|
Идея поездки в Крым родилась спонтанно. Летом 2024 года в переписке с подругой Юлей вдруг возник вопрос: не знаю ли я, сколько стоит сейчас перегнать машину? Этого я не знал. Так же, как не знал, что этот вопрос может обернуться интересным приключением, поездкой на розовой японской микролитражке из Крыма на Кузбасс.
Итак, вопрос задан, нужно что-то отвечать. Начинаю поиски вариантов. Задачу осложняет то, что я нахожусь в Барнауле, Юля в Новокузнецке, а ее машина — розовая Дайхатсу Мира 2010 года выпуска объемом 0,7 литра на вариаторе — вот уже пять лет стоит в Севастополе, на даче у её друзей. Её семейная жизнь закрутилась таким водоворотом, что было не до машины. Следующим осложнением было то, что в наших краях перегон машин распространен, но только абсолютно в другом направлении: с Дальнего Востока в Сибирь, на Урал и в центральные регионы, но никак не оттуда. То есть найти перегонщика сложновато. Специализированные организации предлагали совершенно негуманный ценник, более 100 тысяч рублей, при этом ехать в сам Крым никто желанием не горел. Варианты доставки поездом тоже отпадали, так как можно только довезти машину от Симферополя до Москвы, а основную часть маршрута до Новокузнецка никто не отменял. Доставка в кузове попутного грузовика упиралась в отсутствие таковых. Ну что ж. Задачка нестандартная, а я как раз такие люблю, и к тому же очень хочу на море.
Созваниваемся с Юлей, прикидываем порядок действий, бюджет мероприятия и приступаем за дело. Сначала уточняю техническое состояние машины, ведь пять лет простоя под палящим солнцем не могли пройти даром. Аккумулятор требует замены 100%. Состояние резинотехнических изделий придется проверять на месте. Пока же, не выходя из дома, оформляем страховку. Подбираю билет на самолет, чтоб были четкие сроки, от которых будем отталкиваться. В связи с закрытием аэропортов на юге страны, ближайшей точкой к Севастополю получается Адлер. Из Адлера, также онлайн, бронирую билет на автобус до Севастополя. Пока получается все складно. Но как быть с аккумулятором? Не везти же с собой на самолете? И перспектива бегать по Севастополю в поисках запчасти на редкую японскую машину с правым рулем, тоже не нравилась. И тут мы синхронно вспомнили про ВБ. Не самый автомобильный сайт, но нас интересовала логистика. Проверили, действительно, они работают и на территории Крыма. Заказываю аккумулятор нужного формата прямо в Севастополь. По моим расчетам мы прибудем туда одновременно с ним.
Первый этап плана подготовлен и наполовину осуществлен. Дело за малым — сделать так, как было запланировано…
Так как рейс на Адлер ближайший был из Новосибирска, то из Барнаула нужно добраться сначала туда. Из всех доступных вариантов, такой экономный парень как я выбрал, естественно, самый дешевый — электричка. Он же самый неудачный. В июле без кондиционера более пяти часов пути сделали из меня мокрую мышь. Зато, когда в Новосибирске я пересел в автобус до аэропорта, я познал всю мощь его кондиционера. Был реальный шанс простудиться. Второй ошибкой был слишком ранний приезд в аэропорт. Есть два типа людей: одни прибегают в аэропорт, когда самолет уже улетел, а вторые — когда его еще собирают на заводе. Я явно из вторых. Не стоит являться на утренний вылет с вечера. Можно задолбаться еще задооолго до полета. Полету авиакомпанией «Победа» уделять много времени не буду. Долетел и слава богу.
При выходе из самолета и выключении авиарежима меня встречает радостное сообщение перевозчика, о том, что мой автобусный рейс до Севастополя отменен по техническим причинам, и деньги за него мне вернут в течение 30 дней! Лихорадочные поиски альтернативы дают рейс, идущий на три часа позже. Хорошо. Доверимся еще раз. Бронирую его, но уже без большого энтузиазма. И я таки как в воду глядел. Указанный автобус ни через три часа, ни позже так и не появился. Сервис для бронирования автобусных поездок в тот день много новых слов о себе услышал и в трубку телефона, и во Вселенную. Короче, оба автобуса обломались. Злорадство местных таксистов нужно было видеть. «Какой дурак доверяет бронированиям в интернете?», — говорили они. И добавляли, что таких цен до Севастополя в природе не существует. Слишком дешево. Надо как-то выбираться из Адлера и планировать маршрут заново. Но как, если адлерские таксисты за дорогу до Сочи ломят почти столько же, как стоил мой отмененный рейс до Севастополя на автобусе? А вот как! Из аэропорта до ж/д вокзала Сочи прекрасно ходят комфортные электрички. Стоимость проезда всего 198 рублей!
Выйдя из ж/д вокзала Сочи на улицу, я обнаружил рядом автовокзал. Билеты до Севастополя на автобус есть, и стоят даже меньше, чем я бронировал через интернет! Минус только один — рейс завтра, сегодняшние уже ушли, пока я торчал в аэропорту. Но деваться некуда, покупаю билет. Ищу ночлег. Нашел приемлемый по цене хостел, но, наученный горьким опытом бронирований, решил идти на место и заселяться по факту. И меня едва не развернули обратно с порога, сказав, что мест нет. Ну как нет… Почти нет. Но для хорошего человека нашли. Спасибо администратору Сусанне и хозяйке хостела «Империал» на ул. Нагорной.
Проснувшись с утра пораньше, я собрал свои шмотки и отправился на море. Накупался, нагулялся. Прошел всю набережную до морского вокзала. Опять накупался. Снова нагулялся. Я сибиряк. Для меня и Сочи с его климатом, растительностью, птицами, все это очень интересно и непривычно. На улице Роз удивительно было увидеть переулок с трущобами. После обеда двинул в сторону автовокзала.
Следующую часть дня и весь вечер мы кружились на автобусе по серпантинам побережья в направлении Крыма. Мастерство водителей автобусов просто восхищает. К полуночи добрались до Крымского моста. Пункт пропуска на мосту запомнился очень тщательным контролем. Ничуть не уступит какому-нибудь КПП на государственной границе. Раннее утро я встречал уже в Севастополе.
Добираться до места стоянки машины нужно было на такси. Хотя меня предупреждали о своеобразных нравах местных таксистов, я в очередной раз был неприятно удивлен. Крупные агрегаторы в Крыму не работают. Уехать в нужную точку мне удалось только спустя полтора часа после заказа. При этом никто из стоявших на «пятаке» ехать просто не хотел. Наконец приехала Шкода Рапид одной из диспетчерских контор, с которыми тут оказалось не густо. Пробег машины вполне заслуживает уважения — более 600 тысяч км.
И вот я на месте. Установка полученного в ПВЗ аккумулятора много времени не заняла. Машина несмотря на длительный простой запустилась с пол-оборота. Наличие и состояние технических жидкостей вопросов не вызывало. Единственные потери за эти пять лет, это высохшие резинки дворников (их я купил универсальные и подогнал под нужный размер), растрескавшиеся боковины шин, и силиконовый коврик для телефона на панели, который просто растаял и растекся по панели, как жирная клякса. Кляксу удалось почти полностью оттереть обезжиривателем. С шинами было принято решение не делать ничего, так как давление они держали хорошо, запаска была в наличии, а гнать на этой машине никто не собирался, а если бы и собрался, то это не получилось бы. Не тот класс автомобиля. А, еще оказалось, что на магнитофоне от жары отклеился тачскрин. И я остался без музыки. Эту проблему я решил позже, купив в ДНС портативную USB-колонку.
Перед дальней дорогой ополоснул машину мойкой высокого давления. Она мне казалась серебристой. А на самом деле она розовая, как креветка. Это должна быть забавная картинка: стокилограммовый дядька на маленькой розовой машинке, едущий из Крыма в Сибирь. В нескольких местах, в проемах дверей и багажника обнаружил пустые гнезда шершней.
После обеда и короткого сна решил выдвигаться в обратный путь. Только первоначальный маршрут пришлось немного скорректировать, так как нужно заехать на север Крыма в Армянск и захватить братишку жены в отпуск с СВО. Перед выездом немного прогулялся по Севастополю, но сильно мешало отсутствие навигации. Эта же проблема меня преследовала по всему Крыму и дальше при проезде крупных городов, типа Ростова-на-Дону, Саратова и Самары. Ориентировался по старинке — по указателям. Это вполне реально даже без карты. Вообще, в Крыму я был впервые. Хотя я пересек его вдоль и поперек, мне категорически не хватило на него времени. Туда обязательно нужно вернуться.
Так как из Севастополя я выезжал во второй половине дня, ночью встретились с братишкой в Армянске и через Джанкой выехали утром к Керчи. Примерно к обеду мы приехали в Приморско-Ахтарск. Два дня, проведенные на Азовском море, пролетели незаметно, и вечером второго дня я продолжил свое путешествие.
Хочу отметить, что я изначально планировал ночевки в машине. Перед выездом из дома я нашел у нас в городе точно такую же и проверил одну догадку. Так и оказалось. Передние сиденья в этой малютке раскладываются в ровную поверхность с задним, и я помещался на них в полный рост. Наличие пледа и небольшой подушки в машине оказались как нельзя кстати. Ехать я планировал отрезками по 800-1000 км, по самочувствию и обстановке.
Короче, первую свою ночевку я организовал на заправке возле города Морозовск, когда уже свернул с М4 в сторону Волгограда. Как же я скучал по всей этой дальнобойной романтике. Не знаю, сколько точно спал, но проснулся, когда уже рассвело. Машина бодро завелась, но озадачила горящей лампочкой «чек». Кто-нибудь знает, что трехцилиндровый мотор тоже может «троить»? А я ведь готовился к поездке. Я взял с собой ОБД2-адаптер. Он мне показал, что не работает первый цилиндр. Вот дела… У меня ведь из инструментов с собой только отвертка и пассатижи, которые я купил в Фикс-Прайсе, в Приморско-Ахтарске, чтоб не быть совсем безоружным. Ладно, решаю тянуть до Волгограда, а там уже искать автомагазины и заниматься ремонтом. На двух цилиндрах машина хоть и плохо, но едет. Машине хуже не будет, потому что в неисправном цилиндре компьютер отключает подачу топлива. Я как автомеханик об этом знаю. В Волгограде в автомагазине нашел свечи, они такие же, как на Солярисе. Вот с инструментами засада. Заехал по пути в первый попавшийся автосервис, объяснил парням в чем беда и попросил ключи на несколько минут. Установил новые свечи, катушки поменял местами и поехал на Мамаев курган. По дороге понимаю, что проблема не решилась, но перешла на другой цилиндр, то есть неисправна катушка зажигания. Где ее искать от Дайхатсу в центре России? Ладно, сначала памятник, обед, потом решаем проблемы. Мамаев курган очень впечатлил. Дух захватывает от величия и скорби.
После перекуса начинаю гуглить автомастерские поблизости от места моей стоянки. Иду туда и вижу вывеску «Росско». Я этот автомагазин прекрасно знаю. У них точно может быть то, что мне нужно. И я оказался прав, необходимая катушка оказалась в наличии на центральном складе, и мне ее привезли в течение 30 минут! Моему счастью не было предела. Дальше, по отработанной уже схеме, прошу инструменты на пару минут, бегу к машине с новой катушкой, устанавливаю ее, сбрасываю ошибки и двигатель просто шепчет. За весь последующий путь до Алтая и Кузбасса машина не выкинула ни единого трюка!
Немного о дорогах. Двигаясь на японской пузотерке, ни в одном регионе не было страшно за машину. Лишь в одном месте навигатор вывел на участок разбитой дороги, где пришлось двигаться в технике «слалом», объезжая крупные выбоины. Было это на границе Челябинской и Курганской областей. Самая худшая асфальтированная дорога была в Саратовской области, но там были не выбоины, а торчащие асфальтовые кочки, от которых тоже приходилось уворачиваться. Все остальные дороги вполне приличного качества.
Саратов я ночью проехал по объездной. Заночевал где-то возле заправки. Сквозь Самару проскочил транзитом, заехав лишь в магазин для пополнения запасов продуктов. Объездную Уфы прополз в длительных пробках. Следующая ночевка застала меня на Урале, возле поселка Аша. Если предыдущие путевые точки я забивал в навигатор конкретно и ехал прямо до них, то утром следующего дня я просто сказал: «Алиса, поехали домой». Она радостно воскликнула «Ура!» и проложила мне совершенно неожиданный маршрут. Она повела меня минуя Челябинск не на Курган, а на Шадринск. Ну что ж, там я еще не был, тогда почему бы и да?
Не доезжая Челябинска, ухожу на север, потом на восток. Проехал странное село-призрак Муслюмово. Указатель населенного пункта есть. Видно, что есть улицы, видны какие-то посадки, деревья. Но нет ни домов, ни людей, даже собак нет. Приехав домой, прочитал, что из-за радиоактивных сбросов комбината «Маяк» в реку Теча были расселены населенные пункты, стоящие на ней. А постройки уничтожены. Знаки радиационной опасности я не видел, но они там есть. Муслюмово — одно из таких сёл.
Потом был тот участок плохой дороги, о котором писал выше, но он был всего километров 10. По пути попадались очень интересные старые церкви. Заезжать в каждую деревушку на маршруте я не планировал, но оптика моего ультра-зум фотоаппарата позволяла поближе рассмотреть многие объекты. На въезде в Шадринск у автомобиля случился небольшой юбилей: на одометре выскочили цифры 80000 км. Для японской машины — по сути только обкатка прошла. Проезжая в Шадринске мост через реку Исеть, увидел на том берегу два прекрасных храма. Машину оставил передохнуть на парковке, а сам пошел на фотоохоту. Мы с женой любим ездить по Сибири, смотреть старую архитектуру. У нас в Барнауле много интересных в этом плане домов. В Бийске, Змеиногорске большое количество дореволюционных построек. Специально за этим ездили в Томск, который поразил богатым архитектурным наследием.
Вот и Шадринск оказался не так прост, как я было подумал. Кроме двух храмов возле набережной, там еще целый квартал старых построек.
А я двигаюсь дальше. В этот день я успел доехать до Голышманово. Погода испортилась, пошел сильный дождь. Съехал с трассы и выключился. Чтоб не думали, что я, как маньяк, ехал до упора, нет, я и днем останавливался, чтоб покемарить в тенёчке часок-другой. Чтоб не слипались глаза, этого вполне достаточно. За рулем я давно, с 1997 года, и дальними пробегами меня не напугать. Следующее утро встретило хорошей погодой и живописными туманами над цветущими болотами Тюменской и Омской областей. А также вереницами фур, для которых скорость ограничена в 60 км/ч, и дорогой по одной полосе в каждую сторону, обгоны на которой не имеют никакого смысла, ибо, обогнав одну фуру, ты тут же упираешься в следующую. И так до самого Омска.
Проехал Омск по объездной. Навигатор сказал, что следующий поворот через 500 км. Очень велик был соблазн ехать до дома без остановок, но такие живописные утренние туманы вечером очень сильно снизили видимость, и я принял решение ночью остановиться за Новосибирском, выспаться как следует и утром сделать последний рывок до дома. Так и поступил. Дома отмыл машину от дорожной мошки. К техническому состоянию по-прежнему не возникло никаких вопросов, уровни всех жидкостей в норме. Масло не потемнело, доливка не потребовалась. Ни одно колесо не потребовало ни ремонта, ни подкачки. Стекла доехали в целости и сохранности. Отвечая на вопрос: можно ли доехать на машине мощностью 58 л.с. через полстраны? Отвечу — можно! Она вообще едет? Едет! Я даже один штраф за превышение скорости словил в Крыму. Это навигация там не работает, а дорожные камеры хорошо работают.
Ну а нам с машиной после пары дней отдыха оставался последний этап — перегон машины в Новокузнецк, и вручение ее счастливой хозяйке после долгой разлуки. Что мы с удовольствием и сделали.
Выводы. Финансовыми итогами перегона все участвующие стороны оказались довольны. За рулем этой машины я провел семь дней. Пять ночевок у меня тоже прошли в ней. Пройдено примерно 5500 км. Расход бензина, зафиксированный по чекам, составил 4,2 литра на 100 км. Количество и качество полученных впечатлений измерению не поддается. На фото удалось зафиксировать от силы 10% от увиденного. Страна наша очень разнообразна, но везде по-своему хороша. Путешествовать можно и нужно на любой машине, независимо от ее литража и мощности. Любые проблемы решаемы, если относиться к ним без паники. По прошествии полугода после перегона машина продолжает радовать хозяйку ежедневной беспроблемной эксплуатацией. Значит все было не зря.
Цены на бензин и прочие расходы выкладывать не вижу смысла, так как ситуация быстро меняется и становится неактуальной. Относительно остального маршрута, цены на бензин в Крыму были самыми высокими. Самый дешевый бензин был в Татарстане и Башкирии.