Озёра: Кульсай и Большое Алма-Атинское. Эпилог

Озёра: Кульсай и Большое Алма-Атинское. Эпилог

10.08.2018 | 5144 просмотра

Этот рассказ завершает серию очерков о моих автопутешествиях и состоит из двух частей. Первая — это поездка на озеро Кульсай (Кольсай) в феврале 2018 года. Залитый льдом участок горной дороги и прекрасная новая магистраль Алма-Ата — Хоргос как контрасты нашего маршрута. Вторая часть посвящена горному озеру вблизи Алма-Аты. Идущая туда дорога очень интересна, здесь показана её серпантинная часть. И ещё одно прекрасное место для отдыха — река Кенсу. Так что снова путешествуем вокруг Алма-Аты.

Часть первая. Зимняя дорога на озеро Кульсай. 2018 год

Знакомство с этим озером состоялось у нас двадцать лет назад. В те годы популярность Кульсайских озёр была невелика, о них говорили мало и ещё меньше ездили сюда. Расстояние от Алма-Аты небольшое — около трёхсот километров, однако дорога в те времена была плохая и её состояние продолжало ухудшаться. Тем не менее, нам эти места нравились и приезжали сюда мы довольно часто. Посмотреть на Кульсайские озёра (выше второго озера мы не поднимались), посмотреть на озеро Каинды, на разлив реки Чилик около посёлка Саты и другие красивые уголки природы всегда было приятно. Но постепенно Кульсай отошёл на второй план, начались дальние поездки и последний раз мы были на этом озере десять лет назад. И тут вдруг захотелось посмотреть снова эти места, узнать — что изменилось на озере и по дороге к нему.

Выезжаем рано утром, в четыре часа. Маршрут поездки такой — к озеру едем по Кульджинскому тракту, а обратно проедем до Алма-Аты по новой дороге, от Чилика к Байсерке (Дмитриевка) и на Капчагайскую трассу. Едем на один день, просто прокатиться и посмотреть. Поехали специально пораньше, чтобы в любом случае вернуться засветло.

Дорога до Чилика изменилась мало. С каждым годом «Кульджинка» обживается всё больше и больше. Думаю, что постепенно весь участок дороги до Чилика превратится в один большой посёлок — интервалы между населёнными пунктами становятся меньше и меньше. Качество дороги различное, есть участки относительно свежего асфальта, есть похуже. В целом дорога неплохая, откровенных дыр в асфальте нет, да и сильно не разгонишься здесь. Если соблюдать все ограничения скорости (что мы и делали), то дорога до Чилика занимает два часа, а это сто километров расстояния. Попадались обледенелые кусочки асфальта, как напоминание о сильных морозах двухнедельной давности. Но сейчас потеплело, ранним утром 13 февраля термометр показывает минус 4 градуса.

За 7 километров до Чилика к Кульджинскому тракту слева походит новая дорога на Хоргос. Теперь едем по свежему бетонному покрытию. Четыре полосы, ограждения, разметка, знаки, указатели — присутствует всё. Ехать приятно, Чилик остаётся слева, машин мало, держим скорость около сотни и потихоньку понимаем, что едем не туда. Указатели на дороге поставлены были не все. Сразу за мостом через реку Чилик был поворот направо, дальше по Кульджинскому тракту, но указателя, что здесь дорога уходит на Кеген и Нарынкол, не было. И мы проскочили прямо километров пятнадцать. Остановились, посмотрели по карте, удивились сами себе — это надо же, под Чиликом заблудиться! И поехали назад. А что делать? Ехать на Кульсайские озёра через Чунджу мы были не готовы.

Полтора десятка километров в обратную сторону, несколько виражей по новым развязкам — и вот он, искомый поворот. Бетонное покрытие дороги исчезло, уступив место практически новому асфальту. По нему едем через посёлок Байсеит, ещё проезжаем километра три, и пошёл старый асфальт Кульджинки. Старый не значит плохой, но и сильно хорошим его тоже не назовёшь...

Дорога идёт через длинный посёлок Нура и затем, повернув направо, втягивается в ущелье. Термометр сначала показывает четыре градуса мороза, потом начинает холодать. Пока проехали по ущелью эти полтора десятка километров, температура упала за десять минут на двенадцать градусов и в посёлке Кокпек мы уже видим на термометре -16. Утро ясное, морозное, первые километры по Сюготинской долине принесли снижение температуры ещё на два градуса. Минус 18 градусов — это был минимум, который мы увидели. Падение температуры на 14 градусов за какие-то полчаса — это сильно. Но такая температура держалась не долго, уже в конце долины, перед перевалом через горы Торайгыр, потеплело градусов на пять.

На этом видеоролике участок дороги от Сюготинской долины через горы Торайгыр до поворота с Кульджинского тракта на Жаланаш.

Снега и льда на дороге нет, сухо, дорога не плохая, перевал проходим быстро, спускаемся к реке Чарын, поворачиваем направо, на Жаланаш. Здесь начинается дорога на озеро Кульсай, стоит первый километровый столб с отметкой «0».

Последний столб этого пути, с отметкой «89», будет стоять прямо перед озером. Первая приятная неожиданность — новый хороший асфальт. От поворота и до самого Жаланаша дорогу сделали отличную. Все 45 километров до посёлка — а это половина расстояния до озера — едем и наслаждаемся гладким асфальтом. Дорога практически вся сухая и чистая, да и вокруг снега лежит не много. За Жаланашем асфальт кончается, но это уже не та разбитая дорога, что была раньше.

Остатки старого покрытия убрали, дорогу отсыпали и подравняли, полным ходом идут работы по обустройству пути — укладываются трубы для пропуска ручьёв под дорогой. За пару километров до посёлка Саты появляется новый асфальт, но это только небольшой участок, вскоре после Сатов он заканчивается. Здесь развилка: прямо идёт дорога на озеро Кульсай, направо, через мост, дорога уходит вверх по реке Чилик.

Мы едем прямо и через пару километров упираемся в ворота национального парка. Пока оформляется въезд в парк, служительница объясняет, что к озеру мы, скорее всего, не проедем.

Из-за морозов ручей на подъёме залил дорогу льдом, проехать нельзя, о чём она нас предупреждает под роспись в журнале техники безопасности, куда заносятся наши данные. Так же нас официально предупредили, что если мы не проедем до озера и нам это не понравится, то оплату за въезд на территорию национального парка нам не вернут в любом случае. Камеры видеонаблюдения, которыми оборудован пункт пропуска, снимали эту официальную процедуру со всех сторон.

На этом ролике участок дороги от поворота с Кульджинского тракта до ворот национального парка.

Ободрённые таким напутствием мы поехали по территории национального парка. Проехали километра три вдоль реки, пересекли её по мосту, началась дорога по склону горы. На этой фотографии видно дорогу, идущую по склону (вверху справа).

Еще примерно километр подъёма и, перед одним из поворотов, на обочине стоит легковая машина. Машина пустая, рядом тоже никого нет. Ага, решили мы, это он дальше из-за льда не поехал. Только про лёд подумали, он появился тут же. Вся дорога, от края до края, залита толстым слоем гладкого льда. К тому же подъём и повороты…

На снимке отмечены границы ледового участка (между двумя метками). Координаты места даны внизу снимка.

Но это оказалось не так страшно, машина чуть вильнула на повороте, однако скорости не потеряла и, как-то сама собой, вывезла нас с этого катка. И хотя весь этот кусочек длился не более двухсот метров, мысль о том — а как же обратно — появилась в тот же момент.

Но об этом чуть позже, а пока, проехав ещё пару километров, мы увидели километровый столб с отметкой «89». Это был Кульсай.

Рубленные домики, стоявшие лет двадцать над озером, на левом берегу реки, исчезли. Лишь десяток каменных площадок напоминает о том, что это было. В этом месте остался только один из существовавших там домов. Кто в нём живёт — не знаю, наверное, Хранитель озера. Однако три рыбака, сидевшие на льду около лунок, закончив свою рыбалку ушли в этот дом.

 

Вместо рубленных домиков появились рубленные беседки. Сложилось такое впечатление, что это место приспосабливают под автобусные экскурсии из Алма-Аты. Дорогу заасфальтируют до озера, или почти до озера. Привезут группу туристов на несколько часов — и обратно. Нечего тут делать несколько дней, пограничная зона, однако. Кстати, конный наряд из трёх вооружённых до зубов служивых мы наблюдали перед въездом в национальный парк. Да, коттеджи, стоявшие на правом берегу озера, на приличном расстоянии от воды, сохранились. Правда, дорога туда достаточно сложная.

Немного погуляли около озера, посмотрели на скованный льдом Кульсай, на залитые утренним солнцем скалы. Приехали мы сюда, так сказать, на разведку — узнать дорогу и возможное место отдыха. Дорога стала просто прекрасной, но домики, в которых мы несколько раз останавливались, исчезли, к нашему большому сожалению.

Проехать через наледь вниз, сходу, без остановки, мы не решились. Подъехали поближе, оставили машину и пошли смотреть. Хорошо, что так сделали.

Сразу за поворотом стоял «лэндкрузер», не смог подняться. Пассажиры уже заканчивали посыпать лёд землёй с обочины. Ещё несколько минут и дорога свободна. По следам этой машины потихоньку спускаюсь вниз и оставляю неприятное место за спиной. Надо сказать, что такой лёд на этом участке дороги — очень редкое явление. Ездил на Кольсай зимой не раз и подобного никогда не видел. Да и от местных жителей не слышал о подобном. Всему виной сильные, можно сказать, аномальные морозы, которые недавно прокатились волной по всему Казахстану и достигли этих мест. К тому же снега было не много. Поэтому водосток, проходящий в этом месте под дорогой, замёрз намертво. Тонкий ручеёк, практически не заметный в нормальных условиях, стал разливаться во все стороны и получился «каток» с толщиной льда сантиметров в тридцать. 

 Конечно, как это всегда и бывает, стоило нам только решить этот «скользкий вопрос», как из-за поворота показался КАМАЗ, полный грунта. Дорожные службы приехали засыпать лёд. Смотреть на это мы не стали и поехали дальше, вниз, к привычному гравийному покрытию.

На обратном пути мы снова проехали от посёлка Кокпек вниз по ущелью через горы Сюгеты. По тому самому ущелью, где рано утром температура падала столь стремительно. Перепад высот между началом и концом ущелья составляет 300 метров, этим и объясняется быстрая смена температуры. Небольшое видео дороги по этому ущелью.

Теперь, до Чилика, старая знакомая дорога, а потом мы решили проехать по новому участку трассы Алма-Ата — Хоргос. Не доезжая до посёлка Лавар — развилка. Налево, по развязке, уходит старый Кульджинский тракт. Направо плавно идёт новая дорога.

Дорога очень хорошая, тут двух мнений быть не может. На обочинах снег, но само полотно чистое и, большей частью, сухое. В месте пересечения дорог сделаны развязки, в местах примыкания дорог — развороты. Машин мало, трасса проходит в стороне от посёлков и ездить на короткие расстояния, из одного посёлка в другой, неудобно. Ну и строилась она, собственно, не для этого. Задача трассы — сделать максимально быстрым и безопасным прохождение трёхсот сорока километров от Алма-Аты до китайской границы. Судя по пройденному нами участку (а проехали мы примерно половину всей магистрали), задача эта успешно решена.

На этом видеоролике мы едем от Чилика до Капчагайской трассы по новой дороге Алма-Ата — Хоргос.

Эта поездка заняла у нас двенадцать часов, проехали 615 километров «от дома до дома». Загоревшаяся на последних секундах путешествия жёлтая лампочка уровня топлива показала, что 80 литров бензина израсходовано. Топливный бак на автомобиле MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model вмещает 88 литров бензина, лампочка загорается при восьми литрах остатка. Так что средний расход получился 13 литров на сто километров пути. Оно и понятно — горные дороги с включённым полным приводом не способствуют экономии топлива.

Часть вторая. Река Кенсу и Большое Алма-Атинское озеро

Начав путешествовать на большие расстояния, мы не забывали о наших горах, стараясь вырваться на природу при первой возможности. Скоро таковая представилась и это было счастьем — июль 2010 года выдался сухим и очень жарким, температура в Алма-Ате к середине месяца поднялась к сорока градусам, и мы не выдержали — решили убежать из города на несколько дней. Давно хотелось посмотреть горы, вдоль которых идёт дорога между сёлами Кеген и Жаланаш.

Раннее утро, шесть часов, но в Алма-Ате уже очень тепло. Слегка вспотев, загрузили всё в машину и поехали по Кульджинскому тракту. Дорога привычная, ездили здесь не раз на Кольсайские озёра. В Кегене поворачиваем направо, вскоре асфальт заканчивается, пересекаем реку Каркара и продолжаем движение к Жаланашу.

Жара не отпускает, киргизские горы Терскей-Алатау в дымке, любуемся природой сквозь плотно закрытые стекла салона. Но кондиционеры нашего автомобиля, MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, успешно справляются с жарой, нам даже немного прохладно. Проезжаем примерно половину расстояния от Кегена до Жаланаша и поворачиваем на одну из дорожек, что ведут на юг, к восточному краю хребта Кунгей-Алатау. Вскоре показывается река Кенсу — цель нашей поездки.

Становится прохладнее, да и трава вокруг выглядит свежее и ярче. Река Кенсу — приток реки Кеген — широким ущельем спускается к востоку, навстречу нам. Дорога постепенно подходит к реке всё ближе и ближе, к появившемуся еловому лесу, и дальше, по правому берегу, идёт уже вплотную к реке. С южной стороны к реке подходят многочисленные мелкие ущелья, в одно из которых мы и сворачиваем. Проехав пару сотен метров вдоль ручья по едва заметное колее, останавливаемся и разбиваем лагерь.

Солнце в зените, но ветерок приносит от ручья приятную свежесть, так что в тени совсем и не жарко. Свежая зелень вокруг говорит о том, что дожди здесь, в отличие от Алма-Аты, в последнее время были. Погуляв вокруг, набираем грибов — вот уж не думали, что они будут.

Вот какая замечательная природа вокруг Алма-Ата — проехали всего три с половиной сотни километров и уже почти тайга. А ведь чтоб попасть в настоящую тайгу, нам пришлось бы проехать на север этих километров тысячи полторы. Конечно, эти горы не сплошь покрыты лесом — ель растёт, в основном, на северных склонах гор — там, где воды побольше, а солнца поменьше. Однако таких тенистых уголков здесь предостаточно. И тишина, только ручеёк журчит. Несколько дней в таком месте, вдали от города — это отличный отдых.

Ниже показан наш маршрут на карте. На пути домой мы не стали возвращаться в Кеген, а поехали через Жаланаш, вдоль гор. Дорога не самого лучшего качества, если ездить по ней постоянно, но для того, чтобы полюбоваться природой, вполне годится. В Жаланаше выходим на нашу старую знакомую дорогу к Кольсайским озёра и поворачиваем домой, к Алма-Ате.

Далее речь пойдёт о ближайшем к южной столице горном озере — Большом Алма-Атинском. Думаю, что стоит немного рассказать об этом популярном месте отдыха. От южной границы города до озера по прямой полтора десятка километров, по дороге — на пяток километров больше. Большое Алма-Атинское (Алматинское) ущелье начинается совсем недалеко от города, идёт с севера на юг, поперёк хребта Заилийский Алатау, заканчиваясь перевалом Озёрный, по которому проходит граница между Казахстаном и Киргизией. Высота перевала — 3500 метров над уровнем моря, абсолютная высота нижней части ущелья примерно 1200 метров. Таким образом дорога, шедшая до перевала, поднималась на высоту более двух километров. Но проехать по этой дороге не всегда возможно. Промышленное освоение этих мест было начато в сороковые годы прошлого века. По этому ущелью был построен каскад гидроэлектростанций, берущий начало от озера. Поскольку строить плотины было невозможно, питание ГЭС осуществляется по трубопроводу. Труба диаметром более двух метров была изначально деревянной и скреплялась обручами. Примерно лет через двадцать, её заменили на металлическую трубу такого же диаметра. Всего, за 15 лет, было построено 10 станций каскада, причём нумерация станций не совпадает с порядком введения их в эксплуатацию. Так, например, ГЭС-2 была построена последней уже в 1959 году. Водовод каскада имеет двойное назначение — вода, после прохождения всех станций, снабжает водопроводную сеть южной части города.

Вот тогда и была сделана эта дорога, до озера и выше него, к перевалу. Постепенно ущелье обживалось, в районе ГЭС-1 был создан дом отдыха «Коммунальник», достаточно большой посёлок возник около ГЭС-2. Западнее озера было создано несколько обсерваторий.

Хочу уточнить некоторые названия. Часто встречается выражение «Алмарасанское ущелье» или «ущелье Алма-Арасан». Такого ущелья нет и никогда не было. Есть река Большая Алма-Атинка (Алматинка), если идти по этой реке от Алма-Аты вверх по течению, то в районе ГЭС-2 в эту реку впадает река Проходная, выше по течению которой, примерно в трёх километрах, долгое время существовал курорт «Алма-Арасан», ныне закрытый. Возможно отсюда и было взято название «ущелье Алма-Арасан». Сама же река Большая Алма-Атинка начинается (вытекает) из Большого Алма-Атинского озера. Выше озера эта река называется Озёрной и течёт она вниз с одноимённого перевала.

Что касается дороги выше озера, по течению реки Озёрной, то проехать туда сейчас вряд ли возможно — пограничная зона. Да и само состояние дороги под большим вопросом. Последний раз проезжали там в 2001 году, тогда ещё пограничников в этом направлении не было. В настоящее время подъезд к озеро запрещён — стратегический объект, да и пешеходные прогулки там не приветствуются.

Предлагаемый видеоролик показывает дорогу, которая идёт от ГЭС-1 к озеру и далее к бывшей обсерватории ГАИШ. На этом месте мы развернулись обратно. Стоит сказать, что асфальт на этом участке дороги сделан недавно, за год-два до поездки. Раньше асфальт доходил только до ГЭС-1.

На этом снимке, сделанном в сентябре 2012 года, видно места впадения в озеро реки Озёрной. Слева, по берегу, идёт дорога к перевалу, поездки по которой описаны в рассказе «Как я дошёл до жизни такой... Взгляд в 1997 год.»

В конце рассказа несколько слов о самом озере. Большое Алма-Атинское озеро находится на высоте 2500 метров. Другие названия — Алматинское озеро, БАО. Длина озера с севера на юг примерно полтора километра, его ширина не более одного километра. Поскольку озеро активно используется для питания каскада ГЭС, то уровень воды меняется очень сильно. В летнее время, в период активного таяния ледников, уровень значительно повышается, аккумулируя воду для работы гидростанция в зимний период. Приведённая выше фотография сделана осенью и отражает практически максимальное заполнение озера. В течение зимы уровень воды снижается и такие колебания могут превышать 15 метров. По этой причине невозможно определить точную глубину озера, приблизительно это составляет 30-40 метров. Зимой озеро полностью покрыто достаточно толстым льдом. Рыба в озере отсутствует. Для купания практически не пригодно из-за низкой температуры воды.

Фото из семейного архива. Большое Алма-Атинское озеро восемьдесят лет назад.

Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий: roadstravel.ru.

На этом завершается серия рассказов о путешествиях разных лет — от поездок вокруг родного города до путешествия к берегам Тихого Океана. Но сами путешествия не заканчиваются, и новый рассказ будет представлен на суд читателя сразу после окончания готовящейся поездки. Всем удачи!


Drom.ru

Комментарии

 
Красноярск
Сообщений: 154
мне нравятся Ваши рассказы! особенно о путешествиях вокруг Алма-Аты. в очередной раз решил, что если буду еще в ваших краях, то обязательно задержусь дня на три! буду использовать прочитанное как хороший путеводитель! спасибо
6
1
Ответить
 
Екатеринбург
Сообщений: 4213
Транскрипция нацпарка «Клсай клдері» слегка отличается от вашей. Непривычно ) Кстати, это беда многих интересных точек в Казахстане. Сложно искать их на онлайн-картах, когда встречается несколько написаний. Дорога на Жаланаш действительно очаровательна. Да и сами Кольсайские озера классные.
Панорамка https://www.dermandar.com/p/cVosrC
А на Каинды вы зимой ездили, как там дорога в это время года?
Swift II седан 97 G13
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
2
 
Ответить
 
Екатеринбург
Сообщений: 4213
Хех, обратная "е" в слове "Кольсай" на дроме не прописывается ))
Большое Алмаатинское озеро, серпантин и напорная труба.
Swift II седан 97 G13
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
2
 
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 4367
"Задача трассы — сделать максимально быстрым и безопасным прохождение трёхсот сорока километров от Алма-Аты до китайской границы."
В Киргизии тоже сделали отличные дороги от китайской границы к столице - Бишкеку.
Что китайские вояки при необходимости не испытывали затруднений с прохождением колонн.
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018
3
3
Ответить
   
Екатеринбург
Сообщений: 19
В этом году воды в БАО не очень много было!
1
 
Ответить
  
автор
Алма-Ата
Сообщений: 258
ringo21
мне нравятся Ваши рассказы! особенно о путешествиях вокруг Алма-Аты. в очередной раз решил, что если буду еще в ваших краях, то обязательно задержусь дня на три! буду использовать прочитанное как хороший путеводитель! спасибо
Спасибо! Приезжайте, у нас есть, что посмотреть. Природа красивая и очень разная, да и город ничего так.)
Мой блог автопутешествий http://roadstravel.ru/
4
 
Ответить
  
автор
Алма-Ата
Сообщений: 258
Scout66
Транскрипция нацпарка «Клсай клдері» слегка отличается от вашей. Непривычно ) Кстати, это беда многих интересных точек в Казахстане. Сложно искать их на онлайн-картах, когда встречается несколько написаний....
Нет, Каинды только летом получалось посетить. Не знаю, можно ли проехать прямо к озеро зимой.
Мой блог автопутешествий http://roadstravel.ru/
2
 
Ответить
  
автор
Алма-Ата
Сообщений: 258
iluha.v
В этом году воды в БАО не очень много было!
Ну так вы в какое время были? Летом наполнение озера и идёт, заканчивается осенью, когда снег и лёд перестаёт таять. А весной самый низкий уровень воды.
Мой блог автопутешествий http://roadstravel.ru/
3
 
Ответить
   
Екатеринбург
Сообщений: 19
OWNER.
Ну так вы в какое время были? Летом наполнение озера и идёт, заканчивается осенью, когда снег и лёд перестаёт таять. А весной самый низкий уровень воды.
Понятно. Ну мы были в Июле. Не знал как оно наполняется. Первый раз были.
2
 
Ответить
   
Заринск,Алт край
Сообщений: 29429
красиво
Автомобили как люди, кто-то с именем, а кто-то с родословной
3
 
Ответить
11095099
Красивые места. Хороший отчёт, полезная информация при планировании путешествия. Спасибо.
1
 
Ответить
11095099
Красивые места. Хороший отчёт. Много нужной информации для планирования путешествия. Спасибо автору за труд.
2
 
Ответить
   
Москва
Сообщений: 858
С каждым годом «Кульджинка» обживается всё больше и больше. Думаю, что постепенно весь участок дороги до Чилика превратится в один большой посёлок — интервалы между населёнными пунктами становятся меньше и меньше.
Грамотное наблюдение. В России то же самое.
Раньше ведь как было - дороги соединяли населенные пункты, вся жизнь вокруг них.
Наступил 20-й век, автомобилизация, вркруг населенных пунктов начали делать объездные дороги. Теперь магистральные маршруты представляют из себя сплошные объездные "змейкой".

Предприимчивые местные жители тут же разворачивают вокруг них придорожный сервис и прочую торговлю - магистральная трасса снова превращается в дорогу к рынку.

МКАД в Москве - строили десяток лет, чтобы было удобно ехать транзитом, в результате его так же превратили в дорогу к базарам и моллам. А позже вокруг МКАД как грибы начали расти жилые комплексы и районы, к каждому из которых нужен съезд. Опять пробки.
Сейчас строят Малое Кольцо. Уверен будет то же самое.
Карта состояния дорог КЗ 2013-2017 http://forums.drom.ru/kz/t1152029723-p139.html#post1191969902
1
 
Ответить
Maks
Уфа
Красиво! Автор молодец!
1
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 22976
Интересные места, но зимой сложно по горам двигаться.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие