|
«Тохта паровоз, келем жатыр колеса»
Уже десять лет каждое лето ездим в Казахстан (родители жены живут в городе Талдыкорган). Написать отчет о поездке собираюсь давно, буквально после первой же поездки появилась такая мысль. Информации тогда было мало. Первая поездка произвела на меня неизгладимое впечатление. Сейчас, конечно, все по-другому. Обо всем при желании можно узнать из отзывов других людей. Надеюсь, что и наши впечатления, изложенные здесь, пригодятся кому-нибудь.
Итак, рассказывать буду о крайнем путешествии (29.06.2010 — 12.07.2010).
План поездки был таким: Новосибирск — Карасук — Павлодар — Астана (посмотреть город и океанариум) — Караганды — г. Балхаш — Алматы (нужно было заехать к дедам в дачный поселок Актас) — Капчагай — Талдыкорган (Талды-Курган). А уже оттуда планировали прокатится порыбачить на оз. Балхаш (через Лепсы) и проехать за Текели (поселок недалеко от Талдыкоргана — там есть замечательное очень красивое ущелье). Потом соответственно в обратную сторону. По дороге (на обратном пути заехать в Алматы подняться на Медео), если останутся силы, то посмотреть еще на какие-нибудь природные красоты.
Раньше ездили через Семипалатинск. В этот раз решили разведать другую дорогу. Маршрут получается куда длиннее, но дорога, по отзывам, гораздо лучше.
По времени планировалось уложиться в две недели.
Теперь пару слов о технике. Машина на тот момент была у нас Isuzu Bighorn: трехдверка, комплектация «иршмихер», сделан небольшой лифт, колеса R16 на 31 дюйм, двигатель дизельный, коробка ручная, был установлен верхний багажник — вещей с собой, как всегда, получилось много. Несмотря на приличную загрузку и дальнюю дорогу — могу сказать, что машина проявила себя достойно (обошлось без поломок). Расход по трассе составил около 11 литров. Всего за поездку было пройдено около 8 000 километров.
Ехать планировали втроем — я, жена и шурин — он сейчас учится в Новосибирске и как раз собрался навестить родителей. А уже в процессе подготовки к нам решил присоединиться мой товарищ Алексей вместе с семьей. Они путешествовали на автомобиле «Форд-лазер» ( та же Mazda Familia-вагон, только с шильдиком — «Форд»). Их автомобиль также достойно перенес дорогу. Правда, сначала на их счет возникли некоторые сомнения, поскольку машина была слегка разбита: капот, крыло, бампер, фара, крыша, левые двери. Эти недостатки планировали убрать перед поездкой (чтобы не возникло лишних вопросов на границе и в Казахстане), а времени оставалось совсем немного. Еще надо было заправить кондиционеры на обеих машинах, а на «Мазде» ко всему еще и поменять радиатор кондиционера.
У нас же с машиной, в общем, был порядок (обслуживалась машина вовремя, единственное, надо было поменять масло и закинуть в багажник канистры с водой и соляркой). Стараюсь много не набирать — был отрицательный опыт во время первой поездки в Казахстан. Машина у нас тогда была — ВАЗ-21099. Опыта вождения у меня — буквально пара лет. Вот я и размахнулся — взял с собой полбагажника запчастей и инструментов, плюс канистры с водой и бензином, плюс две запаски. Ехали мы тогда через Семипалатинск: и на отрезке дороги до Учарала (причем стемнело еще задолго до того, как мы проехали Аягуз) я совершенно разбил подвеску: колеса стали квадратными, треснули крабы, но, что интересно и в таком состоянии машина доковыляла до места, а многочисленные запчасти и инструменты так и не пригодились. С тех пор стараюсь много не набирать, все равно все не возьмешь, а лишний груз катать будешь.
Итак, на приведение машин в готовность получилось выделить буквально пару дней перед поездкой. Замена масла в двигателе на «Бигхорне» много времени не заняла. Вот поиск запчастей на «Мазду» — еще та история. Причем, ведь когда они нужны — сразу исчезают, но терпение и труд все перетрут. Нашелся капот, крыло, двери (причем в цвет) и фара. С остальным решили бороться с помощью армированного скотча и небольшого количества краски в тон. Вроде получилось неплохо — крышу и бампер сначала заклеили скотчем, потом покрасили, капот с крылом просто быстро задули (казахстанские гаишники прицепились по этому поводу всего один раз). Кондиционеры, к сожалению, заправить не получилось, у меня взорвался армированный шланг (при заправке), искать или варить уже поздно, а у товарища не подошел купленный радиатор (у «Мазды» отличается от «Форда»). Пришлось ехать в тепле — после холодного сибирского лета для нас и не проблема.
Подготовка завершена, можно выезжать. Решили выдвинуться утром — пораньше. Нам так больше нравится. Тем более я считаю, что пересекать границу все равно во сколько. Все зависит от везения. Не будет автобусов — проедешь быстро, а если встретятся — встанешь надолго.
Тронулись в пять часов утра и уже через десять минут заехали за товарищем на Юго-Западный. В город Карасук прибыли где-то в районе 12 часов дня, ехали не торопясь, останавливались выпить чая, заправляли машины. А там уже и до границы недалеко.
С российской таможней повезло, прошли, хотя сумки пришлось вытаскивать, у них там теперь сканируют всех подряд передвижным рентген-аппаратом. Кстати, бросилось в глаза здание новой совместной таможни, которое находится чуть в стороне, быстрее бы уже запускали, может, процесс убыстрится. Казахстанская таможня, как всегда, была в своем репертуаре, хоть я и подъехал первым, пропустили передо мной какого-то родственника-свояка, а потом пришла какая-то маршрутка, хорошо, небольшой автобус, а то бы надолго застряли. Затем все-таки пришла наша очередь. На таможне все прошло довольно быстро.
Единственно, таможенник, который сидит на втором этаже и выдает миграционные карты и разрешения на ввоз транспорта, на некоторое время уединился с водителем маршрутки (наверное, они как-то убыстряют процесс) вот и приходится уединяться. Вторым неприятным моментом в этот раз стал досмотр автомобиля. Нет, с машиной-то ничего страшного, а вот жена очень неудачно оставила свою сумочку с деньгами и женскими прибамбасами на сиденье. Таможенник, проводящий досмотр, не замедлил этим воспользоваться — без всяких просьб и разрешений (до этой поездки такого не было, может, просто везло). Так что личные вещи надо держать в руках — в машине не оставлять, а то схватят, будут копаться — неприятно. Леха прошел таможню без приключений.
Границу миновали можно сказать быстро и без задержек. На обе, наверно, потратили часа два. Ко всему прочему, летом время в Казахстане отличается от нашего на час, у них не переводят. Так что субъективно, времени вся процедура заняла еще меньше. Естественно, сразу по выезду с территории таможни, прижались к обочине и пошли покупать страховку и местные сим-карты. Так гораздо дешевле, чем пользоваться новосибирскими с роумингом. Покупали в киоске слева от дороги, там продавец оказался более общительным, плюс пообещал какую-то скидку. Как и везде в Казахстане, пришлось поторговаться. Карту взяли «Active», но лучше брать «Beeline» — разговаривать выходит дешевле. Месячная страховка вместе с сим картой обошлась около 2000 тенге(≈450 руб.).
Первый привал в павлодарской степи.
Около 15 часов по казахстанскому времени решили остановиться перекусить, с собой была еда из дома, которую набрали лучшие половины, а она имеет свойство портиться без холодильника.
Погода в Павлодаре и окрестностях не слишком отличалась от нашей ( прохладно). Ехать хорошо, нежарко, вроде и кондей не нужен. До Павлодара добрались быстро и без проблем. Как и в прошлом году, после пересечения границы начался небольшой мандраж: штрафы огромные, гаишники своеобразные, каждый раз пока привыкнешь — понервничаешь. Лучше сразу заложить хотя бы 1 000 рублей на это дело, разменять их на тенге в Новосибирске (мелкими купюрами), чтобы потом не отдавать рубли (в рублях всегда дороже). Это мое мнение. Если не борзеют и просят какую-нибудь мелочь, проще отдать и ехать дальше. Впрочем, гаишники в Павлодаре, Астане, Караганде и Алмате обычно без повода не лезут, но на трассе, особенно ближе к Балхашу и Алмате, могут встретиться например чимкентские (по-моему «X» на номере) те будут выпрашивать, пока не дашь хоть 100 тенге. Как-то лет восемь назад у друга забрали российскую мелочь (лежали на виду в монетнице в баре) и коробку сахара рафинада.
Павлодар проехали без проблем с помощью навигатора. Навигатор ипользовали «EXPLAY» с NAVITELовскими картами России и самодельный атлас Казахстана, название сайта, откуда его сдернули, сейчас уже не вспомню — найти по ссылкам, думаю, и сейчас при желании можно. На установку этих карт ушло часа два времени, и в городах они кое-где подглючивали, но с рабочим навигатором веселее, чем без него. Могу предположить, что лучше взять устройство с несколькими картами. В Талдыкоргане на этот счет рекомендовали «СитиГид» и «Ozi Explorer».
Город Павлодар нам всем понравился — симпатишный, чистенький, с приятными магазинами и кафе, во всяком случае, центральная часть.
Обратите внимание на скульптуру, йога отдыхает…
Вон мужик в пиджаке, а вон оно — дерево! (с) «Джентльмены удачи».
На мой вкус, он гораздо уютнее Семипалатинска. Через город прошли быстро и без проблем, больше времени потратили на легкий перекус и прогулку по бульвару. Вопрос насчет дороги возник только в одном месте, на него сразу же ответил первый встречный прохожий (по объездной лучше не кататься, асфальт убитый напрочь). Выехав из Павлодара, решили остановиться и искупаться в местной речке, но, как назло, пошел дождь, стало прохладно.
Дорога поле Павлодара радовала яркой зеленью обочин, которая постепенно сходила на нет. Бросались в глаза шикарные мусульманские мавзолеи, возле которых все норовили остановиться наши товарищи — ну, не привыкли они.
Можно, конечно, было сразу уйти на Караганду, но мы решили, что в эту поездку обязательно посетим столицу республики — город Астану. Хотелось сходить в океанариум и погулять по городу.
Эх, дороги! Трасса Павлодар — Астана.
Позже обратили внимание на скульптуру птицы и решили немного задержаться.
Остановились сделать фотографии и выпить кофе. Да и к слову, дорога по качеству покрытия, пускай, и не слишком хороша, но и не производит ощущения заброшенного направления, как на Георгиевку, Аягуз. Хотя порой встречаются приличные дыры, на одной из них весьма ощутимо подбросило и наш джип, несмотря на немаленькие колеса, выпал даже из крепежа навигатор. Хотя все эти огрехи полотна можно при желании объехать, просто в моем случае уже стемнело и одновременно с этой ямой навстречу попалась машина, которая ослепила фарами. Хочу, кстати, заметить, что в Казахстане многие не переключаются на ближний свет, пока не поморгаешь дальним или не включишь противотуманки, да и после этого доходит далеко не до всех (может, у них лампочки ближнего света сгоревшие или фары так отрегулированы). Впрочем, это дело местных водителей. Такое поведение напоминает постоянное соревнование, переключаются только после того, как докажешь что у тебя свет лучше или минимум такой же. Чуть позже, когда окончательно надоело перемаргиваться, я включил на постоянную противотуманки и все проблемы отпали. Со всеми остановками доехать до Астаны в этот день мы не успели. Пришлось разворачивать лагерь на одной из площадок для отдыха.
Впрочем, мы никуда не торопимся, а переночевать по-походному — не проблема, еды взятой из дома оставался большой запас, несмотря на все наши старания, все равно что-нибудь пришлось бы выкидывать утром. Чай и кофе у нас тоже были.
В столицу Казахстана прибыли рано утром.
Арка на выезде /въезде в столицу. Такие арки не редкость по всему Казахстану.
Гаишники на посту нас проигнорировали, мы этому совсем не огорчились. Следующий пикет ГАИ стоял напротив свалки — но и они на нас не обратили внимания. В Астане, вообще, гаишников много. Стоят они, наверное, после каждого второго перекрестка. И, если они не обращают на вас своего внимания, то это добрый знак. Приехали мы в столицу республики очень вовремя! К празднику — дню рождения Назарбаева! По этому поводу сотрудники ГАИ были в парадной форме, а город украшали портреты отца нации. Кафе еще были закрыты. Мы решили сначала немного пройтись по городу, для этого остановились и купили бумажную карту Астаны с указанием всех достопримечательностей этого замечательного города.
Какой-то батыр. (Может быть Кабан-бай. Почему? Да нам просто имя нравится.)
Припарковали машины возле «Меги», и пошли разминать ноги.
Город очень светлый и не тесный. Большинство зданий недавно возведены, много зелени: травы и цветов, широкие тротуары, прямые проспекты, интересные архитектурные решения — гулять очень приятно.
На обратной дороге зашли в «Мегу». От нашей, новосибирской особых отличий нет. Другая планировка — немного уютней и, что мне понравилось, народу гораздо меньше.
В одной из кафешек перекусили, ехать куда-то в другое место было лень, зашли в супермаркет, купили минералки, разных мелочей и выдвинулись из города. Насчет дороги сориентировались очень быстро и без вопросов. Хотелось попасть в океанариум, он через дорогу от «Меги», но не сложилось, там был какой-то санитарный день. Из окошка видели очень красивую набережную — жаль, не остановились, не искупались — тогда поленились, а теперь неизвестно, когда в следующий раз будем проезжать мимо. Хотя, может, и этим летом рванем через Астану.
Такие виды встречаются очень часто, главное, не спешить, и глаз путешественника заметит интересные места.
На выезде из Астаны картина за окном автомобиля радикально изменилась. Во-первых, пропала зелень, по обочинам дорог пошла выжженная степь, во-вторых, стало гораздо теплее. Вот здесь уже не помешал бы и кондей. Дорожное покрытие замечательное — гони не хочу. Единственно осуществлению этих планов мешают часто мелькающие знаки ограничения скорости и гаишники с радарами, да и наша машина, как ни кочегарь, не едет больше 120 км/час, впрочем, нам хватает и этого. Движение по этой трассе достаточно напряженное, часто встречаються фуры. Местные зажигают по полной. Несколько машин обогнали нас на скорости далеко за 140. Равняться на них не стоит, здесь какие-то особые отношения с гаишниками. Приходиться проезжать через множество поселков. В которых скорость приходиться сбрасывать еще ниже.
На подъезде к Темиртау дорога стала еще лучше, ну, а от Темиртау до Караганды вообще автобан, жаль только, скорость ограничена. В Казахстане, кстати, разрешенная скорость за городом не 90, как в России, а 110 км/ч. На трассе встречались знаки ограничения минимальной скорости и в 120 км/ч.
Караганду проходили по знакам, навигатор пытался увести по другой дороге, наверно, через центр города. Кстати, много раз говорю спасибо создателем атласа Казахстана. С навигатором и современными картами чувствуешь себя куда увереннее, чем со старым бумажным атласом, хотя и с ним можно разобраться. Город прошли уверенно. По дороге увидели какой-то каменный карьер, там присутствовало несколько рыбаков и отдыхающих.
Решили тормознуть и мы. Перекусили купленными в Астане продуктами, вдоволь накупались и тронулись дальше. Была мысль остановиться сходить в какое-нибудь кафе, но ничего интересного на глаза не попалось, так что посещение общепита отложили на потом. Может, в следующем году получится уделить этому городу больше внимания. Наверняка, здесь есть что посмотреть. Уже практически на выезде остановились возле какого-то супермаркета купить холодной минералки. Магазин оказался вполне приличным — была и свежая выпечка, и по остальным позициям ассортимента хватало. Соблазнились на горячие пирожки и не пожалели.
После Караганды за окном снова потянулась степь, изредка украшенная казахскими мавзолеями. Число деревень значительно уменьшилось, меньше стало и гаишников. Окружающий пейзаж становился все интереснее, сначала появились проплешины в траве, позже стали попадаются какие-то каменные нагромождения. Впрочем, это могло быть и не камнем, а например, очень сухой глиной — останавливаться и рассматривать не стали. Уже на подъезде к Балхашу, пришлось съезжать с трасы и ехать по степи, шел ремонт дороги. Мы это испытание выдержали достойно. Закрыли окошки и включили печку на внутрисалонную вентиляцию, а вот во второй машине Алексей с семьей попытался проехать с открытыми окнами, да еще плотно за нами — потом им пришлось некоторое время проветривать машину — пылища страшная. Объезд был недолгий, примерно с десяток километров, да и машине нашей, в общем, все равно где ехать, единственное, еще раз пожалели о незаправленном кондее.
Город Балхаш встретил нас стоянкой фур, и заправками (чему мы были рады), уровень топлива в баке ощутимо опустился. Появилась мысль найти приличную гостиницу и кафе, где и остановиться на ночь, но поскольку время еще было не позднее, решили ехать дальше. Бросилось в глаза большое количество кафе на выезде, да и гостиниц здесь было в избытке, одна из них точно приличная — расположена недалеко от въезда перед поворотом направо — название не запоминал, не воспроизведу. Около нее мы останавливались, решали, ехать ли дальше, заходили узнать цену, если не ошибаюсь, около 2 000 рублей за номер на двоих (недорого и выглядит прилично).
В результате за окном дальше потянулась степь. Где вдалеке самым краешком голубел Балхаш. Хотя он скорее не голубеет — он цвета бирюзы.
Корабль пустыни, здесь их много…
Купаться тогда не хотелось, поэтому съезды к различным кемпингам (а они нам попадались, причем большое количество) мы спокойно пропускали мимо. Где-то в этом районе видели безобразно расставленные дорожные знаки. Наверное, какое-то время назад выполнялись дорожные работы и были установлены ограничения скорости, но на данный момент с дорогой все было в порядке, а знаки остались. Это, надо сказать, провоцировало на грубое нарушение правил ПДД, ведь не будешь ехать со скоростью 40 км/ч в течение часа по приличной, не слишком загруженной дороге.
Такая ситуация вообще в Казахстане встречается частенько, во многих местах — наверно где-то недоработка дорожных служб, где-то заработок дорожной полиции. Ехать нужно аккуратно, смотря далеко вперед. Впрочем, через какое-то время стемнело, и знаки перестали бросаться в глаза, к счастью, ни одного патрульного автомобиля нам не попалось. За это время мы прошли довольно большое расстояние, проехали через несколько каких-то поселков. Качество дорожного покрытия по-прежнему было весьма приличным, плюс дорога стала куда разнообразнее, появились затяжные повороты и то слева, то справа стала мелькать вода, задул свежий приятный ветер с запахом моря. Кое-где дорога, казалась, шла прямо через озеро. Балхаш в этом году разлился широко. Ветер, кругом вода, шелест волн (темно, далеко не видно) — наш путь стал куда интересней. Двигались достаточно долго, отдыхать встали далеко за полночь.
С утра поднимались не спеша, выезжать собрались достаточно поздно. Дорога снова приняла обычный вид — куда как более унылый. Балхаш сначала показывался краешком, затем пропал. Стало жарко.
Довольно скоро прошли развязку на Чу, и где-то в этом районе около какого-то позаброшенного ж/д переезда нас тормознули. Караулили дорожные полицаи в древней «Ауди», но при нашем появлении быстренько подтянулись к дороге. После остановки мы смогли рассмотреть их лучше. Впечатление они производи странное. Хотя на их машине были нанесены все положенные цветографические схемы и сами они были в мундирах, но выглядели достаточно несуразно. Вдобавок, номера на их машине начинались на «Х» — а это вроде Чимкентская область, до которой ехать и ехать. Я решил подождать развлечения в своей машине, а вот Алексей, несмотря на мои инструкции, вылез и пошел разбираться.
В результате гаишник, который подошел ко мне, посмотрел документы, помялся возле двери, а уж потом предельно вежливо попросил меня выйти. Сразу стало понятно, с какой целью, как только я закрыл дверь и отошел на пару шагов от машины, он завел разговор о тяжелой полицейской доле и попросил хотя немного денег на сигареты. Алексею все это время пытались трепать нервы в патрульной машине, впрочем, так легко его не заденешь. В общем, этот цирк обошелся для нас совсем недорого. Кстати, за эту поездку больше к нам никто даже и не пытался прикопаться, хотя в прошлом году такие ситуации возникали раза три — причем, на пустом месте. Этот эпизод нас всех как-то даже развлек.
Дальше дорога пошла веселей. А наше желание встречаться с полицаями стало еще меньше. Вскоре качество дорожного полотна стало гораздо хуже, появились знаки, сильно ограничивающие скорость, предупреждающие о неровной дороге и, надо сказать, не зря. Этот кусочек дороги сильно похож на ту, что под Георгиевкой, хорошо, что не слишком длинный. Расстояние, пройденное по плохой дороге, составляет приблизительно километров сто. В этом районе не слишком много заправок, а приличные — вообще редкость, поэтому надо следить за уровнем топлива. В нашем случае я не совсем рассчитал и ехал на последних каплях соляры.
Заправка «КазМунайГаз» встретилась нам только в Куртах, надеюсь, правильно воспроизвел название. К сожалению, соляры там не было. Пришлось распечатать н/з. Уже на ней мы дотянули до следующей приличной заправки. Кстати, бензин и солярка в Казахстане значительно дешевле нашего. Например, в то же время у нас соляркой мы заправлялись по 19 рублей (когда это происходило на заправке), а в Казахстане уже по 14. Приятная экономия, не правда ли? Жена мне задала вопрос: «Сев, скажи, почему такая разница в цене, ведь и Россия, и Казахстан добывают нефть? Почему своим гражданам Казахстан продает ту же добытую нефть дешевле?» Ну, что тут скажешь? Я, например, не знаю.
Окружающий пейзаж снова изменился. В Куртах дорога прошла через живописный каньон с быстрой речкой внизу, а чуть дальше после этой развязки — начался спуск в долину к Алмате. Вскоре показались пока еще далекие, все в облаках и тумане, но такие загадочные и прекрасные горы.
Воздух снова стал куда более влажный и прохладный, по обочинам появилась зеленая трава, постепенно выросли лесополосы, где-то стали мелькать какие-то водоемы. Дороги осталось не так уж и много, что где-то радовало, а где-то, наверное, и огорчало.
Достаточно скоро мы добрались до развязки, с которой планировали, не заезжая в Алмату, уйти через трассу на Талгар. Там недалеко от города на даче нас ждали дедушка с бабушкой. В город мы планировали заехать на обратном пути.
Все-таки очень приятные здесь места. Никогда не бывает слишком холодно зимой (приезжали, было, ходил в кофте и кроссовках), хотя, когда уезжали из Новосибирска, и в дубленке было нежарко. А летом здесь в основном погожие солнечные дни, далеко не такие душные, как у нас, к тому же вот они, совсем рядом, в половину горизонта — горы.
Совершенно запросто растет грецкий орех.
Пообедать и передохнуть получилось у дедов. Наш дальнейший путь лежал в Талдыкорган. По сравнению с пройденным, совсем небольшой отрезок пути. К тому же дорога хорошо нам знакомая.
Большой Алматинский Канал. БАК. Картина впечатляет.
Тронулись, наша следующая остановка — Капчагай. По дороге, уже недалеко от выезда на трассу, нас тормознули гаишники — на этот раз все обошлось проверкой документов и пожеланием счастливого отдыха. Остановили нас как раз возле родника, где, пока я предъявлял документы, шурин набрал холодной и вкусной воды. Следующий раз тормознули уже на трассе, все прошло по тому же сценарию — проверка документов, пожелание хорошего пути. Дальше ехали без остановок до самой плотины.
Трасса Алматы — Талдыкорган (ближе к Алмате интересная разделительная полоса).
На подъезде к Капчагайской плотине.
Там внизу чуть дальше стационарный пост.
Там на посту пришлось снова общаться со стражами порядка. Они переписали наши данные, поинтересовались количеством алкоголя в крови, и пожелали нам счастливого пути.
Остановиться и искупаться решили где-нибудь недалеко, в кармане. Машины оставить наверху, а самим спуститься и поплавать. В зону отдыха тащиться не хотелось, а съезды перед плотиной мы уже проехали, тем более, что пару лет назад мы останавливались и находили место окунуться.
Вода была замечательная, только, к сожалению, в этом году напоролись здесь на кучу неприятной мошки. За прошедшую пару лет от кармана, где мы останавливались в прошлый раз, сделали спуск к воде, внизу поставили какой-то недособранный щитовой дом и, к сожалению, сильно насорили на берегу. Судя по всему, зона отдыха вокруг Капчагая развивается. Это, конечно, хорошо, хотя и немного жаль, что мест, где нет никого, становится все меньше. Тем более расположенных почти на дороге и на взгляд сибиряка — вполне себе экзотических.
Недавно построенные дома отдыха.
Вскоре мы добрались до перевала Архарлы. На людей, видевших и другие горные дороги, он особенного впечатления не производит, но мы ехали вместе с неизбалованными зрителями.
Сам перевал не фотографировали — характерные скалы нашлись.
Там же на перевале решили и перекусить. Остановились возле кафе и заказали вкусного бараньего шашлыка. У нас его делают как-то по-другому — совершенно разный вкус. В Казахстане куда как лучший, причем, хоть в придорожном кафе, хоть в ресторане.
После отдыха дорога побежала в два раза быстрей, и остаток пути пролетел незаметно.
Талдыкорган встретил нас яркой зеленью, цветущими клумбами и тенистой прохладой. За несколько последних лет этот городок меняется только в хорошую сторону. Вовремя ремонтируются дороги, очищаются арыки, строятся новые симпатичные здания. Приятно приехать сюда в гости.
Фонтан возле местной администрации.
Наконец нас ждал продолжительный отдых встреча с родными. Можно было расслабиться, повалятся в кровати, выпить пива — чем мы и занялись. Для экипажа Алексея была арендована однокомнатная квартира — обошлась она чуть больше сотни долларов за десять дней.
Впрочем, долго расслабляться мы не стали, сходить в кафе можно и в Новосибирске, а здесь надо было успеть отдохнуть по полной программе: рыбалка, пляж, поход в горы.
К слову, кто не сталкивался — по приезду в Казахстан гражданам Российской Федерации нужно получить временную регистрацию. Сделать это надо в течение пяти рабочих дней. В принципе, процедура не сложная, но будьте готовы потратить на нее пару часов времени. Заранее нужно запастись парой листов бумаги, ручкой и терпением. В паспортном столе мы столкнулись с семейной парой (тоже, кажется, из Новосибирска), они приехали по другой дороге через Семипалатинск — жаловались на беспредел гаишников в Аягузе, их развели за грязную машину (причем на какую-то существенную сумму).
И вот все формальности выполнены. Теперь мы, не стесненные никакой бюрократией, могли отдыхать в свое удовольствие.
Через пару дней мы собрались доехать до местного водохранилища искупаться.
На выезде из города в сторону Еркина. Дорога много времени не заняла, единственное, потому как ехать решили на «Форде», ему было тяжеловато подъехать к берегу. Вода была очень теплой. Правда, берег там не слишком удобен. Он состоит из какого-то каменистого сланника и, если второпях заходить в воду, можно пораниться.
Так как в Талдыкоргане и окрестностях не слишком много пляжей, поэтому и такой был в радость. Хотя через город течет река Каратал, мест для купания практически нет.
И это тоже она (городская набережная).
Река представляет собой уменьшенную копию Катуни. В общем, мелкая каменистая холодная — горная речка. В городе есть аквапарк, размер которого, по моему мнению, несколько не соответствует населению — народу многовато.
Искупавшись, решили съездить в ущелье за Текели. Когда-то там велись разработки каких-то руд, поэтому была проложена дорога, но с распадом СССР предприятие развалили, и теперь можно по сохранившимся дорогам уехать далеко в горы. Пейзажи здесь весьма красивые, а езды всего минут на сорок.
Подняться на машине не получилось, один из мостиков через ручей местные разобрали, наверное, на металл.
Аборигены-старатели (разбирают очередной мостик).
Похоже, остатки шахтного хозяйства (разных дырок хватает и на склонах).
Речка — течет буквально по обочине дороги.
Остатки какого то мостика (под ним та самая река).
Весьма живописно, жалко — среди нас нет фотографа профессионала.
Вода, кстати, прозрачная и холоднющая.
Речка течет через туннель — далеко не полезли, не было с собой хорошего фонаря.
Решили прогуляться пешком, правда, я и шурин не брали с собой подходящую обувь (поход в сами горы пешком не предполагался). На это решили не обращать внимания и полезли вверх. Дорогу тоже сильно не выбирали — как выяснилось потом, зря. Склон чем выше, тем казался круче, а в траве попадались растения с колючками. Это не радовало — на ногах были надеты сандалии, а у Фёдора так и вовсе тапочки, которые развалились ближе к вершине горы, и их пришлось починить найденным куском алюминиевого провода. Хорошо, что подъем начали не слишком поздно, поэтому до того как начало темнеть, забрались на вершину. Виды оттуда открывались замечательные. Жаль, фотографии не могут передать и десятой доли всего этого очарования.
Спускаться было даже интереснее, ведь уже темнело. По дороге попалась раздавленная змея (идя в горы, надевайте хотя бы кроссовки, а лучше горные ботинки :)). В следующий раз решили без подходящей одежды и обуви наверх не соваться.
Денёк посвятив подготовке, тронулись в сторону Балхаша. Хотелось не только искупаться и позагорать, но еще и порыбачить (тесть предложил доехать до залива «Бурля»).
Поселок Лепсы, мечеть — самое новое и красивое здание.
Дорога за прошедший год лучше не стала. По-прежнему хватает неожиданных ям. В одном месте встретился бархан, кочующий через дорогу. Расслабляться не стоит. Видели несколько машин с российскими номерами. Цель нашей поездки расположена несколько в стороне от дороги. Нам пришлось преодолеть километров сорок проселка. По приезду на место мы с удивлением заметили Toyota RAV4 с новосибирскими номерами. Россияне уже собирались уезжать, но, чтобы вместе поднять тост за отдых, время нашлось.
У нас рыбалка не сильно задалась, хотя соседи, стоя метрах в трехстах от нас, наловили судачков и несколько крупных сомов (нужна наживка — некрупная рыбка у них была заготовлена заранее, они ловили на донку). По-хорошему, надо было взять больше блесен, лодку (камни, леска часто рвется — пытались наловить своих и чужих, с помощью акваланга — несколько добыть удалось, в результате оставили все).
Такие ловятся легко — главное заготовить наживку.
Уже несколько лет собираемся доехать до Алаколя, но пока лень побеждает, до Балхаша четыре часа, а до Алаколя минимум семь. Хотя, по слухам, там гораздо интересней — может, попробуем в этом году.
Как всегда, несмотря на тент и вроде бы не яркое солнце, умудрились сгореть напрочь. Все время, что мы находились там, дул несильный ветер, который давал прохладу и делал отдых комфортным. На второй машине («Форде») по дороге был оторван передний бампер — хорошо нашелся кусок проволоки. Ехать по проселку нужно тоже поаккуратней. С нашим «Исудзиком» таких проблем не возникло. Если бы ехали только на нашей машине, то, наверно, двинулись по пляжу куда дальше — «Форд» не дал этого сделать.
На обратной дороге несколько раз останавливались сделать фотографии на фоне барханов.
Местная фауна.
Еще раз она же.
Пришло время собираться в обратную дорогу. Из Талдыкоргана выезжали рано утром. До Алматы добрались всего с одной остановкой. Немного не доезжая до поворота, Алексея (он вырвался сильно вперед) тормознул гаишник. По словам Алексея, сначала проверил документы потом полез сверять номер двигателя и кузова, наверное, хотел каких-нибудь денег, но мы поломали ему все планы, подъехали и остановились перед машиной Алексея. Гаишник подрастерялся и предпочел «Форд» отпустить. В остальном дорога полетела спокойно. На ночь остановились у дедов в Алмате.
Вдоль дорог (где есть вода) растут пирамидальные тополя — красиво.
Рано-рано утром выдвинулись на Медео. Немного заплутали в городе. На путь истинный наставил гаишник, очень вовремя остановивший нас для проверки документов. Впечатлений, как всегда, была масса, единственное, в этот раз их несколько портила куча разной строительной техники. Медео подготавливают к Азиаде. Посмотрим, как все это будет выглядеть после игр, надеюсь, что еще лучше.
Необычная алматинская архитектура.
Лестница здоровья (чтобы залезть, надо быть очень здоровым).
Новая канатная дорога (по моему мнению, весьма экстремальная).
По дороге есть сероводородный теплый источник (говорят всегда 22 градуса), можно искупаться.
Коттеджи в Чимбулаке (говорят, можно снять в аренду) .
Завтракали мы уже наверху, в кафе у подъемника. Старая линейка подъемников не обслуживала пассажиров, на ней везли стройматериалы. Работала только новая канатка. Теперь попасть наверх можно без пересадки, плохо, там нет никакой кафешки. На спуске попали в дождь с молниями и громом — было весело. Интересно, что, несмотря на дождь, пассажиры снизу продолжали подниматься.
На стоянке в Чимбулаке разговорились с местным водителем (возит туристов наверх в горы). Он посоветовал доехать до Тургенского ущелья. Что мы, не откладывая, решили осуществить. Ехать, в общем-то, недалеко, конечно, немного напрягает довольно плотное дневное движение и незнакомый город. По дороге остановились возле какого-то супермаркета, пока жены покупали необходимые вещи, разговорились с соседом по парковке, разговор начал он сам, обратив внимание на наши новосибирские номера. Сам он вскоре собирался к роде в Россию (в Томск). Он же предложил проводить нас через частный сектор по какой-то короткой дороге в обход пробок, мы, естественно, согласились — обратная дорога оказалась короче.
Делали остановку на обратном пути — уж очень живописное место.
Доехали быстро. Действительно, весьма симпатичное место, будем в следующий раз, встанем на пару дней лагерем. Сначала не производит особенных впечатлений, пока вдоль дороги тянутся базы отдыха. Но потом, чем дальше, тем интересней. Ущелье начинает сжиматься, появляются раскидистые ели, потом дорога начинает круто подниматься вверх, пропадают деревья. Дорога становится слишком узкой, двум машинам не разъехаться, над головой нависает стена и ущелья, с другой стороны тянется обрыв, ехать все интереснее. К сожалению, двигатель нашей машины стал греться, вдобавок перестало хватать заднего привода — пришлось подключить передок и вылезти заблокироваться. Таким макаром умудрились подняться повыше, когда температура поползла быстрее, принял решение не мучить Исудзика и повернуть назад. Разворачиваться на узкой дорожке было не очень удобно — хотя, если не торопясь, то вполне возможно. Перед следующей поездкой надо будет озаботиться чистотой системы охлаждения. А так, наверху весьма красиво. И, если кто-то из путешественников (вроде нас) будет где-то недалеко, заезжайте, не пожалеете.
Дорога сначала идет вдоль речки.
Если надоело на автомобиле — дальше можно так.
На обратной дороге опять проезжали через Астану. На этот раз посетили океанариум — занятно, но особого впечатления не произвел. Как-то все подзатёрто, и, по-моему, требует как минимум косметического ремонта, это мое мнение, на других посетителей может быть и не производит такого впечатления.
К границе подъехали ночью, одновременно с двумя большими автобусами. Пришлось подождать. Сам переход много времени не занял. А в следующий раз, наверное, займет еще меньше — поскольку, как мне объяснили, таможенникам теперь не надо подписывать и заполнять обязательство на машину, а российские и казахстанские пограничники теперь дежурят вместе. Будем надеяться, что так и случится.
Поездкой остались, как всегда, довольны. Дорога через Павлодар куда лучше, чем семипалатинская и веселее (больше крупных городов, есть, что посмотреть, где остановиться перекусить, отдохнуть) и глаже (качество дорожного покрытия ). Выбирать, конечно, каждому самому — но если цель посетить Алмату или где-то рядом, лучше ехать здесь.
Критичные, на мой взгляд, моменты:
Вот, пожалуй, и все впечатления изложены. Уже начинаю обдумывать поездку, которая будет в этом году. Ели кто-то из алмаатинцев дочитает мой отзыв до конца, посоветуйте еще какие-нибудь красивые места в окрестностях Алматы, если сможете, то подкиньте треков или каких-нибудь карт (неместному тяжело сориентироваться). В этом году хочу доехать до Алаколя. Как там с рыбалкой (кто пробовал)?
УДАЧНЫХ ПОЕЗДОК ВСЕМ ДОЧИТАВШИМ!