|
Доброго времени суток всем обитателям форума и любителям автопутешествий! К сожалению, наша семья отправляется в автостранствия только летом, а, судя по погоде, до лета еще очень и очень далеко. Поэтому захотелось вспомнить нашу летнюю поездку на теплое море в 2010 году.
Общая информация о путешествии
Маршрут: Санкт-Петербург—Тамбов—Волгоград—Новороссийск—Ростов—Тула—Тверь—Санкт-Петербург
Пробег: 5 600 км.
Даты: 12-31 июля 2010 года.
Машина: Kia Rio седан 1.4 л, 2010 г.в., АКПП.
Экипаж: водитель — Борис Козырев; штурман и ответственный за бортовой журнал (а также за развлечение пассажиров) — Анна Козырева; пассажиры (и звуковое сопровождение) — Лия 7 лет, Семен и Артем 5 лет.
В отчете о поездке по Прибалтике я уже писал о том, как в 2008 г. заболел автотуризмом и начал кататься по стране с семьей. К 2010 году мы созрели для покорения южного направления. Конечной целью был выбран Новороссийск, а точнее Кабардинка неподалеку. Не такое туристически-пляжное место, как Сочи, но в том и прелесть. У меня друзья по всей России, так что мы не могли не воспользоваться случаем навестить многих из них. Был составлен маршрут: Новгород—Московская обл.—Тамбов—Волгоград—Кабардинка. Возвращаться обратно той же дорогой было бы скучно, поэтому я наметил путь через Краснодар—Ростов-на-Дон—Воронеж—Тулу—Тверь.
Сразу предупреждаю: путешествуем мы не слишком быстро. Детей надо выгуливать, «перекусывать» и наоборот. Маршрут старались планировать так, чтобы в середине дня можно было прерваться и посмотреть какие-нибудь интересности. В общем, любители погонять смогли бы проделать наш путь куда быстрее. Нам же надо было получить максимум удовольствия от поездки. Надеюсь, что и такой опыт кому-нибудь пригодится, особенно, если вы тоже едете с детьми.
На фотографии карта нашего путешествия, составленная дочерью для презентации в ее втором классе:
Особый респект тем, кто сумеет заметить и расшифровать все рисунки-«пиктограммы» на этом маршруте! :)
Незадолго до поездки погиб наш верный универсал «Форд-Мондео», на котором были совершены все предыдущие путешествия. Мы затосковали и готовы были отказаться от поездки. Но грустные глаза детей, считавших дни до обещанного нового путешествия, не дали нам принять это очевидное решение. На последние сбережения был арендован новехонький (еще не до конца обкатанный) Kia Rio. Машина для нас непривычно маленькая, но, по крайней мере, с кондиционером, без которого мы в той поездке не выжили бы. Кто помнит, лето 2010 г. было аномально жарким с большим количеством пожаров. Но Бог миловал: мы перенесли тот июль куда легче, чем наши друзья, томившиеся в расплавленном Питере. Хотя, конечно, по прохладной погоде мы бы больше нагуляли.
СПб—Новгород—Валдай 12.07.2010
Пробег за день: 375 км, чистое время в пути — 5,5 часов, средняя скорость — 70 км/ч.
Выехали из дома в 10:30. Вообще, мы не ранние пташки, увы. В 14:30 приехали в Великий Новгород. Вспомнили древнюю историю нашей страны, примерили на себя роль варягов.
Показали детям Кремль, после чего они сквозь его решетку углядели реку Волхов и ринулись в спасительную прохладу воды. Вообще, купались малыши в каждой речке, озере и луже в этом путешествии.
Новгородский кремль. Интересно, решетки защищали крепость от пляжных отдыхающих или не давали защитникам сбежать купаться?
Немного охладившись и выпив самого вкусного за всю поездку кваса, мы отправились в Витославлицы — музей деревянного зодчества. Он гораздо просторнее, чем в Суздале, и считается более интересным для историков, хотя мне Суздальский больше понравился. Но все равно, тут тоже красиво и интересно.
Музей деревянного зодчества «Витославлицы».
Из Новгорода мы уехали уже около 19:00, и к 21:00 были в Валдае, где и заночевали в одном из множества гостевых домов.
Валдай—Дмитров—Воскресенск 13.07.2010
Пробег за день: 570 км, чистое время в пути — 8 часов, средняя скорость 70 км/ч.
В путешествиях я всеми силами стараюсь держаться подальше от Москвы. Если ее не удается объехать по другим областям, то предпочитаю воспользоваться большим кольцом А-108. Обычно, так получается быстрее и гораздо приятнее, чем по МКАД пыхтеть. Правда, нужно учитывать, что А-108 в основном однополосная. Если уж вылезет туда какой-нибудь трактор, то обогнать удастся не скоро. Но в тот раз мы хорошо проехали. К 16:30 приехали в г. Дмитров. Он нас сразу покорил разноцветными домами и забавным фонтаном с четырьмя лягушками-царевнами. Одна счастливая: поймала стрелу, а три другие все ждут своего счастья. Фонтан называется «Ожидание». Решили сделать остановку и погулять, тем более, что это старинный русский город. Там даже есть свой кремль, правда от него одни земляные валы остались. Возле кремля — красивый Успенский собор со скульптурами Кирилла и Мефодия у входа. Очень приятная пешеходная аллея с фигурами горожан разных сословий 19-го века. Вообще, есть где погулять.
Фонтан «Ожидание». Но только прынца нет, куда он подевался, я не поняла?
Знакомимся с местными жителями.
В 19:00 мы выехали из Дмитрова. На следующий день нас ждали в Тамбове, просили приехать пораньше, помочь с церковной службой. Поэтому нашей целью в тот день было проехать как можно дальше по А-108. Однако, найти квартиру посуточно в Московской области оказалось труднее, чем в любом городе на нашем пути. Позвонив по телефону в Воскресенске, который я большими трудами нашел в интернете, мне долго пришлось убеждать агента, что я знаю, где находится г. Воскресенск, что я не перепутал его с каким-нибудь другим населенным пунктом России. Когда же мы приехали, выяснилось, что обещанную квартиру он уже сдал. Направил нас к другой хозяйке, которая поселила нас в однокомнатную квартиру с единственным диваном. Так что, в тот день, мы, взрослые, спали на полу. Ну да ладно. Есть крыша над головой, и хорошо. Тем более, что на ночлег мы устроились только к 22:00 и мечтали лишь о здоровом сне.
Воскресенск—Тамбов, 14.07.2010
Пробег за день: 420 км, чистое время в пути — 5,5 часов, средняя скорость 75 км/ч.
Проехав за полтора часа примерно 130 км от Воскресенска, мы выскочили на федеральную трассу М-6. Скучная дорога среднего качества. В 2008 году там активно ловили на несоответствии разметки и знаков запрета обгона. Сплошная разметка сменяется пунктирной, впереди тащится какой-нибудь трактор или «Газель», а в кустиках притаился патруль. В первый раз меня на этом поймали. На мое искреннее недоумение, что же я нарушил, мне напомнили, что знак запрета сопровождался табличкой «2 км», а я проехал всего 1,6 км. Т.е. я должен был метры на спидометре вычислять! =\ Ну, взятки я не даю принципиально, на все соглашался: хотите протокол, хотите права — пожалуйста. Посидел в их машине, побеседовали за жизнь, отпустили. Может быть, помогло еще и то, что по радио им передали о приближающейся машине, в которой водитель пьет водку прямо за рулем. Наверное, им было бы жаль упускать такую лакомую добычу! Потом я был уже осторожнее, следующую засаду засек: там был большой, заметный знак «Обгон запрещен» на 2 км и соответствующая ему разметка. А рядышком маленький временный — на 10 км. Ловили невнимательных одного за другим. Но это все в 2008 году, в этот раз засад не видел. К 16:30 мы прибыли в г. Тамбов, где нам предстояло провести две ночи.
Тамбов, 15.07.2010
В Тамбове мы остановились у друзей. Хозяева потеснились, и мы вполне удобно разместили своих и чужих детей вперемешку на матрасах. Рэй и его семья — американцы, но уже лет 18 живут в России, все четверо их детей здесь родились. Другого настолько обрусевшего американца я, пожалуй, не встречал. В типично-советской «чистенькой, но бедненькой» квартире стоит стиральная машина «Малютка» активаторного типа, каких я уже давно ни у кого не видел. Как они ею обходятся с таким количеством детей — не представляю. Интернетом хозяева пользовались через обычный dial-up модем, хотя в Тамбове хватает современных технологий доступа.
Но сразил меня автомобиль этого товарища. Я этот «пепелац» производства УАЗ общелкал со всех сторон. Буханководы — не обижайтесь! Я в искреннем восторге. Машина вместительная и прочная, как танк. При столкновении с джипом отделалась легкой вмятинкой. Трясет в машине тоже, как в танке, но зато, по словам Рэя, детей не укачивает. =)
Американец Рэй и его «буханка»
На следующий день мы отправились гулять по Тамбову. Почти все стоящее внимания в этом городе вытянулось вдоль берега реки Цна. Причем, одного берега. Противоположный — совершенно дикий, но зато неожиданно приятный для глаз, какой-то умиротворяющий. Набережная симпатичная: церкви, красивые клумбы, цветочные часы, мостики... — вроде и особых достопримечательностей-то нет, но часа два-три приятной прогулки вам обеспечено. Стоит внимания дом фабриканта Асеева. Там сейчас что-то лечебно-санаторное (кардиологический санаторий, кажется), но снаружи дом красивый, хотя и обветшавший, а в парке растут 500-летние дубы. Есть здесь даже свое Тамбовское море — водохранилище, где можно всласть накупаться, покататься на лодке среди водяных лилий и т.д. Местные изобретательные товарищи поставили в воду обычную «горку» с детской площадки, и мелюзга с восторгом катается. Никакого аквапарка не надо! :)
Любопытная «прозрачная» церковь.
Противоположный «дикий» берег реки Цна.
Тамбов—Волгоград, 16.07.2010
Пробег за день: 530 км, чистое время в пути — 7,5 часов, средняя скорость 70 км/ч.
По уже сложившейся традиции, лишь к 10:30 мы покинули гостеприимный дом наших друзей. Трасса, она и есть трасса, рассказывать здесь особенно не о чем. Только что леса Тамбовской области по сторонам постепенно сменяются чередующимися участками степи и полей.
На подъездах к Волгограду, в районе Иловли, есть музей «Усадьба казака». В 2008 году мы его посетили. Можно остановиться на полчаса, отдохнуть от дороги. Правда, надо быть очень внимательным, чтобы заметить эту достопримечательность. Никаких указателей, никто из местных про нее не знает. Хотя она рядом с дорогой — видно по правую руку что-то такое старинное деревянное и почти сразу надо скатываться направо и возвращаться немного назад. Помню, работники музея нам очень удивились — видимо, туристы их нечасто балуют вниманием. Похоже, что, кроме организованных школьных экскурсий, там мало кто бывает. В этот раз мы останавливаться не стали. К 18:00 мы въезжали в Волгоград.
Волгоград, 17-18.07.2010
В Волгограде мы спланировали провести все выходные. Здесь у нас тоже немало друзей, но мы решили не обременять их нашей большой компанией и снять квартиру посуточно. Уже на месте, стоимость двухкомнатной квартиры поднялась с 1 500 руб. до 1 700 руб. в сутки,но квартира была отличная. Центр города, евроремонт, куча спальных мест, а самое главное — сплит (кондиционер)! Без него в Волгограде мы бы не выжили. Температура днем поднималась хорошо за +40. Гулять и даже купаться было возможно только до 12:00 и потом уже после 17:00. В промежутке мы включали кондиционер на +18 (на более холодной температуре он начинал течь) и устраивали себе сиесту.
Несмотря на жару, которая в Волгограде даже не считается аномальной, мы смогли посмотреть все, что хотели. Разумеется, находясь в этом городе, нельзя миновать Мамаев Курган. Если честно, я не любитель монументальной скульптуры и патриотических памятников. Их казенная помпезность кажется такой фальшивой на фоне трагических и героических страниц нашей истории. Но этот мемориал меня потряс еще в первом путешествии и за два года впечатление не поблекло.
Надписи, скопированные со стен разрушенных домов, музыка и звуки артобстрелов, все настраивает на нужный лад. Исполинские скульптуры за счет замечательной пропорциональности и продуманности всего ансамбля не подавляют, не кажутся громоздкими. А ведь высота воина на переднем плане 16,5 метров, как шестиэтажный дом. Самая же знаменитая скульптура, Родина-Мать, — одна из самых высоких в мире. Вместе с постаментом она возвышается на 54 м, весит около 8 000 тонн. При этом, если я правильно запомнил, статуя не закреплена на постаменте. Стоит на нем как шахматная фигура на доске под собственной тяжестью. Один только меч, который Родина-Мать держит в руке, длиной 33 метра, вес — 14 тонн.
Это серьезное место, но 45-градусная жара все же внесла и сюда особую нотку. Подъем на курган был делом непростым, но наши мучения нельзя было сравнить со страданиями почетного караула у Вечного огня. Солдаты в парадной форме не имели права даже пошевелиться или вытереть пот. Но к ним, то и дело, подходил старший караула и заботливо вытирал лица мокрой тряпочкой.
Вообще, почти все достопримечательности в Волгограде связаны с войной. Давно мечтаю посмотреть Старую Сарепту, вроде бы уцелевшую немецкую колонию Царицына. Но этот музей-заповедник закрыт в выходные, а я уже второй раз попадаю в Волгоград именно в эти дни. А больше от города, основанного Екатериной, война практически ничего не оставила. В здание Панорамы Сталинградской битвы мы в этот раз опоздали. Посмотрели на руины Мельницы (многие туристы, мы в том числе, путают ее с знаменитым Домом Павлова; но дом, где держал оборону отряд сержанта Павлова, стоит напротив, он отстроен). Дети облазили все танки и самолеты, в изобилии стоящие вокруг.
Рядом с Панорамой Сталинградской битвы.
Памятник жертвам среди гражданского населения.
Конечно, осмотром памятников все не ограничилось. Купались по несколько раз в день. На платных пляжах неплохо, а бесплатные загажены битым стеклом и прочим мусором до невозможности. Вообще, с пляжами в Волгограде не просто, хотя город-герой вытянут на 60 км вдоль Волги. После войны, когда уничтоженный город стали восстанавливать с нуля, возле реки построили многочисленные заводы. В результате, основной доступ к набережной только в центре города. Новостройкам приходится отступать все дальше от реки в степь.
Панорама заводских районов Волгограда вдоль Волги (вид с Мамаева кургана).
Поэтому купаться мы ездили на Крит, благо рядышком. :) Это так у местных один из островков на Волге называется, с хорошим пляжем.
Паром на Крит. Мы предпочли моторку.
Возле главной набережной есть фонтан Искусств (местное название — «Дружба народов»). Там нас порадовала дискотека «кому за сто» — бабушки и дедушки бодро выплясывали под небольшой оркестр. А одна из этих бабушек лихо делала всех в настольный теннис. Мечтал с ней сразиться (и, уверен, проиграть), но так и не дождался своей очереди.
Есть бабушки в русских селеньях…
В Планетарий с детьми сходили. Там внутри, как входишь, большой мозаичный портрет Сталина. Я был слегка шокирован. Вроде великим астрономом вождя никто не додумался называть? Оказалось, планетарий был построен ГДР как подарок Сталину на день рождения. Должен сказать, подарок был сделан качественный, в планетарии нам понравилось. В 2011 году побывали в планетарии в Финляндии — ну, технология, конечно, вперед шагнула, 3D и все такое, но по содержанию программа в Волгограде даже интереснее была.
Если учесть, что половину воскресенья мы были в церкви на службе, у нас получились очень насыщенные два дня в Волгограде. Но пора было уже готовиться к марш-броску на юг, в Кабардинку...
Волгоград—Кабардинка, 19.07.2010
Пробег за день: 880 км, чистое время в пути — 11 часов, средняя скорость — 80 км/ч.
В понедельник мы сделали над собой усилие и поднялись пораньше. В конце концов, нам предстоял самый длинный перегон за все путешествие. В 8:45 выехали из гостеприимного убежища, три дня спасавшего нас от зноя. Из Волгограда на Черное море можно ехать по М-21 на федеральную трассу М-4. Но по всем отзывам, эту главную дорогу на юг (тогда еще бесплатую) стоит по возможности обходить стороной. Из обсуждавшихся на автомобильных форумах вариантов мы выбрали путь по А-153 через Котельниково—Сальск с выходом на трассу в районе Тихорецка. Пустая трасса хорошего качества. Степи сменяются кукурузными зарослями и бескрайними полями подсолнечника, столь характерными для Кубани.
В Зимовниках нас остановили, проверили документы, но не придирались, машину не досматривали. На М-4, говорят, трясли жестко в обе стороны, могли даже попросить анализ мочи на наркотики на месте сдать.
Разумеется, в пути детей приходилось развлекать. Жена проявляла немало изобретательности, чтобы малыши получали от дороги удовольствие. Мультики мы им не хотим показывать — какой тогда смысл уезжать из дома?! Наши мелкие читали названия деревень и угадывали происхождение этих названий (версии иногда бывали очень забавными); играли в слова; придумывали сказки; считали обогнанные машины (те машины, которые нас обгоняли, они отказывались считать принципиально!). Разумеется, мы им купили в дорогу всякие головоломки и даже конструкторы. Изредка позволяли электронную игру, раз в день ставили аудио-сказку или музыкальный альбом. Ну и остановки, примерно, каждые два часа, чтобы чуть-чуть побегать. Пока была возможность, мы еще показывали достопримечательности в середине каждого дня, так что они не успевали сильно устать от машины. Но от Волгограда был длинный перегон без особого разнообразия, под конец дети уже слегка слетели с катушек, капризничали. По одному они бы спали днем, а втроем это было нереально.
Может, у вас есть какие-то оригинальные способы борьбы с детской скукой в дороге? Поделитесь, уверен — многим пригодится!
К 19:00 выехали на М-4 в районе аэропорта Краснодара. За плечами уже 700 км. От Краснодара тогда уже построили прямую трассу в Новороссийск. Она покороче и без горных перевалов. Но мы выбрали классический путь через Джубгу и потом вдоль моря. Тем более, что он шел прямо через Кабардинку, не нужно было пробиваться через Новороссийск и потоки цементовозов. К тому же, мы уже чувствовали, что обратно точно захотим ехать побыстрее, а значит, так и не повидаем толком горной дороги вдоль моря. Движение по «южному пути» оживленное, как и полагается в отпускной сезон. Впереди начинают вырастать отроги Джанхотского хребта. Вскоре горы окружают нас со всех сторон. В 20:40 мы поворачиваем в Джубге направо, к Новороссийску. Смеркается, серпантин ведет нас от перевала к перевалу, а слева дышит в темноте море. Наконец, мы видим Геленджик с его характерной бухтой, и к 21:15 мы в Кабардинке, где проведем почти целую неделю.
Кабардинка—Геленджик—Новороссийск, 19-25.07.2010
Цель этого отчета рассказать о дорожных приключениях и впечатлениях, поэтому слишком подробно на нашем отдыхе на море останавливаться нет смысла. Остановились мы в одном из гостевых домиков, который нам порекомендовали друзья из Новороссийска. Дом симпатичный, чистенький, великолепный душ. На нас пятерых, плюс моя мама, которая прилетела к нам самолетом, отдых обошелся в 3 000 руб. в сутки. Море — это море, детей из него было не вытащить, а я на пляже быстро начинаю скучать. Так что мы старались разнообразить отдых, и машина в этом очень помогала.
В Новороссийске стоит внимания крейсер «Михаил Кутузов». По крайней мере, с нашим экскурсоводом, в прошлом матросом на этом корабле, там было куда интереснее, чем на «Авроре». Еще нам понравился фонтан «Дающая воду». Дело в том, что еще в 70-е годы воду в Новороссийск привозили танкерами, домохозяйки стояли в очереди в порту с бидонами. Потом построили водопровод с гор, отсюда и название фонтана. К северу от Новороссийска находится озеро Абрау, знаменитое заводом шампанских вин Абрау-Дюрсо. Вина нас не очень интересовали, а озеро красивое, удивительно зеленое, однозначно рекомендуется к посещению.
Фонтан «Дающая воду голубю». :)
В Геленджике мы не стали гулять, но поднялись на подъемнике Сафари-Парк на хребет. Там очень приятно походить по лесным тропинкам, посмотреть на реконструированный дольмен, и вид на далекие горы потрясающий. Кстати в наши дни появилась новая версия предназначения дольменов, которые на одном из местных языков зовутся «дома карликов». Кто-то из «толкиенутых» объявил, что это древние жилища хоббитов! =) Внизу под подъемником небольшой, но симпатичный зоопарк, собранный в основном из выкупленных у пляжных фотографов животных.
К югу от Геленджика знаменитая скала «Парус». Приезжаешь в Прасковеевку, там можно покупаться-позагорать, а потом отправиться в небольшой поход вдоль берега к этому удивительному природному шедевру.
В самой Кабардинке смотрят «Старый парк» и «Кастальскую купель». Старый парк — это частное владение скульптора Алексеева, который свои 20 соток (ну, теперь уже, кажется, побольше) превратил в коллекцию архитектуры разных стилей. Тут вам пирамида, тут средневековый замок, тут армянский стиль, а тут китайский. Место довольно любопытное, но слишком раскрученное. Внутри такая толпа народу, что приходится подолгу ждать своей очереди подойти к очередной постройке, а цена за вход несусветная. В общем-то, понятно: на скучающих туристах, которым днем девать себя некуда, легко зарабатывать. Кастальская купель — это и вовсе можжевеловый парк вокруг ресторана. Но неожиданно приятный. Форель и осетры плавают в прудах, цветы кругом, а стоимость в несколько раз меньше, чем в Старом парке. Надо сказать, что местные жители уже нашли лазейку в заборе и ходят в «Купель» бесплатно. =)
Отдохнули мы на море замечательно. И общение с друзьями тоже порадовало. Но нам еще неделю до дома добираться, так что пора собираться в дорогу.
Новороссийск—Краснодар, 25.07.2010
Пробег за день: 150 км, чистое время в пути — 2,5 часа, средняя скорость 60 км/ч.
В обратный путь мы тронулись в воскресенье. Днем мы были на службе, которую вели наши друзья в старинной лютеранской церкви в Новороссийске.
Лютеранская церковь в Новороссийске.
В результате, выехали мы только в 17:00. Мы понимали, что далеко в этот день не уедем, но решили сократить пробег на следующий день, добравшись хотя бы до Краснодара. На этот раз мы поехали по новой дороге. Она действительно более прямая и ровная, чем трасса вдоль моря от Джубги, но и куда скучнее. Кроме того, Новороссийск — крупный производитель цемента, поэтому дорога густо населена фурами. Пробки тянулись 20 километров от Верхнебаканска до Нижнебаканска, потом возобновились в районе Холмской. Вдобавок трасса, может быть по случаю выходного дня, изобиловала засадами. Только в районе Абинска мы насчитали их три, одна из них была с видеокамерой. В общем, не зря мы «туда» ехали другой дорогой. Но к 19:30 мы были в Краснодаре. Наверняка, здесь тоже есть что посмотреть, но мы решили поберечь силы для намеченных остановок. Заночевали мы в довольно уютном общежитии, к тому же близко к выезду из города. Кстати, попытались к ужину закупиться знаменитыми краснодарскими помидорами, но в большом супермаркете были лишь страшненькие зеленые уродцы. Может быть, потому что местные жители помидоры не покупают, а выращивают?
Краснодар—Ростов, 26.07.2010
Пробег за день: 260 км, чистое время в пути — три часа, средняя скорость 85 км/ч.
За Кущевской у Мемориала Казачьей славы мы сделали короткую остановку. Он очень удобен тем, что находится прямо рядом с трассой. Залезли на сторожевую вышку, изучили предметы казачьего быта (за десятку мне дали примерить бурку), в общем вполне хороший получасовой отдых от дороги. Там же и пообедали.
К 14:00 наш экипаж въезжал в Ростов-на-Дону. Прежде всего, мы поехали в зоопарк, пока не закрылся. Жара стояла чудовищная, но нашей прогулке это не помешало. Хотя многие животные были, по-моему, уже запеченными в духовке.
Ростовский зоопарк — крупнейший по площади в России. Конечно, площадь — это не коллекция, но все же после тесных питерских клеток, просторные загоны для животных радовали глаз. Собственно, места там так много, что зоопарк обзавелся даже собственным динозавром!
Насмотревшись на слонов и носорогов, мы отправились к месту ночлега. Через сеть знакомых мы нашли в Ростове-на-Дону семью, которая в это время как раз проводила отпуск в Европе. Они согласились поселить нас в своем двухэтажном доме в частном секторе Ростова совершенно бесплатно. Заселившись, мы отправились гулять по центру города. По отзывам путешественников у нас сложилось впечатление, что в Ростове обязательно надо погулять по набережной. Видимо, это удовольствие для тех, кто любит гулять от ресторана к ресторану. Во всяком случае, на нас набережная особого впечатления не произвела. А вот одна из центральных улиц города — Пушкинская — понравилась. Много старинной застройки, зелени, цветов. Клумба в виде книги привела в восторг наших детей (оказалось, что угрюмое здание рядом с ней — городская библиотека). Очень интересный памятник Пушкину в виде двух металлических сфер, с вырезанными сценами из жизни и произведений поэта. Поужинали в Макдональдсе (цивилизация!) и на боковую.
Ростов—Воронеж, 27.07.2010
Пробег за день: 550 км, чистое время в пути — 7 часов, средняя скорость — 80 км/ч.
Мы выехали из дома в 10:00, но умудрились как следует заплутать, сделать серьезный крюк и постоять в утренних пробках. В итоге, на М-4 из Ростова мы выскочили только к 11:30. От Каменск-Шахтинска дорога превратилась в однополосную, а вялотекущий ремонт создавал на ней пробку за пробкой. Из-за этого мы решили не заезжать в Павловск, хотя по фотографиям там есть очень симпатичные здания XIX века. Ладно, под Питером свой Павловск имеется, более знаменитый! Больше ничем трасса не запомнилась. К 19:00 мы въезжали в Воронеж. Друзья, которые приютили нас на эту ночь, жили в Гвоздовке, недалеко от Воронежа. Поэтому сам город мы увидели только из окна машины. Нам виды понравились, а вот наши хозяева его ругали за грязные улицы. Сравнивали с Липецком не в пользу Воронежа. Ну, может быть, Бог даст — побываем еще раз, осмотрим повнимательнее.
Воронеж—Рамонь—Елец—Тула, 28.07.2010
Пробег за день: 350 км, чистое время в пути — 4 часа, средняя скорость — 85 км/ч.
Выехав из Гвоздовки, мы почти сразу съехали с трассы, чтобы осмотреть дворец принцессы Ольденбургской в г. Рамонь. Это один из редчайших, если не единственный в России, «английский замок» в стиле Тюдоров. Мы многое узнали о нем позже, из книги местного краеведа-энтузиаста Веры Смирновой. Хозяева замка, семья принца Ольденбургского, были очень необычными и интересными людьми: «русские немцы», лютеране, известные в России меценаты, родственники Романовых и Наполеона. Принц Александр Ольденбургский дослужился до генерал-лейтенанта в войне с турками, но прославился он как основатель Института Экспериментальной Медицины в СПб, где работали академики Павлов, Орбели и другие. На пустынном берегу Черного моря принц Ольденбургский создал благоустроенный климатический курорт Гагры, как относительно дешевую альтернативу роскошным курортам Крыма. Ольденбургские получили имение Рамонь в подарок от Александра II. Пока муж занимался своими проектами, его жена, принцесса Евгения, превращала подаренное имение в образцовое хозяйство. Она перестроила один из первых российских сахарных заводов в Рамонскую конфетную фабрику, производившую 400 сортов шоколада и карамели, получавших международные награды. А в самом имении для Ольденбургских построили сказочный замок. Он был построен из штучного «пяточного кирпича» — глины, утоптанной в специальных формах босыми ногами множества работников. Может быть, особая прочность такого кирпича спасла дворец от разрушения за годы запустения. Хотя от внутренней его обстановки мало что осталось.
Это всего лишь ворота в замок.
А вот это уже сам замок Ольденбургских.
От внутреннего убранства не осталось и следа.
На осмотр находящегося в запустении замка мы потратили ровно час, и снова в путь. Еще через час мы снова оставляем федеральную дорогу, чтобы посетить Елец. Этот город известен из летописей с XII века. Он находился на границах со Степью, поэтому постоянно выдерживал набеги половцев. Городок очень чистенький, что, похоже, вообще является визитной карточкой Липецкой области. Меня он покорил старинной малоэтажной застройкой вдоль всех центральных улиц.
Конечно, основной достопримечательностью города считается Вознесенский собор. Высота этого храма около 75 метров, что в таком малоэтажном городе выглядит очень внушительно.
Гуляя по городу, набрели на очень характерную сцену. Шла свадьба, и у городского фонтана скучала «свадебная девочка», нарядная — только пылинки сдувай. А в фонтане резвились пацаны. И с какой же завистью она на них смотрела! =)
Одна из моих знакомых к этой фотографии то ли сочинила, то ли откопала где-то стихотворение очень в тему:
Она была маленьким ванильным пирожным,
На которое мальчишки поглядывали настороженно.
Она красивая сидела на краю фонтана осторожно
И ждала, когда же мама скажет, что играть можно.
Засмотревшись на салют капель из воды летящих куда-то,
Промочила воздушное платье, тающее как сахарная вата.
Но домой идти не хочется и рановато,
И так манит задорный смех игры и капель озорных прохлада.
Кстати, в этом фонтане и мне пришлось искупаться. Одна юная девица из нашей семьи уронила туда свою шляпку. Пришлось спасать. Впрочем, в жару такое приключение даже приятно.
Пообедали мы там же в Ельце, в кулинарии. Чем-то таким безудержно советским, из детства, повеяло. Дешево до изумления, и, что приятно, никто не отравился. Около 15:00 мы вновь отправляемся в дорогу. К 16:45 доезжаем до поворота на Тулу и через полчаса въезжаем в город.
Пробка в Туле. А ведь и правда! Быстро мы забываем…
Тула, 29.07.2010
В Туле мы провели две ночи, целый день посвятили осмотру местных достопримечательностей. Город произвел на нас двойственное впечатление. Он интересный. Там есть что посмотреть, и я с удовольствием вернулся бы снова, чтобы увидеть то, что не удалось в этот раз. Но... я не первый, кто отмечает какое-то странное отношение туристического бизнеса Тулы к гостям города, оставляющее безрадостное впечатление общей негостеприимности. Я говорю не о горожанах, а именно о тех, кто зарабатывают на туристах.
Начнем с размещения. Как обычно, мы стали искать квартиры посуточно. Нашли на http://arendatula.ru/flats/flatmaps.htm несколько вариантов, связались с агентом, объяснили, что семья с детьми. Нам предложили трехкомнатную квартиру на Красноармейском. За две ночи с нас попросили 2 250 рублей. Нормально — дороже, чем в Твери, дешевле, чем в Волгограде. Были более дорогие «квартиры-люкс», но мы побоялись, что наши дети могут там что-нибудь испортить, а без евростандарта мы вполне могли обойтись. Однако увиденного мы не ожидали. Более грязной квартиры мы не встречали за все время путешествия! К ручкам дверей просто неприятно было прикасаться. Жена не выдержала и затеяла генеральную уборку, чтобы хоть не так противно ночевать было. Наверное, надо было скандалить, требовать другой вариант, но после длинного дня в дороге, да еще и с детьми, думаешь только о том, как бы поскорее расположиться на отдых.
С достопримечательностями тоже любопытно получается. В Туле находится музей оружия, по отзывам, совершенно замечательный. Пожалуй, это одна из главных «изюминок» города, столетиями ковавшего оружие для всей России. Именно там находится знаменитая «подкованная блоха». В общем, мы с мальчишками заранее облизывались, предвкушая интереснейшую программу. Еще изучая сведения о городе в интернете, я обратил внимание на непростой режим работы этого музея. Он открыт с 10:00 до 17:00, но при этом там есть обеденный перерыв с 13:00 до 14:00 (что, вообще-то, в музеях не так уж часто встречается). Перерыв этот блюдется свято, в 12:30 вас в музей уже не пустят. Но этого мало. В музее два (!) выходных дня: понедельник и вторник. С учетом этого, я планировал маршрут, чтобы не попасть в Тулу в эти дни. Недопланировал. Мы были в Туле в четверг, но это был последний четверг месяца, а значит — санитарный день. =(
И даже в кремле, когда мы покупали билеты (а их надо покупать на каждую башню отдельно), нас в кассе всячески отговаривали это делать. С самыми лучшими мотивами, уверен: кассирши искренне не понимали, что там делать на этих башнях, да еще и с детьми. Но это окончательно убедило меня: туристы со своими деньгами Туле не нужны совершенно. =\ Ну, это все три года назад было, может, сейчас все к лучшему изменилось.
Хватит о грустном. Несмотря на все эти досадные мелочи, мы отлично погуляли по городу. Первым делом отправились в кремль, залезли на стену, осмотрели некоторые башни. Там же закупились тульскими пряниками. Конечно, можно было съездить в музей «Тульский пряник», но многие туристы отмечают, что это просто раскрученный магазин при местной фабрике, куда еще и надо записываться заранее на посещение. В кремле пряники ничуть не хуже.
Потом сходили в Музей самовара, благо он в двух шагах от входа в кремль, — убедились, что в Тулу со своим самоваром и правда ездить смысла нет. Самовары там на любой вкус: огромные и крошечные, фигурные и шарообразные, берестяные и даже съедобные. Дети были в восторге, да и мы не остались равнодушными.
Музей тульского самовара. Самовар на последней фотографии из сахарной глазури. Сладкий, наверное, чай получается!
Вместе с хорошей детской площадкой в центре города и экзотариумом, все это обеспечило нашим детям полное удовольствие от пребывания в Туле. А нам уже все больше хотелось домой.
Тула—Тверь, 30.07.2010
Пробег за день: 400 км, чистое время в пути — 5,5 часов, средняя скорость 70 км/ч.
К 10:30 мы уже вновь огибали Москву по большому кольцу, только теперь с Юго-Запада. В Лотошино мы полюбовались рекламными щитами, гордо утверждающими, что это самый чистый район Подмосковья, и что все дети здесь занимаются спортом. Главный спорт здесь, наверное, уборка территории. Но, в любом случае, рад за местных детей.
Еще через час мы въезжали в Тверь.
В Твери мы сняли за 1 000 рублей чистенькую двухкомнатную квартиру недалеко от вокзала и Макдональдса. Дождались нашего друга, недавно переехавшего в этот город, и поехали вместе в центр гулять. Особых достопримечательностей там нет, но застройка симпатичная. Перешли Волгу по мосту. Дети уже видели ее в Волгограде, и им было очень интересно посмотреть на ту же реку «в юности» — ближе к истоку. Там же и искупались — последний раз в этом путешествии. Памятник Афанасию Никитину, местному купцу, ходившему «за три моря» в Индию, безусловно, заслуживает внимания. Дети его облазили вдоль и поперек. Женихи с невестами там тоже частые гости. Вернулись по другому мосту, полюбовались на место слияния Волги и Тверцы и спать.
Памятник купцу Афанасию Никитину, ходившему за три моря.
Небольшая фотозагадка из Твери. Кто и каким образом может пользоваться этими верхними дверями? Поскольку правильного ответа я (и знакомые местные жители) не знаем, принимаются любые версии! =)
Тверь—СПб, 31.07.2010
Пробег за день: 520 км, чистое время в пути — 7 часов, средняя скорость — 75 км/ч.
В 10:00 выехали с места нашего последнего ночлега в этом путешествии. Вышний Волочек, как всегда, порадовал пробкой в обе стороны. Перекусили в Крестцах традиционно вкусными пирожками (хотя популярность среди автотуристов и дальнобойщиков не идет им на пользу). На этот раз объехали Новгород по объездной — сказка! Двухполосная дорога с отличным покрытием, а ведь еще недавно казалось, что она навсегда останется в состоянии «как после войны». К 18:00 мы въезжали на КАД, и еще через полчаса были ДОМА!!!
Ну, что сказать? Позади — почти 6 000 км дорог, двадцать дней интересного и активного отдыха. Путешествием мы остались очень довольны. Рассказов и впечатлений хватило надолго. Я очень рад, что у нас была возможность посетить хотя бы малую часть нашей интереснейшей страны. Если кому-то нужна будет дополнительная информация по каким-либо из посещенных нами мест — пишите. Буду рад помочь, чем смогу.
Расходы на поездку
Бензин — 11 200 руб.
Ночлег — 12 100 руб. за девять оплаченных ночлегов в дороге + 15 000 за шесть ночей в Кабардинке.
Прокат машины — 29 700 руб. за 22 дня.
Ремонт — к сожалению, я часто «паркуюсь по звуку», и это не звук парктроника. Где-то я очень неудачно припарковался, здорово поцарапав передний бампер новенькой прокатной машины. Поэтому из залога с меня удержали 8 000 рублей на замену бампера. :( Все же в дальние поездки лучше ездить на своем транспорте: «Форд» я бы просто подкрасил за куда меньшие деньги.
Интерес к поездкам по России у нас только растет. В 2012 году мы, правда, прокатились по Прибалтике, но на это лето планируем поездку на Урал и обратно, тоже разными путями. Так что, если живы будем, и будет на то воля Божья..., придется вам снова читать наши рассказы о дорожных приключениях. А пока, спасибо всем, кто дочитал до конца и разделил наши впечатления от броска на юг страны. Хорошей дороги!
Boris-Kozyrev