|
28.09.24 г. На этот день запланировано 2 мероприятия — с утра посещаем «National Slate Museum» Национальный сланцевый музей, расположенный в мастерских викторианской эпохи, которые обслуживали сланцевую каменоломню, технику.
Что такое шифер в нашем понимании? Асбесто-цементная плита. Шифер — это сланец, который расслаивали вручную зубилом и обрубали до нужных размеров, из-за чего некоторые работники оставались без пальцев. На сегодняшний день кровля из сланца очень дорогое удовольствие. В музее англичанин спросил нас, на каком языке разговариваем, на русском или валлийском. То есть для него это одинаковая абракадабра.
Предварительно за неделю купили билеты на поезд на вершину горы Сноудон. В хорошую погоду с нее даже видна Ирландия. Поезда часто отменяют из-за погоды, деньги не возвращаются. Мы поволновались — билеты не дешевые и дожди идут каждый день.
Наша поездка состоялась процентов на 70, до вершины не довезли— наверху шквальный ветер, наверно, вагончик может сдуть. Все-таки 1085 метров, самая высокая гора Уэльса. Авария была всего один раз — в день открытия дороги в 1896 г., паровоз сошел с рельсов и опрокинулся со склона вниз. Жесткой сцепки с вагоном нет: вверх паровоз толкает вагон, вниз сдерживает. Фото поезда у кого-то в инете позаимствовал. Из-за дефицита угля в послевоенное время в качестве топлива использовали армейские ботинки))))).
Для тех, у кого есть здоровье, на вершину проложена туристическая тропа.
Ввиду позднего времени не успели прокатиться по другой железной дороге в нашем городке — Betws y Coed.
И по такой дороге катают туристов. Городок маленький, симпатичный, больше подходит для поклонников пешего туризма. Есть свой «домашний водопад».
Кроме Великобритании, нигде не встречал такого большого количества деревьев с такими стволами.
29.09.23 г. Выезжаем в сторону дома. Предстоит еще одна ночевка на южной окраине Бирмингема в г. Реддич.
В копилку посещенных городов Бирмингем не вписался — кроме кустов вдоль трассы и встречных машин не видели НИЧЕГО! Если бы не 2 интересных посещенных объекта, этот день был бы скучным, пейзажи уже не такие живописные, как в Уэльсе. Акведук Понткисиллте на канале Лланголлен высотой 38 м и более чем 200-летней историей (мы еще в Уэльсе). Когда-то сеть каналов сыграла огромную роль в технической революции. С появлением и развитием железнодорожного транспорта утратила свое значение.
Вторым объектом для посещения стал «Midland Air Museum» в г. Багинтон. Предварительная запись, до закрытия пару часов, а навигатор как назло завел на пустыри в дальнюю сторону аэропорта к закрытым воротам. Есть в музее даже несколько советских истребителей с опознавательными знаками польских ВВС. Посещенный аттракцион— имитация полета в кабине истребителя впечатления не произвела: повороты, перевороты, мелькания облаков, земли, грохот двигателя — больше для школьников младших классов.
«Sikorsky MH53» тяжелый транспортный вертолет, всего было построено 522 вертолета всех модификаций.
«Gloster Meteor F8» — провалившаяся концепция истребителя с положением пилота лежа на животе. Мне кажется такую позу можно было проверить и на диване, не обязательно было проектировать и строить самолет.
«Saunders roe SR.53» еще один провалившийся проект истребителя-перехватчика. Пока проектировали\строили перестал соответствовать требованиям времени.
«Fairey Delta 2» исследовательский самолет для изучения влияния сверхзвуковых скоростей.
BAC TSR2 бомбардировщик, способный нести ядерное оружие, тоже провалившийся проект, но уже по воле политиков.
Один из павильонов не успели посетить. Как утешительный бонус — на парковке одинокое авто из 60-х «Plymouth Belvedere», от сгинувшего в небытие завода.
Ночлег пришлось поискать, по почтовому коду навигатор привел к жилому дому, а у нас бронь в отеле\ферме «Meadow Farm». Ужин состоялся в баре при отеле. Не знаю, как в наших краях, здесь в любом заведении общепита обязательно есть стульчик для маленького ребенка. Для внука попросили бумагу и карандаши — официант скривился, но нашел бумагу и набор огрызков карандашей.
30.09.2023 г. Последний день путешествия, заезжаем только в Оксфорд. Покоя не будет, пока один из членов экипажа не выполнит ежедневную процедуру— катание на скутере.
Время обеда, удачно подвернулась улочка с латиноамериканской, азиатской кухней.
Найти свободное место за столом было тяжело, пришлось демонстративно встать над «душой» у пообедавших, но не спешащих уходить. Не сразу помогло.
Во встретившемся по дороге первом в мире университетском музее «Ashmolean Museum of Art and Archaeology» надолго не задержались, т.к. нашей конечной целью был музей естествознания.
Внука пока живопись XIX века не интересует, с пеленок тяготеет к технике: стоило упустить его из виду, как в одном из залов он вырубил освещение.
Музей естественной истории, строился на средства от продажи библии, вход бесплатный.
Монстр до 10 см длиной, но совершенно безвреден, взрослые особи могут вообще не питаться.
Мы были последними посетителями, покинувшими музей. На кольцевой Лондона увидели не больше, чем на кольцевой Бирмингема.
Поздно вечером прибыли домой, у соседки снизу, скорее всего, испортилось настроение: если раньше стучала по батарее при малейшем шорохе над ней, то теперь сдалась— внук устраивает звуковое шоу в любое время суток.
Как-то вечером дочь решила продемонстрировать мне катание на кайте. Провела со мной инструктаж— ни в коем случае не лезть в воду, что бы ни случилось. В какой-то момент дочь уплыла\улетела довольно далеко от меня и берега и парус упал. Несколько раз немного приподнимался и погас окончательно. Кайтсерферы уже свернулись, только пару человек каталось вдали. Уносит ли ребенка течение в море, получила ли травму и потеряла сознание: вижу только вдалеке темную точку на воде, позвать на помощь некого. Не дай бог пережить подобное состояние еще раз. «Спасательная операция» началась минут через 20: один кайтсерфер доставил доску на берег, второй помог добраться дочери до берега. Оказывается, кайт упал, при попытках подняться стропы перепутались окончательно.
Продолжили по выходным обследовать окрестности. «Weald & Downland Living Museum» в Синглтоне (Singleton) — музей под открытым небом. На 16 га расположено более 50 построек с 950-го года по 19-й век. Фахверковые дома: каркас из дуба или вяза, ячейки заполняли глиной, смешанной с соломой. Не представляю, как такие дома могут стоять столетиями.
Пахота земли на лошадях — это теперь аттракцион.
Пора возвращаться домой, а маршрут не составлен, билеты не куплены. Совсем не хотелось повторять путь Париж-Брюссель-Кельн-Берлин-Варшава. Испанию, чтобы подтвердить целевое использование испанской визы, пришлось исключить. Видимо, октябрь есть высокий сезон— оказались очень дорогие билеты на поезд Париж— Барселона. И еще не знаешь, на кого положиться, чем лучше добраться до Франции: железнодорожники, паромщики грозятся забастовками. Паромщикам ужесточили требования к медкомиссии, так они заявили, что тогда половину экипажей придется уволить. Выбрал паром Ньюхейвен (UK) — Дьепп (Франция).
14.10.23 г. Паром 79$ за двоих, в 07:30 отправление, поэтому всей семьей едем в Ньюхейвен и там ночуем в забронированном доме, как оказалось, в гараже. Гараж переделан под жилье, явно незаконно. Вполне прилично, 2 комнаты, но тесно, да и выбора у нас уже не было. Часов в 9 вечера ночное небо Ньюхейвена разразилось грандиозным салютом, продолжительностью около часа. Поскольку по календарю не было никаких национальных праздников, световое шоу из пушек форта устроили явно в честь нашего отъезда))).
15.10.23 г. Регистрация, посадка на паром оказалась на удивление банальная. Безлошадные пассажиры оформляются в отдельном зале, нас было не более 15 человек и три больших чемодана (2 из них наши). Один служащий на весь зал проверил билеты, паспорта, и позже дал команду грузиться в автобус. Чемоданы поехали отдельно. Никакого досмотра не было. На паром поднимались через корму, вслед за автомобилями.
В 12:00 по местному времени мы в Дьепп. Уже здесь печать в паспорт и сканирование чемоданов, за судьбу которых беспокоился; не знал, где их забирать — на теплоходе или на вокзале. Вышли из терминала на привокзальную площадь — ни такси, ни автобусов, нет сюда маршрутов. Почесав полчаса затылок, пошел на вокзал просить вызвать такси. Поскольку по-французски я знаю только «месье, же не манж па сис жур» (месье, я не ел 6 дней), то время прибытия такси мог понять неправильно. Минут через 15 ожидания решаем идти пешком до железнодорожного вокзала, всего-то 2,3 км. Немного прошли, жестикулирую встречному такси — разворачивайся, это ты за нами едешь. В планах было 5 часов на город и вечером на поезде переезд в Руан, столицу Нормандии. В интернете не врут— в городе точно нет камер хранения. В ближайшем отеле не удалось договориться оставить чемоданы. Пришлось жене сидеть на железнодорожном вокзале, а я побегал по городу. Правильный план предполагался еще в Англии— взять авто на прокат в Дьеппе (чтобы было куда деть чемоданы) и потом сдать в Руане или Париже; не сложилось, т.к. в воскресенье прокатная контора закрыта.
Церковь Сен-Жак (Святой Яков по-нашему). Строили неспешно — 400 лет. Что же это получается: крепости возводили лет за 5, разрушали, восстанавливали, а соборы достраивали столетиями, отношение к богу по остаточному принципу)))).
В Руане на 2 ночи поселились в апартаменте возе жд вокзала, отличная свежая квартира, еще без отзывов в букинге. Удивили настройки телевизора — 1000 действующих каналов (последние 500 — радиостанции). Представлены главные телеканалы почти всех стран мира, американских не помню, а русские все заблокированы. Нашел ментовской сериал на украинском канале, его и смотрели.
16.10.23 г. С раннего утра до 12 один носился по городу, сделал около 200 снимков на фотоаппарат. Днем уже как «знаток» повел жену показывать город, и опять больше сотни снимков.
Церковь Жанны Д’Арк на площади Вье Марше, символизирует перевернутую лодку, внешне выглядит не очень…… Была все время закрыта, внутрь не попали.
Площадь Вье Марше, на этом месте была сожжена Жанна Д’Арк
Один из символов Руана — астрономические «Большие часы», «Гро Орлож», созданы в 14-м веке.
Римско-католическая церковь Сен Маклу, образец французской пламенеющей готики.
Руан, как и Париж, расположен на берегу р. Сена, только набережная здесь совершенно не туристическая.
Оказывается, Нотр Дам не только де Пари. «Cathédrale Notre-Dame de Rouen», Собор Руанской Богоматери, когда-то был самой высокой постройкой в мире (150 метров), до Кельнского собора (157 метров). Сфотографировать такую громадину нормально не получается, дисторсия жуткая. Впервые в жизни в одном городе наделал сотни фотографий за день. Вокруг собора довольно плотная застройка, что не дает издали почувствовать всю эту громаду.
Башня Жанны Д’Арк «Donjon de Rouen», это все, что осталось от Буврейского замка. Содержали Жанну в другой башне, уже разрушенной, в этой башне показали ей средства пыток, склоняя к подписанию обвинения в ереси.
17.10.23 г. В этот день маршрут Руан-Париж (3 часа на пересадку)— Кельн. Совершенно не было никакого желания останавливаться в Париже— вот такие тараканы неожиданно завелись в голове у человека.
Из Руана поезд прибывает на вокзал Сан-Лазар, выход с платформы через турникет по штрихкоду проездного билета, т.е. зайцем можешь приехать, но с вокзала не выйдешь. Конечно же, там, где должны были лежать билеты, их не оказалось. Рванул было назад к поезду, так не помню, в каком вагоне ехали. Билеты жена нашла в своей сумке, только коды все равно не считывались. Попытка посторонней женщины провести нас по своему билету была пресечена охранником, позже он выпустил нас по своему пропуску. В парижском метро бегают и электрички RER — минут 10 в пути и мы на Северном вокзале. Без предварительной подготовки выбраться из метро в нужном направлении затруднительно: длиннющие туннели в разные направления, огромный подземный холл под вокзалом.
От Парижа до Кельна 400 км, 3 часа в пути. Читал заметки в интернете, что немецкие железные дороги (DB) «испортились». Испытали и мы на себе: на какой-то станции стоим полчаса, сообщение на немецком по радио — все пассажиры почему-то рассмеялись. Вдруг вагон заполнился людьми, как автобус в час пик. Стоим еще полчаса, сообщение по радио— все прибывшие выходят из вагона. Что это было — для меня загадка.
В Кельне поселились в отеле возле вокзала и отправились на вечернюю прогулку по городу. Кельнский собор около 100 лет был самым высоким собором в мире. Удачно в туристическом плане сложилась ситуация: выходит турист из вокзала и ему сразу в лоб такое чудо света, и ехать никуда не надо)))).
То, что собор во время войны был ориентиром для летчиков и его не бомбили, оказывается, миф. На собор было сброшено около 70 бомб. Зажигательные бомбы скатывались по острой крыше и быстро тушились. У собора мощнейший фундамент, подвалов нет. Взрывная волна от тяжелых бомб, пробивших кровлю и своды, уходила через большие окна.
ТЦ Kaufhof «Galeria», за 10 минут до закрытия еще в прошлую поездку обнаружил там большой отдел джинсовых штанов десятков брендов. Я большой поклонник «Montana», немецкий бренд, как и 50 лет назад шьют классику из жесткого денима цвета индиго. Пожилая женщина, явно опытный продавец, не знала про этот бренд !!!. Можно было бы сказать, что ради «Montana» приехал в Кельн и такой облом.
18.10.23 г. Маршрут Кельн — Берлин — Варшава. Экономим, экономим, поэтому в Берлине делаем только пересадку на незнакомом вокзале «Berlin Ostbahnhof». 10 часов пути, даже не помню, был ли интернет, ничего примечательного. Разве что из Берлина был вагон 2 класса с купе на 6 сидячих мест — в первой поездке в сторону Берлина в таком же вагоне заставили доплатить как за 1 класс. В Варшаве остановились в апартаментах, в центре города. Грязненько, убогий матрац, серое застиранное постельное белье, хуже мы попадали только в Петрозаводске.
19.11.23 г. Повторил «руанский» метод — с утра бегаю один с фотоаппаратом по городу, после 12 уже с женой по определенным объектам, магазинам. В Варшаве не первый раз, было просто повторение пройденного. Если не пропагандистская утка, то в Польше теперь фотографировать опасно. Попало в кадр какое-нибудь учреждение, военнослужащий, то все — ты шпион.
Символ Варшавы— Сирена на рыночной площади Stare Miasto. Девиз то ли Сирены, то ли города— «Semper invicta», всегда непобедима. А как же 3 раздела Речи Посполитой?
Дворец культуры и науки, подарок Сталина (свою страну уже обустроил) постоянно предлагают снести. И снесут скорее всего: на ремонт денег не хватает, а на новом небоскребе в центре можно будет хорошо заработать.
20.11.23 г. Рано утром автобус Варшава — Минск. Есть такое понятие «польский сантехник»— символический образ дешевой рабочей силы. У меня сложился еще один образ — «польский таксист», жадный и вредный. В обозначенное время такси прибыло, только на другой конец длинного здания. Прошло время, пока я это понял и нашел авто. Таксист отказался нас везти. Вызвал другое такси, на первого пожаловался в службу поддержки «Uber», штрафа мне не пришло. В Минск приехали на час раньше расписания, пробок по дороге не было, границу прошли быстро.
Европейский вояж на этом не закончился. Неделя ушла на решение бытовых проблем, обслуживание Дастера. На официальном Рено-сервис поменял масло в двигателе и впервые в коробке передач, бесплатно сделали диагностику ходовой. С большим списком неисправностей приехал на очень хорошее и честное СТО, где ремонтирую машины более 10 лет. Как сказали бы в поликлинике — все в пределах возрастной нормы, ничего пока менять не надо, на «Рено» пытались развести. По семейным обстоятельствам предстоял маршрут Минск — Латвия — Эстония (Тарту) — Латвия — Литва — Польша.
27.10.23 г. Через Псковскую область сразу в Эстонию россиян не пускают, про белорусов информации нет. Для начала решаю попробовать через Витебскую обл. (пп.Григорощина\Патерниеки) в Латвию, хотя грин-карту на Россию купил. Можно ли купить на Европу грин-картУ на латышской стороне, неизвестно. Легковых машин на границе было несколько единиц. Не первый раз пересекаю границу, да только стоящему сзади эстонцу приходилось меня подгонять — не сиди, не жди, иди туда, иди сюда. От него же узнал, что в Минске крутой аквапарк, который он мечтает посетить.
Грин-карту на границе латыши продают минимум на месяц за 60 евро. Последняя стоп-линия перед заветным шлагбаумом, и опять надо самому идти к засевшему в будке пограничнику. Первоначально удивили велосипедисты на границе, все на маленьких, почти детских аппаратах. Оказывается, (вернее, мои выводы) до границы на машине, потом из багажника достают велосипед и вперед, в Латвию. Ехали мы недолго, остановила полиция. Предложили прочитать и подписать бумагу. Я сразу подумал, что это мы должны подписаться под осуждением войны, политики России и Беларуси (постоянно в печати встречаются такие предложения инициативных идиотов в разных Сеймах). По факту мы обязались никого не подбирать по дороге, если увидим подозрительные личности, типа эмигранты или диверсанты, то обязуемся сообщить в полицию. Потом остановили еще раз, видимо, в другом административном крае (novads) и извинительным тоном попросили еще раз расписаться. Латыши, наверно, все съехали на запад, ни встречных, ни попутных машин не было всю дорогу.
В Эстонию навигатор решил завести нас тайными тропами. Наступила темнота, в каких-то лесах часа полтора петляли по грунтовым дорогам с невесть откуда непрерывным потоком встречных машин — дальний свет не включить, а ближний вообще никакой, тусклый и метров на 20. Ездили, ездили, а навигатор все равно показывает 2 часа до Тарту. К 22 часам добрались до места.
28.10.23 г. В выходные стоянки в городе бесплатные, но со своими нюансами. На одной стороне дороги может быть бесплатно, на другой — платно, даже в выходные. Так мне объяснила женщина, возле дома которой я приткнул Дастер на 2 ночи. Старая часть города интересная, но совсем уж крохотная, доминантой является Тартуский университет.
Совершенно случайно на горе, возле обсерватории, обнаружил монумент на пункте «дуга Струве». Утрированно в трех словах: во времена Российской империи измерили меридиан от севера Норвегии до Черного моря специальным мерным жезлом длиной 4,26 метра. Длина меридиана около 2820 км. Предприятие «Белаэрокосмогеодезия», в котором я работал, занималось поиском закрепленных пунктов «дуги Струве». Расхождение в координатах найденных пунктов, определенных системой gps составляло около 3 см!!!!!!!
29.10.23 г. Предстоит переезд по маршруту Эстония (Тарту) — Латвия — Литва — Польша. В Латвии бензин чуть дешевле, заехал на заправку в г. Валка. Только оказалась, что я заправился в Эстонии в г. Валга, а граница с латышской Валкой проходит в 20 метрах от бензоколонки. Как может существовать торговая сеть, когда в соседнем городе через дорогу или канаву, цены ниже. На патриотизме? На Каунас дорога оживленная, не то, что на восточной окраине. Стренча, Валмиера, Рига, Бауска, Паневежис — города, в которых когда-то работал, прошли по объездным дорогам. В Риге на мне висит муниципальный штраф в 50 евро за парковку в «Vecriga» — Старая Рига, боюсь там показываться)))). Въезд в Каунас оказался для меня квестом — только с 4 раза с развязки выехал в нужном направлении. На ночь остановились в отличной квартире, вход по коду, присланному по email. На кухне чай, кофе, печенье и записка— не забудьте оставить 3 евро на городской налог. Место для Дастера возле дома нашел быстро— на стоянке посреди глубокой лужи, где другие не рискнули парковаться.
30.10.23 г. Дорога от Тарту до Польши хорошая, но скучная, вспомнить нечего. На польской границе выборочно останавливают машины, на всякий случай в крайней левой полосе спрятался за фурой. По новой дороге «Droga Ekspresowa S61» не успел притормозить, свернуть на Августов, в результате 25 км до следующей развязки. Непредусмотренный маршрут, другое воеводство — в навигаторе нет загруженной карты. Назад не было желания возвращаться, свернул на какую-то дорогу и поехал по «солнцу». Выбор оказался верным, к вечеру были в Белостоке.
01.11.23 г. Дочь остается в городе на неопределенный срок, отправляемся за необходимыми для жизни предметами быта. Кавалерийский рынок Белостока, который, наверно, знает каждый белорус, находится в самом тяжелом положении за свою историю. Многие павильоны закрыты, покупателей с востока очень мало и похоже, что ближайшие 10 лет ждать их не стоит. Поляки сохранили свою валюту — злотый, обменники (kontor) на каждом углу. При расчете картой надо выбрать валюту — чек будет в евро или злотых. Конверсию валют совершал в уме с большим округлением, наверно, поэтому разницу в ценах с Беларусью не заметил, с Эстонией — так точно сильно дешевле. Если без понтов вкусно и дешево поесть, то это в «bar mleczny» молочный бар, так в Польше именуются столовые с национальной кухней и 120-летней историей.
02.11.23 г. 1 ноября был День всех святых, 2 ноября День всех усопших верных, в католицизме день поминовения усопших. В этот день ничего не работает, все отправляются на кладбища, существует даже понятие кладбищенский туризм. Несут на могилы живые цветы в горшках, свечи, лампады. В темноте из окна было впечатляющее зрелище: все в огнях, на каждой могилке горит до десятка лампад.
Мне нравятся польские кладбища, чисто, красиво: нет ограждений, разнообразные старинные постаменты, новые часто имитируют саркофаг и очень мало искусственных цветов.
Польский Версаль — дворцово-парковый комплекс при дворце Браницкого. Как преподносится на польских сайтах, все, что касается России: «…..становится собственностью русского царя. Комплекс подвергся значительному разрушению……. ликвидированы орнаменты на фасаде дворца. Царским указом в здании дворца разместили Институт Благородных Девиц. При этом, ценности из дворца Браницких продолжали вывозиться русскими властями на протяжении всего 19 века.
Во время советско-польской войны 1919-1921 годов именно в этом знании находился Временный Революционный комитет Польши, который должен был возглавить Советскую Польшу. Однако, как известно, благодаря блестящей военной операции Юзефа Пилсудского, известной как «Чудо над Вислой», в районе Варшавы, большевизму не удалось распространиться по всей Европе». Польша спасла Европу! Если дворец отдали под общагу девицам, не является ли закономерным вынести из него все ценное и убрать из парка статуи голых юношей?
Для меня день начался неудачно, побил свою «Дусю». Встал было за автобусом на остановке, но потом решил объехать. При совершении маневра появилась встречная машина, и я решил прижаться к автобусу. Прижался конкретно — помял заднее правое крыло и слегка заднюю дверь. У автобуса только краска слетела с заднего бампера, водитель предложил обойтись без полиции. Предполагая, что на границе могут возникнуть вопросы к помятой машине, настоял на вызове полиции. 2 полицианта прибыли через 20 минут, водителя рейсового автобуса быстро отпустили, у меня на дружелюбной ноте спросили, могу ли на месте оплатить штраф в 1000 злотых (250$\23400 руб). Начал было ныть, чтобы уменьшили штраф, на что молодой парень на хорошем русском объяснил: за мое нарушение полагается минимум 5000 злотых, он выписал 1000. Латвийская страховая содрала с меня на границе 60 евро, пусть теперь и они раскошелятся. Надеюсь, где-то там не повесят на меня компенсацию за сорванный рейс городского автобуса. В Минске на кузовной ремонт Дастера ближайшее от дома СТО запросило 450$ за работу, и около 450$ за ремкомплект. Друг свел со своим земляком на другом СТО, весь ремонт обошелся в 380$ (34800 руб.).
03.11.2023г. Возвращаться в Минск приходится через Литву, т.к. ближайшие 2 погранперехода закрыты, на ПП Тересполь\Брест можно застрять на сутки. Переход Шальчининкай\Бенякони оказался почти свободным, на помятый бок Дастера не обратили внимания, надо было слушать водителя автобуса)))). Конечно же, навигатор довел до дома по более длинному маршруту, в 500 км, вместо оптимальных 430 км. Ну не будешь же на каждой развилке останавливаться и перепроверять маршрут. Надо попробовать ездить по бумажным картам)))). Контрабандист из меня никакой, в разнице цен не ориентируюсь, затарился только зимней омывающей жидкостью для авто, «настоящей, из Европы». Воняет также, как и наш левак с обочины дороги и замерз при -10 град.
Всем дочитавшим спасибо, непонравившиеся комментарии не удаляю, это к модератору. Во 2 части 1 сезона почему-то половину отзывов удалили.