|
Скоро весна, каникулы, майские праздники и пора задуматься о том, как интересно и познавательно провести эти выходные денечки. Предлагаю увлекательный маршрут в соседнюю Челябинскую область.
г. Екатеринбург — каменные палатки Аллаки — Французская Горка — Уральское Бали — озеро Тургояк — национальный парк Таганай — г. Златоуст — г. Екатеринбург
Ранним утром выезжаем в сторону Челябинска. Наша команда из 4 человек (две семейные пары) решили поехать на одной машине Nissan X-Trail. Специально на каменные палатки Аллаки мы бы не поехали, а по пути, почему бы и не познакомиться с уникальным природно-археологическим памятником. Расстояние до палаток примерно 113 км от Екатеринбурга. Погода чудесная, настроение прекрасное, и уже через 1,5 часа мы увидели каменные останцы, расположившиеся на небольшом природном холме возле озера Большие Аллаки. Высота скальных останцев не более 10 метров.
Происхождение слова Аллаки связывают с тюркским языком, в переводе с которого оно означает «большая» (или обширная) впадина.
Каменные палатки интересны с точки зрения археологии: на некоторых останцах найдены писаницы, а также неоднократно проводимые в этом районе раскопки, характеризуют палатки как святилище или жертвенник первобытного строя. Наличие на некоторых скалах каменных чаш и сквозных отверстий, напоминающих норы, также являются признаками древнего святилища.
Осмотрев эти причудливые скалы, отправляемся дальше по маршруту.
Много раз мы ездили по этой трассе через Кыштым, Карабаш на Миасс, и все прекрасно знают эти «марсианские» ландшафты, которые хочется скорее проехать и не видеть, что натворили люди в этой местности.
Ненадолго свернем в Кыштым. Едем в сторону поселка Каолиновый. Здесь находится карьер, заполненный водой необычайного лазурного цвета, который называют Уральским Бали. Очень любопытно взглянуть на него.
Озеро образовалось на месте каолинового карьера. Этот карьер начали разрабатывать в 1940-е годы. Сейчас добыча переместилась на другие участки. О промышленной разработке напоминает одиноко стоящий столб, торчащий из воды прямо посреди озера. До недавнего времени воду из карьера откачивали. В 2011 году местные «уголовники» срезали провода ради цветного металла. Карьер быстро наполнился водой. Так что Кыштымское «Бали» совсем молодое. Еще несколько лет назад его не существовало.
В недавнем прошлом в этом карьере добывали каолин — глину белого цвета, которая состоит из минерала каолинита. Такая глина ценится в промышленности благодаря высокой огнеупорности, низкой пластичности и хорошим связующим свойствам. Обогащенный каолин используется при производстве фарфора и фаянса, а также при изготовлении электротехнической керамики. Применяется и в качестве наполнителя в производстве бумаги, резины, пластмасс, кровельных материалов и т.д. Из каолиновых глин изготавливают огнеупорный кирпич и белый цемент. Полезен каолин и для человеческого организма. Обладает обволакивающими и абсорбирующими свойствами, белая глина используется в медицине и косметологии. Зная природу этого озера, купаться здесь не стоит, но говорят, что летом в жару есть смельчаки, которые все же отваживаются окунуть свое тело в изумрудную воду. Уральское Бали с Бали Индонезии схожи только по цвету, поэтому лучше просто полюбоваться и двигаться дальше. Через час мы были в Миассе. Ориентируемся на деревню Наилы Челябинской области. Это в 27 километрах от Миасса. Оставляем машину на окраине деревни и дальше примерно 3 км идем пешком, и вот уже меж деревьев просматриваются серые каменные стены-руины, будто замок лесного царя среди весенней зелени.
Это та самая Французская Горка, о которой мы узнали от наших друзей — Олега и Елены, которые и привезли нас сюда. Название горы сохранилось с тех времен, когда по концессии царское правительство сдало в эксплуатацию французской частной компании участок земли с правом добычи полезных ископаемых. В период с 1878 по 1915 года французы вели на горе добычу волокнистого минерала асбеста. В начале 20 века французы тайком начали добычу золота на реке Миасс. Это довольно быстро дошло до властей, и концессия была прекращена.
Начинаем исследовать местность и остатки строений. Недалеко от руин обнаруживаем заброшенную шахту.
Исходив все вокруг, мы восхитились красотой этого места, монументальностью заводских стен, самоотверженностью людей, отважившихся в глухой уральской тайге, где на много километров вокруг только лес да зверьё, заниматься промыслом минерала. Смелые, сильные люди!
Стены хорошо сложены из камня вперемешку с кирпичом, бревнами, металлическими рельсами и трубами, видно, что строили из подручных материалов. Скрепляли камни известковым раствором — это довольно старый способ кладки, но виден и цементный раствор — более поздние наслоения.
Чтобы асбестовое предприятие эффективно функционировало, необходимо было оборудование для добычи породы, механизмы для ее доставки из карьера на фабрику, дробилки, место сортировки, цех обогащения и т.д. Теперь стало понятно, почему в тайге, прямо на месте добычи минерала, возведена фабрика. Это много дешевле, чем куда-то вывозить породу. Предприниматели решили минимизировать расходы на предприятие. Кроме того, требовалось обезопасить производство мощными стенами, т.к. наверняка велись взрывные работы. Вокруг каменного карьера мы обнаружили следы от узкой железнодорожной колеи, вероятно, по ней ходили вагонетки, доставлявшие руду на завод. Остатки каменной лестницы вели к еще одному строению, от которого тоже остались лишь стены. Скорее всего, работники фабрики жили здесь же в каком-нибудь бараке, т.к. ближайший населенный пункт находился далеко от этого места.
Реальная история Французской горки совсем другая.
13 ноября 1898 года лифляндские дворяне Бернгард Карлович фон Шуберт и Рейнгольд Эдуардович фон Клот из Риги обратились в Министерство финансов России и представили для утверждения проект устава Акционерного общества асбестовых заводов «Изолятор».
Министр финансов России С.Ю. Витте утвердил устав общества и разрешил его деятельность. В январе 1899 года общество приобрело у предпринимателя Гейнриха Моэса, который вошел в число акционеров, асбестовый завод под фирмой «Г. Моэс и Ко», находящийся в Санкт-Петербурге. Общество начало свою деятельность с 1900 года. Вскоре было приобретено Таловское асбестовое месторождение на Южном Урале. Именно это место теперь и известно как Французская горка.
На строительство фабрики и начало разработки месторождения на руднике «Холмистый» ушло несколько лет. Производство открылось в конце 1907 года. Площадь рудника занимала четыре небольших горки, но добыча шла только на двух — северной и южной. На вершине северной горки расположен самый большой карьер. Другой разрез располагался в седловине между двух горок.
Работы на руднике начинались в 5 утра. Рабочие взрывами, а также молотом и киркой выламывали породу, нагружали её в вагонетки, которые с помощью лошадей перемещали по рельсам, расположенным вокруг горы по спирали. К каждым двум вагонам прикреплялись по шесть человек. Трое из них отправлялись для сопровождения вагона, трое оставшихся продолжали готовить руду для погрузки. Один из сопровождавших задерживал тормоза, а двое других на случай остановки вагона направляли его вновь на путь. На этой линии работали 18 человек. Всего на руднике и фабрике трудились 246 человек вахтовым методом.
Подряды выдавал миасский обыватель Илья Федорович Рожков, служивший на руднике «Холмистый» штейгером. Управляющим рудника был выходец из Литовской губернии Александр Вильгельмович Штраухман. Работа на руднике была тяжелой. Иногда тут происходили несчастные случаи, в том числе со смертельными исходами. В основном это было связано с несоблюдением рабочими техники безопасности.
По данным статистического обзора Оренбургской губернии за 1908 год, на руднике «Холмистый» было получено 13847 пудов асбеста. Добыча осложнялась твёрдостью породы и разбросанностью месторождения, а длина самого асбестового волокна была короткой. Местный асбест оказался низкокачественным. Рудник проработал всего лишь 2 года и был закрыт из-за нерентабельности. Однако само акционерное общество асбестовых заводов «Изолятор» продолжало работать. Какие ещё у него были активы, пока не выяснено. Не стали разрабатывать это месторождение и позже, в советское время.
Асбест в начале 20 века стал очень востребованным в мире. В переводе с греческого слово означает неразрушимый. Он обладает жаропрочными свойствами, стоек к щелочным средам, нужен был во многих отраслях промышленности, даже использовался при изготовлении театральных занавесей. Спрос на него был очень высокий, особенно за рубежом.
До нашего времени сохранились развалины старого предприятия, часть стен которого сложена из серпентинита. Повсюду отвалы того же камня. Здешний асбест является минералом группы серпентина (хризотил-асбест), обладает высокой огнестойкостью и способностью расщепляться на гибкие прочные волокна. Асбест широко применяется во многих отраслях промышленности — для создания огнестойких и кислотостойких тканей, для производства строительных изоляционных материалов, а также специальных пластмасс. В районе Таловских хребтов (где и находится Французская горка) месторождение хризотил-асбеста приурочено к серпентенитовым массивам. Это месторождение именуется Таловским, и запасы его насчитывают 141,5 тыс. тонн. Однако разобщенность залежей, невысокое содержание асбеста и низкая сортность волокна не позволили считать его промышленным. Поэтому в советское время добыча асбеста здесь не велась.
О добыче в этих местах золота. За добычей драгоценного металла строго следил окружной инженер Миасского горного округа со своим штатом помощников и добровольных осведомителей; любые, даже малейшие нарушения в этом деле: незаконные закопушки, шурфы — сразу становились ему известны. Потому что все участки были поделены по владельцам. Зайти на чужой участок было невозможно. Компания «Изолятор», державшая на руднике «Холмистый» лишь несколько руководителей работ, не в состоянии была тайно разрабатывать золото. Так что версия о таинственных французах-старателях не имеет под собой почвы.
Так или иначе, но руины асбестовской фабрики, скрытые в лесу, необычайно интересны для туристов и краеведов.
GPS-координаты Французского замка: N 55° 17.074´; E 60° 10.339´ (или 55.284567°, 60.172317°).
После познавательных уголков Челябинской области пора и отдохнуть. Направляемся на озеро Тургояк, где мы заранее забронировали клубный отель «Лазурный берег», расположенный на берегу озера.
Устроившись в уютных комнатах и немного перекусив, посещаем баню, расположенную на берегу озера и соляную комнату.
Вечерний ужин завершился вкуснейшим десертом и сладким сном о впечатлениях дня.
Утром озеро Тургояк как будто обновилось! Красота необыкновенная!
Тургояк — это чистейшее горное озеро на Южном Урале. Благодаря исключительной чистоте воды и минимальному содержанию минеральных примесей, видимость в толще воды достигает 10-17 метров. За свою прозрачность озеро признано памятником природы и считается вторым по чистоте озером в России после Байкала.
Тургояк недаром называют жемчужиной уральских озёр. Подобно жемчужине, спрятанной в грубой раковине, Тургояк окружен живописными горными хребтами Южного Урала: с востока — горным массивом Ильменского государственного заповедника; с запада — национальным парком Таганай.
Именно в национальный парк Таганай и лежит наш сегодняшний маршрут. Но сначала мы заедем в посёлок Тургояк и полюбуемся православным храмом Церковь Царственных Страстотерпцев.
Очень необычно увидеть деревянную церковь с чешучайтыми маковками и крышей, покрытой тёсом. Построена церковь в 2000-2005 годах, но смотрится как старинная. Огорчает окружающая действительность в виде магазинов с некрасивыми вывесками.
В деревянной церкви в честь Царственных страстотерпцев хранятся частицы святых мощей преподобного Серафима Саровского, апостола Андрея Первозванного, Вифлиемских младенцев, преподобномученицы княгини Елизаветы.
Насладившись красотой этого благодатного места, отправляемся в путь.
Курс на город Златоуст. Примерно через час мы припарковались на стоянке парка Таганай.
Мы здесь не были с 2008 года и были приятно удивлены переменам. За эти годы мы побывали во многих парках США и скажем вам откровенно: национальный парк Таганай нисколько не уступает им. Информационный центр с волонтерами, карты, стенды, туалеты — ну, ведь можно же сделать, когда захочешь соответствовать мировым стандартам.
Пообщавшись с сотрудниками информационного центра, отправились по самому простому маршруту. Наша цель показать нашим друзьям красоту Уральских гор и, если им понравится, то приехать сюда в следующий раз уже на несколько дней.
Национальный парк Таганай занимает большую территорию. Это уникальные места города Златоуста, которые поражают своими достопримечательностями. Каменные глыбы, реки, реликтовые леса, альпийские луга — все это удалось сохранить за счет создания южно-уральского национального парка «Таганай». Официально датой его открытия считают 5 марта 1991 года.
В начале пути солнышко светило ярко и шагалось нам весело и легко. Хотя дороги были размыты, видимо, до этого тут шли дожди.
Постепенно небо нахмурилось, и стал накрапывать дождь.
Примерно через 7 километров от начала пути мы подошли к металлической лестнице, которая ведет к Двуглавой сопке — это самая южная вершина хребта Большой Таганай. Лестница затем переходит в обычную тропинку.
Тропинка круто взбирается вверх и приводит нас на вершину Перья (1034 м).
Подниматься и спускаться было тяжело. Идет то ли дождь, то ли снег. Камни скользкие. Но все эти трудности не сравнимы с тем ощущением, которое мы испытали, поднявшись на вершину.
Двуглавая сопка делится на две вершины: Перья (1034 м) и Бараньи лбы (1041 м). Тропа приводит на первую из них. На вершине Перьев можно заметить остатки некогда стоявшей здесь металлической вышки. Это был первый телевизионный ретранслятор Златоуста, установленный в 1958 году. Он принимал сигнал аж из Свердловска. Однако проработал он недолго — до 1961 года. С одной стороны мы должны были увидеть город Златоуст, с другой — красивейший вид на Бараньи Лбы и показывающуюся за ними грандиозную стену Откликного камня, но снеговая дымка нам все закрыла. Но все равно наш подъем стоил того, чтобы ощутить силу этого места!
Ну а когда мы спустились, небо вновь прояснилось. Отдохнув и перекусив на территории приюта «Белый ключ», мы отправились в обратный путь по грязной размытой дороге.
1111
К машине мы вернулись в таком виде! По возможности почистив обувь в луже, отправляемся в г. Златоуст, где у нас заранее забронирован отель «Никольский».
Утром, свеженькие и бодренькие после сытного завтрака, мы отправились изучать город Златоуст. Город имеет богатую историю, входит в перечень исторических городов России. Это один из самых высокогорных городов Урала, жилые кварталы которого расположены на высоте 400-600 метров над уровнем моря. К востоку от города проходит граница частей света Европы и Азии.
Начнем знакомство с туристической достопримечательности Южного Урала — горного парка имени П.П. Бажова, который был открыт 1 июня 2015 года.
Здесь можно увидеть известных персонажей бажовских сказов: Хозяйку Медной горы, Огневушку-поскакушку, Серебряное Копытце, Данилу-мастера и других. Но одними персонажами из произведений Бажова парк не ограничивается. На территории парка созданы деревянная избушка Бабы Яги, лесной трон, колодец, Змей Горыныч, установлены читающие книги скульптуры и многое другое.
Есть тут и сложенная из камней 9-метровая «башенка» с изображением Каменного цветка наверху.
На создание этих объектов ушло более 500 тонн камня из 8 карьеров. При строительстве использовался Мансуровский и Бердяушевский гранит, Атлянский мрамор, скальные породы с карьера Радостный, скалы-останцы с хребта Уреньга, малахит и азурит с Михеевского карьера, габбро из Карелии, змеевик с Березовского карьера и горные породы с Малышевского месторождения.
В центре смотровой площадки поднимается Дуб жизни — ковано-сварная скульптура из меди высотой около 5 метров. На нем разместились 22 обитателя (птицы, животные, насекомые), найти их всех непросто.
На башню-колокольню подниматься не стали. Полюбовались на нее из парка. Башня-колокольня с часовней святого Ионна Златоуста имеет необычную для Урала архитектуру в духе западно-европейского зодчества. Общая высота башни — 53,4 метра.
Приятным завершением прогулки по парку стало чаепитие в уютном кафе Бажовского парка.
Погода сегодня замечательная, мы прекрасно прогулялись по парку, теперь продолжим наше путешествие на завод «Златоустовская оружейная фабрика», о котором знают далеко за пределами Российской Федерации. Его считают гордостью России. Являясь одним из старейших Южно-Уральских предприятий, завод отметил свой двухсотлетний юбилей в 2015 году. Уже на протяжении нескольких веков он занимается производством холодного строевого и наградного оружия. Первая государственная фабрика холодного оружия в России была создана по указу императора Александра I. Одержав победу над Наполеоном, страна активно увеличивала свой военно-промышленный потенциал. В итоге «Златоустовская оружейная фабрика» стала основным поставщиком холодного оружия для российской армии. Она производила различные виды палашей, сабель, шашек и кинжалов.
После упразднения кавалерии в России боевое холодное оружие было исключено из экипировки солдат. Но, несмотря на это, кузнечные мастера из Златоуста продолжили свое дело, так как традиция вручения военным наградного оружия не отменилась. Она существует и сегодня. Для офицеров, генералов и адмиралов получить холодное оружие в подарок — большая честь.
Нам очень повезло. Экскурсию заранее мы не заказывали, но на фабрике нам сразу предложили отличного экскурсовода, которая интересно и грамотно рассказала историю этого предприятия и показала экспозицию музея.
С начала XX века Златоуст являлся центром художественной гравюры на металле, которая зародилась как подсобное производство для украшения сабель, кортиков, шпаг. Ныне золотой и серебряной насечкой украшают подарочное оружие, делают декоративное панно на стальных пластинах.
Златоустовская оружейная фабрика кроме оружия производила также предметы интерьера, столовые приборы, мелкие бытовые товары. Изначально все это делалось мастерами исключительно под заказ и для международных выставок, царская семья также давала огромные заказы как оружейного, так и бытового назначения. На данный момент фабрика предлагает гравюры для украшения интерьера, зажигалки, запонки, украшенную посуду, изготавливает фоторамки, шкатулки и трости, привнося в каждое изделие неповторимый Златоустовский стиль.
Посетили мы и фирменный магазин, где подивились на разнообразие и красоту различных изделий.
В производстве использовались драгоценные камни и золото, делавшие отдельные продукты оружейной фабрики настоящими произведениями искусства. И хотя в СССР авторский стиль гравировки практически умер, в 1960 году его начали возрождать отдельные умельцы.
Сейчас гравюры Златоустовской оружейной фабрики снова представляют собой предметы элитарного сегмента, обладание которыми — удел избранных. Выдающиеся мастера работают над производством штучных товаров, но даже в стандартных изделиях можно проследить уникальный стиль и уважение к истокам златоустовской гравюры.
Обратная дорога была знакомой. От Златоуста до Миасса всего 42 километра. Выезжаем на загруженную М5 и остается 227 км до Екатеринбурга. Никуда не заезжая, быстро и без приключений мы добрались до дома.
Всего две ночи и два дня мы провели в Челябинской области, а такое ощущение, что мы месяц не были дома. Столько новых, интересных и незабываемых впечатлений мы получили за эти дни. Не зря говорят: иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома.