|
Давненько мы хотели побывать на Кий острове со старинным монастырем в Белом море, и вот наконец 26.07.22 в 5:55 мы (я и жена) на Х3-м выехали из дома (г. Железнодорожный). 1-й день едем до Каргополя, ехать решили самой короткой дорогой, через Солзу.
Все шло хорошо, светило солнышко, дорога была сухая, и даже пресловутый грейдер на участке Прокшино — Солза был более-менее ровным.
Но не доезжая километров 25-30 до Каргополя я, видимо, все-таки словил крупноватый камушек и пробил левое переднее колесо. Докатку ставить не стал, отремонтировал жгутиком.
Потеряв таким образом около получаса, приехали в Каргополь в 16:50, в гостиницу «Каргополочка», 2800 руб./сут, хотя по телефону обещали 2400. Закинули вещи и пошли гулять по этому красивому старинному городку.
Знаменитая полоскальня и сейчас используется по прямому назначению.
Пробег за день составил 823км.
27.07. С утра опять погуляли по Каргополю, я поднялся на колокольню, посмотрел вокруг, никаких изменений по сравнению с августом 2008 года не приметил))).
Улица, уходящая в бескрайние леса.
Ласточка, облюбовавшая полоскальню.
Затем мы поехали в Кучепалду (31 км от Каргополя), некогда 4-е по населению село Олонецкой губернии сейчас полностью заброшено и обезлюдело, последний житель умер в 2012 году. Отличительной особенностью села является то, что оно состояло из единственной закольцованной улицы вокруг озера. В один не очень прекрасный момент озеро ушло в карстовые пустоты, и люди постепенно стали уезжать.
В 2012 году в этом уже необитаемом селе стоял таксофон с ветрогенератором и солнечной батареей, было/стало:
Скорей всего, здесь был магазин.
Затаился в траве:
По дороге в Кучепалду заехали в Красную Лягу, здесь тоже было село, но от него вообще не осталось никаких следов, за исключением одиноко стоящей, как памятник ушедшим деревням и людям, Сретенско-Михайловской церкви 1655 года.
В общем, живописные и грустные места, к которым идет дорога сквозь гигантские борщевики.
Далее мы поехали в Онегу, маленький городок с населением ~ 17000 человек, стоящий на одноименной реке недалеко от Белого моря.
Дорога идет обратно через объездную Каргополя, а далее по А-215 в сторону Брин-Наволока, с поворотом налево на грейдер. А-215, по крайней мере до съезда (204 км), это практически везде идеальный асфальт, а далее до Онеги 200 км вот такого грейдера, сильно размокшего после дождя:
Дорога очень красивая, петляет сквозь тайгу и иногда выходит на берег Онеги.
За качество фото прошу простить, после ливня в воздухе осталось много влаги, поэтому фото слегка мутные. Следует заметить, что до Онеги есть вторая дорога, от Архангельска, но тоже грейдер, в общем, асфальт к городу не подходит.
Тут сработала сигнализация падения давления в ранее отремонтированном колесе, жгутик не выдержал. Возиться в грязи не хотелось, поэтому я решил ехать до Онеги, периодически подкачивая колесо. На дороге увидели коричневый указатель к достопримечательности: тройник (храмовый комплекс из зимней и летней церквей и колокольни) в д. Пияла. Это один из самых ранних сохранившихся тройников:
Правда, сейчас этот тройник превратился в двойник, в 1966 году зимняя церковь сгорела от удара шаровой молнии. Через пару минут, как мы остановились, к нам подошло несколько человек, реставраторы со смотрителями, они решили, что приехала комиссия))). Ну и хорошо, провели экскурсию.
Знаменитые северные «небеса».
Пустили на колокольню.
Очень красивое и живописное место, да и деревня жилая. А сколько еще таких красивых мест по другому берегу Онеги, но до них можно добраться только на лодке или по зимнику.
В 21:15 прибыли в уютный гостевой дом «Аленушка» в Онеге, стоящий на окраине города в частном секторе. Нас поселили в номер для молодоженов (3900 руб./сут).
Так как было еще не поздно, немного погуляли по городу, вышли на набережную Онеги. Над рекой носились тучи каких-то насекомых, благо не кусачих, от них даже фотографии получились замутненными. Как позже выяснили, называются они подёнки и живут 1 день.
Пробег за день 491 км.
28.07. Сегодня у нас Кий остров. До него ~ 14 км и 50 минут пути вот на таком теплоходике.
На воде не мусор, это мертвые подёнки.
Билеты с экскурсией покупали заранее. Было достаточно тепло, и мы не стали спускаться вниз, а уселись на палубе, надстройка нас прикрывала от ветра. Около 7 км теплоход идет по Онеге вдоль города и промзоны, остальную часть пути по Белому морю.
Четкого расписания у него нет, все зависит от луны (прилив/отлив). Мы отправлялись в 9 с копейками. Сначала нам провели экскурсию по монастырю, основанному еще патриархом Никоном в 1656 году в память о своем спасении в бухте Кий острова при побеге из Соловков в 1639 году. Монастырь просуществовал до 1922 года, потом на его основе сделали дом отдыха профсоюзов, который и сейчас заправляет всеми делами на острове. Состояние монастыря, мягко говоря, не очень, проведены некоторые консервационные работы, но о полноценной реставрации речи не идет.
Настоятельский корпус, сейчас администрация дома отдыха с обстановкой 60-70-х годов.
Вот в таких домиках можно поселиться, но электроснабжение несколько часов в сутки от дизель-генератора.
После экскурсии гид предложила желающим прогуляться на сопредельные о-ва Средний и Северный Кий, во время отлива это возможно, но бегом-бегом. Но в этой северной идиллии нам совсем не хотелось куда-либо спешить, поэтому мы просто отправились гулять, благо синоптики конкретно ошиблись и вместо обещанных +10-15С и дождя ярко светило солнце и на улице было под +25С.
Даже карам жарко. И я, как дурак, весь день таскал с собой куртку, да и купальники мы не взяли, хотя мне это не помешало залезть в Белое море. Оно мелководное и в солнечные дни прогревается на ура. Ну чем не Черноморское побережье:
И очень хорошо, что есть прилив/отлив, благодаря ему у нас было полно свободного времени, до 20:45, а то бы дали, как обычно, после экскурсии полчаса и домой. А так, вот куда он денется:
В общем, гуляли, отдыхали, дышали морским морским воздухом с примесью ароматов соснового леса, в перерывах сходили на обед и полдник (туристов кормят хорошо)
И поздно вечером вернулись домой.
Под впечатлением об острове решили как-нибудь в будущем обязательно приехать на пару дней.
29.07. Выяснилось, что синоптики ошиблись всего лишь на сутки, ночью пошел сильный затяжной дождь, и на утро на тумбочке нашего «новобрачного» номера нарисовалась хорошая лужа. А в планах у нас были Ворзогоры — старое село на другом берегу Онеги с двумя деревянными церквями и колокольней 17-18 вв. Переправились через Онегу до причала Легашевская Запань вот на этом ходящем по расписанию пассажирском пароме (с автомобильным надо договариваться отдельно) (фото вчерашнее, «сухое»).
Сели в бывшую почтовую Буханку (с водителем договорился заранее, телефон дали «Аленушке») и с еще двумя такими же, как мы, туристами поехали через леса 27 км в Ворзогоры.
Смотритель, старожил Николай Гунин провел нам экскурсию по основанному им небольшому музею в здании действующей библиотеки, открыл нам церкви (одна из них сейчас реставрируется), колокольню. С его слов, местные до сих пор пользуются библиотекой, хотя их, постоянно живущих, осталось 22 человека, а 100 лет назад жило около 1050.
Сама деревня очень живописная, стоит на высоком берегу, с которого можно в ясную погоду (не наш случай) увидеть Кий остров, сейчас он еле-еле проглядывал сквозь мглу.
Памятник Поспелову, капитану и полярному исследователю, уроженцу Ворзогор.
Погуляв по деревне, мы тем же путем вернулись в Онегу.
Тут я вспомнил о Бумере, нашел в интернете 5 шиномонтажей, подкачал колесо и поехал. В 1-м не оказалось усиленных кордовых латок (для ранфлетов нужны такие), во 2-м мастер сказал: «У меня болит спина, так что снимай колесо сам», в 3-м ворота настежь открыты, но никого нет, на стене краской написан номер, звоню, мне говорят: «Я сейчас на тренажере, зайди в гараж, возьми домкрат и снимай колесо, я сейчас подойду».
Ладно, я не гордый, беру домкрат и снимаю. Приходит мастер, смотрит, а внутри здоровая трещина, мастер сказал, что заплатку поставит, но без гарантии, так как произошло расслоение и воздух может все равно выходить. Еще он предложил, на мой страх и риск, поставить камеру, но они максимум R16, а колесо R19. Я рисковать не стал, поставили заплатку, но не помогло, потихоньку травило, так и ехали до дому, подкачивая колесо через каждые 40-60 км. На всякий случай я достал из подпола свою складную докатку и накачал её от стационарного компрессора, со своего не получилось, от затянутого крепежного ремня покрышка слезла с обода.
Вечером сходили в баню, после дождливого дня попариться было особенно приятно.
30.07. Утром еще немного погуляли по городу.
И выехали в Вологду тем же путем, что и приехали. Погода наладилась, и оставалось только сожалеть, что так не повезло в Ворзогорах.
В Вологду в гостиницу «Спутник» (3500 руб./сут) приехали в 20:20. Чуть прошлись по городу и улеглись спать. Пробег за день составил 773 км.
31.07. Так как в Вологде были неоднократно, то задерживаться не стали, а сразу поехали домой, куда и прибыли необычно рано, в 15:40. Пробег за день 470 км, общий 2572.
Русский Север как всегда манит и привлекает, есть что-то притягательное в нем. Вот и после этой поездки мы твердо знаем, что когда-нибудь снова посетим эти места!
PS. По возвращении домой выяснилось, что на заднем колесе неремонтопригодная грыжа, поэтому в сентябре 22-го я взял 4 обычных колеса 235/55. Впрочем, об этом я писал подробнее во 2-й части отзыва.