Сказ о том, как привить автотуризм слабой половине человечества, или Поездка в Грузию всей семьей на автомобиле в 2019 году

28.08.2020 | 14007 просмотров

Предисловие

Помимо того, что я являюсь рядовым автомобилистом, так же являюсь и рядовым мотоциклистом! На мотоцикле езжу с 2006 года, но дальше Новосибирска никогда не выезжал, до тех пор, пока с товарищами не решили съездить помочить ноги в Черном море. Случилось это первый раз в 2012 году на мотоцикле Yamaha Drag Star 400 в компании товарищей — на трех мотоциклах мы поехали в Крым. Маршрут был следующий: Кемерово — Омск — Ирбит (мекка мотоциклистов) — Пермь — Ижевск — Набережные Челны— Волгоград— Анапа—Новороссийск — Севастополь — Донецк — Ростов-на-Дону — Волгоград — Самара —Уфа — Челябинск — Омск — Кемерово. Расстояние было пройдено 11200 км. И я проникся, проникся духов авантюризма и путешествия. Неизведанным мною местам, знакомству с новыми людьми, ночевками в палатке, под кустом и на берегу моря. В общем, я почувствовал весь кайф большой дороги.

Оценив все преимущества путешествия компанией, в следующее свое путешествие я поехал уже один. Правда, случилось это только в 2017 году. На мотоцикле Honda VT1100С, собирался посетить Грузию. Очень много читал и очень много хотел там побывать, но загостился у бабушки в пос. Джигинка в Краснодарском крае и в Грузию не поехал. Пройденный маршрут был на этот раз таким: Кемерово — Омск — Ирбит — Нижний Тагил — Ижевск — Волгоград — Анапа — Сочи, и домой возвращался через Курган. На колеса было намотано 12400 км. И тут я познал дзен…

Потом случилось событие в моей жизни, к которому я не совсем был готов, — я обзавелся семьей!))) Нет, нет… На базаре, конечно же, я ее не купил, на День Рождения мне ее не подарили, но, тем не менее, в один день раз и все!!! И я стал примерным семьянином, главой семейства (по крайней мере, я так считаю))). А вместе с этим походы в Ленту, в Леруа Мерлен, короче, заботы-хлопоты)). Но Военно-Грузинская дорога не выходила из моей головы ни на минуту…

И вот настало время планировать отпуск 2019 года, были подбиты даты… Так как в семье нас трое, то идея поездки на мотоцикле отпала сама собой. Поэтому деликатно было предложено даме моего сердца поехать в отпуск к Черному морю на машине. В ответ я услышал примерно следующее: «Что я, дура что ли, пол-отпуска в машине трястись?!?!?!»

No comments... Занавес…

И начался неспешный мониторинг цен на авиаперелет из Сибири в тепло, но задница все равно просила настоящих приключений… Параллельно с мониторингом цен на авиаперелеты я при каждом удобном случае расхваливал авто/мототуризм.

Предложил показать ей Волгу с палубы теплохода, рассказывал за завтраком и ужином, как же хорошо и познавательно путешествовать на автомобиле, о том, сколько всего интересного невозможно увидеть из окна самолета. Расхваливал Грузию так, будто бы я родился и вырос в Тбилиси или где-нибудь в Боржоми! В перерывах между завтраком и ужином, невзначай предлагал пересмотреть старые-добрые советские фильмы: «Три плюс два», «Мимино». Не гнушался «случайными просмотрами» «Орла и решки» в Тбилиси и Батуми. По глазам моей мадам я видел, что мне почти удалось склонить ее к автомобильному путешествию. Но я заблуждался, она была непреклонна… Люди с Кавказа не внушали ей доверия…

Будут вас кусать,
Бить и обижать,
Не ходите, дети,
В «Африку» гулять!

Тогда я пошел на некоторые ухищрения. Путем нехитрых историй о том, как прекрасно путешествовать на автомобиле, как человек растет в дороге, как легко можно познать окружающий Мир, на мою сторону перешел ребенок.

Пока я выставлял сети и разбрасывался приманками, стоимость перелета Новосибирск — Анапа и обратно плюс сопутствующие расходы за троих человек была больше похожа на вымогательство и грабеж со стороны авиаперевозчика, поэтому с кровными моя жаба решила твердо не расставаться. И задница вместе с жабой предприняли новую атаку на мою даму, чтобы уговорить ее на автомобильный круиз. И знаете, совместными усилиями им это удалось)))))!!! Ур-р-р-а!!!))))

Путешествие начинается.

Планирование путешествия, подготовку, выкидывание лишних вещей из чемоданов — на себя взял я как самый «опытный» участник экспедиции. Остальные участники экспедиции занялись… Фиг его знает, чем они там занимались)), съестные припасы заготавливали, ногти красили, волосы)), красоту, в общем, наводили)).

Автомобиль подготовлен, заменены колодки, жидкости, подшипники, задние амортизаторы взамен потекшему, новая резина взамен потрескавшейся. Сумки собраны, продукты на пару дней запасены, весь необходимый шмурдяк собран, значит пора… Ждем часа Х (это икс), пытаемся поспать перед стартом, а фиг вам!) Знаете же, как сложно уснуть перед волнительным событием следующего дня!)))

Итак, знакомимся: Руслан (водитель), Анна (штурман и запасной пилот), Александра (душа компании) 9 лет от роду, плюшевый барбос по кличке Босс и наш верный Росинант — Nissan Note 1.4 MT.

Ну что, поехали?!?!Поехали!!!

Старт 2 июня в 4:00 часа утра. Нас провожает мама, фотография перед стартом, волнительный момент пуск и погнали))!

Путешествие начинается с первого метра!

Выезжать на рассвете всегда приятно, легкая дымка, тишина вокруг, слышно только шуршание шин по асфальту, изредка попадаются просыпающиеся дальнобойщики, неспешно покидающие кабину, чтобы сделать свои важные утренние дела)). Так мы докатились до Новосибирска, обошли город стороной и взяли курс на Омск. Про участок дороги этот и сказать-то нечего особо, дорога да дорога — камер только черезчур много, больше только в Башкирии, но об этом еще предстояло только узнать.

Про камеры и антирадар. Перед поездкой хотел приобрести антирадар, но никак не мог найти по отзывам на 100 % хороший прибор за вменяемые деньги. Поэтому, принимая во внимание тот факт, что за 15 лет вождения различного транспорта, штрафов за превышение у меня не набралось и 10, было решено обойтись без антирадара. Скачал только приложение на телефон «Антирадар» и то из чистого любопытства. Забегая вперед, скажу, что прекрасное приложение с очень хорошей картой стационарных камер и излюбленных мест установки треног. Процентов 80 камер были обозначены в приложении. Штраф за превышение за всю поездку пришел всего один, тренога была замечена слишком поздно, так как спрятали ее между ограждениями на магистрали.

Честно сказать, очень переживал за поездку, как воспримут ее мои девчата, будут ли уставать в дороге, но, на удивление, все шло очень хорошо, настроение было веселое, а глаза горели. Где-то за Новосибирском остановились позавтракать домашними припасами и снова в путь. Километры мотались на колеса, верстовые столбы сменяли друг друга, знакомые кудрявые березки по старой памяти махали ветками))), и болота… Болота и болота кругом, хотя это не просто болота, а, между прочим, БОЛОТА, внесенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Так мы добрались до Омска, прошли по объездной и взяли курс на Ишим. Километров 150 после Омска, остановились на ночь в придорожном мотеле примерно в 20:00. Пройдено 1050 км. Настроение хорошее, все довольны. У меня аж камень с плеч упал. Александра впервые в жизни ночевала в мотеле, эмоций было больше, чем от всей поездки по итогу!))) В мотеле познакомились с земляками из Киселевска, едут в Крым, впоследствии пересекались с ними еще не раз в течение нескольких дней.

День 2. Подъем в 5:00, утренний кофе, сборы и старт. Сейчас пишу и вспоминаю, как выехали на дорогу, остановились, посмотрели налево, потом направо. Включил 1 скорость, дал газу и ускорился — 2,3, 4, 5… Впереди Ишим, а для нас самые сложные первые сутки закончились, дальше пойдет как по накатанной. Александра спит в машине, а мы встречаем рассвет с Анной. Давно мы не встречали рассвет вместе, а тут прям романтика сама идет к нам в руки.

Небольшой лайфхак для тех, кто не любит федеральные трассы. Еще в 2017 году возвращался на мотоцикле домой, помня разбитую дорогу на участке Челябинск — Омск, решил проехать в обход федеральной трассы через Шадринск и Заводоуковск.

Так и сейчас, взял курс после Ишима на Заводоуковск и Шадринск. Дорога, конечно, не на 5 с плюсом, но четверку с минусом тянет. А главное никаких машин. Едешь один, камер нет.

На этом участке без зазрения совести ехал 120-140 км/ч.

Кстати про скорость. Скорость старался держать в основном не выше 20 км/ч выше разрешенной, что позволяет не пугаться радаров и не терроризировать нервную систему свою и окружающих. Главное ехать стабильно.

В селе Нижнепетропавловское находится очень завораживающая старая церковь. В 2017 дорога проходила через деревню, а сейчас дорогу отвели в сторону, но ее видно с дороги, чтоб подъехать ближе, надо свернуть в деревню.

Церковь Петра и Павла была заложена в 1810 году. С приходом советской власти церковь закрыли, разграбили и потом использовали для различных нужд — под конюшню, мастерские. Село, к сожалению, уже почти вымершее, проживает в нем около 150 человек. Поэтому век его не долог, как и судьба многих сел и деревень на территории нашей Великой Родины!

Остановились, прониклись духом времени, местом, взяли кусочек кирпича с земли на память и дальше в путь.

Так по прекрасной лесной дороге мы проехали большую часть дня, пересекли 4 области, незаметно прошли Челябинск по объездной и взяли курс на покорение Уральских гор.

В 19:00 остановились на ночлег в мотеле где-то возле Юрюзани. Поужинали, выпили по бутылочке пива, размялись и спать легли в 21:00. Прошли 1120 км.

День 3. Подъем в 5:00. Стандартные процедуры — душ, завтрак, в течение часа собираемся и выезжаем. Снова туман, и никого нет. За окном дождь, температура +12, Саша спит в машине.

Природа изменилась. Вдоль дороги камни, на камнях худые березки, болот нет.

В пути уже 2 часа, у нас с Анной появился риск умереть от интоксикации, Александра пукает всю дорогу и не замечает этого — спит))). У нас уже кружится голова, глаза приобретают синий оттенок, открытое окно уже не помогает. Появился риск не дожить до вечера))))).

Примерно через час нас нагнал Земляк, которого встретили за Омском. Обогнал и был таков.

Уральские горы — не знаю, что сказать, красиво, черт возьми! Все нужно видеть самому, чужие слова никогда не передадут тех ощущений, что могут передать собственные глаза!

В полдень примерно были уже в Башкирии. Вдоль дороги качают нефть, для меня все было знакомо, а мои девчата видели впервые. Представляли они себе эти штуки, что качают нефть, гораздо больших размеров.

В Башкирии очень много радаров. Так и норовят поймать кого-нибудь из кустов.

Одним махом проскочили до Жигулевска, фотографировались на фоне гиганта отечественной энергетики — Жигулевской ГЭС! Вторая по мощность ГЭС в Европе, а в каком живописном месте находится, и слов не подберешь… И снова хочется сказать, что такие сооружения обязательно нужно увидеть воочию, чтобы восхититься масштабом человеческих трудов!

Подурачились и дальше в дорогу, впереди по курсу Саратов! Девчата довольные, очень им нравится несмотря на все тяготы и лишения, которые присутствуют во время нашего семейного трипа. Крутят головами в разные стороны. После Саратова пейзажи более монотонные. А я, а что я?! А я каждый раз, как проезжаю по этой дороге, вспоминаю один из величайших фильмов о войне «Они сражались за Родину». Перед глазами та же степь. Кажется, где-то там отступает стрелковый полк, чтобы потом научиться воевать на этой вот самой Земле… В голове звучат слова рядового Некрасова про окопную болезнь, Петра Лопахина про самые дорогие и редкостные слова. Мелькают кадры из фильма перед глазами…

Александре, пользуясь случаем, рассказываем о войне, о тех трагических днях, о героях. Приводим примеры о беспрецедентном мужестве солдат, о женщинах в тылу и на фронте, о детях и стариках, что ковали победу в тылу. Александре было тяжело понять, как ее сверстники могли работать на заводах, полуголодные и неспавшие, из последних сил старались внести свой посильный вклад в общую Победу! Вечная слава Героям, павшим и победившим!!!

Так в размышлениях и разговорах мы проехали Саратов и остановились в 300 км от Волгограда на ночлег примерно в 21:00. Проехали 1200 км. До вечера, к счастью, удалось дожить!

В гостинице номер оказался последним и с сюрпризом))), недалеко от номера работал насос и качал воду из скважины, гудел нещадно всю ночь. Но нас это мало беспокоило, уснули мы моментально.

День 4. Перед Волгоградом решили позволить себя выспаться, поэтому проснулись в 6:00. Стандартные процедуры, и вот мы снова в пути! Волгоград по плану у нас на 1 день. Было бы просто кощунством проехать Волгоград транзитом.

В 11 часов дня мы наконец-то превратились в настоящих туристов! Началась культурная составляющая нашего отпуска. Посетили Мамаев Курган и снова встретили того самого земляка из Киселевска, поздоровались, посмеялись случайной встрече второй раз и разошлись.

После Мамаева Кургана посетили музей-панораму «Сталинградская битва».

Прогулялись по набережной и наконец-то осуществили первое обещание — покатали Анну на теплоходе по Волге.

А по Волге вверх теплоход,
А по Волге вниз теплоход.
Кто-то ждал, а кто-то встречал,
Дальние огни...

Вдоволь нагулявшись, поехали в гости к родственникам, нас уже заждались. Вечер завершился в компании хороших людей, за приятными беседами. Послушали рекомендации по поводу Грузии. И уставшие легли спать. Проехали в этот день 550 км.

День 5. Снова решили позволить себе выспаться и проснулись в 6:00 часов. Сегодня последний рывок до поселка Джигинка (Анапский район), там нас ждет наша бабушка. Решили сделать небольшое отклонение от маршрута и посетить военно-мемориальное захоронение в Россошках.

Про дорогу.

Трижды я ездил к Черному морю в сторону Анапы, и лучшей дорогой считаю после Волгограда это направление на Сальск — Тихорецк — Тимашевск и Славянск-на-Кубани. Плюсов много, как минимум это отсутствие траффика, красивые виды из окна автомобиля, возможность посмотреть на тихую размеренную жизнь на Юге России, а еще, выезжая на Сальск, очень рекомендую заехать на 1 шлюз Волго-Донского канала, заодно и посетить самый большой памятник Отцу Мирового пролетариата.

Так не спеша, на 5 день мы доехали до Джигинки к 21:00. Проехали около 1000 км. Встреча с родственниками, банька, ужин и прекрасное домашнее вино за беседами (а как же без него на Кубани-то) закончили наш день.

В течение нескольких дней мы решили никуда не двигаться далеко. Только поездки одного дня, лишь один раз ночевали в палатке на берегу моря с друзьями. Прокатились по Черноморскому побережью, купались и снова ехали. Заехали на винодельню в каком-то хуторе, нам провели мини экскурсию.

Погуляли по Новороссийску, искупались в Джубге. Очень нам каменистый пляж понравился, не нужно долго идти по воде, чтобы купаться. В 3 метрах от берега можно плавать, в отличие от пляжей Витязево, где мелководье и песок. Погуляли в Абрау-Дюрсо. Посетили парк аттракционов в Геленджике по просьбе Александры. Парк, хочу заметить, с крайне недемократичными ценниками, которые совсем не соответствуют предлагаемым развлечениям. В общем, мимо и еще раз мимо. Крайне не рекомендую.

Не могу не рассказать о замене масла на СТО перед кольцом на Крымский мост. Утро — мы первые клиенты. Механик еще не переоделся, был полон сил.

Диалог развивался следующим образом:

Добрый день, масло заменить надо! Цена?
— 300!
— У меня защита картера.
— 400!
— Ок!
— У Вас «чашки» или коронки для снятия фильтра есть? А то фильтр стоит по-козлиному, хрен подлезешь? С коронкой и трещоткой плевое дело!
— Я 20 лет масло меняю, у меня автосервис европейского уровня! У меня все есть…

Сервисмэн слил масло, проткнул отверткой фильтр и все… Фильтр ни туда, ни сюда. Он его и наждачной бумагой, и ремнем навесным, и ремнем ГРМ, и чем только не крутил, но чашки и коронки у него не оказалось. Эх, если бы я знал, что у него нет этих нехитрых приспособлений, то ни за что бы не дал ему масло сливать. Механик тем временем проклинал всех: того судака, который закручивал фильтр, японских инженеров, меня за то, что я приперся на своем ведре, солнечный день, чью-то мать и самого святое — президента Российской Федерации.

После теплых слов о президенте, истыканный отвертками фильтр решил все-таки сжалиться над механиком и поддаться. Ровно час ушло на замену масла, целый час. Когда наступил момент расплаты, я протягиваю механику 500 рублей, механик берет, но сдачу не дает:

— Сдачу, пожалуйста, 100 рублей!
— Да я тут целый час е…лся!!!
— Я сразу спросил, есть ли у Вас «чашка» для снятия фильтра. Вы сказали, что у вас сервис европейского уровня! Поэтому не надо меня обвинять в том, что Вы меняли масло целый час. Без инструмента масло вообще можно сутки менять.
—На, держи свои 100 рублей, понаехали тут за сотку удавитесь!

Так прошла моя первая в жизни замена масла в сервисе. Я не жадный человек, и 100 рублей мне этих не жалко было бы в другой ситуации, но я принципиально забрал сдачу, так как товарищ механик очень нелестно отзывался обо мне, чьей-то матери и президенте В.В. Путине. К слову о понаехавших — механик оказался «коренным» кубанцем с Донбасса.)))

После замены масла решили прокатиться по легендарному Крымскому мосту, вокруг которого столько разговоров. Мост как мост, ничего особенного! Но не могу не признать, что здорово экономит время попадания на полуостров. Значимое строение в нынешней России! В 2011 году пришлось потратить весь день на то, чтобы добраться на пароме через порт Кавказ на Крымский полуостров.

По дороге пришлось подтягивать защиту двигателя, так как ответственный мастер не удосужился прикрутить защиту подобающим образом. Наверно, мои 100 рублей начали мне аюкиваться. )))

Прокатились по Керчи, погуляли по набережной, купаться не стали — грязно, тина… Хотя, может, это просто мы заелись уже))).

Посетили Аджимушкайские каменоломни — очень эмоциональное место. После экскурсии еще долго в себя приходили. Вновь не перестаю восхищаться мужеством наших предков! Пытаюсь переложить массовые подвиги людей на современное общество и понимаю, что мы и в подметки не годимся нашим великим предкам.

На обратном пути заехали к родственникам на Тамань, опять вино в гостинцы, самогон.

Но долго продолжаться так не могло, дорога начинала звать все настойчивей, приходить по ночам и стучать в окно…

Но странный стук зовет в дорогу.
Может, сердца стук, а может стук в дверь.

И 12 июня, попрощавшись с бабушкой, мы выдвинулись в сторону российско-грузинской границы!

С Джигинки взяли курс на Тимашевск, решили срезать через поля и заблудились)))))). Посадки выше машины, дорогу не видно, еле как нашли ориентир в виде ЛЭП и выехали на дорогу)). Ох, уж этот я…Все мне какие-то маршруты новые хочется найти.

Раз уж зашла речь про заблудились, то неплохо было бы рассказать про навигатор, которым мы пользовались. А пользовались мы бесплатным приложением на мобильном MAPS.ME, которое работает прекрасно в режиме офлайн, нужно только предварительно карты загрузить. Очень редко нас подводил. Приложению однозначно даю оценку 5.

К вечеру заехали в Гулькевичи к родственникам, пообедали, поболтали и поехали в Новокубанск. Там нас ждали опять родственники, ужин и чистая постель. Ничем не примечательный день, по ничем не примечательной дороге закончился без приключений, но в уютной домашней обстановке! Проехали 450 км.

13 июня в 6:00. мы выдвинулись в сторону Верхнего Ларса, на единственный официальный пограничный переход. По рекомендации родственников поехали следующим маршрутом, в обход федеральной трассы: Новокубанск — Минеральные Воды — Георгиевск — Прохладный — Майский — Ардон — Владикавказ. Дорога, конечно, пустая, но очень много блокпостов. Часто останавливают, просят открыть багажник. Тишина вокруг, никого кроме местных. Беспокойное чувство не покидало на всем протяжении пути. Мне такие ощущения не нравятся в дороге, поэтому на этом участке пути нужно ехать другим маршрутом, на мой взгляд. Но все равно обратно поехал той же дорогой, чтобы перепроверить ощущения)). Все хорошо, беспокойное чувство пропало!

Где-то в районе Майского, на совершенно пустой дороге, проигнорировал знак STOP на ж/д переезде. Километров через 5 меня нагнала пердящая-дымящая патрульная девятка.

Не сразу я сообразил, где у них засада была, оказалось, сидели в засаде в овраге за телегой с соломой. Было оштрафован на 1500 руб. Взятку никто не просил, пистолетом не угрожали, все в рамках закона. Оформили и полетели дальше кусты свои охранять. Дальше был внимательней, стал чаще обращать внимание на подозрительно стоящие предметы, засад очень много… Прячутся по всем кустам, стоят чаще всего на склоне дороги.

Автомобильное движение в городах и поселках стало менее организованным, местные агрессивно водят, часто сигналят. Постоянные обгоны, метание из полосы в полосу. И тут на Кавказе царство — Жигулей! Обилие белых Приор не может не вызывать улыбку! Пока есть белая краска в Мире — ВАЗу не страшны никакие кризисы!)

Перед Владикавказом оформили при помощи мобильного интернета на сайте www.tpl.gel грузинское ОСАГО на 14 дней примерно за 700 рублей, чтобы не тратить время на поиск страхового агента после границы. Во Владикавказе, по рекомендациям автотуристов, залили полный бак бензина, т.к. в Грузии стоимость бензина ориентировочно 65 рублей. После Владикавказа природа стала резко меняться, впереди Кавказские горы.

Около 14:00 подъехали к российской границе, нам повезло — очередь небольшая. Готовились к худшему варианту развития события — длинной очереди.

На таможне никакой суеты, никто никого не пытается объехать. Пока стояли в очереди, наблюдал за пограничниками. Помимо людей в форме, замечаем одетых в спортивное трико молодых ребят кавказской национальности, которые активно участвуют в досмотрах. Для меня так и осталась секретом их должность, но поведение их не вызывало уважение. Постоянные громкие смехуечки, лузганье семечек на пару с погранцами.

Случайно подслушал неприятный диалог сидящих нога на ногу пограничников на скамеечке:

— Ну, че Колян зае…ал, пошли поработаем.

— Да не, не хочу — жарко…

— Ну пойдем вон тех вот (показывает пальцем на русскую семью из 4 человек) досмотрим, настроение испортим, а то больно лица у них веселые. Ха-ха-ха-ха!!!
 — Да отвали ты от них, пошли покурим!

Осадок остался от таких доблестных пограничников. Когда в 2011 году я проходил украино-российскую границу, российские пограничники оставили о себе только приятные воспоминания.

Нас оформили быстро, машину посмотрели беглым взглядом, и мы отправились на нейтральную территорию через тоннель. А какие виды вокруг открылись нашему взору, при каждом воспоминании голова кругом идет.

Не спеша подъехали к грузинскому КПП. Неуютно, волнение, полное непонимание того, чего ожидать от «враждебно» настроенных к нам людей. Время идет, и наконец-то наша очередь! К нам подходит пограничник-высокий представительный мужчина, здоровается, улыбаясь просит открыть машину. Досмотр занял несколько секунд, я отдаю документы в окно, мои девчата проходят пешком границу. Встречаемся уже за КПП, Анна успела поменять немного денег прям в помещении, где оформляла паспорт, по достаточно демократичному курсу. Прохождение границы заняло у нас суммарно 1 час 45 минут. И мы в Грузии!!!!! У-р-р-р-а!!!!

Дари-дури, дари-дури, дари- дарале,
Дари-дури, дари-дури, дари- дарале
шен генацвале

Невероятные ощущения, все еще не можем в себя от той красоты, что перед нами. И не придем еще очень-очень долго…

Ехали, останавливались, любовались красотами и снова ехали. Можно останавливаться хоть за каждым поворотом. Природа, башни, церкви — все как на ладони. Красоты всей не передать словами, поэтому рекомендую всем, кто сомневается, ехать и еще раз ехать! А тем, кто уже был, — снова повторить!

По этой дороге нужно проехать хотя бы раз в жизни...

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.

В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла…

Наверно, каждый из нас помнит эти школьные строки.

М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин недаром писали стихи об одной из самых красивых дорог в Мире.

В голове мелькают кадры из фильма: «Мимино».

Чито гврито, чито маргалито да,
Чито гврито, чито маргалито да.

По пути остановились возле минерального источника странного цвета, сделали пару кадров и снова в путь.

Впереди еще арка «Дружбы народов», я читал о ней и ожидал за каждым поворотом! Очень интересное сооружение!

Постепенно суровые высокогорные пейзажи начинают сменяться селами, вдоль дорог все больше торгашей всякими разными штуками.

Остановились возле крепости Ананури, Жинвальского водохранилища. Много остановок, мало фото, к сожалению, лучшие снимки остались в наших воспоминаниях.

Так за 4-5 часов мы доехали до Мцхеты, ориентируясь по офлайн картам приложения MAPS.ME. Было, наверно, часов 10 вечера, уже стемнело. Искали мотель, ехали не спеша вдоль домов, пытались увидеть вывеску, пока нас не окрикнула женщина: «Hotel Была озвучена цена 50 лари за трехместный номер в гостевом доме, и мы согласились. Как выяснилось, в стоимость входил и завтрак. Хозяйка виновато сказала, что на ужин мы опоздали, но она быстренько приготовит что-нибудь нам на ужин. Мы не стали отказываться! В дальнейшим ужин входил в отдельную плату, но стоил каких-то не очень больших денег. Вкусным ужином закончился наш день, проехали сегодня 650 км.

В гостевом доме нам понравилось, с балкона открывался вид на Светицховели, и мы решили остаться в Мцхете и двигаться в Тбилиси на автобусе.

Итак, продолжим…

Весь следующий день мы гуляли по Мцхете. Машину не трогали. Пока гуляли пешком, к нам подошел таксист и предложил свозить в монастырь Джвари и немного покатать по городу. Перед обаянием Ираклия (так звали таксиста) мы не смогли устоять и согласились. Ираклий отвез нас в монастырь Джвари, построенный в VII веке. Расположен на вершине горы у слияния Куры и Арагвы.

А эти строчки каждый двоечник и балагур помнит из школьной программы.

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

Очень много рассказывал, был нашим гидом в Мцхете. Настолько нам понравилось, что попросили его еще показать лучшие места города. В итоге за 4 часа прекрасного времяпрепровождения мы заплатили тысячу рублей. Ираклий просил немного меньше за свои услуги, но мы округлили в положительную сторону. Угощал нас своим вином. Мы чувствовали себя гостями, это приятное ощущение.

Ираклий простой мужик, работавший в советское время на предприятии, потом там, где платят, теперь на пенсии, подрабатывает таксистом, чтобы улучшить качество жизни своей семьи. Так же, как мы, искренне не понимает, какая тварь всех нас рассорила. С большой теплотой вспоминает Советский Союз и межнациональные отношения! Очень хорошо относится к бывшему президенту Михаилу Саакашвили, рассказал о реформах в годы его президентства. О полиции, за что ее уважают в Грузии! Обо всем говорили, о цене за газ, воду, о зарплатах и пенсиях. Много спрашивал о России и Сибири. Потом по нашей просьбе Ираклий отвез нас в лучшее кафе города (по его мнению), мы наговорили друг другу теплых слов и попрощались.

Впереди нас ждала местная кухня, о которой мы так наслышаны. Анна с нетерпением хотела попробовать аджарский хачапури, говорит, только из-за него и согласилась поехать в Грузию, а я заказал хинкали и местное пиво. Да простят меня эстеты)), но так хотелось холодного пива в жаркий день. В продаже всего два сорта пива — Зедазени и какое-то еще. Хорошее вкусное пиво, просто пиво. Александре по возрасту пиво не положено, поэтому она спасается от жары лимонадом. Боже, а какой лимонад в Грузии, просто закачаешься, никогда не пил такого вкусного лимонада.

В Грузии великолепная кухня!!! Большие порции, приятные цены и главное очень вкусно!

После обеда отправились на маршрутке в центр Тбилиси, нам подсказали, что нужно выйти на конечной, спуститься в метро, доехать до станции Руставели.

Про маршрутку надо сказать отдельно. Автобусы и маршрутные такси в основном состоят из Мерседесов. Автобусы не полные, в основном люди только сидят. Проезд на маршрутке стоит какие-то сущие копейки, с ребенка деньги не стали брать — вернули. Чем вызвали полное недоумение у нас! Водитель, возвращая деньги, произнес: «Что я собака, с ребенка денег брать?!?!»

Для нас это был первый шок в Грузии, и далеко не последний, как окажется потом. Александре пассажиры очень быстро нашли место, усадили ее с собой рядом, познакомились, и мы с ветерком помчались в Тбилиси. Про общественный транспорт хочу добавить, что в большинстве своем мужчины уступают сразу же место женщинам, детям и старикам без лишних взглядов. Ни разу наш ребенок не стоял в общественном транспорте, всегда ей уступали место, либо брали на колени или плотно двигались чтобы ей хватило места сесть. И на протяжении 2 недель, что мы находились в Грузии, почти всегда нам возвращали деньги за проезд, которые мы передавали «за троих».

Добравшись до центра города, мы отправились на изучение его.

Движение в Тбилиси достаточно оживленное, с парковками все не просто, много платных парковок. Очень хорошо, что мы не приехали сюда на автомобиле, с Мцхеты двигаться нам не было сложно! Когда собрались домой, то, добравшись до метро, вдруг осознали, что не знаем с какой станции приехали. Пришлось узнавать у местных, объяснили нам достаточно быстро. Когда ехали на автобусе по Мцхете в сумерках, то, честно признаться, не могли найти наш дом, пришлось обратиться к помощи зала! Хозяйку гостевого дома знают все, поэтому нас высадили прям напротив дома. Воротились уже в сумерках, Майя говорит, что начала беспокоиться уже.

Отдельно хочу упомянуть про хозяйку гостевого дома и его обитателей. Майя, не очень хорошо говорит по-русски, но очень старается понять наши просьбы и желания. На все у нее один ответ: «No problem!» Часто угощала Александру фруктами, мороженым. А еще на территории гостевого дома находится маленький продуктовый магазин, двери открыты всегда и выходят на улицу. Когда хозяйка не стоит за прилавком и магазин пуст, двери открыты все равно!!! Наблюдал неоднократно картину, как люди либо терпеливо ждут хозяйку для расчета, либо кладут деньги на прилавок и уходят…

Я был в культурном шоке. Я слышал, что такое возможно только в толерантной Германии, но уж никак я не ожидал увидеть это в «дикой» Грузии. Я всегда крайне с недоверием относился ко всем людям с Кавказа, но после поездки я пересмотрел свои взгляды на людей, с которыми я не контактировал лично.

На третий день в Грузии мы снова поехали на автобусе в Тбилиси. Гуляли пешком по городу, по канатной дороге поднялись до крепости Нарикала, сводили Александру в парк аттракционов Мтацминда. Хороший, большой парк с неплохими аттракционами и приятными ценами. Хотели посетить серные бани, но забыли)).

Хочу отметить, что в Тбилиси много туристов: европейцы, азиаты, индусы, арабы. Видно, что Грузия развивается в туристическом направлении. А еще не могу не упомянуть про одну странную отличительную особенность грузин 40-60 лет. Стоит только спросить у прохожего: «Как пройти в библиотеку?»)), грузин словно забывает о том, куда и за чем он шел, и начинает тебе рассказывать в духе: «Ты сюда не ходи — ты туда ходи! А то снег башка попадет-совсем мертвый будешь!»

Продолжаться это может очень долго, грузин будет тебе рассказывать о куче мест, которые обязательно нужно посетить. Спросит о нашей семье, расскажет о своей. Поговорит о людях, об отношениях между ними. Поговорит о Советском Союзе, России, Грузии, Америке и Турции, о президентах разных стран и что он думает о них и его родственниках до пятого колена. В конце беседы произойдет обмен теплыми словами, и се разойдутся по своим делам. В последствии мы учитывали этот момент, и если мы куда-то спешили, то старались сами разобраться в навигаторе. ))))

А еще понравился ненавязчивый сервис. Никто не дергает за руку, не настаивает на своих услугах. Все чинно благородно! Это радует.

Итак, выделенные два дня на знакомство с Тбилиси подошли к концу, и 17 июня мы выдвинулись в сторону Батуми.

Обязательным местом для остановки — малая родина Отца народов! В Гори посетили Дом-музей И.В. Сталина.

Побродили по окрестностям, прошли до крепости Горисцихе.

Погуляли еще немного и поехали в древний пещерный город Уплисцихе. Это уникальный город, имеющий 3000-летнюю историю, один из первых городов Грузии. В этом городе короновали и венчали царицу Тамару.

Уникальное место, ничего подобного себе и представить не мог. Так и не смог представить, как люди жили там в плоть до 19 века. Провели несколько часов, гуляя по городу, очень уморились.

Дальше хотел поехать на Мартвильские каньоны и каньон Окаце, но девчата мои взмолились: «Воды, сжалься над нами — дай воды»… Пришлось поддаться уговорам и поехать в Батуми, взяв с них слово, что на обратном пути заедем на каньоны.

Маршрут выбрали не через Поти, а через Самтредию и Озургети. Хотелось посмотреть на жизнь в поселках и небольших городишках. Так мы и ехали до Батуми, любуясь чужой страной, останавливаясь только по самым важным делам.

Уже на подъезде к городу видно, как сияет огнями прибрежная зона. Все мигает и горит — красиво, черт возьми! В Батуми въехали затемно в районе 23:00. Пытались найти какой-нибудь отель, гостевой дом сходу, но не вышло. Остановились на первом попавшемся «пятаке» возле магазина, чтобы сориентироваться по навигатору и воспользоваться букингом. В метрах 30 от машины был небольшой магазинчик со столиками перед входом, где сидело порядка 5 человек. Чрез пару минут из толпы выделился один мужчина 40-45 лет и пошел в нашу сторону. Подошел к машине, спросил все ли в порядке? Предложил помощь. Мы объяснили, что ищем отель.

После этого данный товарищ начал рьяно куда-то звонить, с кем-то говорить на грузинском, параллельно с нами, говорит, сейчас все решит. Звонит одному, второму… К нам подходят оставшиеся люди, начинают тоже кому-то звонить, шалман какой-то, нам это начинает не нравиться и вызывать беспокойство. Ну, думаю, наверно, хочет нас впарить каким-нибудь родственникам своим втридорога. Бог с ним, стоим ждем итога. Разговор заканчивается, предлагает пройти в хостел недалеко от нас. Проходим, осматриваемся, уходим. Не нравится, очень грязно… Тогда Джумбер (так звали мужчину) пригласил нас к себе домой, выпить чая, пока его супруга найдет нам через интернет гостиницу. Мы не стали отказываться и с некой осторожностью проследовали за Джумбером.

Нас приветливо встретила супруга Джумбера Любаша. Знакомимся, пьем чай, болтаем. Любаша находит нам недорогой отель в удобном расположении, звонит, договаривается о цене, но наказывает вернуться к ним домой переночевать, если нам что-то не понравится. В отель с нами вызвался проводить Джумбер, чтобы поторговаться и сбить цену еще. Так и получилось, удалось еще немного сбить цену. После заселения, я вполне логично задал вопрос о стоимости оказанных услуг? На что последовал ответ: «Ээээ, ничего, брат, какие дЭньги, лучше приходите завтра в гости к нам, мы будем ждать!» Джумбер собрался было поехать домой на такси, но я еле уговорил его отвезти его обратно домой. Очень он переживал, что я обратной дороги до отеля не найду потом… Джумбер дал свой номер телефона и сказал звонить ему, если возникнут какие-либо проблемы с местным населением, или чем-то помочь.

Проехали мы в итоге 450 километров. Таким был первый день в Батуми. Такие люди нам встретились в тот день, наверно, это и есть хваленое грузинское гостеприимство?! Полны эмоций, мы легли спать, но спали мы плохо… Лягушки, они квакали везде… Всю ночь, ква-ква… Аааа… голова кругом!))

Следующие дни мы ходили на море, гуляли по окрестностям, отдыхали и никуда не ездили.

Сходили в гости к Джумберу и Любаше, много болтали. Узнали, что Любаша родилась в Нижнем Новгороде. Отец грузин, мать русская. Родилась в России, потом переехали в Грузию. Очень приятно поболтали, узнали много нового о людях и стране.

В течение нескольких дней никаких поездок не совершали на машине, все вылазки были только по городу.

Джумбер несколько раз приезжал за нами на машине, катал по городу днем, ночью. Рассказывал о том, как у них все тут устроено. О низком уровне преступности, о налогах и доходах, обо всем в общем. Кстати про налоги и цены, не могу не сказать про низкую стоимость авто, про адекватную цену растаможки авто, про отсутствие транспортного налога. Джумбер передвигается на относительно свежей Subaru Legasy, мощностью 245 л.с. Решил я поинтересоваться, какой налог платит он за авто.

— Джумбер, сколько мощность авто?
— 245 лошадей!
— Какой налог за такую машину в Грузии?
— Какой налог?!?!?! За что налог???
— Ну, вот у нас, в Кемеровской области, ты бы платил за пользование этим автомобилем ежегодно примерно 17000 рублей! Долларов 270 примерно!
—За что платил? Как платил? Зачем платил? Не понимаю… Я работал, налоги государству платил! Машину купил, растаможил —налоги государству заплатил! Почему я должен еще платить каждый год? Не понимаю…
— А вот если бы, например, мощность твоей машины была 300 л.с., то платил бы уже 650 долларов в год! А еще налог с продажи машины 13 % процентов не забудь заплатить, если владел менее 3 лет!
— Наверно, у вас большие зарплаты, раз вы платите такие большие налоги!

Так я и не смог объяснить, зачем мы платим налоги за ежегодное пользование автомобилем, ну да ладно…

Продолжим)
Отвез нас на Зеленый мыс — огромный ботанический сад. Если бы я знал, что он таких масштабов, я бы не за что не согласился пройти его пешком)). Зато после того как мы прошли его, Джумбер сказал, что тот, кто прошел ботанический сад пешком, может называться настоящим батумцем!)) Теперь я батумец, настоящий батумец!)))

А еще я твердо уверен, что отец Федор нашел инженера Брунса именно на этом Зеленом мысе!

— Мусик, ну, готов Гусик?
— Не морочь мне голову.
— Мусик, ты не жалеешь своего мужика!
— Пощел вон, обжора!

Кстати, про еду. На следующий день нас снова пригласили в гости, мы не смогли себе отказать в таком удовольствии. Любаша накрыла потрясающий стол с большим количеством вкусных блюд, нас поили вкусным домашним вином, и мы снова много болтали. Познакомиться с нами пришли друзья Джумбера и Любаши, мы пили вино, поднимали тосты и дальше болтали о том и о сем. Было очень вкусно и пьяно!))

Джумбер пообещал в следующем году завершить в доме ремонт, чтобы в следующий раз мы приехали в гости к ним домой, а не ночевали во всяких отелях, как в этот раз! Это было приятно!

А еще, а еще я случайно вспомнил, пока писал… Что в эти дни начался какой-то там митинг в Тбилиси, Кутаиси. Нам стали звонить родственники из России и умоляли выехать из враждебной страны, пока нас не поубивали там… Наши грузинские друзья уверяли нас, что никто нас не тронет, можем гостить спокойно, столько, сколько хотим в стране. Решили выезжать домой согласно плану 23 июня. Пока кипели страсти по грузинскому и российскому телевидению, мы пили вино в компании новых друзей и наслаждались прекрасными моментами жизни.

А наши грузинские друзья, так прокомментировали эту ситуацию: «Это все дураки там скачут, купленные люди и бездельники, молодежь, те, кому заняться нечем. Нормальные люди все работают, семью кормят, сидят за столом, как мы с вами!»
«Это власть делят! Политические игры! Хотят окончательно рассорить наши народы! Сволочи!»
«Кого я резать должен? Жену свою, потому что она русская? Или кого? Или, может, вас, потому что вы русские? Сволочи! Когда это закончится все же… Мы все в одной стране жили, а теперь что…»
«Выпьем за дружбу! За дружбу народов! За гостей! Чтобы чаще видеться, чтобы вы на следующий год приехали к нам в гости!»

По приезду из гостей «на всякий пожарный» все-таки захотели перегнать наш автомобиль в гараж под отелем, так как все это время стоял на стоянке возле отеля. Управляющий отеля уверил нас, что с машиной ничего не случится. Никто не испортит наш автомобиль, с русскими номерами и мы можем спать спокойно! Мы не стали настаивать и отправились в номер отдыхать.

Еще несколько дней мы находились в Батуми, наслаждались морем, ходили в дельфинарий и, конечно же, на местный рынок, чтобы накупить всяких вкусных штук и гостинцев. Везде нам попадались наши соотечественники, которые так же, как и мы, гуляли, пили хорошее вино, кушали вкусную еду, общались с хорошими людьми. Никто из них не торопился домой, все шло в стандартном режиме!

Несколько раз во время прогулок по злачным местам нас окрикивали местные аксакалы, сидящие на скамеечке возле дома, один из диалогов выглядел так:
Здравствуйте! Вы русские?
— Да, русские! Что случилось?
— Подходите к нам, выпьем с вами! Поговорим!

Конечно же, мы подходили и болтали, болтали и выпивали. Отказаться мы не могли, без рюмки нас не отпускали, после того как узнавали, что мы русские))). Александре обязательно дарили какой-нибудь маленький презент, и тоже чем-нибудь угощали.

Откуда вы? Москва?
— Нет, мы из Сибири, из Кемерово!
— Да-да, знаю… Омск, Томск, Новосибирск, Кемерово там рядом! «Зимняя вишня» — помним, помним. Всей страной за вас переживали, искренние соболезнования примите…

И каждый из мужчин говорил о себе, кто-то служил в Красноярске в советское время, кто-то работал в Новосибирске, говорили о политике, о людях. Нас долго не хотели отпускать, мы выпивали и болтали, и снова выпивали. ))) В другой раз зашли в магазин за продуктами, продавец и его друг, узнав, что мы русские, достали чачу, накрыли стол, и мы начали выпивать и болтать прямо в магазине)). Александре снова что-то подарили).

Лишь единожды за 11 дней нахождения в Грузии, с нами не захотели разговаривать, потому что мы «русские оккупанты»! Значит, стоим мы на автобусной остановке, пытаемся разобраться, на каком автобусе добраться до дома. На остановке сидит женщина лет 45, с девушкой лет 16. Итак, диалог:

Анна: «Добрый день! Вы говорите по-русски?»
Девушка: «Говорим, но не будем разговаривать с вами на русском!»
(и демонстративно отвернулась!!!)

Женщина толкает локтем девушку и с улыбкой начинает вести с нами диалог на русском, пытаясь нам помочь. Объясняет на каком транспорте добраться до интересующего нас места. Девушка это поколение «ПЕПСИ»! Взращенное на рассказах о том, что русские оккупанты и вампиры, которые пьют кровь всего Мира, но, к счастью, таких немного. И, вообще, у девушки, возможно, запоздалый переходный возраст, поэтому мы не стали обращать внимание на подобные выпады, а лишь улыбнулись от души! ))

Позже наши грузинские друзья так же прокомментировали эту ситуацию, «поколение Саакашвили», как у них говорят!))

А 23 числа пора было уже выезжать в сторону дома. Заехали к нашим грузинским друзьям, выпили вкусного чая, обменялись теплыми словами и взяли курс на выезд из города.

Напоследок решили искупаться на море, остановились. В это время нам подъехал автомобиль из него вышел грузин и говорит нам: «Что творится ведь, что эти сволочи делают! Кого я убивать должен? Мать свою, потому что она русская? Или кого? Что творится-то… Как жить будем… Вы скажите дома, что не надо бояться ехать в Грузию! Приезжайте, никто вас не тронет».

На такой ноте мы покинули Батуми… И поехали посмотреть Мартвильский каньон!

Потом направились к каньону Окаце! Однозначно рекомендую к посещению. Дорога проходит через небольшие деревеньки, петляет в горах. Вести машину одно удовольствие.

Анна заметила, что после того как я стал настоящим батумцем, я стал вести машину в горах как настоящий джигит! Пришлось маленько сбавить обороты, а то Анна переживает.

После прогулок по каньонам отправились в Мцхету, в тот же гостевой дом. Приехали затемно, Майя встречала нас, как старых друзей, мелочь, а приятно! Машину оставили на проезжей части возле дома, Майя сказала, что нам не о чем беспокоиться! Никто не испортит машину, несмотря на волнения в стране. В этот день проехали около 500 км.

24 июня.

Утром выехали в сторону границы, по планам хотелось, конечно же, финишировать в Волгограде. Мне не терпелось еще раз ехать по Военно-Грузинской дороге, повторно испытать тот же кайф, что и 10 дней назад.

Ехали, крутили головами, останавливались, любовались природой и снова ехали.)

Когда готовился к поездке, прочитал в интернете, что при выезде рекомендуют узнать и оплатить если имеются штрафы за нарушение ПДД, дабы не было потом проблем с повторным въездом, так и мы решили поступить. По дороге нам попался отдел полиции Грузии, полностью стеклянное здание, в котором находились несколько полицейских, там мы и решили проверить наличие штрафов. Когда мы подъехали к зданию, навстречу к нам вышел полицейский, поздоровался за руку, поинтересовался, что случилось у нас? Мы попросили проверить наш автомобиль на наличие штрафов, на что полицейский ответил, что, к сожалению, не может помочь. Наличие штрафа могут посмотреть на границе или в патрульной машине. Прощаясь, инспектор обнял, похлопал по спине и пожелал удачной дороги! Ни разу не довелось обниматься с инспекторами, скажу вам откровенно. Так сказать, первый раз! Грузия не престает удивлять даже на последних километрах!

Про полицию давно хотел написать, но не знал, куда вставить. Как уже многие писали — полицию в Грузию любят и уважают! В Грузии низкий уровень преступности, после реформы Саакашвили полицию подняли на новый уровень! Полицейские участки все выполнены из стекла, тем самым показывая прозрачность работы. В полиции служат в большинстве своем довольно высокие, крепкие мужчины. Передвигаются на хороших машинах: Шкода Октавия, американские Шевроле, Форд, джипы, пикапы. Оснащены очень хорошо. Постоянно включены мигалки, чтобы обозначить себя. И главное — никаких засад, в кустах не стоят, никого не караулят. Почти всегда в движении, патрулируют! Местные жители взятки категорически рекомендуют не предлагать, дабы не понести за это уголовную ответственность. Достаточно лояльно относятся к мелким нарушениям.

Не спеша добрались до грузинского КПП, автомобиль досмотрели беглым взглядом, чисто формально. Спросил, сколько вина взяли, говорю 4 литра на двоих взрослых человек. Пограничник: «Эээ, совсем мало, друг, больше надо было брать! Это же вино!» Пока оформлял документы, снова поинтересовался про наличие штрафов. Таможенник, большой грузин с могучими усами))), нахмурил брови и начал ковыряться в компьютере, потом говорит: «МаладЭц, брат! Аккуратно ехал, ни одного штрафа! Так и надо ездить!» Спросил, понравилось ли нам в Грузии, пожелал удачной дороги! И мы поехали на родной российский КПП. И снова Грузия удивила на последних метрах!)

Российские пограничники принимали нас то как диверсантов и шпионов, то как уцелевших беженцев из воинственной страны, где идут боевые действия, это было забавно. Некоторые сотрудники на КПП спрашивали: «Как вы там? Выжили? Расскажите, что там творится?» Мы искренне недоумевали от таких вопросов, насколько я понимаю, был объявлен режим чрезвычайной готовности, но осведомленность пограничников оставляла желать лучшего. Досматривать наш автомобиль пришел лично большой-большой начальник с большими-большими погонами и начал суровым голосом говорить:

— Так, так… Туристы значит, что запрещенного везете? Как обстановка в Грузии?
— Нормальная обстановка, люди гуляют, отдыхают, русских не убивают.
— Вам все смешно, ну ну… И что вы все в эту Грузию претесь! Сколько вина везете?
— Вон две бутылки стоят, литра 4, наверно, будет.
— Знаю я вас, напрятали поди по всей машине. Сейчас устрою вам шмон, нюх у меня на таких как вы.))
— Надо, досматривайте машину, я же не против!
— Езжайте, хорошей дороги!

Конечно же, мы припрятали по всей машине вина и чачи, не могли не взять лишних пару литров. В следующий раз еще больше возьмем)))). Прошли КПП, вдохнули русского воздуха и помчали в Волгоград через Калмыкию. Каждая патрульная машина, каждый стационарный пост нас останавливал и досматривал, спрашивали, откуда мы едем? Спрашивали про Грузию, про обстановку там и отпускали дальше. К 23:30 мы приехали в Волгоград. Проехали 1050 км.

25 июня остановка была в Саратове, погостили несколько дней у родственников и поехали дальше в сторону Уфы. Выехали, как всегда, в 6:00.

Не доезжая Уфы ушли через Бугуруслан в деревню Артемьевка, там нас снова ждали родственники с вкусным ужином и теплой атмосферой. В 18:30 финишировали. Проехали 750 километров.

Выехав утром в сторону Уфы, нагнали очень быстро караван раллийных грузовиков. Как удалось выяснить при помощи гугла, экипажи шли своих ходом в Улан-Удэ на марафон «Шелковый путь-2019». Ох, и красавцы!!! Глаз не оторвать!) Решили обратно проехать через Курган. Не спеша перевалили Уральские горы и где-то между Челябинском и Курганом остановились в отеле в районе 22 часов. Проехали 850 км. Ничего необычного, все шло в стандартном режиме, мы просто ехали. Ехали и ехали, чтобы приехать домой.

28 июня, проснулись в 5:00. И поехали до предела!) А предел настал в 2:00. Не доезжая 150 километров от дома, решили поспать пару часов в машине. Проехали 1650 километров.

Никогда не еду до упора. Если хочу спать, значит останавливаюсь и сплю. Главное в любой поездке не уехать, а доехать.

Проснулись в 7:00. И поехали в сторону дома! Через 1,5 часа ехали по родному городу. На улице идет дождь, люди в куртках. Серо и уныло, после месяца жаркого солнца контраст налицо!) Приехали домой, а там мама с пирогами!))) Приехала за 250 километров напечь пирогов, чтобы сделать нам сюрприз!))) Мамы они такие!

Так и закончилась наша поездка, пробег составил 12800 незабываемых километров и 28 дней приключений.

Потрачено за поездку:

ГСМ — 36000 руб.

Гостиницы — 18000 руб.

Кафе, продукты, развлечения — 33000 руб.

Прочие расходы — 5000 руб.

Из них за 11 дней в Грузии потрачено — 35000 руб.

Nissan Note показал себя очень достойно. Автомобиль с приемлемым уровнем комфорта и динамики для дальней дороги. Расход 5,5-7 литров по трассе на 100 км. в зависимости от темпа. Для пассажиров места более чем достаточно, места для багажа тоже, но бокс на крышу после поездки мы все-таки прикупили.

Напоследок хочется отметить несколько простых истин:

СМИ — это зло!

Турист внутри посещаемой им страны должен быть аполитичным, не стоит лезть в чужой монастырь со своим уставом. Как говорит мой друг, который проехал пол-Европы: «Не стоит в мирное время размахивать советским флагом над рейхстагом, воспитанные люди пройдут мимо, а кто-нибудь может и морду за углом начистить!»

В Грузии к русским большинство относятся хорошо, во многих сильна память, когда мы были соотечественниками. Какая-то часть к русским относится «никак», примерно так же, как и я к эфиопам. Другая часть амбивалентно. И лишь малая часть относится негативно, но это настолько ничтожное количество людей, которое не способно испортить долгожданный отпуск русскому человеку!

Как говорит еще один мой друг: «Хуже всего к русским относятся в России!» ))

Посткриптум:

После поездки, еще долго приходили в себя, с упоением вспоминали, делились впечатлениями с друзьями и строили планы уже ВСЕЙ СЕМЬЕЙ на новое путешествие! Пересматривали любимые советские фильмы за бокалом контрабандного вина и поняли, куда мы хотим поехать в следующий раз.

— Валико- джан, у нас в Дилижане, в кухне, открываешь простой кран — вода течет, второе место занимает в Мире!
— А первая в Ереване, да?
— Нет, в Сан- Франциско.
— А Боржом? Сначала подумай, потом говори.

Да, все именно так, как я и говорил, автотуризм затянул моих девчат! Саша, как я и обещал, повзрослела за время пути. Анна испытала новые неизведанные ощущения, оценила все прелести автомобильного путешествия! А я что? А я надышался ветром и дорогой!) А вместе мы узнали, что грузины не такие уж и злые и совсем не кусаются!)

Так что, ходите дети, в «Африку» гулять!

Хороший отчёт, молодцы!
Ф
Хорошо пишешь. Отличное путешествие

Классное путешествие.
Грузия прекрасная страна.
О спорт, ты мир (жизнь) !!!

Молодцы! Прекрасный, познавательный отчет! В советские времена прожил в Тбилиси 1,5 года. Ваш отчет вызвал приятную ностальгию. Спасибо.
75rus
Хорошо написал. Красиво. Приятно прочитать. Удачи.
Jivot
Молодцы!!!Очень интересное повествование,легко читается.МОЛОДЦЫ!!!Это лучше,чем лежать на диване с пультом в руках!!!МОЛОДЦЫ!!!

Спасибо большое за доставленное удовольствие!)) Обожаю такие отчёты, когда возникает ощущение, что ты едешь с автором! Несколько раз аж прославилась, когда речь шла о грузинском гостеприимстве)) Мы тоже в восторге от этой страны! Сакартвело гаумарджос!!!
... А вот это ваше: "...решил позволить себе выспаться и встал в 6.00"!))))) (если прочтете мои отчёты, поймёте, что вызывает такое количество моих улыбок))) Поздравляю Анну и Александру с вступлением в ряды автоматопутешественников! А вас, Руслан, поздравляю с этой победой!)) Большой удачи вам и новых путешествий!

Белоярский-Советский-Югорск, ХМАО
Отличный рассказ! Спасибо автору! В Грузии хорошо отдыхать! 2 раза были!
travel.drom.ru/47630
Легко и приятно читать.
Тоже планирую в Грузию))

Волгоград, Москва
Приятно, когда автор на позитиве. Читая, вспомнил свои поездки в Грузию в 2013м и 2016м годах. Отличный отчет!
Довольно посредственно

Хайфа
А слабая половина человечества - это какая? Мне просто интересно
убежденный космополит
не где небыл не чево нивидел не чево незнаю езьдю тока по асвальту

тут бы прожить как нибудь- не до туризма
Мой отзыв: Mazda Demio 2002
Палыч
Прочитал с удовольствием, спасибо тебе, Руслан. В Грузию поехать семьей пока не могу себе позволить, так как живу очень далеко от нее, в Забайкальском крае. Но даано мечтаю побывать там, а еще в Армении и Азербайджане, и плевать на давние и не очень политические споры между странами. Я знаю что там живут прекрасные люди и я хочу приехать к ним в гости, хоть и не знаю их лично.

Шик-блеск-тра-ля-ля :-)
Мой отзыв: Subaru Impreza 2005
Светлана Перетокина
Шикарно написал Руслан, юмор во всем отчёте...молодчинка. Я ,прочитав отчёт ,как будто побывала с ними в одной машине,и вступила в ряды автомотопутешественников..
Иваново
Про Грузию все верно написано. Отдыхали там сами не раз. В прошлом году прошли ее транзитом в Турцию, только на обратном пути пару дней провели в своем любимом Кобулети. Были в конце августа, грузины расстроены были очень за июньскую ситуацию. Кстати по поводу тех кто не любит русских в Грузии, человек у которого мы гостим сказал мне если встретишь таких, не обижайся, была война, гибли люди, чьито родственники, у этих людей своя память. Но я таких не встречал. Сейчас с семьей в Абхазии, в третий раз уже, и то толь ко по тому, чтоигрузины СНГ не пускают.
Иваново
Из минусов в Грузии для меня два, первый местные водилы часто не пропускают пешеходов. Второй это мусор, его много, особенно пластика. Причем гадят местные же. Каждый день на пляже наблюдал ситуацию как бросают бычки в гальку, это там норма.
И еще марихуанна. Опять же человек у которого гостим сказал мне, что это геноцыд какой то. Унас и так наркоманов полно. Они хотят быть европейцами, но никогда ими не будут.
Maxsimus 70
Молодцы!!! Хороший отчет, посетили красивые места, попроведали родственников, а не это ли минуты , часы, дни счастья и позитива, которого так порой не хватает в рутине будничных дней)))) В общем ...удачи автору и его красивой семье в последующих путешествиях!
Olla
Отличный отчет. Автору спасибо! Руслан, подскажите, плиз, для Россиян права в Грузии обычные Российские?
nbt

Подкаблучник какой-то. Я бы бабу уговаривал. Не хошь - не нада, баба с возу-кобыле легче. Сам поеду. Сразу в машину запрыгивает.

"Подкаблучник какой-то. Я бы бабу уговаривал. Не хошь - не нада, баба с возу-кобыле легче. Сам поеду. Сразу в машину запрыгивает".

Интересно, где люди покупают, или как-то берут, "право" давать советы другим?

красноярск
отличный отчет, читается очень легко и с улыбкой. аж сам захотел в Грузию на авто прокатится )
Молодцы!СЕМЬЯ!!!!Мечтаем попасть в гостеприимную Грузию)))

Селфи на фоне Дома Павлова - это за гранью моего понимания.
Карта состояния дорог КЗ 2013-2017 http://forums.drom.ru/kz/t1152029723-p139.html#post1191969902

Давно перестал читать путешествия в Грузию по причине навязывания авторами своего мнения. Такое ощущение, что люди сначала составили свое мнение, а потом всю поездку убеждали себя, что все так и есть, как они знали заранее.

Этот рассказ исключение. Видна искренность автора, свежесть эмоций и хороший литературный слог.

Мне очень понравилось путешествие и отношение автора к увиденному. Наверное снова начну читать о поездках в Грузию.

Я заметил, что гостеприимство было со стороны людей уже далеко за сорок. И когда, через 15 лет, кто-то прочитает рассказ Руслана и захочет повторить его поездку, то он будет сильно удивлен, столкнувшись с засильем поколения Саакашвили.
Есть такое.

Отличный отзыв, прочитал с удовольствием! Вы написали,что проезжали Ростов-На-Дону, но в самом отзыве про него ни слова.
Данил Данил
Молодцы! Больше сказать нечего! Я тэбэ 5 за рассказ не поставлю... Мало, а вот 10 в самый раз!
DEEBOR
Обычные российские

Соликамск
Руслан, ты хороший человек. Удачи по жизни!
Павел
Отличный отчет! Отличное путешествие! Хорошо когда отпуск позволяет провести 28 дней в интереснейшем путешествии. В планах подобное путешествие.

Класс! Талантливо написано. Обычно не читаю большие статьи, а тут прямо залип.
Игорь Омельченко
Селфи на фоне Дома Павлова - это за гранью моего понимания.
Распространённый случай среди ультрапатриотически настроенных историков, специалистов Сталинградской битвы, - называть мельницу Гергардта домом Павлова. 😢😢😢
Игорь Омельченко
Вы сейчас Иваново описали. Один в один. Плавали, знаем.
Реки Талка, Уводь и Харинка всегда славились своими пляжами. И Гальку надо с большой буквы писать.
19702957
Хороший комментарий, читать интересно и не напряжно, По хорошему завидую людям, которые смогли себе это позволить. Живем в Чите, дальше Байкала не выезжали, но как же манят меня дороги! Но нет денег, нет такого отпуска, максимум 2- 3 недели, муж, вкалывает на вахте и приезжает домой только на 8 дней в месяц, Но мечта еще жива.

Автор большое спасибо за отчёт. Сам планирую прокатится в Грузию Армению Азербайджан. По деньгам не дорого у вас получилось. Очень я бы сказал экономно вышло. Это наверное заслуга жены!

Автор красавчик, правильно спланировал маршрут и успел посмотреть и показать семье много интересного! И с людьми повезло, хотя как может быть иначе в Грузии?)

Member
Через 15 лет, может, все уже сдохнем.

Спасибо автору за отличный отчет. Прочитал с удовольствием. Слог у автора очень приятный. Информация для меня тоже будет полезной.
Мои отзывы: Skoda Rapid 2014, Ford Fiesta 2006

хороший отчет
19702957
Поверьте, пока жива мечта, значит и вы живы со своей мечтой!!!! И когда то это произойдет, только верить и не сдаваться...
Отличный отчёт о автопутешествие. Не мое дело, но... Я сам с семьёй постоянно ездил в Грузию. И мой отец, который жил там, сразу сказал моей жене, что носить короткие юбки и открытое декольте не желательно. Особенно в нетуристических местах. Грузия - страна с достаточно жёсткими православными корнями. В том числе и в отношениях к женщинам и их внешнему виду. А вот детям там все можно и их очень любят ))))).
Классно! Прочитал и как будто опять побывал в этих прекрасных местах.Военно-Грузинская дорога-Тбилисси-Урети-Кабулети-Батуми.Заезжали 19.06.2019.Все было точь в точь как и написано.Привезли только положительные эмоции.Автору и в дальнейшем удачных путешествий!

mamazvezdi
Добрый день!) Я читал ваши ответы неоднократно), и понимаю о чем вы пишите!)) А ещё зонтик, мы подсмотрели у вас!)

Палыч
Добрый день! Очень хочу чтобы у Вас все получилось!) А Вам спасибо на добром слове!) Всем спасибо на добром слове!) Мне приятно,что моя проба пера вызывает только приятные впечатления!)

Member
Добрый день!) Вы правы, изначально готовились к более напряжённой обстановке! Ни за каким теплым гостеприимством не ехали. Ехали посмотреть на Военно-Грузинскую дорогу . А увидели и дорогу и гостеприимство!)

Wildone42rus
Ребенок на обратном пути задал вопрос:"А почему говорят ,что грузины плохие?!)"
Чтобы дать ответ,опять пришлось втягиваться в грязную политику!

Member
Добрый день! Да, в основном тепло исходит от старшего поколения. Но,я думаю не все потеряно и для молодежи. Молодежь тоже открыта для общения, им интересно пообщаться с русскими,ведь им столько всего про нас наговорили из экранов ТВ и устами родителей . Молодежь тоже шла с нами на контакт, правда многие не говорят по русски!) Только на местном и на английском языке!

Алекс Яшин
Добрый день! Ростов я проезжал в 2012 с товарищами на мотоциклах!) Во время поездки в Грузию мы проезжали через Сальск!)

Мечты должны сбываться!)

OLwriter
Добрый день!) На самом деле мы ни в чем сете не отказывали . Лишь отказали себе в полете на параплане, так как я боюсь!))) И в парке аттракционов в Геленджике , ребенка сводили лишь на пару каруселей ,т.к . Стоят они в три раза дороже чем дома аналогичные!) В остальном никакой сверхэкономии! В Грузии, цены на половину или на треть ниже наших. Обед в кафе до отвала разными блюдами в целях познания кухни + пиво или вино- на троих редко выходило больше 600 руб.
Парк аттракционов в Тбилиси - дешевле чем Парк Чудес в нашем Кемерово . Билет на карусели 50-100 руб.
Стоимость билетов на экскурсии тоже не конская, детям чаще всего бесплатно . Отель 1200 руб. Сутки в Грузии. Вот и вся математика!)
Вот и все!) Отель

Новый Дагестанец

Интересно, где люди покупают, или как-то берут, "право" давать советы другим?
А у нас свобода вероисповедания, не хошь - не слушай.
nbt

Да, парень, жалко тебя. Раньше как было: захотел? - прыгнуд на Ямаху и поехал.
Сейчас такое уже не катит, надо отпрашиваться.

nbt
Да, парень, жалко тебя. Раньше как было: захотел? - прыгнуд на Ямаху и поехал.
Сейчас такое уже не катит, надо отпрашиваться.
Меня жалеть не надо, я счастливый человек!) Захотел прыгнул на мотоцикл, захотел не прыгнул!)
Женщине моей не приходится прыгать в машину как в последний вагон,я сам открываю ей дверь.
А Вам я настоятельно рекомендую обратится к гастроэнтеролог, уровень желчи у Вас зашкаливает!)

Wildone42rus
Это ты еще пока молод и ясен. Пока гормоны играют - баба очень важна. Как и её тараканы.
Лет десяток подождем, другое запоёшь.

nbt
Лет десяток подождем, другое запоёшь.
Надеюсь обойдется!)
спасибо за хорошие слова

А почему Грузия? Понравились хачапури с плевками от всех поварят и грузчиков? Или вы, думаете, исключение?

Wildone42rus
Тогда супер! А подскажите как лучще отели бронировать? Заранее в интернете или дешевле на месте договариваться??
И какую валюту лучше туда везти? Или в принципе пойдут карты?

OLwriter
И какую валюту лучше туда везти? Или в принципе пойдут карты?
Опять же, всегда можно забронировать на ходу через Букинг. Сим-карту ближайшую от границы можно купить в Степанцминде.
Но в принципе Грузия страна туристическая, а язык до Киева доведет!) Я у тому,что очень много отелей и гостевых домов-вопрос лишь цены.
Деньги -берите рубли и не заморачивайтесь. На границе можете обменять 5000 рублей .(чуть по завышенному курсу) и на пару дней хватит . Дальше будете искать обменники по адекватному курсу. Обменников тоже много очень. Оплачивайте картой там где это можно. Курс оплаты картой выгодный

Киров-Вятка
Благодарим, вас Руслан, за подробный позитивный и добрый отзыв!
Примем как Руководство к действию.
Удачи Вам и Вашей Семье!
У нас на Вятке, свои порядки!
Мой отзыв: Kia Carnival 2009

Wildone42rus
Бронировать или нет, тут кому как удобней. Мы не бронировали заранее, т.к. не могли точно быть уверенны окажемся мы или нет сегодня в этом городе. Опять же, всегда можно забронировать на ходу через Букинг....

Это же надо догадаться поехать в русофобскую страну грЫзунию жителей которой искренне считают русских "оккупантами", но не гнушаются брать у них бабло..

Voronezh
Читать тебя одно удовольствие!
.. и прости что на ТЫ ;) так сразу.

МОЛОДЧАГА!

С удовольствием пожал бы руку за рассудительность, высказывания и мировозрение...

Здоровья и новых километров наматанных на колёса ;)

ps: в Грузию ездил на машине, восторг разделяю ;)
Toyota Prius Alpha G ZVW40 2012

Селфи на фоне Дома Павлова - это за гранью моего понимания.
Это не дом Павлова. Дом Павлова находиться с другой стороны дороги!

Olla
По нашим российским правам можно ездить!

Селфи на фоне Дома Павлова - это за гранью моего понимания.
Это не дом Павлова. Дом Павлова находиться на другой стороне улицы.

Послушай, друг! Ты заметил, что автор очень нейтрально отзывается о политической составляющей в процессе путешествия? Он просто наслаждается поездкой. Зачем ты выплескиваешь свой черный сарказм? Ты пойми, люди могут просто путешествовать, а не сжигать себя изнутри ненавистью, которую тебе назидают вне зависимости от твоих убеждений и мировосприятия. Те зомби с плакатами - это несчастные люди с промытыми мозгами, большинство людей в Грузии нормальные. Не вижу. что грузины сделали такого, чтобы игнорить их страну. Посмотри фильм "американская история Х".

Evgeniy_SH

Имя
Руслан спасибо за отчёт. Читал на одном дыхании и начинаю уговаривать вторую половину для поездки в Грузию. Скажи пожалуйста сколько примерно стоит снять жильё (гостиницу) в Батуми???

Имя
Добрый день! Жилье сдают многие за 50 лари (Примерно 1200 рублей.) Сутки.
Модно найти думаю и дешевле . Июль,август время и наиболее плотного турпотока, в июне туристов меньше гораздо, оэтому и цены ниже.
Посмотрите на Букинге, общая картина будет ясна.

Отличный отчет. Тоже неоднократно были в Грузии, классно.

Добрый день.
Мы тоже кемеровчане.
Были семьёй в Грузии в 14 и 18 году.
Прочитал отчёт о путешествии, как будто еще раз съездил!
Подпишусь под каждым вашим словом!
Спасибо за подаренные эмоции, земляки!

Basil
Потрясающий рассказ!
Читается легко, с улыбкой.
Собираемся в этом (2023) году посетить первый раз Грузию, добавил себе в план каньоны.
Автору огромное спасибо! за цитаты отдельная благодарность, особенно Мцыри))

Отличное путешествие! И грузины - молодцы!