки и спать, а еще предстояло перетащить и разобрать вещи. Здесь же приоритеты сдвинулись. На первом месте — разборки с администрацией по поводу переселения в другой домик. Ибо в этом с маленькими детьми вообще не вариант.

Переговоры прошли успешно. Дали нам другой домик, как оказалось, еще удобнее для нас, чем первый. Пока таскал вещи, наблюдал, как происходила «зачистка». Набежала куча уборщиц — пылесосили, мыли, что-то еще делали, чтобы к приезду постояльцев от ос не осталось и следа.

После этого случая турбаза «Орлиное гнездо» превратилась для нас в «Осиное гнездо».

Общее впечатление — хорошая турбаза. Именно турбаза, а не отель. Всё сделано без изысков, но функционально.

Есть там лайфхак. Домики находятся довольно далеко от парковки. И чтобы не таскать вещи на себе, можно взять садовую тачку, сгрузить всё на нее и довезти до домиков. Я этим не пользовался, так как основная поклажа у нас была в чемоданах на колёсиках. Но идею оценил.

Домик снаружи.

Коридор. Есть домики на двух человек — здесь у них холодильник, чайник и всё такое. У нас домик на четверых — кровать, только кровать :)

Спальня. За занавеской выход. Раньше это были домики на двух хозяев с удобствами на улице.

Санузел. Переносной холодильник поместили здесь же. Чтобы не жужжал.

Итог за день — пройдено 215 км. Посмотрели Чечкыш, Водопад Бельтертуюк, Ороктойский мост. Стали невольными виновниками геноцида ос в отдельно взятом домике.

ЛЕНИВО ИССЛЕДУЕМ ОКРЕСТНОСТИ, КОПИМ СИЛЫ НА ДОРОГУ ДОМОЙ (день седьмой)

Воскресенье 18 сентября. Сходили на завтрак — после «Алтики» грустно. Какой там до вечера — до обеда бы дожить :). Благо сегодня мы никуда далеко не собираемся. Сегодня у нас выходной после «интенсива» и перед дорогой домой.

Сначала поехали в Зубровый питомник. Впервые «изменив» Катуни и поехав от нее в сторону дальше по Чуйскому тракту, правда недалеко, всего на 15 км (от «базы» 21 км.).

Едем-думаем. На маралов не посмотрели, сейчас на зубров полюбуемся. Ну-ну.

Свернули с асфальта — стоит микроавтобус Мерседес, а за ним лужа во всю ширину дороги. На всякий случай уточнили у водителя, на питомник ли это направление.

Оказалось, дорога да, на питомник, только труднопроходимая. Мерседес проехал где-то км, дальше не стал — высадил отдыхающих и теперь ждет их возвращения.

Проплыв лужу поскакали по колдобинам дальше, удивляясь, что владельцы питомника не удосужились подлатать дорогу, чтобы увеличить поток туристов.

Метров через 500 встретили группу женщин лет 50, которые шли нам на встречу и интенсивно махали руками (что-то нам все на Алтае махали руками :) ).

Подъехали, опустили стекло, а нам и говорят:
— Да не езжайте вы дальше — зубры ушли на выпаса (дежавю). Мы зря туда шли, и вы время не тратьте.
— Вы туда и не проедете на своей машине, мы вон даже на газели(!) не проехали.

Ну, у кого проходимость лучше, у Форика или у газели-мерседеса, вопрос спорный. Только смысл туда ехать, если всё равно смотреть нечего.

Дальше направились в Ботанический сад. Коли с фауной не везет, нужно хоть флорой насладиться, тем более что травки на выпаса не уйдут :)

Ботсад располагает к спокойному отдыху. Находится в долине между гор, то есть на равнине.

Рядом с входом стоит аил — воссозданный дом коренных алтайцев.

Дальше только деревца, травки-цветочки, да малые спульптурные формы, преимущественно деревянные.

Девчонки наши побродили босиком по траве, мокрой от росы, но уже не холодной, нагретой солнышком.

Дети изучали всякие паровозики-лошадки. Надолго залипли в хижине бабы яги. Потом сходили полюбовались на реку Сема из беседки. В общем, ленно и никуда не торопясь догуляли до обеда и поехали домой на сон-час.

Аил.

Малые скульптурные формы :)

На переднем плане первые признаки осени, на заднем — домик бабы яги.

Травка на фоне гор.

Вид на реку Сема с беседки.

На вечер мы оставили себе самое «дальнее и трудное» путешествие до Камышлинского водопада.

От базы предстояло проехать целых 1,5 км до лодочной станции :)

Водопад находится на другом берегу Катуни. Добраться до него можно двумя путями, по суше или по воде. Причем с одного места — пешеходный мост и лодочная станция находятся на въезде в село Барангол.

Пешеходный путь порядка 3 км с опасными участками (сведения с сайтов), мост платный.

Водный путь на моторке с ветерком за 300 руб. с взрослого в одну сторону.

Поскольку у нас был день релакса, поехали и туда, и обратно на катере. Понравилось всем. Доча просто пищала от восторга, когда мы буквально скакали на катере по Катуни. Сын сначала прятался от ветра, но вскоре привык и, как настоящий морской волчонок, философски глядел куда-то вдаль.

Если бы были без детей, наверно, туда бы пошли пешком, а обратно на лодке.

Сам водопад высокий, но не очень многоводный. Весной, конечно, зрелище должно быть интереснее, чем осенью. Водопад недалеко от лодочной станции, да и идти почти по ровной дороге, а не в гору. Так что как принято писать — подойдет для посещения людьми любого возраста (кто сможет приплыть на лодке, естественно).

Камышлинский водопад впечатлил гораздо меньше, чем Бельтертуюк. Понравилось именно сочетание — поездка на катере, прогулка до водопада.

Камышлинский водопад.

Итог за день — пройдено 47 км. Посетили Ботанический сад, Камышлинский водопад и лужу на дороге к Зубровому питомнику.

ДОМО-О-О-ОЙ (день восьмой)

Понедельник 19 сентября. Ночью спали беспокойно — судя по признакам, у сына продолжили резаться зубы. Встали мятые и довольно поздно.

С утра предупредил на работе, что сегодня я не появлюсь, так как еще на Алтае.

Пока собрались, перетаскали всё в Форика — выехали уже ближе к 11 часам.

Спать хотелось дико и, как назло, негде было купить кофе. То заправка без минимаркета, то с другой стороны дороги за сплошной линией.

Сын, очевидно решив, что мы едем на очередной «интенсив», заявлял своё категорическое нет и практически до поворота на новосибирскую трассу протестовал, отказываясь от воды, еды и прочих средств ублажения. Зато мешал уснуть за рулём :)

Кофе нашлось только на въезде в Бийск на газпромнефтевской заправке. После этого поехалось как-то повеселее. На обед решили заехать в «Облепиху» — кафе, стоящее почти на развилке Барнаул — Бийск — Новосибирск.

Кафешка лучше, чем «Маяк», и не только тем, что в нее заехать можно с любой стороны. Еда на уровне, бесплатный туалет, небольшенькая, но всё же детская площадка. В общем, рекомендую.

Отдохнули, подкрепились и до дома, до хаты. Малой, похоже, понял, что мы едем не куда-нибудь, а домой и успокоился.

До дома добрались без приключений уже под вечер, уставшие, но очень довольные.

Итог за день 670 км.

МЕСТА, КОТОРЫЕ НЕ ПОСЕТИЛИ

Кратко пробегусь по местам, указанным на интерактивной карте серыми кружочками.

Черемшанский водопад — если честно, про него просто забыли :)

Форелевые озёра — судя по нашим «удачным» попыткам полюбоваться живностью, если бы мы туда приехали — форель ушла бы на нерест. Если серьезно — точку ставил на всякий случай, вдруг совсем скучно станет. Детям может быть и понравилось бы, но есть много других более интересных для нас мест, куда мы и ездили.

Манжерок кресельный подъемник — когда дети подрастут, обязательно на нём прокатимся. Сейчас же не очень хотелось ловить на нём сына, который еще не понимает, что такое большая высота.

Катунские ванночки — как я понял, туда лучше летом, когда можно искупаться (вода в них прогревается). В любом случае ванночки в двух шагах от Чуйского тракта, так что заедем в другой раз.

Десятиручка — изначально я поставил эту точку, когда еще планировал жить в Чепоше. Судя по их страничке вконтакте, там надо экскурсии заказывать заранее, что мы не очень любим.

Аквапарк Турсиб — планировался к посещению в плохую погоду. Погода нас радовала, так что в другой раз.

Серебрянные источник — думал, если везде будем ездить на машине и захочется прогуляться пешком, можно сходить до него. По факту пешком натопались неплохо — желания идти в ещё одно место как-то не возникло :)

Наскальные рисунки и пещера за Еландой — не уложились по времени. А так бы хотелось посмотреть. Я вообще пещеры люблю.

Ну и повторюсь — интересные места я искал с запасом, чтобы было из чего выбирать на месте.

ПОСЛЕВКУСИЕ

Да — это был отдых, после которого хочется отдохнуть :) Не зря я сначала оставлял один отсыпной между приездом домой и работой. Я, естественно, ни капельки не жалею, что наш отдых продлился на два дня дольше и вместо четырех дней на Алтае мы провели шесть. Но, выйдя на работу, я всерьез задумался — а не съездить ли ещё в какой санаторий с отдыхом типа «я тюлень ползти мне лень». Через пару дней это навязчивое чувство прошло.

О поездке остались только самые хорошие и тёплые воспоминания. Сейчас уже начал искать, что посмотреть, куда заселиться и вообще чекаво для следующей поездки — когда бы она ни случиться :)

Безусловно, есть еще много других интересных мест, но Алтай манит к себе еще и еще раз.

PS

1. Все фото сделаны на телефоны. Зеркалка осталась дома, о чем нисколько не жалеем, так как с двумя шилопопами и без нее было, что потаскать на руках и на шее:) Фотографировали без фанатизма, так как считаем, что чрезмерное увлечение увековечиванием момента на фотоаппарат зачастую портит впечатление от этого самого момента. Так что сначала наслаждались бытием, а уже затем увековечивали его. Кроме того, я не знаю такого человека, кто в экстремальный ситуации начинает фотать, как же он «попал», вместо того, чтобы сначала решить проблему. Поэтому про некоторые вещи рассказываю без фоток.

2. В данном отзыве я высказал свое собственное мнение, на объективность не претендую.

3. Координаты мест писать не стал, так как, во-первых, все они присутствуют в описаниях с сайтов, которые я приводил в начале своего повествования, во-вторых, координаты можно посмотреть на интерактивной карте, щелкнув правой кнопкой мыши РЯДОМ с интересующим местом, затем нажать «Что здесь?». Там же сразу можно посмотреть панорамы, если они есть.

4. Бюджет поездки считал, но озвучивать не буду. Можно было бы съездить и в два раза дешевле, и в пять раз дороже. Каждый выбирает себе отдых по потребностям / кошельку / куче других факторов. Даже если вы поедете точно по моему маршруту (что навряд ли), все равно и цены изменятся, и кушать вы будете в других местах, другие блюда и пр. Стоимость посещения достопримечательностей описал, стоимость проживания можно найти без проблем в интернете, остальное очень индивидуально. Одно могу сказать точно — по соотношению затраты / полученное от поездки удовольствие Алтай для меня сейчас на первом месте среди планеты всей :)

Всем добра и, надеюсь, до новых встреч :)