Монголия — 2023. Одиночное путешествие без гаджетов по бумажной карте

01.08.2023 | 9272 просмотра

Вводное слово. С чего все началось. В Монголию на автомобиле я хотел попасть очень давно. Первый план поломала пандемия, вторая попытка не сложилась из - за недостаточности отпуска, но в этом году все шло по новому плану. Еще зимой я нарисовал очень насыщенный маршрут, включающий в себя пересечение пустыни Гоби. Очень хотелось переночевать в каньоне Хармен Цав, посетить городишки Сайсу, Гурвантес. С Гурвантеса выехать на поющие пески Элс и поснимать там потрясающий закат. Ну а потом мой маршрут должен был лежать на город Даланзадгад — Улан-Батор и дальше домой с посещением Байкала.

Ближе к выезду (конец апреля 2023) планы снова начали меняться. И в итоге мое путешествие превратилось в одиночную поездку по бумажной карте без каких-либо гаджетов по маршруту Барнаул — Шинэжинст. Так я решил отключиться от суеты на работе и немного перезагрузиться.

Глава 1. Путь Барнаул — Баян-Улгий. На просторах интернета много статей про поездки в Монголию, где собратья по рулю пишут, как они берут кучу всяких запчастей для своих коней в эту поездку. Я же принципиально не стал брать ничего кроме троса, канистры, зарядки для аккумулятора, газовой плиты и чайника, превратив тем самым пространство автомобиля в кровать на колесах с мини кухней. Доделав рабочие дела, 05.05.23 на закате я выехал из Барнаула с обязательным заездом в любимые Сростки.

Геройствовать в первый день я сильно не стал, поэтому в 3 ночи остановился на ночлег под Чергой. В 7:00 06.05.23 я продолжил путь до погранзаставы Ташанта.

В 13:00 я оказался у первых ворот границы. Что удивительно — первый!!! Видимо, на 9 мая мало кто ездит в Монголию.

Перед выездом на маршрут я много читал страшилок про то, что творится на границе. ХЗ как говорится, но я проскочил ее за 1,5 часа. Без каких-либо особых проблем. На выезде с последнего погранпоста я обзавелся новым полезным знакомством с местным помогатором. У него обменял свои 25000 руб. по курсу 1\40 и двинул в путь. На руках получилось около миллиона местной валюты. Кстати, этот помогатор — очень полезный чел на границе, но об этом в конце статьи =). В 14:30 меня встречали вот такие милые милаши:

Первый город, с которым мне предстояло познакомиться — Баян-Улгий или другое название Баянугли, или другое название Углий. Тут надо оговориться о нюансе Монголии — практически каждый город\поселение имеет несколько названий. Там даже два Алтая есть). На въезде в город встречает вот такой всадник:

Пока я, замедлив ход, рассматривал этого всадника, ко мне на хвост упал белый приус. «Бандюги. Кто-то меня сдал, что я еду один», — подумал я. Я попытался оторваться, поездив по городу, но тщетно. От Марата не уйти, если он упал на хвост =)). Марат — это местный делец, предоставляющий жилье в национальной юрте и кучу всяких других полезных услуг. Через него можно даже телефон с местной симкой купить. Так как уже вечерело, а я был в пути прилично по времени, я решил воспользоваться его услугами, о чем, к слову, не пожалел за неимением каких-либо отелей более-менее комфортных. Получилась довольно атмосферная ночевка. Марат накормил меня обедом, ужином и завтраком. Цена юрты мне обошлась в 4000 руб. Учитывая предоставленную еду и полезный новый контакт в телефоне, цена кайф!

Отдохнув с дороги, я решил изучить немного город:

Город оказался весьма колоритный. Переплетение самобытной жизни людей, живущих в глиняных жилищах или национальных юртах и европеизированного центра города с вполне себе хорошими кафе\ресторанами и супермаркетом. Город мне запомнился тем, что в нем можно легко увидеть и женщину в каком-то средневековом одеянии, и девушку в модной кожаной юбке, и корову, свободно прогуливающуюся по центру города =). Жаль, что в статье не вставишь видео-материал. Позже я вернусь к нему, заканчивая свой маршрут.

Глава 2. Путь с Баян-Углий до Алтая. Проснувшись рано утром и позавтракав довольно вкусным завтраком, включенным в стоимость юрты, я поехал дальше по своему маршруту.

Впереди меня ждало озеро Толбо. По изначальному плану я планировал делать первую ночевку на нем, но в мае оно еще замерзшее и совсем не пригодное для ночевки. В летний период там можно остановиться на базе прямо на берегу.

До этого момента ничего не предвещало «бури». Я катился не спеша к своей цели. Все было по плану и по графику. Вдруг пошел снег. Дорога начала подниматься все выше и выше и выше. Асфальт стал меняться на запорошенный снегом асфальт, потом вовсе он превратился в снежно-ледяную корку, и я неожиданно оказался в зиме. В это время в Барнауле было +30.

Через 2 минуты после снимка выше меня занесло. Слава богу, скорость была маленькая и мне удалось, уперевшись госномером в ограждение, остановить «танцы на льду».

Словами не описать то, что творилось после. Погода становилась все хуже. Дорога превратилась в сугробы. Без ограждений с обеих сторон. И она все поднималась и поднималась наверх. В своей жизни я много где уже побывал на автомобиле, но на такой высоте и в такой ситуации я был впервые. Все осложнялось тем, что я был без связи, рядом НИКОГО, ни одной машины. Сугробы минимум в полколеса 33-го. Возвращаясь домой 9 мая, на границе я познакомился с ребятами, которые заехали чуть позднее на перевал. Им пришлось ночевать на нем. Ибо снега намело еще больше.

В конечном итоге, двигаясь на пониженной не более 5 км\ч и молясь, я выбрался из этой передряги, доехав до города Ховд. Данный перевал имеет форму верблюжьей спины и два горба. Самая высокая точка горба = 2700 м, высота над уровнем моря седловины 2400 м. За этим перевалом находится город Ховд. Имя его Хонгор — Уленгийн — Даваа.

На въезде в город находится такая экспозиция:

и символ города:

После прошедшего снегопада город был по щиколотку в воде. Похоже, сливные сооружения у них отсутствуют.

Тем временем время на часах говорило, что пора пообедать. Надо искать какое-нибудь более-менее приличное заведение. Напоминаю, я двигался без дубля Гиса и прочей ерунды. В этом был свой кайф этого путешествия. Но я не учел момент с речевым барьером. Местные жители НИХРЕНА не понимают ни по-русски, ни по-английски. Приходилось с ними практиковать игру в крокодила… ).  И да, вывески у них тоже мало о чем говорящие. Просто набор местных букв. Очень сложно было понимать, что тут кафе, а тут вроде отель … Но мне удалось все же довольно быстро найти сносное кафе-гостиницу.

Запрос меню, заказ позиций — это то еще приключение получилось. Мало того, что тебя не понимают от слова совсем, так еще меню шикарно придумано. Как детский ребус)).  Поди пойми без картинки, что значит Жэюгбугым, например. А пиццу я не ем. Тренер запрещает.

Сыграв с официантами партию в русскую рулетку (про особенности монгольской кухни все знают), я получил на обед потрясающее вкусное блюдо.

Как оно называется по-монгольски, я уже, к несчастью, не помню. Заказывайте, если что, по этой фото)).

Накушавшись «от пуза», я собрался в дальнейший путь (Ховд — Алтай). Но перед этим не смог удержаться, чтобы не заглянуть в магазин с многообещающей вывеской:

Я рассчитывал там увидеть что-то вроде Ашана , но… Монголы они такие Монголы.. Ну, в общем, вы поняли, что я хотел сказать. Да? =)). Поэтому фото магазина не будет. =))

С Ховда я выехал в 15:30. Следующий населенный пункт на моем пути городишка Дарви. Но перед этим в летний период я настоятельно рекомендую заехать на озеро Хар-Ус-Нуур. По масштабам оно похоже на наш Байкал. Оно находится практически сразу после Ховда.

Тем временем пейзажи с откровенно пустынных меняются на запорошенные снегом участки:

А вот ЕДИНСТВЕННЫЙ ЗА ДЕНЬ встречный автомобиль:

Часам к 18 я прибыл в Дарви. На подъезде к нему есть шикарные билборды, предлагающие свернуть налево в лакшери гостиницу. Я повелся… Ничего там нет, кроме какого-то административного здания. Монголы опять решили пошутить над путешественниками.

Разочаровавшись, я поехал дальше восхищаясь пустынными пейзажами: местными жителями, живущими в юртах, стадами верблюдов, пасущихся вдалеке от дороги, указателями, предлагающими свернуть хрен пойми куда, так как налево посмотришь — пустыню увидишь, направо посмотришь — пустыню увидишь. В определенных местах вообще был прикол — указатель показывал на заснеженное поле…

Двигаясь по этому участку, я удивлялся, как люди живут в такой местности??? Воды особо нет. Растений нет. Есть только овцы и их продукты жизнедеятельности. Как они кормят скот? Чем поят? Как они перемещаются? Как общаются друг с другом? Позже на стоянке на границе мне чуть-чуть доведется познакомиться с бытом местных семей, но об этом попозже.

В город Алтай я приехал к 21 часу. В это время там наступает ночь. Вероятно, в силу того, что Алтай находится на высоте 2400 м над уровнем моря. Так как на улице опять пошел снег, мне захотелось провести ночь в отеле, но в силу того, что вывесок Аля Hotel такой-то в Монголии не встретишь и дубль Гиса тоже не было, пришлось искать «вручную», тупо объезжая все улицы города. Вот тут я начал очень злиться, мол, что за дыра, твоя мать, этот город. У нас на Алтае в любой деревне куча вывесок «сдаю жилье». А тут ни магазинов, ни отелей. Выручил таксист.  Сказать, что я удивился наличию таксиста в этой дыре, ничего не сказать))). Объяснившись с ним жестами и немного английскими словами, я получил проводника до ближайшей гостиницы.

Тут сразу дам вводную — планируя спать в гостинице в Монголии, рассчитывайте на чистое белье и горячую воду. Не рассчитывайте на кондиционеры, халатики и прочие атрибуты отелей в России от трех звезд. Если ваш номер отапливается, при вас поменяли белье, в номере есть горячая вода и дверь хорошо закрывается, то вам уже повезло =))). Ну и да. Объясняться с ресепшен готовьтесь на монгольском. Они другого языка не знают. Даже в лакшери отелях бывают сложности)). В Алтае мне повезло относительно. Ночью на этаже случилась какая-то мордобойня.

Глава 3. Поспать прошлой ночью мне удалось от силы часа 3,5. В 7 утра я уже был в автомобиле. Так как прошлой ночью погода была снегодождь, на улицах Алтая образовался откровенный гололед. Расценив обстановку и взвесив за и против дальнейшего движения на юг Монголии в поселок Шинежинст, я решил повернуть обратно. Перспектива застрять где-то в монгольских ебенях, вылетев с дороги, меня не впечатлила, так как от Алтая до Шинежинста оставалось 650 км. В обе стороны это 1300 км.

Вот в такое можно превратиться, если потеряться на просторах Монголии (смотреть ниже!):

Основное блюдо местных верблюдов:

Намеревался подъехать к берегу озера Хар-Ус-Нуур, но в одну машину как-то опасно. Возможны зыбучие пески местами.

Ховд как на ладони:

Центральная площадь города:

Местные новостройки:

А рядом обычные национальные юрты с новенькими приусами. Во всем этом Ховд

Частный сектор города:

Современный район:

Про монголов говорят, что они не такие чистоплотные, как русские. Однако раздельные мусорные урны меня удивили.

Очередной обедец, заказаный вслепую. Вполне сытно\вкусно\полезно\не жирно.

Местный театр:

А это ужин в отеле. Опять же заказанный вслепую. Трижды сыграл в рулетку и удачно. Кажется, место называлось Гранд Отель). Находится в центре Ховда. О нем стоит рассказать подробнее.

Заехав в Ховд 08.05.23 к 15 часам, я решил сразу искать место ночевки, а потом поехать пообедать в местечко, где я уже был. В этот раз удача была на моей стороне, и я быстро увидел многообещающую вывеску Grant Hotel. Думаю, ну, наверное, и халатик дадут и прочие радости Grant жилья … Заплатив за номер, поднимаемся, значит, на этаж с ресепшен девушкой. Тут начинаются приключения. Сначала мы зачем-то поднялись на этаж ниже. Моя проводница зашла к каким-то пьющим мужикам в номер на минут 10. Затем мы поднялись в мой номер. Зайдя в него, я сразу же обратил внимание, что он не отапливаемый и из туалета ужасно пахнет хлоркой. Попытался объяснить это провожатой, но она сделала вид, что ничего не понимает. Так как выбирать было не из чего, я смирился с мыслью, что как-нибудь проведу эту ночь здесь. На крайний случай есть автомобиль. Через часа 4 нахождения в этом номере я понял, что находиться в нем в одежде и под двумя одеялами так себе перспектива. Поэтому было принято решение взять из машины газовую плитку. Увидев, что я собираюсь греться газом, девушка-администратор сообразила дать мне обогреватель. Вопрос с теплом был решен, и я лег спать. Наслаждаться спокойным сном мне пришлось недолго. Среди ночи ко мне вломился какой-то монгол методом выноса двери. На часах было 02:15. Монгол был послан на три советских буквы. Где-то среди ночи в отель приехали девицы низкой социальной ответственности. Видимо, к тем пьющим мужикам. В итоге поспать удалось от силы часа 4. В 9:00 9 мая я уехал из этого «ГРАНД» отеля.

Глава 4. Дорога домой.  При выезде с Ховда я думал только об одном — «скорее бы вернуться домой и пересечь бы заснеженный перевел без происшествий». Поэтому, заезжая на перевал, я двигался 10-20 км\час. Времени было в запасе в избытке, так как 9 мая на границе выходной и мне по сути спешить никуда не надо. Поэтому первым делом я решил найти буддийский монастырь в окрестностях Ховда, но, к сожалению, мне это не удалось. Видимо, я еще не готов морально.

Овечья река:

Высота 2700 м:

Спускаться было крайне тяжело. Самая жесть осталась за кадром, так как я был один и нужно было думать прежде всего о безопасности, а не о кадрах.

А так встретил меня Баян-Углий.

Пообедав в ресторане Памукале, я двинул на границу:

Местные животные. Яки, по-моему. Не специалист).

Конец истории. Приехал на границу. Время прибытия 15:35. За бортом 6 градусов тепла. На перевале было минус 5.

А вот тут пора рассказать о моем новом приятеле. Есть там мужичок на границе. Местный решала. Через него можно застолбить место в очереди поинтереснее, чем 45-е или 57-е )). Через него также меняются деньги. Так вот. Когда я въезжал в Монголию, я отказался от его услуг, потому что не знал, как буду возвращаться домой. Очень хотелось доехать до Улан-Батора — посетить памятник Чингисхану, но я не рассчитал по деньгам и погода подвела. Поэтому пришлось возвращаться в Ташанту. Увидев длиннющую очередь из фур, я сразу вспомнил своего приятеля. В итоге я въехал на следующее утро на осмотр в первой десятке автомобилей. Вечером этот же приятель позвал к себе на ужин. Я согласился лишь на чай. Было интересно посмотреть, как живут местные. Скажу сразу — ужасно. Насколько я непритязательный к быту, но мне было некомфортно находиться в гостях у этого мужичка.

Пару слов еще скажу о другом знакомом. О корейце, который, судя по его рассказу, ехал на своем авто из Токио на Хабаровск. Потом Хабаровск — Улан Батор — Ташанта — Барнаул. Он приехал на границу в аккурат следом за мной. Поэтому я стал ему переводчиком в разговоре с дядькой помогатором. Помогатор пытался ему продать свои услуги, а кореец не соглашался. Цена вопроса была 3000 руб. Кореец предложил 5 баксов). В итоге диалога у них не получилось, и когда мы стали пересекать границу, у корейца на таможне возникли проблемы… А тот, кто подружился с этим мужичком, тот прошел «на ура» все посты.. Вот такая история о корейской жадности… P.S. — это не взятка! Просто, кто как может, тот и зарабатывает на границе. Можете своего человека оставить на границе сторожить место у ворот =)).

Переход границы начался 10.05.23 в 9:00. В 12:00 я уже был на территории России. А в 22:00 заходил домой в г. Барнауле.

Что можно в целом в качестве заключения сказать об этой поездке? Она получилась колоритной и насыщенной испытаниями: ужасный страх после танцев на льду, недостаточность сна, языковой барьер, отсутствие вареного кофе по утрам. Данное путешествие ТОЧНО не для инстадевушек. Оно больше подойдет для людей, кто хочет уединиться от благ цивилизации, перезагрузить сознание, побыть одному.

Что запомнилось больше всего? Ответ — отсутствие гаишников. Меня остановил всего лишь один раз сотрудник полиции на подъезде к Дарви. Нужны были сигареты))).

Поеду ли я снова в такой дикий маршрут? Ответ — скорее да, чем нет. Я люблю подобные приключения. Это своего рода испытание себя на прочность и способность ориентироваться в пространстве. Да и к тому же надо же выполнить первоначальный план. Пустыня Гоби, каньон, поющие пески, селение Сайсу, Гурвантес… Это же настоящие МУЖСКИЕ приключения!! Только надо ехать конец мая - конец августа. В иное время там зима. Причем лютая.

Сколько это все стоит? Ответ — самое дорогое это топливо. Дизель мне обошелся по 95 рублей за литр. Проживание 16000 тугриков или 400 руб. Еда  — см по меню выше.  Отдых в Горном ГОРАЗДО ДОРОЖЕ ))) Бюджет моей поездки был ограничен в 50000 руб.

Как-то по-особенному готовил авто? Ответ — ничего подобного.  Просто я слежу за авто, не затягиваю с текущими ремонтами. Подвеску разве что в начале весны поставил новую и перед поездкой прикупил новую резину MAXXIS BIGHORN 774. Причем перед поездкой в Монголию на первомайские ездил на Мультинские озера. Одно скажу — там нужен полный привод. Местные гоняют на приусах, но я не представляю, как на приусе преодолевать перевал перед Ховдом. Меня спасла тогда понижайка.

Что с заправками? Как часто они расположены? Ответ — у меня всегда с собой в машине канистра на 20 литров. Расход у меня 11 литров. Мне вполне хватало запаса топлива в баке кататься от заправки до заправки. То есть на маршруте Кош-Агач — Алтай заправок достаточно. Далее не могу сказать точно. Во всяком случае лично я в автомобиле всегда имею запас топлива на 500 км.

Отличное путешествие и отличный отчет.
Был в монголии в одну каску тоже, но не так далеко.

меня кстати там гаишники тормозили раз 5...но видя русские номера, теряли интерес, просто предлагали дунуть в трубку)

Новоалтайск
Мы два раза ездили, давали взятку гаишнику просил сто рублей, в итоге взял мелочь пятнадцать рублей.
tramper82
правильно будет Баян-УЛГий, а не углий. Ну да ладно. Поездка получилась отважная... Сразу вспомнил про свой трип в 2018 году, с заездом через Ташанту, и выездом вдоль Хубсугула. С Красноярска уложился в неделю, накатал более 5000 км. Да - нельзя недооценивать монголов на приусах... Встречал их там, где думал что их точно не должно было быть. А они ездят. Еще и так, что не угонишься

Новоалтайск
А ещё там есть национальный парк там очень красиво и рыбалка отменная. Называется Алтай Таванбок
Интересно, со стороны Алтая где Шинежист до Гурвантеса / Хэрмен-цава, до куда сейчас асфальт доходит? К Хэрмен-цаву дороги как таковой можно сказать что нет. Заезжал от Гурвантеса, 110 км ехал от 6 до 10 ч, в т.ч. на заблудиться, со скоростью 20 км.ч. Нуу были участки, разгонялся и до 40. На кроссовере просвет 18 см и обычной резине. Во многих местах можно проехать и на малолитражке, но кое-где пришлось лопатой копануть, не-полный привод вообще не проехал бы никак. Если только на тросе. Но рельеф год на год и сезон на сезон не приходится ). Итого, с Гурвантеса выехал после обеда (ибо местные сказали: "даа, вон туда, 100 км, за 3 часа доедите" ))) ню ню ))))))))))) ), до ущелья доехал к обеду, обратно поплутал 4 часа в двух барханах, с одно чуть не сверзился, вернулся в Гурвантес к полуночи. Встретил только 1 семью монголов на крутом джипе. Когда едешь, не думаешь, но потом, когда вспоминаешь процесс, ... больше в 1 руль ехать не тянет )) А от Шинежиста до ущелья гораздо дальше... Но круто! Память на всю жизнь, почти наравне с поездкой на Норд-кап )!
У вас действительно пробег на машине 91 года 300тыс всего? Как-то уж совсем мало, а если учесть такие поездки как вообще какая-то нестыковка.

А что касается поездки то красавчик! В след раз точно все места задуманные посетишь, ведь уже будешь знат к чему готовиться!

1. Машина 99 года по документам =). 2. Лично я накатал за 6 лет 130.000. 3. За красавчика спасибо =). Поездка получилась атмосферной. Теперь могу смело гидом катать =).

Вот мне и остался этот кусок в моей поездке. Изначально ж хотел сквозняком до Даланзанбата поехать (Шинежист- Каньон - Гурвантес- Поющие пески - Даланзанбад), но в одну машину не стал рисковать =).

Вячеслав
Пятак земляку!

Спасибо за отчёт, с удовольствием провел время за его чтением.

Алтай-Таван-Богд

Про русский язык: в Баян-Улгий живут в основном казахи, там у нас не было проблем с языком, разговаривали на русском. Даже в музее для нас нашли русскоговорящего гида.

Слушай, обидно даже было читать, что нашел озеро похожее на Байкал. Озеро Хар-Ус-Нуур - объём воды 3,12 кмі, озеро Байкал - 23 615,39 кмі. Как говорится: один в один))). И еще остался вопрос: зачем маршрут нарисовал, если его не прошел?

Кажется автор старался как мог, чтобы эта поездка ему запомнилась )

Oleg_Avgust
Я вообще здесь ничего не понял. Ехал вроде в Гоби, вставил в текст всякие названия интересных мест, а в итоге никуда не доехал. Ну и над приглашением на Хар ус нур посмеялся, ещё и с Байкалом сравнивает), это не озеро, а обычное болото на котором совершенно нечего делать.

Граница: что на российской, что на монгольской помогайка за 3000 рублей ничем не поможет, даже очередью погранцы управляют. Про Байкал уже отписались, повторяться не буду. На майские туда нет смысла ехать все по тем же причинам: снег, холод. А отсутствие сервиса говорит о том, что туда вообще никто не ездит, ну разве что редкие безумные смельчаки. Как я понял, единственным чувством от поездки была радость, что вернулся из этой ыпоЖ.
"Кроилово ведет к пападалову" - старинная drom-овская мудрость.
Мой отзыв: Nissan AD 2008

Cranby
Приветствую! Радость что вернулся из этой поездки была безумная, это точно! В этом то и прикол - проехать маршрут в одиночку. Про очередь - у каждого свой опыт. У меня такой опыт. Становился в очередь 56-ым, потом оказался 11-ым. Про Байкал - сравнивая озера, руководствовался ощущениями, а не википедией.
Gyk
Не понимаю этих авантюрных поездок.Мало того ,что в этой убогой стране особенно и смотреть нечего,так можно было очень жестко попасть.От сломанной машины ,до болезни.И как выбираться потом в одиночку??

Добавляю видео отчет о поездке -

Gyk
Езжу каждое лето в эту страну на рыбалку, чистые реки и озёра с незашаженными берегами, приветливые люди, которые всегда помогут в трудной ситуации, например 92ой бензин ,который кстати возят из России , как стоил в2019 г. 27 тугриков за литр, так и сейчас стоит. А у нас ? Цены в магазинах и заведениях общественного питания на том же уровне. А у нас?
Что то мне здаётся, что убогая страна....., ну точно не Монголия.
****** незагаженными

Отличный отчёт. Сам был в Монголии два раза, хороший способ отдохнуть от мегаполиса. Первый раз есдил по маршруту как у автора изночально планировалось. Творой раз с алтая на Хубсугул.

из 3х поездок ни разу не пожалели
в 16 вкруг по северным озерам (Ташанта- Улгий-Улангом-Ташанта)- 9 дней
в 22 из Монд по восточному берегу Хубсугула -Хандагайты -Барнаул - 12 дней
Только приятные воспоминания. В гостиницах были 2 раза из-за внучки - иногда вспоминает VIPномер с дырявой

ИRiо
из 3х поездок ни разу не пожалели в 16 вкруг по северным озерам (Ташанта- Улгий-Улангом-Ташанта)- 9 дней в 19 Барнаул-Хандагайты(Тыва, через Хакасию)- вулкан Хорго - Улиастай- Ташанта - 14 дней ...
.. с дырой в простыне..НО чистые и отбеленные
Про реки, озера и народ уже писали. Мурат исключение

+++
и как поменялся автопром и дороги
ИRiо
+++
и как поменялся автопром и дороги
Да , буханки поменяли на крузаки, дороги строят, за время "эпидемии" выдуманной болезни , уровень жизни у них улучшился в разы.

Кызыл
Ни о чём. Никуда не доехал куда планировал. Не спускаясь с асфальта повернуть на второй день. Ничего не увидел и не понял. Не читал, не интересовался, только свои домыслы. БАЯН-УЛЬГИЙ (дословно богатая колыбель). Не понимаю зачем принципиально не пользоваться смартфоном, когда включив карты можно сберечь нервы, бензин, время, деньги. А всяких помогаек надо гнать в шею, наглым образом запихивающих машины впереди честно стоящей очереди (опытный путешественник кореец правильно сделал что его послал, поскольку при проблемах с документами этот помогай бесполезен).

Кызыл
Кочевник17
Ожидать сервис 3-5 звёздочных отелей в убогих деревенских отелях за 1500 рублей. Принципиально не брать запчасти и не готовиться это ОГРОМНАЯ ОШИБКА, на этот раз обошлось, но может быть чревато. Надо читать, считать, планировать и рассчитывать. Также необходимый минимум мелочи должен быть в 10-20 летних машинах для поездок в такие места как Монголия, тем более без связи, знания языка (ремни, датчики, лампы, ремкомплекты колёс, хороший набор инструментов...). Ну ничего, опыт дело наживное.

Лыткин Денис
Такие грандиозные планы и в итоге отчёт ниочем

Ох уж этот Мурат! Пишу отчёт .жили у него неделю . Хороший отчёт напомнил поездку