Машина оставлена в трёхстах метрах от старта, теперь своими ногами с соблюдением всех правил поведения. Курение рассматривается как особо тяжкое преступление в радиусе полукилометра, после пересечения КПП площадки № 1. Как мне сказали, здесь всё так пропитано кислородом, что полыхнёт, как здрасте. Не совсем понял, что это означает, но даже смотреть в сторону сигарет опасался.
Маршрут намечается следующий: Алма-Ата – Тараз – Чимкент – Кызыл-Орда. В Байконуре экскурсия по городу и космодрому и – Аральск. Дальше кусочек авантюры – через Саксаульское и Бозой на Бейнеу. Затем на Каспий: Актау и пару мест на побережье. Потом следую через Жанаозен в пустыню, смотреть чинки Мангистау. После этого от Бейнеу еду на Атырау, поворачиваю на Актюбинск – Кустанай – Кокчетав. Посмотрев Боровое, через столицу по двум автобанам достигаю Темиртау, перед которым ухожу налево, на Каркаралинск. Здесь у нас горы Кент, озеро «Бассейн». Снова кусочек авантюры – дорога на Аягуз, от которого еду через Талды-Курган домой, в южную столицу Казахстана.
«Всё-таки это Кыргызский «Полюс Холода» с самой низкой температурой на территории Кыргызстана!».
«В 2000 году был там на всех заставах. Волки солдата с лошадью съели между заставами».
«Так что, если зимой там встрянете — там и останетесь».
…На выходе из Ирана таможенник привязался к моей канистре — нельзя из страны вывозить бензин. Пришлось убеждать, что это штатное оборудование машины, ну вроде как второй бензобак, а баки можно было налить под пробку. Убедил. Из канистр, которые находили в багажниках, бензин заставляли выливать. Последний взгляд на территорию терминала, где на въезде, чуть в стороне от дороги, стояли два новеньких Nissan Pathfinder со смятыми крышами (уронили при доставке) — и в путь, в Туркмению...
Честно говоря, перевалов пройдено больше, но остальные, несмотря на приличную высоту, были какие-то невыразительные, анонимные, в виде крестика на карте. В первой же тройке шли, практически один за другим, почти как ступени лестницы в небо — Сарымойнок (3126 м), Барскаун (3754 м) и чуть дальше перевал Суек (4021 м).
Обещанного три года ждут… Так у меня и получилось. Вернувшись из первой поездки по горам Тянь-Шаня, решил приехать сюда при первой возможности, оформив пропуск в погранзону. Однако на следующий год была Монголия, ещё через год — Дальний Восток, а Киргизия всё откладывалась и откладывалась. В начале лета решил твёрдо — всё, хватит, надо ехать в горы. Оказалось, что получить разрешение на проезд в погранзону не так просто. Нет, любой человек (и даже не обязательно гражданин Киргизии) может получить такое разрешение самостоятельно, но для этого надо приехать, например, в Бишкек, подать документы, подождать 10 дней — и готово, забирай бумагу. Обратился в турфирмы — пропуск отдельно делать не хотят, только с пакетом услуг. В конце концов приемлемый вариант был найден и в самом начале августа разрешение получено.
Этот рассказ завершает серию очерков о моих автопутешествиях и состоит из двух частей. Первая — это поездка на озеро Кульсай (Кольсай) в феврале 2018 года. Залитый льдом участок горной дороги и прекрасная новая магистраль Алма-Ата — Хоргос как контрасты нашего маршрута. Вторая часть посвящена горному озеру вблизи Алма-Аты. Идущая туда дорога очень интересна, здесь показана её серпантинная часть. И ещё одно прекрасное место для отдыха — река Кенсу. Так что снова путешествуем вокруг Алма-Аты.
Китай близко. Всего 350 километров по дороге — и граница. Не случайно, что многие географические названия здесь связаны с этой страной, имеют китайские корни. Вот и Тянь-Шань, насчитывающий более трёх десятков вершин свыше шести километров во главе с пиком Победы (7439 метров), по-китайски «небесные горы». Чтобы частично подтвердить «мудрую» мысль, что умный в горы не пойдёт, я решил в эти горы поехать. Поехать в Тянь-Шань. Заняться, так сказать, автомобильным альпинизмом.
За пару лет до этой поездки прочитал в одной книжке: озеро Байкал обладает таинственной, мистической силой притяжения, и тот, кто хоть раз побывал на Байкале, будет стремиться попасть сюда вновь и вновь. Ну прочитал и прочитал, уже вроде и забыл про это, но прошёл лишь только один год после поездки на остров Ольхон, и меня снова потянуло на Байкал.
Не просто в дальнюю поездку — в 2010 году мы уже прокатились в Россию, в Уфу — а именно на Байкал, причём в самую его «дикую» сторону, на север. Очень сильно, до невозможного, захотелось посмотреть места, где льды плавают по озеру в начале июня, где проходит Байкало-Амурская магистраль и где в озеро впадает, а не вытекает из него, Ангара.
Наша жизнь автопутешественников началась с поездки в Россию. Это было в далёком 2001 году, и прошедшие девять лет пропали не даром. Были поездки к озёрам Байкал, Алаколь и Боровое, по городам Казахстана. Жизнь за это время стремительно менялась, и нам захотелось посмотреть новым взглядом на старые места — проехать от Алма-Аты до Уфы, повидаться с друзьями, посмотреть на отстроенную столицу Казахстана Астану. К тому же дочь наша, недавно получившая водительское удостоверение, прям таки рвётся в бой. Мы с женой не возражаем — значит, едем втроём.