С детства, сколько помню себя, всегда знал, что ближайшие к Алма-Ате крупные озёра — это Балхаш и Иссык-Куль, который в прошлом веке был поистине «всесоюзной здравницей». Однако было еще одно озеро, с такой же целебной, слабосолёной водой — Алаколь, «пёстрое озеро». Расположенное к северо-востоку от Алма-Аты на расстоянии примерно пятьсот километров по прямой, это озеро долгое время было закрытым районом.
Интерес к дальним автопутешествиям, результатом которого стала первая поездка в Россию в 2001 году, не угасал. Однако жизнь сложилась так, что вторая дальняя поездка состоялась спустя восемь лет и её целью стала восточная часть России — Сибирь и озеро Байкал.
О том, как мы дошли до жизни такой и решили стать автопутешественниками, сказано в первой главе. Следующая часть моего рассказа — наше первое дальнее путешествие. К сожалению, фотографий не будет, они не сохранились. Будут видеоролики, снятые на аналоговую камеру и оцифрованные, на которых видны дороги первого года нашего века. И карты, по которым мы ехали.
Опубликованные на drom.ru два отчёта об автопутешествиях в Монголию и на Дальний Восток получили, в целом, положительную оценку читателей и побудили меня написать небольшую серию заметок о поездках по дорогам России и Казахстана, Киргизии и Монголии. Но для начала хотелось бы объяснить, «как я дошёл до жизни такой», чем привлекли меня путешествия на автомобиле. Попытаюсь объяснить это в двух первых рассказах.
Поездка на Северный Байкал в 2011 году вдохновила меня на чтение всего, что связано с этой «малоцивилизованной» областью Евразии. Всё чаще в рассказах о Байкале стала появляться Монголия, её северная часть с озером Хубсугул, которое называлось «младшим братом Байкала». Похожее по форме, вытянутое с севера на юг, с чистой водой и прекрасной природой — это озеро постепенно стало превращаться из абстрактной мечты в конкретную цель. Но как это обычно бывает, достижение цели растянулось на годы.
В конце августа 2016 года я возвращался из поездки по Монголии. Пройдя границу в Кяхте, приближаюсь к Улан-Удэ и вижу указатель: Иркутск — налево, Чита — направо. Поехал, конечно, в Иркутск, в сторону дома, но мысль — а как там дальше, за Читой — появилась. За минувшую зиму эта мысль настолько окрепла, что подготовка к поездке перешла в фазу практических действий. Построен и просчитан маршрут, отмечены АЗС, технически подготовлена машина. Для максимального комфорта изготовлено спальное место — можно остановиться для полноценного сна где хочешь и когда хочешь. Стоит отметить, что это новшество не вызвало недовольства дорожной полиции.