«Вы там осторожнее, держитесь подальше от берега, когда будете залив объезжать – мы одну машину посадили в солончак, пришлось трос цеплять и второй машиной тянуть. Вам на одной машине плохо придётся – копать бесполезно.»
Вот такое напутствие мы получили от коллег - автопутешественников, когда уточняли дорогу по северному берегу озера Балхаш. Ну а теперь с самого начала и по порядку.
Началось лето, начался сезон отпусков, автотуристы поехали в путешествия и кто-то, возможно, поедет в Казахстан. Основная масса автотуристов едет в нашу страну из России и многие с возмущением пишут о некоторой предвзятости дорожной полиции Казахстана (Жол Патрульдік Полициясы) к иностранным водителям. Оставим пока вопрос предвзятости (казахстанские водители тоже многое могут сказать про свою дорожную полицию) и рассмотрим несколько пунктов ПДД, за нарушения которых останавливают достаточно часто. Возможно, что их редакция и практика применения отличаются от других стран.
Пандемия, коронавирус, карантин, самоизоляция… Сидим дома. Без крайней необходимости выходить нельзя, а просто так сидеть тоскливо. Предлагаю следующее: взять за основу мысль, что всё это когда-нибудь закончится, и начать думать о будущих автопутешествиях, уже сейчас намечать маршруты и строить планы. Хочу поделиться с вами некоторыми интересными местами, которые находятся в горах Казахстана и Киргизии.
...Сейчас я даже и не знаю, когда появилась эта дерзкая мысль – проехать из Казахстана через Среднюю Азию, Иран и Ирак, Кувейт и Саудовскую Аравию в Объединённые Арабские Эмираты. Она смутно была со мной в 1997 году, во время перегона первой машины из ОАЭ в Алма-Ату… Она слегка мерцала в сознании в 2004 году, пока я жил в Эмиратах… Она стала почти навязчивой в самом начале 2020 года, когда я задумался – куда бы поехать в новом сезоне?
Пройти к озеру по короткой дороге через дом отдыха мне не разрешили – частная собственность, однако. Следуя невнятным указаниям охранника и неопределённому жесту его руки, я пошёл в обход и немного заблудился. Помог навигатор – на последнем вздохе батарейки он вывел меня к озеру кружным путем…
...Огромная территория Казахстана постепенно сжимается на юго-востоке с двух сторон. Линии границ с Китаем и Киргизией подходят всё ближе друг к другу, всё тоньше полоска казахстанской земли, всё выше горы. Здесь, на Тянь-Шане, на стыке трёх границ находится пик Хан-Тенгри, «Повелитель Неба».
...сообщество джиперов, несмотря на разнородность участников, имеет свои негласные правила и некоторый «табель о рангах». Само наличие полноприводной машины ещё ничего не значит – важно где и как ты ездишь. Можно всю жизнь кататься на внедорожнике и, без прохождения классических маршрутов, остаться «чайником» с точки зрения этого сообщества.
Такое громкое название рассказа навеяно информацией сайтов некоторых туристических компаний. Они, завлекая клиентов на экскурсию, называют Чарынский каньон «младшим братом Гранд Каньона». Ну, не можем мы без «Старшего Брата»…
Моё знакомство с этими местами состоялась так давно, что и говорить неудобно. Полвека назад не было национальных парков и громких названий, гламурных видеороликов и… Чуть было не сказал, что не было Чарынского каньона. Каньон был, но к нему относились спокойно, интересовались этим немногие, ездили сюда единицы.
...Здесь я завяз в солончаке, здесь я встретил только одну машину за триста километров пути. Забегая вперёд скажу – когда на берегу Каспия, в Голубой бухте, разговорился с коллегой-автопутешественником из России, поведав ему о своём маршруте, то в ответ услышал недоверчивое – «Да ладно!».
Машина оставлена в трёхстах метрах от старта, теперь своими ногами с соблюдением всех правил поведения. Курение рассматривается как особо тяжкое преступление в радиусе полукилометра, после пересечения КПП площадки № 1. Как мне сказали, здесь всё так пропитано кислородом, что полыхнёт, как здрасте. Не совсем понял, что это означает, но даже смотреть в сторону сигарет опасался.