|
Фокино — Новосибирск — Алтай — Новосибирск — Братск — Фокино
Часть 1. Начало пути
2022 год. Начало мая. Отпуск! Все заранее спланировано. Маршрут подготовлен. «Котенок» готов к приключениям. Наш путь в этом году лежит на Алтай!
Муж неоднократно бывал на Алтае. Сколько историй я слышала от него о красотах этого необыкновенного края, о девственной, нетронутой катком цивилизации природе, о необыкновенных людях, живущих там!
Алтай…….
Подготовка машины: замена тормозных колодок, замена масла и масляных фильтров, приобретение дополнительного комплекта масла и фильтров из расчета замены каждые 6000 км пробега.
Постельное место уложено, вещи собраны и погружены в прицеп-спальник. Памятуя об отсутствии цивилизации на Алтае, взяли с собой туристические кресла и раскладной столик. Забегая наперед, скажу: кресла и столик оказались абсолютно бесполезным балластом. Из продуктов из дома везли с собой только несколько пакетиков готовых к употреблению супов (почти все приехали обратно). На всем протяжении нашего пути придорожная сеть достаточно развита, и машину заправить и самим перекусить предложений вполне достаточно.
Согласно намеченного плана 7 мая 2022 года мы двинулись в путь.
Мы — это экипаж из двух человек и «Котенка»: муж Андрей Григорьевич — командир корабля, глава семьи, водитель и безропотный последователь моих безумных идей, я, Валерия Евгеньевна, — жена, штурман и генератор тех самых безумных идей и, конечно, наш «Котенок» — верный друг и товарищ в путешествиях автомобиль Nissan Safari 1997 года рождения. А также в этот раз нас сопровождал наш новый и уже проверенный в других поездках прицеп типа «Капля».
Традиционное фото около стелы Москва — Владивосток:
Обязательным пунктом нашей поездки было посещение г. Свободный и встреча с другом детства моего мужа.
Оказывается, г. Свободный Амурской области — родина непревзойденного режиссера комедии Леонида Гайдая.
Из Свободного выехали утром 9 мая. За бортом было +30°С. Километров через 800 температура за бортом резко упала до -4°С. В лобовое стекло летела поземка. На земле лежал снег.
К вечеру 9 мая наш путь уже проходил через так называемую «мертвую зону», где придорожные кафешки — редкость. Пролетев еще порядка трехсот километров, надо было уже думать о ночлеге. И тут наш друг и товарищ — прицеп-спальник — показал себя в лучшем виде. Ночь мы провели на стоянке для автомобилей в своем прицепе. Температура воздуха опустилась до -6°С. Но внутри было вполне комфортно.
Остановлюсь на комплектации прицепа.
Прицеп типа «Капля». Самодел.
Спальное место: на пол кидается матрац и прочие спальные принадлежности. Внутри прицепа есть полочки для вещей и место для установки радиолы. Есть возможность подключения света. Мы этого не делаем. Вполне хватает переносных фонариков. Розетки тоже не подключали, так как гаджеты заряжали в пути от автомобильного аккумулятора или в придорожных кафешках.
Кухня расположена снаружи прицепа. Есть бак для воды на 50 литров, раковина, газовая плита, подключение баллона. Гусак раковины служит также душевой лейкой. Так как мы надолго нигде не останавливаемся, большой необходимости подключать 5-литровый газовый баллон нет необходимости. Обходимся одноразовыми корейскими. Кухня оборудована удобными закрывающими полочками для кухонной утвари и продуктов. Сюда же выведена электрика.
С обратной стороны — багажник.
Прицеп внутри утеплен вспененным пенополистеролом.
У прицепа отсутствует колесная ось, что значительно увеличивает его проходимость. Идет за Сафарем по любой колее.
В наших поездках прицеп оправдал себя на все 200%. Небольшой, мобильный, по габаритам — не больше нашего Котенка.
Несколько фотографий нашего спальника:
Забайкальский край и республика Бурятия встретили нас довольно холодно. После +30 в Свободном окунуться в +5 в Забайкалье было неприятно. Но не заехать в ставшие уже родными после предыдущей поездки места мы не могли.
Место силы — Белая буддийская Ступа — Ступа просветления. Бурундуков не встретили, холодно было.
Желтая буддийская ступа. Нас встретил штормовой холодный ветер.
РЕДАКЦИЯ Видео 20220511_094046
г. Улан-Удэ, на Шаманской горе, скульптура «Олени».
Резкий перепад температур дал о себе знать. И к г. Байкальску мы подъезжали уже достаточно промерзшие и с признаками простуды. Это было совсем не кстати. Заночевать решили в г. Байкальск в гостиничном комплексе «Уютный двор». В интернете на картах здесь же стоит флажок «Медвежий угол», возможно, это его прежнее название. Всего за 2500 руб. нам предложили шикарный номер с душем. Отогревшись, полечившись и хорошо отдохнув, утром двинулись дальше.
Дорога не надоедает. За окном мелькают пейзажи. Березовые рощи и ельники сменяются болотами и степями, города — деревнями.
Следующая наша крупная остановка — Новосибирск. Здесь наши друзья. Путешествие — хороший повод лишний раз увидеться. Да и машину надо проверить перед основным путешествием. Заменили масло и фильтры, ремень генератора, проверили лекарства. Провели общий осмотр машины. Привели в порядок себя любимых. По плану был отдых на Оби, песни под гитару нашего барда Андрея, посещение новосибирского зоопарка им. Р.А. Шило.
Новосибирский зоопарк им. Р.А. Шило один из самых больших в России. Здесь содержится несколько тысяч особей более 700 видов. Многие из них занесены в Красную Книгу.
Видео «Новосибирский зоопарк»
В новосибирском зоопарке.
По территории зоопарка ездит веселый паровозик.
Есть дом-перевертыш.
После прогулки по зоопарку и знакомству с богатым животным миром можно попить чайку с блинами у Бабы Яги.
А если насмотрелись на живых животных и птиц, обязательно посетите парк динозавров и окунитесь в далекое доисторическое прошлое.
Видео «Парк динозавров»
Часть 2. Алтай. Начало
После небольшого трехдневного отдыха отправляемся дальше к основной цели нашего путешествия!
Обратили внимание, что в Сибири и на Алтае очень развита розничная торговая сеть «Мария Ра». Магазины этой сети встречались нам в пути довольно часто.
Не могли не заехать к месту трагической гибели всеми любимого артиста, юмориста, пародиста, телеведущего и главы Алтайского края Михаила Евдокимова. Здесь возвели мемориальный комплекс: небольшую часовню. За комплексом ухаживают.
На въезде в г. Бийск есть замечательное кафе «Горная страна». Заехали пообедали и купили туристические карты Алтайского края и Республики Алтай. Кроме того, в кафе есть возможность зарядить гаджеты.
Города на всем протяжении пути мы старались максимально объезжать. Останавливаться и осматривать достопримечательности в наши планы не входило. Отпуск хоть и позволяет, но не очень хочется гнать сломя голову на обратном пути. Мы хотели побольше отпускного времени уделить именно алтайской природе.
Погода нам благоволила.
Недалеко от города Бийска в Алтайском крае есть небольшое село Сростки. Оно расположено на берегу Катуни, и через него проходит Чуйский тракт. Но не этим славится это удивительное место. Сростки — это не только одно из старейших сел Алтайского края, это родина замечательного кинорежиссера, актера, сценариста, писателя Василия Макаровича Шукшина. Он там родился, провел детство и юность. Всем нам знаком фильм «Калина красная». В память о фильме и о Василии Шукшине чуть ли не каждый магазин, каждая кафешка носит название «Калина красная».
Шукшин и сейчас там. Бронзовый, он сидит на горе Пикет и смотрит на родную деревню и бирюзовую Катунь.
С 1976 года на Пикете в июле проходят Шукшинские чтения. Если вам повезет и вы будете в это время на Алтае, обязательно посетите их.
Как я уже сказала, наш путь идет по дороге федерального значения Р256 — Чуйскому тракту.
Чуйский тракт берет свое начало от Новосибирска и идет до границы с Монголией.
Чуйский тракт — единственная дорога России, которая вошла в список десяти самых красивых автомобильных дорог мира по версии научно-популярного журнала «National Geographic».
«Эта старинная дорога — первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту — все равно, что пересечь всю Россию…», — пишет издание.
К достопримечательностям тракта я еще буду не раз возвращаться по мере повествования.
И ДА! Это самая красивая дорога!
Посетив Сростки, мы покидаем Алтайский край и въезжаем в Республику Алтай.
На границе Алтайского края и Республики Алтай расположен комплекс памятников, символизирующих национальный колорит, историю, жизнедеятельность алтайского народа.
Стела — въездной знак в Республику Алтай. Это целая архитектурная композиция, созданная на основе коновязи — специального деревянного столба, к которому привязывали лошадей.
Знаменитый камень с памятной доской, на которой исторический текст указа российской императрицы Елизаветы о принятии алтайских народов в подданство Российского государства. Данный камень был установлен в 2016 году в рамках торжественных мероприятий, посвящённых 260-летию вхождения алтайского народа в состав Российской империи и 25-летию образования Республики Алтай.
Памятник туристу и его веселому псу.
Далее наш путь лежит через не совсем бирюзовую Катунь по Айскому мосту к озеру Ая.
Пешеходный Айский мост. Проход по нему стоит 100 руб. с человека. Притом совершенно неважно, с какого берега на какой вы его собираетесь переходить. На другом берегу реки есть площадка с удобной парковкой и кучей различных кафешек и сувенирных лавок.
Весной, когда сходят с гор талые воды, Катунь становится полноводной и очень грязной. Бирюзовый цвет она приобретает с середины лета, когда осадок уже осядет. Мы были в мае, поэтому посмотреть Катунь бирюзовую не получилось.
К озеру Ая можно подойти через красивейший парк-отель «Ая». Проход к озеру свободный.
Озеро Ая. У озера есть песчаный пляж. Оборудованы зоны отдыха.
«Что такое Манжерок?
Может, это островок?
Может, это городок?» — пела Эдита Пьеха.
Так что же такое Манжерок?
Манжерок — населенный пункт, расположенный в республике Алтай, на территории Майминского района. В переводе с алтайского языка, это название переводится, как «туманная сопка» или «сторожевая сопка».
Около дороги располагаются сувенирные лавки с колониальным товаром. Кружки, тапочки, магниты, деревянные шкатулки, футболки, медовуха, мед… Страницы не хватит перечислять весь ассортимент предлагаемых туристу товаров. Здесь мы на обратном пути приобрели кучу всяких сувениров для друзей и родственников. И перепробовали медовухи с разными вкусами.
Первый перевал на Чуйском тракте — Семинский.
Семинский перевал (Дьал-Менку) — перевал на Чуйском тракте. Популярный туристический объект, памятник природы Алтая. На перевале расположен горнолыжный склон. Высота Семинского перевала 1717 метров.
На вершине перевала установлен памятник, посвященный 200-летию добровольного вхождения Горного Алтая в состав России.
Памятник, посвященный 200-летию добровольного вхождения Горного Алтая в состав России.
Следующая достопримечательность Горного Алтая и Чуйского тракта — перевал Чике-Таман. Перевал Чике-Таман расположен в Онгудайском районе, между селами Хабаровка и Купчегень, которые находятся в его противоположных концах. Высота перевала 1295 метров. На вершине перевала расположена смотровая площадка, с которой открываются живописные виды.
Памятник строителям Чуйского тракта.
Спускаемся в перевала и въезжаем в село Иня.
Здесь сохранился старый Ининский мост через реку Катунь. Мост построен в 1936 году по проекту Сергея Афанасьевича Цаплина. Он представляет исторический и архитектурный интерес как первый двухцепной висячий мост на территории России.
В селе Иня случилась неприятность: мы остановились зайти в магазин. Заглушили машину, чтоб дать ей отдохнуть, и не смогли завестись. Попытки реанимировать автомобиль ни к чему не привели. Выяснилось, что в селе есть только один электрик, но и тот на дежурстве. Хотите ждите, не хотите, езжайте в Акташ. Коробка передач механическая, поэтому завести с толчка не представляло труда. Но ехать на неисправной машине дальше, тем более, что впереди нас ждал перевал Кату-Ярык, было не безопасно. После плясок с бубном и молотком вокруг нашего «Котенка» приняли решение ехать в Акташ, где были СТО.
Несмотря на неисправность, мы все-же по пути останавливались полюбоваться природой и достопримечательностями. Машину не глушили.
Практически сразу за селением Иня попадаем на смотровую площадку слияния рек Чуи и Катуни. Она находится прямо около Чуйского тракта. Проехать мимо невозможно. Смотровая площадка расположена на территории природного парка «Чуй-Оозы». Это место очень популярно среди туристов. С разных ракурсов можно наблюдать как молочные воды Чуи сливаются с бирюзовой Катунью.
Чуйский тракт — одна из самых красивых дорог мира.
По пути у нас лежал музей под открытым небом Петроглифический комплекс «Калбак-Таш». Андрей Григорьевич осматривать петроглифы со мной не пошел. Остался у работающей машины.
Урочище Калбак-Таш — археологический памятник в Онгудайском районе Республики Алтай, один из самых известных комплексов наскальной живописи в Горном Алтае.
Знаменитое наследие Калбак-Таш — около 3000 изображений, возраст которых оценивается в 2,5-8 тысяч лет: рисунки создавались в разные периоды, от неолита до древнетюркской эпохи, использовались сначала каменные, затем металлические орудия.
Внизу меня ждал муж с неисправной машиной, вопросы ремонта которой еще надо было решать, времени на осмотр петроглифов было в обрез, и экскурсовода я нанимать не стала. Стоимость осмотра петроглифов без экскурсовода 100 руб., с экскурсоводом 200 руб. Оплатить экскурсию можно в домике на полянке у входа к петроглифам.
Мне повезло: вместе со мной по музею гуляли туристы с экскурсоводом. Мне удалось немного послушать и поснимать экскурсию.
Нагулявшись по музею, едем дальше.
Периодически по дороге встречались обвалы. Обвалы устраняют очень быстро. То и дело по пути встречается дорожная техника.
Не могли проехать мимо памятника Кольке Снегиреву.
Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Был один там отчаянный, строгий.
Звали Колька его, Снегирев.
Люди старшего поколения, конечно, помнят песню «Есть по Чуйскому тракту дорога», мотив которой звучит в фильме «Живет такой парень». Слова этой песни можно прочитать на постаменте памятника.
Прототипом Кольки стал друг поэта Михаила Михеева — Николай Ковалев, водитель, работавший в те годы на Чуйском тракте.
Памятник был установлен в 2012 году, в год празднования юбилея присвоения Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения и, судя по установленным мраморным доскам рядом с ним, посвящен героизму водителей Чуйского тракта в годы Великой Отечественной Войны. Ранее место АМО на самом высоком постаменте занимал автомобиль ЗИС, его заменили в 2014 году.
Чуть выше, на противоположной стороне от дороги, есть тропинка, ведущая к фрагменту старого Чуйского тракта (его неоднократно перестраивали, стремясь сделать менее опасным и удобным для проезда), там, на исторической кладке, укреплявшей дорогу, установлена памятная плита.
Часть старого Чуйского тракта.
Памятник коренным жителям Алтая.
Так как с машиной были проблемы и неизвестно, сколько бы ушло времени на устранение неисправности, мы решили остановиться на базе отдыха. Практически единственной работающей в Акташе в конце мая базой была «Ирбис».
Сняв домик и отцепив свою «квартирку», мы двинулись по Акташу в поисках специалиста. Намотав по поселку не один километр, мы выяснили, что полетел стартер. Найти стартер на японскую машину 1997 года выпуска с двигателем TD42 в Горном Алтае практически вдали от цивилизации — это та еще история. Местные сказали, что сделать это можно не быстрее, чем в течение месяца. Спасибо нашим новосибирским друзьям. Стартер они нашли в Горно-Алтайске (400 км от Акташа) в магазине AVTO-LAND. Китайский аналог. Оставалось только доставить его в Акташ и поставить. Большое спасибо сотрудникам магазина! Нам не только доставили стартер на следующий день, причем совершенно бесплатно, но еще нашли специалиста, который его установил. В течение всего процесса: от покупки до запуска двигателя сотрудник магазина постоянно звонил и справлялся о результатах. Получили — не получили, нашли мастера — не нашли мастера, установили — не установили, завели — не завели. Причем, он сам нам и нашел мастера в Акташе, так как наши поиски успехом не увенчались. Всего непредвиденная задержка в пути у нас составила 48 часов.
Можно было выдвигаться в сторону Кату-Ярык.
Часть 3. Алтай. Кату-Ярык, Чулышман
Перевал Кату-Ярык находится в стороне от оживленного Чуйского тракта. От Акташа дорога ведет через Красные ворота в п. Улаган — административный центр Улаганского района и дальше по автодороге Балыктуюль — Балыкча.
В Улагане в местном магазине сети «Мария Ра» купили замечательные курочки-гриль. Рекомендую! Если будете в этих местах, обязательно зайдите в магазин и купите курочек-гриль. Не пожалеете!
Красные ворота — природный памятник Горного Алтая. Расположены в Улаганском районе на стыке двух хребтов Курайского и Айгулакского. У подножия течет маленькая, но очень сильная горная речка Чибитка.
Достопримечательность приобрела свое название из-за цвета. В солнечный день скалы приобретают яркий розовато-красный оттенок. Связано это с обилием содержания в камне магматических пород с высоким содержанием киновари — ртутного минерала красноватого цвета. Ворота являются делом рук человеческих. Раньше дорога через Айгулакский хребет была крайне опасна и недоступна для транспорта. При строительстве новой дороги проводились взрывные работы, участок был расчищен. Сейчас Красным воротам присвоен статус памятника природы Республики Алтай.
Пейзажи, которые нас окружают. Остановились полюбоваться.
По дороге к перевалу расположен еще один памятник археологии Пазырыкские курганы.
Пазырыкская культура во многом уникальна. А одноименные курганы и другие памятники археологии, обнаруженные в нескольких километрах от села Балыктуюль, это неиссякаемый источник знаний о кочевых племенах Горного Алтая, живших в этих местах с V по II века до н. э.
Древний народ скифского времени выбрал эту местность для погребения своих усопших и назвал урочище Пазырык (с тувинского переводится как «курган»). Могильники окружены горными хребтами, вдали видно снежные шапки гор и огромные столетние лиственницы.
Посетить это место стоит, чтобы прочувствовать дух двухтысячелетней истории и полюбоваться роскошными панорамами Алтайских гор.
Природа на всем протяжении пути не оставит равнодушным даже самого искушенного путешественника.
То и дело дорогу перебегают сурки, зайцы. Постоянно встречаются стада коров, табуны лошадей, отары овец. Животные чистые и ухоженные. Животные дети смотрятся, как плюшевые игрушки.
И вот мы достигли главной цели нашего путешествия. Мы — на смотровой площадке перевала Кату-Ярык. Одно дело листать в интернете фотографии и читать чужие отчеты и совсем другое самостоятельно любоваться серпантином перевала и окружающей природой.
Погуляв и вдоволь нафотографировавшись, мы начинаем спускаться в долину Чулышман.
На настоящий момент это единственный путь к южной окраине Телецкого озера.
В 2021 году началось строительство нового спуска в долину, который начинается левее действующего перевала. Протяженность будущей дороги составит 6,8 км, на ней устроят 11 петель серпантина, которые станут намного безопаснее. Повороты расширят — это позволит встречным автомобилям без труда разъехаться на сложных участках горного перевала. На всем протяжении проезжей части устроят облегченный тип покрытия из органоминеральной смеси.
Перевал Кату-Ярык, возможно, самый сложный и опасный перевал Горного Алтая. Перевал представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, протяжённостью 3,8 километра, включающий 9 поворотов, проложенный по склону горы. Местами есть удобные «карманы».
Высота у подножия (поворот на базы) — 685 м над у. м., у поворота на перевал с Улаганского плато перед смотровой площадкой — 1200 м над у. м.
На плакате, установленном перед спуском, указана цифра 800 метров.
Наш спуск занял 22 минуты. На перевале нас уверенно обгоняли «местные».
Долина Чулышман встретила нас базами отдыха и строительной техникой. Берег реки густо застроен базами отдыха. Свободные спуски к реке для «дикого» отдыха отсутствуют. Сама долина практически полностью ушла под строительство новой дороги. Дорога нужна, но утрачена самобытность долины Чулышмана, ее девственность.
Подвесной мост через р. Чулышман. Был построен впервые в 1980 году по инициативе заслуженного работника сельского хозяйства РСФСР, директора совхоза «Советский Алтай» Санаа Арсентия Васильевича.
Пока Андрей Григорьевич беседовал с местным перевозчиком, катающим туристов, я пробежалась по мосту и сделала несколько фоток. С той стороны реки — благодать, шумит река Чулышман, жужжат насекомые… Уходить не хотелось.
Подвесной мост через р. Чулышман.
Путь наш лежал к Каменным грибам. Прямо напротив природного памятника расположена база отдыха с одноименным названием. Там мы и остановились. Домик снимать не стали. У нас есть своя замечательная «квартирка».
На базе есть столовая можно прийти приготовить себе поесть или за отдельную плату договориться с хозяйкой базы, чтобы вам что-то приготовили. Есть уличные раковины: сразу вспомнилось пионерское детство и пионерский лагерь. Душ летний для «моржей». Вода в душ поступает прямиком из горной речушки.
Продуктами мы предусмотрительно запаслись в Акташе в уже знакомом нам магазине «Мария Ра». Кстати, в долине автозаправочных станций нет. Этот момент надо иметь ввиду, если планируете посмотреть местные красоты. На пути Акташ — Кату-Ярык АЗС есть только в Улагане, а это 44 км до перевала и покататься по долине Чулышман до южного берега Телецкого озера порядка 100 км в одну сторону по пересеченной местности. Да и спуск-подъем по перевалу съедает топливо.
Бонусом были великолепные виды на реку Чулышман и Урочище Аккурум.
Отдохнув и отметив День Тихоокеанского флота ВМФ России, утром мы отправились на Каменные грибы.
Часть 4. Алтай. Каменные Грибы
Тропа к грибам начинается на другом берегу реки Чулышман прямо напротив нашей базы. Попасть туда можно, наняв лодочника-перевозчика (1000 рублей туда-обратно).
Каменные Грибы — это скопление каменных глыб, напоминающих форму гриба (шляпка на ножке). Вода и ветер создали такой красивейший и удивительный памятник природы.
При подъеме к Грибам открываются чудесные виды на долину и на реку Чулышман.
Начало тропы к Каменным Грибам от реки.
Из этой горной речушки база питается пресной чистой водой. И вода здесь действительно очень чистая и очень вкусная!
Мы на смотровой площадке. Отсюда открывается великолепный вид на долину и реку Чулышман. Завораживающее зрелище! Узкая змейка долины в обрамлении величественных гор. Река извивается причудливой лентой.
В долине видны домики баз отдыха. Отсюда они кажутся меньше спичечной головки.
Природа — самый искусный мастер. Рядом с этими гигантами чувствуешь себя песчинкой.
Это первая группа Грибов. Тропа ведет дальше вдоль склона. Она довольна крутая и опасная. Мы дальше не пошли.
На обратном пути мы любовались причудливыми «цветами», выросшими на камнях.
Часть 5. Алтай. Телецкое озеро
Дальше наш путь лежал по долине Чулышман к южной окраине Телецкого озера.
Памятный пограничный столб. До 1944 года здесь находилась пограничная застава «КУМУРТУК», охранявшая границу СССР с Тувинской народной республикой.
Куда бы на Алтае ни поехал, везде встречаются табуны, стада, отары и одиноко гуляющие лошади и буренки.
Около Телецкого озера тоже расположена база отдыха. Деревянные срубы смотрятся как избушки лешего.
Южный берег Телецкого озера. Навигация начинается с конца мая. Мы были чуть раньше, ждать начала навигации, чтобы прокатиться по озеру, не стали. Южный берег нас не впечатлил. Грязновато. Возможно, в сезон туристы разбирают топляк на дрова, но сейчас зрелище на озере было довольно удручающее.
На этом наше путешествие по долине Чулышман было закончено. Переночевав на базе у подножья Кату-Ярык, утром мы двинулись в обратный путь.
Часть 6. Алтай. Гейзерное озеро
Если ехать из Акташа в сторону российско-монгольской границы, километров через шесть справа будет база «Маленький рай». Вход на базу стоит 100 руб. с человека. Здесь оборудована экотропа к одному из самых живописных мест Горного Алтая — Гейзерному озеру. Это небольшое термальное озеро около 30 метров в диаметре, в центре которого бьют источники, формирующие причудливый рисунок на дне. Если подольше погулять около озера, можно увидеть, как оно «дышит» и меняется рисунок.
Тропа идет через болотистую местность и множество ручейков, куда туристы обязательно кидают монетку «чтобы вернуться». На тропе установлены фигуры сказочных персонажей. Гулять здесь — одно удовольствие!
Часть 7. Алтай. Курайская степь. Марс
Курайская степь находится в юго-восточной части Горного Алтая, на высоте от 1500 до 1600 метров над уровнем моря. Широкая высокогорная долина, образовавшаяся у впадения в Чую реки Курай, ограничена с двух сторон горными хребтами, Северо-Чуйским и Курайским.
Курайская степь скорее похожа на пустыню. Только кое-где видны деревья. На горизонте сверкают белоснежными вершинами горы и ледник Актру.
Чуйский тракт. Участок его проходит вдоль Курайской степи.
Когда мы готовились к путешествию, перелопатили в интернете много информации об Алтайском Марсе и как туда добраться. В итоге взяли местного перевозчика и не пожалели. На Марс по степи веером ведут дороги. Как говорят, не заблудишься, все они идут к Марсу. Но, благодаря тому, что воспользовались услугами местного водителя, мы сэкономили довольно много времени. Кроме того, от него мы узнали, что помимо двух Марсов, есть еще и Алтайская Луна. Стоимость перевозчика — 3000 руб. за машину. И еще 200 руб. платили за проход к Марсу 2 с человека.
Покатушки по Марсам и Луне получились весьма интересные.
Кызыл Чин, или Алтайский Марс — удивительное по внешнему виду место. Оно напоминает каньоны Дикого Запада и Марсианские пейзажи одновременно.
Ущелье Кызыл Чин называют еще Радужными Горами. Здесь встречается порода всех оттенков красного цвета, а также фиолетовая, коричневая, желтая, оранжевая, синяя, зеленая.
От разноцветного Марса едем к холодной Луне. Луной называют белые горы, которые тоже попали в комплект достопримечательностей в долине реки Чаган-Узун. Безжизненные пейзажи, возможно, пятидесяти оттенков серого и почти полное отсутствие какой-то растительности, и правда, напоминают Луну, во всяком случае, в нашем земном представлении. Лунный эффект алтайских гор создается ленточной глиной озерно-ледникового происхождения. Местами поверхность испещрена кратерами, норами мягкой округлой формы. Для усиления ощущения лунного эффекта установлены муляжи лунохода и космонавта в скафандре. Проход к Луне — 100 руб. с человека.
По дороге от Луны к Марсу 2 сложена груда камней. Как Тамерлан приказал своим воинам каждому оставить камень у дороги, так и туристы оставляют свой камень. Только, в отличие от воинов Тамерлана, туристы на обратном пути их не забирают. Получилась еще одна туристическая достопримечательность.
Здесь есть кафешка, туалет, беседки для отдыха. Вход — 200 руб. с человека.
Второй Марс отличается от первого и расцветкой и своей доступностью. Маркс 2 имеет в основном все оттенки красновато-коричневато-желтого цветов. Здесь можно гулять в свое удовольствие и наслаждаться видами. От площадки есть довольно колоритный мостик через местную речушку. Перешел его, и ты уже на Марсе.
Часть 8. Алтай. Ару-Кем, Патмос, Чемал
Священная жемчужина Горного Алтая — озеро Ару-Кем. Находится оно в Каракольском природном парке «Уч-Энмек».
Дорога к озеру начинается от поворота в Караколе в трем деревням: Бичикту-Боом, Боочи и Кулада.
В одной из деревень нам встретился дом с деревянной крышей. Экзотика по современным меркам.
Тропа к озеру идет через лиственно-хвойный лес. Не доезжая 3 километров стоит кордон, где за определенную плату можно купить пропуск к озеру.
Прицеп мы оставили у местного фермера.
У начала тропы стоит сторожка и шлагбаум, где проверяют пропуски и дают «добро» на проход. Попасть сюда можно пешим или конным способом. Мы были здесь в конце мая, когда туристический сезон еще не начался, поэтому проход был свободный.
Места для парковки машины у шлагбаума практически нет. Пришлось втискиваться между деревьями.
Само озеро представляет собой небольшой котлован. Озеро очаровывает! Здесь испытываешь необыкновенное расслабление, умиротворение от сказочной красоты нетронутой природы.
Горный Алтай — это не только великолепная, уникальная природа. Он богат еще интересными достопримечательностями.
Одним из таких мест является остров Патмос. Это небольшой остров, расположенный на реке Катунь. К нему ведет подвесной пешеходный мост. На острове расположен храм Иоанна-Богослова — место паломничества как верующих, так и многочисленных туристов.
Храм Иоанна-Богослова сейчас это действующий женский скит Барнаульского знаменского монастыря. Храм и скит доступны к посещению туристами.
С берега на острове виден высеченный на острове в камне образ Божьей Матери.
На парковочной площадке и по дороге к храму расположено множество сувенирных и церковных лавок, где каждый желающий может найти себе сувенир по вкусу, приобрести иконку или другой товар церковной и православной тематики.
Посещение храма Иоанна-Богослова, как правило, сочетают с экскурсией на Чемальскую ГЭС. Мы решили не нарушать эту туристическую традицию и тоже прокатились к ГЭС.
На берегу Чемальской ГЭС расположена база отдыха. Здесь же можно прокатиться на тарзанке. На противоположном берегу — традиционные кафешки, сувенирные лавки и беседки для отдыха.
Дух захватывает при виде тонн низвергающейся чистейшей воды.
На этом наше Алтайское путешествие можно считать законченным.
Но только Алтайское))).
Путешествие продолжается.
Часть 9. Новосибирск. Музей СССР
На обратном пути домой мы традиционно заехали к друзьям в Новосибирск и посетили Музей эпохи СССР.
Нам, рожденным в СССР, было интересно не только посмотреть на предметы быта, интерьера, плакаты своего детства, но сравнить представленный парк старых советских автомобилей с музеями авто- мотостарины, действующими во Владивостоке.
Музей в Новосибирске ставку делает именно на предметы быта, интерьера, тематические комнаты и кабинеты, где можно поностальгировать по детству, вспомнить милую тогда сердцу домашнюю обстановку.
Здесь собрана богатейшая коллекция предметов того времени. Ты буквально переносишься в прошлое, свое детство, школьные годы. Можно не только увидеть, как выглядели предмета быта, мебель, одежда того времени, но и потрогать руками, посидеть в кресле или за столом партийного работника.
Мы переходили от одной тематической зоны к другой. На глазах наворачивались слезы ностальгии.
Среди посетителей музея было приятно видеть не только представителей старшего поколения, но и молодежь.
У мамы до сих пор стоит такой сервиз.
Автопарк пока в музее небольшой. В 2022 году работники начали оформлять новый ангар для выставки старых машин.
Часть 10. Братск
Отдохнув в Новосибирске перед дорогой домой, двинулись в обратный путь.
Хорошо иметь много друзей. Заехали в гости в Братск.
Братский Марс. Местами края у дороги, ведущей от Тайшета к Братску, красного цвета. Говорят, здесь, раньше был океан и от этого такая почва.
Когда приезжаешь в Братск, обязательным местом для посещения является Братская ГЭС — самый крупный производитель гидроэлектроэнергии в России. Является второй, после Иркутской ГЭС, ступенью Ангарского каскада ГЭС.
Грандиозное, величественное сооружение. Через дамбу на другой берег ведет автомобильная дорога. Есть удобная смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на ГЭС и на Ангару.
Еще одним знаковым местом является архитектурно-этнографический музей Ангарская деревня им. О. Леонова.
Мы попали в дни спецобслуживания, и деревня была закрыта для посещения. Мы немного погуляли по прилегающей территории. Но и то немного, что смогли посмотреть, произвело впечатление. В планах – обязательно посетить деревню в следующий приезд.
Братское водохранилище. Из-за внушительных размеров его называют Братским морем. Оно считается крупнейшим по объему на Евразийском континенте и вторым в мире, после искусственного водохранилища Виктория в Восточной Африке.
В зоне прибоя вода Братского мора во время волнения приобретает красный цвет. Такой цвет дают глина и красные камни побережья.
Недалеко от Братска в г. Вихоревка установлен памятник легендарному генералу-десантнику Василию Маргелову. Он олицетворяет целую эпоху в становлении и развитии ВДВ. Под его руководством десантные войска стали престижными подразделениями армии. Как реорганизатор ВДВ Василий Маргелов знаменит тем, что ввел новое вооружение и форму. В форме появились тельняшка и берет, которых до Маргелова не было.
На этом наше путешествие можно считать законченным. Дальше дорога лежала только домой.
Часть 11. Заключение
Результат отпускных покатушек 2022 года:
Пробег Фокино Приморский край — Новосибирск — Алтай — Новосибирск — Фокино Приморский край: 15230 км.
Топливо (дизель): 1884 л.
Средний расход топлива: 12,4 л/100км.
Расход топлива по бездорожью (дорога от Акташа до Кату-Ярык, спуск-подъем по перевалу и покатушки по долине Чулышман): 25,4 л/100км.
Рекомендуемые к посещению кафе и гостиницы:
- Еврейская АО, между поворотами на Благовещенск, кафе «Раздольное». Замечательное придорожное кафе с полным набором придорожного сервиса! Есть гостиница, шиномонтаж, душ, прачечная. Платная парковка, видеонаблюдение.
Стены оклеены денежками с автографами посетителей. Мы решили не отставать и подписали свою купюру.
- Амурская область, п. Спиваки, кафе-гостиница «Хуторок». Полный комплекс услуг: есть прачечная, душ, туалет, гостиница. Обслуживание — по типу столовой. В принципе — довольно неплохо. Когда едем в отпуск, сюда заезжаем обязательно. Здесь готовят изумительный жареный палтус!
- Амурская область, п. Ерофей Павлович, гостиничный комплекс «Ерофей». Полный комплекс услуг: гостиница, душ, туалет, прачечная, автомагазин, автомойка, шиномонтаж. Рядом — АЗС ННК. Обязательно сюда заезжаем, чтобы заправить машину и поесть наивкуснейшего жаренного палтуса. Столовая маленькая, но вполне приличная.
- Республика Бурятия, сеть кафе «М 55»: п. Ильинка и п. Таракановка. Кафе стоит посетить хотя бы только из-за интерьера. Интерьер выполнен полностью в автомобильном стиле. Чувствуется, что хозяин вложил в оформление всю душу. Стильно, креативно, необычно.
- г. Байкальск, кафе-гостиница «Уютный двор». Здесь один минус: выезжали рано утром, завтрака как такового не было, нам были предложены блюда, оставшиеся от вчерашнего ужина. Пришлось перекусить вчерашними сосисками. Но, в общем, довольны!
- Красноярский край, г. Нижний Ингаш, кафе-гостиница «Русь». Полный комплекс услуг: гостиница, кафе, СТО, шиномонтаж, автомойка, прачечная.
- Алтайский край, г. Бийск, кафе-магазин «Горная страна».
Автозаправочные станции:
На всем протяжении пути АЗС вполне достаточно (я не беру в расчет некоторые участки в Горном Алтае, но об этом позже). Мы заправлялись на АЗС ННК, Нефте-Маркет. Роснефть, ОМНИ, Газпромнефть, Техас.
Отдельно остановлюсь на АЗС Техас Красноярского края.
Яркие, креативные, с полным комплексом услуг от шиномонтажа до прачечной привлекают внимание. Здесь можно и вкусно поесть, и переночевать. Есть большие парковки для большегрузной техники.
Еще больше фотографий на моих страничках:
Фотографии сделаны на:
Фотоаппарат NIKON D3300
Смартфон SAMSUNG M31s
Смартфон REALME 9