|
Продолжение. Начало здесь.
У каждого свои ассоциации с Эстонией. У многих — это давно сложившийся стереотип анекдотичного эстонца. У меня свои ассоциации. Уютные улочки Пярну и Старого Таллинна, конфеты Kalev, ликёр Vana Tallinn.. А знаменитые Apelsin с их репертуаром, c Tõnu Aare и Ivo Linna! Старички моего пенсионного возраста, вы помните их зажигательные песенки «Illusion» и «Raamid»?:) И это тоже Эстония!
Пярну
Следующий день (18.08) мы посвятили прогулкам и поездкам по Пярну. Этот (повторюсь) уютный городок на берегу Пярнусского залива на юге Эстонии со стародавних времен был курортным. В советские времена славился своими санаториями. Нынче здесь небольшие, но фешенебельные отели и виллы. Для начала в центр — надо разжиться эстонскими денежками.
Пока я парковался возле торгового центра «Port-Artur», семейство пошло прогуляться. Со слов жены, к ним подошел то ли интеллигентного вида бомж, то ли бомжеватого вида интеллигент и попросил немного денежек. Но когда он спросил, её ли это дети, получив утвердительный ответ — он вежливо извинился за причиненное беспокойство и ушел.
Историческая параллель: в 1995 году так же в августе месяце я поджидал жену возле какого-то крупного магазина в Пярну. Взял бутылочку пивка, настроение хорошее. Хлебнул немного, настроение ещё лучше. Подошел какой-то бомжеватый господин и, вероятно, узрев во мне коренного эстонца, давай что-то говорить мне на не совсем трезвом эстонском. Я был уже ну в очень хорошем настроении. И посему, вежливо улыбался, кивал головой и вставлял к месту и не к месту «Йа-а» в ответ. В общем, минут десять изображал живейшее участие и внимание его речи. После чего говорю:
— Всё хорошо, дружище. Но вот по-эстонски-то я нифига не понимаю.
Он (на отличном русском):
— О, так ты русский!? Вот здорово!
И далее на повышенных нотах следовал его монолог о том, как хорошо жилось при эСэСэСэРе, что он когда-то служил в танковых войсках где-то под Курском, что такой-сякой Михаил Сергеевич всё развалил и т.д..
Я приостановил его колоритное вещание, протянув начатую бутылку пива:
— Возьми, дружище…
Торговый центр «Port-Artur» в общем-то ничем особо не отличается от аналогичных в Риге, Москве, да и в нашей сибирской глубинке тоже. А вот и отличия — ценники на товары не только в эстонских кронах (Eek), но и в евро — Эстония стремится в Евросоюз. Меняем денежку — в пересчете с евро курс примерно 2.55 руб/1 Eek, причем без комиссионных, как в латвийских банках. Вот и первые эстонские сувениры — мне записная книжка, младшему дневник. В одном из корпусов Порт-Артура расположен «домик в домике» — цветочный бутик. Название «Перновъ». Утверждают, что именно на этом месте когда-то располагалось здание железнодорожного вокзала Пярну.
Кстати, недалеко от автовокзала расположен монумент Пярнуской узкоколейной железной дороги в виде настоящего дореволюционного паровоза. Установлен в честь 110-летнего юбилея со дня открытия первой в Эстонии узкоколейной железной дороги Пярну — Валга.
Далее едем в историческую часть города, предварительно пополнив бак своего транспорта. Бензин — разумеется, 95-й — 17.4 Eek/l. Прикидываю — около 44 рэ (однако, заграница:)).
Одна из центральных улочек Rüütli. Этакий местный Арбат. Так же, как в Старой Риге, то там, то сям кучкуются группы туристов. Слышим финнов, итальянцев, испанцев. Впечатление, что основная масса переместилась из Риги с башни Св. Петра в Пярну. Группа из испано туристо тусуется вокруг одной из многочисленных сувенирных лавочек. Популярное место.
Рядом с одним из зданий видим скульптуру. Это «отец» эстонской литературы J.V. Jannsen, держащий в руке страничку Pärnu Postimees. Есть поверье, что дотронувшись до страницы в руке Яннсена, можно надеяться на хорошие новости в этот день:).
Побродив по центру, едем на побережье, по пути уделив внимание историческому объекту — Таллинским воротам.
Погода купанью не способствовала, но прогулялись неплохо. Пляж оборудован большим количеством элементов для активного отдыха. Детишкам есть чем заняться.
Таллинн (19.08)
Разумеется, быть в Эстонии и не посетить столицу — это нонсенс. Дорога до Таллина ~ 130 км. Двухполосное шоссе с отменным асфальтом, разметкой и знаками. А вот и особенности национальных ПДД — знак «Дикие животные» в виде лося:).
В центре Таллинна парковки платные. Случайно пропустив нужную полосу для движения прямо, из правой полосы въезжаем по спиральному пандусу на многоуровневую парковку. На въезде шлагбаум — жмёшь кнопку, выскакивает магнитная карточка, шлагбаум открывается.
Въезд на многоуровневую парковку.
«Пожалуйста, паркуйте правильно! Спасибо!» — просьба владельцам машин с наклейками «Я паркуюсь как чудак»:).
Парковка с видом на Старый Таллин.
Оставляем машину и идем в Vana Tallinn — историческая часть города, куда мы попадаем через Вирусские ворота. Если Старая Рига — это лабиринты, Старый Таллин — это суперлабиринты. Старый город состоит из двух частей — Нижний Город и Верхний Город (или иногда называют Вышгород), который расположился на холме Toompea. Уникальная средневековая архитектура, сохранившаяся в практически первозданном виде. Здесь можно гулять на протяжении нескольких дней, открывая всё новые и новые потайные места.
Конечно же, как и у любого уважающего себя средневекового города, имеется своя Ратуша, вершину которой венчает символ города — фигурка Старого Томаса (Vana Toomas).
Поднимаемся по довольно-таки крутой мощёной улочке на холм Toompea.
В Верхнем Городе находятся два старинных храма — православный Собор Александра Невского и Домский Собор — один из самых древних храмов Таллинна.
На холме Toompea, на котором расположено несколько смотровых площадок. С одной из них открывается панорама Старого и Нового Таллинна, а также виды морского залива.
Продолжаем свою прогулку и выходим к древней средневековой стене, окружавшей когда-то город.
Погуляв четыре часа по Vana Tallinn, забираем машину со стоянки. Процедура проста — оплата через автомат. Вставляем магнитную карточку, на дисплее время стоянки и соответствующая сумма. С нас 120 Eek. Не самая дешевая стоянка, но зато идти недалеко.
Немного поколесили по центру…
Глаза разбегаются — куда бы поехать?:)
Побратим барнаульского гастронома «Под шпилем»:).
Подъехали к побережью залива и вышли немного побродить.
На берегу стоит памятник экипажу «Русалки» — броненосеца русского императорского флота, затонувшего в 1893 г. у берегов Финляндии. На постаменте надпись «Россiяне не забываютъ своихъ героевъ мучениковъ».
Обогатившись новыми впечатлениями, двигаем в обратный путь — в Пярну.
Сааремаа (20.08)
Пожалуй, самый крупный из островов, называемый «жемчужиной Эстонии». У меня была задумка посетить этот остров. Идея была подкреплена также нашими латышскими друзьями, которые настоятельно рекомендовали туда съездить. Конечно, едем:).
Путь на Сааремаа лежит через другой остров — Муху, который отделяет от материка пролив километров 10. В Виртсу построен паромный терминал, от которого каждые 30 минут отходит паром. Прибыв в Виртсу, первым делом заправляемся — предположительно на острове бензин будет дороже. Бензин — 16.9 Eek/l — мелочь, а приятно (кстати, на островах 17.4-17.5 Eek/l). В Виртсу удивляемся видом ветряков, в многочисленном количестве расположенных здесь.
Подъезжаем к терминалу. Очередь. Вся Эстония празднует День независимости. Желающих попасть на остров много. На ближайший паром не попадаем, а на следующий — да. Полная стоимость (машина + 4 пассажира) — 210 Eek.
Суровые ребята на «ГолдВингах» и «Харлее», как и все, ждут своей очереди.
Virtsu. Бесплатные мешочки... для собачек.
Погрузившись во чрево парома, поднимаемся на верхнюю палубу. Отчаливаем. Навигатор, прихваченный, с собой, фиксирует 11 метров над уровнем моря и 20 км/ч.
Выгрузившись на остров Муху, движемся по указателям на Курессааре. Каких-то 17 км всё того же превосходного асфальта, и мы на дамбе, соединяющий острова Муху и Сааремаа.
На дамбе между островами Муху и Сааремаа.
Перебравшись на Сааремаа, берем курс на Ориссааре, изначально запланировав обогнуть остров по северной оконечности. Остров буквально вдоль и поперек исчерчен дорогами, подавляющее большинство из которых — ровный асфальт.
Остановились на берегу. Заехали на площадку для отдыха недалеко от дороги. Денег никто не спрашивал (то ли бесплатно, то ли просто повезло). Небольшая аккуратная беседка со столом и печкой-камином, опрятный туалет, автоматический душ на улице, площадка для палаток, бетонные подставки для велосипедов. Чисто (разумеется). Не удержался — искупался:).
Недалеко расположилась молодежная пара. Молодой человек подошел ко мне и начал говорить по-эстонски. Что-то вроде:
— Tere! Kas teil on tuletikud?
Из всего сказанного я понял только tere (здравствуйте). С сожалением покачал головой:
— Извините, не понимаю. Русский.
Парень замялся.. Порывшись в закромах памяти в надежде отыскать остатки английского, я ему предложил:
— May be in English?
— Yes-yes! — радостно закивал тот. — Do You have matches? — и сделал характерный жест.
— Спички?
— Йа-а, списки.. — кивнул парень.
Я достал из бардачка спички:
— Please.
— Thanks.
Катим дальше вдоль северного побережья в сторону мыса Panga. Дорога из асфальтированной переходит в щебеночную, о чём заранее предупреждает соответствующий знак. Если бы не он да клубы пыли за машиной — можно даже было и не заподозрить, что это укатанная щебенка. Не тряски, ни вибрации.
Увидев удобный съезд к берегу, сделали ещё одну остановку.
Изучаю агрегат (у нас бы это давно спёрли на чермет).
Мыс Panga, одна из трёх «контрольных точек», из основных достопримечательностей острова Сааремаа. Обрывистый берег, замысловато изогнутые сосны, можжевельник, маяк, солнечные часы и синее-синее море — вот в нескольких словах описание этого местечка.
Птичка-абориген, застенчиво отворачиваясь от меня, всё-таки любезно позволяет мне её сфотографировать.
Осмотрев окрестности и сверив часы, понимаем, что наш бюджет времени уже уменьшился.
Солнечные часы — сверяем время.
Принимаем решение ехать на юг, в столицу Сааремаа город Курессааре. Чуть меньше 50 км — и мы уже в южной части острова. Основная достопримечательность города — средневековый замок, степень сохранности которого говорит о высоком мастерстве реставраторов.
По периметру территории, на которой расположен замок, расположен ров, отделяющий от основной «материковой части» острова. Получился своего рода «остров в острове».
С этого ракурса решетка выглядит наиболее зловеще :).
Погуляв по замку, решили подкрепиться…
И ещё о языке. Русских надписей практически нет. Русский понимают многие старше среднего возраста, особенно те, кто учился в школах СССР. Дальше в глубинке — сложнее. Проще с английским. Большинство молодежи его понимает.
В Курессааре зашли в кафе. Меню только на эстонском с переводом на английский. Молоденькая девушка-официант вежливо покивала на нашу попытку сделать заказ по-русски. Перешли на корявый инглиш, тыкая пальцем в меню:
— One pizza capriccioza, one pelmeni, two seljanka and four cups of tea, please.
— What kind of tea do You want? Green, gray or fruit?
— Black with sugar and lemon..
На удивление, всё нами заказанное — пиццу, пельмени, солянку и чай — нам принесли. Однако дальше нас уже обслуживал другой официант :.) Видимо, более опытный.
После Курессааре наш путь лежал в Каали, где находятся кратеры от осколков железного метеорита, упавшего примерно 4 тысячи лет назад. Самый большой кратер имеет воронку около 100 м в диаметре, частично заполненную водой. Это вторая из основных достопримечательностей Сааремаа.
Третья — ветряные мельницы в Агла. В этот поселок мы уже приехали в преддверие сумерек. Поэтому фотографии уже не такие красочные.
Обратный путь был более чем простым — стоять в очереди на паром не пришлось. Въехали на него чуть ли не первыми..
Экипаж на капитанском мостике.
Пярну — последний день (21.08)
Погода испортилась. Моросит дождь. Тем не менее мы предпринимаем попытку посетить ещё одно замечательное место в Пярну — мол. Это старинное сооружение в виде двух узких кос из огромных валунов, которое защищает устье р. Пярну от волн. Мол уходит в море примерно на два километра, в конце каждой каменной косы небольшой маяк. Наиболее посещаемым является левый мол, ставший одним из символов Пярну. Жаль, но погода в этот раз не дала возможности дойти до маяка.
Дорога обратно
Так или иначе, но пришло время обратного пути. Возвращались через Латвию, заехав на денек в Ригу. Застали последний день празднования Дня города Риги (Rigas Svetki). Этот праздник в этом году проводился в период с 20 по 22 августа. Видно было, что события отмечались с большим размахом. К сожалению, не смогли приехать в субботу 21-го, когда было шоу с фейерверками — несколько частных фирм участвовали в конкурсе на самый лучший салют. Тем не менее, 22-го было на что посмотреть. Прогулялись по центру. Везде праздничное настроение. На Esplanade большое количество лотков, небольших киосков, в которых можно приобрести сувениры, изделия с национальной символикой, носимые и надеваемые вещицы hand made и прочее.
Rigassvetki. 22.08.2010. Парк Esplanade. Вы бы отказались от такого замечательного сувенира?:)
Вот ответ на вопрос «Какой руль лучше — левый или правый?»:)
Зашли в Верманский парк. Народу тьма. На эстраде бородатый дядька с гитарой. Глубокий, завораживающе проникновенный голос. И такой же объёмный густой звук гитары. Позже, прошерстив интернет, я узнал, что это был посвященный дню города концерт фолк-музыки «В самом центре Риги». А выступал не кто иной, как Haralds Sīmanis, знаменитый в Латвии автор и певец. Латышский Демис Руссос, обладатель голоса в четыре октавы! Причем исполнял удивительно красивую «Ar tevi vien» («С тобой» — прошу поправить, если не точно перевел).
Фолк-фестиваль в Верманском саду «В самом центре Риги». Выступает Haralds Simanis.
Гуляя по центру Риги, увидели машины главного грузина СССР и главного хохла :).
Вечером 22-го съездили на левый берег Даугавы, чтобы ещё раз запечатлеть великолепные виды Риги. Мы обязательно ещё приедем сюда!
23-го августа истекал срок действия визы, после обеда двинули в сторону границы. В этот раз простоять пришлось больше часа с Латвийской стороны. Да и российская таможня проверяла более тщательно. Хотя до разгрузки багажа дело не дошло. Был задан вопрос о количестве ввозимого алкоголя. Удивленные глаза по поводу того, что мы не везём пиво. Вопрос о том, где номер кузова — я показал, что под сиденьем водителя. Удивление «О, так у Вас и руль с правой стороны…»
В общем-то, особо примечательных событий во время обратного пути не было, если не считать потерянных пяти часов в московских пробках.
Да, кстати, перед обратной дорогой мне удалось загрузить обновлённую карту «Навитела». Навигатор нарисовал несколько иной маршрут от М-5 до Саранска. Дорога оказалась более ровной и менее загруженной. И это гуд.
На участке Саранск — Ульяновск догнали парочку узбекских перегонов на двух «Нексиях». У обеих машин багажник — ещё немного и поедет отдельно от кузова — перегруз неимоверный :).
Жесткий перегон по-узбекски:).
В Ульяновске не удержались — заехали в музей вождя мирового пролетариата. Потом двинули домой…
Мемориальный комплекс В. И. Ульянова-Ленина.
А дальше… Дальше дорога, знакомая вам по многим рассказам путешественников. Ни добавить, ни прибавить. Уфа — Челябинск — Курган — Ишим — Омск — Новосибирск…
Прокладывая альтернативные маршруты, будьте готовы ко всему :).
Табличка на заправке — обратите внимание на мотоцикл :).
Где-то перед Омском — а хлеба в Сибири нынче хороши!
Сервис! («Чистая вода для мытья стекол и фар. Бесплатно!»)
...и наконец ~ в 01:30 минут 29 августа знакомые огромные буквы «БАРНАУЛ» (фотографировать уже не было сил:). Ура! Мы дома!
Теперь немного цифири
Всё же без бухгалтерии не обошлось, приведу основные данные.
Общий пробег: 10 562 км, из них по Латвии — Эстонии — 1 954 км.
Скушали бензина: 919 л на сумму 22 554 руб. (из них в странах Балтии — 125 л на сумму 5 395 «приблизительно рублей»). Средний расход — 8.7 л/100 км.
Затраты на визы: 65€*4 чел.=260€ или 10 487 руб.
Медицинская страховка на четверых по семейному тарифу на 14 дней: 1 286 руб.
«Грин-карта» на машину на 15 дней — 1 420 руб.
Непредвиденные расходы на самолет для взрослого+ребенка до Москвы ~16 000 руб.
Остальные расходы не считали, но общий бюджет поездки составил примерно 85 000 рэ.
Послесловие
Трудности? Ну а как же. Я не стал о них писать, всё равно в воспоминаниях остаются именно позитивные моменты. Поэтому вопрос «Поедем в следующий раз?» — ответ: «Конечно, да!».
Безусловно, времени было очень мало для того, чтобы более подробно ознакомиться с достопримечательностями. Будем считать это разминкой :).
И, пользуясь случаем, попрошу извинения у тех дромчан, с кем не получилось встретиться.
С наилучшими пожеланиями — Фёдорыч!