Посмотрев на заголовок рассказа, среднестатистический форумчанин Дрома скажет: Ну и зачем это читать, кому это нужно? Ведь кругом короновирус, границы закрыты, на машине из России в Казахстан просто так не проедешь. И будет прав! Возможно... Но в каждом из нас живёт надежда на лучшее - а вдруг откроют, а вдруг поеду. А здесь, в рассказе, всё так подробно написано - куда и сколько ехать, где и почём отдыхать. И потянется рука к мышке, и нажмёт палец кнопку левую, и откроется повествование о водах Казахстана - пресных и солёных...
Таинственно-пустынный Жаланашколь и «Дружба» на китайской границе. Чёртов мост на реке Ыргайты и суровые Джунгарские ворота. Где можно остановиться для отдыха в кемпинге и «дикарём» на берегу озера Жаланашколь? Как проехать к этим интересным местам, где пересечь горы Джунгарского Алатау? Почему вдоль границы была «линия фронта» и кто воевал рядом с берегом озера Жаланашколь?
«Дружба» на китайской границе и суровые Джунгарские ворота. Популярный Алаколь и таинственно-пустынный Жаланашколь — озёра Восточного Казахстана. Как проехать к этим интересным местам, где пересечь горы Джунгарского Алатау? Когда же, наконец, построят дорогу от Алма-Аты до Усть-Каменогорска и стоит ли ехать отдыхать на Алаколь? А может Иссык-Куль лучше?
Из Казахстана в Киргизию, из Алма-Аты на Иссык-Куль во время пандемии. Дорога к восточной части озера - есть ли она. Как пройти границу в карантин - документы и сроки. По пустынному северному берегу озера и в горы, через лавины и болота. Как работают пограничники и что вытворяет дорожная полиция под покровом ночи.
Южная столица Казахстана, если что, защищена надёжно. С юга спину города прикрывают высокие горы, а все попытки подойти к Алма-Ате с запада и севера закончатся тем, что военная техника врага умрёт на дальних подступах к городу. Нам даже не надо будет ввязываться в боевые действия, за нас всё сделают ДОРОГИ. Точнее — их отсутствие…
Почти в самом центре Евразии, на юге Казахстана, вырвавшись из гор Тянь-Шаня, течёт река Или — самая большая река Семиречья. Начавшись в Китае от слияния рек Текес и Кунгес, пробежав отмеренные ей природой полторы тысячи километров, она отдаёт свои воды озеру Балхаш. Больше половины своего пути река проходит в Казахстане и здесь, немного ниже плотины Капчагайской ГЭС, недалеко от берега реки, был воздвигнут Город Кочевников.
Живёт ли ива 1000 лет?
Почему же молчал бархан?
Кто угрожает природе Казахстана?
Из какого родника пил российский шпион?
Какого размера была кастрюля у Чингисхана?
Где и когда выпускался «Запорожец» кабриолет?
Действительно, контрастов было немало. Выжженная солнцем пустыня Киин-Кириш с «марсианскими» пейзажами и, совсем рядом, широченная гладь озера Зайсан с отмелями мыса Шекельмес. Фешенебельный санаторий на берегу Рахмановского озера и забытая богом Урунхайка на Маркаколе — самом большом озере Алтая. В одном месте я беспрепятственно проехал в двадцати метрах от китайской границы, а в другом, в нескольких десятках километров от границы, был вынужден предъявлять удостоверение личности для въезда в погранзону. Столетняя Австрийская дорога, прекрасный асфальт между посёлками и разбитые в хлам дороги республиканского значения. Только на танках там и ездить…
Per aspera ad astra. Казалось бы, откуда древние римляне знали о перевале Капальский извоз и водопаде Бурхан-Булак, но ведь придумали фразу, в точности выражающую суть путешествия по самым интересным местам Джунгарского Алатау. А если мы добавим к этому списку озеро Бублик, оно же Копейка, оно же Опера (иногда называемое так за сходство с логотипом), то получим увлекательный маршрут, на котором есть что посмотреть, а главное — почувствовать!
...Накануне вечером, проверяя маршрут предстоящего дня, я пробежал глазами заметки путешественников – тех, кто уже «сделал это», проехал через перевал. Особенно впечатлили сайты туристических компаний, зазывающих в поездку по этим местам: «очень сложная и опасная дорога», «только на специально подготовленных джипах», «для тех, кто уже объездил весь Казахстан и жаждет острых ощущений». Меня сфотографировали как раз в тот момент, когда я читал всё это с выпученными от страха глазами.