|
Доброго времени суток! В феврале этого года я впервые слегка отметилась на Drom.ru, поучаствовав в написании тройного отчета о маленьком красноярском путешествии, после чего, во многом благодаря директору моему мексикодромовцу PeterC, стала регулярно читать Drom.ru.
И — конечно же — сразу же организовалось мое участие в автопробеге Санкт-Петербург — Барнаул с последующим изучением Горного Алтая. Сейчас я специально не буду писать о самом путешествии по Горному Алтаю, т.к. оно заслуживает отдельного отчета. Ограничусь историей о том, как трое друзей проехали 4 450 км по России, не имея прежде такого опыта.
Надеюсь, мой рассказ будет полезен, т.к. ехали мы не через Москву и Казань, а добрым русским северным путем, через Вологду, Киров и Пермь. Ну, да обо всем по порядку.
Мой приятель как-то на своем дне рожденья упомянул, что его коллега Сергей хочет поехать к себе на родину, в село Мамонтово Алтайского края, на машине. С тем, чтобы потом изучить красоты Горного Алтая.
«Возьмите меня с собой! Я рулить могу и пью меньше вашего, а еще я веселая!».
В общем, встретились, познакомились и родился следующий план: непростой, но логичный: Сергей с девушкой как обладатели месячного отпуска, едут на машине и туда и обратно, а им в помощь готовятся два экипажа сменных водителей: мы с приятелем рулим ТУДА, а обратно летим на самолете, а другая пара рулит ОБРАТНО, прилетев, соответственно, на самолете в Барнаул. Там к нашей компании присоединяется еще несколько полноприводных экипажей друзей, и мы уже отправляемся в горы.
Волею судеб из Питера мы стартанули втроем:
Сергей, инициатор и идеолог, субаровод и обладатель местных, Алтайского края, номеров.
Дмитрий. Товарищ, друг, брат, опытный пассажир и эксперт по утрамбовке багажа.
Ольга — то есть я, в общем-то, сбоку припеку, но настырно во все вмешивающаяся.
Мы назвали себя «Трое в Ауте», распечатали маршрут (кому интересно: http://www.ati.su/Trace/default.aspx?EntityType=Trace&City1=1&City5=9490&Cities=5_30;5_182;5_60;5_175), последний раз посидели на Drom.ru в поисках информации (спасибо юзеру dispet4er63 за подробное описание вятских степей и ям), договорились, что ночуем в мотелях и постараемся проехать 4 135 (потом оказалось 4 450) за четыре дня и три ночи.
Стартанули мы в субботу 2 июля с Васильевского острова Санкт-Петербурга:
Subaru Outback была загружена мониторами, котелками, спальниками и тремя бортовыми журналами под заголовком «Трое в Ауте» для фиксации маршрута стартует из Спб на Алтай.
День 1. Санкт-Петербург—Никольское, 1097 км
Никаких сюрпризов в первый день не было, кроме двухчасовой пробки на мурманском шоссе (где ремонтируют мост), а также первой несостыковки карт и реальности:
Данного куска дороги просто не существует. Там поле.
А надо сказать, что у нас были бурные дискуссии, кто умнее и полезней в пути — электробаба (т.е. навигаторы и прочие девайсы) или простая бумажная карта. Я — как девайсофоб и женщина — была, конечно за карту, и в этом месте проиграла. Однако надо отдать должное моим друзьям — они меня за неверные указания не журили, а потом и сами предпочитали смотреть на бумажную карту, которая все-таки дает больше представления о точке пребывания в пространстве.
Из других девайсов у нас был «Наш Валя», антирадар Valentine1, который честно реагировал на все радары и автоматические двери моек и магазинов, сэкономил нам кучу нервов в местах починки дорог со знаком «20 км». Вещь отличная. Сумма штрафов за 4 450 км составила всего 400 рублей (100 +300): просто не всегда мы успевали оттормозиться…
Череповец и Вологда пронеслись мимо, оставив только шок от разноцветных аллюминиевых труб Северстали. К пяти вечера стало нестерпимо жарко (всю дорогу стояла жара 30 — 33) и мы остановились у речки Сухона, удачно пересекающей трассу между Вологдой и Тотьмой.
Прямо за мостом через Сухону есть удобный съезд направо, через маленькую деревушку, где можно прямо к речке спуститься на машинке. Нам стало легче, и мы смогли уже без истерического хохота взирать среди этой тридцатиградусной жары на плакаты с Дедом Морозом, который везде по Вологодчине приветливо машет рукой — Великий Устюг ведь совсем рядом!
Кстати, еще один аргумент в пользу северного пути в Сибирь: от Питера до Кирова (1 500 км) практически нет населенных пунктов. Вологодские дороги вполне приличные, встречки нет, гайцов мы не видели в принципе, лосей тоже не встречали… Кроме того с трассы открывается шикарный вид на старинный русский город Тотьму, куда стоит заехать, если время позволит:
Попадаются милые населенные пункты вроде «Красота», знак окончания которой удалось слегка заснять:
К селу Никольское мы немного устали — время было около 20:00, и было решено там ночевать, т.к. от Никольского до Кирова почти 500 км без крупных селений. Кстати, заправки по пути встречались нам вполне регулярно, но вот именно в Вологодской области бывают «провалы по 100 км», так что от Череповца до Кирова стоит быть внимательнее к стрелке бака;
Прямо при въезде в Никольское нашли рекламу мотеля «Камелия» (прямо по трассе метров 500 от въезда в поселок и перед постом сразу налево, указатели есть). Мотель претендует на некоторое изящество:
Рядом с ним — висячий мост через реку Юг, где я успела накупаться и утром, и вечером:
При мотеле есть ресторанчик, номера чистые, 500 руб. с человека, душ на этаже, парковка во дворе 100 р. Спалось отлично!
День 2. Никольское — где-то на трассе в районе Ачита, 1 080 км
День начался примерно в 9 утра — захотелось поспать. Следующие 500 км до Кирова, через который я упорно называла Вяткой (что заставило моих друзей думать, что Киров переименовали совсем недавно, в дни моей молодости) удалось проскочить со средней скоростью 110 км/час. Правда, пришлось получить штраф на 100 рублей в самом Никольском, где я не успела сбавить до 40.
Кстати, на картах этот пусть от Никольского в Киров через Шарью и Котельнич не обозначен, но трасса вполне прилична, довольна пряма, не надо бояться там ехать.
В Кирове был первый светофор за полторы тысчонки километров:
Рулили мы по принципу «Сжег бак — передай руль следующему». Водителей нас было трое, бака хватало на 420 — 500 км в зависимости от дорожной ситуации и жары, т.к. без кондея ехать невозможно было, а трехлитровая субарка ела 11-12 литров на 100 км.
Вот и я где-то за Кировом передала руль следующему и изрядно подсуропила: от Кирова до Перми идет веселая дорога через разные деревни Белые и Черные Холуницы, которую мы ехали строго по описанию диспетчера, ибо машруты наши были идентичны. Одна была радость — отличное купание в разливе реки Белая Холуница.
Если коротко про этот участок дороги: заблудиться сложно, но вот все дорожные знаки стоят не зря: ямы есть, покрытие плохое, скорость 90 держать можно, но сложно. Запаска может пригодиться.
Перед Пермью в районе г. Краснокамска шоссе пересекает Каму. Хором пели «Кама-река помоги».
На удивление приличная пермская полу-объездная (что-то вроде нашего западного диаметра — обходит город с юга): с ровным асфальтом и адекватными знаками.
На знаках нужно искать указатель на Кунгур, т.к. указателя на Екат вы не дождётесь.
За Пермью дорогая лучше не стала. Она стала хуже. Хотя, что значит «хуже»? У нас в Ленинградской области все дороги такие, как между Пермью и Екатом. Я вообще теперь думаю, что Питер — это задворки России… Ибо чем дальше мы уезжали от культурной столицы, тем лучше были дороги, вкуснее еда…, а за Уралом так вообще в любой придорожной забегаловке пельмени ТОЛЬКО РУЧНОЙ РАБОТЫ! Э-эх…
Но я отвлеклась. Пройдя очередные 1 150 км, мы заночевали в районе поселка Ачит, не доехав до Еката 150 км. Устали от постоянного реверсивного движения по мостам, обилия гудрона на дорогах (его с «Субары» до сих пор не смыть...). Мотель рекомендовать не буду, не понравился, но сил искать уже не было.
День 3. Ачит — Омск, 1190 км
Мои друзья с тот день стали моими недругами, ибо утром они решили резко перевести часы на два вперед и подняли меня в шесть утра — не знаю, по какому времени, но очень рано. На заднем сиденье я проехала Уральских хребет, который оказался не хребтом вовсе, а простой среднерусской возвышенностью. Знай и люби географию — только потом бывалые товарищи рассказали мне, что горы только на Севере и на Юге Уральского хребта имеются! Никаких знаков «Европа—Азия» тоже не обнаружилось, через пару часов Екатеринбург мы обошли со свистом, свернув в сторону Кургана.
… И дальше только поражались качеству дорог и вежливости гайцов. Удивительным образом, но в сибирской части России я не встретила ни одного праздношатающегося или праздно сидящего в засаде гайца. Они были там, где надо: на прямых участках дорог, где были выставлены камеры слежения; в пробках на мостах, где они разруливали движение; на постах при въезде в Тюмень, где одного из нас (не меня, конечно..) очень вежливо попросили в баночку сходить и проверили на наркотики. Мы были, конечно, чисты: тех, кто пьет за рулем я приравниваю к педофилам-насильникам и готова расстреливать без суда и следствия.
Дорога Екат—Тюмень—Омск не заслуживает особого рассказа. Уж больно трасса хороша.
Тюмень приблизилась неожиданно:
Все сразу стало ясно — и высотки, и неоновые знаки, и машины недешевые… Но более всего мы были поражены, когда за Тюменью мы искали место для купания и увидели вот такой маааленький карьерчик-озерцо:
С нас попытались взять 400 (!!) рублей с машины за право вьехать на территорию, при этом предупредили, что пляж еще не работает, т.к. дно не почищено, кафе тоже еще пока только шашлыки продает, но вот парковка есть и действует. И стоит 400 руб. А если пешком — то по 100 руб. с человека. Это за право зайти за забор!
Развернулись и гордо поехали в сторону Омска любоваться Иртышом и искать ночлег, т.к. незаметно стала подходить к концу третья тысяча километров.
Сразу за Омском, на выезде в сторону Новосиба, мы нашли отличный мотель Еврозона :).
За 350 руб. с человека мы спали в действительно уютной комнатке во дворе (было тихо), с утра завтракали огромной яичницей за 30 рублей и были очень довольны собой, т.к. с момента выезда из Питера прошли уже 3 300 км. Здесь мы еще раз перевели часы — на час вперед и стали думать, а не рискнуть ли нам прорваться через Казахстан? В противном случае путь в наше село Мамонтово Алтайского края пройдет либо по полному бездорожью (через Татарск и Чистоозерное), либо будет большой крюк через Новосибирск и Барнаул.
Интернет и советы друзей не поддержали нашу рисковую идею — соваться в Казахстан через два дня (было 4 июля) после введения новых правил таможенного союза. Говорят, мы все сделали правильно, но буду рада услышать новые мнения!
День 4 — финальный, Омск—Мамонтово (1 150 км)
День начался неторопливо — мы знали, что к вечеру будем дома, в баньке на берегу озерца… И оставалось нам всего 800 км… как мы думали.
Отъехав несколько километров от Омска, мы увидели «свой поворот» на Чистоозерное… Клубы пыли, камни, гравий. Остановились. Подумали. Орошили кусты. И решили — а ну его, к черту! Ну и пусть будет крюк в лишние 400 км — мы ж не зря идем с опережением графика. И поехали на Новосибирск. Как потом сказали бывалые товарищи, все мы сделали правильно: этот «короткий путь» занимает не менее 12 часов из-за очень плохой дороги.
До Новосиба донеслись за какие-то 4-5 часов, а там мы встряли намертво.
Удивительно! У нас ушло (днем в рабочий день) ДВА часа на то, чтобы пересечь город по самом краю и еще час, чтобы вырваться из его курортных пригородов. Конечно, было интересно посмотреть на Обь, плотину и поразиться обилию праворульных машинок, но граждане! Надо что-то делать с этой однополосной плотиной! В Питере нет таких пробок!
К сожалению, мне не удалось сфотографировать отличный плакат, который висел на заборе парка: «Спасибо тому, благодаря чему мы, несмотря ни на что!» Друзья-новосибирцы, расскажите историю этого плаката? Это кто такой остряк?
Из Новосиба мы быстро добрались до Барнаула, где наш субаровод Сергей учился и жил, поэтому по городу нам была проведена небольшая экскурсия с пересечением «Старого моста».
А от Барнаула до Мамонтово (180 км) мы донеслись с такой скоростью, что коровы разбегались.
Райцентр Мамонтово.
Впереди было два дня на мытье-сон и подготовку к следующему маршу.
Подводя итоги:
Прежде я путешествовала на автомобиле только по Европе, а по России ездила только в Москву. Теперь я буду стараться всегда путешествовать именно на автомобиле. Дромовцам это объяснять не нужно.
Несмотря на разницу во времени, укравшую у нас три часа ходу, мы ежедневно проходили не менее 1 100 км, проводили за рулем общего времени не более 15 часов (от старта утром до выхода вечером, с учетом заправок, купаний и редких перекусов с гайцами — оба пункта отдельно, конечно).
Бензин у нас 95, поэтому стоимость поездки была немаленькая: мы скинулись в начале путешествия, и все траты (бензин, еда, мотели) оплачивали из «общих денег», коих мы потратили на троих 22 000 рублей.
Залог успешного путешествия — хорошая подготовка и достаточное количество водителей. Мы провели ТО, взяли с собой отвертки, насосы и даже наборы для быстрого ремонта покрышек. Ничего не понадобилось, потому что водители не успевали уставать (мы ехали не более 500 км каждый), мы нормально спали ночью (остановки не менее 8 часов) и были в отличном настроении!
Россия — прекрасна, а Сибирь — как я убеждаюсь уже второй раз — еще лучше!
В следующем отчете — если этому будет суждена публикация — мы расскажем о том, как прошел путь обратно: именно сегодня, 27 июля, видоизмененный экипаж выезжает по обратному маршруту, но главное: расскажем о том, как пять разных полноприводных автомобилей проехали 1 400 км по Горному Алтаю, взяли перевал Кату-Ярык, добрались до Телецкого озера с Юга, пережили землетрясение, три забавные поломки, встречу с медвеженком, три лавины… и много всего другого, не менее прекрасного!