Путешествие по автодублеру БАМ: от края до края — 2 часть. Республика Бурятия

Путешествие по автодублеру БАМ: от края до края — 2 часть. Республика Бурятия

28.01.2025 | 4070 просмотров

Байкальский хребет является естественной границей Иркутской области и Бурятии. Автодублер, по которому мы едем через весь БАМ от края до края, пересекает этот хребет по перевалу Даван, высотой 990 метров.

Во время снегопадов тут очень непросто, особенно для грузовой техники, которая не всегда может выйти в подъем и иногда перекрывает движение на узкой дороге.

Бурятский участок Байкало-Амурской магистрали воплощает в себе дух приключений и незабвенной истории.

Протянувшись через живописные пейзажи, автодублер разделяет множество притягательных мест: от завораживающих озёр до древних священных камней. Каждый поворот дороги открывает новые горизонты, а встречи с местными жителями погружают в богатую культуру бурятского народа.

Многие из тех, кто строил БАМ, до сих пор живут здесь, сохраняя память о трудовых подвигах. Ветераны делились с нами историями о том, как они преодолевали трудности, встречая суровые условия климата и нехватку ресурсов. Каждое их слово наполнено гордостью за вклад в развитие региона, что стало возможным благодаря исключительным усилиям и упорству.

Первый город Бурятии — Северобайкальск, быстро проехать его не получится, здесь есть что посмотреть и чем заняться. Его называют БАМовским Ленинградом.

Первые рабочие, строители БАМа, прибыли в этот край 23 июля 1974 года, они установили на берегу реки Тыи свои палатки и железнодорожные вагоны, в которых жили и даже зимовали.

3 февраля 1975 года был создан трест «Ленинградбамстрой», который и построил город на севере озера Байкал. Через полгода в посёлке вовсю заработали дизели передвижных электростанций. Через четыре – был построен первый капитальный дом в этих краях. Ленинградские зодчие и инженеры специально для «своего» города на Байкале спроектировали серию блочных жилых домов номер 122. Они сейсмоустойчивы, их ломаный, изогнутый силуэт запоминается с первого взгляда. Это защита от ветра.

Запоминается и здание железнодорожного вокзала – незаурядное архитектурное высказывание Владимира Авксентюка, новосибирского зодчего, который придавал особую элегантность силуэтам советских железнодорожных вокзалов. «В его архитектуре мне хотелось выразить присутствие Байкала. В конструктивном решении здание необычно, впервые применены жёсткие ванты при высокой сейсмичности», – говорил архитектор.

Главные достопримечательности окрестностей Северобайкальска – уникальные бамовские мысовые тоннели. Дорога функционировала и до их строительства, но мешали камнепады.

Специфический мягкий климат обеспечивает отличные условия для зимних видов спорта. Снега на перевале Даван выпадает до трех-пяти метров, и он тает почти до лета… Благодаря этому данное место приобретает все большую популярность среди горнолыжников и снегоходчиков, особенно, любителей фрирайда. Маршруты найдутся как для опытных фрирайдеров, так и новичкам. Одна из фишек Давана — горячий источник Гоуджекит, в который можно погружаться под открытым небом с потрясающим видом на горы.

Кроме этого в окрестностях Северобайкальска известны еще несколько термальных источников, и мы попробуем их все. Дорога к одному из них идет через село Байкальское. Именно в этом селе заканчивается асфальтированная дорога из города, а дальше открываются просторы необъятного Байкала.

Котельниковский источник на Байкале — единственный термальный источник западного побережья озера. Он расположен в 80 км южнее города. Температура воды на выходе — примерно 70 °С.

Еще одни термальные источники — Хакусы, находятся на другом берегу Байкала. Поэтому необходимо полностью пересечь озеро по накатанной ледовой дороге. А по пути можно встретить даже лыжников. Источник в Хакусах — самый мощный на Байкале. Еще десяток лет назад в этом месте по берегам бродили медведи, а на горячем источнике стояло только одно бревенчатое зимовье.

Дальше едем в Нижнеангарск. Старинное село, основанное казаками в 1646 году, получило новый импульс к развитию благодаря БАМу.

Здесь очень красивая набережная с потрясающим видом на Байкал.

Можно увидеть технику, которая помогала в освоении суровой природы и прокладывании легендарной магистрали.

А недавно открылась скульптура, посвященная семьям, рожденным во время строительства БАМа. Приехавшие по зову сердца в северный край, молодые люди не только строили дорогу, возводили тоннели и мосты, но и создавали семьи, рожали детей.

Прямо на набережной находится «Историко-краеведческий музей Северо-Байкальского района». Его тоже советуем посетить.

В 70 км на восток от Нижнеангарска находится еще один термальный источник — Дзелинда. Еще в советское время здесь была водолечебница, сегодня же на одноименной станции находится база отдыха РЖД.

Через 20 км после Дзелинды в узком ущелье между двумя горными грядами расположен бамовский поселок Ангоя. Голубое небо, просторы, кристально чистый воздух. Его история началась сорок лет назад.

Ангою построили азербайджанские специалисты. Азербайджанской бригаде, прибывшей на БАМ в 1975 году, был показан фронт работ — 209 километров вечной мерзлоты, на которых надо было проложить железнодорожное полотно и построить поселок. Населённый пункт начал возводиться в 1983 году строителями «АзБАМстроя». В сентябре 1984 года стали строить сборно-щитовые дома, небольшую котельную и капитальную теплотрассу, чтобы обеспечить теплом и временный, и строившийся постоянный посёлок.

В 2008 году в знак признательности за самоотверженный труд азербайджанских строителей станция Ангоя была названа именем Гейдара Алиева.

Следующую железнодорожную станцию и посёлок построили рабочие из Литовской ССР. Поскольку поселок расположился недалеко от старого эвенкийского села Уоян, то его стали называть Новым Уояном.

В разгар комсомольской стройки здесь проживало более 11 тыс. человек. В здании вокзала станции, архитектором которого был Шимайтис, акцент сделан на пассажирском зале, перекрытом клееными деревянными конструкциями с покрытием из черепицы.

Бóльшая часть строительного материала поступала из Литвы. Есть даже Литовский проспект.

Пожалуй, один из самых красивых участков автодублера БАМа находится на участке от Уояна до Северомуйска. И это не только красивый, но и самый сложный участок Байкало-Амурской магистрали, потому что здесь железная дорога начинает свой путь через Северо-Муйский хребет.

В 1985 году в поселок Янчукан из поселка Звёздный Иркутской области (я о нем рассказывал в прошлой части) перебазировался СМП «АрмБАМстрой» и началось строительство постоянного посёлка, здания вокзала станции Кюхельбекерская, здания школы и детского сада. Интересно, что армянский туф при своей пористости за столько лет практически не пострадал от суровой погоды.

Далее, на восток от Янчукана, располагался поселок Тоннельный, рабочие которого рыли 15-километровый тоннель от одноименного поселка к Северомуйску.

До открытия Северомуйского тоннеля поезда следовали по обходной железнодорожной ветке длиной 54 км, состоящей из многочисленных крутых серпантинов и высоких виадуков, включая знаменитый Чёртов мост. Говорят, машинисты крестились перед въездом на него, поскольку мост расположен в крутом повороте на уклоне, имеет очень большую высоту и двухъярусные опоры.

Северомуйский тоннель был достроен и сдан в постоянную эксплуатацию 5 декабря 2003 года — это самый сложный и протяжённый железнодорожный тоннель в России. Его длина — 15343 метра.

Так мы доехали до поселка Таксимо, он уже существовал до начала БАМа. На стройке века Таксимо с самого начала ждала особая роль — во-первых, стоявшие прежде в тайге населённые пункты неизбежно становились базами строителей, а во-вторых отсюда было удобно проложить дорогу к золотым приискам Бодайбо.

Поэтому Таксимо курировался даже не двойным, а тройным шефством — времянку строила и поляну готовила Бурятия, половину постоянного посёлка возводила Беларусь, ну а сам вокзал в виде палатки – Латвия.

Ну а дальше самый опасный мост России и Забайкальский край.

И обязательно посмотрите наш документальный сериал "БАМ: от края до края" в ВК и Youtube.

Автор: Алексей Жирухин «Путешествия со смыслом»


Дром

Комментарии

     
Иркутск
Сообщений: 116
Скоро начнётся стройка второго пути Северомуйского тоннеля.
6
 
Ответить
Sova
Ванино
Витимский мост, там же одной мостовой колонны нет, как держаться перекрытия непонятно. Я б не рискнул ехать .
11
1
Ответить
ИгорьИрк
Иркутск
А еще активное участие в стройке БАМа принимали простые советские заключенные.
10
6
Ответить
Лёха
Топки
Жду Юктали
 
1
Ответить
Евгений
Благовещенск
Родина Новый Уоян! Ребята, у вас такие «весенние» фотографии около ЖД вокзала. А сегодня там -49 😁
5
 
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 208
Восхищение. Молодцы.
3
 
Ответить
Александр.
Омск
Познавательно и интересно описано. Спасибо большое. С удовольствием читаю и смотрю Ваши фото видео отчеты.
2
2
Ответить
    
Благовещенск
Сообщений: 1227
ИгорьИрк
А еще активное участие в стройке БАМа принимали простые советские заключенные.
Дело футбольного блогера живет. )
ГУЛАГ, КГБ и пломбир. Три столпа СССР!)
Вера, которую не разделяет никто, называется шизофренией. ©ПВО
3
12
Ответить
Влад
Ангарск
ИгорьИрк
А еще активное участие в стройке БАМа принимали простые советские заключенные.
Не более 20% от численности. Мороки с ними, охрана и т.п.
Ещё процентов 20 - ж/д войска, остальные - вольнонаемные, комсомольцы.
5
 
Ответить
bluetrack
Ульяновск
Лёха
Жду Юктали
Тут есть маленько: https://travel.drom.ru/81448/
4
 
Ответить
Александр
Омск
Очень интересно.
2
 
Ответить
    
Иркутск
Сообщений: 41495
Sova
Витимский мост, там же одной мостовой колонны нет, как держаться перекрытия непонятно. Я б не рискнул ехать .
Мы по нему на Камазах ездили в 90-х, вот это жуть.
Шустрю но не лихачу
Дурь прошла и маразм ещё не наступил ;0)))
8
 
Ответить
   
Якутск
Сообщений: 17118
Интересно! Автору спасибо за труды. Азербайджан, Армения, Литва, Ленинград, Бурятия... и у каждой стройки свой национальный колорит.
Путешествуйте!
1
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром