|
Будьте внимательны к своим мыслям,
они начало ваших поступков.
Лао Цзы
Влюбиться в собственный автомобиль… Что для этого нужно? Проехать на нем 16 с половиной тысяч километров за 43 дня. Но это еще не все.
Именно столько, а точнее 16368 км проехали мы с женой Еленой по дорогам России, материковой и островной Европы летом 2013 года. Под колесами нашего автомобиля Рено-Меган и перед нашими глазами пробежали дороги одиннадцати европейских стран — Белоруссии, Польши, Германии, Бельгии, Нидерландов, Франции, Великобритании, Ирландии, Швеции, Дании, Финляндии. Где-то мы задерживались подольше, а где-то не задерживались вообще.
В прошлом 2012 году мы уже поколесили c Меганом по Скандинавии и части Европы, поэтому нынешнюю поездку планировали с учетом этого. Скандинавское автопутешествие по красивейшей Норвегии придало нам уверенности в своих возможностях и в возможностях автомобилей Рено. Выбор маршрута летом 2012 года был не случаен. В тот год 14 июля на Олимпийском стадионе Стокгольма в Швеции проходили праздничные мероприятия, посвященные 100-летию проведения Игр летней Олимпиады 1912 года и проводился юбилейный марафонский забег, в котором я должен был принять участие. Было принято решение совместить участие в спортивном мероприятии и посмотреть свою страну и заграницу. Мы понимали, что лучшего способа, чем поехать на своей машине, нет. Автомобиль дает большую степень свободы в перемещении. На одометре нашего Мегана 30 тысяч, ТО прошел непосредственно перед поездкой. Двигатель 1,6, механика.
Салон автомобиля мы решили использовать в качестве дома на колесах в миниатюре. Продукты, мини-газовая плита и все сопутствующее с собой.
Итак, мы открыли для себя скрытые возможности Рено-Меган II:
Во-первых, после небольших манипуляций с автомобилем он превратился в уютное место для отдыха между переездами: если убрать заднее сидение и положить горизонтально спинку сидения, то получается идеальное спальное место на двоих. Мы положили дополнительно поролоновый матрац, заправили постельным бельем, 2 подушки, одеяло — все как дома, не разбирали в течение всей поездки.
Спальное место — свободно помещаются два человека.
Во-вторых, штатные дверные шторки задних дверей и заднего стекла просто находка в такой поездке, спать ложишься — поднял, утром опустил для лучшей обзорности и дальше поехал.
В-третьих, карманы для мелочевки в дальней поездке — тоже очень удобно! Причем, нишами в кузове перед водительским и пассажирским сиденьями мы вообще пользовались как мини-холодильниками, там всегда было прохладно, масло, шоколад не таяли.
В-четвертых, круиз-контроль — вещь в дальних поездках незаменимая.
Возвращаясь обратно, сделали плановое ТО в Смоленске у дилера Рено в России, замечаний у дилера по машине никаких. За границей один раз поменял лампочку ближнего света и все.
Потом был следующий — 2013 год. Очень хотелось попробовать себя в левостороннем движении по Великобритании. Это была ключевая цель поездки. Ну и, естественно, не без спортивной составляющей. И должны были быть два мероприятия — полумарафон и марафон. Так я решил и с этого начал составлять маршрут. Время движения на автомобиле продолжительное и лишать себя удовольствия побегать не хотелось, во время передвижения побегать практически не получалось. Очень большие расстояния при нехватке времени. А нужно еще приготовить поесть и отдохнуть, да и душ нужен. За границей это сделать легче, в России сложно. Мы спланировали маршрут до столицы Ирландии — города Дублин. И снова нашим домом на колесах стал наш Рено-Меган. Забегая вперед, скажу, что в эту поездку очередное ТО на обратном пути домой сделали в Москве в Авиньоне. Как и в прошлом году замечаний по авто нет, только плановые расходники.
Итак, c замиранием сердца мы ожидали встречи с Великобританией. На руках у нас есть полугодовая виза в Великобританию и мультивиза в страны Шенгенского Соглашения, которую мы получили в Посольстве Швеции. На всякий случай в ГИБДД оформил международное водительское удостоверение. Регистрация на спортивные мероприятия была сделана заранее. Наверное, это уже не секрет, что чем раньше регистрируешься на мероприятие, тем меньше платишь стартовый взнос. Учитывая, что он не маленький, приходится экономить.
14 июля мы выезжаем в сторону Омска. Несмотря на воскресный день, трасса Байкал плотно загружена фурами. Пять дней были запланированы на дорогу до Москвы по южной трассе через Казань. В 2012 году мы ездили верхней дорогой через Екатеринбург и весь путь до Санкт-Петербурга занял 9 дней, но мы не торопились, делая большие остановки в Екатеринбурге, Костроме, Ярославле.
И это Федеральная трасса! Скорость не более 20 км/час.
В 2013 же году решили больше времени посвятить Великобритании и поэтому поторапливались. На четвертый день пути была Казань — столица Всемирной Универсиады студентов. И в день нашего проезда по Казани, 17 июля, должно состояться закрытие летней Универсиады. По какой-то традиции нам везет на крупные спортивные мероприятия. В прошлом году в Хельсинки мы попали на Чемпионат Европы по легкой атлетике, в этом году Универсиада студентов и Чемпионат мира по легкой атлетике в Москве. Будем считать это хорошей традицией.
К сожалению, наш маршрут расписан так плотно, что незапланированная остановка нарушит остальной график. 20-го мы должны быть в Польше. Если в прошлом году мы въезжали в страны Шенгена через финскую границу, то на этот раз едем через погранпереход Бобровники. После однодневной остановки в Москве и оформления там грин-карты на автомобиль мы выехали в сторону Белоруссии, и, посмотрев на белорусских журавлей, подъехали к белорусско-польской границе. Несмотря на пятничный день, очереди на границе нет. В прошлую поездку мы постеснялись взять с собой продуктов с запасом, и нам пришлось покупать их там втридорога. На этот раз продуктов взяли с собой с хорошим запасом, за что поплатились на границе. У польского таможенника это вызвало необычайный интерес и предложение облегчить машину. Как выяснилось, в это время в Белоруссии действовал карантин на продукты животного происхождения, и было ограничение на ввоз некоторых молочных продуктов. Пришлось часть продуктов выбросить.
В Польше мы съехали с большой автомагистрали на местную дорогу, заехали в глубинку и посмотрели, как живут и трудятся поляки. Посмотрели, как поляки выращивают яблоки и многое другое. Все-таки культура сельскохозяйственного труда в Европе значительно отличается от нашей. Но даже Польша — это уже Европа с дорогим по нашим меркам бензином и классными платными дорогами.
Цели надолго задержаться в Польше и Германии у нас не было, так как в прошлом году мы немного времени посвятили этим местам. Но есть желание побывать подольше в этих странах и поближе познакомиться с глубинкой. Судя по рассказам бывалых путешественников, и в Польше очень много интересного. Посмотрев в Германии города Эссен и Потсдам, поехали во французский порт Калаис.
Калаис — это большой портовый терминал на побережье пролива Ла-Манш с бесплатной стоянкой для своих пассажиров и несметное количество чаек. Из этого порта на пароме можно попасть в Великобританию. Было волнение в душе по процедуре переплытия Ла-Манша. Ведь, по сути, это центр Европы и интенсивность трафика должна быть плотной. Но, как это чаще всего бывает, европейцы умеют создавать условия для беспроблемного передвижения. Из этого места в Великобританию можно попасть тремя невоздушными способами — Евротуннель и железнодорожные перевозки (и то и другое дороговато), и паромная переправа (это уже дешевле). Мы воспользовались паромом.
Паром — это огромный 10-12 этажный теплоход.
И вот после полуторачасового плавания впереди показались знаменитые белые скалы Англии. Волнение нарастает. После высадки делаем остановку при первой возможности, чтобы перевести дух и осознать реальность происходящего.
Что касается левостороннего движения — пока движемся по разделенным автострадам без встречного движения и мысленно представляем ожидаемое.
Навигатор уверенно ведет вперед. Дорожное движение довольно спокойное. Все дороги в камерах видеонаблюдения. Что касается качества английских дорог, то ничего особенного я не увидел. Хороший асфальт и не более того.
А вот что касается придорожной инфраструктуры и информационного обеспечения на дорогах — это пример для подражания.
Кстати, когда мы однажды двигались ночью по автостраде, то увидели, что разделительные полосы у них подсвечиваются разными цветами. При подъезде к опасным поворотам подсветка из зеленой переходит в красный.
От порта Дувр До Лондона 70 километров. Начинается он с невысоких строений и постепенно увеличивается в размерах без суетливости в дорожном движении. Это позволяет постепенно привыкнуть к левой полосе движения. Сложнее понять с какой стороны ехать, чтобы тебя обгоняли. Второй сложностью является выезд на круг. Если мы привыкли к правому выходу, то здесь нужно въезжать слева. В общем, надо постоянно про это думать. Я все время поездки за рулем твердил себе: «Едем слева, едем слева». Естественно, все знаки с ограничением скорости в милях.
Привыкаем к левостороннему движению.
Для безопасности пешеходов, при выходе на проезжую часть, на асфальте написано: «Посмотрите налево», «Посмотрите направо». Все улицы буквально изрисованы разметкой.
Оживленный перекресток в Лондоне.
Нужно отметить, что улицы в городе неширокие, но как они еще умудряются по ним ездить на двухэтажных автобусах, которых в городе очень много. Велосипедисты у них такие же участники движения, и все водители с уважением к ним относятся. Столица Соединенного Королевства вместе с прилегающими пригородами образует единый конгломерат, именуемый Большим Лондоном.
Лондон — столица Англии, Эдинбург — столица Шотландии, Кардифф — столица Уэльса, Белфаст — столица Северной Ирландии. Таким образом, эти четыре административно-политических части составляют Соединенное Королевство Великобританию.
Потом мы пять дней прожили в Лондоне. Гайд парк, Трафальгарская площадь, Национальная галерея, Биг Бен, Пиккадили, Вестминстерский дворец, Букингемский дворец с его ритуалом смены караула, Беккер стрит с музеем Шерлока Холмса, Кенсингтонский дворец и много-много других достопримечательностей, названия которых нам с детства ласкали слух и представлялись чем-то необычным и недосягаемым. Лондон — это тот город, в котором нужно побывать обязательно. Теперь, побывав там, могу с уверенностью сказать, что сделать это совсем не сложно.
Пригород Лондона. Деревня ремесленников.
Пригород Лондона. Деревня ремесленников.
Выехав из Лондона и заехав в пару английских деревень, направляемся в Бирмингем. Вдоволь нагулявшись по городу, движемся в сторону Ливерпуля.
Портовый город, немного грязноватый, но очень интересный. В особенности его портовая часть, где находится Альберт док и музей Битлз, где много интересных современных архитектурных сооружений и в то же время хорошо сохранившиеся старые портовые сооружения.
И вездесущие спутники портовых городов — чайки. Мы были наслышаны об их количестве и о том, что вашу машину уделают так, что придется долго отмывать, поэтому парковались подальше от порта. Но все равно они нас зацепили.
Совершенно нормальное явление для всей Европы.
Английские города просто завораживают своей величественной стариной. Молодцы британцы, они сохраняют былое величие своих предков для потомков. И каждый раз, прогуливаясь среди старины, мысленно представляешь ту далекую эпоху.
Не доехав до города Глазго километров 50, мы ушли влево в Странраер. Это уже Шотландия. Прежде чем написать про переправу из Странраера в Белфаст, остановлюсь на характерной увиденной картинке, типично шотландской. Это огромные холмистые зеленые газоны вокруг, на которых как по линейке расчертили сложенные из камня высотой примерно в один метр длиннющие заборы и на этих газонах огромное количество овец. Я вообще был поражен не только Великобританией, но и другими европейскими странами, насколько они сельскохозяйственные труженики. И все это в чистоте.
Многочисленные белые комочки гуляют по горам.
Поля огорожены каменными изгородями высотой с метр.
Британская ферма. А белые шалашики — это чтобы коровкам было где от дождя укрыться! Что они и делают.
Так вот, приближаемся мы к самой дальней точке нашего путешествия — порт Странраер, из которого завтра у нас паром в Белфаст, из Шотландии мы должны были попасть в Северную Ирландию. В какой-то момент наш навигатор уводит нас с нового участка трассы на старую дорогу, и мы попадаем в местность, когда пришлось поволноваться. Вечереет, сильно извилистая мелкая дорога в какой-то дикой тайге уходит постоянно в горы, движения автомобилей практически нет, туман и мелкая водяная пыль — видимость минимальная.
Навигатор уверенно показывает, что до порта 40 километров и что мы правильно движемся. И совсем уже перед портом мы выезжаем со своей дороги на большую трассу. Но большой радости это у нас не вызвало, потому что как-то все пусто и, мало того, пошел практически ливень и сильнейший ветер. В таких условиях уже в темноте мы подъехали к месту нашей переправы. Настроение не очень, что же будет завтра? Накинув ветровку, сходил в едва видимый терминал, и служащий порта меня успокоил, что завтра все будет как надо и наш паром пойдет по расписанию. Действительно, проснувшись утром, мы увидели ясную солнечную погоду и прекрасные виды окружающей нас природы.
Мы выпили по чашке кофе и поплыли в Северную Ирландию. Попав в Белфаст, первое, на что я обратил внимание — это группы возрастных спортсменов в костюмах разных стран. Приглядевшись к рекламным растяжкам, увидел проведение Чемпионата Европы среди ветеранов. Оказалось, что это первенство среди полицейских. Вторым моментом, привлекшим мое внимание, было то, что в этой части Великобритании, очень много британских флагов. Еще в прошлом году в Скандинавии меня поразил культ национального флага на усадьбах жителей. И мне это понравилось. Может в этом кроется национальная гордость зарубежных спортсменов?
В этот же день вечером мы были уже в Дублине. Именно в Дублине у меня запланирован полумарафон. 5 августа здесь проводился один из полумарафонов серии Рок-н-Ролл. Смысл происходящего в том, что организаторы совмещают два мероприятия — фестиваль эстрадных коллективов и полумарафон. Коллективы располагаются вдоль всей трассы соревнований. И вот мы бежим полумарафон. Трасса широкая и большей частью проходит по паркам. Разметка в милях, значит, бежим 13 с небольшим миль. Но самое интересное — день проведения полумарафона — понедельник. Как объяснили местные, первый понедельник августа нерабочий день в связи с проведением полумарафона. Народу, конечно, много — и участников и болельщиков. Все мероприятие проводится очень организованно. Построение на старте по группам согласно заявленного результата. После двух часов с момента старта торжественное награждение победителей. За 10 евро на твоей медали тут же сделают гравировку с именем и результатом.
Утром 6 августа у нас паром из Дублина в Холихед. Порт Дублина оказался всего в 3 километрах от нашей гостиницы. Прибыв в порт Холихед, мы попали на территорию Уэльса. Это красивейшая горная местность Великобритании с Национальным парком.
Небольшой уютный красивейший городок на территории Национального парка.
На улицах городка. Городок тесноват, конечно.
Мы торопились в английский порт Дувр на паром во Францию, поэтому, к нашему большому сожалению, не смогли остаться в этих местах на какое-то время. Но местность просто великолепная.
Приплыв во Францию, мы, конечно же, не могли не заехать в столицу ее — Париж.
С высоты Эйфелевой башни.
Удалось подъехать почти к самой башне.
Два дня нам было, естественно, мало на это великолепие. Но у нас впереди марафон в Хельсинки. Пришлось усилием воли покинуть сказку и двигаться дальше.
Да, это тоже Париж… Окраина. Живут у дороги, не обращая внимания на грязь и пыль. Готовят, стирают. Дети тут же играют и просят деньги, пока стоим на светофоре…
Заехав за продуктами в приграничный французский Лилль, мы въехали в маленькую Бельгию. А дальше нас ждали столица Бельгии — Брюссель и голландский Амстердам. Очень хотелось посмотреть эти города. Через них мы и решили ехать в Скандинавию. Брюссель хорош, мы не ожидали этого.
В Амстердаме долго не могли припарковаться. Все дорого. Наконец нашли местечко за круглую сумму и пошли знакомиться с негостеприимным Амстердамом. Попробовали местный голландский сыр, но, решив, что наш не хуже, уехали. Дорогая страна Голландия. Красивая, интересная, но дорогая.
На улицах Амстердама. Очень много воды!
Почему дома внизу уже, чем следующие этажи? А потому что налог платят с занимаемой площади. Вот и растут домишки вверх…
Дальше нам предстояло пересечь Германию и Данию. По дороге прекрасные виды!
С датской столицей Копенгагеном мы познакомились в прошлом году, поэтому решили не задерживаться в нем, а двигать в шведский Мальме.
Копенгаген с высоты небольшой башни.
Небольшой спокойный город мы с интересом осмотрели и поехали в Стокгольм. Отсюда мы должны будем завтра плыть снова на пароме в Финляндию, в город Турку, в котором в прошлом году мы бежали полумарафон Пааво Нурми.
17 августа в столице Финляндии — Хельсинки состоялся 33-й городской марафон. Участников очень много. Сколько стартовало, не берусь сказать, финишировало 4380 человек. Финиш проходит на Олимпийском стадионе. Это уже вечер, стадион весь залит светом, информация по финишу на большом табло. После финиша участникам предоставляется массаж, сауна и бассейн. Поскольку Олимпийский стадион входит в комплекс спортивных сооружений, то все условия для подготовки и восстановления находятся рядом. Нужно отметить, что, несмотря на большое количество участников, никакого столпотворения и тесноты нигде не наблюдается. Все очень спокойно и корректно. Скандинавы народ спокойный и все делают не спеша.
И еще одну особенность мы отметили у финнов. Они очень много внимания уделяют детям. Поскольку марафон проходил в субботу, то утром в воскресенье мы пошли погулять по городу. Так вот в воскресенье у них проходил грандиозный праздник для детей, причем самого разного возраста.
Вплоть до детской парусной регаты. Видя, как они занимаются с детьми на стадионах, можно предположить, что это не разовая акция, а регулярные мероприятия для семей.
Ну, а мы в тот же воскресный вечер выдвинулись на погранпереход Валимаа и поздно вечером были в Санкт-Петербурге. 30 дней, проведенных за границей, были очень насыщенными и интересными. И вот мы почти дома, мы снова в реальной жизни. А что касается нашего автомобиля, да, наш Меган — это верный друг и помощник, который всегда рядом и надежен.