|
Добрый день всем добрым и неспокойным людям, с зудом в пятой точке организма, который заставляет куда-то ехать, что-то преодолевать, тратить своё личное время и деньги, заработанные непосильным трудом… :-)
Сей опус повествует о небольшой поездке в дикие степи забай… эээ… Казахстана. Идея этой поездки вынашивалась давно. Но всё как-то не получалось: то компанию не могли найти (одним экипажем туда ехать было страшновато), потом нашёлся попутчик, но пришли кошма… эээ… ковидные времена...
В общем, в прошлом году все звёзды сошлись должным образом и мы поехали.
Сразу скажу, что фотографировали как-то мало, но немало снимали на видеокамеру, которая почти случайно была обнаружена в походном шмурдяке, и делали это как попало и кому не лень. Удивительно, что из этого «как попало» что-то вышло:
Нитка пройденного маршрута находится здесь:
— синяя линия — асфальтовая дорога;
— жёлтая линия — грунтовки;
— фиолетовая линия — грейдер;
— зелёная линия — путь домой (до границы);
— на маркеры можно нажимать мышкой — там есть фотки:
— если перевести просмотр в Google Earth, то можно просмотреть карту в 3D формате: наклонять карту можно два раза тыкнув левой клавишой на мышке, зажать её и двигать по экрану (вверх-вниз), кнопка компаса возвращает ориентацию карты на Север.
Границу прошли 11 сентября на таможенном переходе «Сагарчин» (российская сторона) и «Жайсан» (соответственно, казахская сторона). На прохождение обоих таможен у нас ушло не более 30-40 минут.
Сразу после таможни в куче ларьков поменяли рубли на тенге и купили страховку на машину и прицеп. Надо было купить ещё казахскую симку, но я (зря) понадеялся на наш такой родной «Мегафон» и, в итоге, катался по Казахстану почти без связи (ну, за очень дорогую связь, скажем так).
Миновав весёлый город Актобе, уехали веткой на Шубаркудук. Дорогу сильно заштормило, начали появляться верблюды и редкие аулы. Дорожный трафик резко упал. За всю дорогу до Шубаркудука нам встретилось не более 5 автомобилей.
Ночь настигла нас в бескрайней степи. Мы просто отъехали от дороги на пару километров и встали на ночёвку. Перед сном любовались огромным бескрайним звёздным куполом.
Завтрак на траве… ээ.. в степи
Утром выехали на шикарную дорогу, ведущую от Кандыагаша на Доссор. По ней нам надо было проехать 150 км до Сагиза. На дороге очень незначительный трафик, ни подъёмов, ни спусков, трасса обходит все немногочисленные посёлки. Поставили на «кнопку» 100 км/ч, так и доехали до Сагиза.
В Сагизе нашлась только одна заправка, дошедшая до нас со светлых советских времён, которая никогда не видела 95-го бензина. У меня выработалось полбака, в прицепе валялись две канистры с 95-м бензином из Актюбинска, но на всякий случай я залил в бак 40 литров вроде как 92-го бензина. Инструкция к Паджерику допускала такой вариант.
Заехали в посёлок, нашли дукен, где и дозакупились продуктами.
После Сагиза начинались наши «внедорожные» приключения. Точнее, после посёлка Ебейты. Это ещё порядка 30 км «цивилизации» в виде раздолбанного грейдера. Мы ехали параллельно грейдеру, по боковым самостийным дорогам, ибо они были лучше.
В Ебейты форсировали брод через речку Сагиз и углубились в степи курсом на юг, на Актолагай!
Цивилизация отступила, дороги умножились. Далее, вплоть до Аккергешена, ехали чисто по направлениям: иногда по попутным колеям, иногда просто по степи.
Стоить сказать пару слов о навигации в степи. Перед поездкой я очень подробно изучил спутниковые карты районов «полётов». Мог по памяти накидать схематично местность между Сагизом, Мукуром и Кульсары с примерными расстояниями. Кроме того, на картах в приложении расставил опорные точки, выписал на бумажку их координаты, а так же координаты основных точек интереса и заметных ориентиров.
Скачал на сотовый приложения: карты, 7ways, Топокарты России (Генштабовские карты) и Геотреккер (по совету Олега из Актау).
В итоге «Топокарты» отпали, так как для работы в оффлайне надо скачать нужные карты — это только за деньги. Деньги просили небольшие, но заплатить оказалось проблема, потому что сами знаете почему. Написал им в техподдержку про альтернативный путь оплаты, но ответ пришёл, только когда мы были уже в Актау и тема перестала быть актуальной.
7ways показалась мне какой-то нелепостью. Потыркался с ней и плюнул. Может, не разобрался — хз.
Яндекс-карты казались шикарным вариантом, обещали работу в оффлайне. Нужно было только заранее скачать карты нужных областей Казахстана. Я скачал их. Проверил в настройках — карты установились, показывали, сколько заняли объём памяти и предлагались из меню только удаляться (то есть, стоЯт). На деле же, как заехали в Казахстан и пропал интернет, Яндекс-карты перестали работать и только в Актау в гостинице, при наличии устойчивой вафли карты опять перезагрузились (?) и дальше работали без проблем.
И только маленькая, незаметная программка «Геотреккер» не оставила нас в беде. :-) Я перенёс опорные точки туда и дальнейшее ориентирование происходило в основном по Геотреккеру.
Как мы ехали по степи? В степи много дорог, какие-то неплохо накатаны, какие-то хуже, некоторые почти не угадываются. Мы выбирали наиболее укатанную дорогу, которая вела к ближайшей опорной точке. Если дорога уходила в сторону, мы выезжали в степь и ехали по направлению к опорной точке, пока не попадалась колея, которая примерно шла в нужном направлении.
На Актолагае в плане развития туризма, видать, осваивают какие-то деньги, и там иногда можно встретить еле заметные указатели, куда нужно ехать. Даже установлены две большие рамки для фотографии в стиле «дискавери». :-)
Актолагай в отличие от Босжира и Мангышлака очень безлюден. Мы на протяжении 150 км, которые проехали по степи, не встретили ни одного человека. Места очень красивые и дикие, но находятся очень далеко от больших городов с аэропортами и поэтому, видать, не пользуются спросом массового туриста.
Съехав с обрывов Актологая, мы острожно «цепанули» Толагайсор и выехали на меловое озеро Кабысколь. Дорога безальтернативно уходила в это «озеро» и исчезала. Что делать? Провалимся сквозь поверхностную корку или нет? После короткого совещания решили ехать осторожно. Застывшая замазка для окон! :-) В конце уже осмелели и ехали под сотню… сзади ни пыли, ни следа…
Где-то после мавзолея Жубан-ата выскочили на очень неплохой грейдер, по которому выехали в районе Иман-калы на дорогу местного значения Мукур — Кульсары. Когда-то она была даже асфальтовая… если внимательно приглядеться… Попытались по ней ехать, но в итоге ушли на альтернативные степные дороги.
Ночевать заехали на меловые скалы Аккергешен. Туда ведёт такая пыльная дорога что в заднее окно я не видел прицепа.
Вечером и утром полазили по скалам и поехали в сторону Кульсары. Это уже была цивилизация — ночью на горизонте мы видели зарево большого города.
Я знал, что на Аккергешене есть «пещера Нобеля», но координаты, которыми я располагал, оказались неверными, и мы не стали упираться и искать её.
Аккергешен, утро. Вид из «окна»
От Кульсары до Бейнеу идёт хорошая асфальтовая дорога с довольно оживлённым трафиком. Очень много едет узбекских и даже таджикских машин. Появились гаишники. Но в этот раз мы проскочили.
Отъехав от Бейнеу в сторону Сай-Утёса порядка 85 км, мы свернули в пустыню по направлению к Бекет-ата. Предстояло проехать порядка 140 км по пустыне. Примерно через 10-15 км начало темнеть. Разбили лагерь, сварили ужин и сели за разговоры под рюмку чая. Вокруг пустота, звёздное небо, Млечный путь который на Урале не виден. Редкие моменты жизни!
Случайно увидели запуск спутников Старлинка (14 сентября, примерно в 9-10 часов вечера).
Рано утром в пустыне. Дорога на Бекет-ата
К обеду следующего дня доехали до Бекет-ата. Несмотря на то, что на первый взгляд ориентирование на этом участке не казалось сложным (надо было просто ехать строго по заданному курсу), на деле расслабляться не стоит. Павел ехал сзади нас примерно в 1-2 км и в какой-то момент исчез. В пустыне. Вроде бы где? Просто ехал за нами, на что-то отвлёкся и уехал по такой же колее и вроде бы прямо. В итоге ушёл градусов на 20 влево, и между нами, когда мы связались по рации, было 2,5-3 км. Складки местности, казалось бы, незначительные полностью скрыли машину из вида. Я залез с биноклем на прицеп и только тогда смог определить, где он и быть ему ориентиром, пока он напрямую выезжал к нам.
От Бекет-ата идёт шикарная дорога вплоть до Актау. Но мы по ней не поехали, а снова углубились в степные стёжки-дорожки и заехали ещё на день в урочище Босжира.
Урочище Босжира, видовая точка
За опору принимались GPS-треки, которыми любезно поделился со мной Олег из Актау olegkp
Спасибо ему большое за это! Это сэкономило нам кучу времени на ориентирование.
Хотели на ночь проехать к водопаду, но трек, который нам дал Олег, был 2020 года, и за это время дорогу размыло до состояния арыка, в который мы и упёрлись. В этом месте нас настигла ночь, и пришлось там базироваться, предварительно внимательно понаблюдав за небом, движением облаков и т.д., потому что в случае дождя оттуда было бы уже не выехать.
Под тонкой коркой — коварная жижа
По пути к месту ночёвки дорога была местами непросохшая, местами попадались просто страшные следы, как кто-то «по уши» сидел в грязи и как его оттуда тащили. Ну, и вообще в закатном Солнце местность выглядела просто инопланетно-угрожающей.
К слову сказать, нам сильно повезло с погодой, потому что как-то так получилось, что мы ехали между дождями. То есть до нас были дожди, где мы проехали, но степь уже успела достаточно просохнуть, и после нас там были дожди. Ветра так же не было на наших ночёвках в степи и пустыне. Исключением лишь был сильный ветер на Босжира ночью, но к утру он стих и восход Солнца был просто замечательный. Температура тоже всегда была комфортная и днём, и ночью.
Урочище Босжира, Солнце всходит
Вообще, впечатления от урочища и дальнейшей дороги до асфальта у нас остались ошеломительные. Дикая сила природы, фантастические пейзажи. То едва проходимая колея, то — непонятные абсолютно ровные обширные пространства.
Отдохнув и отмывшись в Актау, где я не был 46 лет, поехали на Жыгылган (Упавшая земля). По пути можно было заехать на Тамшалы, но решили его исключить, так как накануне были дожди и крутой спуск туда мог бы быть для нас односторонним.
После Жыгылгана проехали в Долину Шаров (Торыш) — ещё одно фантастическое место, и поехали в сторону Шеркалы через живописный посёлок Шайыр. Дорога идёт через перевал, потом по красивой долине, и из-за этого, любуясь видами, проскочили отворотку на Кок-калу. Возвращаться уже было лень, и сумерки уже ощутимо прижимали, поэтому решили ночевать у какого-то объекта, занесённого в список ЮНЕСКО. Напротив нашей стоянки гордо высилась гора Шеркала. До самой поздней ночи какие-то местные казахи играли на домре, пели песни (и пили чай, наверное?) в небольшом парке ниже.
Утром походили по этому объекту — там были развалины древнего городища.
Место ночёвки, гора Шеркала, утро.
Утром, проехали в урочище Жайракты или Долину Замков. Очень живописное место!
Это была крайняя точка нашего путешествия, и, выехав на асфальт, мы взяли курс в сторону дома через Шетпе и Сай-Утёс. Дорога Шетпе — Сай-Утёс настолько потрясла своими грандиозными видами на чинки Устюрта, что мы опять проскочили своротку на сор Тузбаир.
После Бейнеу выехали на оживлённую трассу с узбекскими машинами с огромными тюками на крыше. Интересно, что они там везут такое?
Появились гайцы, пару раз проскакивали и уносились в светлые дали. Я честно шёл свои 100 км/ч на «кнопке». Но недалеко от Кульсары пролетела гайская тачка встречным курсом, развернулась и притормозила нас. Упор был на то, что с прицепом максимальная скорость 70 км/ч, кроме того на прицеп нужна была диагностическая карта по законам Казахстана… 5000 рублей сняли все вопросы у шакалов.
После Кульсары мы заночевали и перед сном провели военный совет в свете новых обстоятельств. :-)
Начальный план был — не долбить обратную дорогу по тому же маршруту и перейти границу в Уральске и выехать домой через Бузулук, Бугуруслан и Октябрьский. Но ехать со скоростью 70 км/ч огромные расстояние — это пытка. Кроме скорости была ещё бОльшая проблема — бумажка на прицеп. А до Уральска ещё порядка 700 километров…
У Паши был с собой атлас автодорог ещё времён СССР. Посмотрели по атласу: в Уральске сходятся две магистрали — от Гурьева (то бишь, Атырау) и со стороны Ташкента, через Туркестан. Предположительно, по этим двум магистралям сходятся караванные пути из Киргизии, Узбекистана, Таджикистана на Москву (через Самару, Сызрань, Воронеж). Это означало две возможные проблемы: нелёгкое и небыстрое прохождения погранперехода и стаи гайцев, кормящихся на этих путях.
Прикинули уйти после Гурьева на Астрахань, но до Гурьева надо ещё доехать по шакальей трассе (порядка 190 км), и маршрут через Астрахань удлинял наш путь на пару дней, хотя было бы интересно заехать в Астрахань. Но самое главное — на прицеп не было нужной бумажки.
Поэтому решили, на «тихих лапах» чапать до Доссора и уходить на Актобе старой дорогой. На следующий день так и поехали. На участке до Доссора ещё пару раз промелькивали гайцы, но мы их не заинтересовали, к счастью.
После Доссора ушли направо, трафик уменьшился почти до нуля. Попался один скучающий гайец: поговорили — откуда-куда, спросил про прицеп — бумажки нет, ничего не сказал, поехали дальше.
Решили проверить состояние дороги через Кандыагаш и Алгу. Дорога строится. Где построено — настоящий автобан с раздельными полосами. Большой трафик, на участках без асфальта — пыль клубами, иногда не видно, куда едешь.
Вечером 20 сентября, уже тёмной ночью прибыли на погранпереход Жайсан. Перед нами было 3-4 машины. Времени ушло на прохождения обоих таможен около часа. Казахи осматривали поверхностно.
На российской стороне всё было построже, но ничего не просили вытаскивать из машины или прицепа. В этот раз пришлось открыть палатку, да и то, скорее всего, потому что пацану-таможеннику очень хотелось посмотреть, как это работает.
Вот и всё. На этом откланиваюсь.
Если какую-то тему не раскрыл, спрашивайте ниже в комментах.