|
«Путешествия потеряли бы половину своей прелести,
если бы о них нельзя было бы рассказывать».
Н.М. Пржевальский
Предисловие
У героя одного известного фильма была замечательная традиция. Каждый год 31 декабря он с друзьями ходил в баню. У нашей семьи тоже есть своего рода маленькая традиция, один раз в год мы пакуем наш нехитрый скарб в наш видавший виды Nissan Note и отправляемся на нем в путешествие. В 2019 г. мы впервые семьей поехали в Грузию, в 2021 г. в Крым. Потом в 2022 году мы прокатились маленько по Турции, а в 2023 году съездили в Армению. Отчеты за 2019 и 2021 год опубликовывал здесь же на сайте. К сожалению, отчеты за 2022 и 2023 года не готовы до конца, и я сразу перепрыгиваю в 2024 год. Я попытаюсь не забыть передать информацию, которую сам собирал, и ответить на вопросы, которые волновали меня до поездки.
Идея
Идея проехаться по Памирскому тракту появилась в моей голове ровно тогда, когда свой отчет на Дроме опубликовал Алексей Конев из Томска, который проехал Памирский тракт на Ларгусе в 2017 году. Вот с того самого момента все и началось…
Я много раз перечитывал его отчет, читал другие отчеты, возвращался снова к его отчету, снова читал и читал… Читал и на зубах скрипели эти сложно выговариваемые слова, такие как: Искандердарья, Сырдарья, Тавильдара Калай-Хумб, Обихумбоу и вот это вот все. Читал, смотрел фото, и булки непроизвольно сжимались каждый раз!
От идеи до реализации
Нужно признать, что эта поездка возможно бы не состоялась, если бы моя супруга в школе географию не прогуливала. Поэтому, когда за очередным ужином мною была закинута идея в отпуске сгонять не только к Черному морю, но еще и к Аральскому, ну и между делом домой через Памирский тракт вернуться, чтоб два раза по одной и той же дороге машину не гонять, она сделала максимально задумчивый вид и убедительно кивнула! И я снова сжал булки! Я рассчитывал, что она начнет меня отговаривать, а она-то ни сном, ни духом...
Друзья, когда прослушали мою дорожную карту, рекомендовали сменить авто. На что-нибудь поприличней, чтобы потом пешком домой не идти! (Олег, привет!) Конечно, сейчас только пальцем щелкну, делов-то на копейку! Нет, вариант с заменой машины не катит. Местные же как-то там ездить должны, значит и мы проедем, что я не джигит, что ли!
Тут еще нюанс правда один был, планировал я движок перебрать в зиму, поэтому немного жим-жим было. А что, если движок подведет после переборки?!
Все-таки в зиму перебрал двигатель с расточкой и шлифовкой, за 8 месяцев усиленно накатал 13000 км после ремонта и окончательно решил, что поездке быть! Голова гудела от волнения, время шло, глаза боялись, но руки готовились к поездке!
В этот раз задача ставилась, конечно, ювелирная, и я, честно говоря, переживал, а выдержит ли Боливар двоих….
Перед самой поездкой произвел ТО ходовой, тормозной системы. Я своевременно обслуживаю автомобиль, поэтому тут просто все просмотрел, протянул, чтобы меньше казусов возникло в дороге. Специально для езды по дорогам Казахстана и Таджикистана сделал диагностическую карту, купил наклейку RUS.
В дорогу был сложен ЗИП: шаровые, наконечники, ступичные подшипники зад/перед, ШРУС внутренний и наружный, пыльники, вертикальные сайлентблоки рычага, ну и по мелочи: лампочки, провода всякие, ремни, сальники коленвала, свечи, помпа, катушка, бензонасос, реле зарядки, колодки передние, 3 воздушных фильтра, масло на 2 замены, фильтры масляные и прочие жидкости на долив. А еще синяя изолента, стяжки и проволока, ну это уже на случай, если совсем труба будет.
Настоятельно рекомендую учитывать этот момент при подготовке к поездке и изучать наличие аналогичных авто в тех странах, куда вы едете, потому что с наличием запчастей могут быть большие проблемы. В моем случае с аналогичными авто была проблема, поэтому рассчитывать нужно в основном на себя и на своего верного коня, ну и немного на удачу тоже.
Минимальный набор запчастей в дорогу я с собой беру всегда, чтобы не бегать, как баран по горам, в поисках запчастей там, где их нет и не может быть. Поэтому докупать особо ничего не пришлось, все лежало уже в коробке и ждало своего часа. Прикупил еще пару бутылей октан корректора, антирадар, датчики давления шин с одного известного сайта за 1700 руб., пневмобаллоны в пружины, чтобы проседание пружин компенсировать, поднял клиренс на 2 сантиметра проставками, чтобы добиться честных 16 сантиметров под защитой. Ну и световую балку на случай возможной езды ночью в горной местности.
Ну, тут сейчас прям душно будет!))) В дорогу еще взял запасной комплект регистрационных знаков, на случай если от тряски потеряются! На пол багажника кинул еще четыре доски по 1 метру, мало ли брод какой переезжать придется, или канаву!
Чем больше супруга узнавала от меня подробностей о подготовке к поездке, тем чаще ее стали терзать смутные сомнения, и она начала догадываться, что я ее втягиваю в какую-то мутную авантюру!
Так же решено везти с собой 2 запасных колеса на дисках и камеру. Поэтому был куплен новый комплект максимально злой резины, которую смог найти в размерности 185/65 R15, CENTARA VANTI TAXI и обул ее на новые штампованные диски, а ездовые колеса на литых дисках примастырил вместо заднего сидения.
Над всем эти делом соорудил каркас и изготовил спальное место длиной 198 см, при сложенном переднем сидении. Спальное место готовилось на экстренный случай, но по итогу в машине мы ночевали большую часть времени. Уж очень уютно было в нашей берлоге! Внутрь спрятали наш нехитрый скарб, канистру 20 литров под бензин и 10-литровую канистру с водой, стулья и всякую нужную требуху! Расположил все это так, чтобы пограничникам был доступ к содержимому.
Супруга как профессиональный медик уделила «особое внимание» аптечке, пролистала списки запрещённых препаратов в тех или иных странах. Ведь то, что разрешено у нас, может быть запрещено в соседнем государстве. Для борьбы с горняшкой купила 2 пачки гипоксена. Забегая вперед, скажу, что пограничники несколько раз уделяли внимание нашей аптечке. Так же разобралась с курсами валют, расписала в штурманской тетради все обменные комбинации. Сделала копии документов, продублировал все это в электронном виде. Выучила приветственные фразы разных народов и другие важные слова! Подготовилась основательно, нас не раз это выручало.
Я, в свою очередь, еще скачал в интернете актуальные штрафы за нарушение ПДД в странах, через которые проходил маршрут, сделал сводные таблицы, вписал различные памятки о скидках на оплату, нештрафуемый порог и т.д. Так же записал различные телефоны доверия и адреса посольств. Проработал различные КПП на границах, время работы, отношение к досмотру и прочие нюансы. Составил маршрутную карту, как обычно, с пометками, датами и расстояниями. Загрузил офлайн карты в приложении Maps.me, забил туда основные точки. Хотя, пока готовился и читал, настолько многое въелось в память, что многие расстояния между точками я помнил уже на память! Распечатал все это в формате А4 и положил под руку.
Вроде бы и все, в общих чертах как-то так!
Перед тем как попасть на Памир, решили по плану сперва съездить повидаться к бабушке в Анапский район, а на обратном пути уже через Памирский тракт домой вернуться. Живем мы в Сибири, на море хочется!
Поэтому маршрут +/— планируется таким:
Чуть не забыл вновь представить наш гвардейский экипаж: Руслан (неунывающий и мужественный командор), Анна (изобретательный и находчивый второй пилот Дринкинс), и все тот же верный Nissan Note 1.4 МТ.
Дочь в этот раз с нами не поехала — будет грызть гранит науки, пока мамка с папкой поедут камнями любоваться! Да и место в машине все равно дровами занято!
Поехали!
Поездку разделю на несколько этапов, так как по большому счету на первом участке пути ничего особенного не происходило. Мы просто ехали по знакомому маршруту до Анапы, посещая по пути новые и не очень места.
1-15 сентября.
1 сентября не спеша собрались, выслушали слова напутствия от сестры и поехали навстречу приключениям!
На утренней планерке за чашкой ароматного чая было принято коллегиально двигаться не спеша, останавливаясь на сбор грибов и ягод.
Несмотря на достаточно скромный темп удалось проехать 810 километров к 19:00. Переночевать решили пробно в машине, зря я что ли старался, доски пилил и строгал.
Ночь прошла замечательно, вполне комфортно поспали, слегка замерзли только, но носки и теплые вещи сделали нашу жизнь слаще. В целом спальным местом довольны полностью.
Утро началось для нас с бодрого старта в 6:30. Из достопримечательностей на пути только старая церковь в селе Локти. Пока гуляли по окрестностям, погода резко переменилась, небо затянуло тучами, полил сильный дождь, и мы решили никуда не ехать и остались на ночь тут же.
Храм Вознесения Господня 1839 года постройки. Официально закрыт в 1941 г. В нем были устроены мастерская и гараж машинно-тракторной мастерской. На данный момент храм не заброшен, основные помещения закрыты, но ведутся ремонтные работы силами энтузиастов.
На следующий день снова заехали посмотреть на старую церковь. В селе Сладкокарасинское (Курганская область), находится Спасская церковь. Построена в 1828 году.
Посещение нами церквей связано прежде всего с интересом к заброшенным строениям. А церкви притягивают прежде всего своей архитектурой и историей!
4 сентября перевалили через Уральский хребет, заехали к родственникам в деревню Артемьевка в Оренбургской области, покопали картофель.
За проявленное мужество при копке картофеля в благодарность нас снабдили провиантом. Напекли пирогов в дорогу с ливером, выписали грамоту и отправили восвояси. Сказали, будут ждать в следующем году на посадку.
В этот раз решили проехать через Самару и Пугачев. Дорога, к сожалению, все такая же плохая, поэтому тем, кто едет к морю, лучше ехать все-таки через Сызрань.
В селе Дергачи (Самарская область) стоит храм Михаила Архангела. Был построен в 1906, в 1920 году закрыт. Частично сохранилась роспись.
В Саратовской и Волгоградской области сохранилось достаточно богатое наследие поволжских немцев, несмотря на почти разрушенное состояние, они определенно стоят внимания, чтобы ознакомиться с немецкой архитектурой.
В селе Подстепное (бывшая немецкая колония Розенгейм) находится лютеранская кирха. Колокольню снесли в советское время, а помещение приспособили под клуб. Поэтому интерьер сохранился относительно неплохо.
Недалеко от села Подстепное, находится село Старицкое (бывшая колония Рейнвальд).
Церковь 1913 года постройки. В 1933 закрыли, колокольню снесли, здание приспособили под сельский дом культуры. Здание действующее, но постепенно ветшает.
Село Липовка (бывшая немецкая колония Шефер). Церковь 1906 года постройки.
На колокольне сохранился колокол, как только его не сняли, ума не приложу. Церковь закрыли в 1935, с тех пор и висит.
Село Раскатово (бывшая немецкая колония Роледер). Церковь 1875 года постройки.
В селе Зоркино и в г. Маркс находятся действующие немецкие кирхи! Мы, к сожалению, как-то пропустили их, поэтому придется вернуться в следующий раз.
По ту сторону реки Волги тоже сохранились немецкие кирхи, которые постепенно разрушаются. Села Усть— Золиха, Каменка, находятся совсем недалеко от трассы, между Саратовом и Камышиным. Очень рекомендую разбавить необычной архитектурой свой маршрут.
Смотришь на это все и думаешь, вот раньше судьбы людей ломало, словно в жерновах мельниц. Это мы сейчас в шоколаде живем, как ни крути.
После посещения немецких церквей решили попытать удачу и попасть в музей Дальней авиации на авиабазе в Энгельсе. Но, так как музей находится на территории военного аэродрома, в силу определенных обстоятельств нас, само собой, не пустили. На КПП сказали приезжать через пару лет, если повезет. Но ладно, оставим на потом. Отъезжая от Энгельса, увидели, как в воздух поднялись парочка ТУ-95…
В 30 километрах от Энгельса место приземления первого космонавта Ю.А. Гагарина. В 2021 году парк реконструировали, сделав его более интересным. Обязательно рекомендуем к посещению!
Если продолжать дальше двигаться по шоссе Р226, то нужно будет воспользоваться паромной переправой, или делать крюк в пару сотен километров. Мы приняли решение переехать на другой берег Волги и продолжить движение по привычному маршруту, через г. Камышин.
В течение нескольких дней мы доехали до бабушки в поселок Джигинка, и следующие 5 дней провели наслаждаясь морем, разбавляя все это дело садово-огородными работами!
Как бы ни было хорошо и приятно, но, увы, время нас зовет! И после недолгих прощаний 13 сентября мы берем курс домой и едем в сторону Казахстана.
По дороге ограничились беглой прогулкой по Элисте и Астрахани.
15-17 сентября Казахстан.
15 сентября в 7:00 мы уже стояли в очереди на МАПП «Караузек». Пока стояли в очереди, при помощи мобильного интернета оформили онлайн страховку на авто, на сайте Kazpolis.ru, цена — 4000 руб., на 30 дней. Так же оформили туристическую страховку жизни и здоровья на сайте Cherepaha.ru — 2350 руб., на 20 дней за 2 человек.
Итак, заехали на КПП, пассажир проходит вместе с водителем. Доблестные отечественные пограничники достаточно усердно осмотрели автомобиль, видя мое не очень счастливое лицо, подбодрили фразой в духе: «Да это мы маленько еще, вот казахи вам устроят там сейчас». Да уж спасибо, утешили…
На казахстанском КПП нас разделили, пассажир проходит пешком. Казахи, кстати, ничего там не устроили, провели беглый досмотр и отправили восвояси. Нам повезло, очередей не было, и за 2 часа мы прошли 2 границы! Деньги обменяли там же, курс нормальный.
Ну что, Казахстан, алга!
Казахстан встречает голой степью, домами из глины и соломы, большим количеством лошадей, коров и смешными верблюдами, пасущимися вдоль дорог!
В первом же населенном пункте решили изучить местный продовольственный магазин. Хозяин магазина узнал, что мы впервые в Казахстане, расспросил про наш маршрут и торжественно принес из дома горячую лепешку, а вместо соли дал сладкую конфету! Поболтали немного в магазине, пожелали друг другу всяких приятностей и отправились дальше в неизведанное.
Не доезжая Атырау застучала передняя подвеска. Вот те раз… Это мы еще до Узбекистана не доехали даже. Обидно, конечно, но делать нечего тянем до Атырау, там заезжаем в первый попавшийся сервис, машину на подъёмник. Механик отправляет за стойками стабилизатора, иду в соседний магазин. Там сидит холеный продавец, находит мне стойки и закручивает мне за них совсем негуманный ценник, видя, что меня терзают смутные сомнения, начинает прикрываться всевышним.
— Такие CTR стойки у нас 2500 рублей пара рублей стоят, а ты мне их тут за 3000 за одну предлагаешь!
— Аллахом клянусь, такая цена, дорого, брат, а что делать. Это у вас в России там все дешево, а тут дорого, брат… Я вообще честный человек, в бога верую, если я обману тебя, мне потом все вернется. Аллах все видит, брат…
В тот момент, когда я, уже проклиная всего и вся, собрался отдавать 6000 руб. за стойки, в магазин заходит довольный механик и говорит, что все окей! Просто ослабли гайки, он затянул, и я могу ехать дальше!
Продавец магазина сразу же заголосил на механика, упрекая его в том, что так дела не делаются и он плохой слесарь… Ну а дальше там уже на своем языке, но суть дела я уже уловил. Всевышний, надеюсь, тоже…)))
Механику заплатил за работу сколько он сказал, и мы довольные отправились дальше!
До Атырау с заправками дела не очень обстоят, поэтому заезжать в Казахстан лучше с полным баком. Я вообще всегда заезжаю в другие страны с полным баком и с запасом продуктов и питьевой водой, это добавляет уверенности.
Дальше с заправками проблем нет, бензин хороший и ощутимо дешевле нашего. Цена 95 в Казахстане колебалась от 46 до 53 рублей за литр, в переводе на отечественную валюту. На 95 ездят немногие, в основном на 92, позже мы тоже перешли на 92 по 40 рублей за литр. От границы и до самого Бейнеу дорога разбита, но ремонтируется, постоянные ограничения скорости на участках.
В потоке часто попадаются патрульные машины с большими «люстрами» на крыше, которые работают на фиксацию превышения скорости. Патрульный автомобиль считывает вашу скорость сходу, потом в центре обрабатывается запись с камер фиксации, нарушителям с Казахстанской пропиской отправляется письмо счастья на дом, а иностранцев объявляют в розыск. Сотрудники ДПС останавливают автомобиль и выписывают штраф при личной встрече, после чего розыск снимается. Дальше процедура привычна: оплата в течение 7 дней — скидка 50 %, после двух недель оплата по полной цене, если затягиваешь с оплатой — штрафстоянка и ек! Где-то читал, что на этом играют нечистые на руку инспектора дорожного движения. Суть развода в том, что людей запугивают штрафстоянкой и задержанием, опираясь на то, что раз камера зафиксировала нарушение давно, то срок оплаты уже прошел! Значит, вам светит штрафстоянка. Но правда в том, что пока сотрудники ГАИ не оформили вам постановление очно, никакого штрафа нет! То есть ваши положенные 2 недели на оплату штрафа начинаются прямо сейчас, в тот день, когда вам оформили постановление. Так что при попытке подобного развода шлите преступников в погонах лесом (степями, полями — в зависимости от того, в каком районе Казахстана проезжаете), берите постановление и платите в любом удобном месте. А вообще старайтесь не нарушать, если вы ничего не нарушили, вас сложнее налюбить!
В нашем случае мы полностью исключили алкоголь из нашего рациона, чтобы при возможной разводке ГАИ на алкоголь я был в себе уверен на 200%. И старались максимально соблюдать ПДД. Нештрафуемый порог здесь +10 км/ч. Антирадар в Казахстане оказался совершенно бесполезным, реагирует только на треть стационарных камер, зато дурниной орет на дальнобойщиков. «Наверно нехилые средства РЭБ у них в кабинах для борьбы с Жол— патрульiдик полицаясы!» — подумал Штирлиц.
А вот приложение «Антирадар», с заранее скачанными обновлениями на нужные страны, неплохо выручает в городах. Сим карту не покупали, пользовались бесплатным WI— FI, на заправках, кафе и в очередях на границе! Благо почти у всех пароли одинаковые – 12345678.))
Дорожные знаки Казахстана, а точнее знаки ограничения скорости расположены часто нелогично, могут не совпадать с разметкой и порой совершенно непонятной зоной действия. По моим наблюдения, даже коренные жители до конца не разбираются в зоне действия знака ограничения скорости. Поэтому мы часто догоняли попутный местный тягач с полуприцепом и шли в его фарватере, скрываясь от посторонних глаз! Несколько раз патрульный автомобиль догонял нас, долгое время ехал сзади, потом либо обгонял, либо разворачивался. Я полагаю, что проверял наш номер по базе данных.
Хочу отметить один момент! Пока готовился к поездке возмущался большими штрафами за нарушение ПДД в братских республиках, но с каждым часом движения в Казахстане я почувствовал, как приятно, когда вокруг тебя никто не носится как дебил по трассе, не создает аварийные ситуации и все пользуются поворотниками, даже в чистом поле, где вокруг ни души на многие километры вокруг! Благодать!
На второй день нахождения в Казахстане взяли курс на солончак Тузбаир, в Мангистауский район.
По пути в Тузбаир попался небольшой каньон, который предприимчивые местные жители постепенно заваливают мусором (44°11'01.6"N 53°22'44.1"E).
Это, конечно, БОМБА!!! Огромное поле соли и обрывы скал завораживают своим масштабом.
Дорога проходима на легковом авто, множество смотровых площадок и классных локаций! На полном приводе спускаются к самому солончаку. Точные координаты смотровой площадки Тузбаира для навигатора: 44°02'50.2"N 53°09'30.3"E.
Мы пользуемся офлайн картами Maps.me, там, как правило, почти всегда указаны смотровые площадки и различные точки, которые могут быть интересны путешественнику.
Если располагаете временем, можно проехать к урочищу Босжира. Говорят, там еще круче.
Мы, в свою очередь, после прогулки по Тузбаиру, вернулись в Бейнеу, переночевали на заправке, и на следующий день к 8:00 утра мы подъехали к МАПП «Тажен».
17-22 сентября Узбекистан.
Машин перед нами было немного, наверное, штук 30, думал, часа за 3-4 пройдем… Ага, шишок под носок не хочешь?! Говорят, пару недель назад казахи задержали на границе наркокурьера, и теперь досмотр проводят более тщательно, а значит все это затянется на долго. Мы стояли и стояли, стояли и стояли… Очередь двигалась катастрофически медленно, благо хоть пописать есть куда сходить, на границе несколько туалетов. Наконец-то ближе к вечеру дошла наша очередь, тут мы снова разделились. Я пошел пешком, а Анна как хозяйка машины за рулем. И тут впервые она заметила, что пока остальные машины пограничники досматривали достаточно усердно, вытаскивая все вещи, с ней просто болтали! Молодые пограничники ходили и очаровывали ее, рассказывая какие они бравые ребята, какая у них тяжелая и важная служба, до тех пор, пока не приходил старший и не разгонял их всех по норам. Конечно же, Анна смекнула, что к чему, и начала нахваливать их восхищенно, говорила, что они самые бравые солдаты, которых она видела, что в Казахстане вообще все мужчины крепкие и сильные ребята, и вообще у вас тут очень классно, и что если бы не ее муж, то она осталась бы жить в Казахстане. И это очень хорошо сработало! Пока я, как дурак, стоял в пешей очереди, она быстренько поставила все печати и поехала на узбекский КПП. Там, пользуясь смекалкой и своим природным обаянием, познакомилась со всеми в очереди, снова нахвалила узбекских служащих, похвалила за военную выправку. Не забыла упомянуть про то, что уже была в Узбекистане, ей очень понравилось и вот спустя год она приехала снова. Короче, служивые поплыли, и она, быстренько оформив все документы, купив страховку, прикатила на стоянку для ожидания почти одновременно со мной.
Запоминайте — погранцы любят ушами!
Еще хочу напомнить, что в Казахстане запрещен вывоз топлива в канистре. Заставят вылить в бак, а если места нет могут развернуть и отправить в конец очереди. У нас канистру проверили, была пустая. Но на узбекской границе видел машины с полными канистрами бензина, видимо, за мзду провезли. Казахи вообще мзду очень любят, наблюдали на заправке, как полицейский просил какого узбекского водителя купить ему кофе по-братски. На таможне видел, как пограничник на досмотре вещей выклянчил банку энергетика у кого-то из сумки. Да и в целом наблюдал 3 раза, как на КПП жали руки с купюрами в руках.
Продолжим…
В 18:30 мы прошли обе границы, уже смеркалось, поэтому приняли решение принять душ, поужинать в кафе «Dinur» (44°53'26.3"N 56°00'31.0"E) и завалиться спать там же на стоянке возле кафе, в нашей уютной берлоге! Кафе находится по левой стороне, там же большая парковка. Это единственный приличный отель и кафе на ближайшие 300 км вперед. Там же можно разменять наличность. Курс тоже нормальный, поэтому можно смело разменять побольше. Торгуйтесь, узбеки любят торговаться!
С наступлением темноты движение полностью останавливается, потому что дороги Республики Каракалпакстан не очень предназначены для движения, тем более для движения в темное время суток! Особо рисковые ребята, конечно, ездят, но я бы не рекомендовал. Я вообще не рекомендую ездить с наступлением темноты, тем более по Средней Азии — плохие дороги, много скота, огромное количество автомобилей с китайским ксеноном, или криво установленными LED— лампами (особенно в Казахстане) делают передвижение крайне рискованным для здоровья.
Утро следующего дня начали с бодрого старта в 7: 00, пару километров неплохого асфальта сменили 100 километров плохой дороги, которые в свою очередь перешли в 200 километров ужасной дороги!
Наша скорость была 5-60 км/ч, с резкими торможениями в пол и уходом в сторону. Снова ускорение и резкое торможение. Иногда удавалось даже разогнаться до 80 км/ч на пару секунд!
Люди едут кто куда, кто по встречной полосе, кто по встречной обочине, некоторые по полю. Особо умные заезжали на бетонку, которую строят параллельно рядом и едут по ней. Но часто я видел, как таких умников разворачивала полиция и заставляла ехать назад. Особо ретивые покорители бетонной дороги отрывали глушители и задние бампера в попытке забраться на нее. Мы решили просто ехать и трястись. В конце концов, мы же добровольно ввязались в эту авантюру, так что едем и не скулим.
Тут главное принять действительность, выпить пару капель настоя валерианы и просто наслаждаться дорогой, такой, какая она есть! Дороги же они разные бывают. И не поверите, через пару часов я научился кайфовать от такой карусели, а Анна перестала биться головой о панель при каждом торможении в пол! И кажется, даже Ниссан стал как-то меньше брякать. Наверное, тоже понял, что поздняк метаться…
Пейзажи, конечно, апокалиптические, просто километры великого ничего… Кроме бутылок со странной желтой)) жидкостью по дороге ничего не встречается, аж до самой Хивы.
Не доезжая до Кунграда будет первая заправка, где кто-то заправляется (43°05'42.4"N 58°21'07.0"E).
— 92 бензин есть?
— Нэт 92, просто бэнзин есть!
— Какой бензин?
— Хороший бэнзин!
— Ну давай 15 литров хорошего бэнзина!
— Хороший бэнзин, брат! Честно, брат!
Где-то я уже это слышал пару дней назад, но делать нечего, заправиться хоть маленько, но надо.))
Заправляю и рассуждаю, а ведь судя по запаху— дело Василия Алибабаевича здесь живет и процветает! Нас-то не обманешь, мы-то с вами знаем, чем в Средней Азии бензин разбавляют.)) Я к такому был морально готов, главное, чтобы Ниссан был тоже готов, ехать-то ему! Но Ниссан переварил этот бензин вполне сносно, я потом в Кунграде его еще АИ-80 накормил 15 литрами до кучи, и ниче… Ехал и пальцами не брякал! В Кунграде, кстати, имеется пара приличных заправок с АИ-92, но в них не было света, поэтому пришлось залить снова «просто хороший бэнзин» в первой попавшейся АЗС с бензином. Цена на бензин в Узбекистане примерно 85-95 руб. в зависимости от курса и заправки, принимают рублями тоже, но курс конский.
До Кунграда мы добрались к 16:00, расстояние в 330 км было пройдено за 9 часов. Путем нехитрого математического вычисления, выясняем что средняя скорость была 36 км/ч.
После Кунграда поехали в Муйнак, навигатор показал 100 км за 3 часа 30 минут. Ха, сказал я! Херня, за 1,5 часа долетим. Ха-ха, где-то у себя дома усмехнулся министр транспорта Республики Каракалпакстан, и мы доехали как раз за 3,5 часа!
В Муйнак заезжали уже затемно, поехали сразу к Музею Аральского моря, там же на парковке решили переночевать. Ночной директор музея провел нам мини экскурсию по-братски!
Итого за 12,5 часов в пути, проехали 420 км.
А утром на рассвете мы увидели то, что когда-то было морем…
Лишь только находясь здесь нам удалось прочувствовать и понять всю трагедию Арала. Тогда, в детстве, в школьном учебнике географии за 7 класс, она не воспринималась… Ну, картинки там разные, с уменьшением площади воды по годам, и что?! А сейчас, идя по песку, разглядывая сотни ракушек под ногами, следы мелких животных и змей, смотря в бесконечную степь, ты понимаешь весь масштаб катастрофы… Климат изменился, фауна обеднела. Оазис пустыни превратился в такую же пустыню. Печально это все, конечно, но местные верят, что рано или поздно Арал вернется…
Конечно, здесь принято обвинять во всем коммунистов, с их хлопковыми полями и мелиорацией, но почему-то с приходом независимости никто наполнение каналов не уменьшил, конечно же.
Вообще, Республика Каракалпакстан, достаточно бедный регион, судя по дорогам и инфраструктуре, поэтому в целом можно понять недовольство местных жителей.
После Муйнака отравились в сторону Бухары. В ноябре 2023 года мы с супругой летали на недельку в Узбекистан, и достаточно плотно погуляли по Самарканду, Бухаре и Хиве. Поэтому принято решение обойти Хиву в этот раз, а сразу ехать в Бухару, чтобы успеть к обеду завтрашнего дня попасть в «Магистраль» и отведать самый лучший бухарский плов!
Не доезжая Нукуса, есть некрополис Миздакхан 42°24'05.8"N 59°23'17.6"E. Одно из самых больших и старых кладбищ в регионе. Рядом есть руины крепости Гяур-кала Ходжейлинская.
На территории современного Узбекистана и Туркменистана сохранилось много тысячелетних крепостей и башен, которые можно потрогать руками. Так сказать, прикоснуться к истории напрямую. Несколько из них мы отметили на карте и посетили. Находятся они примерно в одном месте.
В 50 километрах от Нукуса в сторону Бухары на возвышенности находится зороастрийская погребальная башня Чилпык-кала 42°15'51.0"N 60°04'12.0"E. Проехать ее очень сложно, она стоит на возвышенности и видна издалека. Дахма это памятник древнехорезмийской эпохи, возведённый в конце I века до н.э. - начале I века н.э. В зороастрийской культуре башнями молчания называли погребальные сооружения, куда выносили умерших людей для того, чтобы избавить их останки от мягких покровов. Делалось это для того, чтобы не осквернять землю и воду разложением тел покойного при погребении. После того как хищные птицы и солнце сделают свое дело, кости складывались в специальные вместилища для останков и хоронили в земле или в склепе.
А еще с башни открывается великолепный вид на Амударью и Туркменистан.
Гяур-кала Султануиздагская (IV в. до н.э. - III в. н.э.) расположена на правом берегу реки Амударья между памятниками Чилпык-кала и Джампык-кала. Возле населенного пункта Каратау. Крепость была основана в раннеантичный период, от нее сохранились северная и часть западной стен. Она имела форму трапеции с типичными для хорезмийской архитектуры двойными стенами и двуярусными галереями лучников, башнями и бойницами. Координаты 42°04'45.6"N 60°16'36.5"E.
А это просто немного фотографий какого-то селения.
В Бухару мы доехали на следующий день к 14:00 и как раз успели на последнюю тарелку плова. Народу просто огромное количество, гудит как улей, а какой аромат… Спасибо тебе, Алексей Конев, что рекомендовал всем посетить «Магистраль». Поддерживаем! Лучшего плова, чем в Магистрали, мы нигде больше не ели! Координаты заведения в Бухаре: 39°46'52.4"N 64°26'42.2"E.
Довольные и счастливые, мы поехали на местный рынок, тут Анна Сергеевна оторвалась, конечно, по полной! Ее хлебом не корми, дай поторговаться с пеной у рта. Иногда мне казалось, что вот еще чуть-чуть и нас уже будут бить! Тогда я сыкливо прятался за угол, чтоб в меня не прилетело каким-нибудь гранатом и наблюдал из-за укрытия.
Ну, а после похода на базар мы припарковали наш минимикродом в самом центре Бухары, прям напротив Ляби-Хауз. Расстелили постельные принадлежности в салоне под удивленные взгляды прохожих и пошли гулять! А одна сердобольная женщина настолько засмотрелась на нашу избушку, что с большим интересом стала помогала расстилать кровать, то простынь поправит, то спальник.)) Постоянно сокрушаясь о том, как же мы будем спать тут, несчастные! Пришлось успокаивать ее, говорить, что мы богатые и счастливые, просто спать в машине любим!)
Бухара потрясающая, атмосфера здесь иная нежели в Самарканде. Много людей, кучи иностранцев разного возраста, слышно много русской речи, дети говорят на русском! Бухара в центре похожа на мультиязычную шашлычку, повсюду играет «Ласковый май», Муслим Магомаев, песни из «Кавказкой пленницы» и другие узнаваемые мелодии! Вот что ни говори, а в Узбекистане я чувствовал себя как дома. Пацаны в Бухаре играли в «шведку» на пингвина, лупася мячом об стену 12-го века!
Из многих окон домов слышны диалоги на великом и могучем, подкрепленные крепким словцом для доходчивости!
Бухару покинули в 7:00 и взяли направление на Самарканд. Несмотря на то, что расстояние от Бухары до Самарканда около 300 км траффик очень плотный и много населенных пунктов, поэтому добраться удалось только к обеду. По Самарканду вновь прошлись по уже знакомым местам, нашли хорошую парковку на ночь возле Регистана. И утром следующего дня мы уже ехали на границу с Таджикистаном.
22-27 сентября Таджикистан.
Переходить границу приняли решение на МАПП «Джартепа», многие пишут, что там меньше скопление автомобилей и таможню можно пройти быстрее. Так и получилось, таможню прошли достаточно быстро, Анна применила все свои навыки и скилы по обольщению пограничников. На таджикском КПП повторила процедуру, оформила декларацию на ввоз авто, оплатила долларами. Если планируете находиться в Таджикистане более 10 дней, то необходимо будет делать регистрацию.
Деньги можно обменять у менял на границе, мы обменяли немного у них. А потом поменяли долларов 500 уже в банке Душанбе.
Таджикистан с первых метров встречает хорошей дорогой, и сразу же начинает бросаться в глаза большое количество национальных символов и портретов с изображением Эмомали Рахмона. В любом уголке страны со стен фасадов и с придорожных баннеров на вас будет по-отечески смотреть «Основатель мира и национального единства — Лидер нации».
Где-то прочитал, что в целом президент Таджикистан против того, чтобы размещали его портрет в публичных местах, но чиновники убедили его, что это категорически необходимо для народа!
Пожалуй, хватит обсуждать безграничную любовь жителей Таджикистана к своему президенту и вернемся к дороге.
Касаемо дороги и местного ГАИ. Значит, за все время инспектором БДА (ГАИ по-нашему) были остановлены один раз. Спросили про декларацию на ввоз авто и отпустили. Местная ГАИ очень любит засады на подъёмах, и ловят на ручной радар, спрятавшись за кустами, домами, машинами. Тут фантазия безгранична, один раз видел, как прятался за колесами автомобильными. Мой антирадар засекал их каждый раз, но в принципе мы не нарушали, поэтому на радар не уповаем. Нештрафуемый порог здесь -10 км/ч., в Узбекистане было -5 км/ч. В Узбекистане ловили на скорость камерами, стоящими внутри автомобилей, которые были припаркованы на обочине. Мой антирадар, к сожалению, половину камер не фиксировал, но приложение «Антирадар» с офлайн картами достаточно точно подсказывал наличие стационарных камер и вероятных мобильных засад. В Узбекистане местное ГАИ мы тоже не интересовали.
Пожалуй, вернемся к нашим баранам…
Наша задача в течение двух дней добраться до Душанбе и в понедельник с утра получить заветную русхатому.
По пути заезжаем на озеро Искандеркуль. Грунтовая дорога с подъёмом высоты до 2700 м проходима для легкового авто.
Здесь впервые начинает трещать голова. Вообще, ощущение при наборе высоты у всех разное, супруга моя более стойкая, чем я, поэтому тут, пока не попробуешь, не узнаешь. Гипоксен мы еще не пили, но сейчас я бы рекомендовал бы его пить сразу как въехали в Таджикистан, у него накопительный эффект.
На территории озера есть турбаза, можно встать на ночлег, заплатив за въезд на территорию местному привратнику. Мы оставили машину перед шлагбаумом и пошли пешком к водопаду.
Легендарная конструкция. Сварили площадку, над обрывом выдвинули, камнями приложили, чтоб не шмякнулась, и все! Надежно и точка!
Данная конструкция нависает над рекой Искадердарья, которая бурным потоком спадает с высоты 40 метров. Водопад называют Фанской Ниагарой. Зрелище, конечно, впечатляющее! Сам конструкцию изучал на расстоянии, проводить технические изыскания отправил супругу!))
Немного слов про привратника. На входе сидят пара человек, которые аргументируют, что даже за проход к водопаду необходимо заплатить по 25 сомони с рыла (примерно 230 рублей!). Показывая какую-то бумажку с цифрами и учетом посетителей. Я заплатил, чек никто мне не дал, само собой. И меня, конечно же, начали терзать смутные сомнения…
Впоследствии, разговаривая с другими туристами, я узнал, что почти никто не платил за вход. Это должна быть плата за проезд автомобиля на территорию турбазы. Возмущенный, на выходе я высказал все, что я думаю по этому поводу, и сказал, что если мне он не вернет мои деньги, то в течение всей поездки я обязательно буду рассказывать его соотечественникам о его нечестном поступке и пусть ему будет стыдно! Но, судя по его ехидной роже, стыдно ему не будет! Так нас на ровном месте нахлобучили, считай, на «пятихатку!»
После Искандеркуля наша дорога проходила по живописным местам до самого Душанбе. Поэтому тут просто будут немного фото.
А вот Анзобский тоннель, это реально задница дьявола! Тоннель на дороге между Душанбе и Худжандом длиной более 5 км. Не достроен, отсутствует вентиляция и освещение, загазованный просто адски… Видимость нулевая, едешь по приборам, но местных это не смущает, они обгоняют всегда и везде, в любое время года и при любой погоде. Вообще, культура вождения в каждой стране по-своему уникальна, но только в Средней Азии, а точнее в Узбекистане и Таджикистане, очень часто обгоняют вслепую и влоб. Когда условный житель Средней Азии вышел на обгон влобовую, встречные водители не истерят и не сигналят, а просто хладнокровно смещаются на обочину, поднимая клубы пыли, давая этому Осланбеку коридор для завершения маневра. К таким маневрам просто надо привыкнуть, держать ухо востро и сохранять хладнокровие. Я раньше думал, что отвратительней грузин не водит никто, но грузины по сравнению с таджиками просто мальчики на самокатах.
В России такая схема, к счастью, не работает!
К вечеру мы добрались до Душанбе, по отработанной схеме оплатили в мотеле за душ, а ночевать отправились в нашу избушку.
На следующий день к 8:00 мы приехали в Визовый центр по улице Мирзо Турсунзаде 5, для получения заветной рухсатномы для посещения ГБАО. ГБАО — Горно-Бадахшанская автономная область в составе Республики Таджикистан, и на посещение её обязательно разрешение. Мы оформили на 2 недели. Оформили быстро, заплатили примерно 1800 рублей за двоих. Копии разрешения делать не стали, нужно было подождать час специалиста. Забегая вперед, скажу, что на постах у нас просто делали фото и отпускали. Душанбе посмотрели из окна автомобиля и поскорей помчались к заветной цели.
Следующий город после Душанбе — Вахдат. Там АЗС Газпромнефть (38°32'34.6"N 69°01'04.4"E), заправили полный бак и залили 20 литров 95-го в канистру. Стоимость бензина в Таджикистане варьировалась от 90-120 руб. за литр, в горах дороже.
С этого момента начинается главная часть нашей поездки, я, конечно, постараюсь передать те ощущения, которые мы испытали, но мне кажется, это не удастся. Фотографии никогда не передадут мощь и величие гор, которое предстало перед нашими глазами.
Изначально собирались попробовать проехать через перевал Хабуробад, но внутренний голос во сне дважды рекомендовал ехать через Куляб, и я доверился ему… Убедил себя тем, что будет повод вернуться, чтобы проехать по верхней дороге!
Дорога через Куляб хорошего качества, по пути можно полюбоваться на Нурекское водохранилище.
Сразу за Кулябом уже начинаются посты, на которых надо показывать документы, на этом посту, как я и думал, у нас просто делали фото и отпускали дальше. Все тактично, никто ничего не просил лишнего.
В 70 км от Куляба стоит дорожный знак «IR AFGANISTAN» (37°56'29.3"N 70°13'54.6"E), указывающий на переход в Афганистан. Этот дорожный знак стал местом, куда все клеят наклейки. Мы тоже подготовились и наклеили свою наклейку. Как раз примерно с этого места дорога будет идти вдоль границы с Афганистаном примерно 650 км.
Пока наслаждались видами по обеим сторонам реки, незаметно доехали к вечеру в Калай-Хумб.
Калай-Хумб (высота над уровнем моря 1200 м) центр Дарвазского района, селение стоит на реке Обихумбоу, которая чуть ниже впадает в Пяндж.
В ближайшем приличном кафе на вид официант твердо решил нас наегорить. Принес меню, накинул на цены еще сверху, аргументируя это тем, что это якобы цены 2022 года! Вместо целых порций принес какие-то половинные порции и еще немного сверху удосужился накинуть по-братски. Супруга моя терпеть такой наглости, конечно же, не стала, подняла хай такой, что сам Гиндукуш сотрясся от эха! Парнишка слегка побледнел со страху и пересчитал по другой цене. Сам виноват, нечего было тигра за хвост дергать!))
Раз уж затронули тему общепита, то впору рассказать и предупредить честной народ о том, что, путешествуя по Средней Азии, необходимо запастись ведром антисептика, большой банкой полисорба, смектой и коробкой лоперамида. Дело в том, что в большинстве заведений общепита вас встретит полнейшая антисанитария. Грязные тарелки, столы, отсутствие мыла и огромное количество назойливых насекомых, которые хотят разделить с вами вашу пищу! Нет, конечно, в больших городах все нормально, но в придорожных заведениях, там совсем труба… Поэтому учитывайте этот момент, мы с собой часто свое мыло в харчевню брали, потому что там оно изначально конструктивно не предусмотрено! На моей памяти ни один рассказ про Памирский тракт не обошелся без эпичных поисков хочатхоны!
Ну, и надо понимать, что в Средней Азии 3 уровня цен за один товар или услугу! Цены для своих, русских и европейцев отличаются! Поэтому первое время приходилось пару раз попадать впросак, как Сережа.)) Но, в целом, мы достаточно быстро приспособились разбираться в ценах, но пару раз нас все равно кинули!)
В гостевом доме у Фархада (38°27'24.7"N 70°47'18.1"E) заплатили за душ, наклеили наклеечку и пошли ночевать в машину прям возле главной стелы Дарвоз.
На следующий день в 6 утра мы вылезли из нашей берлоги под удивленные взгляды местных жителей, приняли утренние гигиенические процедуры, вкинули гипоксена и отправились в Хорог.
Сразу за Калай— Хумбом есть заправка (38°27'01.8"N 70°47'52.4"E). Тут уже впервые заправились из ведра. За качество бензина я уже особо не парился, бензин да бензин. Пес с ним, горит и ладно...
Теперь меня беспокоило отсутствие асфальта впереди и как Ниссан перенесет все «тяготы и лишения армейской службы». Беспокойся не беспокойся, а ехать надо. Завел, выдохнул, включил первую передачу, и мы поехали. Медленно, но гордо со скоростью целых 20 км/ч.
Через 15 километров от Калай-Хумба начинается череда ремонтных работ по расширению дороги. Дорогу закрывают на проведение взрывных работ. Потеряли 2 часа в ожидании открытия дороги. Стояли, болтали с дальнобойщиками, они же рекомендовали спустить давление шин до 1,6-1,8 атм., чтобы сберечь шины и подвеску. Так и поступил, и это было правильным решением, ехать стало комфортней.
Стыдно, конечно, но пару раз мы даже нарушали!
Мы ехали категорически медленно, часто на первой передаче, переваливаясь с горки на горку и с ямки на ямку, но мы ехали! Черт возьми, как я же я ликовал! Как же меня распирало от счастья и гордости, что мы и Ниссан сейчас едем в таких знатных очкурах, о которых многие и не слышали. А какая красота была вокруг, боже мой… Горы, горы и еще раз горы! Это был просто отвал башки! Проезжая каждый километр, я светился от счастья все больше и больше. Супруга, конечно же, обещала меня прибить, как только мы доедем до дома! И несколько раз повторяла, что, если бы она знала в какую задницу я ее втяну, то ни за что бы не согласилась! Но по глазам то я видел, что она брешет! Она кайфовала! Ее так же, как и меня, распирало от удовольствия, по щекам видно было!))
Там, с другой стороны бурного Пянджа, кипела такая же бурная жизнь. Бурная, но тяжелая. Афганцы трудолюбиво возделывают каждый свободный участок земли, на котором хоть что-то может вырасти. Преимущественно ручной труд. По большей части работой заняты женщины и дети. Очень много детей.
Во многих аулах нет электричества, судя по отсутствию столбов. Темнеет рано, со светом проблема, заняться нечем, кроме как камни с одной стороны дороги на другую перекладывать — вот она успешная формула повышения рождаемости. Надо, кстати, подсмотреть нашим умным головам и подвести какой-нибудь законопроект под это. А что, результат налицо.
По ту сторону Пянджа автомобильное движение реже, преимущественно передвигаются на малокубатурных мотоциклах, многие идут пешком. Хочется только восхищаться выносливости афганцев, по таким дорогам не находишься, ноги вмиг сотрешь до колен. Несколько раз видел трофейные армейские Humvee, в характерном пустынном камуфляже, но легенда дорог Афганистана это, конечно же, Toyota Land Cruiser 70.
Так, перекатываясь с кочки на кочку, мы к 19 часам добрались до Хорога. Пройденное Расстояние 220 км. Средняя скорость — 18 км/ч. Темнеет в горах рано, и часа полтора пришлось ехать по темноте. Скорость наша была крайне низкая, но дискомфорта мы не испытывали. Ехали да ехали! Справа шумел бурный Пяндж, слева нависали горы, жутковато, конечно, но от страха никто не умер! Световую балку не доставал, так как освещения штатного хватало за глаза.
А вот дискомфорт начала доставлять канистра с бензином, которая ехала вместе нами в салоне автомобиля. Как только мы начали забираться повыше над уровнем моря, канистра начала «газить». Определил канистру ночевать на улицу, а утром вырезал дополнительную прокладку под крышку и завернул в 2 мусорных мешка. Супруга настаивала залить содержимое канистры в бак, а канистру выкинуть!
— Что? Канистру? На 20 литров! Алюминиевую! Советскую! Да мой дед в Жигулях её ещё возил! Да я тебе за эту канистру...
Короче, канистру я отстоял...
В Хороге ночевали на заправке, перед въездом в город. Там же заправились. Расход топлива увеличился в целом процентов на 20!
Утро следующего дня началось как всегда рано, и в 7 утра мы уже ехали по Хорогу в поисках продуктов и горячего хлеба! Хорог — столица Горно-Бадахшанской автономной области. Находится на высоте 2200 м над уровнем моря. Хорог аккуратный небольшой город, и не подумаешь, что ещё каких-то 15-20 лет здесь продавали «пилюли для хорошего настроения» прямо на обочине дороги.
В Хороге дорога расходится в 2 направления: верхняя дорога по верховьям гор вроде даже асфальтированная и нижняя дорога грейдер — сложнее, но красивее! Выбор тут очевиден, едем там, где красивее, хоть и гораздо сложней. Не для того мы сюда ехали, чтоб сачкануть в последний момент!
И мы поехали.
Дорога все такая же, как и была, только немного похуже)), грейдер, острые камни, ямы, выбоины, машину все так же трясет, но мы едем и наслаждаемся каждым покачиванием автомобиля! Пылища стоит страшная, окна не закрыть, как только включаешь кондиционер, начинает расти температура двигателя. Так и едем с отрытыми окнами, собирая всю пыль в салон. Примерно километрах в 10 от Хорога нашли удобное местечко и остановились на завтрак. Пока Анна готовила завтрак, я решил поддомкратить заднее левое колесо и разобраться с противным скрипом колодок. Сижу, значит, свожу колодки и вижу, как на стороне Афганистана трое мотоциклистов остановились и смотрят на нас пристально так, наблюдают, что мы делаем. Река в этом месте достаточно узкая, поэтому очень хорошо друг друга видно. Присмотрелся я внимательней, а у них у всех за плечами по автомату висит. Мы аккуратно за машину отошли и тоже наблюдаем за ними!)) Как назло, ни одного большого камня поблизости нет еще…
Это сейчас я понимаю, что там все с автоматами поголовно ходят, это нормально, это Афганистан. А тогда я слегка трухнул. Хрен их, чертей полосатых, знает, что у них на уме. Мужики в тюрбанах с автоматами совсем никак не вызывали у нас доверия! Понаблюдали за нами пару минут и поехали дальше. Ну, а мы быстренько колесо поставили, а завтракать решили уже на ходу!
Вообще, остановки вдоль государственной границы дело такое себе. Границу со стороны Таджикистана постоянно патрулируют пограничники. Заставы расположены достаточно часто. Наше медленное движение несколько привлекало внимание пограничников, они замедляли ход, останавливались и наблюдали за нашими действиями. Ну, а мой совет — не надо останавливаться в зоне видимости пограничников, дабы не привлекать к себе лишнее внимание!
Километров за 40 не доезжая до Ишкошима появился асфальт. Плохой асфальт, с ямами и дырами, но асфальт, 3 раза удалось переключиться даже на 4 передачу.
В Ишкошиме есть несколько заправок, мы залили здесь 10 литров (36°44'04.7"N 71°35'55.6"E). Так же в Ишкошиме по субботам открывается Афганский базар (36°44'57.2"N 71°34'41.7"E), говорят, достаточно колоритное место.
На всем протяжении Памирского тракта вы будете встречать людей, которые куда-то идут. С транспортом совсем беда, поэтому люди спасаются только автостопом. Дети идут в школу пешком по несколько часов, учителя с учебниками и просто народ по своим делам. Есть возможность — подвезите, потом зачтется! И будьте людьми, проезжая кишлаки, сбавьте скорость, не пылите, уважайте людей. И вы сразу же увидите, как вам за это скажут спасибо! Памирцы вообще достаточно дружелюбные люди, охотно идут на контакт, искренне рады, что русские стали приезжать в гости.
В 15 километрах от Ишкошима находятся руины крепости Қальаи Қаҳқаҳа. Руины да руины, нас не впечатлили. А вот чуть дальше можно насладиться видом на Ваханскую долину, поднявшись к крепости Ямчун (36°58'10.9"N 72°15'39.2"E), и оттуда поднявшись еще чуть выше есть горячие источники Биби-Фатима. Мы без проблем заскочили на переднем приводе, пару опасных моментов было, конечно, но в целом езжайте смело. (36°58'59.5"N 72°15'50.5"E) Как говорил великий Заратустра: «Самое главное — не ссать!»
Рядом есть гостиница. А мы, в свою очередь, отправились дальше.
К вечеру доехали до Зонга, несмотря на то, что почти половину пути был плохой асфальт, за 12 часов удалось проехать всего 220 километров. Остановка в Зонге примерно соответствует нашему маршрутному листу. Поэтому несмотря на скромное пройденное расстояние все идет по плану.
Уже на подъезде к Зонгу начался сильный ветер, который начал наметать песок на дорогу. Это вызывало некое опасение, так как в километрах 20 после Зонга сразу за Лангаром должен быть крутой подъем с резким набором высоты, и сцепление с дорогой ох как не хотелось терять...
В Зонге остановились в гостевом доме, ну как остановились... Заплатили за душ, а ночевать остались в машине. Канистру снова отправили ночевать за пределы автомобиля. Хозяин гостевого дома также владелец небольшой АЗС (37°01'56.6"N 72°37'52.6"E). В поселке также есть небольшая больница.
Зонг находится на высоте 2800 метров над уровнем моря, мы чувствовали себя достаточно комфортно. Несмотря на то, что «чокопай», который находился в машине, раздулся до неприличия.
После Зонга впереди нас ждет большой пустынный участок до самого Мургаба, где трафик упадет почти до нуля. Кроме туристов там особо никто и не ездит, так как незачем. С утра, пока супруга готовила завтрак, я заменил воздушный фильтр, протянул защиту двигателя. Приготовились выезжать, и при попытке сесть в автомобиль меня резко заштормило, да так сильно, что в открытую дверь попасть я не смог. В одну секунду затошнило, закружилась голова… Пришлось минут 10 посидеть на лавочке, чтобы немного прийти в себя. Супруга переживает, просит еще посидеть.
Сиди не сиди, а километры сами себя на колеса не намотают. Да и к тому же по плану нужно добраться сегодня до Мургаба, там ближайший оплот цивилизации. Как говорит герой всеми любимого фильма: «Цигель, цигель, ай-лю-лю!» И мы поехали.
Как я уже писал, после Лангара дорога резким серпантином подымается вверх на 300-400 метров. Дорогу перемело, как я и думал. Перед подъёмом осмотрел заезд на поворот, немного прогулялся по дороге, выбрал траекторию. Сходу удалось взять подъем, машина не успела зарыться в песке и благополучно вытянула.
Дорога превратилась в адский грейдер, похожий на волну шифера. Ехать больше 18 км/ч было невозможно, с увеличением скорости машина начинала просто прыгать по дороге, как мяч, так как подвеска не успевала отрабатывать волну. Периодически включаем печку, так как растет температура двигателя.
Тем временем мое самочувствие стремительным домкратом летело вниз. С каждой минутой я начинал себя чувствовать хуже и хуже. К головокружению добавилась с трудом контролируемая диарея. Пожалуй, нет таких эпитетов, которые бы максимально точно могли передать мое состояние. Через каждые 15 минут приходилось останавливаться и бежать со скоростью ветра за ближайший камень. А потом мне надоело искать камни. Все равно в округе кроме нас никого нет, стесняться некого. А еще слабость, дикая слабость. Штормило меня так, что с первого раза я не мог попасть в салон автомобиля после того как выходил из машины, а адская тряска добивала меня окончательно… Вершиной айсберга стала температура 39 градусов.
Супруга чувствовала себя комфортней чем я, по крайней мере, вида не подавала, что ей плохо. Накормила меня таблетками, заставила выкинуть к чертям собачьим эту гребаную канистру бензина из машины, сама села за руль и стала вывозить нас из этой задницы!
С большим трудом и с сожалением я все-таки расстался с канистрой. Залил литров 5 под горло и предательски оставил канистру на обочине дороги с оставшимися 15 литрами бензина. Так как сам ехать я не мог, поэтому пришлось играть по ее правилам… И мне оставалось только сидеть бурчать себе под нос и сокрушаться о предательски брошенной канистре, где-то в холодных горах Таджикистана…
— Есаул, есаул, что ж ты бросил коня. Пристрелить не поднялась рука.
— Что ты там под нос бубнишь сидишь?
— Да так, ничего… И твой конь под седлом чужака!))
В 24 км от Лангара (37°10'21.3"N 72°44'13.6"E) протекает горная река, которая размыла дорогу. Осмотрел промоину, с чувством превосходства нацепил на лицо самодовольную ехидную улыбку и уже собрался было разбирать пол-автомобиля, чтобы вытащить доски, которые я аж с самого Кемерово пер, чтобы вот сейчас показать, кто тут папа.))
— Все огонь! Валера, настало твое время!
— Что еще за Валера нафиг?
— Слышь, че за негатив?))
Анна, конечно, сразу все поняла, в ножки поклонилась, ручки к небу подняла, поблагодарила Бога за такого чудесного, предусмотрительного мужа и начала просто подкладывать камни под колеса!)) Пришлось бросить свою идею с досками и начать покорно таскать камни, чтобы сделать дорогу, проходимую для нашего повелителя бездорожья. Минут 20-30 подкладывали камни и благополучно переехали образовавшееся препятствие. Даже доски достать не пришлось…
Через какое-то время грунтовая дорога закончилась, и начался асфальт, плохой, но асфальт! Никогда я не был рад плохому асфальту так, как сейчас!
Тем временем супруге становилось все хуже, на высоте 3500 метров у нее начала сильно болеть голова, движения стали медленными, сложнее стало фокусировать внимание. Я к этому времени оклемался и пересел за руль.
В Мургаб мы заехали примерно в 18:00. На местной АЗС встретили тех самых дальнобойщиков, которые рекомендовали сбросить давление шин, они ехали как раз верхней дорогой. И были слегка удивлены, что нам удалось добраться до Мургаба в одно и то же время с ними.
Мургаб находится на высоте 3600 м. Достаточно депрессивный поселок, население преимущественно памирские киргизы. В поселке есть заправка и аптека. В центре есть отель, где останавливается большинство туристов. В этот раз ночевать решили в отеле, т.к. температура ночью должна опуститься ниже 0.
Гостиница «Памир» — (38°10'28.1"N 73°58'00.2"E). Большинство постояльцев, как правило, европейцы поэтому стоимость за койко-место исходит из среднего дохода европейца, что нам, конечно же, немного не подходит. Со стороны Кыргызстана как раз приехала делегация из немецких туристов, на ресепшене их благополучно рассчитали, выдали ключ от номера и принялись за нас. После того как за 2 местный номер без отопления нам выставили счет в 40 долларов, моя супруга твердо решила не расставаться с такой суммой и решила порешать по-братски.
— А почему цена-то такая высокая? 40 долларов! Ничего себе!
— Ну вот цена такая для всех, туристы из Германии перед вами такую сумму заплатили.
— Ну, это туристы из Германии. Мы-то свои! Русские! Аполитично рассуждаете, клянусь, честное слово! Как же дружба народов и экономические связи наших государств?! Нет, нет... 40 долларов это очень много… Это не по-братски совсем… Как нам люди в глаза смотреть будут после того, что скажу, что с нас в братской республике за ночь в отеле 40 долларов взяли?! Нет, это несерьезно, не по-братски совсем…
— 30 долларов вас устроит!? По-братски!
И по-братски нас устроило!
Ночь прошла относительно неплохо, общее состояние не улучшилось, но в целом терпимо. Завтрак, и как всегда в 7 утра мы уже в пути.
Дорога после Мургаба проходит на высоте 3600 метров и поднимается выше выглядит еще более безжизненно. Анна проводила аналогию с марсианскими пейзажами, а мне просто пейзаж напоминал камни на банной печи. Мы постоянно всматриваемся вдаль в надежде увидеть хоть какую-нибудь зверушку, но все тщетно. Вокруг никого, только безжизненная каменистая пустыня, даже птицы не летают!
Эх, даже обидно как-то. Яков не видели, тушканчиков в Узбекистане тоже, ну хоть на смешных верблюдов посмотрели в Казахстане и то приятно.
К обеду мы достигли ключевой точки нашего маршрутного листа.
Перевал Ак-Байтал — высота 4655 метров. Ниссан преодолел вершину перевала на ровном газе без провалов, мы спокойно заехали на 2 передаче.
Несмотря на то что чувствовали мы себя не очень, мы ликовали! Ведь мы стоим тут на вершине самого высокогорного перевала на территории бывшего СССР! Мы доехали сюда, доехали на нашем маленьком Ниссане.
Немного фотографий спуска с перевала.
Дальше по пути озеро Каракуль. Остановка, фото и снова в путь!
Каракуль— небольшой поселок и одноименное озеро, которое еще называют Северным Аралом.
В самом поселке имеется парочка гостевых домов. Предприимчивые жители поселка попилили пограничные столбы, чтобы обогревать свое жилище. В горах тут не до сентиментальности, тут либо обуздаешь природу, либо она поглотит тебя.
Ночевку в Каракуле мы не планировали, планируем пройти границу с Кыргызстаном сегодня.
Мы продолжили наш путь в сторону границы, а погода тем временем стала резко меняться!
Но несмотря на то, что небо стало резко затягиваться, настроение наше было все таким же веселым и непринужденным, я все еще ехал и растекался в улыбке, я гордился нами! В тот самый момент, когда я наслаждался эйфорией, я услышал резкий металлический звон, который эхом разнесся по всему тракту! Сердце замерло в ту же секунду. Это был большой облом…
Только собрались остановиться, чтобы найти источник звонкого металлического шума, как мы увидели их, нет все-таки не их, а ИХ!!! Мы увидели велосипедистов, движущихся в попутном направлении вместе с нами, и звон исходил определенно от них! Очередные сумасшедшие люди, которые проехали Памирский тракт на велосипеде. Мы обогнали их, но еще очень долго эхом разносился по округе звон железных бубенцов этих отчаянных мужчин!
Безумно крутые ребята! Искренне восхищаюсь и завидую! Я бы так не смог!
Перед границей осмотрел днище, арки на наличие посторонних предметов, по совету тех самых дальнобойщиков, и примерно в 14:30 въехали на МКПП «Казыл — Арт».
Границу проходили вместе, пограничники провели беглый осмотр авто, в транспортном отделе забрали бумагу временного ввоза и отпустили с миром. Сперва правда забрали русхатому, но после просьбы оставить на память— с удовольствием вернули.
Дорога в нейтральной зоне между КПП проходит через перевал Кызыл — Арт и больше похожа на танкодром, километров 20 лютого звездеца.
Во время спуска с перевала зашумело заднее правое колесо и увеличился ход педали тормоза. Совсем не кстати нарисовалась проблема с тормозами, решаю спускаться, накачивая педаль, все равно машину домкратить негде. А на КПП уже разберемся что к чему.
Видимо, чтобы добавить огоньку нашему спуску, всевышний решил посыпать без того мокрую глиняную дорогу еще и снегом, и последние километры мы уже катились по снегу.
Говорят, тут очень красивые виды, но, к сожалению, видимость была совсем не очень! Поэтому поверим на слово!
А когда наконец-то спустились к МКПП «Бор-добо», внизу уже лежал 3-сантиметровый слой снега.
Казалось бы, все хорошо, мы спустились, что может пойти еще не так?! А может, и еще как!
Чтобы попасть из Таджикистана в Кыргызстан, нужно разрешение министерства туризма.
• https://tourism.gov.kg/ по емайл tourism.department@tourism.gov.kg
• телефоны для справок +996 (312) 62-18-61, 62-18-44, 62-18-49
13 сентября я написал на почту министерства туризма, о своем намерении пройти границу через КПП «Бор-добо», но нам не ответили. Тогда 14 сентября я написал в Ватсапп девушке по имени Нурча, она занимается пропусками, и именно с ней напрямую работают пограничники.
+996 700 604 244— Нурча
Нурча ответила достаточно быстро, отправил ей сканы паспортов, СТС и обозначил примерную дату въезда. Далее она сказала, что по последним требованиям документы по-хорошему нужно оформлять платно через турфирму, но сейчас попробует внести нас в готовые списки. И через 2 часа Нурча написала, что нас внесли в списки людей на пересечение границы и мы можем спокойно ехать. Никаких подтверждающих документов не отправила. А я по глупости своей и не спросил.
И вот, значит, 27 сентября в пятницу, в 15:00 часов стоим мы, как двое из ларца, перед пограничником, и он торжественно нам заявляет, что в списках все напутали и записали в списки на выезд из Республики Кыргызстан в Республику Таджикистан! Показал нам документ, чтобы мы могли убедиться в этом собственными глазами. Но ничего страшного, с Нурчой уже связались, и через пару дней документ переделают и пройдете границу, а пока можете располагаться здесь возле КПП, как те 2 китайца, что живут уже тут вторые сутки!
Жить тут 2 дня при минусовой температуре в планы моей супруги, видимо, не входило, поэтому она как бульдозер наехала на пограничника со словами: «Я не китаец и жить здесь не планирую перед КПП. Имейте в виду, ночевать я приду к вам! И не одна, а с мужем».
Пограничник, видимо, понял, что сейчас она будет штурмом брать целый КПП, а подмога прийти, возможно, не успеет, поднял белый флаг и начал вести переговоры.
Языком дипломатии и угрозой физической расправы над всей заставой — застава капитулировала!
И мы по-братски въехали в дружественную нам Республику!
Сейчас я хочу сказать, что нам исключительно повезло. Так не бывает, поэтому рекомендую не повторять это лично. Лучше иметь на руках документ о том, что вас действительно внесли в список на пересечение границы. Связаться вы ни с кем не сможете, даже если у вас есть сим-карта Таджикистана, то ближайшее место, где ловит сеть — это поселок Каракуль, в 70 км от границы. А сим карту Республики Кыргызстан, как вы понимаете, на границе не продают. Если что-то пойдет не так, то вопрос решается не ранее чем через 2 суток, а с учетом выходных и того больше.
Телефон человека, который делает пропуск через фирму:
+996 776 770 090 – Абдулкадыр
Цена 15$ с человека, писать заранее, минимум за 2-3 дня, но лучше за неделю.
27 сентября - 1 октября Кыргызстан.
Республика Кыргызстан приветствовала нас обильным снегопадом! Оно, конечно, приятно, что перед нами расстелили белую дорожку, по которой кроме нас еще никто не проехал, но мело с такой интенсивностью, что местами мы теряли направление дороги и ориентировались буквально по карте в телефоне. Фотографии нет, желания фотографировать не было никакого, так что просто поверьте.
В 26 километров от КПП будет первый населенный пункт Сары-Таш (высота над уровнем моря 3150 м). В котором есть кафе, гостевые дома и АЗС. Мы остановились в Guest House Akun (39°43'36.3"N 73°14'53.0"E). Хорошие чистые комнаты, демократичная цена, очень вкусная кухня и радушные хозяева! Очень рекомендуем их кафе и гостевой дом! Здесь же разменяли наличность.
Тут мы решили остановиться, переждать зиму и наконец-то разобраться с задним колесом. Самочувствие наше стабилизировалось, что привело автоматически к улучшению общего настроения. Поэтому я рьяно взялся за дело.
Источником шума колеса оказалась сорванная тормозная накладка. Запасных задних колодок у меня не было, зато был эпоксидный клей, который заботливо в дорогу дал тесть со словами: «В дороге вещь нужная!» Все почистил, наждачкой риску набил, обезжирил, приклеил, стянул для надежности животворящей синей изолентой, положил на печь сохнуть, и дело в шляпе!
К 11 часам следующего дня конь был вылечен и уже стоял бил копытом. А мы ждали отмашки, чтобы ехать дальше. Впереди был перевал Талдык, который местами замело и движение по нему было затруднено. В 13 часов с перевала поднялись первые машины, и уточнив возможность проезда, мы отправились дальше!
До Оша впереди 200 километров хорошей дороги с потрясающими пейзажами и затяжными перевалами. Кыргызам повезло с природой больше всех! На небольшом клочке земли столько красоты уместилось, но для нас включается режим «доездинг», наша задача теперь только по большому счету добраться до дома.
До Оша удалось добраться к 17 часам. Поиск колодок не увенчался успехом. Да и, в целом, не очень-то я переживал за колодки, приклеилось там все намертво, так, чисто для успокоения души купить да в машину закинуть.
Остаток дня провели в пешей прогулке по городу, нашли, где принять душ и на выезде из города устроились ночевать на заправке.
С утра заправщик увидел, что мы проснулись, заботливо принес горячей воды для умывания, напоил нас чаем, и позвал к себе в гости. Грозился приготовить самый вкусный плов, но, увы, время нас торопит, и нам пришлось отказаться от такого замечательного предложения! Спасибо тебе, добрый человек, за твое искреннее добродушие и гостеприимство!
А впереди нас ждет столица республики.
Супруга настояла, чтобы мы все-таки попробовали найти колодки в Бишкеке, и мы решили попытать удачу. Бишкек большой город, столица республики, но, к сожалению, нет тех привычных для нас больших магазинов автозапчастей. Таксисты рекомендовали ехать на авторынок, там мы должны найти колодки!
Рынок — это, конечно, пипец. Как в 90-е, все на коленках, хаос, тут же авторазбор, там же красят, рядом продают запчасти. На обочинах разбирают машины, для подбора детали по образцу. Уф!!! Да уж, отвык я от такого! Нашли торговую точку с колодками, даю part number детали, продавец кривит губой и достает бумажный каталог и ищет! Колодок нет! Идем дальше, снова торговая точка. Part number никого не интересует, опять поиск по бумажному каталогу — снова таких колодок нет! Продавец предлагает подобрать по образцу, я вежливо отказываюсь. Спасибо не надо! На третьей и последней точке находим колодки, торгуемся, забираем!
Остаток дня тратим на прогулку по центру Бишкека. Бишкек нам понравился, какой-то теплый, домашний. На зданиях сохранились советские вывески, много сталинского ампира и современных зданий. Большое количество молодежи, все гуляют, дружат, а обилие уличных музыкантов только скрашивает вечер! Короче, класс!
Пока искали место для ночевки, были остановлены дорожной полицией. Сразу просит страховой полис, полиса нет. Объясняю, что читал про наличие страховки в Республике Кыргызстан, получил отрицательный ответ. Инспектор, говорит, что нужна, даже для транзитников, но в такое время уже не оформить. Поговорили по-человечески, объяснили ситуацию, что завтра планируем уже покинуть страну, и нас отпустили с миром.
Ну, а мы в свою очередь еще немного проехались по городу, нашли удобное место для ночевки на выезде из города и легли спать.
Границу с Казахстаном решили проходить, через КПП «Каркар». По информации из интернета, данный КПП не сильно загружен, но единственный минус, что работает до 18:00. Также есть информация, что работает с 1 мая по 1 октября, или с 1 мая по 31 октября. Много противоречивой информации, но решаем рискнуть на удачу.
Поэтому как всегда ранний подъем, в 7:00 мы уже в дороге!
На завтрак добыли горячего хлеба, сварили кофе и отправились дальше в сторону дома!
По пути заехали на каньон Конорчек. Дорога сильна размыта, добраться до самого верха не получилось. Но это не помешало получить удовольствия от прогулки по каньону.
Координаты на поворот в сторону каньона (42°35'57.9"N 75°48'46.8"E).
Чуть дальше по трассе каньон Кок-Мойнок, но мы проскочили проезд, возвращаться уже было далеко.
Еще пара часов хорошей дороги, и вот мы уже проезжаем Иссык-Куль.
Тут тоже все просто, небольшая прогулка по берегу, намочили ноги, сделали фотография на память и в дорогу!
К пограничному пункту подъехали в 16:30. Анна пересела опять за руль. КПП «Каркар» работал, народу нет, быстрый осмотр, транспортный контроль, штамп в паспорт и алга!
К сожалению, про сезонность работы я так и не узнал, а вот время работы было сокращено до 17:00. Пока писал отчет, прочитал в интернете, что по указу президента пропускной пункт с ноября 2024 стал работать круглосуточно!
Казахстан, встречай!
1-4 октября Казахстан/Россия.
На КПП «Кеген» со стороны Казахстана нас разделили, я снова отправился пешком.
Супруга достаточно быстро уладила все вопросы, в очередной раз показала и рассказала, как мы спим в нашей маленькой машинке, поулыбалась и была такова!
Так как световой день уже достаточно короткий, мы решили согласно плану переночевать в городе Кеген.
Кеген — очередной депрессивный приграничный населенный пункт, в котором наличие отеля уже повод для радости! Hotel KEGEN, находится по адресу: ул. Абая - 22А (43°00'52.5"N 79°14'11.8"E). Тут же разменяли немного денег.
Дорога домой, судя по карте, предстояла достаточно длинная, несмотря на то, что в цифрах достаточно скромно выглядело!
Поэтому мы не стали терять время даром, а с утра пораньше начали движение! Впереди нас ждет череда каньонов, собственно, для этого мы и ехали в этот район.
Черный каньон, Лунный и, конечно же, Чарынский каньон.
Вдоволь нагулявшись по каньонам, мы отправились в сторону Алматы.
Дороги хорошие, поэтому движемся в хорошем темпе. Впереди попалось несколько платных участков дороги, проезд по которым списывается автоматически с баланса в приложении. Но это для местных, а я уже по приезду домой зашел на сайт Kaztoll.kz и при помощи друзей из Казахстана оплатил задолженность за проезд по платной дороге. Для чистой совести, так сказать.
Сперва планировали ехать через Балхаш и Караганды, но, поговорив с местными, узнал, что дорога сильно перегружена, постоянный ремонт дороги и дорогу активно пасут Жол-патрульiдик полицаясы, решаем перестроить маршрут через Тылдыкорган — Усть-Каменогорск.
Участок дороги Тылдыкорган — Усть-Каменогорск тоже активно ремонтируется, ограничение скорости 40 километров в час, но мы действуем по отработанной схеме. Цепляемся за местный тягач с полуприцепом и идем в его фарватере и с его скоростью, скрываясь от посторонних глаз. Наше путешествие подходит к концу, и на финишной прямой хотелось бы как можно реже попадаться на глаза доблестным дорожным инспекторам Республики Казахстан.
Участок дороги до самого Усть-Каменогорска монотонный и скучный, глаза ни за что ни цепляются. Тут просто едем и едем, останавливаемся на ночлег и снова едем.
Ночевка в машине нам очень нравится, проблема с поиском ночлега автоматически отпадает. Главное найти душ перед ночлегом и дело в шляпе. Обычно за пару часов до остановки на ночлег, мы начинаем по дороге искать отель, душевой комплекс, делаем остановку на банно-прачечные процедуры, а потом ищем место для ночлега.
Знаете, что может быть лучше ночевки в машине? Это ночевка в теплой машине! Последняя ночевка в автомобиле километров за 100 не доезжая Усть-Каменогорска, в эту ночевку впервые несколько раз вставал и заводил машину, чтобы включить печку! Пока нагревалась машина, я лежал и мечтал об автономке, или на крайняк о сигнализации с автозапуском! Пока тарахтел движок, я лежал и думал, куда вкорячить автономный отопитель.
Утро 4 октября выдалось морозным, мы стали догадываться, что дом совсем близко, и несмотря на то что еще 2 днея назад мы гуляли по каньонам в одних майках, дома уже осень вступила в свои законные права. И сразу тоскливенько так на душе стало, но грусти не грусти, а собираться в дорогу надо. До границы еще около 200 километров, хотелось бы попробовать дотянуть до дома одним днем.
Границу решаем проходить через пограничный пункт в районе села Красная Шемонаиха.
На КПП нас снова разделяют, я прохожу быстро. Анна задерживается, так как всех просят нести вещи через рентген. А у нас там вещей — целый вагон и тележка. Поговорили с пограничниками, попросили на месте осмотреть сумки, рассказали, откуда и куда едем, показали, как раскладывается наше спальное место, вытащили пару сумок для досмотра и на этом все. Проверили штрафы, штамп в паспорт и айда на Родину!
Казахстан, прощай!
Россия встречает нас почти пустым КПП и суровыми пограничниками. Взмах руки, направление для маневра и остановка. Суровый взгляд служителя закона дает понять, что Российский КПП это вам не это!!! Нас снова разделили, обаяние Анны магическим образом перестало действовать на территории КПП. «Наверно, мана закончилась», — подумал Штирлиц!))
Стоя в очереди, переминаясь с ноги на ногу, смотрю, как Анна показывает машину пограничнику и слышу голос из окна регистрации: «Пассажир черного Ниссана, что стоим? Кого ждем? Цигель, цигель! Не тормозим!» Ну, точно Родина, подумал я! Растекся в улыбке, отдал паспорт, получил заветную печать, и вот я дома!
Ну что, здравствуй, родная! Встречай блудных своих детей!
Черт возьми, как же мы любим возвращаться домой после очередного нашего путешествия! Непередаваемые чувства! Здесь все знакомо, все понятно! Знаки на своем месте, разметка соответствует знакам, поведение пешеходов прогнозируется, цены в магазинах не нужно переводить в рубли. Продавцы уже заботливо перевели для нас и написали готовое число на ценнике! Ооо, тоочно! Ценники на товарах, их тоже приятно видеть!
Едем не спеша, 90 км/ч. Нас потихоньку начинают обгонять.
— Ань, а че нас все обгоняют? Забыл, сколько ехать можно?
— 20 км/ч — нештрафуемый порог.
— Ааа, ну тогда понятно… Тогда и мы прибавим маленько.
И мы немного прибавили. Проскочили в час пик Барнаул, далее поворот на трассу Алтай — Кузбасс, выход на дорогу 1 категории в районе Ленинск-Кузнецкого. Дозаправка на АЗС Газпромнефть, латте в фирменном стакане, выезд на магистраль— скорость 110 км/ч, и в 21:58 мы дома. Все, приехали! Уф…
Пробег сегодняшнего дня 990 км.
Поднялись домой, дома дочь шуршит — суету наводит, веником метет! Как всегда, порядок отложен на последние минуты. Все, лафа закончилась, мамка с папкой приехали! Последняя радость этого дня — заботливо приготовленный сестрой ужин, стоящий на плите! Спасибо тебе, Марина, огромное за заботу!
Итоги.
В цифрах это — 15500 километров и 34 дня.
Не все точки до единой указал на карте, но картина общая понятна, маршрут путешествия получился примерно таким:
По затратам, тут даже мы удивились. Дело в том, что супруга скрупулезно ведет путевой журнал, в котором указываем все траты и пробеги, поэтому подсчеты точны.
Итого: 156000 руб.
Мы, безусловно, гордимся этой поездкой! Гордимся тем, что решились на нее, и ни разу не пожалели об этом! Вернусь ли я еще раз на Памир? Однозначно! Супруга? А куда я без нее!
Во время поездки ни один Ниссан не пострадал, ни одна шаровая не застучала. С автомобилем не случилось абсолютно ничего, сорванное феродо даже в расчет не беру. После поездки ничего не требовало ремонта и замены. К удивлению, даже ни одного штрафа за нарушение ПДД не заработали, ни одного колеса не прокололи.
Закончу, пожалуй, словами Алексея Конева из его отчета: «Из Томска на Памир под советским флагом».
P.S. Не сидите на заднице, путешествуйте. Всё интересное — где-то ТАМ. Каждая поездка трансформирует человека, и каждый раз, возвращаясь домой, будете понимать, что стали немного другими.
Не слушайте тех, кто говорит, что для поездок нужен внедорожник. Врут. Таких хватает только на выезды на пикники за город.
У каждого есть своя дорога. И эта дорога ждёт.
Конец!