Не хочу в НАТО, хочу к Богу (как сибирский казак странствовал по Грузии и Армении)

02.10.2023 | 7445 просмотров

Дневник мотопутешествия (глава из книги путешествий и паломничеств по СНГ)

Уважаемые читатели!

Прошу учитывать, что, пока вы читаете этот дневник, его автор находится в следующей не менее патриотической экспедиции. Дневник путешествия Андрея Сотникова можно прочесть в Одноклассниках, В Контакте или лучше всего в Телеграмме на страничках «путешественника Андрея Сотникова».

Экспедиция Томск — Беларусь — Донбасс продолжается. Докуда хватит сил и бензина. В прошлом году средств хватило только на Чечню. Доеду ли теперь дальше, зависит в том числе от вас, дорогие читатели. Если у вас есть возможность, поддержите автора — каждая переведенная тысяча рублей поможет продвинуться еще на 300 километров.

Когда происходят такие тектонические сдвиги в русском мире, сложно усидеть в доме, особенно если ты отвечаешь за идеологию, как всякий журналист. А в идеологической сфере мы, к сожалению, пока проигрываем.

Моя цель — проехать по границе с Украиной, если будет возможность — то и по присоединенным, возвращенным землям. Но повторяю, финансов мало.

Моя цель — приблизиться к пониманию правды. Например, сегодня, когда высылал этот дневник, проезжал Чувашию, где встретился случайно с ветераном, вернувшимся с Украины. Он сказал: не верь телевизору, там только 90 процентов правды, а то и меньше. Из его взвода осталось их только двое... Вот с такими людьми я и встречаюсь и каждый год стараюсь проезжать Русь и СНГ, пока это еще можно. Чтоб понимать происходящее, в итоге пишу статьи, выпускаю книги бесед как с ветеранами, многодетными, так и книги паломничеств и путешествий и фильмы. Все 10 фильмов и четыре книги можно заказать у автора. Дешевле будет заказать через Авито, там дешевле пересылка. Все 10 фильмов и 4 книги стоят всего 4900 руб. Весь доход пойдет на следующую экспедицию и издание книги. В будущем году наконец планирую выпустить книгу бесед с многодетными родителями. Где попытаюсь понять, почему наши бабушки имели по 10 детей, а наши жены 2-3 максимум и как сегодня живут те, кто по-прежнему рожают и воспитывают в благости 5-12 детей.

Если будем живы, книга с многодетными выйдет, даст Бог, в первой трети 24 года. Принимаются предварительные заказы.

Сразу предупреждаю читателя — мой текст надо осмысливать, потому фото тут мало. Эти очерки входят в книгу путешествий по СНГ, которая выйдет через пару месяцев, где я пытаюсь понять, надо ли нам опять быть вместе, потому что народ везде за то, чтоб СНГ восстановилось, пусть и на иных условиях.

О моих следующих экспедициях и как сделать заказ — смотрите в конце статьи.

Путешествую я 20 лет, совершил около 30 экспедиций и только благодаря тому, что экономлю на всем — живу в палатке, готовлю на газу, езжу на небольшом мотоцикле или стареньком автомобиле, который помогают чинить добрые люди.

Без вашей помощи я б не совершил и трети поездок.

Дневник путешествия

Альпийское нищенство. При подъеме на знаменитый Крестовый перевал ко мне подошли два оборванных грузененка дошкольного возраста. Русского языка они не знают вообще. Это современная грузинская действительность, дети эпохи Саакашвили и всех последующих президентов, не изучали русского языка (когда подрастут, многие будут учить самостоятельно).

На знаменитом Крестовом перевале последние годы строят лавру. В Грузии сейчас наступило такое интересное время, когда везде спешат возводить церкви, монастыри и даже лавры. Такое чувство, что это одна из главных задач современной Грузии. На Крестовом перевале монахи совсем молоды, а значит, плохо говорят по-русски. С большим трудом, но всё же смог немного побеседовать с одним из них.

Из беседы с монахом Иоанном:
Мы, грузины, тоже ошибаемся, полагаемся на Европу и Америку, на их помощь. Европа и Америка — они не православные, они нам чужие, это Россия и Грузия — православные. А на Бога мы не смотрим, от него помощи не ждём…
Россия — очень большая и сильная, её не победишь иначе, только безбожием. Я не против России, думаю, что вы наши друзья. Не уверен, что право наше правительство, которое стремится в НАТО. Лично я не хочу в НАТО, я хочу к Богу. Если Россия пойдёт к Богу, уверен, мы будем вместе.
Храмы в Грузии появляются, их много, но главное не это, а честно и от души служить Богу. У нас в Грузии много проблем, и все они от безверия. У нас безбожное правительство, наши территории отобрали соседи (Абхазию, Осетию). Чем более мы уходим от Бога, тем больше своей земли теряем».

Как Грузия победила аборты

В высокогорном селе Алаверди встретился с послушником Н., который охраняет и одновременно живёт здесь в недостроенном здании. Он рассказал мне, как Грузия борется с одной из самых главных проблем нашего постхристианского времени — с абортами или языческим культом жертвоприношения своих детей. А все очень просто: грузинский Патриарх сказал, обращаясь к своему народу: «Если вы не сможете вырастить ребёнка, не убивайте его, не делайте аборт, отдайте его нам, Церкви. А когда вы окрепнете, встанете на ноги, мы вернём ваших детей». Ещё он пообещал, что будет крестить каждого третьего ребёнка в семье и всех последующих. И это не пустые слова, он их действительно крестит, в Грузии это всё реально работает.
Будь русские более православными, мы бы так же поступили. Конечно, наш патриарх не может крестить всех многодетных, но епископы могли бы взять на себя этот важный труд. Как и гораздо лучше, если детей будут воспитывать при монастырях, а не в детдомах, после выхода из которых они обычно деградируют и чаще всего погибают.

В Грузии и в самом деле повсеместно созданы детские церковные заведения. А глава грузинской Церкви, католикос Илия II, пользуется среди народа огромным авторитетом.
Если в советское время в Грузии не было ни одного монастыря, то теперь монастырей около пятидесяти. Для Грузии с населением в пять миллионов это очень много. Грузины давно поняли, что, только духовно возродив свою страну, они создадут великую Грузию.

В тот же день на окраине города увидел европейского велотуриста, поставившего палатку в пяти метрах от автострады. Всю ночь рядом с его палаткой проносились автомобили, стоял шум, гам, он дышал выхлопными газами, но его это не беспокоило, европейцу здесь комфортнее, чем в лесу, именно так он чувствует себя в безопасности.

Бесплатная вода

Время от времени на Кавказе вблизи дорог встречаются облагороженные человеком родники и источники, из которых и днем и ночью с гор течет чистейшая и абсолютно бесплатная вода. Она и может быть только бесплатной, как воздух, как солнце, как улыбка и поцелуй ребенка. Это наша с вами точка зрения, но человеку Запада это сложно объяснить. Они уверены, что все должно приносить деньги, все должно стоить денег. И эту свою уверенность, они распространяют на весь мир.

Мне неизвестно, любят ли грузины смотреть телевизор, думаю, не очень. Больше всего на свете они любят собираться компаниями, разговаривать и узнавать новости друг от друга, а не из этого мертвого ящика, который один старец очень точно назвал иконой антихриста. Грузия это очень общительная нация, грузины любят мирно сидеть у своих домов, провожая глазами проезжающие автомобили и поднимать руки для приветствия.

Ночую я всегда только в палатке. Бывает ли страшно? Первое время действительно было страшно, со временем пришло понимание, что природа это и есть наш главный дом, а не искусственно созданная благоустроенная квартира. Вернуться в нее сегодня полностью я не могу, но, благодаря своим поездкам и тому что месяц или два в году я ночую практически в лесу, в природу я частично вернулся, стал ее чувствовать. А когда мы возвращаемся в природу, она принимает нас как родных и без тени агрессии. В эту поездку по ночам иногда выли шакалы, однажды предупредили, что вчера тут бродил медведь… Но животные они знают, что человек это действительно «царь» природы, поэтому зверь не нападет на человека — только в целях самообороны. Любой охотник вам скажет, что самый страшный зверь в лесу это человек. Поэтому, когда ставишь палатку, главное условие, чтоб тебя не видели именно люди. Ведь тот европейский велосипедист потому и поставил палатку у дороги, что он утратил связь с природой, со своим главным домом. Его дом — город и цивилизация.

Открытый храм

Если ехать от Телави к Тбилиси, нельзя не заметить по дороге одиноко стоящий древний храм, двери которого всегда открыты. Внутри множество икон, крестов, но никто ничего не охраняет. В Грузии это и не нужно. Такое возможно только в глубоко верующей стране.

А ведь и в Грузии есть алкоголики и наркоманы, но здесь даже они понимают, что Божий храм закрывать не надо. Потому что в любой момент дня и ночи у тебя может появиться потребность в молитве и ты побежишь в дом Божий со своими проблемами. В нашей Томской области есть пока единственный храм, двери которого всегда открыты, это армянская часовня при въезде в город.

У церкви остановилось такси. Водитель не стал выходить, просто через окно бросил милостыню и поехал дальше. Еще подъехали трое мужчин, один был сильно пьян. Все трое вошли в храм. При входе не перекрестились, а поцеловали косяк двери храма, такая в Грузии традиция.

Рядом с храмом, в тени деревьев, стоит большой длинный стол, весь залитый воском свеч. Мы, русские, к сожалению, утратили эту традицию, когда после службы в храме все идут на общую трапезу. Ничего, восстановим Россию, восстановим и наши традиции.

В завершение пришел молодой человек бомжового вида и стал искать в траве Божью милостыню, которую пожертвовали Господу через него.

Замок Уджарма

Проехав еще пару километров, увидел развалины замка Уджарма VI века. Подобной древности в Грузии много, но я ехал сюда не за развалинами. Немного попрыгал по древним камням, так и не поняв, что сюда привлекает многочисленных туристов.

Зато здесь познакомился с одним из сторожей развалин. На мой вопрос о будущем Грузии он ответил:

«Наша молодежь, так же, как и ваша, думает, что в Европе рай, что, если они поедут в Европу, им там все даром дадут. А кто постарше, те понимают, что будущее не за Европой, а что дружить надо с Россией, но не Европой.
В Европу едут те, кто хотят мужчина с мужчиной жить, женщина с женщиной. У нас они тоже воду мутят. В прошлом году «голубой» парад пытались провести, мы их побили. В этом году не решились. Боятся. А что полицейский? Полицейский ничего не может сделать, он стоит и смотрит, не имеет права голубых задержать, ему за это Европа деньги платит.
Я тебе так скажу — все равно нам придется с Россией вместе быть, другого будущего нет».

В Грузии и Армении транспорт все еще служит человеку, а не наоборот — человек транспорту, как принято в цивилизованных странах. Сейчас проехал микроавтобус, у которого сверху на самодельном багажнике лежал диван и несколько кресел. Как будто не автобус ехал, а целая гора. И подобные сцены здесь встречаешь постоянно. Укрепляют багажник дополнительными стойками и легковой автомобиль превращается в грузовой.

Новая Армения

Въехал в Армению… Мы много говорим и думаем об Армении, а между тем, как таковой Армении уже нет. Армян в самой Армении осталось всего три миллиона. Армения находится в глубоком кризисе, и все, кто смог, ее уже покинули. Армения сегодня — это армянская диаспора, осевшая по всему миру и в первую очередь России и Америке. В нашем городе, например, армянская диаспора самая большая, и так почти везде в России.

Президент Владимир Путин даже как-то пошутил, сказав на встрече с армянским президентом: «Не вы, а я настоящий президент Армении, потому что в России живет больше армян, чем в Армении».

Он пошутил, но об этой «шутке» все армяне помнят постоянно, наверно, надеясь, что русский президент когда-нибудь выполнит свое слово.

Должен сказать, что большинство армян хорошо знают русский язык, говорят они по-русски намного лучше грузин. Это странно, ведь Грузия ближе к России, а у Армении нет даже общей границы с Россией.

Преодолев пятикилометровый подъем, приехал в монастырь Ахпат, здесь от настоятеля узнал, что армянская вера никакого отношения к православию не имеет, им, скорее, ближе католичество.

На мой вопрос, часто ли армяне ходят в храмы, настоятель ответил, что 10-15 лет назад прихожан было в два раза больше, а сейчас появилось много всевозможных сект, или «собраний», как они себя называют, которые забирают себе паству. И в самом деле, в Армении многие храмы, как и в Европе, сегодня посещаются в основном туристами. Но меня более всего удивило, что даже сами армяне в них ходят как в музеи.

Проезжая небольшой городок, познакомился с молодым человеком лет тридцати. Он был одет по-европейски в офисный пиджак, стоял около супермаркета электроники, где, видимо, и работал. Тот сказал, что мечтает уехать в США: «Если бы у нас были визы, — сказал он, — мы бы все давно туда уехали».

Церковь Одзун или «хайль Гитлер»

На следующий день заехал в другую древнюю церковь, Одзун. Здесь функция священника заключается в том, что, когда входит новый посетитель, он обходит с ним всю церковь по кругу, как экскурсовод, и рассказывает: «Вот этот камень в стене IV века, эта фреска VI-го». Музей да и только, разница в том, что билеты за вход не берут. Поэтому и Бога, признаюсь, в армянском храме я не почувствовал, но только до тех пор, пока в нем не запели. Как только вышла девушка и начала петь, Бог сразу вспомнил об Армении. Мне даже показалось, здесь был даже переизбыток Бога.

При подъезде к этому храму сидела ватага сельских мальчишек, поджидающих туристов. Один из них закричал, завидев меня: «Хайль Гитлер». Похоже, обознался, приняв за европейца, — я как всякий мотоциклист, одет ярко. Видно на такое приветствие западные туристы охотнее дают подаяния.

В России сегодня, конечно, масса проблем. Однако, при всех своих болячках, русские не забыли о главном, русские живут по Заповедям, чтут свои традиции, порой даже сами не осознавая этого. Это происходит на каком-то подсознательном, чуть не генном уровне. И то, что мы помним и чтим нашу Великую Победу, это тоже очень важно. У нас такой вопль-приветствие все еще невозможен, он не останется без последствий. У всех нас воевали деды и прадеды, которые за это приветствие убивали на месте. Потом, разговаривая с пастором той церкви, спрошу, почему их дети так кричат? Он сначала посерел, помрачнел и тут же пошел с ними разбираться. Даже забыв обо мне.

Старшее поколение армян понимает, что такое Запад, что такое фашизм. Молодые, одурманенные западной рекламой, перспективой «легкой» жизни, хотят просто хорошо кушать и комфортно жить. Им нет разницы, кто будет у власти — Меркель, Трамп или Гитлер...

Вскоре к Одзунской церкви подъехала свадьба. В Армении практически отсутствует понятие гражданский брак, здесь молодожены сразу едут венчаться. Хоть армяне и относятся к вере пофигистски, но на самом деле веру они сохранили на каком-то семейном, традиционно-бытовом уровне. Армяне до сих пор помнят, что свадьбы совершаются на Небесах и развода в человеческой природе быть не должно.

И в самом деле, разводятся армяне в разы реже русских. Во многом это связано с тем, что армянские девушки до замужества стремятся сохранить невинность, в противном случае им будет сложно найти хорошего мужа (армяне сохранили истинное определение слова невеста, это та, которая не ведала мужа до свадьбы). А которая ведала, это ведьма. И жизнь с нею мужу ничего хорошего не принесет. Славянский язык он поистине велик.

Пусть армян в самой Армении почти не осталось, но это не мешает им каждодневно жить в состоянии вечного праздника. Как только вечереет, по берегам рек появляются праздничные веселые компании. Феномен проявления этих веселий в небогатой стране я так и не понял. Но при всем том в Армении или Грузии трудно встретить алкоголика, на Кавказе, вообще, быть сильно пьющим не принято.

Армяне очень ругают своего президента, обвиняя его во всех своих грехах и бедах. Мол, много ворует, сам себя выбрал... Эта нелюбовь к нынешнему государю удивляет. Все президенты сегодня воруют, всех нечестно выбрали, но не всех так люто ненавидят. Эта нелюбовь настораживает. Похоже, здесь тоже готовят цветную революцию?

Еду и удивляюсь, что в Армении, при столь низких зарплатах и дорогом бензине, много автомобилей на дорогах. Правда, почти все автомобили работают на газе и в итоге цена получается почти в два раза дешевле. Пользуются армяне, главным образом, старыми автомобилями, оставшимися им в наследство от СССР: преимущественно «Жигулями» и «Волгами», которые можно ремонтировать бесконечно.

В Грузии я каждый день подкармливался ежевикой, растущей вдоль дорог. В Армении она тоже везде растет, но поесть ее здесь нет никакой возможности. Всю собирают до тебя. Армения бедная страна. С самого раннего утра по дорогам ходят армянские женщины и девушки с кошелками, собирающие ягоду.

Как у всякой страны со смутным настоящим, великим прошлым и непонятным будущим, в Армении процветает похоронный бизнес. У дороги то тут, то там видишь мини-заводики, где делают и тут же продают надгробные памятники.

Доехал до озера Севан, священного озера Армении. На самом его берегу стоит старинный храм. Рядом с храмом разрослись многочисленные торговые палатки, рестораны, кафе. Со всех сторон разносится музыка, шум, гам. Такое чувство, что ты находишься не в святом месте, а вблизи Содома и Гоморры. В храм идет сплошной поток туристов. Нет, мне тут делать нечего — еду дальше.

Ноев ковчег

Сегодня весь день еду с видом на Арарат, святую гору Армении, которая, однако, Армении не принадлежит. В 1920 году Арарат отошел Турции, однако армяне продолжают считать его своим и верят, что справедливость восторжествует, они даже изобразили Арарат на своем гербе. Если присмотреться повнимательнее к гербу Армении, то на вершине Арарата можно увидеть и Ноев ковчег, который находится на вершине Арарата.

Действительно, все армяне уверены, что на горе Арарат и сегодня находится вмерзший в лед, ветхозаветный Ноев ковчег. Правда, документально это нигде не зафиксировано, но мы-то знаем, что настоящая, то есть истинная история находится не в учебниках, а далеко за их пределами.

Незадолго до революции к Ноеву ковчегу успел отправить две экспедиции последний российский император-мученик Николай II. Но информации о том вы тоже нигде не найдете. «Летом 1916 года российский лейтенант Росковитский обнаружил на вершине Арарата Ноев ковчег, почти полностью вмерзший в лёд озера. Ковчег был тщательно обмерен, сделаны чертежи его основных конструктивных частей, полностью и по частям он был сфотографирован»...

После революции вся информация об экспедициях была уничтожена, а сам Ноев ковчег превратили в детскую сказку. Ведь если мир узнает, что Ноев ковчег существует, тогда придется переписывать всю мировую историю. И историю надо будет строить на основе Библии, а не на Дарвине. И Библию надо будет опять преподавать в школах. А этого сегодня никто нам не позволит...

На автостоянке, где я прятался от дождя, познакомился с Альбертом, архитектором из Еревана (в поездках я постоянно знакомлюсь с интересными людьми, к кому-то подхожу сам, но чаще они сами меня находят, привлеченные необычным путешественником). Альберт сказал: «Современная Армения, это только 1/12 часть былой Армении. Большая часть территории Армении ушла Турции и Персии». Армянский народ этот вопрос очень волнует, каждый второй собеседник говорил мне о том же.

Когда распрощался с архитектором Альбертом, я спрятался под дерево. Водитель грузовика, увидев, как я мокну под дождем, пригласил к себе в кабину. «Вокруг нас одни враги, — сказал он, как будто продолжая разговор с Альбертом — моря у нас нет, железной дороги тоже нет. Дружим только с Россией, но в Россию прямой дороги у нас нет, только через Грузию».

Святая продавщица

Незадолго до границы, в небольшом городке Ташире, решил зайти в продуктовый магазин, потратить последние армянские драхмы. Продавщица, пожилая армянка, признав во мне путешественника, предложила попить с нею кофе. Прямо в магазине.

За годы путешествий я привык к подобным предложениям — людям надо встречаться друг с другом, надо говорить по душам. В мире так много одиноких людей, сегодня их больше чем когда-либо. А беседа — это и есть часть моей основной работы.

Верующие, когда у них возникают большие проблемы, бегут исповедоваться к священнику, и Господь им через него помогает. Но мы живем в постхристианском мире, где большинство людей не знают, куда им идти со своими болями и проблемами...

Продавщица периодически уходила обслуживать очередного покупателя и опять возвращалась ко мне. Она рассказала о своей нелегкой женской доле — муж после аварии стал инвалидом. Чтобы как-то прокормить семью, она, уже будучи пенсионеркой, вынуждена была вновь пойти работать. Пенсии мужа не хватает даже на оплату квартиры, работать он не может, даже ходит с трудом.

Почему эта немолодая уже женщина не оставила своего мужа, не покинула его, не развелась с ним, не сдала в дом инвалидов. Детей они уже воспитали, какая от него теперь польза? — Именно так рассуждают большинство... Она не молоканка и даже в храме почти не бывает… Но знаю одно, пока такие женщины есть в Армении, страна эта будет жить и она никогда не закончится, несмотря ни на какие блокады, несмотря на все их геноциды.

Русские молокане

Самое сильное впечатление в Армении я получил не от самой Армении, а от посещения двух русских молоканских деревень. В Армении нет ничего особенного, что бы отличало их от других кавказских стран — те же горы, храмы, крепости… Это есть везде. Главная достопримечательность Армении — это молокане.

О молоканах я узнал совершенно случайно, когда мне в руки попал путеводитель по Армении, где как об одной из главных достопримечательностей указывали о двух чудом сохранившихся деревнях молокан.

Христиане-молокане — это малознакомая нам традиция. Когда-то очень давно, когда Россия была верующей страной, их высылали за неканоничность веры — молокане не ходили в православные храмы, не поклонялись кресту, не принимали иконы… Сложно теперь сказать, кто из нас более прав, известно только одно, что благодаря высылке за пределы России, они и выжили, и сохранили свою веру.

При въезде в первую молоканскую деревню Фиолетово я спугнул парочку целующихся под березками молодых молокан. Они смутились и быстро пошли в деревню. Березы в Армении не растут, но молокане их семена когда-то принесли с собой из России.

Молокане остановили время, обратили его вспять — в деревнях, в общинах молокан все осталось как было и сто, и двести лет назад. Посещая их деревни, ты оказываешься в золотом веке России, ты видишь совершенное общество, какими были мы, когда пребывали с Богом.

Христианство уходит повсеместно, молокане одни из немногих, кто все сохранили в неизменном виде. Ибо христианин — это не тот, кто ходит в храмы, соблюдает посты… Это особая культура, это, прежде всего, образ жизни. Приходится признать, что они выдержали испытание временем, сохранили христианскую веру, мы — почти нет (исключая воцерковленных православных, которых от силы 2-3 процента от общего числа жителей России). Тем молокане и ценны для нас, что мы можем у них учиться.

Как остаться человеком

Я пробыл у молокан всего два дня, потому не могу назвать себя специалистом молокан, но рассказать об этом феномене — сохранившейся русской христианской общине в Армении должен со всей подробностью. Думаю, этим феноменом счастливых людей, не принявших цивилизованный уклад жизни, должны заниматься специалисты. Только изучать их кроме отдельных путешественников никто не будет. Почему? Об этом повествует мой очерк.

Просто современных ученых не интересует путь духа, он им не понятен и не интересен. Им не нужны люди здоровые духом и телом, потому молокане продолжают жить в своем небольшом мирке, на этих последних «островах» любви и радости, в своих «закрытых» от всего мира, мало кому известных деревнях.

Альтернативный мир

Молокане не впускают к себе никаких чуждых и враждебных идей и культур, они не смотрят телевизор, не читают газет, не принимают никаких нововведений. Они создали свою особенную «элитарную» культуру на несколько тысяч человек (численность двух сел в Армении). При всей открытости миру (меня здесь, абсолютно незнакомого человека из России, дважды пригласили в дом, напоили чаем, накормили), у них есть мощные «стены», оберегающие их от внешнего мира уже много лет.

В своих путешествиях мне приходилось встречать людей, живущих в чистоте, без света, телевизора и прочих современных «удобств», но то были отдельные люди или семьи, живущие где-то в глубинной России, которые покинули наш мир, чтоб отказаться от его «достижений». А здесь — это целая деревня единомышленников. Не знаю, есть ли еще где русские деревни «из прошлого», но одну я нашел в Армении.

Автор понимает, что сегодня Россия не может быть только «молоканской страной». Конечно, молокане — это чистой воды утопия. Автору важно другое, придет время, когда весь мир вновь станет «молоканским», только для этого нас должно очень сильно встряхнуть, чтоб ни у кого не возникало даже мысли об альтернативе.

Опишу две встречи с молоканами. Фотографий моих собеседников нет и быть не может, молокане категорически против фотографий. Если вы увидите где-то снимки молокан, не верьте — это не молокане или их сфотографировали тайно, что автор не практикует. Фотографировал я только их дома и детей, что не возбраняется.

Мы с Богом общаемся напрямую

Из беседы с молоканином Андреем М.:

Ему 40 лет, он имеет большой дом, 5 детей, 7 коров и старенькие бэушные «Жигули».

Крестов у нас нет, икон тоже нет, мы напрямую с Богом общаемся.

Разводов у нас не бывает. Как можно разводиться, если свадьбы совершаются на небесах.

Абортов тоже нет, они запрещены по Закону.

На вопрос будут ли у него еще дети, Андрей ответил: Это не ему это решать. Бог даст, значит, будут.

***

Молокане наивны, как дети, они не понимают своей «выгоды». Вместо того, чтоб получать доход от туристов, которые едут к ним постоянно, они на этих туристов смотрят как на экзотику, как на подопытных кроликов. Молокане не понимают, почему западные люди ездят в дорогих машинах, зачем они тратят время на туризм, когда надо работать, служить Богу и кормить семью. Не понимают, как женщина может ходить без платка и вся напомаженная, она же «клеит» к себе чужих мужчин. И ей будет сложно сохранить верность своему мужу.

Но и в молоканских деревнях не все так гладко. Внутри деревни существует как бы два разных мира. Половина молокан — сохранили веру отцов, они живут по Закону, но рядом с ними, в той же деревне, живут и молокане, принявшие наш с вами современный мир — они смотрят телевизор, не носят бород, не ходят на службы, пьют водку... По численности их примерно равное количество.

Нам с вами не так просто понять, что есть Божий Закон и чем он отличается от закона человеческого, и почему это не одно и то же, отчего они лишь иногда совпадают. Мирскому человеку сложно объяснить, в чем разница. Одно можно сказать сразу, что, если человеческий закон придумал человек, то Божий и придумывать не надо, он находится в сердце любого из нас.

На полторы тысячи молокан в селе Фиолетово проживает одиннадцать армян, которые и держат здесь единственный магазин со спиртным. Пьют, естественно, только молокане, отошедшие от веры.

Все можно, но не все полезно

Почему молокане так строги в соблюдении Закона, почему они отторгают от себя «больные клетки», то есть тех членов общины, которые нарушают Закон? Лучше отторгнуть одного, но спасти общину в целом. Мне рассказали случай, когда один молоканин развелся и женился второй раз, община с ним порвала, чтоб болезнь не распространялась дальше. И даже когда его сын вырос и стал дружить с девушкой из общины, родители ее не отдали, потому что гарантии нет никакой, что и его сын не последуют примеру отца. А молоканам нужны полные гарантии.

Закон молоканам ничего не запрещает, он несет им благо. Потому они так за него держатся. Разве это не благо иметь здоровых детей, достаток в семье, быть уверенным в завтрашнем дне, знать, что дети, когда вырастут, тебя не бросят… Это сами молокане не хотят иметь компьютер, дорогой телефон или комфортный автомобиль… Как сказал апостол Павел: «Все мне можно, но не все полезно. Все мне дозволительно, но ничто не должно обладать мною». Ради любви к Богу они от всего действительно лишнего отреклись, от того, что не полезно душе.

Молоканину все можно. Молоканин может позволить себе купить автомобиль за миллион, они очень обеспеченны, но он никогда этого не сделает. Он не разведется со своей женой, даже если ему дашь миллион, потому что знает, тем он погубит себя и своих детей (светскому, в меру воцерковленному человеку, это понять сложно).

Молокане не читают светской литературы. Они не читают даже Пушкиных, Лермонтовых, Чеховых. Им у них нечему учиться. Их основная литература — это Библия и Жития… Все то, что читал русский человек до появления литературы… И они правы, хотя объяснить это современному человеку трудно, почти невозможно.

Ведь, при всей своей гениальности, Пушкин пришел к Богу только в конце жизни, а это самое главное. Интересно, что и воцерковленные православные перестают со временем читать светскую литературу, включая большую часть классики. Она им не нужна и не интересна.

Не стоит представлять молокан как каких-то полумифических людей, живущих за тысячи километров от нас где-то в горах Армении. Нет, у каждого из нас в ближайшем окружении есть свои «молокане» — это большие, дружные, и как правило, верующие семьи, где много детей, кто много трудится и при этом они производят впечатление счастливых людей. Как правило, они живут в своих домах, ибо, живя в благоустроенной квартире, трудно создать большую, а значит и счастливую семью. Хотя исключения случаются и в городах.

Что получается? В телевизоре, на улице, на работе, везде нас убеждают, что семья должна быть минимальной, а автомобиль и квартира, напротив, максимально комфортными и дорогими, а у этих людей все иначе, и они не производят впечатление ущербных, а даже, наоборот, хочется у них учиться счастью, перенимать их опыт.

Кстати, молокане все еще умеют улыбаться. Где вы видели улыбающегося русского? После пережитых нами бесовско-либеральных десятилетий улыбка сошла с лица русского человека, причем везде без исключения. В своих экспедициях я встречал свободную, открытую массовую улыбку только в староверческих скитах и вот еще у молокан.

О вреде и «пользе» развода

Последние сто и более лет нас приучают к мысли, что развод — это нормально, это обычное дело. И действительно, сегодня в России разводится каждая вторая семья (хочу когда-нибудь составить список причин, почему это происходит). Но сейчас хотел сказать о другом: мы должны понимать, что, когда идем на развод, тем самым мы подписываем «смертный приговор» и своим детям. Они тоже, вероятнее всего, потом пройдут через развод. Это прекрасно понимают молокане, потому они так строги в соблюдении Закона.

Уже потом в лекциях отца Геннадия Фаста услышу слова: «Если супруги развелись, их нужно сразу садить в тюрьму. Они совершают преступление намного более серьезное, чем те люди, что сидят в наших тюрьмах. Если девочка никогда не видела, как ее мама слушалась папу, если сын не видел, как папа заботится о семье, им потом создать нормальную семью — легче в космос слетать».

Четвертый рейх

Откуда вообще взялась эта сила, разрушающая нас с вами. Слом ценностей произошел очень быстро, особенно во второй половине ХХ века (у нас, как всегда, с запозданием). Даже американское общество до войны было сверх пуританское. Объяснений много, и все они по-своему верны, приведу лишь одно из внешних объяснений, почему произошло у нас оскудение нравов — появление четвертого рейха (так как политика это не моя тема, обозначу проблему лишь кратко).

Поняв уже в 1943 году, что война проиграна, нацисты начали вывозить награбленное за пределы Германии, для создания взамен третьего четвертого рейха. Вывозить было что, они ограбили почти всю Европу. Если мы не победили вас с помощью войны, решили они, то мы будем убивать вас с помощью наркотиков, водки, абортов, кино и телевидения… Мы все видим результаты этой «подпольной» войны. Это лишь одно из объяснений разложения морали в нашем мире. Есть еще внутреннее объяснение — наказание цивилизованных стран, забывших о Боге, поддавшихся разрушительному влиянию прогресса, и нацисты или американцы тут ни при чем.

В любом случае, тема четвертого рейха совсем не исследована. Истинная власть она всегда тайная. О ней нет информации даже в интернете, где есть вообще «все». Четвертый рейх это одна из закрытых тем в наше «свободное» время. Но моя задача в том и состоит, чтоб приоткрывать эти темы. Однако вернемся к молоканам.

Молокане против того, чтоб их изучали как подопытных кроликов. Тут и изучать нечего, считают они. Уверуйте в Бога, соблюдайте Заповеди, живите как люди, и у вас сразу появится здоровье, много детей, достаток, вы будете иметь полные закрома счастья.

Мне показалось, что молокане, при всей их любви к России, даже благодарны русским царям, которые их выслали из России, забывающей Бога, поэтому они и спаслись.

Православие — это «секта»?

Молокан в современных публикациях часто называют сектой. Это происходит от нашего религиозного невежества. Молокане только религиозно необразованному человеку могут показаться сектантами, которые расплодились в постсоветской России как грибы. Большинство авторов фильмов и статей о молоканах абсолютно не понимают, зачем нужно иметь много детей, для чего соблюдать Заповеди и еженедельно ходить в храм... На самом деле, скорее мы, современные обыватели, стали сектантами, чем эти молокане. А уж тем более ошибочно сравнивать молокан с язычниками. Молокане сохранили традиционную христианскую веру, язычники выдумали веру под себя. Но и тех и других объединяет наличие общины. У молокан она сохранилась в неизменном виде, нео-язычники делают отчаянные попытки ее воссоздать. И те и другие понимают, что община — это спасение России.

Еще молокан и язычников объединяет отрицание православной веры. Язычники ее отрицают агрессивно, от бессилия, молокане — равнодушно с вершины познанной ими «истины».

Вер много, а истина одна

Беседа с пастором Василием М.

Наши предки из православия ушли. Мы много с чем не согласны. Крест, например, это против Писания. Христос говорил о жизненном кресте, он имел ввиду, что мы должны жизнью креста жить, то есть в унижении, в смирении, в любви друг к другу, а не вешать его на себя.

Армяне живут гораздо хуже молокан. Чтоб жить хорошо, надо хорошо работать, а они не любят работать. Очень хитрый народ. Смотрят, где выгоднее, где легче. Вот их Господь и наказал, рассеяв по всему свету. У нас все работают — жена, дети, мы все трудимся. Пять детей. Одна старшая дочка в Австралии. Ездил к ней на полгода, интересная страна, нации нет, один сброд собран со всего мира.

Постов мы не держим. Когда душа неспокойна, тогда ты сам назначаешь себе 2-3 дня поста.

Случаев развода у нас нет. Мы принимаем Закон и знаем, сладко или горько, разводу не подлежит быть. По молодости, пока не узнают друг друга, бывает поскандалят, подерутся даже, но еще никто не разводился.

Занимаемся в основном коровами. Максимум одна семья держит 67 дойных коров, а общее стадо у них 150 коров. Доят только руками — жена и три дочери. Ферма у них в горах, там света даже нет.

… А вообще, истину пока в себе не найдешь, ее нигде не найдешь. Вер много, а истина одна. И бесы веруют и трепещут.

* * *

Спросил у подростка-молоканина, племянника пастора, не думает он поступать в ВУЗ? Тот ответил: «Нет, здесь спокойнее».

По дому молокане все делают сами. У пастора увидел на кухне «навесной потолок». Спросил, зачем ему евроремонт. Он ответил, что сделал потолок сам из четырехмиллиметрового ДВП, реечки почаще набил, чтоб не провисали, шпаклевкой покрыл, отшлифовал. Получился «натяжной потолок» по-молокански.

Свои продукты молокане в магазины не сдают, чтоб не плодить посредников. У каждого есть свои покупатели. Считается, что несколько тысяч молокан кормят своими продуктами треть Армении. Армян это устраивает — цена на молоканские товары практически та же, а качество сыра, молока, капусты, картошки… намного выше той, что продается в магазине. Молокане чтут Закон и обманывать не умеют.

Еще молокане почти не пользуются медициной. Господь дает нам болезнь за наши грехи, считают они, а мы, вместо того, чтоб исправлять грехи, лечим болезни, а грехи оставляем себе. И через несколько лет получаем новую болезнь. Правда, болеют молокане крайне редко, ибо питаются своими продуктами без нитратов, пьют свою родниковую воду, а не очищенную мочу, как жители городов, живут в сельской местности, а значит, дышат только чистым воздухом...

Рецепт молоканского сыра

От молокан я узнал рецепт молоканского сыра. Приведу его, ибо знаю по своему опыту, насколько сложно сделать домашний сыр. Молоканский же рецепт очень прост и надежен. И храниться их сыр может сколько угодно.

Основа молоканского сыра — закваска или пепсин. В Армении он продается во всех магазинах, напоминает пакетики с сухими дрожжами. В России его почему-то нет. Но можно эту закваску приготовить и самостоятельно.

Молоко нагревают, примерно, до 35 градусов, оно должно быть чуть горячее парного. Если сильно нагреть, ничего не получится. Закваску пепсин в кружечке сначала разводят водой и выливают в нагретое молоко. На час оставляют, чтоб загустело. Потом нужно полученную массу порезать ножом полосками, чтоб лучше стекла сыворотка, и в дуршлаг переложить. Делают рассол, на 5 литров воды добавляют один килограмм соли. В этот рассол кладут сыр на сохранение. Если не положить в соль, он через три дня почернеет. А в рассоле сыр может лежать сколько угодно, только каждые 1,5 месяца рассол надо менять или соль в него добавлять. Перед тем как есть, сыр можно положить в воду, чтоб ушла соль. Сыр этот они в бочках месяцами хранят.

Закваску они раньше сами делали из желудка молодой скотины. Желудок нужно промыть, в рассоле подержать, высушить — получается пепсин. По кусочку его нарезаешь и используешь.

Прививка от вируса цивилизации

И при всем том молокане тоже живут в XXI веке, и у них есть мобильный телефон, а когда возникнет нужда, молоканин сядет в свой автомобиль. Но, в отличие от нас, молоканам кто-то «сделал» прививки от вируса цивилизации. Если они пользуются телефоном, то самым простым, без каких-либо наворотов. Если автомобилем, то покупают тот, «что давно вышел из моды» и ремонтируют его до бесконечности. Молоканам не нужны все современные удобства и навороты, они знают, спасение не в них.

Одно из главных условий спасения молокан — они находятся в чуждой им культуре и вере (если армяне находятся в оккупации, как сами говорят, у них кругом враги, то молокане — в двойной оккупации). Живут молокане в Армении замкнуто и обособленно, почти не контактируя с внешним миром. Живут здесь не первый век, но даже армянского языка не знают. Молокане считают, что Россия погибла и они создали вне России более правильную Россию, пусть и небольшую по размеру. Молокане живут надеждой, что остальная, заблудшая, потерявшая себя Россия, основная Россия, когда-нибудь воспользуется их опытом.

Автомобилями молокане предпочитают пользоваться русскими (советскими). Они подбирают никому ненужное старье и ездят на нем всю жизнь. Наши УАЗики они почему-то называют Виллисами.

Перечислю основные причины, почему молокане смогли создать совершенный мир, в нашем несовершенном обществе:

Они сохранили христианскую веру.

Имеют большие семьи.

Не разводятся и не убивают детей.

Живут общиной, на своей земле и от земли.

Много трудятся и воспитывают своих детей в труде.

Не используют медицину.

Имеют «прививку» от цивилизации.

В Армению стоит ехать уже для того, чтоб посетить молокан. Одно но… Вот пишу теперь о них и понимаю, что делаю для молокан ненужную, вредную рекламу. Другое дело, что они так сильно защищены от всех наших удобств и нововведений, что, если они уже просуществовали неизменными сотни лет и сохранились, значит, им ничто не страшно и в будущем.

Молокане сказали, что президент России Владимир Путин предложил им переехать в Россию. Им даже готовы бесплатно предоставить землю, но почему-то в Сибири. Молокане подумали-подумали и решили пока не ехать. В той России они были не нужны, в этой их ждут, но они сами не едут.

Весь мир трещит от кризиса, и только у молокан все стабильно, одни они уверены в завтрашнем дне. Это очень интересная область исследования. Почему это происходит? Другое дело, что никто не займется этой проблемой, никто не будет ими заниматься, кроме отдельных странников. Почему молокане «зависли» в прошлом, как распространить их благостный опыт на остальной мир?

Наши люди в Армении

Все происходящее молокане трактуют по-особому, на свой лад. Например, в конце 80-х на волне постсоветского антирусского национализма армяне стали преследовать русских молокан. Тогда очень многие молокане уехали в Россию, оставшиеся каждый день жили в ожидании расправы. В молоканских деревнях постоянно стояли российские миротворцы. Ситуация была настолько критической, что молокане приняли единственно правильное решение — обратиться за помощью к Богу. Они все ушли в общую молитву и пост до тех пор, пока ситуация не разрешится.

В итоге в Армении произошло знаменитое трагическое землетрясение 1988 года. Все молокане знают, что это была Божья кара за грех национализма. Если в писании написано, что и волос не слетит с головы, то неужели землетрясение могло случиться просто так.

Поставил палатку вблизи молоканской деревни. Когда стемнело, ко мне вышел молодой армянин. Он искал лошадь, освещая путь дорогим сотовым телефоном. Даже в ночи было видно, что его телефон стоит как молоканский автомобиль. Подумал, что хозяин этого телефона навряд ли является многодетным отцом. Каждому свое — один имеет дорогой телефон, комфортный автомобиль, дом с евроремонтом, а другой много детей, много работы и счастливую семью. Хотя везде бывают исключения.

В России сложно найти человека, который скажет, что у нас нет демографических проблем. Последние десятилетия прироста населения в России нет. Мне становится все более понятна позиция тех людей, которые утверждают, что Россия, как, например, и США, к середине XXI века прекратит свое существование, распадется. У Америки все более-менее понятно. У нее очень большая вина перед Богом, у нее «перечеркнуто будущее» (так же, как нет будущего, например, у Украины). Но и мы недалеко от них ушли. Единственное, что у нас есть — это искупительный ХХ век, явивший столько новомученников, и наша все еще живая церковь, живая, хоть и малочисленная.

То, что у России есть будущее, автор понял совсем недавно, когда начал разговаривать по душам с абсолютно неверующими людьми. И сделал вывод, что они веруют, даже сами о том не подозревая. Они соблюдают заповеди, не зная Библию, не посещая церковь, они просто родились русскими, и этого достаточно. Как сказал один современный богослов: трагедия Запада, что они на рубеже ХIХ и ХХ веков увлеклись Ницше, который окончательно увел их от Бога. Русский человек тоже прошел через увлечение ницшеанскими идеями, но нас они напротив только еще более укрепили в христианской вере. Потому лично я склонен думать, что вся та вакханалия, которая разворачивается теперь в России, цель которой окончательно увести нас от Бога, она, напротив, вернет нас к Нему и на этот раз уже окончательно.

А я еду дальше.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мое дело землю пахать

Фермер-пенсионер из Лучаново

Как обычно бывает в России? Если сельскому мужчине повезет и он доживет до пенсии, он станет пенсионером и будет наслаждаться заслуженным отдыхом. Но Александр Павлович Бурденко из деревни Лучаново пошел по иному пути. Понимая, что на Руси сегодня все хозяева наперечет, он, отработав всю сознательную жизнь электриком-слесарем и родив трех сыновей, по выходе на пенсию, чтоб у детей были перспективы при жизни в капитализме и они смогли встать на ноги, он сам стал фермером и занялся выращиванием зерна. Сегодня, по прошествии 8 лет, у него 100 гектаров земли в собственности, несколько тракторов, комбайн, сушилка — все то, что необходимо для того, чтоб быть независимым, выращивать и собирать зерно.

Я тоже весь в кредитах, но я брал кредит, чтоб сыновьям помочь, у них жилья не было. У меня вся пенсия сейчас на кредиты уходит, но я еще и работаю зимой. Правда, фермерство я теперь закрыл, почти 33 тысячи на налоги отдал. Хватит. Я бы лучше детям или на солярку эти деньги перевел. Она сейчас 46 руб. литр стоит. А у нас в области урожайность не как в Краснодаре. У нас 27, а там 60, в два раза выше. Они врут, что у нас урожайность хорошая, и я знаю, для чего они это делают. Чтоб крупные фермеры, а их всего 5-6 на область, чтоб их поддерживать. А нам, мелкоте, ничего не достается. Потому мы и подняться не можем, как ни рвем на себе жилы.

Колпаков из Вершинино сейчас не лучшие времена переживает. А я первый год, когда начал фермерствовать, когда первый год посеял, я сам первым делом сделал сушилку. Она и сейчас стоит и сушит зерно. А у него даже до сих пор даже сушилки нет.

Фермер пенсионер

По профессии я электрик-слесарь и на пенсию ушел как электрик-слесарь. У нас тут НИИ сельского хозяйства и торфа, где я долго работал и в сельском хозяйстве разбирался. Я присматривался, как работают агрономы, разговаривал с ними на разные темы, слушал и анализировал.

И трактор у меня свой был. Вышел на пенсию, стал фермером. Если бы сын старший не поддержал, я бы, может, и не стал. У меня три сына.

Сидоренко

Все, что в Богашево и его окрестностях, это заслуга Сидоренко, все он создал. Вот личность была. Ему и звезда героя шла, но он умер, ее дали заму по науке Анохину. До Петухово до сих пор асфальт не проложили. Если бы Сидоренко был жив, тут бы везде асфальт был. Он еще при жизни асфальтовый завод на Новостройке поставил, потом его в бетонный завод переоборудовали. Он не успел его запустить, умер.

ОПХ имени Сидоренко начали уничтожать в 90-е, потому что им нужны были земли в пригороде Томска. Поселок Апрель ведь возник на бывших землях ОПХ Сидоренко, но его раньше других прихватизировали. ОПХ было должно всего 9 миллионов, 12 миллионов администрация областная выделила на его восстановление и все равно его угробили, потому что изначально такая задача была поставлена.

Германские фермеры

Здесь в Лучаново был рабочий поселок, был стекольный завод, на котором работали немцы, нагнанные сюда во время войны. Здесь у нас столько было немцев, что мама не горюй. Они теперь все назад в Германию вернулись. Некоторые приезжают, один из них работал там у фермера. Говорят, коренные немцы с ними не очень общаются, они для них «испорчены» славянизмом.

Спрашиваю у него, как в Германии фермеры живут. Их фермеру говорит государство, например: Ты сеешь столько-то зерна, половина земли у тебя должно остаться под парами. Пары мы тебе оплачиваем, сколько ты затратил солярки и всего прочего. А то, что ты посеял, государство у тебя купит. Чтоб не сеял слишком много, любое государство должно это все регулировать. Государство покупает у него зерно за одну цену, а продают это зерно потом в два раза дешевле. И никакие дотации здесь не нужны. Это все я говорил нашей администрации.

Я произвел, а вы у меня купите и что хотите с этим зерном делайте.

У нас в России дают дотации на солярку и многое другое, но я, мелкий фермер, получить их практически не могу. Мне нужно такую кучу бумаг собрать, так хорошо владеть компьютером, чтоб их получить. Зачем я тогда буду землю пахать, если я хорошо владею компьютером, мне проще будет на компьютере деньги зарабатывать. Я два раза пытался эти бумаги собрать и ничего у меня не получилось. Уже жене старшего сына говорю: Оканчивай бухгалтерские курсы.

У меня есть три трактора, сеялки, культиваторы, один комбайн, грузовик Зил — я могу все это сам водить, все могу сам починить. Сушилку я раз в два года унифицирую, что-то дорабатываю. И компьютер мне при этом нафиг не нужен, это не мое дело. Мое дело землю пахать.

Говорят: ты самый богатый в поселке. А у нас со старшим сыном одна легковая машина на двоих, гнилой Жигуленок. Мы машину не можем поменять уже много лет.

Если бы я жил в Петухово, я б и там свое хозяйство открыл, зерном занимался. Я бы и зерносушилку петуховскую не дал на лом разобрать или в Лучаново ее перевез и сохранил.

В советское время у меня и награды были, и победитель соцсоревнований, и ударник коммунистического труда. А тогда это ценилось, это было серьезно.

Тетка моя была председателем сельсовета и ярая коммунистка.

Почему сейчас люди перестали держать хозяйство — нет возможности взять дешево комбикорм. Я держу корову, потому что у меня свое зерно.

По отцовской линии я не знаю, информации не сохранилось, а по материнской мы казаки — на старых фотографиях все в лампасах.

Чтоб что-то в нашей жизни изменить, снизу невозможно менять, все бесполезно, менять можно только сверху на законодательном уровне. На губернатора Тулеева местные жаловались, что засиделся у власти, а сельское хозяйство-то у него процветало. У него, если фермер тысячу гектаров посеял, он комбайн бесплатно ему выделял. Я нашим чиновникам в пример ставил — смотрите Пашково, самый северный, самый глухой поселок Кемеровской области, там новые трактора по полям бегают, с новыми рулонниками, новые комбайны у них, асфальт проложили, на фермах у них все новое оборудование...

В Лучаново церкви не было, в соседнем Ипатово была большая церковь, там сейчас одни дачи. А Лучаново было захудалым хутором, всего три дома, Ипатово было центром. Сейчас Лучаново развилось, но дальше не разрастается. Даже Кресс хотел землю взять, не смог, она принадлежит Российской сельхозакадемии.

Аренда земли

Я не люблю в душу к другому человеку лезть. Вот прицепится кто-нибудь, а что ты там у себя на поле делаешь, а зачем ты взял сто гектаров земли? Я говорю, я двести тысяч за эту землю отдал, а это большие для меня деньги, в кредиты залез. Хотите знать, что я там делаю, приезжайте со мной поработать. Я поначалу эту землю на 5 лет аренды взял, это в 2009 году было, тогда можно было и на 49 лет взять, сейчас уже нельзя. А после аренды можно уже в собственность взять.

Землю выгодно в собственности иметь, а не арендовать. За 9 месяцев я всего заплатил 4 тыс. налог, а когда она у меня была в аренде, я за год заплатил 26 тысяч. Я у них спрашивал, когда земля будет в частной собственности, сколько буду платить, не говорят. Мне знакомый один подсказал: Ты оформляй ее в собственность, пока срок аренды не вышел, ты можешь ее взять без аукциона в собственность.

Пока у меня силы есть, я буду фермерствовать. Техника у меня есть. Я могу осенью вспахать, заборонить, потом прокультивировать, посеять, у меня все эти агрегаты есть. Могу протравить зерно от сорняков. Комбайном я уберу, вывезу на сушилку, отсортирую и высушу. Весь этот комплекс у меня есть. Муку только делать не могу. Со старшим сыном думаем выйти на производство муки, чтоб войти в программу поддержки сельхозпроизводителей. Написали заявку, что хотим купить мельницу, она полмиллиона стоит. Я мог бы ее и сам купить, но у меня все деньги детям ушли, чтоб им жилье купить. Им где-то жить надо.

Проблем с техникой у меня нет. Проблема только в том, что у нас урожайность не очень. Когда мы начинали 8 лет назад, у меня зерно принимали по 8-10 рублей и сейчас за столько же принимают. Но тогда цена на солярку была 18 рублей, а теперь 46. Поэтому у нас не выгодно заниматься зерновыми. С переработкой да, это другое дело, поэтому мы и думаем пойти на грант.

У меня сейчас одна корова, нам с сыновьями пока ее продукции хватает. Летом она до 25 литров дает, молоком, маслом, сметаной всех детей обеспечиваем.

У жены старшего сына одно время работы не было, говорю ей: Давайте для начала три коровы заведем, техника у меня есть, сеном, комбикормом вас обеспечу, и работа никакая тебе не нужна будет. Сыну я отдал дом, который еще мой отец построил, там 38 соток земли, там можно целую ферму поставить, у нас вон одна фермерша на 6 сотках 33 коровы держит. Куплю тебе доильные аппараты и все, что надо, но она пока не хочет. Люди сейчас такие и воспитание нам 70 лет такое давали, что молоко нам проще в магазине покупать. А его уже и молоком скоро перестанут называть.

Есть у нас фермер З. Мы с ним вместе начинали еще в 90-е годы. Он говорил: Я буду на печи лежать, а за меня там все будут работники делать. Говорю ему: Этого еще лет 50 не будет, потому что нас коммунистами до того воспитали, что мы на частника будем вкалывать только в крайнем случае. Фермер сегодня не может лежать на печи, он должен все сам делать и во все процессы вникать. А он новый трактор купил, у него человек восемь на нем сменилось, и что стало с этим трактором, в каком он теперь состоянии? Если техника по рукам пойдет, она не будет долго жить. Это редчайший случай, что кто-то может хорошего управляющего найти, который будет за него управляться. Это очень редкий случай. Если хочешь что-то сделать, делай сам или наравне с работниками.

В Сибири зона экстремального земледелия, здесь лучше всем заниматься одновременно и понемногу. Я только зерном занялся, потому что у меня мало земли и небольшие посевы, у меня комбайном хватает времени все убрать. Я озимую начинаю молотить числа 15 августа. Мне, чтоб 60 гектар смолотить, нужно всего 6 погожих дней. Ну неужели я с 15 августа по 1 октября шесть погожих дней не найду. А больше земли я не смогу взять, ее тут всю уже позабирали. Тут у Иванова с Белозеровым война из-за этой земли идет. Белозеров взял, но не оформил, а Иванов видит, что земля не оформлена, он подал на нее документы, приехал и сказал, что это моя земля. И они сейчас воюют. Это крупные фермеры. Белозеров здесь живет, а Иванов городской.

Но Белозеров тоже в кредитах погряз. Технику постоянно набирает. Ему говоришь, ты остановись. Все на друга банкира надеялся, который ему кредиты давал, а потом оказалось, что на него и друг-банкир по-другому смотрит. Он друг, пока ты платежеспособен. Один год неурожая и все, ты завис.

Чтобы зерновыми заниматься, нужна сушилка. У нас иначе здесь невозможно, это не Казахстан и даже не Алтай, чтоб можно было поймать погоду и убрать сухое зерно. Я вот, когда комбайн покупал в Кожевниково у фермера. У него 500 гектаров земли было, половину сеял, половина под парами отдыхала. У него три комбайна, а сушилки не было. Когда сухо, они успевали убрать, чуть меньше ста гектар на комбайн, они успевали за 10-12 дней. У них на две недели лето раньше наступает, там теплее. Они заканчивают сев, а мы еще не начинали. Зерно он тоже сдавал, не перерабатывал, сразу на мельницу увозил. Пока комбайн готовили, я с его работниками разговаривал. Они говорят, что бывало зимой и лопатами зерно перекидывали, потому что зерно влажное.

Будь я помоложе, я бы, конечно, своих коров больше развел. Очень надеюсь, что, может, сыновья рано или поздно этим займутся.

Прошлые скутер-экспедиции автора и проекта Андрея Сотникова «Спаси храм»:

Карелия и Архангельск (дважды).

Монголия и Тува.

Т. Мераби — Новосибирск
Петкевич С. Ю. — Боярка
Резников М. В. — Томск
Елизавета Князева, Шаповалов А. и другие.

ОБРАЩЕНИЕ К НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Раньше я спасал храмы. Писал о них статьи, снимал фильмы, создал сайт spasi-hram.ru. Но за последние 10-20 лет с храмами у нас все более-менее стабилизировалось.

Много путешествуя по глубинной России, я вижу, что сейчас главная проблема — это русское село и деревня. В своих экспедициях я постоянно встречаю заброшенные, заколоченные дома, а порой целые улицы, стоит только отъехать от любого города России на 50-100 километров. И в первую очередь это относится к Сибири и Дальнему Востоку. А ведь село это наши с вами корни, если погибнет село, Россия, лишенная своих корней, свернется, уменьшится в разы.

Закономерный итог тех процессов, что сейчас идут в России — сократить Россию до размеров Московской области.

Задача статей, фильмов и экспедиций Андрея Сотникова противостоять духу глобализации — этому фашизму нового времени. Потому что другой силы в мире, похоже, кроме русских, способной победить это зло, уже нет. Возможно, это самое страшное зло за всю историю человечества. И никто больше этого не сделает. Представляете, какая на нас с вами опять лежит ответственность!

Кому близки эти идеи, прошу посильно поддержать следующую экспедицию путешественника Андрея Сотникова — ведь даже послав сто рублей мы с вами сделаем общее большое дело.

Как поддержать экспедицию, читайте на сайте путешественника Андрея Сотникова spasi-hram.ru в разделе Помощь

Досье автора:

Путешественник, писатель, журналист Андрей Сотников.

Воспитываю двух детей. Создал 10 фильмов путешествий и встреч с замечательными людьми и 4 книги.

Тел 8 952 160 418три

Почтовый адрес

Село Петухово, Богашевского сельсовета, Томской обл, ул Новостройка 12. Сотникову А В

Номер сбер карты для поддержки путешественника — N 5469 9802 1481 7674

Или у меня в глазах двоится?!)

Похоже Сотников особо и не хочет очутиться на границе с Украиной, поэтому и едет окольными путями столько времени
Лыко
Святой человек. Мы должны гордиться что живем в одно время с такими людьми и молоканами
ПАЛАСИО
Это будет вишенка на торте.
Он как Хичкок постепенно нагнетает напряжение читателя -зрителя. А потом Бац и не ожиданная развязка. И все ахахают.
Это мастер слога и интриги.
А без интриги нету книги
Вятский квас
Все понятно, Сибирь и Дальний Восток спят уже, завтра зайду коменты почитать.
«Не верь телевизору, в нем правды только 90%…»

90 процентов там овна, ненависти и лжи. Но такие, как Сотников, этого не заметят.
И с велосипедистами)

19 сентября был в Чувашии, говорит путь держит на запад. Сейчас статья про Армению. В итоге куда он едет?
Продам уши от мертвого осла.
Настоящий момент автор находится очередной патриотической экспедиции, по маршруту Томск Беларусь Донбасс . До куда хватит сил , а значит средств на бензин с, егодня нахожусь в городе Боровск , Паффнутия боровский монастырь з, автра переезжаю в Оптину пустынь , далее путь на Беларусь...
Почему я стараюсь встречаться в основном священниками монахами, потому что в наш цифровой винт - это одни из немногих последних незамбированных Кто ещё имеет собственное свободные мнения и у кого есть связь с Творцом, потому собственно они мне интересны и их мнение Я доношу то читателя своего.
Напоминаю что примерно через месяц выходит вторая книга автора по странам СНГ.
За моим передвижением можно следить по моим страничкам в telegram ВКонтакте в Одноклассниках лучше всего в telegram.
Wildone42rus
Или у меня в глазах двоится?!)
Это не имеет это переработанный и сокращённый очерк который войдёт в книгу путешествий
ПАЛАСИО
Автор не едет автор изучает Россию потому что больше некому. Не будет же какой-нибудь Соловьёв или поздно её изучать. Ему из золотой клетки России не увидеть
Лыко
Я так считаю потому что блаженные это всё. 2 дня назад проходил около главного храма России собора Василия блаженного одного из главных чудес света
Лыко
Это будет вишенка на торте.
Это мастер слога и интриги.
А без интриги нету книги
Если честно то ничего не понял , но абсолютно ничего
Напоминаю что от читателей напрямую зависит сколько авто проедет а проехал уже более 4.000 км. Так как не просто еду встречаюсь с людьми изучаю Россию то еду медленно.
Лыко
А лучше все го вообще не следить
Хичкок это известный режисер 50-70 годы. Но правда он из страны нато
Greds
Давно ли Борода журналистом стал? Сам себя назначил?

"Он рассказал мне, как Грузия борется с одной из самых главных проблем нашего постхристианского времени — с абортами или языческим культом жертвоприношения своих детей."
Других проблем, разумеется, нет. Алименты тоже церковь за родителей платит?

"Полицейский ничего не может сделать, он стоит и смотрит, не имеет права голубых задержать, ему за это Европа деньги платит."
Платит ему грузинское государство. А задерживать человека на санкционированном мероприятии - за что?

"здесь от настоятеля узнал, что армянская вера никакого отношения к православию не имеет, им, скорее, ближе католичество."
Ровно так же, как и католичество.

"Армяне до сих пор помнят, что свадьбы совершаются на Небесах и развода в человеческой природе быть не должно."
Если б еще и природа человеческая была божественное, тогда да. А так - вот вы ж в разводе, на детей забили. Какое право имеете вообще на эту тему рассуждать?

"В Грузии я каждый день подкармливался ежевикой, растущей вдоль дорог. В Армении она тоже везде растет, но поесть ее здесь нет никакой возможности."
Гениальная мысль - есть ягоду, впитавшую пыль и выхлопы.

"Если присмотреться повнимательнее к гербу Армении, то на вершине Арарата можно увидеть и Ноев ковчег, который находится на вершине Арарата."
Сколько при этом надо выпить "Арарата"?

"Но информации о том вы тоже нигде не найдете. «Летом 1916 года российский лейтенант Росковитский обнаружил на вершине Арарата Ноев ковчег, почти полностью вмерзший в лёд озера. Ковчег был тщательно обмерен, сделаны чертежи его основных конструктивных частей, полностью и по частям он был сфотографирован»."
Откуда тогда информация, раз "нигде не найдете"?

"Посещая их деревни, ты оказываешься в золотом веке России, ты видишь совершенное общество, какими были мы, когда пребывали с Богом."
Это когда крепостное право, отсутствие нормальной с современной точки зрения медицины и т.д.?

"Просто современных ученых не интересует путь духа, он им не понятен и не интересен."
"Пусть духа" не соотвествует притериям научности, поэтому не изучается. Логично?

"Молокане не понимают, почему западные люди ездят в дорогих машинах, зачем они тратят время на туризм, когда надо работать, служить Богу и кормить семью. Не понимают, как женщина может ходить без платка и вся напомаженная, она же «клеит» к себе чужих мужчин. И ей будет сложно сохранить верность своему мужу."
Когда каждый день выживаешь, то и не поймешь. А ежели женщина может сохранить верность мужу только без косметики, то нафига такая женщина нужна?

"Это сами молокане не хотят иметь компьютер, дорогой телефон или комфортный автомобиль…"
Просто они не могут себе этого позволить. Плюс свои же заклюют.

"В любом случае, тема четвертого рейха совсем не исследована. Истинная власть она всегда тайная. О ней нет информации даже в интернете, где есть вообще «все»"
Ага, настолько "тайная", что про неё знают все.

"На самом деле, скорее мы, современные обыватели, стали сектантами, чем эти молокане. "
Это Вы сектант. А "современные обыватели" - атеисты.

"Еще молокане почти не пользуются медициной. Господь дает нам болезнь за наши грехи, считают они, а мы, вместо того, чтоб исправлять грехи, лечим болезни, а грехи оставляем себе. И через несколько лет получаем новую болезнь."
Данные по средней продолжительности жизни и смертности есть?

Ох уж это НАТО, автору жить не дает. Ну для смеха такую чушь можно почитать. Но засем такте статьи на автомобильном ресурсе? У православной секты нет своего сайта?
Audi A8
Nissan Murano
Mitsubishi Pajero
Honda CR-V

Кодинск
Автор в очердной раз искренне повеселил мыслями о ненужности книг, медицины и выкладкой о причине большинства разводов. Оказывается, этому виной порушенная девственность невест! Во как! Ну, и родивший трех детей фермер - тоже феномен. Как говорят: пеши исчо!

USA
Надо Бороду отправить в путешествие по США и Европе.
Я думаю обратно он не вернется - мозг не выдержит перегрузки.
Nissan Ariya 2023

Wildone42rus
Или у меня в глазах двоится?!)
Это он главы своей книги тут печатает, в надежде монетизировать хайп.
Хичкок это известный режисер 50-70 годы. Но правда он из страны нато
Хичкок - прежде всего гений. Правда не совсем уверен что для души он полезен
Nachtwandler
Это он главы своей книги тут печатает, в надежде монетизировать хайп.
Какой ещё монетизировать это ваша Надежда. Всё что надо автору это писать для своего читателя. А чтобы писать надо путешествовать, чтобы Вы могли читать интересные тексты. Поэтому если что-то будет прислано на бензин экспедиция продлится дольше

Это и называется монетизировать.
Чем конкретно автор занимается в поездке? Недели полторы около монастыря ко мне подошёл пьяненькие мужичок. Казалось что это ветеран боевых действий на Украине. И нет оснований не верить. Абсолютно искренняя беседа. Даже раны показал прострел груди и так далее. Сказал что из взвода их только двое осталось. Можно себе представить что пережил этот пьяненький мужичок там. И что это вообще за человек который уже прошёл три войны. Чеченскую югославская и эту. На вопрос зачем он туда пошёл, ответил искренне и сразу, а потому что если туда не пойти то они будут здесь и будут насиловать наших.
Это не профессиональный убийца это не живодёр которому надо убивать. Он родился и вырос рядом с этим женским монастырём. И здесь мне надо было встретиться именно с ним. И рассказать о нём потому что это никто больше не сделает. И таких встреч в поездке было уже до дюжины а будет надеюсь ещё больше.
Обо всех этих встречах пока кратко Можно прочитать на моих страничках ВКонтакте, в телеграмме и в Одноклассниках. Более подробно будет позже Когда зимой обработаю дневники поездки, все диктофонные записи.

Автор, почему ты так нагло врешь и искажаешь историю в каждой своей писуле? Какой Колчак в 1822г, а именно тогда Томская губерния потеряла свои восточные территории ибо была создана Енисейская ?
Штутгарт
Понятно, и поэтому лучше он лучше поедет и насиловать их, да?
Норм логика, чё.

Автор, почему ты постоянно удивляешься, что не все дети из стран снг не говорят по русски? Твои дети сколько языков знают, может по грузински или казахски спокойно говорят? Или это другое? Почему твои дети не знают грузинский язык?

Нет ответа на поставленный вопрос. Таких мужичков сейчас в каждом городе хватает, можно было из Томска даже не выезжать. Надеюсь ты у него не клянчил?

Новокузнецк - Питер
Boguchanin
При всей святости и набожности Бороды, он сам женат 2 раза был, так что в причинах разводов разбирается ))

Или позавчера в Подмосковье час проговорил с директором эндуро завода мотоциклов. Который сказал что в Донбасс поставляет эндуро мотоциклы на которых вывозят раненых. А потому что на нём вывести гораздо легче. Если вывозить на УАЗике его проще подбить. А в мотоцикл сложно попасть Да им и жалко патроны тратить на них

Майкоп
"если туда не пойти то они будут здесь и будут насиловать наших" - вы правда в эту чушь верите?? Если да, значит голову вам успшено промыл Соловьёв из своей "золотой клетки", как вы пишете, или какая-то другая говорящая голова из телека.

а мне этот очерк зашел! Сам бывал и в Армении и в Грузии, было интересно взглянуть совсем с иной стороны, сознанием человека, которое сильно отличается от твоего. Автор называет русских в Армении молоканами. Если честно, первый раз такое слово услышал. В самой Армении армяне называют их староверами. Но в тексте у автора явно разделяются эти два определения. Надо бы прочитать, в чем разница, но мне лень.

snoom
Давно уже пора понять (если вы взрослый человек), что у каждого своя чушь, и на чем-то она зиждется. Не надо думать, что вы-то тут самый умный и все знаете и все можете оценить. Вы живете в разных мирах и у вас по-своему правильное мировоззрение. Лично у вас - деревенское, потому что вы из Майкопа :)
snoom
Они реально в это верят. И на любые факты им плевать. В этом и весь пиндец.

Секрет популярности весьма прост.
Начни пороть чушь и она придет.
Если честно то ничего не понял , но абсолютно ничего
Отличное подтверждение уровня интеллекта. Ничерта не понимает, но всех вокруг жизни учит.
smerig

Не, ну если к проезду на красный свет тоже можно отнестись как к «у каждого своя правда», то да - базару нет🤷‍♂️

Есть чушь, а есть правда. А еще есть элементарная логика, знания и интеллект, позволяющий их применять и осмысливать. Товарищ из Майкопа их применяет, а потому он прав. Не, ну если к проезду на красный...

А так я тоже могу ляпнуть: я применяю элементарную логику, знания и интеллект, поэтому я прав. Ахахахаха! Не смешно на самом деле... Уровень дискуссий скатился ниже плинтуса.

Волоком?
Минск
База или кринж?
так что рассказал ветеран сво
Саша
рассказы конечно интересные но бредовые. почему все обязаны знать русский язык за пределами России,?! автор тебе надо к неграм ехать, то что наше правительство простило долги, негры обязаны знать историю России, всех святых и говорить без акцента на русском языке.
Cucumber Owl
Смесь шовинизма, сектантства, домостроя, тоски по СССР и сверху приправлено невежеством.

Север
Мы пойдем к Богу, либо мы все исчезнем. Наше общество стало крайне невежественным, кругом матершина (язык диавола), разврат, агрессия, жадность, и как не странно для 21 века - ограниченность сознания. Причина одна, мы живем безбожно, то есть без Бога.
Мнение автора не разделяю, но его маниакальное упорство уважаю)
Дайти денех.
Если бородатому сам сатана предложит пачку купюр, он и его будет восхвалять.
Лыко
Почему так несправедлив этот мир. Почему Катя и борода не встретятся? Я бы на самолёте прилетел в любую точку планеты что б со стороны посмотреть эту встречу противоположностей. Огонь и лёд
Даже не знаю кого больше люблю Катю или Сотникова
Раненный в коляске едет?
Сказали же что патроны противник не тратит. Тут русская смекалка где то поработала.
Правдаматка
Уват
Не патриотично казаку на мопеде,надо на коне ,тогда все на коленях будут встречать в каждом ауле

Что него на голове одето?
так что рассказал ветеран сво
Заходите на страничке автора и читайте
smerig
Может и называют Но это сути не меняет. При мне армяне их называли именно молоканами
snoom
Это не мнение автора это мнение ветерана СВО, который практически один выжил из своего отряда. Так что он на него имеет право даже больше нашего
А физику вывоза раненого на эндуромотоцикле не раскрыл?
Какая тут может быть физика залил бензин и едь за ним. Под движущемуся эндору мотоцикл действительно даже снайперу очень сложно попасть а снайперы там наверное всё-таки большая редкость
konst124
Причём тут Колчак и 1822 год?
konst124
Есть народообразующая нация это русский, таких наций в мире мало
Franz42
А откуда взялась уже святость? Или в России все бородатые святые
Если кто из читателей подскажет Как сюда добавлять фотографии буду благодарен, что-то у автора не получается
smerig
Обычная демагогия: заверить собеседника, что это вот так, но никак иначе. И без агрументов. Хотел бы услышать ваши аргументы, почему, по-вашему мнению, товарищи из Майкопа прав. А так я тоже могу ляпнуть:...
Обычная жизненная мудрость: не надо искать черную кошку в темной комнате.

Если на дороге произошла авария, то надо начинать с самой вероятной причины: водитель зевнул или не умеет ездить. Но на форумах никогда этого не признают: будут лепить про лопнувшее колесо, «проклятое место», про то какой водитель был добрый и умелый - ВСЕ, кроме реальной причины, а ею обычно и бывает самая банальная.
Этот психологический парадокс - везде. И в войне тоже. Если ракета падает на мирный город - можно, конечно, верить в теорию, что «они сами себя взорвали». Но сами себя обычно люди не взрывают. То же про изнасилования, про хитроумные козни врагов и тп. Про то, что мы никогда ни в чем не бываем виноваты, это все они…

Все гораздо проще. Не занимайтесь паранойей, ищите самую банальную версию - она и будет верной в 95% случаев. И Вы это легко можете понаблюдать сами, в обычной жизни.
Волоком?
🤣👍
За пределами России автор никогда ещё не ездил последние 20 лет.
Так в этом и беда твоя, Сотников. Ты судишь о мире, в котором никогда не был! Несешь бред, напитавшись чьими-то россказнями и сказками из телека.

Отличная пища для размышлений!
Андрей, Ваши книги в школе нужно изучать на уроках истории и литературы!
Столько кропотливо собранного, переработанного и, главное, достоверного материала!
Быть может, в министерство образования отправите свои статьи?

Антон Петров
Мнение автора не разделяю, но его маниакальное упорство уважаю)
Помощь оказал экспедиции?

Лыко
Патроны может и нет, а вот дронами они лихо научились управлять.

А если раненый лежачий и только так его можно везти? Чем мотоцикл поможет? И снайперов там хватает.

Майкоп
Какая связь между его вангованием о том, что было бы если, и его статусом ветерана? Или ему после ранения возможность видеть альтернативную историю и будущее открылась?
Ilia Vkhrshev
Никанор Фёдорович
Патроны может и нет, а вот дронами они лихо научились управлять.
Видел такой видос с участием дрона и эндуро, да и дроны уже и на пехоту не жалеют не то что на мотики

Какая коляска у эндуро?

За пределами России автор никогда ещё не ездил последние 20 лет.
А Казахстан, Кавказ, Украина, Молдова?

AndreySurgut
А чего так мало минусуете нехристи, бесовское племя, покажите себя все, только потом не плачьте, что у вас все плохо в жизни.
Какие деньги?

Причём тут Колчак и 1822 год?
Я не думаю, что хлеб, который у нас здесь растет, хуже. Ведь когда Колчака выгнали, именно Томская губерния спасла Москву от голода. Правда тогда в Томскую губернию входил и Кузбасс, и Красноярск, и Новосибирск, и Алтай и даже часть Казахстана..

Твои слова? Так вот все это входило до 1822г. Ты даже не знаешь, зачем тогда пишешь?

Его цикл книг должен называться "Сотников и Пустота"

Пустота Сотникова

Обычная жизненная мудрость: не надо искать черную кошку в темной комнате. Если на дороге произошла авария, то надо начинать с самой вероятной причины: водитель зевнул или не умеет ездить. Но на форумах...
не понял, что вы тут хотели доказать, что у аварии есть причина? Так я с этим не спорю. Но только мы о другом говорили. Опять вы демагогией занимаетесь
Дальше строчки "По телевизору показывают 90% правды, а то и меньше" можно не читать...)

Если силой мысли можно было генерировать электроэнергию, то автор этой писанины влегкую киловаттов 5 выдавал
Продам уши от мертвого осла.

В этот раз на удивление интересный и не размазанный излишними деталями очерк. С удовольствием прочитал.

AndreySurgut
Не суди их строго))) Меньшая часть из них ещё молоды и на пути к материальному успеху, им некогда отвлекаться на духовное.

А большая часть уже на излёте и несмотря на все усилия, своего материального успеха так и не добились. Есть отчего впасть в отчаяние и переполниться негативом.

Тегусигальпа
AndreySurgut
Ты че тут забыл? Иди в скит какой, лоб расшибай в молитвах. Авось боженька твой спасет тебя. Но это не точно. Бгг
Сон разума рождает чудовищ.

Малый
Вижу бороду - сразу листаю на комменты. В этот раз как то пресновато.

Второй десяток лет казак
Все ищет к Господу дорогу
А инда извернулся как
Что хочет вместо НАТО - к богу

То дело лёгкое, Андрей
Туда отправиться несложно
Хоть встать щитом страны своей
А воевать - неосторожно

Куда сложнее жизнь прожить
Без показного эскапизма
И выжить, и достойным быть
Спасти страну от *****изма

Но нет ! Отчизна все ползёт
По направленью к мозговеду
Лишь галоперидол спасет
Казацку удаль, даст победу
А физику вывоза раненого на эндуромотоцикле не раскрыл?
На мотоцикле? Раненного? Если только сразу в морг.
Роман
ПАЛАСИО
Как куда?) Говорил же на ДВ, спонсоров искал на антикитайскую экспедицию.

Hill Valley
Если родители заметили, что их ребенок говорит о себе в третьем лице, когда раньше этого не делал, возможно, он пытается сообщить некую важную информацию (страхи, неприятный случай, плохой сон). Когда подобная модель общения с миром переносится во взрослую жизнь, используется на постоянной основе, это свидетельствует об уходе от проблем, ответственности, обязательств. В этом случае стоит обратиться к профильному специалисту.
Ешь пироги с грибами - держи язык за зубами. Пословица

...Питайся ими - и молчи. Федор Тютчев

Интересно, кто духовнее Шариков или Борода?
Какая коляска у эндуро?
Такая же, как и перевозка раненного на мотоцикле, видимо.
Greds
Это знак свыше, что не нужны тут фотографии.
Невнимательно читали.
Не то, что у аварии есть причина.
А то, что из множества возможных причин человек почему-то склонен выбирать самую невероятную.
Например, верить в то, что города нашего соседа разрушает сам этот сосед, а мы ни при чем.
Или в то, что любая проблема в стране связана всегда с прохиндеями-врагами, но никак не с действиями собственной власти.
Люди верят в чушь и ложь и не желают видеть правды. А правда - не всегда, но очень часто - одна, стоит только приглядеться и подумать собственным мозгом, без помощи ТВ.

Кузбасс
Спасибо всем читателям за комментарии и особенно тем кто помогает автору совершать экспедиции , которые служат нашему общему делу. Настоящий момент автор находится очередной патриотической экспедиции,...
а связь сотовая или с творцом только почтовыми голубями связаться можно? Обязательно белыми и оливковую ветвь на борту рисовать?

А физику вывоза раненого на эндуромотоцикле не раскрыл?
волокуши веревкой за колесо и попер... делов-то...

Stinky
Отличная пища для размышлений!
Андрей, Ваши книги в школе нужно изучать на уроках истории и литературы!
Быть может, в министерство образования отправите свои статьи?
в школах и так много бреда, который произведениями назвать нельзя, только в туалете повесить вместо бумаги... Причем большая часть из них современных авторов. Почитай Ефросина Царевич Нехитер-Немудер.
Это же надо так над Пушкиным поиздеваться... И автор вот этого видимо употреблял одно и то же с Ефросиной...

Невинномысск
по больше бы таких людей на белом свете
GLK 220 CDI 4MATIC «Особая серия» 170 л.с.
GLA 200 AMG пакет 156 л.с.
Мой отзыв: Mazda Mazda3 2004
Barmaley61
Интересно, кто духовнее Шариков или Борода?
Шариков говорит прямым текстом "Душили...Душили..." и не несет псевдодуховный бред
Это дневник путешественника Андрея Сотникова. Продолжается экспедиция Томск Беларусь Донбасс.
Следующая страничка:
Далее после Пафнутие-Боровского монастыря еду на Оптину пустынь. Выбрал бесплатную дорогу, а машин тут вообще нет, очень мало. Это конечно приятно, но удивляет А вдруг какая-нибудь каверза будет впереди, типа парома.
Увидел гнездо аиста впервые за 5 лет. Значит еду правда на Беларусь.
Отсюда 500 км до Белгорода уже. А сегодня были сообщения, что опять по Белгороду бомбили.
Что удивительно, но в самом городе Боровске, небольшом городке, насчитал около 5 храмов, не считая монастыря. Место действительно особенное. И знаменитая Оптина пустынь тоже по пути в Боровск. Потом узнаю что нынешний настоятель Оптиной пустыни был клейником старца Властия боровского монастыря.
Война совсем недалеко от этих мест идёт, хотя на самом деле-то третья мировая уже давно идёт. И всё же Сегодня задумался о том что я блогер, а у врагов наших на блогеров охота. Какой-никакой а блогер. Ну кто его знает на кого напорешься. А посему дорогу о своём передвижении точную передавать далее не буду и телефон тоже буду полностью отключать. Потому что я хоть и против войны, но я патриот России. А почему поехал, да чтобы понять эту войну. Потому что это с одной стороны война денег , война богатых, а с другой - это народная война. А с другой - это война тёмных сил со светом, война за наши души. Потому что Украина прежде всего в раскол ушла, а потом уже всё остальное случилось.
Далее заезжаю в Оптину пустынь после этого сегодня вечером выезжаю на Беларусь, потом Донбасс. Опять же если хватит финансов
«Когда происходят такие тектонические сдвиги в русском мире, сложно усидеть в доме, особенно если ты отвечаешь за идеологию, как всякий журналист»

Сотникова не переубеждаю, нет смысла. А вот нормальным людям стоит посмотреть, какой Сотников неуч. Настоящая журналистика - это НЕ идеология!
Спасибо ещё огромный поклон за перевод 1.000 руб. Хватит ещё 300 км проехать

Таков путь.

Уже готова отговорка, что не доехал до Донбасса - не хватило финансов

Уссурийск--->Минск
ПАЛАСИО
У казака нет цели, есть только путь!
RulonAboev
Ейск
Андрей ты где будешь на этой недели ночевать? С табой хотят встретится почтение старци из РДК. Хотят с тобой поговорить, чай попить, обменяться сувинирами! Можеш подъехать в Чуровичи Брянской обл. Как приедиш, сообщи, тебя встретят.

Уже готова отговорка, что не доехал до Донбасса - не хватило финансов
Предложит донатить?)))
Мечтать – это, конечно, хорошо, но еще лучше, когда мечта становится реальностью.
Бердск
Стоп Андрюха! Разве в 1916году в царской армии было звание лейтенант? Как ты так сочиняешь не напряжно?

У андрейки, война в Корее, была Великой отечественной, пулемёт мг39, был мП 34 и многое, многое другое, да в одном слове три ошибки делал, пока редактором пользоваться не научили.
В России две беды:одну худо бедно делают!Другую не переделать!

Вольф Мессинг
39 опечатался , 34.
В России две беды:одну худо бедно делают!Другую не переделать!
К богу - разве не в другую сторону?
Самое грустное, ведь весь этот бред читают и армяне, и грузины, те же казахи или азербайджанцы и делают выводы, что в России все так думают.
Иннокентий
:))
Сальск
Вы поймите! В вашей деятельности никто не нуждается кроме вас. И учить вы никого не имеете право. Ваши очерки все сводятся к одному. Давайте рожать больше, чтоб возродить страну (только непонятно зачем), ведь все многодетные - нищие. Давайте больше храмов - тогда тоже будет всё ОК! И оскорбляете людей не принадлежащих ни к одной секте, в том числе и православной. Дескать, вы не дошли до этого. Вы слишком высокого мнения о себе. Причём не производя на белом свете для людей ничего полезного. Ну кроме как доставляете людям радость, веселье. А, как, известно, смех продлевает жизнь человеку.
Вот вы зануды.
Сказали эвакуация на мотоцикле значит эвакуация на мотоцикле.
Там без физики все происходит, только четвёртый закон Ньютона и тот с поправками согласно конституции
AndreySurgut
Именно поэтому стали возможны доступная медицина, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности. Научная революция, например, случилась тогда, когда церковь перестала совать нос в науку.
За пределами России автор никогда ещё не ездил последние 20 лет.
Грузия, Армения не считаются?
Монах Дмитрий отвечающий за экскурсии в оптиной пустыни посоветовал под воронежем встретиться с отцом геннадием заридзе, старцем. Не знаю если в посёлок в тот приехать Можно ли будет с ним действительно встретиться, он толковые вещи говорит о нашем времени, когда-то я его лекции часто слушал.
Сегодня выехал из оптиной пустыни, в принципе Воронеж не так далеко только если это старец к нему наверняка там очереди огромные и неделями в них надо стоять?
Вот вы зануды.
Сказали эвакуация на мотоцикле значит эвакуация на мотоцикле.
Кто-то воюет А кто-то в компьютере сидит. Нет правду был отец Геннадий из уральского монастыря. По поводу войны на Украине он сказал что вчера мужик ещё сидел и играл в компьютерные игры , а сегодня его призвали и он реально родину защищает. Что лучше?
Лыко
Стоит ли призывать на воинскую службу людей глубоко верующих?
Думаю тут множество конфликтов, но можно ли зло остановить злом
Remigijus Zandovas
И главное, даст ли он денег на бензин? Если нет, то наверное, не стоит.

mixatankzor
Ошибаешься, все главные научные открытия сделаны учёными, глубоко верующими людьми. В медицине, когда очень сложный случай сами врачи советуют сходить в церковь или пригласить батюшка на дом для исповеди, причастия, соборования. Только Бог решает, жить человеку или он к себе приберет. Но медицина, это тоже служение Богу, ближним, это богоугодное дело. Почитайте про врача, хирурга и святого наших дней - Луку Крымского. Я никого ни за что не агитировать, каждый имеет свой путь к Богу, а то что мы все рано или поздно попадём к нему на суд, это очевидно, бессмертных у нас нет.

AndreySurgut
Минуточку. Если только бог решает, жить человеку или он к себе приберет, значит врачи творят богопротивные вещи, идя против божей воли?

Nachtwandler
Ну что-же вы не читаете, я ведь написал по этому поводу.
AndreySurgut
Ну что-же вы не читаете, я ведь написал по этому поводу.
А откуда тебе известно, что богоугодно, а что богопротивно?
Может ему как раз нравятся люди сомневающиеся, потому что он создал их такими? А бездумно расшибающие лбы о церковные полы пойдут в ад, как брак производства?
Лыко
Как церковь регулирует те действия что происходят на войнах. Не идут ли действия солдат в разрез с священным учением? Нет ли здесь противоречий между заповедями и поступками солдат? Стоит ли призывать...
Монах - Это тот же воин , только духовный
На мотоцикле? Раненного? Если только сразу в морг.
Раненого а не тяжело раненого
Андрей, ты красавчик. Была б у меня пара миллионов лишних, я бы тебе на твои изыскания точно бы скинул.
Ты чудак, конечно, но делаешь благое дело. Верю в тебя, не пропадай.
AndreySurgut
Судя по тексту, о науке у Вас крайне смутное представление.
Мы живём в такое время когда музыка должна быть патриотичной. Западный мир уходит разрушается у него нет будущего абсолютно. И люди которые идут за ним они его судьбу могут повторить. Поэтому мы должны концентрироваться на нашей культуре в том числе и музыке о классика у нас вообще инкогнито, наша классика. Советская музыка тоже стала классикой. В том числе музыка , мелодии советских кинофильмов. Умные люди говорят что разрушающийся капиталистический мир ближайшие 10 лет будет переживать то что мы пережили в девяностые. А у нас есть очень реальный шанс выйти в ведущие
mixatankzor
Что ж капитализм так долго и роскошно загнивает? 100 лет уже загнивает, никак не загнётся
Ты чудак, конечно, но делаешь благое дело. Верю в тебя, не пропадай.
Спасибо и за такую словесную помощь. Хотя бы без мата уже хорошо. Значит Победа всё же будет впереди!
Кому требуется водитель с авто?
Как мы выйдем в ведущие? Уехав в деревни, ведя натуральное хозяйство, отказавшись от медицины, образования, клепая детей и непрерывно молясь?

Кому требуется водитель с авто?
Выходит у журналиста среднее образование)?

konst124
Выходит у журналиста среднее образование)?
он вроде филолог. Но это не точно.
На границе деревянная церковь, которая построил русский генерал из Москвы 25 лет назад. Фото смотрите ВКонтакте или в Одноклассниках или в telegram на страничках путешественника Андрея Сотникова. Тут не умею выкладывать
Кирилл 123
А вы что клепаете всю жизнь детей? Русские всегда рожали
Спасибо автору за поддержку. В Беларуси бензин ещё дороже. Тут сильно не поездишь. Финансы мои ограничены
Белоруссии планирую под Гродно монастырь в жировичах Если получится. Потом поехать по границе с Украиной в сторону Донбасса. Но всё финансов зависит.
Кто имеет возможность прошу поддержать патриотическую экспедицию, счёт указан в конце статьи или на моём сайте путешественника Андрея Сотникова - забытые храмы России

Кирилл 123
А что не так? Ведущие - это те, кто впереди. Капиталистический мир разрушается, и если следовать заветам Сотникова, то мы можем стать ведущими, т.е. Опережать запад в разрушении.

Не ной, иди пешком
Не ной, иди пешком
В ногах правды нет

В ногах правды нет
И то верно.
В вайфаю подключился, переночевал при церкви в Милославле, сегодня поеду в сторону Минска. На границе деревянная церковь, которая построил русский генерал из Москвы 25 лет назад. Фото смотрите ВКонтакте...
Русский мир во всей красе. Когда удобно, то и вайфаем пользуемся, и на скутере ездим, и на Боинге летаем. А как приехали/прилетели/попользовались - так можно и плевать на «западные клятые ценности», и за скрепы ратовать. А наутро, сытно покушав, опять к вайфаю подцепиться. А че, удобно же.
Greds
"Когда происходят такие тектонические сдвиги в русском мире, сложно усидеть в доме, особенно если ты отвечаешь за идеологию, как всякий журналист." Давно ли Борода журналистом стал? Сам себя...
Мое увам уважение! Тоже иногда по фактам хочется разложить, но не хватает терпения... да и бисер метать...
10962076
Ахах) ссылку в студию)
Nachtwandler
Есть такой очень вероятный вариант , что Россия может быть ведущий, Но это скорее всего в том случае если б командиры воевавшие в Донбассе , пришли бы к власти в России - этот вариант не случился.
Да сытно кушать в поездке удаётся редко, за последний месяц
Сдвиги очень серьёзные происходят
и сейчас весь мир опять зависит именно от русских шагов

Ведущей куда?
Сдвиги очень серьёзные происходят
и сейчас весь мир опять зависит именно от русских шагов
Эти сказки бабушкам можно рассказывать, они поверят. Если не станет РФ или Китая или США или Японии или любой другой, жизнь изменится, но не остановится. Миру в целом по хрену. На отдельно взятые страны.

Киров, Москва
"Не верь телевизору, в нем правды только 90%"

Я смеялся вот так: АХАХАХАХАХА)))
"Наконец-то ВАЗ начал выпускать авто, где вся возня сводится к заправке топливом!" (с) Drom.ru
Мой отзыв: Mitsubishi Pajero 2013

Киров, Москва
Конечно в игры играть. У человека есть время и он отдыхает в свое удовольствие. Всяко лучше, чем в мерзлом окопе сидеть да жизнью рисковать. Разве нет?

Киров, Москва
На самом деле нет. Потому что сначала он в себе это мнение сформировал (откуда-то), а потом поехал, где и отхватил, судя по всему. От того, что он поехал и отхватил не делает его изначальный посыл более верным.

Хичкок - прежде всего гений. Правда не совсем уверен что для души он полезен
Вот если абстрагироваться от всего, то для души полезнее всего умереть во младенчестве. Без греха, сразу в рай.

Разве нет?
Sandro NN
Лично мне не по хрену будет Россия или нет

Slonik_Smile
Кстати когда всю ночь трясёшься от холода А сегодня было - 4 первый раз понимаешь какого им там в окопах. Когда делала книги с ветеранами войны Я у них спрашивал где они ночевали сказали только в окопах. Теперь ночую в железной машине без отопления их понимаю
Slonik_Smile
Продолжается экспедиция Андрея Сотникова. Выехал из Беларуси, ночевал в брянском селе. Еду на Воронеж , попробую встретиться с отцом Геннадием Заридзе, одним из тех кто сегодня понимает что творится вокруг. Понимает и болеет за свою родину.
А по поводу критики автора - любой может 3 года пахать создать две книги беседа с ветеранами войны и выехать в экспедицию , проехать вдоль Украины и попробовать понять что здесь происходит,, потому что в телевизоре только 90% относительной правда

Как хочешь ты трудись;
Но приобресть не льстись
Ни благодарности, ни славы,
Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.
***
Крестьянин на заре с сохой
Над полосой своей трудился;
Трудился так крестьянин мой,
Что градом пот с него катился:
Мужик работник был прямой.
Зато, кто мимо ни проходит,
От всех ему: спасибо, исполать!
Мартышку это в зависть вводит.
Хвалы приманчивы, – как их не пожелать!
Мартышка вздумала трудиться:
Нашла чурбан, и ну над ним возиться!
Хлопот
Мартышке полон рот:
Чурбан она то понесет,
То так, то сяк его обхватит,
То поволочет, то покатит;
Рекой с бедняжки льется пот;
И наконец она, пыхтя, насилу дышит:
А всё ни от кого похвал себе не слышит.
И не диковинка, мой свет!
Трудишься много ты, да пользы в этом нет.

И. Крылов 1811г

Передай автору, что он туп и занимается не своим делом.
Jazz Cat
Согласен с Вами, только в данном случае вместо невежества я бы употребил тупость, невежество можно искоренить просвещением, а тупость из человека уже не выбить ничем. По-хорошему ему бы в больнице отдохнуть.
А работать господин сотников не пробовал? Груши околачивать за чужой счет и дурак сможет, сиди катайся нихрена не делай. А вот у станка простоять 12 часов, вот это делема.
Югорск
А физику вывоза раненого на эндуромотоцикле не раскрыл?
Не придирайтесь. Носилки крепятся к моту и вперед. Прямо на заводе.

Когда я у врача спросил, а много ли сдаёт народу кровь и другие компоненты с такой редкой группой крови как у меня(4-)...на что она ответила, что из 100 человек, если один придёт и то хорошо.... Дак вот борода... Твои рассказы, если из 1000 одному интересны и то хорошоу)))

<Strelok>
Что него на голове одето?
Нимб)))

<Strelok>
Пустота Сотникова
Анабиоз сотникова

Огородник))) водила-телохранитель)))

Да сытно кушать в поездке удаётся редко, за последний месяц
Грибы, ягоды и другая лесная дичь.... Хотя грибов походу хватило с переизбытком)))

ПАЛАСИО
Едет он на кресле от кампуктера, за которым воплощает в буквах свои фантазии и придумки, до холодильника дабы эти фантазии подпитать. Иногда заезжает по пути в туалет ;)

fizzeg
Вывоз раненого на эндуро... Мдя ;) Новое слово ;))

Роман
Как куда?) Говорил же на ДВ, спонсоров искал на антикитайскую экспедицию.
Последние года 4 ищет и едет ;))

Зонненфельд Крейгштумпф
Они сразу перематывают на комменты и с облегчением убеждаются в обратном ;)

fizzeg
Расслабьтесь ;) парниша (а возможно группа по предварительному авторскому сговору) просто рубит лавэ. Он и так все прекрасно понимает

Remigijus Zandovas
И главное, даст ли он денег на бензин? Если нет, то наверное, не стоит.
Согласен, о таких вещах нужно заранее уточнять ;)

fizzeg
Сотников опять сам с собой разговаривает

fizzeg
Я таких ветеранов халхин-гола каждое субботнее утро на районе вижу ;)