Колоссальный ледяной вулкан обнаружен в Казахстане! Музтау и Хан-Тенгри

06.04.2023 | 5951 просмотр

Колоссальный ледяной вулкан обнаружен в Казахстане! Музтау и Хан-Тенгри

Огромная ледяная гора… Нет! Не просто гора, а настоящий ледяной вулкан, из жерла которого валит пар и брызжет вода! Таинственный объект внезапно появляется из-за поворота дороги и вырастает на глазах по мере приближения к нему. Полностью оценить его размеры стало возможным только тогда, когда я подъехал вплотную, вышел из машины и сделал фотографию, которую вы сейчас видите… :-)

Это открытие я совершил 19 января 2023 года в 13 часов 41 минуту 28 секунд времени Астаны. Совершил абсолютно случайно и тем самым сильно изменил свои дальнейшие планы. Вот как всё это было.

Выехав ранним утром этого же дня в автомобильное путешествие, я уже сделал немало интересных открытий. Сначала добрался до заранее запланированного места, с которого открывался прекрасный вид на величественный вершину пика Хан-Тенгри.

Потом поехал дальше на юго-восток, в сторону границы Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой, с нашим восточным, так сказать, соседом. Сначала к Нарынколу — самому южному населённому пункту на всей линии границы, а затем, уже вдоль кордона, на северо-восток, до маленького аула Сумбе (42.932482, 80.498907). Видео, выложенное в конце рассказа, покажет все эти беспорядочные перемещения. :-)

Прямо за околицей упомянутой деревушки дорога упёрлась в закрытые ворота и очень колючую проволоку. Открытие, которое я совершил в этих местах, состояло в том, что никаких дорог из Казахстана в Китай здесь нет. Но есть другая интересная дорога, о которой расскажу чуть позже.

Следующее открытие состоялось через сто пятьдесят километров, на международном автомобильном пункте пропуска «Кеген/Каркара». Вот координаты этого места (42.802248, 79.182783), а суть открытия состояла в том, что пункт пропуска работал!

Почему это так важно, расскажу немного погодя, а пока продолжу знакомить вас со своим маршрутом «выходного дня». От пограничного перехода я планировал вернуться обратно в село Кеген и, затем, вдоль восточных отрогов хребта Кунгей-Алатау, проехать по горной дороге к посёлку Жаланаш, который находится на пути к озеру Кульсай.

Всё это планировалось сделать за один световой день на машине MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, обутой по причине зимы в Danlop Grandtrek SJ6 и оснащённой, на всякий случай, тросом и лопатой. :-)

Вот, для наглядности, карта пройденного маршрута. Точка, обозначенная литерой «Е», и есть то место, где меня поджидало самое яркое открытие этой поездки.

Хотя Ледяной Вулкан был самым последним местом, которое я посетил в течение этого путешествия, начну подробный рассказ именно с него. Уж больно ярким и масштабным оказалась сия «атмосферная локация»… :-)

Итак, обстоятельно и неспешно… Начну с того, что место это находится в стороне от основной туристической магистрали, ведущей на Иссык-Куль, их разделяет более пятнадцати километров. Это обстоятельство является основной причиной того, что весь мир до сих пор не знает о «казахстанском чуде». Ещё одна причина, почему сия достопримечательность малоизвестна, заключается в том, что здесь зимой и местные водители-то ездят нечасто, а уж туристов практически нет. А летом Ледяной Вулкан, как вы сами понимаете, не функционирует…

:-)

Подъехав поближе к ледяной горе, остановившись и выйдя из машины, я сразу почувствовал ту глубокую тишину, что царила вокруг. Единственным звуком был шум воды, которая била фонтаном из кратера Музтау (Ледяной горы). Вокруг не было ни души…

Выпавший недавно снег и морозы, установившиеся вслед за этим, сделали окружающий пейзаж ослепительно белым. В качестве компенсации некоторой монотонности широкой равнины и образовалась эта многотонная махина льда причудливой формы.

Формы, действительно, причудливые и разнообразные. С каждой из сторон эта глыба смотрится по-разному: проверено лично, не поленился и обошёл по кругу. Единственное, что не удалось сделать — это заглянуть сверху в самое жерло вулкана, ограничился фотосъёмкой с телеобъективом.

Но вы сами можете попробовать совершить этот безрассудный поступок — заглянуть внутрь тайны, если не боитесь упасть обледенелой тушкой с огромной высоты. :-) Координаты Музтау теперь вам известны (42.977550, 79.081118), карта с маршрутом приведена выше, расстояние от Алма-Аты небольшое, две с половиной сотни вёрст всего то… Так что — дерзайте! А я пока выложу следующее видео, которое даёт возможность оценить истинные размеры Короля Кегенских ледяных вулканов.

И только в тёплое время года, когда растает этот сухопутный айсберг, станет ясна причина его возникновения. Она очень проста — струя воды, бьющая из обыкновенной трубы. Достопримечательность, порождённая бесхозяйственностью… :-) Однако, не буду слишком занудствовать и продолжу рассказ о других событиях этого дня.

Одной из основных целей поездки было желание посмотреть морозным январским утром на пик Хан-Тенгри (42.210794, 80.174534), что находится в трёх сотнях километрах к юго-востоку от Алма-Аты. Но это по прямой. По дороге, до первого места с видом на Повелителя Небес, надо проехать не менее трёхсот километров, и всё равно, до объекта наблюдения останется километров восемьдесят, опять же по прямой. Однако с этого места, что находится на полпути от Кегена к Нарынколу, уже кое-что становится видно.

Естественно, для фотосъёмки нужен телеобъектив и, самое главное, отличная погода. В ясный день рассмотреть пирамидальную вершину Горы можно и с большего расстояния. Вот, например, фотография 2019 года. Она сделана примерно с этой точки (43.101006, 79.954242), из долины реки Шалкудысу.

Тогда, в конце октября, мы пытались преодолеть хребет Кетмень, из-за большого количества снега повернули обратно, но увидели Хан-Тенгри на обратном пути. На тот момент нас разделяло около сотни километров. В правом верхнем углу виден пик Победы.

Ещё одно фото из той же поездки, с перевала Кетмень. Ну, не совсем с перевала, до него оставалось несколько сотен метров заснеженной дороги, которую мы тогда не смогли пройти. С трудом развернулись, поехали обратно и, напоследок, сделали эту панораму. Здесь расстояние до Хан-Тенгри ещё больше, 125 километров, но его видно. Проведите вертикальную линию от левого края зеркала машины и на гребне гор обнаружите треугольник вершины.

Ну, а если погода не задалась, то и расстояние не поможет. На следующем фото, сделанном в 2020 году на берегу озера Тузколь (43.014628, 79.979592) до Горы всего девяносто километров, но её закрыли облака.  Останавливались там на ночёвку, временами шёл дождь, и Хан-Тенгри было не до нас. :-) Компенсацией за сорванный просмотр стала встреча с рысью, что состоялась вскоре.

Вернёмся, однако, в сегодняшний день. Несмотря на приличное расстояние, Хан-Тенгри прекрасно виден с дороги после Нарынкола. Здесь, на пути к аулу Сумбе, трасса проходит рядом с границей, и вершина отчётливо выступает в гребне горного хребта. Так что мест для наблюдения за Повелителем Небес достаточно, и я думаю, что подробно ответил на вопрос читателя, заданный в комментариях во время написания рассказа.

В начале очерка я обещал рассказать об одной дороге, что рядом с Нарынколом. На картах Гугл она маркирована как КВ-36 и отходит от трассы А-351 за три километра до Нарынкола (42.751149, 80.151121). Пролегая сначала на запад, а потом — на юг, она заканчивается через тридцать километров в Баянколе (42.593597, 80.000902). С этого места до Хан-Тенгри остаётся менее пятидесяти километров. Дорога сделана совсем недавно и проходима практически для любого транспорта.

Дальнейшее моё путешествие будет показано в самом последнем видео-ролике этого рассказа, а сейчас хочу рассказать о другой границе, о международном автомобильном пункте пропуска «Кеген» — Республика Казахстан / «Каркара» — Кыргызская Республика. Это единственный пограничный переход между двумя странами к востоку от Иссык-Куля. Так получилось, что с западной стороны есть четыре подобных КПП, а на востоке — только один, вот этот вот. Да ещё, к тому же, работающий в светлое время суток и закрывающийся на зиму.

Уже несколько лет ходили разговоры, что МАПП «Кеген /Каркара» сделают круглогодичным, но получилось это совсем недавно. Впервые он проработал всю зиму 2021/2022 годов, так что этот рабочий зимний сезон второй. Для туристов эта точка представляет интерес в том, что через неё короче будет путь из южной столицы Казахстана в город Каракол — 370 километров против шести сотен западного пути. А Каракол — это горнолыжный центр и достаточно лакомый кусочек (учитывая цены) для казахстанских любителей этого вида спорта.

Так что теперь, побывав на этом участке границы, могу с уверенностью сказать — пункт пропуска работает круглый год и зимой закрываться не собирается. Ну, если только совсем снегом заметёт… На этот случай, однако, я получил от пограничников номера телефонов, по которым можно уточнить текущую ситуацию. Вот они: +7 747 600 0610 (моб.) и +7 (72777) 25559. Свою деятельность КПП осуществляет как международный и открыт «в светлое время суток», т.е. с 8:00 до 18:00 ежедневно.

Видео-доказательства сказанного прилагаются:

Попутно замечу, что информацию о расположении и работе всех пунктов пропуска вы можете найти у меня на сайте. Там имеется интерактивная карта с точной локализацией объектов и подробная официальная информация о каждом из них.

Теперь немного информации о состоянии дорог, по которым довелось проехать. И о погодных условиях, в которых проходило путешествие. Выехал из Алма-Аты около пяти часов утра, температура воздуха в городе была -14*С. До выхода на хоргосскую трассу дорога везде хорошая, а по самой трассе — просто-таки отличная. Правда, температура за городом упала до -21 градуса и сохранялась такой до Чилика.

После Чилика еду по Кульджинскому тракту через посёлки Байсеит и Нура. Дорога становится двухполосной, но качество асфальта хорошее. К тому же температура воздуха постоянно растёт и в середине Кокпекского ущелья достигает одиннадцать градусов со знаком минус. Потом, за несколько минут, резко холодает, и всю Сюготинскую долину после аула Кокпек я вижу -24 градуса на термометре.

Машин мало, асфальт по долине хороший (это показано на видео), и он продолжается в том же качестве через перевал до поворота на Кульсайские озера (43.275373, 78.946629). Далее идут полтора десятка километров старенького асфальта, который нуждается в ремонте. Страшного там ничего нет, просто трясёт машину чувствительно, и становится шумно. Но это недолго, уже перед селом Аксай (43.215852, 79.087081) снова пойдёт дорога отличного качества.

Начинается подъём на Кегенский перевал, где меня поджидает приятная неожиданность. Последний раз проезжал здесь в августе 2022 года и запомнил большой участок ремонта дороги — примерно десять километров в районе самого перевала были без асфальта. Тогда ещё подумал, что надолго всё это… Ан, нет! Сейчас всё сделали отлично, даже разметку разноцветную нанесли. Так что до самого посёлка Кеген можно ехать без горя.

Вместе с дорожными условиями меняется и температура. Она максимально повышается в долине реки Чарын, потом колеблется, снова растёт при подъёме на Кегенский перевал и снижается перед посёлком Кеген до -24 градусов. Это был минимальный показатель за всю поездку. Так же холодно было в Нарынколе, а максимальную температуру я отметил уже на обратном пути, в долине Чарына — термометр кратковременно замер на показании -1*С и, затем, снова пошёл вниз.

Свежий асфальт заканчивается в Кегене. Здесь же (43.007255, 79.243514) замечена последняя АЗС крупного топливного оператора - Qazaq Oil. Далее, по направлению к Нарынколу, идёт асфальт разной степени паршивости, но нигде не достигающий уровня бездорожья. Так что ехать можно и даже иногда смотреть по сторонам. :-)

В другом направлении от Кегена, в сторону киргизской границы, та же беда… До посёлка Каркара не дорога, а «русские горки». Ну, или «американские», кому как нравится. На волнах машину может подбросить очень сильно, на скорости более 60 км/час все прелести этого участка хорошо ощущаются. После Каркары ранее был сделан новый асфальт, но довели его до самой границы или нет, сказать не могу — под снегом не видно.

Это всё, что касается пройденного маршрута. Теперь немного о том, что пройти планировалось, но не удалось: дорога Кеген — Жаланаш. Путь здесь лежит по склонам гор, пересекает небольшие ущелья мелких рек и летом смотрится весьма живописно.

Однако зимой там картина другая, много снега и наледи от ручейков, что делает опасными крутые участки пути. Пока заливал бензин на АЗС в Кегене, спросил у заправщика об этой дороге. Он немного задумался и сказал именно то, чего я опасался — на последнем подъёме может быть сильный гололёд. Подъём этот и летом-то не очень приятен, узок и сыпуч. К тому же, там есть пара сырых мест, которые сейчас могут превратиться в каток.

Но ведь могут и не превратиться? Ответ на этот вопрос я получил, когда смотрел на Ледяной Вулкан. Гора намёрзла большая, холод стоит приличный, так что шансы появления наледей на дороге в Жаланаш практически стопроцентные. Рассуждаю дальше — до проблемного места километров сорок, если там что не так — даже пытаться не буду в одиночку. Час туда, час обратно — по светлому времени домой не успею вернуться. Ну и ладно. Разворачиваюсь и, уже без остановок, еду домой.

Дальше без приключений, происшествий и событий. Заметил, что полиция влюбилась в место на развилке дорог в Сюготинской долине (43.419253, 78.752427) и торчит там постоянно. Зато перестали патрулировать Кокпекское ущелье, давно их там не замечаю. Хотя, может быть, это мне так попадает…

Весь маршрут растянулся на 846 километров и двенадцать с половиной часов. Погода была прекрасной, воздух — чистым, панорамы — великолепными. Реально величественную картину пика Хан-Тенгри весело дополнила фотография ледяной горы, нависающей над машиной. Это не монтаж, не добавление объекта, просто съёмка с определённого ракурса. Наледь, в реальности, не выше десяти метров, но стараниями таких фотографов, как я, уверенно обрела громкую славу местной достопримечательности. :-)

Впрочем, вы сами можете проехать и посмотреть на всё это своими глазами.

Удачи на дорогах и новых путешествий!

Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий  roadstravel.ru.


Дром

Комментарии

    
НОВОСИБИРСК
Сообщений: 57053
Как всегда - зачёт!
Красиво и грандиозно!
Пишите для нас дальше о Казахстане и его природе. К сожалению, у нас мало возможностей, что бы бывать у Вас, но фотки смотрим с огромным удовольствием.
30
3
Ответить
 
Сообщений: 7487
Красиво очень конечно.
Но бурсоль.рф красивее
TURBOCAFE здесь все секреты
7
11
Ответить
 
Сообщений: 7487
filatich
Как всегда - зачёт!
Красиво и грандиозно!
Пишите для нас дальше о Казахстане и его природе. К сожалению, у нас мало возможностей, что бы бывать у Вас, но фотки смотрим с огромным удовольствием.
С Сиба нет ничего проще чем рвануть в Казахстан
TURBOCAFE здесь все секреты
21
3
Ответить
7092763
Пермь
Замечательно!
9
2
Ответить
 
Сообщений: 130
filatich
Как всегда - зачёт!
Красиво и грандиозно!
Пишите для нас дальше о Казахстане и его природе. К сожалению, у нас мало возможностей, что бы бывать у Вас, но фотки смотрим с огромным удовольствием.
Судя по подписи, возможности есть! Там и мебель, и аквариумы с водопадами. Так шта, не прибедняйся! Ждем отчета о поездке.
---------------
Быть бобру!
3
1
Ответить
 
Щёлково
Сообщений: 6618
Карабинер
Судя по подписи, возможности есть! Там и мебель, и аквариумы с водопадами. Так шта, не прибедняйся! Ждем отчета о поездке.
Заказывай мебель во всю квартиру и аквариум побольше) будешь генеральным спонсором поездки)
5
1
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 8631
Хорошо, что есть такой Уванский фонтан в зюраткульском нацпарке в 340км. Не придется за Алмату ещё раз ехать, да ещё зимой )
Swift II седан 97 G13
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
3
1
Ответить
   
Иркутск
Сообщений: 723
Штурман зовет в Казахстан. Но я после первого опыта просто опасаюсь туда ехать - коррупция у местной дорожной полиции просто запредельная. Из-за этого даже тогда сошел с маршрута. У вас все по прежнему?
6
7
Ответить
 
Сообщений: 143
Oleg_Avgust
Штурман зовет в Казахстан. Но я после первого опыта просто опасаюсь туда ехать - коррупция у местной дорожной полиции просто запредельная. Из-за этого даже тогда сошел с маршрута. У вас все по прежнему?
к сожалению есть такое
SIBTURBO.COM - качественный ремонт турбин
Instagram: @SIBTURBO
3
2
Ответить
    
НОВОСИБИРСК
Сообщений: 57053
Карабинер
Судя по подписи, возможности есть! Там и мебель, и аквариумы с водопадами. Так шта, не прибедняйся! Ждем отчета о поездке.
С удовольствием бы...
Времени столько обычно нет свободного.
В последний раз в 14 году ездил по Восточному Казахстану. Кайф!
2
1
Ответить
    
НОВОСИБИРСК
Сообщений: 57053
прокуратор
Заказывай мебель во всю квартиру и аквариум побольше) будешь генеральным спонсором поездки)
Да! И желательно в Талдыке!
2
1
Ответить
 
Сообщений: 192
вулкан, вулкан, теплосети надо вовремя ремонтировать)))))))
9
1
Ответить
  
Самара
Сообщений: 335
Сначало подумал что это отчет к 1 апреля )))
4
1
Ответить
799259
Саратов
Классный вулкан!
3
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие