Прибалтийские покатушки на Toyota Ipsum (Эстония — Латвия — Москва — Барнаул). Часть 2

13.12.2010 | 14448 просмотров

Продолжение. Начало здесь.

У каждого свои ассоциации с Эстонией. У многих — это давно сложившийся стереотип анекдотичного эстонца. У меня свои ассоциации. Уютные улочки Пярну и Старого Таллинна, конфеты Kalev, ликёр Vana Tallinn.. А знаменитые Apelsin с их репертуаром, c Tõnu Aare и Ivo Linna! Старички моего пенсионного возраста, вы помните их зажигательные песенки «Illusion» и «Raamid»?:) И это тоже Эстония!

Пярну

Следующий день (18.08) мы посвятили прогулкам и поездкам по Пярну. Этот (повторюсь) уютный городок на берегу Пярнусского залива на юге Эстонии со стародавних времен был курортным. В советские времена славился своими санаториями. Нынче здесь небольшие, но фешенебельные отели и виллы. Для начала в центр — надо разжиться эстонскими денежками.

Пока я парковался возле торгового центра «Port-Artur», семейство пошло прогуляться. Со слов жены, к ним подошел то ли интеллигентного вида бомж, то ли бомжеватого вида интеллигент и попросил немного денежек. Но когда он спросил, её ли это дети, получив утвердительный ответ — он вежливо извинился за причиненное беспокойство и ушел.

Историческая параллель: в 1995 году так же в августе месяце я поджидал жену возле какого-то крупного магазина в Пярну. Взял бутылочку пивка, настроение хорошее. Хлебнул немного, настроение ещё лучше. Подошел какой-то бомжеватый господин и, вероятно, узрев во мне коренного эстонца, давай что-то говорить мне на не совсем трезвом эстонском. Я был уже ну в очень хорошем настроении. И посему, вежливо улыбался, кивал головой и вставлял к месту и не к месту «Йа-а» в ответ. В общем, минут десять изображал живейшее участие и внимание его речи. После чего говорю:

— Всё хорошо, дружище. Но вот по-эстонски-то я нифига не понимаю.
Он (на отличном русском):
— О, так ты русский!? Вот здорово!

И далее на повышенных нотах следовал его монолог о том, как хорошо жилось при эСэСэСэРе, что он когда-то служил в танковых войсках где-то под Курском, что такой-сякой Михаил Сергеевич всё развалил и т.д..

Я приостановил его колоритное вещание, протянув начатую бутылку пива:
— Возьми, дружище…

Port-Artur.

«Парковка» для велосипедов.

Торговый центр «Port-Artur» в общем-то ничем особо не отличается от аналогичных в Риге, Москве, да и в нашей сибирской глубинке тоже. А вот и отличия — ценники на товары не только в эстонских кронах (Eek), но и в евро — Эстония стремится в Евросоюз. Меняем денежку — в пересчете с евро курс примерно 2.55 руб/1 Eek, причем без комиссионных, как в латвийских банках. Вот и первые эстонские сувениры — мне записная книжка, младшему дневник. В одном из корпусов Порт-Артура расположен «домик в домике» — цветочный бутик. Название «Перновъ». Утверждают, что именно на этом месте когда-то располагалось здание железнодорожного вокзала Пярну.

Перновъ.

Кстати, недалеко от автовокзала расположен монумент Пярнуской узкоколейной железной дороги в виде настоящего дореволюционного паровоза. Установлен в честь 110-летнего юбилея со дня открытия первой в Эстонии узкоколейной железной дороги Пярну — Валга.

Далее едем в историческую часть города, предварительно пополнив бак своего транспорта. Бензин — разумеется, 95-й — 17.4 Eek/l. Прикидываю — около 44 рэ (однако, заграница:)).

Pärnu.

Одна из центральных улочек Rüütli. Этакий местный Арбат. Так же, как в Старой Риге, то там, то сям кучкуются группы туристов. Слышим финнов, итальянцев, испанцев. Впечатление, что основная масса переместилась из Риги с башни Св. Петра в Пярну. Группа из испано туристо тусуется вокруг одной из многочисленных сувенирных лавочек. Популярное место.

Pärnu. Rüütli.

Рядом с одним из зданий видим скульптуру. Это «отец» эстонской литературы J.V. Jannsen, держащий в руке страничку Pärnu Postimees. Есть поверье, что дотронувшись до страницы в руке Яннсена, можно надеяться на хорошие новости в этот день:).

J.V. Jannseni skulptuur.

Pärnu.Kuninga.

Побродив по центру, едем на побережье, по пути уделив внимание историческому объекту — Таллинским воротам.

Таллинские ворота.

Погода купанью не способствовала, но прогулялись неплохо. Пляж оборудован большим количеством элементов для активного отдыха. Детишкам есть чем заняться.

На пляже.

Таллинн (19.08)

Разумеется, быть в Эстонии и не посетить столицу — это нонсенс. Дорога до Таллина ~ 130 км. Двухполосное шоссе с отменным асфальтом, разметкой и знаками. А вот и особенности национальных ПДД — знак «Дикие животные» в виде лося:).

Дорога Пярну — Таллинн.

Знаки.

В центре Таллинна парковки платные. Случайно пропустив нужную полосу для движения прямо, из правой полосы въезжаем по спиральному пандусу на многоуровневую парковку. На въезде шлагбаум — жмёшь кнопку, выскакивает магнитная карточка, шлагбаум открывается.

Въезд на многоуровневую парковку.

«Пожалуйста, паркуйте правильно! Спасибо!» — просьба владельцам машин с наклейками «Я паркуюсь как чудак»:).

Парковка с видом на Старый Таллин.

Оставляем машину и идем в Vana Tallinn — историческая часть города, куда мы попадаем через Вирусские ворота. Если Старая Рига — это лабиринты, Старый Таллин — это суперлабиринты. Старый город состоит из двух частей — Нижний Город и Верхний Город (или иногда называют Вышгород), который расположился на холме Toompea. Уникальная средневековая архитектура, сохранившаяся в практически первозданном виде. Здесь можно гулять на протяжении нескольких дней, открывая всё новые и новые потайные места.

Vana Tallinn.

Конечно же, как и у любого уважающего себя средневекового города, имеется своя Ратуша, вершину которой венчает символ города — фигурка Старого Томаса (Vana Toomas).

Ратуша.

Поднимаемся по довольно-таки крутой мощёной улочке на холм Toompea.

В Верхнем Городе находятся два старинных храма — православный Собор Александра Невского и Домский Собор — один из самых древних храмов Таллинна.

Храм Александра Невского.

Домский Собор.

Три богатыря.

На холме Toompea, на котором расположено несколько смотровых площадок. С одной из них открывается панорама Старого и Нового Таллинна, а также виды морского залива.

Панорама Таллинна.

Старый и новый Таллинн.

Продолжаем свою прогулку и выходим к древней средневековой стене, окружавшей когда-то город.

Погуляв четыре часа по Vana Tallinn, забираем машину со стоянки. Процедура проста — оплата через автомат. Вставляем магнитную карточку, на дисплее время стоянки и соответствующая сумма. С нас 120 Eek. Не самая дешевая стоянка, но зато идти недалеко.

Трубочист.

Улочка «в три обхвата».

«Товарищ, бди!»

Немного поколесили по центру…

Глаза разбегаются — куда бы поехать?:)

Побратим барнаульского гастронома «Под шпилем»:).

Подъехали к побережью залива и вышли немного побродить.

На побережье.

На берегу стоит памятник экипажу «Русалки» — броненосеца русского императорского флота, затонувшего в 1893 г. у берегов Финляндии. На постаменте надпись «Россiяне не забываютъ своихъ героевъ мучениковъ».

«Русалка».

Обогатившись новыми впечатлениями, двигаем в обратный путь — в Пярну.

Сааремаа (20.08)

Пожалуй, самый крупный из островов, называемый «жемчужиной Эстонии». У меня была задумка посетить этот остров. Идея была подкреплена также нашими латышскими друзьями, которые настоятельно рекомендовали туда съездить. Конечно, едем:).

Saaremaa.

Путь на Сааремаа лежит через другой остров — Муху, который отделяет от материка пролив километров 10. В Виртсу построен паромный терминал, от которого каждые 30 минут отходит паром. Прибыв в Виртсу, первым делом заправляемся — предположительно на острове бензин будет дороже. Бензин — 16.9 Eek/l — мелочь, а приятно (кстати, на островах 17.4-17.5 Eek/l). В Виртсу удивляемся видом ветряков, в многочисленном количестве расположенных здесь.

Virtsu.

Именная» заправка :).

Подъезжаем к терминалу. Очередь. Вся Эстония празднует День независимости. Желающих попасть на остров много. На ближайший паром не попадаем, а на следующий — да. Полная стоимость (машина + 4 пассажира) — 210 Eek.

Ждём своей очереди.

«Поглотитель» машин.

Суровые ребята на «ГолдВингах» и «Харлее», как и все, ждут своей очереди.

Virtsu. Бесплатные мешочки... для собачек.

Погрузившись во чрево парома, поднимаемся на верхнюю палубу. Отчаливаем. Навигатор, прихваченный, с собой, фиксирует 11 метров над уровнем моря и 20 км/ч.

На пароме.

Выгрузившись на остров Муху, движемся по указателям на Курессааре. Каких-то 17 км всё того же превосходного асфальта, и мы на дамбе, соединяющий острова Муху и Сааремаа.

На дамбе между островами Муху и Сааремаа.

Перебравшись на Сааремаа, берем курс на Ориссааре, изначально запланировав обогнуть остров по северной оконечности. Остров буквально вдоль и поперек исчерчен дорогами, подавляющее большинство из которых — ровный асфальт.

Остановились на берегу. Заехали на площадку для отдыха недалеко от дороги. Денег никто не спрашивал (то ли бесплатно, то ли просто повезло). Небольшая аккуратная беседка со столом и печкой-камином, опрятный туалет, автоматический душ на улице, площадка для палаток, бетонные подставки для велосипедов. Чисто (разумеется). Не удержался — искупался:).

Недалеко расположилась молодежная пара. Молодой человек подошел ко мне и начал говорить по-эстонски. Что-то вроде:

Tere! Kas teil on tuletikud?
Из всего сказанного я понял только tere (здравствуйте). С сожалением покачал головой:
— Извините, не понимаю. Русский.
Парень замялся.. Порывшись в закромах памяти в надежде отыскать остатки английского, я ему предложил:
May be in English?
Yes-yes! — радостно закивал тот. — Do You have matches? — и сделал характерный жест.
— Спички?
— Йа-а, списки.. — кивнул парень.
Я достал из бардачка спички:
Please.
Thanks.

Катим дальше вдоль северного побережья в сторону мыса Panga. Дорога из асфальтированной переходит в щебеночную, о чём заранее предупреждает соответствующий знак. Если бы не он да клубы пыли за машиной — можно даже было и не заподозрить, что это укатанная щебенка. Не тряски, ни вибрации.

Конец асфальта.

Асфальт закончился.

Автобусная остановка.

Увидев удобный съезд к берегу, сделали ещё одну остановку.

Изучаю агрегат (у нас бы это давно спёрли на чермет).

Мыс Panga, одна из трёх «контрольных точек», из основных достопримечательностей острова Сааремаа. Обрывистый берег, замысловато изогнутые сосны, можжевельник, маяк, солнечные часы и синее-синее море — вот в нескольких словах описание этого местечка.

Panga.

Птичка-абориген, застенчиво отворачиваясь от меня, всё-таки любезно позволяет мне её сфотографировать.

«Панганянка»:).

Осмотрев окрестности и сверив часы, понимаем, что наш бюджет времени уже уменьшился.

Солнечные часы — сверяем время.

Принимаем решение ехать на юг, в столицу Сааремаа город Курессааре. Чуть меньше 50 км — и мы уже в южной части острова. Основная достопримечательность города — средневековый замок, степень сохранности которого говорит о высоком мастерстве реставраторов.

Дорога к замку.

По периметру территории, на которой расположен замок, расположен ров, отделяющий от основной «материковой части» острова. Получился своего рода «остров в острове».

Замок в Курессааре.

С этого ракурса решетка выглядит наиболее зловеще :).

Внутренний дворик.

Мы где-то тут.

Погуляв по замку, решили подкрепиться…

И ещё о языке. Русских надписей практически нет. Русский понимают многие старше среднего возраста, особенно те, кто учился в школах СССР. Дальше в глубинке — сложнее. Проще с английским. Большинство молодежи его понимает.

В Курессааре зашли в кафе. Меню только на эстонском с переводом на английский. Молоденькая девушка-официант вежливо покивала на нашу попытку сделать заказ по-русски. Перешли на корявый инглиш, тыкая пальцем в меню:

One pizza capriccioza, one pelmeni, two seljanka and four cups of tea, please.
— What kind of tea do You want? Green, gray or fruit?
— Black with sugar and lemon..

На удивление, всё нами заказанное — пиццу, пельмени, солянку и чай — нам принесли. Однако дальше нас уже обслуживал другой официант :.) Видимо, более опытный.

Улочки Курессааре.

После Курессааре наш путь лежал в Каали, где находятся кратеры от осколков железного метеорита, упавшего примерно 4 тысячи лет назад. Самый большой кратер имеет воронку около 100 м в диаметре, частично заполненную водой. Это вторая из основных достопримечательностей Сааремаа.

Кратер метеорита в Каали.

Кратеру около 4000 лет!

Третья — ветряные мельницы в Агла. В этот поселок мы уже приехали в преддверие сумерек. Поэтому фотографии уже не такие красочные.

Angla.

Обратный путь был более чем простым — стоять в очереди на паром не пришлось. Въехали на него чуть ли не первыми..

В первых рядах.

Экипаж на капитанском мостике.

Пярну — последний день (21.08)

Погода испортилась. Моросит дождь. Тем не менее мы предпринимаем попытку посетить ещё одно замечательное место в Пярну — мол. Это старинное сооружение в виде двух узких кос из огромных валунов, которое защищает устье р. Пярну от волн. Мол уходит в море примерно на два километра, в конце каждой каменной косы небольшой маяк. Наиболее посещаемым является левый мол, ставший одним из символов Пярну. Жаль, но погода в этот раз не дала возможности дойти до маяка.

Пярну. Мол.

Дорога обратно

Так или иначе, но пришло время обратного пути. Возвращались через Латвию, заехав на денек в Ригу. Застали последний день празднования Дня города Риги (Rigas Svetki). Этот праздник в этом году проводился в период с 20 по 22 августа. Видно было, что события отмечались с большим размахом. К сожалению, не смогли приехать в субботу 21-го, когда было шоу с фейерверками — несколько частных фирм участвовали в конкурсе на самый лучший салют. Тем не менее, 22-го было на что посмотреть. Прогулялись по центру. Везде праздничное настроение. На Esplanade большое количество лотков, небольших киосков, в которых можно приобрести сувениры, изделия с национальной символикой, носимые и надеваемые вещицы hand made и прочее.

Rigassvetki. 22.08.2010. Парк EsplanadeВы бы отказались от такого замечательного сувенира?:)

Вот ответ на вопрос «Какой руль лучше — левый или правый?»:)

Зашли в Верманский парк. Народу тьма. На эстраде бородатый дядька с гитарой. Глубокий, завораживающе проникновенный голос. И такой же объёмный густой звук гитары. Позже, прошерстив интернет, я узнал, что это был посвященный дню города концерт фолк-музыки «В самом центре Риги». А выступал не кто иной, как Haralds Sīmanis, знаменитый в Латвии автор и певец. Латышский Демис Руссос, обладатель голоса в четыре октавы! Причем исполнял удивительно красивую «Ar tevi vien» («С тобой» — прошу поправить, если не точно перевел).

Фолк-фестиваль в Верманском саду «В самом центре Риги». Выступает Haralds Simanis.

Гуляя по центру Риги, увидели машины главного грузина СССР и главного хохла :).

Вечером 22-го съездили на левый берег Даугавы, чтобы ещё раз запечатлеть великолепные виды Риги. Мы обязательно ещё приедем сюда!

Riga.

23-го августа истекал срок действия визы, после обеда двинули в сторону границы. В этот раз простоять пришлось больше часа с Латвийской стороны. Да и российская таможня проверяла более тщательно. Хотя до разгрузки багажа дело не дошло. Был задан вопрос о количестве ввозимого алкоголя. Удивленные глаза по поводу того, что мы не везём пиво. Вопрос о том, где номер кузова — я показал, что под сиденьем водителя. Удивление «О, так у Вас и руль с правой стороны…»

В общем-то, особо примечательных событий во время обратного пути не было, если не считать потерянных пяти часов в московских пробках.

В московских пробках.

Да, кстати, перед обратной дорогой мне удалось загрузить обновлённую карту «Навитела». Навигатор нарисовал несколько иной маршрут от М-5 до Саранска. Дорога оказалась более ровной и менее загруженной. И это гуд.

На участке Саранск — Ульяновск догнали парочку узбекских перегонов на двух «Нексиях». У обеих машин багажник — ещё немного и поедет отдельно от кузова — перегруз неимоверный :).

Жесткий перегон по-узбекски:).

В Ульяновске не удержались — заехали в музей вождя мирового пролетариата. Потом двинули домой…

Ульяновск. Старый мост…

..и новый.

Мемориальный комплекс В. И. Ульянова-Ленина.

А дальше… Дальше дорога, знакомая вам по многим рассказам путешественников. Ни добавить, ни прибавить. Уфа — Челябинск — Курган — Ишим — Омск — Новосибирск…

Прокладывая альтернативные маршруты, будьте готовы ко всему :).

Табличка на заправке — обратите внимание на мотоцикл :).

Где-то перед Омском — а хлеба в Сибири нынче хороши!

Сервис! («Чистая вода для мытья стекол и фар. Бесплатно!»)

...и наконец ~ в 01:30 минут 29 августа знакомые огромные буквы «БАРНАУЛ» (фотографировать уже не было сил:). Ура! Мы дома!

Теперь немного цифири

Всё же без бухгалтерии не обошлось, приведу основные данные.
Общий пробег: 10 562 км, из них по Латвии — Эстонии — 1 954 км.
Скушали бензина: 919 л на сумму 22 554 руб. (из них в странах Балтии — 125 л на сумму 5 395 «приблизительно рублей»). Средний расход — 8.7 л/100 км.
Затраты на визы: 65€*4 чел.=260€ или 10 487 руб.
Медицинская страховка на четверых по семейному тарифу на 14 дней: 1 286 руб.
«Грин-карта» на машину на 15 дней — 1 420 руб.
Непредвиденные расходы на самолет для взрослого+ребенка до Москвы ~16 000 руб.
Остальные расходы не считали, но общий бюджет поездки составил примерно 85 000 рэ.

Послесловие

Трудности? Ну а как же. Я не стал о них писать, всё равно в воспоминаниях остаются именно позитивные моменты. Поэтому вопрос «Поедем в следующий раз?» — ответ: «Конечно, да!».

Безусловно, времени было очень мало для того, чтобы более подробно ознакомиться с достопримечательностями. Будем считать это разминкой :).

И, пользуясь случаем, попрошу извинения у тех дромчан, с кем не получилось встретиться.

С наилучшими пожеланиями — Фёдорыч!

FunFan

вторая часть не менее интересная чем первая

Красота...Молодцы!!!

Спасибо большое за фотографии. (Когда-то я там был ,ностальжи)
Отчёт-зачёт! 5+
Рад, что Вы умные! Огорчён, что не гении.

Ну чё прикольно прокатились )
В ожиданиях не обманулся, прекрасный отчет! В романе В.Пикуля"Моонзунд" речь как раз о тех местах идет. Поражает, как культурно оформлены места стоянок. Когда мы до этого допрем? Удачи, пишите о следующих поездках, неплохо получается.

. Когда мы до этого допрем?

Начнем с себя.
Давно уже не мусорю на стоянках, а теперь беру на себя такое ОБЯЗАТЕЛЬСТВО!

Красота, чистота, порядок!

А некоторые до сих пор банки и мусор под машину кидают...

- Пришлось зарисовать)
Toyota corona. AT170. 5A-FE продал
Honda Domani MB4 D16A купил
Мой отзыв: Toyota Corona 1990

Алтайский край
И вторая часть отчета хороша!
Изумительные фото!

-Таня
Продолжение отчета такое же интересное. как и начало. Рассматривая фотографии, вспоминала свои поездки по этим местам. Пишите еще о своих путешествиях. У Вас это здорово получается.

Одна седьмая часть ДВ
Где визы оформляли? Сколько времени это заняло?

Красивые фото!

Молодцы! Красиво съездили. Фразу "...Изучаю агрегат (у нас бы это давно спёрли на чермет)..." я-бы перефразировал - сперли на дачу!
Фотки на 5+
Брать только лучшее.
Ipsum ACM21 2001г.
Мой отзыв: Toyota Ipsum 2001

класс!!!

m666ax174:
"...и наконец ~ в 01:30 минут 29 августа знакомые огромные буквы «БАРНАУЛ» (фотографировать уже не было сил:)"- Пришлось зарисовать)
Не, это домашняя заготовка:)
DimitryC:
Где визы оформляли? Сколько времени это заняло?
В Пониэкспресс, примерно две недели (все подробности в личке, не хочу рекламировать:)
DGarder:
... а с дачи - в чермет!

Всем огромное спасибо за комментарии!

Хочу всё знать!

Chery Tiggo 7 Pro Prestige.

Зачетная поездка))) А на Саарема не уцелели береговые батарее времен 1 и 2 мировых войн?
Mitsubishi Outlander XL 2.4 , BMW 3серия

Супер, и рассказ, и фото! Спасибо за подаренные воспоминания. Был на Сааремаа в 1988 г. на стажировке, половину острова протопали пешком - впечатлений масса. Еще тогда поразила чистота и порядок везде. Что характерно, там,где наша территория была (т.е. типа российская - войсковых частей), там срач, бытовой и технический мусор и пр. У эстонцев - все вылизано до блеска. Лесная дорога, где нет асфальта, до того укатана, что разницы практически никакой, даже повороты и те под углом сделаны. Выучили пять - десять слов по-эстонски и никаких проблем с местным населением в плане общения или даже угощения не было, не знаю, как сейчас. К слову, в те перестроечные времена (когда у нас мыла не было, продукты и водка по талонам - там прилавки были забиты, насчитали восемь (!!) сортов пива в магазинах, у нас - Жигулевское и Колос по очереди, а где-то в лесу Старый Иозас свое домашнее варит - это вообще песня. В общем, вроде и патриот я, но после месяца, проведенного на этом острове, домой особо не тянуло. Автору еще раз респект.
ММС Монтеро 3,5 л 2001

Спасибо за позитивный и информативный отчет!

feel5582
ДА! КЛАСС. ПОЗАВИДОВАТЬ МОЖНО! ТОЖЕ ИПСУМ, НО СО ВЛАДИВОСТОКА ЕХАТЬ ДАЛЬШЕ!

круто шо пипец! малаца!

правый всегда лучше!

Краснодар 93 rus
Молодцы. Красиво!

шпиль и вправду копия =) хорошо прокатились =)

Заслуженный Папко всенародной игры Травиан...

Молодцы!Мы были с женой (Вильнюс,Краков,Прага) теперь хочется и по вашему пути прокатиться!Фото классные!Прикольно узбеков заснял.Путешествуйте ещё и пишите у вас хорошо получается, с оптимизмом!

Жесткий перегон по-узбекски:).

это узбеки зарплату домой везут в мешках, учитесь как работать надо.

спасибо! очень интересно!!

Европа,однако!

cheral3:
К сожалению, видимо мы не доехали до них. Батареи наверно на западном побережье. В следующий раз хотим полностью по кольцу вокруг побережья проехать.
Dr.AcidMike:
85 тыр дороговато как то.... Но всяко лучше чем в Турции вялиться на солнышке...можно было в Тайланд слетать или в Китай тем же составом но ненапряжнее. Огромный респект за здоровую толику авантюризма!
Рекомендуете Китай или Тайланд? Ок. Надо будет съездить. Тем же составом. Только не на самолёте. Непременно на машине. Не из-за экономии... Не люблю ездить багажом на общественном транспорте!
коммунист:
Жесткий перегон по-узбекски:).это узбеки зарплату домой везут в мешках, учитесь как работать надо.
Ага. Причём зарплата в том числе велосипедными колёсами..

СССР

Habana
Землякам зачет!

CUBA LIBRE:
Землякам зачет!
Muchas gracias, Amigo!
"Гаити-Гаити... Не были мы на Гаити, нас и тут неплохо кормят"

"Побратим барнаульскогo гастронома под шпилем"- улыбнуло, так и есть с детства прожил в Барнауле 21 год архитектуры особо не замечал сейчас приглядываюсь из далека, а ведь красивый город, есть свой стиль, особенно центральная часть многo старых строений схожих с Петербургом !

Как и в первой части, много фото, интересно читать. Молодцы!

Boorger.:
В каждо городе России можно найти "побртима"... Например, будучи летом в командировке в Орле нашел свой местный "под шпилем". Мало того, место, где он расположен очень похоже на уменьшенную копию Октябрьской площяди в Барнеаполе:)

Otro lado de la Tierra
... и свой "красный" имеется в Орле:) (Здание банка)

FunFan:
Октябрьской площяди в Барнеаполе:)
Грамотей!

reiser:
. Когда мы до этого допрем?
Начнем с себя. Давно уже не мусорю на стоянках, а теперь беру на себя такое ОБЯЗАТЕЛЬСТВО!
Да я тоже убираю за собой,но,к сожалению,чище не становится.

kavlgen
да шикарная там старинная архитектура, красота и порядок, когда же русские станут реальными европейцами- мы для эстонцев наверно такие же дикие как для нас эти узбеки.

Зачётный репортаж! +10! Просто молодцы! По поводу чистоты на улицах. Далеко нам до Европы,далеко. Как пример-еду с товарищем в авто,вспоминаем детство. Он рассказывает,что пионером, будучи в Риге ,бросил автобусный билет на асфальт. Ему тут же пожилая латышка вежливо сделала замечание. Стыдно стало до корней волос. Рассказав сей рассказ,встаём на красный свет. Товарищ,пока есть время ,вытаскивает из бардачка 2 пустые сигаретные пачки и приоткрыв дверь,оставляет их на дороге. Я ему: ты же только что говорил,как тебе было стыдно за брошенный билет. Он мне: есть дворники,пусть отрабатывают зарплату. По весне в Красноярске такие загаженные улицы разным мусором! Гадим там,где сами живём.Себя не уважаем,а ещё хотим, чтоб нас в мире уважали.

Alphard - Delica - Ford S-MAX - Grandis - Sharan - Honda Element
www.glazfoto.ru
Мой отзыв: Toyota Alphard 2006

Восполняю некоторые "пробелы"..
Авторский коллектив:
А. Вербилов - текст, редакция фотографий;
Н. Вербилова - практически всё фотосопровождение;
Д. Вербилов, С. Вербилов - большинство самых удачных, необычных фотографий (особенно дорожные указатели, необычные таблички и пр.);
Д. Вербилов - авторская картина "Огни большого города".

Ещё раз по поводу "стоимости" поездки. 85 тыр. - это не только затраты на поездку, это за ВСЁ. Включая экскурсии и плкупки (сувениры, бальзамы и прочие приятные напоминания о Прибалтике)

toni3
Sledujušii ras sovetuju pojehat i na ostrov Kihnu ,eto ne daleko ot Pдrnu ,2 tšasa na parome.Otšen interesnoje mesto.Zenšnх hodjat v natsionalnхh kostjumah i katajutsa na mototsiklah s koljaskoi ,priroda toze otsen krasivoje ,mozno i na vlosipedah ves ostrov objehhat.

SIB-BEAR
ЗДОРОВО ПРОКОТНУЛИСЬ+5,ЕСТЬ ВОПРОС А ВИЗУ ВЫ ГДЕ ПОЛУЧАЛИ,СУТЬ В ТОМ ЧТО В ПРИБАЛТИКУ НА МАШИНЕ НЕ ВЬЗЖАЛ ОТТУДА ДА ВЫГОНЯЛ.ИТО ВЬЕЗД В ЛИТВУ ПО ПРИГЛАШЕНИЮ,И ВИЗУ ОФОРМЛЯЛ 2 ДНЯ В МОСКВЕ КАЖДЫЙ РАЗ .ПОСЛЕДНИЙ РАЗБЫЛ ТАМ НА НОВЫЙ ГОД 2010.

SIB-BEAR
И ЕЩЁ ДОБАВЛЮ ,КОНЕЧНО СРЕДИ НАС ЕСТЬ РАЗЛИЧИЯ, ПРИБАЛТИКА И ПРИ СССР БЫЛА КАК ЗАГРАНИЦА И ЛЮДИ ВЕЗДЕ РАЗНЫЕ , И У НАС В РОССИИ ДЕРМА ХОТЬ ОТБОВЛЯЙ НО ПОБЫВАВ ТАМ ЗАДУМЫВАЕШСЯ А КТО НАМ НЕДАЁТ ТАК ЖИТЬ.ХОТЯ ОТВЕТ ИЗВЕСТЕН,А ЖАЛЬ.ЕЩЁ РАЗ +5 И УДАЧИ ВАМ.

Otro lado de la Tierra
=>toni3: Спасибо за информацию о Кихну. Заинтересовало. Уже глянул в Интернете про это место.
SIB-BEAR:
ответ
FunFan:
Филиал Пони в Барнауле. Кстати, в этой конторе в Литву вроде не оформляют.. Надо смотреть..

РУСЯ РОМИН
НОЧЬЮ САМ ЧИТАЛ ВАШИ ОТЗЫВЫ, СЕЙЧАС ДНЕМ ПОКАЗАЛ ЖЕНЕ. БЕЗУМНО ИНТРИГУЕТ. СРАЗУ ХОЧЕТСЯ ТОЖЕ КУДА - НИБУДЬ СЪЕЗДИТЬ В КРАСИВОЕ МЕСТО. ТЕМ БОЛЕЕ, ЧТО У НАС ТАКОЙ ЖЕ АВТОМОБИЛЬ, ДАЖЕ ТРЕЩИНА НА ЛОБОВОМ ПОХОЖАЯ ВО ВСЮ ДЛИНУ :-) ЖЕЛАЕМ ВАМ ДАЛЬНЕЙШИХ УСПЕХОВ, РОВНЫХ ДОРОГ И ЦЕЛЫХ КОЛЕС. ТАК ДЕРЖАТЬ!