|
Яковлев Андрей он же АВ. Чапаев на тракторе по степи с шашкой наголо. Где-то там впереди куча километров, а позади уже неинтересно. Специалист по связям с общественностью (чемпион по игре в крокодила среди компании Агроном). Способность договариваться — основа жизнедеятельности. «Повар». Романтик. Идеологический лидер)))). Владелец красного здорового ХАйлюкса 1989г с лебедками и блокировками.
Кузнецов Алексей, он же Леха (или Я далее по тексту). Технарь, реалист, в сказки не верит. Обладатель бумажного носителя с картой и нафигатора с картой Монголии, который в условиях Монголии работает компасом. Специалист по навигации, летописец, временами фотограф. Мастер по нарезке сала. Обладатель серебристого Форда 2006г.
Малютин Андрей, он же Малютин)). Суровый лохматый мужик, коронный вопрос «А зачем?». Преимущественно автомеханик, мастер по развертыванию и свертыванию двуспальной палатки, второй водитель Форда, специалист по розливу спирта в походных условиях.
Хайлюкс
Лебедки, блокировки, колеса — это все еще с похода на Укок осталось. Добавился козырек, чтобы верхняя гирлянда не ослепляла, багажник на кузов, сантраки и тент от дождя на крышу автомобиля. Самое главное, конечно, АВ выкинул заднее сиденье и сделал в машине органайзер, шкаф с вещами, который раскладывается в 1 спальное место. Прикуриватели вывел в багажник и подключил от него холодильник. Колеса поставил 33-е автострадные не грязевые, специально для песка.
Форд Рэнджер
Небольшой лифт 3-5 см, колеса 31 грязевые, хорошо в броде, очень плохо в песке. Шноркель, поднял радиатор интеркулера на уровень радиатора, чтобы охлаждался через заборную решетку радиатора. Поставил кенгурятник, который в основном защищает низ бампера, на него — противотуманки. Снизу защиту двигателя и тяг передней подвески, силовые пороги к раме, чтобы хайджеком тягать. Сзади увеличил свес за счет поднятия силового бампера, изменения крепления запаски, переварил глушитель. Сопуны от мостов и коробки выведены. Задние рессоры подпружинены и установлены отбойники. В общем, ничего военного, минимум для бездорожья.
Собираться начали за неделю. Покупка полного комплекта масел (двигатель, коробка, мосты), фильтра масляный, топливный, воздушный обязательно! Продукты минимум: немного консервов, лапши, крупы, слайсы, сгущенка, водка с запасом (универсальная валюта в степи), спирт на крайний случай. Фонари налобные, штук 5 набрали)) и батареек к ним, рулоны спасленты (бумаги туалетной), спички. Лом, топор, кувалда — неотъемлемые инструменты для ремонта подвески в степи :). Наборы инструментов, шнуры, веревки, хомуты пластиковые ОБЯЗАТЕЛЬНО. Запасные ремни были у АВ. Никудышные рации, которые берут в прямой видимости и недалеко. Ставьте нормальные станции в автомобили, хотя переносные рации можно взять с собой, выходя из машины — это удобно. Самое главное, по 1500 баксов каждый приготовил, которые планировали менять на монгольские тугры. Канистры плоские для солярки в каждую машину по 80 л запаса и воды питьевой 30 и 40 литров на машину. Бесполезную в степи лодку, хотя на севере Монголии есть просто огромные озера. И мобильная баня (Мобиба), которой воспользовались один раз. Ну, остальной шмот: теплые вещи, спальники и прочее барахло. Напихали машины так, что багажники еле закрывались.
07.07.2013 проехали 730 км
Встал с утра пораньше, съездил заправил бак и канистры, забрал Малютина. Едем, зеваем, музыку слушаем, АВ обсуждаем... как он там без нас впереди едет. Встречаемся в Бийске с АВ, у него трабл— не то завтрак, не то ранний обед, ладно, поедим нормально напоследок. Впереди нас ждут недели полевой кухни в исполнении АВ.
Начались первые поломки… в Рэнджере выгорел USB разветвитель, поэтому заряжаем либо рацию, либо нафигатор, холодильник отключаем. В Майме покупаем очередной разветвитель, у которого от вибрации постоянно пропадает напряжение. У АВ серьезней: развалился верхний кронштейн генератора (генератор у него переделан, поднят повыше под капот), на скорость, конечно, не влияет, но кронштейн надо сделать, нужна сварка.
Сварку находим в Акташе (адрес Кузнецова, 1).
Все, кто ездил в Кош-Агач, на Укок, Актру, по-любому знают этот автосервис, там же рядышком магазин, где болтами и гайками можно разжиться, никогда не знаешь, что отвалится.
Въезжаем в Ташанту…
Где же погранцы? Все просто — упираемся в колонну машин, которая осталась с субботы, там и те, кто не успел пройти границу в пятницу. Колонна разрослась за воскресение. Забили очередь на понедельник, АВ упылил решать вопрос с дровами у местных аборигенов, мы с Малютиным по нафигатору пробиваем речушку, где встать на ночлег. АВ по рации сообщает, что дрова добыл и знает место для ночлега. Выдвигаемся, встаем лагерем на речушке недалеко от Ташанты.
Развертываем лагерь, проводим тест-драйв спирта с Малютиным, спим, тепло, нет проблем.
08.07.2013 проехали 107 км
Утро…
Яковлев исчез, машина открыта. При детальном осмотре территории стало ясно — пошел рыть гальюн метрах в ста от лагеря, кормит комаров. За ним подвиг повторил Малютин. Завтракаем, сворачиваем лагерь, выдвигаемся на границу в разведку боем.
Кто в первый раз будет проходить границу между Россией и Монголией, приготовьтесь к тому, что впечатление от поездки будет сильно испорчено именно этой самой процедурой прохождения таможни с Российской стороны и Монгольской стороны.
Первый взгляд на колонну машин, разросшуюся за ночь, навел на мысль, что сегодня границу не пройти.
Посидели, попили чай. На второй взгляд выяснилась причина наших проблем — Казахи!!! Нихрена не понимают, кроме грубой силы! Лезут без очереди колоннами. Граница на замке!
АВ перекрывает поперек встречный выезд с таможни, я ему оставляю место для маневра, чтобы он пропускал машины, выезжающие с таможни, и запускал только грузовики с нашей стороны, так как они запускаются отдельно. Поток Казахов прекратился, хотя перед воротами их скопился целый табор. Ждем, очередь двигается, но все равно медленно, перед нами стоят поляки на двух Джип Вранглерах. Один из них, зовут Мартин, немного говорит по-русски и немного по-английски и что-то нехорошее про Казахов. Впереди перед самыми воротами стоят еще братья славяне — Украинцы. Они торчат там с самой пятницы, не успели пройти до 18.00. Принимаем хитрый план, прикидываемся с поляками и украинцами одной экспедицией и лезем без очереди, блокируем энтих казахов на пузотерках. У одного из поляков перед воротами вытекает все масло с автоматической коробки передач, что-то там сорвало… Поляки сходят с дистанции, планируют, как быть дальше. АВ закрывает амбразуру дверного проема КП, где регистрируются паспорта для въезда на территорию таможни, возвышаясь, минимум, на голову, как Огр, над толпой возмущенных казахов-гоблинов, с таким условием: «Никто не пройдет, пока мы не пройдем». Я тем временем пытаюсь блокировать автомобильные ворота, несмотря ни на какие возмущения таможенников, что очередь должна быть в одну колонну. «МЫ В ОЧЕРЕДИ С ТЕМИ УКРАИНЦАМИ, что только что въехали!», — получали они ответ :). В общем, таможенники пошли нам навстречу, запустив нас через ворота для грузового (или встречного) транспорта. На территории русской таможни все просто: иди туда, давай сюда… проходим не то, чтобы быстро, но неожиданно просто и без заморочек. После небольшого досмотра без вытаскивания вещей из багажников нас отпускают в нейтральную территорию, где пока еще лежит асфальт, проезжаем пост погранцов, предъявив паспорта. Все, дальше — Великий Монгольский Таможенный пост не менее Великого Монгольского Народа.
Местные бизнесмены-менялы тут же предлагают все, что хочешь: сувениры, тугры, ну прям «по выгодному курсу» с их слов, ага, нашли простачков...
Дезинфекция — хошь, заезжай в лужу, не хошь, не заезжай, а денег отдай 1000 тугров! Отдали по 50руб с машины.
Ну, история такая же, на монгольском таможенном посту придавить казахов, потому как иначе никогда не попасть в Монголию в порядке очереди. Ну, нет у них понятия такого — очереди! Попадая на территорию Монгольского поста, начинаешь ощущать совершенство российских таможенников, те хоть по-русски говорили! Тут начинается смесь русско-английских ломанных фраз, куда идти определяется жестами работников таможни. Заполняются какие-то миграционки, хошь на монгольском, хошь на английском. Тут главное не растеряться! Понимать: кто «водитель», и кто «пассажир», эти слова они знают :). Подходишь к работнику: «я водитель…, куда?». Главное правильно переписать в миграционку паспортные данные с загранпаспорта и данные СРки на машину. А дальше тебя посылают, то у одного подпись взять, что он досмотрел машину, то у другого. Если возникают трудности, лучше сразу признаться: «Не понимаю!» и улыбаться :). В общем, сплошной фарс, а не таможня.
На выезде с поста какой-то хмырь тормозит нас оранжевой палочкой и пытается продать нам страховку. Ну, тут АВ развернулся:
«Дорого!»
«Как дорого!» — кричит монгол,— «Вот прайс!»
«Мы в Улаан-Бааторе застрахуемся!», — грит АВ.
«Садись… давай…», — грит Монгол, с примесью русского мата.
«Не будем здесь страховаться — Дорого! в Улаан-Бааторе застрахуемся!», — грит АВ.
«Вы как по дороге поедете?!», — восклицает Монгол.
«Мы не поедем по дороге!», — отвечает АВ.
«Как?» — спрашивает Монгол.
«Рядом поедем! Степь большая…», — втыкает АВ.
«Штраф!!! Большой!» — кричит Монгол.
«До свидания…», — говорит АВ, — «Я не понимаю».
Ну, как-то так происходила дискуссия опытного старого Монгола и не менее опытного в переговорах Яковлева. Сели в машины, так Монгол нас и запомнил…
Первая точка была у нас ледник Потанина, нужно было подняться по реке Цагаан на сколько сможем, дальше определяемся по обстановке.
Перед деревней под названием Улаанхус нас опять тормозят монголы, вооруженные оранжевой палочкой. Что-то от нас хотели, намекали, что нам туда нельзя ехать. Не поняли почему, поехали дальше.
Проехав Улаанхус, подивившись кирпичному заводику, благодаря которому строятся и заборы и дома в данной деревне, едем вдоль реки Кобдо. В долине Кобдо гол видим курганы на фоне величественного пейзажа, выгнутого в небосвод.
Местным тоже интересно, что за хлопцы и почему тут разъезжают.
Начинает смеркаться… ищем поляну для ночлега на Кобдо гол, развертываем лагерь.
Малютин добывает дрова.
АВ полез купаться — так мы заподозрили, что ети в Монголии существует :).
09.07.2013 проехали 160 км
Утро началось с окрика: «Камрады! Вы на ледник собираетесь?».
Ну да… в духе Чапаева… Потихоньку с Малютиным выползаем, сворачиваем лагерь, пакуем чай в термос. Движемся наощупь, т.е. по навигатору.
Впереди видим машины на Кемеровских номерах, пытаемся у них разузнать дорогу…
Дорога, как оказалось, завалена, в нескольких местах сошла скала. Пешая разведка показала, что не проехать никак, даже учитывая Чапаевские амбиции АВ — разворачиваемся. Из разговора с кемеровчанами: по этой дороге года три назад они ездили, но там ничего примечательного, одни кошары. Также узнаем, что за типы с оранжевой палочкой пытались нас не пускать сюда. Оказывается, в районе эпидемия ящура и санэпидемнадзор позакрывал опасные районы.
Прорываемся назад тем же путем, идем на Баян-Олгий.
На этот раз нас встречает группа с оранжевой палочкой и эцилопом во главе, о принадлежности к власти которого говорила форма, по виду милицейская.
Улыбаемся и машем, пытаемся объяснить, что мы не понимаем, что мы не можем здесь находиться, нам же по-любому как-то на родину ехать нужно. А эцилоп, надо отдать ему должное, сумел на ломанном английском объяснить, что ехать мы никуда не можем, «wait Director!». Ага, ждем Директора, из машин не выходим.
Вокруг появилась детвора на велосипедах, которая по-русски знает слова: «Хэлоу!»)), «апельсин», «сигареты», «это мне?». Ну, АВ занялся раздачей «пряников»: раскрашек, фломастеров и чего он там еще из канцелярии заготовил, ну прям америкос с гуманитарной помощью)). Видимо, Директор передумал или еще чего, но нас отпустили минут через 10, указав направление на Баян-Олгий. Рискуя уехать не по тому автобану, останавливаемся около мотоциклиста с маской на лице: «Самбайну… Баян…Олгий», ничто не поменялось в глазах молодого монгола, молча вытянул два пальца в направлении перевала, «Баярлах!» — отвечаем ему и катим в перевал.
Баян-Олгий— цивилизация!
АВ оторвался вперед, въезжаем в Баян. АВ по рации предупреждает нас о культурном шоке, о чем была речь, мы поняли, когда выехали на асфальт. Нас можно понять, мы же не видели еще Монголии, после границы еще не видели асфальта, и после 2-х дней гребенки и щебня сильно подозревали, что увидим асфальт нескоро. А так же это — первое увиденное нами поселение, которое можно назвать городом. Сразу бросается в глаза то, что мы не можем определить значение вывесок на зданиях Баяна. Хотя нет, вот проехали вывеску… вроде похоже на банк. Мы с Малютиным разворачиваемся, нам нужны тугры, т.к. ни продуктов, ни солярки сейчас мы купить не можем. Банк, если это был он, оказался закрыт, хотя режим работы, вывешенный рядом с дверями, говорил об обратном. Яковлев увидел монгола, который оказался казахом, проходившим вместе с нами границу, у него выпытал, где менять деньги, купить продукты… В общем так, вся жизнь Баян-Олгия сосредоточена вокруг базара, народу и машин не протолкнуться, все обочины забиты машинами, а люди перемещаются в общем потоке машин на подъездах к рынку.
Баян-Олгий казахский город, здесь очень много казахов. С АВ идем на поиски местной валюты, Малютин приглядывает за нашим барахлом. Находим банк, АВ находит общий язык с сотрудницей банка, и 1500 долларов превращают нас в монгольских миллионеров.
Получилось где-то чуть больше 2 млн тугриков. «Это много?» — спрашиваю я Андрея, он достает телефон-калькулятор и пересчитывает их на количество литров солярки. «Больше тысячи литров солярки, это нам надолго», — отвечает он.
Начинаем поиски мяса на рынке… Как оказалось, кое-кто из продавцов понимает русский, но результатов нам это не дает, то ли они нас не так понимают, то ли мы их.
Опять удача! Около прилавка с национальными музыкальными инструментами, узнаем казаха на Лексусе, проходившего с нами границу, за нами в очереди стоял, один из представителей казахов, кто не позволил себе лезть без очереди. Естественно, он у нас мгновенно вызывает симпатию))). Оказывается на рынке ЕСТЬ целый мясной ряд.
С этим цивилизованным представителем казахов, который, кстати, родился здесь, мы выбираем баранину и торгуемся за курдючное сало, коим изобилует задняя нога барана.
АВ пытается записать пару фраз, чтобы воспроизводить их потом в присутствии жителей пустынных районов Монголии, дабы облегчить поиски питьевой воды в пустыне.
По прогнозам, дальше вглубь пустынных районов с русской культурой никто не сталкивается. Казах, поняв с русского, пытается объяснить какому-то монголу по-монгольски, тот пытается написать фразу на бумаге русскими буквами. Возникли сложности со словом «Оазис», видимо, в монгольском языке нет такого понятия, поэтому ограничились фразами «чистая вода» и «питьевая вода». Малютин нас все это время терпеливо ждет…
АВ пытается все это время чё-нить сожрать, эдакого национального, в какой-нить в хлам национальной едальне или купить там лепешки. Попытки эти кончились провалом, монголы, видимо, не пекут хлеб, а из устного меню он разобрал только слово «Чебуреки». Покупаем кумыс, я покупаю в магазине «самообслуживания», некий черствоватый хлеб. Заправляемся, выдвигаемся на Ховд (Кобд).
Монголы решили с Баяна на Ховд проложить сурьезную автомагистраль, поэтому движемся вдоль грандиозной стройки.
Догоняем одного из поляков на Jeep Wrangler, с которыми познакомились на границе, с ним еще экипаж французской пары на Крузаке. Ну, как же… братание, поляка зовут Мартин.
АВ хвастает, что мы мясо купили, грит: «Мясо взяли, Барана!». Мартин оживляется, представляя себе живого барана, переводит французам, что у нас «баран» (шип!), показывает рожки, произносит: «бе!» и начинает кружить вокруг трактора Яковлева, видимо, пытаясь увидеть, как эти русские обращаются с животными. «Ноу, ноу, Мартин, диад баран.. мясо… миат!» — восстановил АВ равновесие Мартина, — «в холодильнике, готовить будем сегодня». Прощаемся «Бай, бай» и едем дальше.
На одном из перевалов видим монгола с орлом... Даа… вид, конечно, с перевала шикарный и монгол колоритно смотрится с этим орлом. Фотаем. Тут монгол подходит к нам и на английском грит: «Игл, Беркут… фото!», ну, надо же, думаю… первый монгольский бизнесмен, которого мы встретили)).
Сначала фотографируемся, потом начинаем торговаться. Так легче торговаться, когда уже фотки у тебя на флэшке… разбогател монгольский бизнесмен в общей сумме рублей на 100, хотя начал торг с 10000 тугриков.
Спускаемся с перевала и встаем на берегу живописного озерца, вокруг полно живности — жирные оранжевые утки и семейство белых лебедей мы регулярно наблюдали на глади озера. Недостаток в идиллии все же был — дул сильный ветер.
АВ взялся за приготовление плова, естественно, из барана, купленного в Баян-Олгий. Ну и конечно, не обходится без сала, баран дело долгое.
Темнело… АВ отошел по какой-то надобности за холм и обнаружил у дороги стоянку из трех машин: Поляк Мартин на Вранглере, французы на Крузаке, англичане на Форде F250 с жилым модулем сзади вместо кузова. Мы, прежде чем разбить лагерь, кружим по местности, выбираем место, чтобы живописно было, у воды посуду мыть удобнее, в низине, чтобы и с дороги не было видно, и ветер не так сдувал. А эти дикари, как ехали, так и встали на ночлег у дороги. Естественно, АВ тут же включил режим русского гостеприимства: «Камон, ви хэв сало энд водка, есть плов!». Короче, сказали, что придут… и пришли. Англичане посидели недолго, французы задержались подольше, их звали экзотическими русскими именами Катя энд Иван, из-за чего, по их словам, происходили недоразумения с прохождением русской границы. Водка объединила языки и народы. Вскоре мы общались, практически не ощущая языкового барьера, тем более, Мартин говорил чуть-чуть по-русски, чуть-чуть по-английски, и мы с французами чуть-чуть по-английски. Французы никогда не едали сала… нонсенс! Иван всячески выражал восторг в пользу данного продукта, в дальнейшем, находясь под водкой, рассказывал Мартину, о возможностях нового гастрономического бизнеса. Хохлы хорошо его не слышали, они бы объяснили ему за их сало))). Как оказалось из разговора, французы никуда не торопятся, они год денег зарабатывают, потом год путешествуют, 10 месяцев у них планировалось путешествие по Монголии. Что делать здесь 10 месяцев, ума не приложу… Не поверили, переспросили и уточнили, может, трудности какие перевода, ответ был однозначным «10месяцев». Поэтому они едут очень медленно и не торопятся, что не есть гуд для Мартина, срок его визы в России быстро тает, а ему еще 10000 километров по Монголии, России и Украине преодолеть. Ужинали пловом в исполнении АВ.
Не то, чтобы плов совсем не удался, АВ готовил плов в первый раз, получилась, в лучшем случае, очень даже съедобная рисовая каша с бараниной. Но интернациональные народы, разбалованные полуфабрикатами-дошираками и прочими сухпайками, закатывали глаза и мычали в знак одобрения.
Наступает момент, когда Мартин просит АВ, если вдруг его, Мартина, будет спрашивать водка, то Мартин будет очень признателен Андрею, если АВ отмажет его, Мартина, сказав, что Мартина нет. Как-то вот так витиевато пошутил Мартин. Значит, пора людям спать. Малютин перед сном уже в палатке в очередной раз подивился, как, все-таки, водка стирает барьеры в общении интернациональных народов, и как, все-таки, офигенно, когда четыре национальности могут непринужденно общаться у костра в Монгольской степи.
10.07.2013 проехали 409 км
Проснулись, свернули лагерь, попрощались с французами, которых весь следующий постоянно обгоняли. Мартин теперь ехал с нами в колонне.
Опять санэпидстанция… Эти выглядели более подготовленными, с брызгалками и прочими атрибутами не просто людей на дороге. Записывали паспортные данные, номера машин, брызгали колеса, заставляли вытирать обувь, брызгали какой-то гадостью в ротовую полость... хадасть. И тут, надо отдать должное наблюдательности монгольского эцилопа, я обнаружил на месте номерного знака на переднем бампере остатки пластмассы закрепленные на саморезы. Итак, у меня спереди отвалился номер… «Фигня…», — сказал Малютин, — «Границу проходить будем с зада вперед перекрутим». «Ну-ну», — грит АВ, — «Сзади номер скрутите… чтобы было чё прикручивать на границе». Резонно… Задний номер помещается в кабину автомобиля как обратный билет на родину.
Побрызгали да отпустили нас монголы. По дороге набрали воды, как оказалось, дальше воду набрать проблематично, мы еще не совсем разобрались, где воду берут монголы, поэтому в лучшем случае вода попадалась техническая. До Ховда добрались без происшествий.
На въезде очередная обработка колес и паспортный контроль. Заправляемся, не задерживаемся и двигаем на Алтай.
Переправа — не дадим снизиться популяции монголов из-за водных преград в Великой Монгольской степи не менее великого Монгольского Народа! Не напрягаясь, переезжаем вброд реку, французы тут же нас догнали.
На берегу стоят две монгольские пузотерки и чешут репу, как бы им тоже на тот берег. Вообще, мы попали в Монголию в период праздничного паломничества. Все степные жители перемещаются в сторону крупных поселений на праздничные торжества, и наоборот, жители крупных поселений к родственникам в степь. Ну, так вот… отступать монголам от водных преград некуда, и просят нас перетащить их на другой берег. Уровень воды в реке выше уровня воздухозабора легковых машин монголов. Яковлев объясняет им жестами, как в игре «крокодил», что будет полный салон воды и вода в воздушном фильтре. Не убедил… читалось в глазах коренных жителей. АВ пожимает плечами, показывает, чтобы заглушили воздушный фильтр и начинает разматывать лебедку. Французы достают здоровенно-профессиональную камеру, спрашивают, как ни странно, разрешение на съемку для их фильма. «Крэйзимонголианривэ кросс!!!» - откровенно ржем мы, понимающе кивают французы. Все просто — заглушенные автомобили монголов лебедкой на другой берег. В уплату за услугу попросили монгольской водки, водки не было у них, но презентовали они нас молдавским вином, сделанным на экспорт в Россию… парадокс. Пока АВ сгребает лебедку, а монголы сливают воду из салонов и распаковывают воздушные фильтры, мы с Малютиным выдвигаемся. Вокруг потрясные пейзажи, вершины хребтов на горизонте проплывают как островки между небом и землей, интересный природный феномен, связанный с преломлением световых лучей в более прогретых слоях воздуха, и над поверхностью земли отражается небо. Кажется, что горы не то парят в небе, не то выступают из моря, как вершины подводных хребтов. Останавливаемся с Малютиным сделать фото… и обнаруживаем, что некий Леха (опустим эпитеты :) оставил фотоаппарат на капоте трактора АВ, возле шноркеля, когда снимали монголианкрейзиривэ кросс. По рации вызываем АВ, спрашиваем, как он едет, ничего у него на капоте там не подпрыгивает? АВ замечает фотоаппарат… Зная как АВ ездит на своем тракторе по бездорожью, очень удивились с Малютиным, какая сила удерживала фотоаппарат на капоте. Мы-то уже похоронили весь фотоматериал вместе с несчастным фотоаппаратом, потому радости нашей вперемежку с облегчением не было предела.
Дорожная грёбанка нас в конец одолела, мы решили ехать по строящейся насыпи, местами даже асфальтированной, но дорожники — народ, понимающий монголов, и нам все время путь преграждали валы сооруженные дорожниками, которые мы объезжали на своих тракторах, съезжая с насыпи и снова заезжая на нее. У Мартина наступает время сеанса. Мартин журналист на радио и каждый день, в установленное время, вынужден по спутнику выходить на связь, для… репортажа, наверное… Ну вот, стоим мы на насыпи… Мартин занимается спутником…
АВ развалился на асфальте в тени своего автомобиля, мы с Малютиным поглощаем воду. Ага, нас заметили дорожники, пешком послали гонца. Ждем… подходит китаец, спрашивает, говорим ли мы по-английски, нет говорим мы с Малютиным, не говорим, вон тот человек с сотовым телефоном, он говорит, мы не говорим. Ждем, когда закончит Мартин… Китаец рассказывает, что он из Чайны… (ну да откуда же он еще, не из Зимбабве же), пять лет он тут уже строит. Подходит Мартин, Китаец ему что-то объясняет… образно жестами показывает… что-то сыпет одной рукой на раскрытую ладонь другой, показывает высоту между ладоней около 20-30см. Я так понимаю, он Мартину рассказал весь технологический процесс строительства дорожного покрытия. Мартин сказал: «Э-э… он говорит, что мы не можем ехать по этой дороге…». Ну, раз Китаец сказал низя, значит низя, обещаем, что не будем… Едем дальше… по насыпи… Яковлев! Что тут сказать… Монголы имели полное моральное право расстрелять АВ по законам военного времени, за наносимый непоправимый ущерб Великой Монгольской Стройке не менее Великого Монгольского Народа.
Дорога на Алтай дается с трудом. Я пробиваю заднее левое колесо, АВ с Мартиным улетают вперед. Ничего военного, если не брать во внимание тучи оводов, которых мы не замечали изнутри автомобиля. Замена колеса напоминала пит-стоп в формуле 1. Потому как эти оводы жрали нас вместе с футболками и носками. Пока с Малютиным снимали колесо и доставали запаску, стало понятно: вот сейчас они нас и сожрут… Вот тогда мы понаодевали на себя все, до чего дотянулись, и пит-стоп пошел уже спокойнее, но все равно с матом.
Мартин ломает левое крепление капота на своем Вранглере, мелочь, но меры надо принять, пока второе крепление не развалилось и подняло капот. Привязываем капот едем дальше. Едем хорошо, до темноты пересекаем границу Гови-Алтай. У АВ незначительно потек хвостовик заднего кардана, ну тут ничего не поделать…масла есть.
Остановились, как стемнело посреди степи, разве что с дороги съехали, да к каким-то кустам-колючкам подъехали. Мы уже по привычке, стандартной методой разворачиваем лагерь, я достаю столик, стулья, продукты и прочий шмот, АВ ставит плитку, воду, пока Малютин развертывает палатку, я режу сало… Мартин достает какие-то сухпайки, естественно, АВ тут же морщит нос, заворачивает Мартину про нездоровое питание… Готовим человеческую пищу на газе…
Мартин достал пузырек. Сказал, что это только для хороших людей. Налил по чуть-чуть… на запах оказалась медовуха! Но я такой не пробовал, она и крепка — сразу пищевод согрела, и на вкус приятна очень. Выпили стопки маленькими глотками, смакуя и не закусывая. Мдя… вот это вещь! Нам так жалко стало продукт такой переводить, что от следующей партии отказались, сказав Мартину: «Вещьчь! Прибереги», и достали водку…
11.07.2013 проехали 360 км
Утро традиционно началось с разведки местности, вокруг были кусты, к которым мы так благоразумно стремились вечером. Согласовав между собой направления и время разведки, успешно ее провели. АВ в разведку всегда ходит с лопаткой, он самый опасный разведчик, не думаю, что он копает глубоко).
Въезжаем в Алтай, первым делом заправляемся топливом…
У Мартина трудности с подсчетом тугров, человек просто сменял баксы на горку тугриков, сколь там тугриков в этой горке он не считал)).
Хорошо, что рядом Яковлев — носитель демократии, выручил. Я поехал искать автозасвар (авторемонт), нужно было сделать пробитое колесо.
Проблем не возникло… подошел к автослесарю с колесом, показал на колесо, он мне на пальцах объяснил какие у меня варианты… Колесо пробило сбоку камнем и чуть замяло диск. Короче сделали жгут и поставили туда камеру российского производства. И вообще, в Монголии великий монгольский народ никогда не останется без работы, пока у них такие автобаны. Если ничего не умеешь, можно открыть засвар и делать колеса, рессоры, глушители.
В Алтае вовсю идет праздник Наадам, повсюду монголы в национальных одеждах, или в европейских нарядах, стилизованных под национальные. Суровый Малютин с коронным вопросом «А зачем?», когда его спросили: «Пойдешь смотреть?», как всегда, охраняет наш автопарк. Под празднование Наадама выделен стадион и прилегающая территория. Вокруг него разместились азартные, как я понял, аттракционы с призами, что-то вроде метания колец, юрты с полевыми кухнями, ну и торговые лотки, как без них, заваленные китайским ширпотребом.
Народ вокруг стадиона кишит и толпится, а на самом стадионе в этот день происходили состязания по борьбе и народу болельщиков на самом стадионе было не очень много, в основном, я думаю, родственники состязающихся.
Но присутствовали и герои борцовских состязаний, как, например, один древний старик, многократный чемпион в прошлом. Он, естественно, не мог видеть происходящего на стадионе и довольствовался лишь комментариями, ввиду своего уже ну ооочень слабого зрения. Но сидел прямо, сурово, солидно, мудро и смотрелся… ну прямвааще!!!
Из всего данного мероприятия и местного колорита можно отдельно выделить спортивный национальный наряд борцов: национальные сапоги богато расшитые, трусы борцовские, за которые можно поднять противника или вывести его из равновесия, расшитая яркая жилетка, и головной убор похожий на тюбетейку. На первый взгляд потешно, но никто вокруг не улыбается. Ну и мы с сурьезными лицами все это наблюдаем.
АВ как всегда начал проявлять интерес к местной кухне, чем они тут питаются? Заглядывать в юрты, из одной его выгнали, полез в другую — не понравилось… Короче, остановился на чебуреках, наверное, на корточках в юрте в крокодила неудобно играть, а слово чебурек все понимают. Набрал чебуреков и давай их жрать посреди гуляющих вокруг стадиона монголов. Делал круглые глаза, мычал и, наверное, даже урчал от удовольствия, но вроде выжил.
Выдвигаемся с Алтая на Баацагаан, что недалеко от одноименного озера. Природные ландшафты в Монголии очень разнообразны, местность не однообразна, она сменяется то степью, то нагромождениями камней, то песчаниками, то каменистой местностью. Нет того гнетущего ощущения, когда вокруг один и тот же пейзаж, одна и та же растительность, одна и та же дорога, вокруг сменяются разнообразные ландшафты. Мартина застал сеанс связи, когда мы проезжали некий сад камней. Валуны лежали не просто хаосом разбросанной породы, они создавали впечатление упорядоченности и ухоженности. Их размеры варьировали от здоровых (как юрты), до мелких (с колесо машины).
Некоторые камни выглядели как стелы. Все они были обкатаны и отполированы дождями и ветрами. И мы вертели головами, разглядывая камни, пытаясь убедить себя, что это памятник природы, а не рукотворные сооружения. В то время, как мы вялимся в тени своих автомобилей, Мартин на весь Полэнд, рекламирует русских экстремалов, их образ путешествия, ну ясно, «сало с водкой» тоже прозвучало в его речи — «добже», как говорят поляки.
Мы Мартину предложили купить у нас патент на изготовление сала, раз хохлы от поляков так надежно его прячут. Вот насколько, все-таки, поляки и украинцы… соседи, есть что делить).
Нам нужно пополнить запасы питьевой воды. Потому, в одной из деревень замечаем ручей и поднимаемся по нему вверх к истоку. Мдя… исток выглядит как лужа, с которой мы сгоняем пару собак, чуть ниже пасется скот. Находим ключ и углубляем дно, ждем пока муть осядет и набираем канистры, черпая воду в две кружки. Пока черпаем, некоторые личности, вроде Мартина, начинают сомневаться в питьевом качестве воды, но тут подъезжает монгол с сыном, тоже с канистрами. Спрашиваем: «Гуд воте? Хорошая?», монгол кивает, и сомнения тех отдельных личностей отпадают.
До Баацагаана явно сегодня не доезжаем. Форсируем вброд некую Олзийт гол, где-то 30км не доезжая до Бомбогора, или как его там, и встаем на берегу этой реки лагерем. Здесь есть и вода, и дрова. Яковлев разведывает путь вдоль реки на завтра, чтобы не делать крюк. Фигня какая, нужно форсануть канаву метр глубиной метра два шириной а внизу еще и валуны лежат. «Так…», — говорит Чапаев, — «Я и Мартин проедем, а ты, Леха, не проедешь, ну да ничего, тут кинем сантраки… тут камней накидаем». Мартин чувствует палево: «Ноу! Ноу! Нет!...» — говорит Мартин — «Андрей, я тут не пройду…мне еще 10 000 километров проехать надо!». «Хых!» — говорит АВ— «Мартин просто не знает беспредельные возможности своего автомобиля». «Ладно…» — говорю Я Андрею — «Не горячись, утро вечера мудренее». Все, привал.
Место, надо сказать, оказалось очень примечательным. Мы встали у реки под скалой. Русло реки можно сказать вплотную огибало скалу. Когда стемнело, в профиль скала стала поразительно напоминать сфинкса. А пока не стемнело было принято решение, поставить баню, раз уж здесь есть дрова. Работа закипела, я достаю, распаковываю баню, Малютин ставит и готовит палатку ко сну, АВ готовит, а Мартин пытается всем по чуть-чуть помочь. Баня установлена, Малютин топит ее, мы с Мартином таскаем воду.
Все-таки, поляки они больше европейцы, чем славяне, потому как, даже в средне натопленной бане его надолго не хватило, но все одно мылись и купались в речке с удовольствием. Вода в реке оказалась прогретой, ну то есть, не ледяной, а просто холодной, после бани так мы, вообще, испытывали блаженство, погружаясь в нее, так и лежали некоторое время в воде. А потом… потом снова в баню))). Что готовил АВ, не помню, но вот пили магарыч, который вручили АВ монголы за помощь в переправе, молодое молдавское белое вино. Мартин снова угостил своей медовухой. Мы с Малютиным на боковую. А АВ задержался у костра. Сквозь сон слышал звук мотора мотоцикла. Из рассказа АВ, приезжал монгол местный на мотоцикле от ближайшей юрты, выпили они с Андреем водки чуток.
Монгол все время что-то пытался сказать про скалу, показывал на нее пальцем и прикладывал вертикально ребро ладони к переносице. Предъявлял АВ за дрова, которые мы жгли. В итоге, монгол отработал у АВ бутылку водки). Правда, взамен потом привез пакет курда и молока полторашку. Под курдом понимается твердая такая сквашенная и высушенная сырная масса, скатанная и нарезанная пластинами. Нужно отменные зубы иметь, и здоровый аппетит, чтобы его есть. Пока один кусок сгрызешь, слюной наешься.
12.07.2013 проехали 263 км
Уже глубокое утро, баня и поздние посиделки сказались на всех крепким утренним сном. В меня сон уже не помещался ни боком, ни поперек. Возникла мысль — пока утро мудреней, произвести утреннюю разведку, заодно разведать, где дорога, можно ли проехать вдоль реки. Ну, естественно, полез на «сфинкса».
Дороги никакой со «сфинкса» не увидел, ну хоть определился с рельефом местности и направлением движения. Все-таки, Я хранитель карты и главный нафигатор экспедиции. Утренний осмотр машины Мартина показал, что ему нужен засвар. У вранглера развалилось крепление запаски, я так думаю, запаску и наверх можно прикрутить.
Но у Мартина свое было видение по поводу оставшихся 10 000 километров пути, и он принял решение ехать на Улаан-Баатор, а мы в Гоби, Хэрмэн Цав, в частности, нас интересовал.
Прорываемся вдоль долины реки до Баацагаан тропами. И натыкаемся на остатки стены из глиняного кирпича. Стена разрушена временем, четко видны следы кладки и кое-где виден глиняный кирпич. Стена замыкает прямоугольный периметр впечатляющих размеров, дальнего угла периметра не видно, внутри периметра ровная площадка. Ширина стены 1-1,5м.
Внутри периметра шныряет очень много потешных быстрых ящериц, кругом осколки фарфора и непонятных железных элементов, а также разбросаны кости животных. Мы разбрелись по периметру, пытаясь понять, для чего тут стена и что находилось внутри нее.
АВ своей культовой саперной лопаткой 43-го года, выкапывает какую-то цацку, явно китайского производства, какие-то остатки ткани, и элементы тазовых костей, мы сошлись во мнении, что человеческих. Я брезгливо дистанцировался, ну их, гробокопателей этих.
Но и у АВ как-то пропало желание дальше копаться, но цацку он взял. Там же недалеко проехали мимо захоронения с каменной стелой. Просто стела стоит посреди степи.
Далее едем по живописной скалистой местности. Красные камни выглядят как остатки каменной кладки. Впрочем, и остатки кладки из той же породы мы наблюдали не раз. Разрушенные ограждения, элементы строений, небольшая стела грубо обтесанная с одной стороны.
Вышли мы все-таки на Баацагаан по координатам определенным по бумажному носителю с карты. GPS‑нафигатор давно уже работает как компас, дороги умнее нас. Баацагаан встретил нас пустынными улицами, село как вымерло, естественно, виноват в этом всемонгольский праздник.
Правда, группа пьяных монголов нас нашла на заправке, но вроде безобидных, даже дорогу показали на Шинэжинст. Девушка заправщица-кассир нашлась небыстро, но нашлась, иначе пришлось бы расходовать солярку с НЗ.
Пока заправляемся, местные очень интересуются дровами, которые мы везем с собой на багажнике АВ. АВ им врет: «Кош-Агач! Рашэ». Вряд ли они поняли, но АВ не смог бы им все равно объяснить, откуда дровишки. В южных и восточных районах Монголии практически нет деревьев, поэтому монголы очень нервно относятся к дровам. Вот кизяк — это пожалуйста! В общем, аккуратно надо в Монголии относиться к деревьям. И будьте готовы отвечать на вопрос «откуда дровишки?».
Форсируем небольшой перевал в сторону Шинэжинста. АВ, как всегда, оторвался вперед, хотя мы его предупреждали — за 15км до Баянцагаан нам нужно уходить налево. Естественно, он не знал где эти 15км. Развилку он благополучно пролетел, рацией мы до него не дотянулись. Развилка ко всему обозначена горкой камней на обочине дороги — самый распространенный указатель на монгольских дорогах. Еще каменными пирамидками обозначаются опасные участки дороги, где нужно сбросить скорость. В любом случаем, увидев каменную пирамидку нужно проявлять повышенную внимательность, это либо поворот, например, к колодцу, либо к юрте, либо объезд какой, либо опасный участок. Под конец путешествия мы с Малютиным настолько привыкли доверять каменным обо, что поневоле сбрасывали скорость, видя такой указатель. Но пока мы только учились, как я и говорил, дороги умнее нас вместе с нафигатором. Преследовать Яковлева не имело никакого смысла. Потому мы спокойно расположились на развилке, достали чай и принялись ждать.
Мы считали: ну минут через десять он потерял нас из виду. Вряд ли через 10 мин он заметит, что за ним никого не видать, потому через 15 мин он окажется в Баянцагаан при скорости 60км/ч. Была договоренность, если потерял из виду машину, то ждать ее нужно 20 мин. Если машина не появилась, возвращаться назад. Ну и 15 мин занял бы у него обратный путь. Итого 50 мин. Потому мы с Малютиным никуда не торопились, прорабатывали дальше маршрут, пили чай. Ситуация была настолько юморная, как мы представляли удивление АВ, когда он достигает Баянцагаана… Короче, АВ уложился за 35 мин. Он достигнув Баянцагаана, сообразил, что ждать нас нет никакого смысла — не дождется, и сразу развернулся назад, 5 мин, по-моему, он потратил на что-то съестное… Подъехав молча к нам, как ни странно, не стал нас ни в чем обвинять, а мы только спросили иронично: «Ну…и…как там Баянцагаан?». АВ ответил, что не придал значения этому повороту, больно он невзрачный. По пути в Шинэжист проехали мимо какого-то большого карьера, с шахтерским городком, а также мимо строящейся взлетной полосы, как нам показалось. Поскольку темнело, шахтерский поселок разглядели в бинокль, Шинэжинст в нем не признали, поехали на перевал. И прямо под перевалом въехали в Шинэжинст, на въезде заприметив колодец. Вода еще была, нужно было срочно решать с ночлегом потому, что уже откровенно темнело. Встали лагерем уже затемно, где-то между скал скрывшись от назойливого взгляда местных жителей. Лагерь уже разворачивали механически, все роли разделены. День прошел без потерь.
13.07.2013 проехали 234 км
Утро начинается… день сурка… В Шинэжинсте заправляемся, и едем набирать воду из колодца, запримеченного вечером. На запах и вкус вода вроде свежая, готовим канистры… за нами пристально наблюдают лошади, трущиеся возле колодца. Начинаем набирать канистры… У лошадей возникает непонимание — мы производим, по их мнению, неправильные действия, они нас окружают и начинают требовать воду.
Одни начинают тереться мордами о наши спины, самый опытный в общении с туристами конь начал стучать копытом по разрезанному колесу, которое, как мы догадались, является корытом для воды. Ладно… Переворачиваем колесо и АВ начинает наливать им туда воду. Пили они так, будто в последний раз, сколько АВ не лил воды в колесо, наполняемость равнялась потреблению этой воды.
Минут через 5 решили, что хватит, кто знает, сколько их там поить надо. АВ получил от процесса спасения умирающих от жажды лошадей несказанное удовольствие и выглядел так, будто накормил всех детей Африки :).
Двигаем в пустыню, путь наш лежит через небольшой перевал, где-то как-то, по компасу и тропами форсируем его. Едем по возвышенности кругом степь, на горизонте не видать привычных хребтов, они то ли далеко и слились с небом, то ли прогретый у земли воздух отражает небо и нам их просто не видно. Но ощущение такое, что едешь по крыше мира, стоит доехать вон до того края и увидишь хребты там внизу. Очередной перевал - наш путь лежит по сухому руслу, наверное, здесь бывают периоды, когда течет вода… Навстречу нам едут немцы на Крузере 70м, двое мужчин средних лет, очень доброжелательные. Ну как тут в малонаселенной местности проехать мимо двум европейским расам. Нам нужна информация… изъясняемся с ними на английском, у них есть карта с прорисованным маршрутом, фотографируем ее. Узнаем проходимость дороги — проблем вроде нет. Узнаем насчет оазисов. Оазисы, говорят, есть, на карте они отмечены, но вода хорошая только в одном, берем на заметку. Немцы показывают на карте места, откуда открывается отличный вид, на карте у них помечено глазом.
Прощаемся с немцами: «Гуд лак!» и, заряженные информацией, едем в предвкушении новых впечатлений. Прямо по центру дороги-русла видим дерево…
Вокруг растительности нет, песок один, тем сильнее оно контрастирует зеленью на фоне речного серого песка и ярко синего неба. Проехать мимо такой благодатной тени мы не в силах… машины поставили в тень, развалились… пьем чай. В ветвях дерева видны голубые ленты, кора дерева с глубокими трещинами, просто забита разного вида деньгами, в преобладающей массе, конечно, тугры.
Выехали с русла на простор, вокруг растут леса саксаулов. Грунт песчаный с небольшим слоем мелкой щебенки, которая остается сверху, когда песок выдувается. Она дает небольшое уплотнение грунту, и мы летим низко и мягко. Приходит осознание… мы в пустыне. Останавливаем машины, ступаем на песок, от разогретой поверхности веет жаром. Но мы турысты, в шортах без футболок, нам харашо.
Я накидываю сразу куртку с капюшоном и длинным рукавом, а лохматому Малютину и так хорошо, у него природный утеплитель. Проверяем давление в шинах, от раскаленного песка давление зашкаливает за 2,5 очка. Спускаем давление специнструментом (камешком подобранным прям тут же у колеса), я спускаю до 1,5 очков. Все, дальше песок, саксаулов уже не леса, а изредка коряги, видим первый клочок зелени.
Издалека, кстати, пятно зелени, вблизи может оказаться, зарослями саксаула на песке. Но мы искали оазис, и нашли, разглядывая зелень в бинокль. Впечатления от оазиса, превзошли наши ожидания, здесь росли самые настоящие деревья и растительность в виде камыша настолько буйная, выше человеческого роста. Деревья дают тень, от воды тянет прохладой. Воды мы, правда, не увидели, но как кони на запах начали ее искать. Нашли… это — болото, а не вода. Если вырыть яму может и можно ее добыть, но ее качество сомнительно. И еще один неприятный факт — это москиты, большое разнообразие мошки, комаров, клещей и прочей насекомой, кровососущей нечисти.
Однако, едем дальше и все-таки находим еще один оазис, про который говорили немцы. И там действительно видна не просто вода, а небольшое проточное озерцо, можно помыться как минимум. Вода течет через весь оазис. Из-за зелени воды практически не видно, если бы не открытый пятачок свободный от зелени, мы бы так и проехали мимо. Поохали, поахали: «Эпическая сила!…твою дивизию!..аффигеть!» — ну как обычно русский человек выражает свой восторг… Приняли решение, что на обратном пути тут остановимся, а нас ждет Цветок Пустыни.
Находим Хэрмен Цав, по компас-нафигатору… въезжаем в ворота каньона, да… зрелище величественное, нет слов… Отвесные стены каньона насыщенного красного оттенка, с обнаженными слоями песчаника, поражают неискушенный взгляд. Создается стойкое ощущение, что вот так выглядит пейзаж Марса. Внутри извилистого лабиринта каньона расположена зеленая масса оазиса.
Идем с АВ в разведку, Малютина оставляем у ворот на стреме. На вопрос Малютина: «А зачем?» — отвечаем: «Оглядеться, определиться с дальнейшими действиями». Задача найти воду, и если найдем, то определить место для лагеря. Находим сухое русло оазиса и начинаем двигаться вверх вдоль него, как по туннелю. Над головой настолько плотная растительность, создающая абсолютную тень. Движемся около 10 мин, АВ предлагает вернуться, говорит: «Неизвестно, сколь нам еще топать». Его правда, каньон 20 км протяженностью. Если оазис хотя бы километров 5 в длину, то туда и обратно 2 часа ходу, как минимум, по прямой. А русла они никогда не текут почему-то по прямой, вот дурни! Повторяют рельеф местности. Короче, возвращаемся, у АВ мысль проехать чуть в глубь каньона.
Обнаруживаю чуть влажный грунт на дне русла, пинаю грунт носком ботинка, дабы оценить стоит копать или нет, АВ теряется из виду. И тут… мне прилетает камнем сверху в правое плечо… да так больно… сцуко, острым краем, очень хочется думать, случайно сверху скатился, но черезчур уж, траектория не та и явно с начальным ускорением. Ну, думаю, Яковлев! Гад! Побег вперед, где он там вылез… Через, буквально, 30 секунд, нагоняю АВ. Тот топает, как ни в чем не бывало, никакого подъема наверх я не заметил, это надо обезьяной быть, чтобы забраться наверх отвесных стен русла с зарослями. Вся эта картина сложилась у меня мгновенно, как увидел спину АВ. Это не АВ точно… Ничего ему не говорю… Сказать, что в меня камнем кто-то зарядил… Решил повременить с выводами, остается еще Малютин, но тот машины стережет… Расходимся с АВ, он идет к машине, а я напрямик к своему Форду с Малютиным. К Форду своему пробираюсь через плотные кусты не выше колена, классический туррыст в шортах, обдираюсь, за что и поплатился. Подойдя к машине, Малютина не обнаружил, машина закрыта… пошел гадить в разведку — первая мысль. И тут обнаруживаю на ногах, незащищенных шортами, клещей. Обычно эти насекомые долго ползают прежде чем впиться, но эти оказались то ли не в теме, то ли это был их последний шанс. В общем, отрывал я их, прям так, за головы, не заботясь, что хоботок останется под кожей. В итоге оторвал пять штук, и взялся за осмотр одежды… с одежды снял еще троих. Потом еще пару дней снимали с одежды клещей. Пока я голышом производил телесный осмотр и чистил одежду, нарисовался Малютин. На вопрос: «Где был?» Малютин ответил в своей манере: «А чё?». Оставили мы на Малютина машины, а он решил, что несправедливо и тоже пошел в разведку только в другую сторону. На вопрос: «И что там» получил ответ: «Ничего». Тоже мне разведчик… Короче, что-либо выпытать у Малютина нереально, поэтому про инцидент с камнем я умолчал. Здраво рассудив, что Малютин бы сам рассказал, а говорить Малютину в таком ключе, что в меня кто-то камнем бросил, я пока не рискнул.
Долго не было Яковлева, уже пошел я до его машины, которую он бросил в каньоне, как он появился из-за поворота. Тоже загадочный весь, на вопрос: «Чего так долго» — ответил: «Потом расскажу…». Ну, зато я ему выдал, про злых клещей… и начался очередной телесный осмотр АВ… Ну что, раз Малютин разведал в другой стороне: «Ничего, ну дорога…», то в ту сторону и решено было максимально углубиться в каньон на машинах. Углубиться у нас получалось плохо… Уперлись в крутой склон.
Мы с Малютиным зарывались в оранжевый песок, АВ тоже не хватало мощей, тяжелый, груженый, на верхушке подъема не вытягивал двигатель даже на пониженной. Позже, конечно, обнаружили причину нехватки тяги двигателя, но пока каньон нам не сдавался без боя. Потратили несколько часов, а прорвались вглубь каньона в лучшем случае на пару километров. Но где-то нужно было вставать лагерем. Нам с АВ перспектива ночевать в каньоне не улыбалась — воды нет, клещей море, да и Малютин не проявлял острого желания так рвать машины. Решено, едем к оазису и там ночуем... но мы же не ищем легких путей!
Мы решили подъехать к оазису с другой стороны, там вроде как спуститься в оазис можно к воде. К воде подъехать не получилось, в итоге мы начали зарываться в песках, не доезжая до оазиса с полкилометра. АВ на автострадной приспущенной резине чувствовал себя более комфортно, чем мы с Малютиным на грязевой. На Форде мы зарывались легко и запросто, а АВ нас вытаскивал. Поскольку объезжать эти барханы большой крюк, смотрим дорогу пешком и начинаем прорыв. Форд недотягивает 20 метров до съезда с барханов на дорогу, АВ прорывается и тащит нас лебедкой. Уже темнеет, а мы натолкавшиеся, накопавшиеся, злые, уставшие мечтаем выбраться уже с этих барханов, хотя бы на след какой-нибудь машины. Прорвались. АВ заявляет: «Фигня! Даже сантраки не доставали, незачёт… завтра еще одна попытка!». На что последовала естественная реакция от нас с Малютиным — непереводимая игра слов с применением местного диалекта... Найти место в оазисе ночью, которые мы запланировали под стоянку днем, оказалось задачей непосильной. По оазису в темноте блукали около часа. Прохлада от воды в душном воздухе пустыни, ощущалась кожей, как манна небесная. Но мы постоянно упирались в какие-то камыши, вокруг света вьются тучи ночной насекомой нечисти. Лагерем встаем на краю отвесного склона, где-то внизу оазис с мошкой-комарами-клещами-мотылями… дровами. Мы почему-то представляли себе, что в пустыне нет дров… В Гоби есть! Прокаленный зноем сушняк саксаулов горит как факел, углей не остается только горстка золы. Во время ужина Яковлев находит у себя на одежде клеща… Начинается очередной суетной телесный осмотр. И тут АВ рассказывает, почему его долго не было. Во-первых, его задержали брачные игры каких-то ящериц, снимал анимал-порно, извращенец)). Во-вторых, он наткнулся на следы от босых ног, правда, давнишние, выветренные по краям. Начал развивать тему, что это очень странно, кто станет там ходить босиком… Малютин начал, вроде как, ну а почему туристы не могут… Ну, тут я выдал про инцидент с прилетевшим в меня камнем. Тут Малютин начинает надо мной с АВ ржать… Не просто ржать, а в его смехе так сквозило, какие мы лохи, вот чуть-чуть и до существования монгольского Ети дойдем. Короче, обидно этот гад ржет, а мы с АВ искренне не понимаем его веселья. И тут этот лохматый мужик озвучивает: «Реально не понимаете?», «Да…» — признаемся мы с АВ — «Не понимаем». «Да это я кинул камнем!» — признается Малютин. «А что же ты, морда гнусная, дурака включал, когда я тебя спросил, где был?» — спрашиваю Малютина. «А никто не спрашивал», - отвечает Малютин. Ситуация… смешно было только Малютину, я, наоборот, начал накаляться… хряпнули спирта. Вопрос со следами остался открытым, Яковлев в версию босых туристов не верил. Несколько раз гоняли вниз к оазису за саксаулом. АВ развивает теории, откуда же берутся клещи…
Мы с Малютиным еще раз провели клещевую дезинфекцию спиртом изнутри, наблюдая за пионерским костром, и завалились спать.
14.07.2013 проехали 146 км
Утро началось с мысли о том, что сказки о холодных ночах в пустыне Гоби явно преувеличены. С высоты нашего лагеря, план оазиса и маршрут нашего ночного блуждания стал виден как на ладони.
«Туда!» - ткнул пальцем АВ в сторону оазиса, и мы начали сборы. Утром дул сильный ветер, и меня не покидала мысль, что палатка наша, все-таки, может летать, аки змий воздушный. Малютин откровенно ржал, когда я запускал палатку, АВ крепился, сердце его наливалось кровью, ведь палатка была его собственностью. Палатка взлетела невысоко… угол атаки я не смог удержать в воздухе... АВ вздохнул с облегчением, когда я запихал палатку в чехол.
Подъехали к краю оазиса, напротив озерца… На машинах не спуститься, только пешком через 2-х метровые заросли камыша. Собираем мыльно-рыльные, шмот для стирки. АВ в этом деле очень быстр. Пока мы с Малютиным собирались, он уже спустился вниз и пробирался через камыши… Это была картина… Мы с Малютиным обомлели секунды на две… АВ из всего обмундирования одел ковбойскую шляпу и шлепанцы, в руках мыло, так он и пробрался через камыши. И вот появляется фигура АВ из камышей, на открытом пространстве в одной шляпе: «Все…», — сказал Малютин, — «Обнатуралился…». «Чего?» — переспрашиваю Я. «Слился с природой…», — отвечает Малютин.
Пока Малютин гоготал, созерцая это чудо природы, Я пытался поймать в фокус фотоаппарата этот редкий исчезающий вид монгольского Ети, которого можно увидеть исключительно у водоемов с чистой водой во время водных гигиенических процедур. Теперь-то мы знали, Ети существуют. Мы с Малютиным не рискнули так сливаться с природой и по камышам пробирались в трусах. Вокруг вились оводы, их единственной целью было — любой ценой урвать хоть каплю крови русской.
Пока мы мылись, брились, стирались, к нашим машинам наверху присоединились еще две машины: одна с представителями великого монгольского народа, другая с европейцами. Тут наступает кульминация… Монголы с европейцами так и застыли на верху оазиса, глядя на Етих русских, видимо, они не верили своим глазам. АВ, нисколько не смущаясь, пошел к машинам все в той же шляпе… Делегация не сводила глаз с АВ, а мы наблюдали за шествием АВ и реакцией европейцев. Но чем ближе АВ подходил к подъему, тем тоньше становилась его связь с природой. Он снял, таки, шляпу! И прикрыл перед… ну понятно, какой перед. Я сразу вспомнил песню из кинофильма «Человек с бульвара Капуцинов» и запел: «И, конечно, мне дорого где-то… То, на что эта шляпа надета…». Хотя с АВ сталось бы и не снимать шляпы, он такой. Видимо, боялся, что его снимают. Теперь и монголы знали — Ети не вымерли… Долго коренные жители, обитатели юрт в пустыне будут сказывать внукам о монгольских Ети, которые иногда выходят помыться к оазису. Там они стирают носки, бреются и чинят прочие непотребства.
Прорыв на Гурвантес, следующая наша цель — развалины ДэмчингийнХиид.
Дорогу на Гурвантес искали наощупь… направление, вроде, взяли правильное, но дорога вдруг начала пропадать. Начали искать тропы в нужном направлении, короче, заблукали. И в итоге прыгали по компасу-нафигатору без дороги по барханам, поросшим редкой и жесткой растительностью. Сухие корни саксаулов представляли немалую угрозу для целостности колес, но низкое давление в шинах спасало ситуацию. Преодолев очередной крутой склон, напали на вполне укатанную дорогу. Разом повеселев, разогнали свои агрегаты до 50-60 км в час.
Вдали вдруг показался холм с установленным на нем обо, достаточно большим, и явно не просто указатель дороги. Подъехали ближе… АВ залез на холм на своем тракторе, а нас с Малютиным заинтересовала мелкая и яркая растительность на верхушке склона гряды расположенной за холмом. Подъехали ближе, наши ожидания оправдались с лихвой. Мы обнаружили не просто воду, а целый ключ, бьющий с верхушки склона, через установленную местными стальную трубу. Тут мы совсем обрадовались, жизнь-то налаживается. Все, привал!
Забор питьевой воды, распитие чаев, фотосессии и прочие непотребства. Пока занимались неконтролируемым, чрезмерным и мажорным, в условиях пустыни пользованием воды (мытье ног, например), к воде самостоятельно подошли лошади. Завидев нас, плескающихся у источника, подходили осторожно, боком. Жажда в их телодвижениях боролась с осторожностью. Дав коням водопой, мы расположились на чай. А кони, утолив жажду, расположились ниже по склону, уничтожая живую массу зелени, растекшуюся вниз по склону от источника. Сиди не сиди, до Гурвантеса не доедешь.
По этой дороге мы докатили до благословенного Гурвантеса с его благословенной автозаправочной станцией. Качаю колеса, идем на Ноен. Вокруг пейзаж уже степной, и по дороге встречаются стада коз, одна из составляющих Великой Экономики не менее Великого Монгольского народа — кашемир (после угля, конечно).
Встаем на ночлег в живописном месте под скалой, вдоль которой растут деревья. АВ готовит ужин, Малютин развертывает палатку, Я организую стол, режу сало, достаю спирт.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ… ДэмчингийнХийд и УлаанБаатор